УДК 001.895 + 005.322:316.46 + 316.46 ББК Ю956.6 + У9(2)212.14-551
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ РЕСУРСЫ ИННОВАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА: ФАКТОРНО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Ю.А. Дмитриева
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
На основе анализа результатов исследований инновационного лидерства менеджеров обсуждается проблема установления соответствия между различными его ресурсами и теоретически обозначенными интра- и интериндивидным уровнями изучения активности субъектов. Представлены результаты факторно-аналитического исследования данных психологической диагностики лидерских, креативных, мотивационных и командно-ролевых ресурсов инновационного лидерства 375 менеджеров промышленных предприятий Уральского региона. Проанализирована специфика факторной структуры инновационного лидерства в группах менеджеров предприятий с разным уровнем инновационности.
Ключевые слова: инновационное лидерство, ресурсы инновационного лидерства, факторная структура инновационного лидерства.
Введение
Современный мир динамичен, изменения происходят во всех сферах жизнедеятельности человека и организаций. Наибольших изменений от персонала требует инновационная деятельность организации как процесс создания нового продукта или услуги, разворачивающийся от момента появления идеи до разработки технологии и реализации готового продукта на рынке (Друкер, 2007; Питерс, 2006). Для успешной инновационной деятельности организации требуется постоянная активность персонала, в первую очередь - активность управленческой команды менеджеров, выполняющих функцию лидеров инноваций. Как следствие, возникает необходимость выявления имеющихся ресурсов активности инновационного лидерства менеджеров, а также развития этих ресурсов до необходимого уровня (Грязева-Добшинская, 2010).
В рамках реализованного в исследованиях В.Г. Грязевой-Добшинской (2007, 2010) системного подхода инновационное лидерство рассматривается как сложное многоуровневое образование, включающее в себя три уровня изучения активности субъектов ин-траиндивидный (рассматривающий креативные и мотивационные ресурсы), интериндивидный (исследование лидерских и командно-ролевых ресурсов) и метаиндивидный (для социо-культурных и организационно-культурных ресурсов) (Грязева-Добшинская, 2007, 2010).
В ходе сравнительного эмпирического исследования была определена специфика проявлений у менеджеров российских промышленных предприятий (по сравнению с зарубежными коллегами) инновационного лидерства по основным ресурсам интра- и интериндивидного уровней. Эта специфика проявлялась преимущественно средней и низкой сформированностью трансформационного и транзакционного стиля лидерства; низким уровнем мотивации «надежда на успех» и высоким уровнем мотивации «избегание неудач» (Дмитриева, 2014); доминированием в командно-ролевой структуре лидерства менеджеров реализуемых ими командных ролей «реализатор» и «мотиватор» (Грязева-Добшинская, 2011).
Выявленные в эмпирическом психодиагностическом исследовании особенности инновационного лидерства менеджеров обозначили проблему установления соответствия между креативными, мотивационными, лидерскими и командно-ролевыми ресурсами, с одной стороны, и теоретически обоснованными уровнями инновационного лидерства: интра- и интериндивидным.
В связи с вышеизложенным было проведено исследование, целью которого было выявление кластеров психодиагностических данных, соотносимых с теоретическими конструктами уровней инновационного лидерства менеджеров, а также определение специфики таких кластеров переменных в группах
менеджеров предприятий, различающихся по уровню инновационности своей деятельности.
Методики исследования
Комплекс методик диагностики разноуровневых ресурсов инновационного лидерства был определен и апробирован в ходе эмпирического исследования по научно-практической программе «Инновационное лидерство: психологический инновационный аудит» (Грязева-Добшинская, 2007).
Психологическая диагностика креативных ресурсов менеджеров осуществлялась с помощью тест Г. Роршаха, комплекс показателей по которому (Роршах, 2003) может быть использован для анализа креативных ресурсов менеджеров, поскольку ранее такой подход был апробирован в исследованиях творческой активности личности (Грязева-Добшинская, 2005). К числу таких показателей относятся следующие психодиагностические индикаторы теста Роршаха: оригинальность; интеллектуальная инициатива; психофизическая активность; эмоциональная реактивность; эмоциональная активация; гибкость.
