Научная статья на тему 'Демократическое управление А. С. Макаренко в контексте современных научных знаний'

Демократическое управление А. С. Макаренко в контексте современных научных знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / EDUCATIONAL TEAM / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / GOAL SETTING / КООРДИНАЦИЯ / COORDINATION / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / DELEGATION OF AUTHORITY / ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / RELATIONSHIP OF CHILD AND PEDAGOGICAL MANAGEMENT / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриценко Лариса Ивановна

Психологический климат. Воспитательный коллектив. Взаимосвязь детского и педагогического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демократическое управление А. С. Макаренко в контексте современных научных знаний»

ДЕМО

КРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ А.С. Макаренко в контексте современных научных знаний

Лариса Ивановна Гриценко,

научный консультант лицея №5 г. Волгограда, профессор, доктор педагогических наук mail: elen45@bk.ru

Для педагогической работы Макаренко специфична идея синтеза («сплава») научно-рационального (технологического) и творческого (искусства, экспромта, воображения). Эта особенность характерна и для его управления учебно-воспитательными учреждениями. В основе построения системы управления макаренковскими воспитательными учреждениями лежит принцип бинарности, единства и борьбы противоположностей.

• воспитательный коллектив • целеполагание • координация • делегирование полномочий • взаимосвязь детского и педагогического управления

• самоуправление

О

тметим направленность макарен-ковского управления воспитательным процессом на личность педагога и личность воспитанника. Новизна этой главной идеи макарен-ковского «менеджмента» заключается в единстве, равноправии подхода к педагогу и воспитаннику. А.С. Макаренко прямо указывал, что для избегания разрыва между педагогами и детьми «наша система вводит... равноправие воспитателей и воспитанников», при этом «воспитанники и воспитатели колонии... представляют тесную рабочую семью, проникнутую взаимным уважением и преданностью друг к другу»1.

1 А.С. Макаренко. Теория и практика коммунистического воспитания. — Киев, 1985. — С. 26, 110.

Психологический климат

Человекоцентристский взгляд в менеджменте сегодня — это его методологическая основа, базисная установка, пронизывающие все управленческие подходы. Современные учёные выделяют два важнейших конкретных инструмента воплощения в жизнь человекоцентристской ориентации в управлении — уважение к человеку и доверие к нему, отмечая при этом, что «уважать личность» — это вовсе не значит «нянчиться с ней». Речь идёт о взыскательном уважении к сотруднику, о готовности помочь ему, поставить перед ним разумные и чёткие задачи, обеспечить самостоятельность. Гуманистическая сущность такого понимания уважения к личности наглядно проявляется в важном принципе макаренковской педагогики — как можно больше требований к человеку, как можно больше уважения к нему.

Создание в коллективе атмосферы доверия, свободной от подозрительности, надзирательства, было важным для А.С. Макаренко. Психологический климат определялся многими факторами и, самое главное, особенностями управления воспитательным процессом. Воспитатель, по его мнению, «не должен иметь права наказания или поощрения в формальных выражениях, он не должен давать от своего имени распоряжения... и, тем более, не должен командовать... По возможности воспитателю надо избегать жалоб на воспитанников... Только при освобождении воспитателя от формально надзирательских функций он может заслужить полное доверие отрядов и всех воспитанников и вести как следует свою работу»2.

Среди качеств, которые желательно воспитывать в юношах и девушках, важнейшими он считал ощущение своего равенства и взаимной зависимости по отношению к другим членам коллектива и вытекающей отсюда расположенности к ним, уважения, вежливости, доверия.

Постановка целей

Характеризуя демократическое управление А.С. Макаренко, отметим громадное значение, которое он уделял проблеме целей. Современный менеджмент (в том числе и педагогический) считает постановку целей основой функционирования. Стержень менеджмента — работа с целями. При этом цели должны формулироваться таким образом, чтобы можно было однозначно контролировать степень их достижения. Педагог-новатор считал правильную постановку целей воспитательной системы, учёт необходимых средств их осуществления и соответствующих достаточно ясных критериев достижения целей самой ответственной и трудной проблемой педагогики.

