ПРОБ
УДК 376.5
ЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ технологии в теории и практике А.С. Макаренко1
Светлана Сергеевна Невская,
доцент, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования (РАО)», доктор педагогических наук, e-mail: [email protected]
Посвящается 130-летию со дня рождения A.C. Макаренко (1888-1939)
В процессе многолетней работы в колонии им. М. Горького, а затем в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского A.C. Макаренко пришёл к стройной научно обоснованной, проверенной опытом концепции, составившей основу его педагогической системы. Педагогическая система представляла собой сложное гармоничное целое, сумму многих целенаправленных средств и методов, скрупулёзно отработанной техники, главный принцип которой — взаимная высокая требовательность и взаимное высокое доверие к каждому человеку.
• педагогическая технология и техника • коллектив и личность
• педагог-воспитатель
Педагогическая концепция А.С. Макаренко
Эта система предполагала практическое воплощение в жизнь трёх жизненно важных проблем: 1) организация воспитательного учреждения, 2) организация воспитательного трудового коллектива воспитанников и педагогов-воспитателей, 3) организация всего воспитательного процесса.
Проанализируем в рамках указанных проблем педагогические
технологии, которыми широко пользовался А.С. Макаренко и его коллеги. Следует отметить, что педагог включил в научный терминологический аппарат такие понятия, как: «педагогическая техника», «педагогическая технология» «педагогическая операция», «педагогическая инструментовка», «живое влияние» и «мёртвое влияние».
1 Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 годы. (№ 27.8089.2017 / БЧ) «Реализация потенциала
историко-педагогических исследований в современном педагогическом образовании».
Внесём ясность, что же представляет собой педагогическая технология в теории и практике А.С. Макаренко.
На поставленный вопрос сам Макаренко даёт следующий ответ в знаменитой «Педагогической поэме»: «Вся моя работа и работа педагогического персонала в течение всего рабочего дня, месяца, года есть работа, прежде всего техническая. Именно за эту работу меня всегда презирали олимпийцы и считали её делячеством. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому до самого последнего дня воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое, даже производство кваса в техническом отношении стоит выше. Именно поэтому до сих действительной остаётся жалоба Луки Лукича Хлопова из «Ревизора»: "Нет хуже
служить по учёной части, всякий мешается, вся-^ « >> 2 кий хочет показать, что он умный человек » .
Чтобы было более понятно читателю, Антон Семёнович использует не очень принимаемый педагогическим олимпом приём сравнения с производством. Вот как он излагает свою позицию: «Техника — это то, что можно вывести только из опыта. Законы резания металлов не могли бы быть выведены, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. И стружка дерева не могла бы привести к фуговальному станку, если бы не было обыкновенного стругалика. Только тогда, когда есть технический опыт, возможно приложение к нему математики, возможно изобретение, усовершенствование, отбор и браковка. Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди, а в последнее время даже не моральной, а абстрактно-психологической. Это особенно заметно в области собственно воспитания, в школьной работе как-то легче. Именно потому у нас просто отсутствуют все важнейшие отделы производства: технологический процесс, учёт операций, конструкторская работа, приме-
2 Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Полная версия / А.С. Макаренко; сост., вступ. ст., примеч., коммент. С.С. Невская. — Москва: Издательство АСТ. 2018. — 640 с., с ил. (Бестселлеры воспитания). (Восстановленные тексты выделены курсивом.) — C. 531.
нение кондуктора и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка. <...> А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моём представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей её сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно поэтому к ней нужно подходить с более точными измерениями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого тёмного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине»3.
В теоретических работах А.С. Макаренко красной нитью проходит идея педагогической технологии и техники воспитательного процесса. Так, в незавершённой работе «Опыт методики работы детской трудовой колонии» (1932—1933) он объясняет, что у нас не было педагогической техники потому, что сами слова «педагогическая техника» «никогда не произносились, и самая педагогическая техника никогда не наблюдалась и не исследовалась. И это произошло не потому, что о ней случайно забыли, а потому, что наша педагогическая философия вела свою работу по дорогам, необходимо проходящим мимо педагогической техники»4. Поэтому, иронизирует
3 Там же. — С. 529-530.
Макаренко А.С. Опыт методики трудовой коло-
нии (Материалы книги) / / Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч. / Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. — М.: Академический Проект, Альма Матер, 2006. Ч. 2. — С. 727. (Восстановленные тексты выделены курсивом.)
