Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА'

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельностный тренинг / формирование / психолого-педагогическая компетентность преподавателя / компетентностная модель преподавателя / дидактика / activity-based training / psychological and pedagogical teacher competence / competence model of the teacher / formation / didactics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погожина Ирина Николаевна, Подольская Татьяна Афанасьевна

В статье предложена программа формирования психолого-педагогической компетенции педагога. Обосновывается необходимость выделения специальной группы психолого-педагогических компетенций преподавателя (ППКП) как основы подготовки современных преподавательских кадров, способных разрабатывать и реализовывать образовательные программы нового поколения. С опорой на деятельностную теорию учения построена модель ориентировочной основы деятельности преподавателя, включающей в себя обобщенные базовые умения. Разработана программа тренинга по формированию психолого-педагогических компетенций преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TEACHER COMPETENCE

The authors’ program for the formation of the teacher's psychological-pedagogical competence is proposed. The necessity of allocating a special group of psychological and pedagogical competencies of the teacher (PPCT) as the basis for training modern teaching personnel capable of developing and implementing educational programs of a new generation is substantiated. The activity theory of learning and acquisition of social experience is an effective mean for constructing of innovative technologies of highly qualified pedagogical personnel training within higher, general and additional education systems. A training program on the formation of psychological and pedagogical competencies of a teacher has been developed.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА»

методов интерактивного социально-психологического взаимодействия с коллегами и учениками, например, социально-психологического тренинга общения. Все перечисленные формы и методы психолого-педагогического сопровождения развития лидерства и инновационности возможны только при грамотной системе управления развитием профессионального потенциала современных педагогов, чтобы каждому современному учителю можно было сказать: "Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики".

Литература

1. Грязева-Добшинская В.Г. Инновационное лидерство: парадоксы эмпирических исследований // Наука ЮУрГУ. Материалы 68-й научной конференции. - Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. 2016. С. 986-991.

2. Дмитриева Ю.А., Грязева-Добшинская В.Г. Структура лидерства менеджеров: результаты эмпирического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 5-12.

3. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2015. № 7. С. 89-93.

4. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -320 с.

5. Михайлова О.Б. Психологические характеристики инновационности личности современных руководителей // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. № 2. С. 38-43.

6. Михайлова О.Б., Кущазли М.И. Особенности проявления и стратегии преодоления профессиональных деформаций у педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 37-42.

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА Погожина Ирина Николаевна (Москва, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и педагогики, Факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. E-mail: pogozhina@mail.ru

Подольская Татьяна Афанасьевна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования. E-mail: tpodolskaya@list.ru

Аннотация. В статье предложена программа формирования психолого-педагогической компетенции педагога. Обосновывается необходимость выделения специальной группы психолого-педагогических компетенций преподавателя (ППКП) как основы подготовки современных преподавательских кадров, способных разрабатывать и реализовывать образовательные программы нового поколения. С опорой на деятельностную теорию учения построена модель ориентировочной основы деятельности преподавателя, включающей в себя обобщенные базовые умения. Разработана программа тренинга по формированию психолого-педагогических компетенций преподавателя.

Ключевые слова: деятельностный тренинг, формирование, психолого-педагогическая компетентность преподавателя, компетентностная модель преподавателя, дидактика.

ON THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TEACHER COMPETENCE Pogozhina Irina Nikolaevna (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Psychology of Education and Pedagogics, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University. E-mail: pogozhina@mail.ru

Podolskaya Tatiana Afanasievna (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute of Art Education and Culturology of the Russian Academy of Education. E-mail: tpodolskaya@list.ru

Abstract. The authors' program for the formation of the teacher's psychological-pedagogical competence is proposed. The necessity of allocating a special group of psychological and pedagogical competencies of the teacher (PPCT) as the basis for training modern teaching personnel capable of developing and implementing educational programs of a new generation is substantiated. The activity theory of learning and acquisition of social experience is an effective mean for constructing of innovative technologies of highly qualified pedagogical personnel training within higher, general and additional education systems. A training program on the formation of psychological and pedagogical competencies of a teacher has been developed.

Keywords: activity-based training; psychological and pedagogical teacher competence; competence model of the teacher; formation, didactics.