Мотивационные ресурсы менеджеров изучались с помощью проективной методики ТАТ Х. Хекхаузена в адаптированном Л.Н. Собчик варианте (Хекхаузен, 2001; Собчик, 2002). Для этого проводился анализ следующих тестовых характеристик мотивации: «надежда на успех» (НУ) и «избегание неудач» (ИН), а также показатели «общей мотивации достижения» (ОМ) и «чистой надежды» (ЧН).
Лидерские ресурсы менеджеров исследовались с помощью опросника MLQ («Многофакторный опросник лидерства», B. Bass, B. Avolio), включающий в себя (Avolio, 1999) 5 шкал трансформационного лидерства (поведенческое влияние, личностное влияние, вдохновляющее мотивирование, интеллектуальное стимулирование, индивидуальный подход); 4 шкалы транзакционного лидерства (зависимые вознаграждения, активное управление по отклонениям, пассивное управление по отклонениям, лидерство-невмешательство) и 3 шкалы самооценки эффективности лидерства (мобилизация коллектива на сверхусилие, удовлетворенность лидерством, самоуважение и чувство собственной ценности). Валидность опросника MLQ подтверждена в исследованиях проявлений инновационного лидерства у менеджеров российских предприятий (Грязева-Добшинская, 2015).
Для психологической диагностики командно-ролевых ресурсов менеджеров использовался опросник Р.М. Белбина «Роли в командной работе» (Белбин, 2003), в котором использовались следующие показатели выраженности командных ролей: «реализатор», «координатор», «контролер», «аналитик», «генератор идей», «мотиватор», «изыскатель ресурсов» и «гармонизатор».
Выборку исследования составили 375 менеджеров различных промышленных предприятий Уральского региона.
Дизайн исследования
Для исследования ресурсов инновационного лидерства менеджеров, соотнесенных с их различными уровнями, проводился факторный анализ количественных данных психологической диагностики в целом по всей выборке и в подгруппах выборки менеджеров.
Факторно-аналитическое исследование в целях уточнения структурных взаимосвязей инновационного лидерства проводилось в 3 подгруппах менеджеров промышленных предприятий, стратифицированных по критерию «предприятие с высоким (средним, низким) уровнем инновационности».
Первая группа (щ=60 человек, группа № 1) - менеджеры промышленного предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), характеризующегося высоким инновационным потенциалом (наличие большого числа запатентованных интеллектуальных продуктов, разрабатываемых и внедренных инновационных проектов и т. п.).
Вторая группа (п2=46 человек, группа № 2) - менеджеры модернизирующегося промышленного предприятии, на котором отсутствует собственное структурное научно-исследовательское подразделение, но проводятся организационные изменения, связанные с введением ранее внедренных другими предприятиями инноваций.
Третья группа (п3=17 человек, группа № 3) - менеджеры, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью.
Критерием дифференцированности уровня инновационности являлась оценка совокупности объективных показателей их деятельности (доля сектора инноватики в организационной структуре предприятия и наличие инновационных и модернизирующихся проектов).
Факторно-аналитическое решение осуществлялось на основе модели главных компонент с определением 2 факторов, выделяемых на основании значений критерия Кайзера и последующим варимакс-вращением с целью получения матриц, в которых каждая переменная имеет наибольшую нагрузку только по одному фактору (Наследов, 2004).
Результаты исследования, их обсуждение
Факторно-аналитическое исследование ресурсов инновационного лидерства менеджеров (на всей выборке менеджеров) Факторная структура инновационного лидерства менеджеров по материалам психодиагностического обследования выборки 375 менеджеров образована двумя кластерами переменных (табл. 1).
В первый кластер, имеющий максимальную долю дисперсии - 36 %, вошли все шкалы трансформационного лидерства и самооценки эффективности лидерства. В то же время шкалы транзакционного лидерства представлены ми-
нимально (небольшое число шкал с небольшими факторными нагрузками переменных). Этот кластер, определяющийся лидерскими ресурсами менеджеров, может быть интерпретирован как относящийся к интериндивидному уровню инновационного лидерства.
