Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ: КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ (на моделях образовательных учреждений)'

КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ: КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ (на моделях образовательных учреждений) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / условия / среда организации / компетентностный подход / образование / : competencies / conditions / organization environment / competency based approach / ed ucation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машкова Анна Сергеевна

Рассматриваются разные подходы к пониманию образования, к качествам (компетенциям) учителя, преподавателя, ученика, студента. Представлен обзор траекторий и технологий эволюции и состояния комптентностного подхода в сфере образования; основные принципы разработки моделей компетенций представителей социономических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCES OF REPRESENTATIVES OF SOCIONOMIC PROFESSIONS: CONCEPTS AND TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT (on models of educational

Different approaches to the understanding of education, to the qualities (competences) of a teacher, lecturer, pupil, student are considered. An overview of the trajectories and technologies of evolution and the state of th e competence based approach in the field of education is presented; basic principles for developing competency models for representatives of socionomic professions.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ: КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ (на моделях образовательных учреждений)»

С.А. Богомаз [3] определяет жизнестойкость человека как важный личностный ресурс, связанный со способностью преодолеть стресс, способствует поддержанию высокого уровня психического и физического здоровья, а также повышает удовлетворенность собственной жизнью. Р.И. Стецишин [3] пришел к выводу, что жизнестойкость - это личностно-психологический ресурс, который позволяет человеку, трудящемуся в сфере помогающих профессий, противостоять состоянию личностной и профессиональной дезадаптации. Н.М. Волобуева [3], обследуя группу студентов, изучала жизнестойкость как личностный ресурс, который позволяет им развиваться и самосовершенствоваться.

Проведенное исследование показало актуальность разработки феномена «профессиональное долголетие педагога», которое является основой профилактики эмоционального, профессионального выгорания, минимизации психологических рисков педагогической деятельности. Значимым ресурсом активизации профессионального долголетия педагога может стать его жизнестойкость - способность эффективно преодолевать стрессовые ситуации и находить в них источники для развития.

Литература

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. - 271 с.

2. Кольчугина Н.И., Шмелева Е.А., Иванова Е.В. Психологическая безопасность педагога в современной образовательной среде // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2021. - С. 250-264.

3. Корнилова Т.В. Психологические особенности жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания в виде лишения свободы: дис. канд. психол. наук. - Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2021.

4. Митина Л.М. Концепция профессионального долголетия // Директор школы. 1998. № 5. С. 31-36.

5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. - М.; СПб.: Нестор-История, 2014. - 376 с.

6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.; Издательский центр «Академия», 2005.

7. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2020.

8. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство / Под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006.

КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ: КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ

(на моделях образовательных учреждений)1

Машкова Анна Сергеевна (Москва, Россия), аспирант, Институт психологии Российской академии наук. E-mail: ania_12@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются разные подходы к пониманию образования, к качествам (компетенциям) учителя, преподавателя, ученика, студента. Представлен обзор траекторий и технологий эволюции и состояния комптентностного подхода в сфере образования; основные принципы разработки моделей компетенций представителей социономических профессий.

Ключевые слова: компетенции, условия, среда организации, компетентностный подход, образование.

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-00250: «Профессиональная карьера: ресурсный подход), Институт психологии РАН.

COMPETENCES OF REPRESENTATIVES OF SOCIONOMIC PROFESSIONS: CONCEPTS AND TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT (on models of educational institutions)

Mashkova Anna Sergeevna (Moscow, Russia), Graduate student, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. E-mail: ania 12@mail.ru

Abstract. Different approaches to the understanding of education, to the qualities (competences) of a teacher, lecturer, pupil, student are considered. An overview of the trajectories and technologies of evolution and the state of the competence-based approach in the field of education is presented; basic principles for developing competency models for representatives of socionomic professions.

Keywords: competencies, conditions, organization environment, competency-based approach, education.