В последние годы в нашей стране государственными институтами разработаны профессиональные и образовательные стандарты нового поколения и соответствующие им программы обучения. При сопоставлении общих образовательных программ подготовки специалистов для учреждений высшего профессионального и дополнительного образования, реализуемых разными вузами в рамках специалитета, магистратуры, аспирантуры, мы обнаружили, что все они содержат элементы, предполагающие овладение выпускниками профессиональными компетенциями (ПК) в области педагогической и методической деятельности. Одним из путей повышения качества подготовки педагогических кадров является совершенствование компетентностных моделей образовательных программ в направлении их соответствия требованиям профессионального стандарта. Деятельность педагога описывается в следующих профессиональных стандартах (ПС): «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»; «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»). Анализ содержания ПС специалистов в области образования показал, что все они в большем или меньшем объеме включают блоки трудовых функций, прямо обеспечивающие проектирование, реализацию и экспертизу образовательных программ разных уровней подготовки. Это предполагает, что при подготовке обучающихся к преподавательской деятельности необходимо формировать у них целостную систему психолого-педагогических компетенций, дескрипторами которых в картах профессиональных стандартов являются трудовые функции и соответствующие им необходимые умения и необходимые знания.

Опираясь на деятельностную теорию учения и усвоения познавательного опыта индивидом [1; 2; 3; 6]; типологию ориентировочной основы действия [2; 8]; положения о составе и структуре процесса учения [3]; результаты исследований, выполненных в рамках школы П.Я. Гальперина и его коллег в области педагогической психологии, педагогики, методики преподавания, мы построили модель компетенций преподавателя (МКП), отвечающую, на наш взгляд, современным научным представлениям. Содержание компетентностной модели преподавателя включает две группы компетенций: 1) базовые (БК) и 2) специальные, которые мы назвали психолого-педагогическими компетенциями преподавателя (ППКП). В базовые компетенции входят группы когнитивных, мотивационных, эмоционально-регуляторных и коммуникативных компетенций. Их

подробный анализ остается за рамками данной статьи. Психолого-педагогические компетенции включают пять обобщенных умений:

1. Умение формулировать цели как результаты обучения («индикаторы формирования компетенций» в терминах современных профессиональных образовательных стандартов) на уровнях построения у обучающихся знаний и умений.

2. Умение отбирать и структурировать разные типы учебного содержания в соответствии с заданными результатами обучения.

3. Умение подбирать современные обучающие технологии (в том числе дистанционные) в соответствии с заданными целями и выстроенным учебным содержанием: методы, формы, средства, обеспечивающие организацию процессов понимания и овладения учебным материалом.

4. Умение получать и предоставлять обратную связь о ходе усвоения учебного материала: формулировать контрольные вопросы и задания разных типов, направленные не только на проверку овладения учебным материалом, но и на развитие у обучающихся разных групп психических процессов.

5. Умение оценивать результаты обучения как достижение целей, поставленных перед обучающимися (разработка конгруэнтных целям оценочных средств).

На основе предложенной модели психолого-педагогических компетенций преподавателя мы разработали план деятельностного тренинга, целью которого является формирование соответствующих компетенций преподавателя в совместной деятельности. Тренинг содержит семь учебных модулей (таблица).

Таблица

Формирование психолого-педагогических компетенций преподавателя

Учебные модули Формируемые в совместной деятельности компетенции преподавателя

1. Технологии формулирования и обоснования тем учебных курсов (занятий) для целевой аудитории - Умение задавать темы учебных курсов/занятий таким образом, чтобы они «несли» в названии планируемые результаты обучения - Умение мотивировать к освоению учебных программ, включая результаты обучения в иерархию мотивов разных категорий обучающихся

2. Технологии целеполагания - Умение формулирования целей как результатов обучения («индикаторов формирования компетенций») в кластерах «знать», «уметь» - Умение соотносить цели обучения с моделью компетенций профессионального стандарта (при необходимости) - Умение проверять заданные цели по дидактическим критериям (конкретность, достижимость, проверяемость)

3. Технологии структурирования содержания учебного курса (занятия) - Умение выделять в учебном содержании логические, гносеологические и категориальные характеристики знаний - Умение структурировать учебное содержание разных типов (эмпирическое, теоретическое знание, знание об умениях) в зависимости от заданных в обучении целей - Умение строить графические отображения связей между разными содержательными элементами учебного материала целостного курса/учебного занятия (тт<1тар)

4. Технологии задания последовательности учебных задач - Умение ставить учебные задачи в соответствии с заданными целями как результатами обучения. - Умение выбирать «траектории движения» в рамках построенной педагогом структуры учебного содержания (mmdmap). - Умение разрабатывать и реализовывать разные типы сценариев учебных курсов/занятий