Второй кластер переменных (доля дисперсии - 23 %) включает практически все показатели теста Г. Роршаха и методики ТАТ Х. Хекхаузена. Стоит отметить, что максимальные нагрузки в нем имеют выявляемые проективными техниками показатели «интеллектуальная инициатива» и «оригинальность». Таким образом, второй кластер переменных, определяющийся креативными и мотивационными ресурсами, может быть интерпретирован как имеющий отношение к интраиндивидному уровню инновационного лидерства менеджеров.
Показатели методики Р.М. Белбина, определяющие командно-ролевые ресурсы, входят в оба выявленных кластера с факторными нагрузками менее 0,4 и в силу этого не представлены в табл. 1. Так, командные роли «мо-
Таблица 1
Факторная структура инновационного лидерства (в целом по всей выборке менеджеров)
Методики Переменные Факторная нагрузка
Фактор 1
Трансформационное лидерство 0,926
Самооценка эффективности лидерства 0,881
к к Удовлетворенность лидерством 0,764
о о Мобилизация коллектива на сверхусилие 0,752
& * Вдохновляющее мотивирование (ТФЛ) 0,707
« 10 S н Личностное влияние (ТФЛ) 0,693
И £ Интеллектуальное стимулирование (ТФЛ) 0,685
о 4 н Зависимые вознаграждения (ТЗЛ) 0,668
ев Самоуважение и чувство собственной ценности 0,642
О и Поведенческое влияние (ТФЛ) 0,640
О и Индивидуальный подход (ТФЛ) 0,634
Активное управление по отклонениям (ТЗЛ) 0,526
Доля дисперсии 0,36
Фактор 2
Интеллектуальная инициатива 0,697
ев Оригинальность 0,686
X ев S3 а Психофизическая активность 0,684
Композиционность мышления 0,627
Рч Гибкость 0,626
1-4 Эмоциональная реактивность 0,590
о о Эмоциональная активация 0,485
Н Стандартность восприятия 0,474
Тревожность 0,449
ТАТ Мотивация «надежды на успех» 0,538
«Чистая надежда» 0,454
Общая мотивация достижения 0,429
Доля дисперсии 0,23
также дифференцирован, при том, что для эффективной реализации инновационных проектов необходимо, чтобы у менеджеров были выражены проявления и трансформационного, и транзакционного лидерства (Глу-хов, 2010).
Результаты факторного анализа данных психологической диагностики ресурсов инновационного лидерства у сотрудников разных предприятий представлены в табл. 2-4. Во всех трех группах менеджеров в факторной структуре инновационного лидерства, так же как и в общей выборке менеджеров, выявлено по два кластера переменных. Во всех трех группах менеджеров совокупность переменных, определяющих каждый фактор, отличается.
В группе № 1 первый кластер факторной структуры инновационного лидерства в целом сходен со структурой общей выборки: все шкалы трансформационного лидерства и самооценки его эффективности с незначимым (с низкими весами) включением в структуру небольшого числа. Содержание этого фактора позволяет интерпретировать его также как фактор интериндивидного уровня инновационного лидерства.
Таблица 2
Факторная структура инновационного лидерства (в группе менеджеров №1)
Методики Переменные Факторная нагрузка
Фактор 1
Многофакторный опросник лидерства Трансформационное лидерство 0,925
Самооценка эффективности лидерства 0,868
Мобилизация коллектива на сверхусилие 0,779
Вдохновляющее мотивирование (ТФЛ) 0,730
Интеллектуальное стимулирование (ТФЛ) 0,723
Поведенческое влияние (ТФЛ) 0,708
Активное управление по отклонениям (ТЗЛ) 0,662
Личностное влияние (ТФЛ) 0,660
Самоуважение и чувство собственной ценности 0,643
Удовлетворенность лидерством 0,630
Зависимые вознаграждения (ТЗЛ) 0,573
Индивидуальный подход (ТФЛ) 0,551
Доля дисперсии 0,39
Фактор 2
Тест Г. Роршаха Психофизическая активность 0,777
Стандартность восприятия 0,741
Гибкость 0,729
Интеллектуальная инициатива 0,655
Оригинальность 0,622
Эмоциональная реактивность 0,592
Тревожность 0,508
Композиционность мышления 0,431
ТАТ Общая мотивация достижения 0,663
Мотивация «надежды на успех» 0,429
Доля дисперсии 0,22
тиватор» и «гармонизатор» вошли в первый фактор, а роли «координатор», «аналитик», «реализатор» и «контролер» - во второй.