Антон Семёнович, из-за отсутствия объекта и не было желания «олимпийцев» подвергать критике существующую педагогическую технику. Материальная сфера — могущественный воспитательный фактор, который, по словам педагога, преступно обходить полным молчанием. В поле его пристального внимания находятся вопросы производства, вопросы хозяйствования коллектива, отношения к другим коллективам, вопросы сохранения коллективных навыков и все вопросы, требующие детального анализа реальных явлений.
В цитируемой работе «Опыт методики...» А.С. Макаренко с сожалением отмечает, что ему «приходится считаться с катастрофическим разрывом между теорией и практикой
(Су ))
воспитания. 1 еория живёт отдельно от практики, влияние её в нашем деле ничтожно, а в последнее время она и сама поняла тщету своего существования и потихоньку замерла в одной из запылённых кладовочек великолепного дворца наук. Воспитательная практика, оказавшись не в силах понять теоретические тексты и привязать их к делу, в лучшем случае опирается на здравый смысл, в худшем — на ходячие старенькие педагогические предрассудки, а очень часто на самые завирательные идейки, которые каким-то чудом заводятся в бесшабашных головах разных педагогических деятелей. Методика воспитания не может быть сведена к теории, не может опереться на теорию как на нечто действительно существующее и надёжное. Поэтому мне придётся довольно часто задерживаться на теоретических вопросах, чтобы логика того или другого приёма сделалась ясной» .
Но вернёмся к рукописи «Педагогической поэмы». А.С. Макаренко по поводу педагогиче-
5 Макаренко А.С. Опыт методики трудовой колонии (Материалы книги) // Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч. / Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. — М.: Академический Проект, Альма Матер, 2006. Ч. 2. — С. 709—710. (Восстановленные тексты выделены курсивом.)
ской теории пишет, что она ему известна и проста: надо воспитать человека, способного быть активным деятелем общества. Грамотный человек «сумеет эту краткую формулу разложить и уточнить», ведь «не для кого не секрет, каким быть должен этот воспитанный человек». Что нужно сделать — педагогу известно, но как это сделать — это уже вопрос педагогической техники.
Организация воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушите-
" м/
лей — непростая задача. Жизнь колонистов и воспитателей была тяжёлой. Но постепенно колония богатела, в ней рос коллектив, росли стремления, росли возможности, росло знание и техническое умение.
Однако росту колонии, по словам педагога, мешали беспардонным напором самого безответственного головотяпства, и с этим бороться невозможно, пока не создана педагогическая техника, пока нет педагогического мастерства и высокой квалификации.
Антон Семёнович призывает сохранять ценные опытные очаги, уважительно относиться к их находкам. Это позволит «нашу молодую логику воплотить в строгих формах педагогической техники». И как наиважнейшее требование звучат следующие слова педагога: «Наши педагогические вузы должны решительно перестроить свои программы»; «их дело давать хорошо подготовленных грамотных педагогов-техников»6.
Мы видим, что А.С. Макаренко призывает педвузы решительно перестроить программы, чтобы готовить квалифицированных педагогов-техников. Доказательством результативности этого требования стала практическая работа самого Антона Семёновича и побранного им педагогического коллектива в течение всего рабочего дня, месяца. А работа эта прежде всего техническая. А.С. Макаренко формулирует
6 РГАЛИ, фонд 332, оп. 4, ед.хр. 103.
следующие основные положения и принципы педагогической техники:
• в процессе цельного опыта появляется педагогическая техника;
• длительный опыт цельной системы, направляемый общими дедуктивными положениями, сам в себе заключает постоянный анализ;
• объект воспитания — целый коллектив, поэтому по адресу коллектива направляется организационное педагогическое (живое) влияние;
• форма работы по отношению к воспитуемо-му — удержание личности в коллективе;
• личность находится в коллективе добровольно, по собственному желанию; коллектив так же добровольно вмешает эту личность;
• являясь воспитателем личности, коллектив (а не лично педагог) реагирует на проступки личности, ибо педагог сам является членом коллектива;
• педагоги не наблюдатели, а тот нерв, пульс коллектива, который каждую минуту мобилизует мысль, опыт, такт и волю, чтобы разобраться в многообразных проявлениях, желаниях, стремлениях коллектив и помочь ему советом, влиянием, мнением, а иногда даже
и волей;
• законы воспитания вытекают из общей жизни страны и, в частности, из жизни воспитательного трудового коллектива.
Всё перечисленное — сложный комплекс рабочих напряжений, требующих, по словам Антона Семёновича, следующей педагогической установки: а) создание правильного коллектива; б) создание правильного влияния коллектива на личность.