Введение. В системном личностно-развивающим подходе Л.М. Митиной [5 и др.], видение особенностей эволюции педагога - учителя, преподавателя, - последовательно расширяются границы «предмета», включающего новые сопряженные «линии развития» (как личности, субъекта, профессионала в процессах его карьерного продвижения). В русле названного выше подхода совместно рассматриваются «сферы развития» и «стадии развития»; в качестве ключевых ставится вопрос становления и развития компетенций педагога. Цель: изучение и описание подходов к пониманию образования и качествам (компетенциям) его субъектов. Методы: историко-теоретический анализ технологий разработки комптентностного подхода в образовании.

Результаты и обсуждение. Выделим основные подходы. Гума.нистический подход ориентирвоан на рост и ра.звитие личности обучающегося (воспита.нника); компетентностный подход ориентирован на объяснение успешнрости деятельности человека. Исходя из этого, специалисты принима.ются решения об этапах эволюции субъекта (личнсоти), условиях и способа.х формирования компетецний, о моделях компетенции педагога. (учителя, преподавателя, воспитателя) [1-8].

Специалисты признают ведущую я роль учителя, преподавателя, воспитателя в разных сферах образования и воспитания. Исходя из логики эволюции качеств (компетенциям) субъектов, разрабатываются и модели компетенций, отражающих как их перечни, так и последова.тельности (технологии) их формирования, как правило, специфичные для каждой сферы [1; 2; 4; 5 и др.].

Выделим дидактические принципы обучения. И.Ф. Гербарт обучение и воспитание рассматривал в их единстве; их цель - воспитание нра.вственного человека, га.рмонично развитого. Г.Спенсер ориентировал образования на его «полезность». Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи и В.А. Лай отстаивали идею «трудовых школ», дающих ученику немного зна.ний, но максимум уменй (рабочих, трудовых). Центральным понятием педагогики для них выступал опыт как процесс поиска и формирования связей между объектами действительности (явлениями). «Школа для жизни» О. Декроли строилась на трех принципах: интерес, са.мостоятельность, самодеятельность. Основу обучения с начальных кла.ссов составляли «антопоцентризм», «комплексность», «центры интересов». Э. Кей предлагал создать такую среду, в которой обучение ребенка сочетается с реальной жизнью, в которой ребенок развивает свои природные задатки. Педагогическими установками М. Монтессори были представления о способности ребенка к самостоятельному спонтанному развитию, при роли взрослых в создании условий стимулирования процессов обучения и воспитания ребенка.

Исходной «точкой» последовательной эволюции педагогической мысли в России назовем выбор в 998 г. Православия как государственной религии. В городах стали открываться церкви и монастыри со школами и училищами. До конца XVI ст. образование на Руси не расширяется; переломным специалисты называют XVII в. как начало

последовательного развития педагогической мысли: был учрежден первый Печатный Двор в Москве, появилась первая печатная «Азбука» Ивана Федорова, «Псалтырь» Федора Климова; готовится методическая база для систематического обучения детей, но еще отсутствует достаточный корпус учителей, система подготовки (учительством занимались представители духовенства, отставные офицеры, бедные студенты).

В 1701 году Петр I издал указ об учреждении в Москве первой в России Школы математических и навигационных наук - первой русской школы, служившей потребностям государства. Ее выпускники становились офицерами, дипломатами, учителями. Крестьянские дети могли обучаться лишь в тех поместьях, в которых школы открывались на деньги частных лиц. В 1755 г. открылся Московский университет; «эпохой Просвещения» современники назовут время Екатерины II. Позже большой вклад в развитие педагогической мысли внесли труды Сеченова И.М., Павлова И.П., Бехтерева В.М., Ушинского К.Д. и др.

К началу XXI столетия в международной системе образования выделились несколько тенденций: непрерывного обучения; ориентации на развитие творческой самореализации; гуманизации; дифференциации и индивидуализации. В последние десятилетия оформился переход от понятия «квалификация» к «компетенциям», «компетентности»; усиливалась и расширялись международные связи, поиски общих стандартов оценки и др.

«Компетентностный подход» для отечественной системы образования в 1990-2000-х стал инновационным [1; 2; 5 и др.]; формировалось терминологическое сходство с пониманием процессов, происходящих в западной системе образования, позволяло Российской Федерации в 2003 г. присоединиться к Болонскому процессу; с другой стороны -расширялись и возможности содержательного плана. В Федеральном законе (№ 273-Ф3 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации») и профессиональному стандарту педагога, наиболее востребованным в образовании и воспитании названа инновационная деятельность [1; 2; 5]. В новом стандарте больше внимание уделяется личностным особенностям учителя, условиям, обеспечивающим формирование профессиональных и личностных компетенций учителя.