А.С. Макаренко критиковал абстрактные цели воспитания типа «гармоническая личность», «борец, полный инициативы». «С самого начала и проповедникам, и ученикам, и посторонним зрителям было одинаково понятно, что при такой абстрактной постановке вопроса... проверить педагогическую работу всё равно

2 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. —

М., 1983-1986. — Т. 1. — С. 321.

никому не доведётся, а потому и постановка указанных идеалов была делом совершенно безопасным», и далее «... нам нужны практические цели, понятные для нас, выполнимые и грамотные, как хорошие чертежи дома в жилстрои-

3

тельстве» .

Конкретизация (диагностичность) целей воспитания позволила ему найти и реализовать в своей практике управления систему конкретных организационно-практических решений, своеобразную внутреннюю «конституцию» детского учреждения, регламентирующую повседневную жизненную практику коллектива и личности, педагогов и воспитанников.

В современном менеджменте существует ещё одно правило постановки цели: краткосрочные цели больше, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации. Необходимы промежуточные цели. Система перспективных линий как гармония ближних, средних и дальних индивидуальных и коллективных целей была выдвинута А.С. Макаренко ещё в 20-е годы. (Отметим, что эта система перспектив имеет фундаментальное и многофункциональное значение в макаренковском воспитании, выходя далеко за пределы чисто управленческой функции.)

Сегодня все труды по менеджменту отмечают необходимость работы менеджера над созданием условий, которые сблизят главные цели фирмы с личными целями её работников по организации коллективного целепонимания, по углублению понимания сотрудниками роли цели в их деятельности. А.С. Макаренко подчёркивал необходимость большой работы по гармонизации «личных и коллективных перспективных линий с таким расчётом, чтобы у нашего воспитанника не было никакого ощущения противоречия

Там же. — Т. 1. — С. 168.

между ними»4. В учреждениях Макаренко была система многих стимулов, способствующих «интериоризации» коллективных целей в личные, морально-психологические, эмоционально-эстетические, правовые, организационно - дисциплинарные, материальные. Это находило своё выражение в «игре-военизации», символике, традициях, «Конституции» колонии и коммуны, оплате труда и «карманных деньгах», в коллективных обсуждениях планов, в эмоциональных ситуациях.

Учёт информации

Научное управление школой, как отмечают современные педагоги, требует атрибутивной основы этого процесса — внутришкольной системы информации. Каждый менеджер должен иметь «обязательный минимум информации» о тех людях, которыми он управляет, о взаимоотношениях и связях, о состоянии, развитии отдельных участков, звеньев школы. Менеджмент характеризуется целенаправленной психологизацией процесса управления.

А.С. Макаренко придавал очень важное значение учёту информации. Он крайне удивлялся, что ни у одного директора школы не находил в кабинете картотеки. «...Как можно руководить тысячей двумястами людей, если нет картотеки. Это некультурно... У нас должны быть картотеки, учёт. Я достиг больших результатов благодаря учёту»5.

В программе учётного отдела педагогической части коммуны им. Дзержинского чётко по пунктам обозначено, как вести учёт, например, информацию о воспитанниках: «...В течение каждого месяца составлять и вносить в карточки-характеристики коммунаров не менее как 40 человек, пользуясь для этого данными учёта и затребывая от-

4 Макаренко А.С. Педагогические сочинения:

В 8 т. — М., 1983-1986. — Т. 1. — С. 312.

5 Там же. — Т. 4. — С. 356.