Видим, что у Макаренко педагогическая технология и педагогическая техника обеспечивают моменты и ситуации операционного воздействия воспитателя на воспитанника. Педагогическая технология как научная дисциплина основным предметом исследования имеет живое педагогическое воздействие, а содержанием — научно обоснованные закономерности воспитательных воздействий человека на другого человека. Педагогическая техника как одна из слагаемых педагогической технологии выступает в виде совокупности умений педагога-воспитателя по использованию психофизического аппарата как инструмента воздейст-
ТГ «
вия на воспитанника. К таким воздействиям относятся: 1) организация общения с воспи-
танником; 2) предъявление требования к воспитуемому в целях его развития и приобщения к человеческой культуре;
3) организация системы положительных подкреплений социально-психологических новообразований воспитанника;
4) организация тормозящих воздействий, корректирующих социально значимые отношения; 5) организация групповой и коллективной деятельности;
6) педагогическое разрешение конфликта, порождаемого воздействием или специально создаваемого педагогом в ходе воздействия; 7) организация воспитательного воздействия через предметно-вещную среду воспитанника; 8) организация саморегуляции профессионального состояния педагога; 9) педагогический анализ ситуации .
Перечисленные компоненты педагогической техники нашли широкое применение в колонии им. М. Горького и в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Многолетний опыт показал, что необходима специальная технологическая подготовка учителя-воспитателя, специальные занятия, в которые включаются: упражнения, тренинг, ролевая игра, анализ педагогических наблюдений, анализ собственных состояний, деловая игра, практическая работа с детьми, анализ её результативности, самоанализ студента-практика и коллективный анализ учебной группы.
Заслуга А.С. Макаренко — создание воспитательного трудового единого коллектива воспитанников и педагогов-воспитателей с налаженными и чётко функционирующими органами детско-взрос-лого самоуправления. Естественной и наиболее благоприятной средой для развития и воспитания каждого ребёнка А.С. Макаренко считал именно такой
7 Невская С.С. Проблема педагогической технологии в наследии А.С. Макаренко // В сб. тезисов «Образование спасёт мир». 1ч. —
Москва: ОВФО «СУПЕР», 1996. — С. 137-138.
коллектив. Только в коллективе наилучшим образом происходит нравственное развитие личности, формирование её самосознания, правосознания. Организованная совместная жизнь, работа, учёба и отдых, дисциплина и обязанности в коллективе формируют из детей социально развитых, активных членов общества.
А.С. Макаренко определяет коллектив как конкретный живой коллектив детей — часть нашего общества. Он пишет, что коллектив — это полноправное явление общественной жизни, а воспитанники — полноправные граждане страны, имеющие право на участие в общественном труде по силам. Они участвуют в труде не в педагогическом, а в рабочем порядке: не портят материал, производя нужные вещи, за которые получают заработок; за работу отвечают по всей строгости производства (отвечают, прежде всего, перед коллективом — поглотителем и частного вреда, и частной пользы).
Педагог теоретически обосновал и выработал подробную методику и педагогическую технологию создания, функционирования и развития коллектива как лучшую среду воспитания, в которой проходит совместная жизнь детей, подростков, юношей и девушек. Педагог называет коллектив социальным организмом, имеющим общую цель, общую работу и формы, основанные на принципе ответственности и взаимозависимости.
Воспитательный коллектив в практике А.С. Макаренко
Воспитательный коллектив — это не просто один из многих разделов педагогической системы А.С. Макаренко, это основа самой системы. Следует напомнить, что методика, педагогическая технология и техника создания трудового воспитательного коллектива — процесс чрезвычайно сложный. Здесь, указывал Макаренко, важны: а) вопросы организационной работы, б) роль близких, средних
и дальних перспектив, в) воспитание актива, г) самоуправление и педагогическое руководство им, д) роль традиции, эстетики, нравственности, этики, морали, права, традиции, дисциплины.
Этими положениями руководствовался А.С. Макаренко. Ими определялись все методы работы, педагогические технологии, педагогическая техника, педагогические операции. К сожалению, Антон Семёнович не успел написать большого научно-методического учебника на эту тему, хотя планировал это сделать. Но в художественных произведениях он ярко проиллюстрировал применение педагогической технологии и техники воспитательного трудового коллектива. В его наследии чётко прослеживаются целые блоки таких технологий. Перечислим наиболее важные из них:
1) система самоуправления в детском коллективе, его формы, методы, воспитательная и организованная функции (совет командиров, общее собрание);
2) организация жизни детского коллектива, режим, система наказаний и поощрений, ответственной зависимости, чёткая иерархия ролевых функций и их смена;
3) эстетическое, эмоциональное воспитание, воспитание коллективистических чувств, самодеятельность, эстетика быта, индивидуальное движение и коллективное построение;
4) воспитание социальной ориентированности и ответственности — дисциплина, поощрения, система требований как средств, не унижающих чувство собственного достоинства, уверенности в себе, нужности обществу, коллективу.