Таким образом, анализ факторной структуры инновационного лидерства менеджеров подтвердил двухфакторную структуру переменных лидерства менеджеров, определяющих соответственно необходимость изучения интер- и интраиндивидных его уровней.
Сравнительное факторно-аналитическое исследование ресурсов инновационного лидерства менеджеров предприятий, различающихся по уровню инновационности В эмпирическом исследовании инновационного лидерства была определена специфика его проявлений в подвыборках менеджеров предприятий с разным уровнем инновационного развития. Было выявлено, что проявления транзакционного лидерства не характеризуются какой-либо дифференцированностью ни по интер- и интраиндивидным уровням, ни по подвыборкам менеджеров. В то же время уровень трансформационного лидерства у менеджеров, работающих на предприятиях с высоким и низким уровнем инновационности,
Таблица 3
Факторная структура инновационного лидерства (в группе менеджеров №2)
Методики Переменные Факторная нагрузка
Фактор 1
ев Интеллектуальная инициатива 0,765
* ев 13 а Гибкость 0,696
Психофизическая активность 0,695
рц Оригинальность 0,689
1-4 Композиционность мышления 0,643
о <и Тревожность 0,525
Н Стандартность восприятия 0,446
Мотивация «надежды на успех» 0,768
ТАТ Чистая надежда 0,762
Мотивация «избегания неудач» -0,579
Общая мотивация достижения 0,498
Доля дисперсии 0,34
Фактор 2
Самооценка эффективности лидерства 0,875
« Трансформационное лидерство 0,865
к я Удовлетворенность лидерством 0,735
о Л Самоуважение и чувство собственной ценности 0,688
° св Интеллектуальное стимулирование (ТФЛ) 0,615
>к « я н Индивидуальный подход (ТФЛ) 0,610
S а а <и Мобилизация коллектива на сверхусилие 0,597
0 ч 1 Й Вдохновляющее мотивирование (ТФЛ) 0,593
Личностное влияние (ТФЛ) 0,593
о и Лидерство-невмешательство (ТЗЛ) -0,584
Я Поведенческое влияние (ТФЛ) 0,500
Зависимые вознаграждения (ТЗЛ) 0,481
Активное управление по отклонениям (ТЗЛ) 0,415
Опросник Р.М. Белбина Командная роль «гармонизатор» -0,415
Доля дисперсии 0,23
Второй кластер переменных включает практически все данные теста Г. Роршаха и методики ТАТ, причем следует отметить максимальные нагрузки по показатели «психофизическая активность» и «стандартность восприятия», что, по аналогии с ранее описанным принципом интерпретации, позволяет отнести полученный кластер переменных, включающий в себя показатели креативных и мотивацион-ных ресурсов, к характеристикам интраинди-видного уровня инновационного лидерства.
Во второй группе менеджеров № 2 максимальная доля общей дисперсии (34 %) приходится на первый кластер переменных, включающих в себя большинство показателей теста Г. Роршаха и методики ТАТ, что позволяет определить доминирование интраинди-
видного уровня инновационного лидерства у менеджеров этой группы.
Представляется объяснимым вхождение во второй кластер переменных (доля общей дисперсии - 23 %) всех шкал трансформационного лидерства и самооценки его эффективности. Кроме того, в состав фактора вошли практически все шкалы транзакционного лидерства, а также командная роль «гармонизатор».