дельные отзывы от преподавателей и начальника педчасти»6. Говоря о работе воспитателя, Макаренко в первую очередь подчёркивает, что тот «должен хорошо знать состав своих отрядов, должен знать жизнь и особенности характера каждого воспитанника, его стремления, сомнения, слабости и достоинства»7. Хороший воспитатель все данные о воспитаннике запишет, и он даёт целую программу изучения воспитанника.

Координация

Демократизация управления имеет в своей основе координацию, достижение гармонии отдельных усилий, направленных на осуществление групповых целей. Основная задача руководителя учебного заведения — устранение расхождений в подходах к воспитанию и обучению, в характере отношений к учащимся, в согласовании общих и индивидуальных целей. В современном менеджменте предлагаются различные правила координации (кооперации). Среди них: «необходимы правила игры, которых все должны придерживаться», «мешает кооперации тот, кто хочет добиться для себя выгоды за счёт других участников» и т.д.

Вопросы координации работы педагогов А.С. Макаренко поднимал в ряде своих трудов. В его опыте координация и единство педагогических коллективов были основой успеха. После многих проб и сомнений он пришёл к следующему выводу: «Там, где нет полного единства всех педагогов школы между собой, там, где нет помощи друг другу,... там нет и не может быть педагогического коллектива»8. Специфика ма-каренковского понимания кооперации усилий педагогов по сравнению

6 Там же. — Т. 1. — С. 154.

7 Там же. — Т. 1. — С. 320.

8 Там же. — Т. 4. — С. 293.

с современными правилами менеджмента заключается в акцентировании взаимной помощи педагогов друг другу. Сущность такой координации не только в том, что люди работают рядом, не подавляя друг друга, но и в том, что они воспринимают друг друга не только как партнёров, но и как личности. Только «коллектив воспитателей, объединённый общим мнением, убеждением, помощью друг другу, свободный от зависти друг другу, свободный от индивидуальной и личной погони за любовью воспитанников, только такой коллектив и может воспитывать детей»9. Макаренко был убеждён, что там, где коллектив не имеет единого плана работы, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса: «... лучше иметь 5 слабых воспита телей,... воодушевлённых одной мыслью, одним принципом, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как 10

кто хочет» .

В современном педагогическом менеджменте признано, что в основе деятельности коллектива должна лежать актуальная педагогическая идея, определяющая миссию данного конкретного содружества специалистов. Эта идея должна стать «своей» для каждого работника школы. На её основе конструируется ценностно-нормативное единство, которое разделяется всеми педагогами коллектива и служит нормативной связующей основой их деятельности. В целом — это то, что мы сегодня называем концепцией развития школы.

А.С. Макаренко подчёркивал значение объединяющей идеи школы, указывал, что неопределённость воспитательного процесса в школе, распыленность педагогических сил снижают эффективность труда даже талантливых учителей: «Учителям до сих пор не помогли понять, что нормальная работа школы немыслима без сплочённого педагогического коллектива, придерживающегося единой методики и коллективно отвечающего

9 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1983-1986. — Т. 4. — С. 173.

10 Там же. — Т. 4. — С. 172.

не только за «свой» класс, а за всю 11

школу в целом» .

Он выдвигал идею школы как единого коллектива, целостного учреждения, отличающегося неповторимостью, спецификой от других учебно-воспитательных учреждений. Его «единая методика» — это не одинаковость методов, а единство научных, методических и практических подходов к воспитанию конкретного контингента учащихся, живущих в конкретных условиях.

Коллективные решения

Сегодня общепризнано, что для демократизации процесса управления школой огромное значение имеет принцип коллективной подготовки и принятия решения. Его психологический смысл состоит в том, что начинает работать механизм согласования целей отдельных людей с целями школы и осуществляется «интериоризация» коллективных целей каждым членом коллектива. В опыте работы А.С. Макаренко была разнообразная система участия всех членов коллектива в решении проблем учреждения — актив, сводные отряды, совет командиров, разного рода комиссии. Высшим органом было общее собрание: «Я ни разу не позволил себе лишить права члена коллектива и голоса ни одного коммунара вне зависимости от его возраста или развития. Общее собрание членов коммуны было действительно реальным правящим органом»12.

