Научная статья на тему 'А.С. МАКАРЕНКО КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ РАЗВИТИЯ'

А.С. МАКАРЕНКО КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.С. Макаренко / образовательное учреждение / гражданско-патриотическое воспитание / коллектив учащихся / траектория развития. / A.S. Makarenko / educational institution / civil and patriotic education / student collective / development trajectory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коцина Михаил Николаевич

В статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема – гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Автором проведен теоретический анализ наследия А.С. Макаренко и его роль в формировании гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, на формы которого можно опереться в образовании современной молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.S. MAKARENKO AS SUBJECT OF CREATING CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION FOR STUDENTS WITH SPECIAL DEVELOPMENT TRAJECTORIES

The article raises topic that is relevant today – civil and patriotic education of students. The author has carried out theoretical analysis of the legacy of A.S. Makarenko and his role in the formation of civil and patriotic education of the younger generation, the forms of which can be relied on in the education of modern youth.

Текст научной работы на тему «А.С. МАКАРЕНКО КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ РАЗВИТИЯ»

7. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. - М.: АРКТИ, 2007. - 152 с.

8. Щуркова Н.Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 4. С. 139-147.

А.С. МАКАРЕНКО КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННЫМИ ТРАЕКТОРИЯМИ РАЗВИТИЯ Коцина Михаил Николаевич (Рязань, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии В.Ф. Маргелова. E-mail: kocina m.n@mail.ru

Аннотация. В статье поднимается актуальная на сегодняшний день тема - гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Автором проведен теоретический анализ наследия А.С. Макаренко и его роль в формировании гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, на формы которого можно опереться в образовании современной молодежи.

Ключевые слова: А.С. Макаренко, образовательное учреждение, гражданско-патриотическое воспитание, коллектив учащихся, траектория развития.

A.S. MAKARENKO AS SUBJECT OF CREATING CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION FOR STUDENTS WITH SPECIAL DEVELOPMENT TRAJECTORIES Kоtsina Mikhail Nikolayevich (Ryazan, Russia), the Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ryazan guards higher airborne command school named after army General V.F. Margelov. Email: kocina_m.n@mail.ru

Abstract. The article raises topic that is relevant today - civil and patriotic education of students. The author has carried out theoretical analysis of the legacy of A.S. Makarenko and his role in the formation of civil and patriotic education of the younger generation, the forms of which can be relied on in the education of modern youth.

Keywords: A.S. Makarenko, educational institution, civil and patriotic education, student collective, development trajectory.

Антон Семенович Макаренко, известный отечественный педагог и писатель, в своих научных трудах всегда показывал нам, что траектория индивидуального развития личности подростка должна обязательно проходить через сформированный гражданско-патриотическим воспитанием коллектив. С этой целью, великий ученый гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи связывал исключительно с коллективной ответственностью как преподавателей Детской трудовой колонии имени М. Горького и Харьковской коммуны имени Ф.Э. Дзержинского, так и самих воспитанников. Даже принимая во внимание все особенности траектории развития подростков (криминальное прошлое, отсутствие родных и близких, бродяжничество, ограниченные возможности здоровья, алкогольная зависимость и т.д.), А.С. Макаренко все равно был убежден, что воспитательный потенциал слаженного коллектива учащихся, с его устремлением к саморазвитию и ответственностью за будущее образовательного учреждения и родного многонационального Отечества, будет всегда выше возможностей одного преподавателя. Реализацией этой идеи явилась концепция гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения через деятельность коллектива воспитанников и коллектива воспитателей-единомышленников учителя А.С. Макаренко. Исходя из этого, педагог-новатор подчеркивал, что воспитательное воздействие на формирование личности, в том числе с особенностями траектории развития, всегда будет основываться на личном примере преподавателя, деятельность которого предопределяет ценностные установки подростка в социуме.

И вот уже, по прошествии 100 лет, такая же точка зрения у Л.М. Митиной в исследовании полидисциплинарного подхода к педагогическому труду: от нестабильности к определенности и развитию. Здесь, автор научных трудов особенно подчеркивает тот факт, что уровень системы образования учреждения никогда не будет выше общих и профессиональных компетенций работающих в нем преподавателей. Поэтому, по мнению Л.М. Митиной, учителями должны становиться люди, обладающие такими личностно-профессиональными характеристиками, как направленность, компетентность, гибкость, высокий уровень самосознания, терпимость, чуткость и др. Только такой преподаватель, как считает автор исследования, способен к созданию диалога с учащимися с целью духовного взаимообогащения и гармонизации системы ценностей, обусловливающей возможность создания полисубъектной общности [3, с. 4-5].

Р.И. Суннатова в профессионально значимых коммуникативных качествах педагога, способствующих гуманным отношениям с обучающимися в реализации образовательного процесса, выделяет такие личностные характеристики преподавателя: действенный уровень эмпатии, вера в себя, ответственность и самоуправление [4, с. 92].

