Научная статья на тему 'ЛИДЕРСТВО И ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА'

ЛИДЕРСТВО И ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационность / педагогический менеджмент / современный педагог / leadership / innovation / pedagogical managment / modern teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

В статье представлено теоретическое обоснование необходимости развития лидерства и инновационности у современных педагогов. На основании анализа личностных характеристик автором представлен проект создания творческой лаборатории современного педагога как психолого-педагогической системы сопровождения и развития профессионального потенциала работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP AND INNOVATION AS DEVELOPMENT STRATEGIES OF A MODERN TEACHER

The article presents a theoretical justification for the need to develop leadership and innovativeness among modern teachers. Based on the analysis of personal characteristics, the author presents a project to create a creative laboratory for a modern teacher as a psychological and pedagogical system for supporting and developing the professional potential of of educators.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСТВО И ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА»

которое приписывают окружающей среде не только экономическую ценность, но и другие ценности.

Образование в интересах устойчивого требует пристального внимания исследователей различных областей, и, прежде всего, экопсихологов для того, чтобы цели ОУР были сформулированы в рамках достижения гармонии со средой и включения ее в общую систему ценностей каждого человека.

Литература

1. Евтеев С.А., Перелет Р.А. (Ред.). Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. 1989. 372 с.

2. Мдивани, М.О., Панюкова Ю.Г. Конструкт «устойчивое развитие» как предмет экопсихологического эмпирического исследования // Экопсихологические исследования - 6: экология детства и психология устойчивого развития: сборник научных статей, Москва, 1718 марта 2020 года. - М.: Университетская книга, 2020. - С. 55-59. DOI 10.24411/9999-044A-2020-00010.

3. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. 2015. № 1. С. 11-74. DOI: 10.7256/2409-7144.2015.1.14001.

4. Gough Stephen & Scott William. Sustainable Development and Learning: Framing the issues. Sustainable Development and Learning: Framing the Issues. 2003. P. 1-173. DOI: 10.4324/9780203464625.

5. Krasny Marianne & Lundholm Cecilia & Plummer, Ryan. Resilience in Social-Ecological Systems: the Roles of Learning and Education. Environmental Education Research - ENVIRON EDUC RES. 2010. Vol. 16. P. 463-474. DOI: 10.1080/13504622.2010.505416.

6. Wals Arjen. Learning Our Way to Sustainability. Journal of Education for Sustainable Development. 2001. Vol. 5. P. 177-186. DOI: 10.1177/097340821100500208.

7. Zint Michaela & Dowd Patrick F. & Covitt Beth A. Enhancing environmental educators' evaluation competencies: insights from an examination of the effectiveness of the My Environmental Education Evaluation Resource Assistant (MEERA) website. Environmental Education Research. 2011. Vol. 17, Is. 4. P. 471-497. DOI: 10.1080/13504622.2011.565117.

ЛИДЕРСТВО И ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Михайлова Ольга Борисовна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. Email: olga00241@yandex.ru

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование необходимости развития лидерства и инновационности у современных педагогов. На основании анализа личностных характеристик автором представлен проект создания творческой лаборатории современного педагога как психолого-педагогической системы сопровождения и развития профессионального потенциала работников образования.

Ключевые слова: лидерство, инновационность, педагогический менеджмент, современный педагог.

LEADERSHIP AND INNOVATION AS DEVELOPMENT STRATEGIES OF A MODERN TEACHER Mikhailova Olga B. (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Department of Psychology and Pedagogics, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). E-mail: olga00241 @yandex.ru

Abstract. The article presents a theoretical justification for the need to develop leadership and innovativeness among modern teachers. Based on the analysis of personal characteristics, the author

presents a project to create a creative laboratory for a modern teacher as a psychological and pedagogical system for supporting and developing the professional potential of of educators.

Keywords: leadership, innovation, pedagogical managment, modern teacher.

В условиях глобальных изменений образовательного процесса, вызванных стремительной цифровизацией и трансформацией ценностно-смысловых приоритетов, современный педагог как никогда призван проявлять профессиональную гибкость, мобильность знаний и критичность мышления. Роль профессиональной ответственности работников образования в формировании оптимизма и жизнестойкости важна не только в саморазвитии, но и в развитии учеников, с которыми каждый день происходит взаимодействие в учебном процессе.

На развитие личностных качеств огромное влияние оказывают процесс образования, личность учителя, культура образовательного пространства, в которое ребенок погружается в период самых значимых этапов своего становления. В стратегии и тактике реализации современного образования актуальными являются следующие ориентиры в формировании потенциала и капитала будущих поколений: личностное развитие, гражданская идентичность, социальная активность, гуманитарная и техническая образованность, физическая и психологическая жизнестойкость.

Внедрение инноваций не возможно осуществлять без личностей обладающих данными качествами. Когда с удовольствием учатся? Когда с удовольствием учат, поэтому важную роль в инновационной деятельности играет не только инновационные характеристики, но лидерские способности. Именно лидеры вносят в профессиональную действительность конструктивную новизну. Лидер выступает в роли носителя конкретного новшества и одновременно инициатора его внедрения.