Вышеизложенное позволяет определить менеджеров второй группы как обладающих скорее более высокими креативными и моти-вационными ресурсами инновационного лидерства, чем лидерским потенциалом. Кроме этого, содержание переменных второго фактора позволяет судить об отсутствии дифференциации между стилями лидерства (транс-
Таблица 4
Факторная структура инновационного лидерства (в группе менеджеров №3)
Методики Переменные Факторная нагрузка
Фактор 1
Многофакторный опросник лидерства Трансформационное лидерство 0,950
Самооценка эффективности лидерства 0,931
Личностное влияние (ТФЛ) 0,887
Удовлетворенность лидерством 0,874
Вдохновляющее мотивирование (ТФЛ) 0,852
Интеллектуальное стимулирование (ТФЛ) 0,844
Зависимые вознаграждения (ТЗЛ) 0,824
Мобилизация коллектива на сверхусилие 0,820
Самоуважение и чувство собственной ценности 0,797
Поведенческое влияние (ТФЛ) 0,700
Индивидуальный подход (ТФЛ) 0,672
Тест Г. Роршаха Композиционность мышления -0,543
Эмоциональная активация -0,605
Тревожность 0,484
Опросник Р.М. Белбина Командная роль «гармонизатор» -0,440
Командная роль «аналитик» 0,780
Доля дисперсии 0,38
Фактор 2
Многофакторный опросник лидерства Транзакционное лидерство 0,539
Лидерство-невмешательство (ТЗЛ) 0,514
Пассивное управление по отклонениям (ТЗЛ) 0,463
Тест Г. Роршаха Оригинальность 0,459
Интеллектуальная инициатива 0,668
Композиционность мышления 0,611
Стандартность восприятия 0,798
ТАТ Мотивация «надежды на успех» 0,923
Чистая надежда 0,846
Мотивация «избегания неудач» -0,546
Общая мотивация достижения 0,761
Опросник Р.М. Белбина Контролер -0,584
Генератор 0,406
Доля дисперсии 0,22
формационного и транзакционного) у таких менеджеров.
В третьей группе менеджеров в факторной структуре инновационного лидерства наблюдается смешение лидерских, креативных, мотивационных и командно-ролевых ресурсов в обоих кластерах переменных (см. табл. 4). Стоит отметить, что в полученной факторной структуре наиболее полно представлены командно-ролевые ресурсы, причем наибольшую из всех факторную нагрузку имеет командная роль «аналитик», которая входит в первый фактор структуры инновационного лидерства.
В то же время представляется объяснимым и стандартное распределение перемен-
ных по выделенным факторам: показатели трансформационного стиля лидерства и самооценки эффективности лидерства с максимальными нагрузками - в первом кластере, мотивационные тенденции, а также показатель стандартности восприятия по тесту Г. Роршаха - во втором.
Представляется, что выделенная методом факторного анализа а специфика структуры инновационного лидерства у менеджеров предприятий с разным уровнем инновацион-ности может давать повод для объяснения в различиях психологических факторов, проявляющихся в условиях наличия либо отсутствия инновационных процессов на промышленных предприятиях.
Выводы
1. Проведенный факторный анализ данных психологической диагностики ресурсов инновационного лидерства всей выборки менеджеров позволил выделить кластеры взаимосвязанных переменных. Включение в первый кластер переменных, характеризующих лидерские ресурсы, позволяет рассматривать его как относящийся к интериндивидному уровню инновационного лидерства, а второй кластер содержит креативные и мотивацион-ные ресурсы и, соответственно, интерпретируется как характеризующий интраиндивид-ный уровень инновационного лидерства.
2. Специфика факторной структуры инновационного лидерства менеджеров разных предприятий обнаруживает соотносимость с характером их инновационного развития. В целом факторная структура инновационного лидерства всей выборки менеджеров в значительной степени похожа на структуру этого феномена у менеджеров инновационного предприятия, что позволяет предположить наличие определенного влияния инновационных процессов того или иного рода на формирование такого вида лидерства. Менеджеры модернизирующегося предприятия характеризуются более высокими креативными и мотивационными ресурсами в структуре инновационного лидерства. Наименее оптимальной является факторная структура инновационного лидерства индивидуальных предпринимателей, характеризующаяся смешением лидерских, креативных, мотивационных и командно-ролевых ресурсов в двух выделенных кластерах переменных, что также может объясняться особенностями их профессиональной деятельности.