Вышеперечисленные современные требования к личности преподавателя были также актуальны для педагогического учения, реализованного на практике А.С. Макаренко при создании коллектива педагогов-единомышленников. Так, в Детской трудовой колонии имени М. Горького новые педагогические находки, взятые Антоном Семеновичем из практических реалий жизнедеятельности учреждения, нашли отражение в его знаменитой «Педагогической поэме». Например, коллектив преподавательского состава колонии состоял, как правило, из бывших военнослужащих, и как следствие из этого, с выраженными качествами гражданина и патриота, а также с личным опытом проведения военных операций и знающих на практике, что из себя представляет созидательная сила коллектива. Добавим к этому, что свойственные А.С. Макаренко такие качества личности, как аккуратность и решительность, образованность и терпимость, ответственность и рационализм, смелость и мужество, честность и воля, способность к самопожертвованию ради общего дела, дали все основания считать его в региональном управлении народного образования полковником запаса. Таким образом, сложившиеся вокруг Детской трудовой колонии имени М. Горького довольно сложные объективные и субъективные обстоятельства (разрушенные здания колонии, окруженные прифронтовой зоной; единственная дорога под угрозой нападения бандитов; почитающая воровские законы и отрицающая общественные нормы поведения молодежь; отсутствие специальной педагогической литературы и практического опыта работы с правонарушителями; неукомплектованность учреждения педагогическими кадрами и др.) требовали от А.С. Макаренко в деле гражданско-патриотического воспитания подростков решительных действий, и в первую очередь, создание коллектива преподавателей, готовых и способных к формированию личности молодого человека на основе героических подвигов и трудовых достижений, доблести и славы русского народа, гордости и ответственности за настоящую и будущую историю родного Отечества.

Сформированный А.С. Макаренко в Детской трудовой колонии имени М. Горького преподавательский коллектив, проявлял уважение к каждому подростку, без истории учета его правонарушений или преступлений. В свою очередь, это только предрешило взаимные доверительные субъект-субъектные отношения, способствующие развитию у воспитанников качеств гражданина и патриота. в педагогическом процессе учреждения. Сквернословие, допущенное педагогом в отношении воспитанника, вне зависимости от решения педагогического совета колонии, приводило к отстранению его от преподавательской деятельности с последующим увольнением. А.С. Макаренко очень внимательно относился как к формированию духовной сферы личности педагога, так и к совершенствованию его профессиональных компетенций. С этой целью, он ввел в своем учреждении торжественный ритуал, заимствованный у военнослужащих Красной Армии, присвоения званий «колонист» и «старший колонист» с вручением соответствующих нагрудных знаков, добившимся высоких личных результатов в образовательной и трудовой деятельностях воспитанникам и педагогическим работникам. Этот ритуал трансформировался в одну из инновационных форм гражданско-патриотического воспитания в интересах целого коллектива, давая перспективу развития чувствам гордости и ответственности за принадлежность к родному учреждению и Отечеству. Для учащихся с особенными траекториями развития данный ритуал в посвящение «колониста» давал им моральное право реабилитироваться за свое прошлое и

реализоваться как гражданину и патриоту в интересах окружающего его социума. Совместная повседневная деятельность в условиях образовательного процесса и выполнения различного рода хозяйственных работ, полный охват педагогов в период участия их во всех мероприятиях воспитательной и спортивно-массовой работы, организуемых в колонии; коллективный прием пищи установили доверительные межличностные отношения между администрацией заведения и подрастающим поколением. «Я преклоняюсь перед той огромной выдержкой и дисциплиной, которые проявили наши воспитатели в то тяжелое время. Они по-прежнему всегда были на месте минута в минуту, всегда были деятельны и восприимчивы к каждому неверному тону в колонии, на дежурство выходили по заведенной у нас прекрасной традиции в самом лучшем своем платье, подтянутыми и прибранными», - напишет о своих коллегах отечественный педагог и писатель А.С. Макаренко [2, с. 178].