Демократизация управления в макарен-ковских учебно-воспитательных учреждениях предполагала равноправие всех членов коллектива. Бывали случаи, когда собрание решало вопрос вопреки мнению Макаренко. Например, он

11 Там же. — Т. 4. — С. 204.

12 Там же. — Т. 4. — С. 133.

Объединяющая идея

приводит случай с юношей, коммунаром, которого за воровство собрание постановило выгнать из коммуны: «Я обладал очень большим авторитетом у коммунаров и мог добиться... иногда очень трудных вещей. Тут я ничего не мог сделать — они меня лишили слова в первый раз за всю жизнь коммуны»13.

Передача реальных прав и ответственности самим воспитанникам в развитой системе самоуправления коллективами — сущностная особенность учреждений, руководимых А.С. Макаренко. Макаренковская система управления коллективом строится на принципе взаимосвязанных полномочий, суть которого заключается в том, что любое полномочие не только даёт широкие права для самостоятельного действия, но и ограничивается действиями другого лица или органа, чтобы не допустить некомпетентности и чьего-либо произвола, включая педагогов, руководителя учреждения и органы самоуправления. Так вступает в действие положенный в основу коллективной организации своеобразный защитный механизм, если какое-либо полномочие превышается, противоречит чьим-либо интересам.

Делегирование

Делегирование — ключевая деятельность всякого управляющего. Оно строится на основе доверия и уважения к человеку, демократизирует процесс управления, включая в него сотрудников, и становится действенным инструментом интеграции усилий коллектива по достижению общих целей организации.

В современном менеджменте выделяются конкретные способы делегирования: «размораживание потенциала группы», «перемешивание» персонала, «рабочие» группы, члены которых набираются из разных подразделений, заседания. Эти способы

13 Там же. — Т. 4. — С. 146.

не вносят практически ничего существенно нового в этот механизм по сравнению с тем, что было в системе полномочий в макаренковских коллективах («сводные» и постоянные отряды, общие собрания, различные комиссии и т.д.). Наоборот: то, что есть у Макаренко, ещё не осмыслено в современном педагогическом менеджменте.

Воспитательный коллектив

Речь идёт о сущности самоуправления. Демократизация внутришкольного менеджмента, отмечают современные педагоги, связана с созданием в школе подлинного ученического самоуправления, которого не может быть при авторитарном управлении. В отличие от современных исследователей, выдвигающих ученическое самоуправление как признак демократизации управления школой, важным организационно-управленческим решением А.С. Макаренко стала установка на создание и функционирование воспитательного коллектива как единого коллектива воспитанников и педагогов, всех работников учебно-воспитательного учреждения. «Воспитательный коллектив» в макаренковском наследии — это единый, постоянно действующий трудовой коллектив педагогического заведения. Только в единстве детей и взрослых коллектив выступает как действительно полноправное явление общественной жизни, имеющее хозяйственную основу и правовой статус. Это обстоятельство позволяет каждому педагогу и воспитаннику занять активно-творческую гражданскую позицию.

Сведение идеи демократизации управления школой лишь к ученическому самоуправлению в отрыве от педагогического коллектива — эта тенденция в современном педагогическом менеджменте ошибочна. Ещё в 1927 г. А.С. Макаренко указывал на недопустимость такого подхода: «...детский коллектив рассматривается как нечто отдельно стоящее,

как некоторый материал для воспитания,... нигде не говорится о педагогическом коллективе, воспитатель рассматривается как индивидуальный деятель и педагогический коллек тив рассматривается как простая сумма этих деятелей. В результате наша практика представляет обыкновенно безотрадную картину двух лагерей, в лучшем случае находящихся в состоянии мира, но никогда не слияния, не дружбы, не единства»14.