Важно отметить, что у А.С. Макаренко была отработана чёткая технология организации педагогического коллектива и руководства им, отработано умение руководить коллективом воспитанников, оставаясь в тени на втором плане (то есть
за детским коллективом). Педагог вводит понятие — педагогика параллельного действия. Это важное открытие А.С. Макаренко сегодня до сих пор до конца не понято. Педагогика параллельного действия — это открытое лидерство педагогов-воспитателей и технического персонала в организации коллектива; создание единой системы управления коллективом как социальной системой, соответствующей современным положением теории управления.
И, наконец, следует отметить, что и А.С. Макаренко, и подобранный им коллектив педагогов виртуозно владели педагогическим мастерством и технологией обучения детей. Уроки нельзя было пропускать, но этот вопрос не стоял, так как педагоги умели привить учащимся глубокий интерес к знаниям. Широкая сеть кружков стимулировала у колонистов и коммунаров этот интерес, помогала выбрать профессию.
Сегодня школа только обучает, не оставляя времени для организации внешкольной работы, как это было у Макаренко. В колонии и в коммуне дети, подростки, юноши учились, работали и в оставшееся свободное время занимались в многочисленных кружках по интересам и способностям. Колонисты и коммунары знали ценность времени, знали цену каждой минуте и секунде. Аналога тому, как воспитывали и обучали, как организовывали жизнедеятельность питомцев А.С. Макаренко и его соратники, используя многообразие педагогических технологий, в мировой практике мы не находим.
Известно, что Антон Семёнович не очень увлекался новомодными в его время методами комплексов, дельтон-планов, проектов, и прочими течениями и считал эти увлечения вредными в работе школы. Большое значение он придавал систематическому прохождению школьного курса, которому учитель должен уделять самое серьёзное внимание. Систематическое приобретение знаний в школе, своевре менное окончание школы, утверждал Антон Семёнович, не только определяет путь челове ка в жизни, оно необходимо для здорового и правильного формирования характера, так как в значительной мере этим определяется и судьба человека.
По мысли А.С. Макаренко, в дореволюционной школе были созданы хорошие традиции, чего не скажешь о воспитании, выходящем за рамки школы. Являясь горячим сторонником вековых достижений школьных методик, педагог на их основе создал чрезвычайно своеобразный и интересный тип школы в коммуне. Будучи идейным руководителем школы, педагогического совета, главным консультантом в работе методических комиссий при школе в коммуне, Антон Семёнович обеспечивал большую свободу инициативе и простор творчества каждого преподавателя.
Несмотря на то что школа в колонии и коммуне прошла сложную историю развития, была типовой школой, всегда работавшей по типовым программам и учебным планам, в ней всегда сохранялся присущий ей стиль и тон.
Единство с другими школами было относительным. В коммуне надо было дать учащимся среднее, а затем полное среднее образование в неполный срок обучения, так как коммунары живут в коммуне от пяти до семи лет. Второгодничество практиковалось как исключительная мера. А.С. Макаренко считал, что для того, чтобы второгодник преуспел, необходимо не только большое педагогическое внимание и мастерство, но и организация целой системы средств перевоспитания дефективного отношения этого ученика к школьному труду, а без этого второгодничество может быть только вредным. Следовательно, у учителя есть только одно средство — усилить активность методов преподавания и добиться действительной, а не показной успеваемости учеников. Приведём пример из воспоминаний И.Д. Токарева, бывшего коммунара:
«Хорошие у нас были учителя. Иногда даже спорил с преподавателем. Изучаем тригонометрию: синус альфа, косинус бета. Начитаем решать задачки — не получается целое число, а, допустим,
четыре и три в периоде. Я спрашиваю: что это за наука? Прибавляем, отнимаем, умножаем — всегда целые числа. А тут.Учи-тельница мне: оставайтесь после занятий. Начинает объяснять: «Вот доска. Вы будущий командир. Здесь течёт речка. Вы на этой стороне, противник — на другой. Вам нужно артиллерией поразить эту цель. Какой прицел? Какое расстояние до цели? Вы же не пойдёте измерять расстояние? А с помощью тригонометрии мы измерим это расстояние». Я спрашиваю: «Как же вы измерите?». Она: «Проведём базу на вашей стороне. Теодолитом измерим этот угол и по одной стороне и углу определим расстояние до цели». Тогда я и понял эту науку, тригонометрию. Вечером, уже в темноте, я залез на телеграфный столб, опустил катушку ниток, мы с Мишей замерили расстояние, а днём измерили тень. И всё подтвердилось. Я увлёкся этой наукой. Нам задавали по три задачки из учебника, а я решал •• 8 всё от начала до конца» .