Литература
1. Белбин, Р.М. Типы ролей в командах менеджеров / Р.М. Белбин. - М.: Изд-во Hippo, 2003. - 240 с.
2. Глухов, П. С. Управленческие ориентации и стили лидерства менеджеров организаций с разной степенью инновационного развития / П.С. Глухов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. - Вып. 9. -№ 17(193). - С. 74-78.
3. Грязева-Добшинская, В.Г. Тест Роршаха в диагностике творческой активности личности / В.Г. Грязева-Добшинская // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй национальной научно-практической конференции. М.: Изд. МГППУ, 2005. - С. 90-91.
4. Грязева-Добшинская, В.Г. Инновационное
лидерство: социально-психологическая программа для менеджеров // Социальная психология творчества - 2007: сб. науч. тр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - С. 200-206.
5. Грязева-Добшинская, В.Г. Инновационное лидерство: моделирование тенденций активности менеджеров предприятия / В.Г. Грязева-Добшинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. - № 17(193). - С. 9-17.
6. Грязева-Добшинская, В.Г. Диагностика и моделирование социально-психологических ресурсов команды менеджеров в условиях введения инноваций. / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева. - Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2011. - 18(235).- С. 111-117.
7. Грязева-Добшинская, В.Г. Инновационное лидерство и психометрические проблемы его диагностики / В.Г. Грязева-Добшинская, Ю.А. Дмитриева, П.С. Глухов, В.А. Глухова. -Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. -Т. 8, №2. - С. 14-24.
8. Дмитриева, Ю.А.Мотивация достижения как ресурс инновационной активности менеджеров / Ю.А. Дмитриева, В.Г. Грязева-Добшинская, В.А. Глухова // Наука ЮУрГУ. Материалы 66-й научной конференции. - 2014. - С. 1460-1467.
9. Дмитриева, Ю.А. Структура лидерства: результаты эмпирического исследования / Ю.А. Дмитриева, В.Г. Грязева-Добшинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2014. -Т. 7, № 4. - С. 5-13.
10. Друкер, П.Ф. Бизнес и инновации: пер. с англ / П.Ф. Друкер. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 432 с.
11. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие /
A.Д. Наследов. - СПб: Изд-во Речь, 2004. - 392 с.
12. Питерс, Т. Основы. Лидерство / Т. Питерс; пер. с англ. М. Ермаковой, Г. Ивашев-ской. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006.
13. Роршах, Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Г. Роршах. - М.: Когито-Центр, 2003. - 336 с.
14. Собчик, Л.Н. Мотивационный тест Хек-хаузена. Практическое руководство /Л.Н. Собчик. - СПб.: Речь, 2002. - 16 с.
15. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения /Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. -256 с.
16. Avolio, B.J. Re-examining the components of transformational and transactional leadership using the Multifactor Leadership Questionnaire /
B.J. Avolio, B.M. Bass, D.I. Jung // Journal of Occupational and Organizational Psychology. - 1999. -P. 441-462.
Дмитриева Юлия Александровна, заведующая лабораторией кафедры общей психологии, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), [email protected]
Поступила в редакцию 9 июня 2015 г
MULTILEVEL RESOURCES OF INNOVATIVE LEADERSHIP: FACTOR-ANALYTICAL RESEARCHES
Yu.A. Dmitrieva, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]
Based on an analysis of research management innovation leadership discussed the problem of establishing correspondence between its various resources and theoretically marked intra- and interindividual levels. The results of the factor-analytical study of the data of psychological diagnosis of leadership, creativity, motivation and team- role resource of innovation leadership of managers. The sample totaled 375 managers of various enterprises of Ural region . It analyzed the specifics of the factor structure of innovative leadership in the management group of companies with different levels of innovation.