В настоящее время обществу необходимы лидеры образовательного процесса, потенциальные способности которых создадут основу прогресса и социально-экономического роста. Безусловно, среди многочисленных личностных качеств, характеризующих эффективность лидера, инновационность представляет одну из важных составляющих. В психологии существует целый ряд подходов, позволяющих охарактеризовать содержание труда учителя. Данные обстоятельства указывают на комплексность и сложность труда учителя с одной стороны, а также и способствуют терминологической несогласованности и противоречивости взглядов исследователей на проблему труда учителя.

Одним из наиболее важных и значимых подходов к рассмотрению труда учителя выступает подход с позиции личностных качеств и характеристик специалиста. В работах Л.М. Митиной было выделено несколько специфических личностных характеристик, типичных и желаемых для специалиста в области педагогической деятельности. Такие личностные характеристики составляют гибкость, компетентность, профессиональная направленность. Данные психологические характеристики позволяют говорить об учителе как о субъекте профессионального педагогического труда и субъекта жизнедеятельности.

Большое значение Л.М. Митина уделяет профессиональной направленности учителя. По ее мнению, направленность педагогического работника наиболее явно и полно проявляется в содержании его труда, определяя характеристику его облика, бытия и образа жизни в целом [3]. В направленности специалиста в области педагогической деятельности выражается его стратегия профессиональной деятельности, на что оказывает существенное влияние на качества личности специалиста, его индивидуальный стиль деятельности, а также характеристики его профессионального самосознания [4].

В менеджменте, в том числе и в педагогическом менеджменте, феномен лидерства рассматривается как процесс, связанный с движением к общей цели, влиянием на других для достижения поставленных задач (М.М. Поташник, В.П. Пикельная, С.Д. Резник,

B.П. Симонов, П.И. Третьякова, Н.Д. Никандрова, В.А. Федоров и др.). Методологической основой для организации исследования феномена лидерства в психологии являлись ситуационный и поведенческий подходы в развитии лидерских качеств [5].

В настоящее время современные подходы к исследованию феномена лидерства и развития лидерских качеств и способностей в профессиональной деятельности затрагивают самый широкий спектр проблем от личностных до групповых (А.С. Чернышов,

C.В. Сарычев, С.Г. Елизаров, И.Н. Логинов, Д.В. Беспалов, Ю.Л. Лобков).

В психологии лидерство исследуется: 1) как эмоциональное качество личности, вдохновляющего своими идеями других; 2) как личностное качество - устойчивый набор характеристик, необходимых для объединения, взаимодействия и воздействия на людей (К. Левин, А. Менегетти, Б.Д. Парыгин, А.Н. Занковский, О.Н. Первушина, О.В. Евтихов и др).

Мониторинг научных работ и диссертационных исследований, который проводился нами на протяжении нескольких лет, позволяет утверждать, что в российской психологии почти нет теоретических и эмпирических описаний взаимосвязи инновационности и лидерства, тем более в профессиональной педагогической деятельности.

В южно-уральской научной школе психологов В.Г. Грязева-Добшинская и ее коллеги делают попытки внедрения термина «инновационное лидерство» [1; 2]. Внедрение в научную лексику данного термина неоднозначно, так как по своей природе конструктивный лидер - это уже инноватор. Более того, инноватор обязан быть лидером, иначе его нововведения не будут внедрены в практику. Развитие позитивных лидерских качеств необходимо начинать в образовательной среде, поэтому в практике современного среднего и высшего образования еще много перспективных направлений для получений новых эмпирических данных, результаты которых позволять сформировать конкретные психолого-педагогические технологии.

Проблема исследования особенностей проявления инновационности в современном обществе продиктована необходимостью разработки новых форм управления человеческим капиталом. В поисках границ между личной успешностью, эффективностью и результативностью формируются новые лидеры, которые могут использовать свою активность как во благо, так и во вред себе и обществу. Перспективность психологических направлений исследования инновационности связаны не только с выявлением особенностей данного качества в деятельности, но и с внедрением эффективных социально-психологических и психолого-педагогических технологий управления личностными характеристиками для развития созидательности лидеров и общества в целом [5].

Инновационный потенциал личности рассматривается в наших исследованиях как синтез качеств человека, реализующихся в результате включения его в инновационную деятельность и состоящих из взаимосвязанных и взаимовлияющих психологических маркеров: креативность, инновационность и созидательность [6].

Инновационность как личностный интеграл, обеспечивающий восприятие, оценку, доработку, оперативное внедрение и практическую реализацию оригинальных идей, реализующихся в деятельностной активности. Инновационность связана с другими личностными характеристиками, но и имеет принципиальные отличия от креативности и предприимчивости. Креативность, выраженная интеллектуальной активностью, является неотъемлемой частью инновационного потенциала личности. Если креативность рассматривать как совокупность качеств, создающих идею, то инновационность - это совокупность личностных качеств, позволяющих воплотить творческую идею в реальную действительность [5; 6].

Отличительной особенностью инновационности является, то что цель реализации творческой идеи не предусматривает экономический эффект и в этом принципиальное

отличие инновационности от предприимчивости и, соответственно, деятельностной активности от деловой [5].