Педагогические технологии обучения в школе мало изучены, поэтому большой научный интерес представляет рукопись «Школа в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского», написанная Т.Д. Татариновым и Г.С. Макаренко в конце 1940 г. Вот как описывается рабочий день в коммуне:
«2 января 1928 г. — рабочий день — это день начала новой жизни. Он как никогда должен отличаться своей организованностью, чёткостью. Никаких раскачек, недоработок не могло быть. С места «полый ход» — такова была команда А.С. Макаренко. "Есть. Полный ход!" — ответил коллектив и начались радостные будни в учёбе и труде. В школе, как к основному звену системы, — исключительное внимание. Ровно в 9 часов все воспитанники были на местах по классам. Входит учитель в класс. Все встают без шума. После приветствия начал-
8 Воспитанники А.С. Макаренко. Иван Токарев / В.М. Опалихин. — Челябинск: Изд-во Челябинского
ИРПО, 2013. — С. 116-117.
ся нормальный ход урока. К началу учебного года школа готовилась с такой же энергией, как и все остальные разделы сложной организационной системы коммуны. Первый педагогический коллектив состоял из тт. Татаринова Т.Д., Григорович Е.Ф., Говорецкой Е.П., Татари-новой В.Н., Терского В.Н., пришедших вместе с Антоном Семёновичем из колонии Горького. Эти люди имели за плечами большой стаж преподавательской работы в школах. Одновременно с ними пришла в коммуну молодёжь, только что окончившая вузы: тт. Яровой, Коган Р.О., Дроботова — они начинали свою педагогическую деятельность вместе с жизнью коммуны. Ещё до открытия коммуны на первом Педагогическом Совете под руководством А.С. Макаренко были утверждены учебные планы. В основу взяты программы трудовой школы Наркомпроса УССР. Количество рабочих часов в связи с работой ребят в мастерских не должно было превышать 4-х часов в мл. классах, 5-ти — в старших. Занятия начинались 2 января и заканчивались 15 июля 1928 года. <...> Макаренко особенно внимательно относился к правильному комплектованию школьных групп. Наличный состав учащихся позволил в 1928 году (учебном) иметь вторую, третью и четвёртые группы. Новые пополнения, после проверочных испытаний, зачислялись соответству-
9
ющие группы» .
Так начинался учебный процесс в коммуне Ф.Э. Дзержинского. «Весь процесс воспитания и обучения в школе пропитан педагогической технологией. Весь! Начиная с внешнего вида учителя, его опрятности, элегантности, манеры держаться, говорить. То есть педагогическое воздействие на ученика было ошеломляющим. К слову сказать, здесь преподавали профессора, артисты, много было репрессированных учёных. Они обладали совокупностью умений по использованию психофизического аппарата как инструмента
9 РГАЛИ, фонд 332, оп. 4, ед.хр. 103.
воздействия на ученика, все они были великими мастерами своего дела, блестящими техни-ю
ками» .
«Основной формой работы в школе по всем предметам был урок. Двухчасовые уроки по одному предмету не применялись. Уроки физкультуры были отнесены за счёт утренних часов и клубной работы. Учебный план был принят педагогическим советом, на котором Антон Семёнович ознакомил коллектив педагогов-воспитателей со следующими задачами коммуны:
1) За время пребывания воспитанника в коммуне подготовить из него гражданина нового общества: грамотного, политически развитого, культурного, преданного.
2) Воспитанникам нужно прежде всего образование, на этой основе легче будет накапливать, развивать и все остальные качества, необходимые нашему человеку.
3) Нужно, прежде всего, обеспечить высокое качество преподавания, то есть подготовку
к уроку, наглядность обучения, систем аттическое и прочное усвоение учебного материала.