5. Технологии отбора обучающих технологий: методы обучения - Умение подбирать обучающие технологии в соответствии с заданными целями и отобранным и структурированным учебным содержанием - Умение эффективно использовать три основные группы методов, направленных на: 1) построение знаний у учащихся (объяснение); 2) организацию их усвоения (овладение); 3) получение обратной связи (контроль) для достижения результатов обучения

6. Технологии отбора обучающих технологий: методы средства обучения - Умение отбирать виды средств, помогающие обучающимся понять содержание учебного материала и эффективно овладеть им. - Умение использовать современные средства обучения (в том числе дистанционные) для достижения целей курса/занятия с учетом особенностей учебного содержания

7. Технологии получения обратной связи о достижении целей обучения - Умение задавать критерии оценки результатов обучения - Умение формировать и использовать разные виды оценочных средств, направленных на получение обратной связи о процессе овладения учебным содержанием - Умение формулировать контрольные вопросы и задания, направленные на развитие у обучающихся разных групп познавательных психических процессов (развивающие задания)

Основой формирования психолого-педагогических компетенций преподавателя в рамках предлагаемого нами тренинга является оригинальный метод деятельностного группового тренинга, который совмещает в себе метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и способы порционного задания и интериоризации ориентировочной основы действия И.И. Ильясова [5]. Данный метод показал свою высокую эффективность при формировании коммуникативной и правовой компетентности учащихся на разных ступенях образования, и мы ожидаем его высокую эффективность при формировании психолого-педагогических компетенций преподавателя.

Предложенные нами подходы к пониманию содержания психолого-педагогической компетенции и модель педагогической деятельности продолжают линию исследований по построению деятельностно-компетентностных моделей, направленных на развитие профессионализма «инновационных педагогов» [4; 7] и углубляют их в отношении расширения возможностей экспериментальной проверки при подготовке педагогов.

Литература

1. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2003. - 240 с.

2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет»; «Высшая школа», 2002. - 400 с.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 200 с.

4. Леньков С.Л. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма инновационных педагогов // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 337-360.

5. Погожина И.Н. Деятельностный групповой тренинг - новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П.Я. Гальперина // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 123-132.

6. Подольский А.И. Нет ничего практичней... (Еще раз об объяснительных и прикладных возможностях психологической концепции П.Я. Гальперина) // Национальный психологический журнал. 2006. № 1. С. 54-57.

7. Рубцов В.В. Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно -историческая психология. 2010. № 4. С. 62-68.

8. Талызина Н.Ф. Деятельностная теория учения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020. -

410 с.

ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД

Рыбакина Наталья Александровна (Самара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой современных технологий и качества образования, Центр развития образования городского округа Самара. E-mail: rybakina@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы реализации единства обучения и воспитания в образовании. Анализируются возможности теории контекстного образования в решении указанных проблем. Раскрываются механизмы реализации единства обучения и воспитания в компетентностно-контекстной концепции школьного обучения и воспитания.

Ключевые слова: обучение, воспитание, теория контекстного образования, образовательная компетенция, компетентностно-контекстная концепция школьного обучения и воспитания.

UNITY OF EDUCATION AND UPBRINGING: COMPETENCE-CONTEXTUAL APPROACH

Rybakina Natalia Aleksandrovna (Samara, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Implementation of New Methods, Technologies, Projects in Education, Education Development Center of Samara City District. E-mail: rybakina@yandex.ru

Abstract. The article deals with the problems of implementing the unity of teaching and education. The possibilities of the theory of contextual education in solving these problems are analyzed. The mechanisms of realization of the unity of education and upbringing in the competence-contextual concept of school education and upbringing are revealed.

Keywords: teaching, education, theory of contextual education, educational competence, competence-contextual concept of school teaching and education.

В государственных документах по образованию: Федеральный Закон «Об образовании в РФ», ФГОС, Профессиональный стандарт «Педагог» и т.д., подчеркивается мысль о единстве обучения и воспитания как двух сторонах процесса образования. Однако существующее в педагогической науке разделение этих процессов на две ветви - теорию обучения (дидактику) и теорию воспитания - не позволяет свести их воедино.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» обучение и воспитание, с одной стороны, заявляются составными частями образования, с другой - определяются как отдельные виды деятельности. Где под обучением и воспитанием понимаются целенаправленные процессы по организации деятельности обучающихся, но на разном содержании. Содержанием обучения выступает адаптированное содержание наук, которое усваивается посредством специально организуемых учителем учебных ситуаций. А содержанием воспитания - ценности, которые присваиваются «здесь и сейчас» в складывающихся межличностных отношениях. Указанные различия определяют различия в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.