Реформирование отечественной системы образования в логике компетентностного подхода потребовало значительных изменений во всех звеньях педагогической системы: в формулировании ценностей, целей, результатов обучения/воспитания; содержания образования, деятельности учителя, преподавателя, воспитателя, ученика, воспитанника. Внедрение компетентностного подхода во всех звеньях предполагает изменение образовательных парадигм на всех уровнях - ДДУ, средней школы, вуза [1; 2; 4-7]. В последние годы в независимых исследованиях регулярно проводится «методологический аудит» ранее предложенных концепций в образовании; продолжается поиск оптимальных моделей компетенций педагога (см. обзоры: [1; 2; 5-8]).

Выводы

1. В продолжение нескольких столетий проблема образования (начального, позже -среднего и высшего) продолжает оставаться актуальной научной и научно-практической проблемой. Одной из последних тенденций в этой сфере стал компетентностный подход, предполагающий проведение ряда важных изменений во многих компонентах педагогической системы (ценностных ориентирах, целях, результатах обучения и воспитания), предполагающий уточнение актуальных качеств педагога и воспитанника (обучающегося).

2. Разработка моделей компетенций предполагает следование специфическим технологиям, включающим как общие, так и специальные компоненты. Такие модели специфичны для разных образовательных учреждений, задач обучения, исторической социально-экономической ситуации.

Литература

1. Абакумова Н.Н., Малкова И.Ю. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. - Томск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.

2. Вербицкий А.А., Ларионова О.Л. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

3. Вильчес-Ногерол В.В., Машкова А.С. Факторы организационной культуры в детерминации стилей делового общения менеджеров: специфика профессии и роль среды // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 127-133.

4. Машкова А.С. Феномен «компетенции»: оценки компетенций менеджеров (факторы предпочтений) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 1. С. 57-78.

5. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. - М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - 456 с.

6. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н., Цымбалюк А.Э. Системогенез деятельности профессионала. - Ярославль: РИО ЯРГПУ, 2019. - 242 с.

7. Толочек В.А. Технологии профессионального отбора. - М.: Юрайт, 2021. - 253 с.

8. Толочек В.А. Психология труда. - 3-е изд. доп. - СПб.: Питер, 2021. - 480 с.

ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Мдивани Марина Отаровна (Москва. Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mdivanim@gmail.com Аннотация. В статье обсуждаются теоретические и методологические подходы к образованию в интересах устойчивого развития. Описана история развития понятия и проведено сравнение с экологическим образованием. Проанализированы типы практик, используемых в экологическом образовании. Дана оценка заявленным целям образования в интересах устойчивого развития как антропоцентрически ориентированным. Делается вывод о том, что цели образования в интересах устойчивого развития должны быть сформулированы как достижение гармонии со средой.

Ключевые слова: образование в интересах устойчивого развития, экологическое образование, прогресс, экологическая справедливость, окружающая среда.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: STATUS AND OUTLOOK Mdivani Marina Otarovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mdivanim@gmail.com

Abstract. The article discusses theoretical and methodological approaches to education for sustainable development. The history of the development of the concept is described and compared with environmental education. The types of practices used in environmental education are analyzed. The stated goals of education for sustainable development are assessed as anthropocentrically oriented. It is concluded that the goals of education in the interests of sustainable development should be formulated as achieving harmony with the environment.

Keywords: education for sustainable development, environmental education, progress, environmental justice, environment.

Осознание насущной необходимости спасти планету от неосмотрительной эксплуатации, истощающей ее природные ресурсы, привело к формированию идеи устойчивого развития. Партнерство стран мира в охране окружающей среды началось со Стокгольмской конференции в 1972 году. Определение понятию «устойчивое развитие» было дано в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше общее будущее» [1], в котором концепция устойчивого развития сформулирована как удовлетворение потребностей настоящего без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Таким образом, устойчивое развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.