Своё выступление на первом педсовете А.С. Макаренко закончил словами: "В области методики преподавания не мудрите особенно. Урок должен быть интересным, доступным, содержательным. А это достигается хорошим объяснением правил, живым рассказом, увлекательной лекцией, беседой. Используйте опыт старой школы, но берите только полезное, освобождайтесь от старых и новых предрассудков. У нас ясная цель: дать коммунарам среднее образование такого качества, чтобы они имели возможность поступить в ВУЗ. Для меня сейчас совершенно очевидно, что только полноценное умственное развитие даёт гарантию от возможных неудач и рецедивов.
А нашим ребятам приходится только на нас " 11
надеяться » .
С такой установкой проработал коллектив пе дагогов первую половину 1928 года.
10 РГАЛИ, фонд 332, оп. 4, ед.хр. 103.
11 РГАЛИ, фонд 332, оп. 4, ед.хр. 103.
Важное значение уделял А.С. Макаренко двум направлениям: Первое — педагогика индивидуального действия (т.е. работа над личностью каждого отдельного воспитанника), и второе — педагогика коллективного действия (т.е. воспитание целого коллектива и работа с ним). Первое направление предполагает работу воспитателей над отдельными воспитанниками. В этой области Макаренко рекомендует широкое применение принципа параллельного действия. В своих теоретических работах Антон Семёнович раскрывает педагогические и методические обоснования, а также практическую целесообразность принципа параллельного действия (системы отношений взрослого и ребёнка). Педагог считал, что постоянное прямое воздействие на воспитанника должно быть преимущественным и обязательным правом всего коллектива и его уполномоченного. Практика показала, что педагог должен быть освобождён от надоедливой и скучной роли надзирающего и делающего замечания ментора. В представлении А.С. Макаренко и его соратников, педагог — это опытный и искусный дирижер, который в случае надобности, приводит в действие целую систему коллективных уполномоченных сил в лице командиров отрядов, комсомола и Совета командиров. Педагог организовывает их помощь (необходимое воздействие) в определённых ситуациях. Благодаря такой технологии, такой системе работы деятельность педагога становится гораздо эффективнее, интереснее для него самого. В этом и состоит смысл творческой деятельности педагога в полном её значении.
Приведём пример. Бывший коммунар А.Г. Явлинский писал в воспоминаниях, что попал в руки Антона Семёновича в возрасте двенадцати-тринадцати лет. В коммуне ничего нельзя скрыть, сделать тайно. «Я имел дело со всем коллективом ребят, — вспоминал Явлинский, — Нельзя укрыться
от многоликого внимания организованного коллектива, нельзя пройти незамеченным, если коллектив и каждый его член считает, что твоё поведение — это дело чести всего
тг «
учреждения. Каждый коммунар делал мне замечания, если я нарушал правила поведения или устав коммуны. Можно было либо пойти против коллектива, либо подчиниться ему, третьего. не дано. А подчиниться коллективу значило прежде всего дисциплинироваться. Педагоги замечаний почти
не делали. На них смотрели как на людей
" 12
высокого авторитета и полномочий» .
Педагог в коммуне был старшим уважаемым авторитетным членом коллектива, деятельность которого гораздо сложнее и ответственнее простых обязанностей тюремных надзирателей, которых в учреждениях А.С. Макаренко никогда не было.
Технология коллективного действия у Макаренко заключалась в том, что лично он выступал во всей полноте власти исключительно как уполномоченное и ответственное лицо всего коллектива. В зависимости от порученного педагогу дела и размеров его полномочий в каждом случае он становится командиром, имеющим право безапелляционного приказа всему коллективу, отряду и т.д. Сам А.С. Макаренко виртуозно владел инструментовкой «педагогики коллективного действия», когда, как руководитель, отменял решение совета командиров, что бывало крайне редко, или на общем собрании выступал в защиту провинившемуся. Он добился права самому подбирать педагогов-воспитателей, так как от Наркомпроса Украины присылали в колонию (коммуну) не профессионалов своего дела.
Педагогу-профессионалу А.С. Макаренко давал полную свободу действия, поддерживал все его инициативы, устремления, доверял им и помогал молодым.
12 РГАЛИ, фонд 332, оп. 4, ед.хр. 103.