Развитие лидерских и инновационных качеств необходимо начинать в образовательной среде, поэтому в практике современного образования еще много перспективных направлений для получений новых эмпирических данных, результаты которых позволять сформировать конкретные психолого-педагогические технологии. Диагностика особенностей проявлений лидерских способностей и инновационных качеств личности позволит определить основные формы и методы в развитии инновационного потенциала у современных педагогов.

Теоретико-методологическими основами развития лидерства и инновационности у педагогов стали общетеоретические представления о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности (К.А. Абульханова, А.Н. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); принципы системности, целостности, единства и взаимодетерминированности внешнего и внутреннего (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.); концепции профессионального здоровья (Б.С. Братусь, В.И. Слободчиков, К. Рифф и др.).

Следует предположить, что развитие данных психологических характеристик у современных педагогов возможно через систематическую организацию психолого-педагогического сопровождения развития профессионального потенциала. Эффективной формой в педагогическом менеджменте современной школы в данном направлении может быть организация психолого-педагогического семинара в виде творческой лаборатории. Попытаемся представить краткое описание содержания данной лаборатории.

Данный проект предусматривает создание психолого-педагогической лаборатории, цель которой - профилактика эмоционального выгорания, поддержание профессионального благополучия и развитие профессионального потенциала педагогов. Работа лаборатории будет реализована протяжении минимум одного учебного года в систематическом формате психолого-педагогического семинара в интерактивной форме с периодичностью 2 раза в месяца по 2 академических часа. В случае успешности реализации проекта он может стать многолетней научно-исследовательской площадкой любого образовательного учреждения В процессе взаимодействия будут проведены диагностические и психокоррекционные занятия для педагогов в интерактивном и тренинговом формате по следующим модулям: 1 модуль «Я и мое здоровье: как жить долго и счастливо в профессии»; 2 модуль «Креативность в педагогической деятельности: от педагогического дизайна к педагогическим инновациям»; 3 модуль «Как развить свой профессиональный потенциал: индивидуальные траектории в профессиональном росте»; 4 модуль - «Мое профессиональное портфолио: практические методы и методики творческого роста».

Для того, чтобы наиболее полно раскрыть профессиональный потенциал необходимо стимулировать формирование у учителей, особенно только начинающих, стиль профессиональной деятельности, положительных установок на самореализацию в условиях многозадачности и непредсказуемости современной действительности. Педагогический менеджмент образовательной среды должен создать условия для обеспечения высоких профессиональных достижений педагогов. Процесс формирования и развития конкурентоспособности и лидерства возможно обеспечить в трех сферах: собственно в сфере деятельности, в личностном плане, а также в общении.

Развитие конкурентоспособности педагогов в области профессиональной деятельности необходимо поддерживать в условиях применения инноваций в методике преподавания и методах исследования учащихся в процессе учебно-воспитательного процесса, которые применяет педагог. Обеспечение возможностей для профессионального роста и развития педагогов возможно посредством развития рефлексивных способностей, а также посредством тренингов личностного развития.

Формирование и проявление лидерских качеств непосредственно связаны с коммуникативной компетентностью, которую можно развивать посредством использования

методов интерактивного социально-психологического взаимодействия с коллегами и учениками, например, социально-психологического тренинга общения. Все перечисленные формы и методы психолого-педагогического сопровождения развития лидерства и инновационности возможны только при грамотной системе управления развитием профессионального потенциала современных педагогов, чтобы каждому современному учителю можно было сказать: "Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики".

Литература

1. Грязева-Добшинская В.Г. Инновационное лидерство: парадоксы эмпирических исследований // Наука ЮУрГУ. Материалы 68-й научной конференции. - Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. 2016. С. 986-991.

2. Дмитриева Ю.А., Грязева-Добшинская В.Г. Структура лидерства менеджеров: результаты эмпирического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 5-12.

3. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2015. № 7. С. 89-93.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320 с.

5. Михайлова О.Б. Психологические характеристики инновационности личности современных руководителей // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. № 2. С. 38-43.

6. Михайлова О.Б., Кущазли М.И. Особенности проявления и стратегии преодоления профессиональных деформаций у педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 37-42.

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА Погожина Ирина Николаевна (Москва, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и педагогики, Факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. E-mail: pogozhina@mail.ru

Подольская Татьяна Афанасьевна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. E-mail: tpodolskaya@list.ru

Аннотация. В статье предложена программа формирования психолого-педагогической компетенции педагога. Обосновывается необходимость выделения специальной группы психолого-педагогических компетенций преподавателя (ППКП) как основы подготовки современных преподавательских кадров, способных разрабатывать и реализовывать образовательные программы нового поколения. С опорой на деятельностную теорию учения построена модель ориентировочной основы деятельности преподавателя, включающей в себя обобщенные базовые умения. Разработана программа тренинга по формированию психолого-педагогических компетенций преподавателя.

Ключевые слова: деятельностный тренинг, формирование, психолого-педагогическая компетентность преподавателя, компетентностная модель преподавателя, дидактика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.