Keywords: innovative leadership, resources of innovative leadership, factor structure of innovation leadership
References
1. Belbin R.M. Tipy roley v komandakh menedzherov [Types of roles in the management team]. Moscow: Hippo, 2003. 240 p.
2. Glukhov P.S. [Management orientation and leadership styles of managers of organizations with varying degrees of innovation development]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2010, no. 17(193), pp. 74-78. (in Russ.)
3. Griazeva-Dobshinskaya V.G. [Rorschach test in the diagnosis of the creative activity of the person]. Psik-hologiya obrazovaniya: regional'nyy opyt. Materialy vtoroy natsional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Educational Psychology: regional experience. Proceedings of the Second national Scientific Practical Conference]. Moscow, MGPPU Publ., 2005, pp 90-91. (in Russ.)
4. Griazeva-Dobshinskaya V.G. [Innovative Leadership: socio-psychological program for managers]. Sot-sial'nayapsikhologiya tvorchestva [Social psychology of creativity], 2007, pp. 200-206. (in Russ.).
5. Griazeva-Dobshinskaya V.G. [Innovative Leadership: modeling trends in activity of the managers of enterprises]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2010, no. 17(193), pp. 9-17. (in Russ.)
6. Griazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Yu.A. [Diagnosis and modeling of social and psychological resources of the management team in the conditions the introduction of innovations]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2011, no. 18(235), pp. 111-117. (in Russ.)
7. Griazeva-Dobshinskaya V.G., Dmitrieva Yu.A., Glukhov P.S., Glukhova V.A. [Innovative leadership and psychometric problems of its diagnostics]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2015, vol. 8, no. 2, pp. 14-24. (in Russ.)
8. Dmitrieva Yu.A., Gryazeva-Dobshinskaya V.G., Glukhova V.A. [Motivation achievement as a resource of innovative activity of managers]. Nauka YuUrGU. Materialy 66-y nauchnoy konferentsii [SUSU Science, Materials of the 66th Scientific Conference.], 2014, pp. 1460-1467. (in Russ.)
9. Dmitrieva Yu.A., Griazeva-Dobshinskaya V.G. [The structure of leadership: results of empirical research]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2014, vol. 7, no. 4, pp. 5-13. (in Russ.)
10. Druker P.F. Biznes i innovatsii: per. s angl. [Business and Innovation]. Moscow, I.D. Vil'yams Publ, 2007. 432 p.
11. Nasledov A.D. Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpretatsiya dan-nykh: uchebnoe posobie [Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2004. 392 p.
12. Piters T. Osnovy. Liderstvo [Fundamentals. Leadership]. St. Petersburg, Stokgol'mskaya shkola ekonomi-ki Publ, 2006.
13. Rorshakh G. Psikhodiagnostika: Metodika i rezul'taty diagnosticheskogo eksperimenta po issledovaniyu vospriyatiya (istolkovanie sluchaynykh obrazov) [Psychodiagnostics: The methodology and results of the diagnostic experiment of study of perception (interpretation of randomly)]. Moscow, Cogito Center, 2003. 336 p.
14. Sobchik L.N. Motivatsionnyy test Khekkhauzena. Prakticheskoe rukovodstvo [The Motivational test by Hekhauzen. Practical guide]. St. Petersburg, Speech, 2002. 16 p.
15. Khekkhauzen Kh. Psikhologiya motivatsii dostizheniya [Psychology motivation of achievement]. St. Petersburg, Speech, 2001. 256 p.
16. Avolio B.J., Bass B.M., Jung D.I. Re-examining the components of transformational and transactional leadership using the Multifactor Leadership Questionnaire. Journal of Occupational and Organizational Psychology. 1999, pp. 441-462.
Received 9 June 2015
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Дмитриева, Ю.А. Разноуровневые ресурсы инновационного лидерства: факторно-аналитическое исследование / Ю.А. Дмитриева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 3. - С. 103-111.
FOR CITATION
Dmitrieva Yu.A. Multilevel Resources of Innovative Leadership: Factor-Analytical Researches. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2015, vol. 8, no. 3, pp. 103-111. (in Russ.)