Педагогическая система А.С. Макаренко в действии
Итак, мы имеем уникальный шестнадцатилетний отечественный педагогический эксперимент, признанный мировыми сообществом лучшим в ХХ веке, который получил название — педагогическая система А.С. Макаренко в действии. К сожалению, сегодня в нашей стране этот эксперимент мирового значения не только не нашёл применения, но и глубокого теоретического осмысления и систематического описания. Свои теоретические находки, проверенные на практике экспериментально, А.С. Макаренко не успел изложить в научной монографии, но он успел опыт работы в колонии и в коммуне описать в художественной форме в «Педагогической поэме», «Марше 30 года», «ФД 1», «Флагах на башнях». Педагог считал, что научную литературу учитель читать не будет, а художественные педагогические произведения прочтёт и задумается над прочитанным. В «Педагогической поэме», написанной от первого лица, раскрывается история рождения трудового коллектива, осмысливаются этапы развития педагогического процесса колонии для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников, описываются педагогические удачи и неудачи. То есть раскрываются истоки рождающейся воспитательной системы, которой нет аналога в мире. «Марш 30 года» и «ФД 1» — это продолжение истории горьковского коллектива, но в новых условиях производственной коммуны вблизи столицы Украины (до 1935 г.) — Харькова. Завершающий этап истории трудового воспитательного коллектива, а также чёткое прекрасно налаженное функционирование педагогической системы раскрывается в повести «Флаги на башнях». Во всех этих художественно-педагогических произведениях блестяще представлена россыпь сложнейших педагогических ситуаций, в разрешении которых безотказно работала мака-ренковская педагогическая технология и техника.
В эксперименте мирового значения Антон Семёнович применял множество технологий, предназначенных для решения педагогических задач. Это и система правового воспитания с чётко утверждённым на общем собрании Уставом (детской Конституцией) с её 100 пунктами, в которых прописаны все права и обязанности колониста (коммунара). Звание колониста (коммунара) и значок отличия получали и педагоги-воспитатели. Это и система эстетического воспитания, в которой присутствует набор простых и точных рекомендаций, что как делать, чтобы было красиво и целесообразно. Здесь важно соблюдать и элементы игры — салют, ритуал знамени, приветствие, иерархия ответственных зависимостей и т.д.
А.С. Макаренко большое внимание уделяет педагогическому коллективу, который постепенно овладевает навыками виртуозного владения технологией параллельного действия. Суть технологии заключается в том, что руководит как будто педагог, но дети этого руководства не должны ощущать — они организаторы жизни.
Чётко отработана и технология организации детского коллектива. Методика организации воспитательного процесса А.С. Макаренко обязательно включала следующие 17 пунктов: 1) организация строения коллектива; 2) самоуправление в отряде; 3) органы самоуправления; 4) общее собрание; 5) совет командиров; 6) санкомиссия; 7) актив; 8) дисциплина и режим; 9) наказание и меры воздействия; 10) центр; 11) материальная часть; 12) новые воспитанники; 13) культработа; 14) перспектива (близкая, средняя и далёкая); 15) стиль работы с коллективом; 16) работа воспитателей; 17) выпуск.
Все перечисленные элементы воспитательного
процесса включают педагогическую технологию.
* * *
Что же показывает опыт современных школ? На 1970—80-е гг. приходится расцвет опыта Шаталова и Амонашвили. Методику Шаталова хотели использовать, да не смогли. Почему? А причина проста. Есть конспекты, похо-
жие на Шаталовские. Для работы над ними нужно поразмыслить, нужно напряжение ума, работа. Там есть всё в плане технологических разработок. Но это требует от учителя большого труда, а он не хочет тратить зря силы. Ему кажется, что технология должна за него работать. Чтобы освоить опорные конспекты, говорил Шаталов, необходимо года два потратить для освоения методики, а не ждать некоего волшебного рецепта. Почему музыкант с листа схватывает содержание музыкального произведения? Потому, что у него хорошо отработанная технология чтения с листа, высокая музыкальная грамотность.
Педагогическая технология — это ещё и организация того опыта, который педагог накопил. Это предполагает ценностное отношение к рекомендациям. Ведь, например, хорошая технология добычи золота позволяет быстро и экономно извлекать крупицы золота из песка, поэтому она выгодна. А у наших учителей нет соответствующего ценностного отношения с педагогической технологии, к творческому заимствованию авторского опыта. Технологии пишутся для типичного или усреднённого случая. Как в медицине — технология лечения воспаления лёгких, почек, сердца. Даётся общая картина заболевания, общие рекомендации. Это для всех одинаково. Но каждый болеет по-своему (индивидуально). Так же и педагогическая технология. Перед учителем в каждом классе сидят такие индивидуальности. Поэтому из технологии А.С. Макаренко учитель должен взять главное, творчески переработать и создать нечто своё. У многих педагогов-воспитателей это, к великому сожалению, не воспитано и не развито, и не вина в этом педагога, а беда: вся система работы в школе, учёба в институте не приучила его к творчеству, к работе над педагогической технологией.