А.С. Макаренко доказал, что не должно быть самоуправления, которое распространялось бы только на детей и было лишь «детским», «ученическим». Он неоднократно под чёркивал, что «коллектив учителей и коллектив детей — это не два коллектива, а один коллектив, и, кроме того, коллектив педагоги

» 15

ческий» .

В современной литературе отмечается, что важной особенностью управленческой деятельности выступает «сочетание двух основных принципов её организации: иерархического (субординационного) и коллегиального»16. Эта особенность в полной мере была реализована в макаренковских коллективах. Управление воспитательным процессом в учреждениях А.С. Макаренко было демократичным по своей сущности, решение многих вопросов осуществлялось коллегиально. Но это не исключало приёмов директивного управления, соблюдения чёткой субординации в определённых ситуациях. И в этом проявляется идея

Факторы управления, взаимодействие которых обеспечивает гармоничное функционирование системы управления Роль этих факторов в воспитании

Фактор I Фактор II

1. Органы управления педагогическим коллективом: • педсовет; • заведующий колонией; • воспитатель (учитель) Органы управления детским коллективом: • общее собрание; • совет командиров; • командир отряда Личностная ориентация воспитания, демократизм управления

2. Структуры управления, отвечающие за формирование «базисных» качеств личности: • общее собрание; • совет командиров; • педсовет; • заведующий колонией Структуры управления, отвечающие за формирование индивидуальных качеств личности: • кружки; • клубы; • классы; • сводные отряды; • комиссии и т.д. Обеспечение развития общего и особенного, индивидуального в каждой личности

Первичный коллектив как связующее звено, обеспечивающее единство развития коллективных и личных интересов

3. Верховенство более широких, более представительных органов, обеспечивающих дисциплину, исполнительность «Суверенность» каждого органа, каждого члена коллектива, обеспечивающих самостоятельность, творческую активность Реализация принципа уважения и требования к каждому, единства свободы и дисциплины

4. Структура связей (зависимостей) Функции связей Организация и формирование отношений в коллективе

14 А.С. Макаренко. Теория и практика коммунистического воспитания. — Киев, 1985. — С. 25, 26.

15 Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. — М., 1983-1986. — Т. 4. — С. 234.

16 Макаров В.М., Попова Г.В. Менеджмент. — С.Пб., 2011. — С. 124.

двойственности, пронизывающая всю его педагогическую систему, подходы, принципы, методы. Вместе с тем Макаренко подчёркивал, что необходимо найти такие формы дисциплины, которые не допускали бы произвола одного лица (в том числе педагога, командира отряда).

Детское и педагогическое управление

В едином коллективе учреждений А.С. Макаренко выделяются два основных взаимосвязанных подразделения — педагогический и детский коллективы, соответственно имеющие свои главные органы — педагогический совет и общее собрание. Непосредственной зависимости между этими органами нет, они действуют самостоятельно, в высшей степени демократично. В вышеприведённой таблице показано взаимодействие органов управления в коллективах А.С. Макаренко.

В коллективной организации управления, основанного на соблюдении, с одной стороны,

ряда твёрдо установленных положений, которые обязательны для всех (полномочия самых «верхних» органов), с другой — ограничение действий «верхних» органов до определённых пределов, относящихся к самостоятельности субъектов (как отдельных личностей, так и групповых субъектов), решается кардинальная задача воспитания: соединение развитой демократии, свободы с крепкой, сознательной дисциплиной.

Таким образом, демократический характер управления коллективом проявлялся у А.С. Макаренко в уважении и доверии к каждому его члену (воспитателю или воспитаннику) и в создании условий для активного участия всех в управлении.

Организационный механизм функционирования коллектива, в котором каждый человек является субъектом собственной деятельности и одновременно коллективной и общественной, обеспечивал реальный практический гуманизм воспитания А.С. Макаренко, отражая в то же время двойственный характер всей его педагогики. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.