А.С. Макаренко с созданным им коллективом преподавателей-единомышленников анонсировали саморазвитие подростков в рамках гражданско-патриотического воспитания для их соответствия современным трендам и тенденциям рынка. Индивидуальная траектория развития учащихся строилась с учетом всех возможных рисков и неожиданных перемен. Для этого креативный педагог реализовал в образовательно-трудовом заведении некоторые, но столь важные, элементы государственных нормативно-правовых актов и воинских уставов. Так, в Детской трудовой колонии имени Максима Горького и Харьковской коммуне имени Ф.Э. Дзержинского появились Конституция, Устав, Знамя, оркестр. Эти бесценные атрибуты гражданско-патриотического воспитания создали условия для развития гармонично развитой личности, востребованной спросом социума. Учащиеся с особенными траекториями развития, составляющими основу заведений А.С. Макаренко, вместе с развитием своей духовной сферы и приобретением знаний, получали необходимый опыт организации хозяйственной деятельности, умения и навыки в освоении некоторых актуальных рабочих профессий через инновационные формы гражданско-патриотического воспитания подростков. К ним, по нашему мнению, следует отнести: организацию устройства общего коллектива заведения, состоящего из совета командиров и коллективов постоянных и сводных отрядов, созданных по подобию организации подразделений военнослужащих; общее собрание, проводимое секретарем совета командиров, которое, как и совет командиров в повседневной деятельности, принимало решения по важным вопросам образовательного процесса и хозяйственной части тыла; постоянная практика в выполнении обязанностей командира сводного отряда, формирующая у подростков управленческие навыки, ответственность, исполнительность, чувства глубокого удовлетворения в преодолении трудностей выполняемых задач в интересах целого коллектива; постановка спектаклей в коллективном исполнении учащихся заведения с целью формирования эмоционально-эстетической сферы и культурно-творческих способностей колонистов; литературные вечера с проведением анализа повествующих лиц из произведений В.В. Вересаева, М. Горького, В.Г. Короленко, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.С. Пушкина и др.; наглядные средства информации из цитат М. Горького и А.С. Макаренко; циклы бесед о ритуалах и боевых традициях Красной армии, героических подвигах земляков в эпизодах гражданской войны; торжественные и праздничные мероприятия, посвященные «Дню рождения М. Горького», «Дню открытых дверей», «Празднику первого снопа» и др.; постоянная практика в несении внутренней службы по организации выполнения мероприятий распорядка дня и профилактике правонарушений; постоянная практика в несении гарнизонной службы по охране и обороне объектов и территории детского учреждения; дисциплинарные взыскания за правонарушения с заслушиванием учащегося на совете командиров; военно-ролевые игры и др.

Таким образом, исходя из оставленного А.С. Макаренко научного наследия, приходим к выводу, что гражданско-патриотического воспитание учащихся с особенными траекториями развития - это целенаправленное и постоянное взаимодействие всех подразделений образовательного учреждения и окружающего его социума, с учетом востребованных в образовательном пространстве личностных характеристик профессорско-преподавательского состава, по направлению их педагогического воздействия через коллектив учащейся молодежи на субъект воспитания для развития убеждений и чувств, присущих гражданину и патриоту Российской Федерации, формирования на основе героических подвигов и трудовых достижений

непоколебимой доблести и великой славы российского народа, гордости и ответственности за настоящую и будущую историю родного Отечества [1, с. 66].

Литература

1. Коцина М.Н. Воспитание гражданина и патриота в трудах А.С. Макаренко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. N° 5. С. 63-67.

2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 497 с.

3. Митина Л.М. Полидисциплинарный подход к педагогическому труду: от нестабильности к определенности и развитию // XVII Международная научно-практическая конференция «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию». Сборник статей / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Психологический институт РАО, 2021. -С. 3-9.

4. Суннатова Р.И. Личностный ресурс педагога как условие конструктивности коммуникации с обучающимися // XVII Международная научно-практическая конференция «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию». Сборник статей / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Психологический институт РАО, 2021. - С. 89-92.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ОБЩЕНИИ

Лидская Элеонора Викторовна (Москва, Россия), младший научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: elidskaya@gmail.com

Мдивани Марина Отаровна (Москва. Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mdivanim@gmail.com

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной способности старшеклассников к самоуправлению в общении (n=207), проведенного в 2020 г. на школьниках г. Владимира (n=62) и в 2022 г. в г. Владимир (n=70) и г. Самара (n=75). Установлено, что высокий уровень развития способности к самоуправлению в общении («гибкий стиль общения») характеризует 12,6 % старшеклассников, средний уровень («ситуативный стиль общения») - 78,7 %, низкий уровень («ригидный стиль общения») - 8,7 %. Статистически значимые половозрастные различия между юношами и девушками 10-х и 11-х классов не обнаружены, что требует дополнительных исследований.

Ключевые слова: коммуникативные способности, старшеклассники, способность к самоуправлению в общении.

EMPIRICAL STUDY OF THE COMMUNICATION ABILITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR SELF-GOVERNANCE IN COMMUNICATION Lidskaya Eleonora Viktorovna (Moscow, Russia), Junior Researcher, Laboratory of Developmental Ecopsychology and Psychodidactics, Psychological Institute of Russian Academy of Education. E-mail: elidskaya@gmail.com

Mdivani Marina Otarovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mdivanim@gmail.com

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the communicative ability of high school students for self-management in communication (n=207), conducted in 2020 on schoolchildren in the city of Vladimir (n=62) and in 2022 in the city of Vladimir (n=70) and Samara (n=75). It has been established that a high level of development of the ability to self-govern in communication ("flexible style of communication") characterizes 12,6 % of high school students, an average level ("situational style of communication") - 78,7 %, a low level ("rigid style of communication") - 8,7 %. Statistically significant gender and age differences between boys and girls of 10th and 11th grades were not found, which requires additional research.

Keywords: communication skills, high school students, the ability to self-manage in communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.