Следует учитывать ещё одну проблему: субъективный фактор. Это и есть то самое отношение человека к делу, когда человек делает хорошо или делает плохо. Например, в дни революции люди шли на лишения и жертвы ради идей. Сейчас этого нет, наблюдается полное равнодушие. Это субъективный фактор. В профессии учителя он играет основную роль. Неравнодушный заинтересованный учитель — это позитивный фактор, равнодушный — негативный. Один учитель любит учеников, другой — нет. Такой фактор во многом обуславливает эффективность педагогической технологии, которой должен пользоваться учитель. Без позитивного субъективного фактора, основу которого составляет отношение к делу, вообще никакая самая полная и совершенная технология работать не будет.
Важно учитывать ещё один факт, а именно: качество технологии зависит от человека, который её «читает» (преподаёт). Отсюда возникает проблема профессиональной подготовки, а также значимость таких особенностей учителя, как способность к повседневному творчеству, положительный субъективный фактор. Педагог может в совершенстве знать программу, может недостаточно её знать, но работать успешно. Нужно раз в десять знать больше, чем рассказываешь на уроке, только в этом случае ученики ему поверят. Без этого никакая стандартная учебная программа не спасёт. Есть учителя, которые до мелочей всё продумывают, а их влияние на учеников не работает. Вспомним слова Бехтерева о том, что плох тот врач, при появлении которого в палате самочувствие больного не становится лучше. Нельзя не учитывать и того, что каждый человек обладает энергетическим и информационным полями. Информационное поле зависит от знания, пробуждает у учащихся жажду мыслить, творить, решать задачу, проблему. Грамотный учитель умеет создавать соответствующее информационное поле. Так же учитель создаёт соответствующий эмоционально-благоприятный микроклимат, уверенность детей
в себе. А.С. Макаренко владел этим виртуозно.
Проблема заимствования идей или внедрения авторского опыта в современную практику требует прежде всего вычленения и освоения педагогических технологий. Успешность вычленения и освоения технологий зависит от творческих способностей заимствующего лица, достаточности его опыта для адекватного восприятия, переработки, усвоения педагогических технологий, оценки результатов её внедрения. Это проблема творческих способностей, субъективного фактора.
Следует помнить, что любая технология — это лишь ориентир, схема или алгоритм действий в данных условиях для достижения данных результатов, это количество допустимых вариантов поведения. Для её оценки или построения необходимо выделить: 1) содержание и структуру технологии (полноту, достаточность и необходимость составляющих её компонентов или технологических предписаний); 2) однозначность параметров технологии и управляемого объекта (количество вариантов поведения, их взаимное соответствие); 3) соответствие технологических предписаний свойствам объекта, его динамическим возможностям); 4) достаточность технологических рекомендаций для достижения целей её применения к данному классу или типу объектов.
Сказанное говорит о необходимости творческого восприятия и переработки общих положений технологии применительно к учебно-воспитательному процессу в определённых условиях, к определённой группе детей.
В заключение необходимо напомнить, что в теории и практике А.С. Макаренко педагогическая технология обеспечивала момент операционного воздействия педагога на воспитанника в любой ситуации. Как научная дисциплина, педагогическая технология в теории и практике
А.С. Макаренко своим основным предметом исследования имела педагогическое воздействие, а её содержание составляло научно обоснованные закономерности воспитательных воз-
« « Т/
действий человека на другого человека. К таким воздействиям относятся: а) организация общения с воспитанником; б) предъявление требования в целях его развития и приобщения к человеческой культуре; в) организация системы положительных подкреплений социально-психологических новообразований воспитанника; г) организация тормозящих воздействий,
корректирующих социально значимые отношения.
Таким образом, наследие классика мировой педагогики — Антона Семёнови ча Макаренко составляет практическую базу для современных воспитательно-образовательных учреждений, и современные педагоги могут очень много почерпнуть полезного. НО
The Problem Of Technology In The Pedagogikai System A.S. Makarenko
Swetlana S. Nevskaya, ScD in Education, Assistant Professor, Senior Research Fellow at the center of History of Pedagogics and Education, the Federal State Budget Scientific Institution «Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education»
Abstract: The article deals with theoretical approaches to the education and training А.S. Makarenko, the problem of technology in the pedagogikai systema Makarenko.
Keywords: relationship between education and training; goals and objectives of character education, rules and principles of education; the problem of technology.