Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ОБЩЕНИИ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ОБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные способности / старшеклассники / способность к самоуправлению в общении. / communication skills / high school students / the ability to self-manage in communication

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лидская Элеонора Викторовна, Мдивани Марина Отаровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной способности старшеклассников к самоуправлению в общении (n=207), проведенного в 2020 г. на школьниках г. Владимира (n=62) и в 2022 г. в г. Владимир (n=70) и г. Самара (n=75). Установлено, что высокий уровень развития способности к самоуправлению в общении («гибкий стиль общения») характеризует 12,6 % старшеклассников, средний уровень («ситуативный стиль общения») – 78,7 %, низкий уровень («ригидный стиль общения») – 8,7 %. Статистически значимые половозрастные различия между юношами и девушками 10-х и 11-х классов не обнаружены, что требует дополнительных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY OF THE COMMUNICATION ABILITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR SELF-GOVERNANCE IN COMMUNICATION

The article presents the results of an empirical study of the communicative ability of high school students for self-management in communication (n=207), conducted in 2020 on schoolchildren in the city of Vladimir (n=62) and in 2022 in the city of Vladimir (n=70) and Samara (n=75). It has been established that a high level of development of the ability to self-govern in communication (“flexible style of communication”) characterizes 12,6 % of high school students, an average level (“situational style of communication”) – 78,7 %, a low level (“rigid style of communication”) – 8,7 %. Statistically significant gender and age differences between boys and girls of 10th and 11th grades were not found, which requires additional research.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ОБЩЕНИИ»

непоколебимой доблести и великой славы российского народа, гордости и ответственности за настоящую и будущую историю родного Отечества [1, с. 66].

Литература

1. Коцина М.Н. Воспитание гражданина и патриота в трудах А.С. Макаренко // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. N° 5. С. 63-67.

2. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 497 с.

3. Митина Л.М. Полидисциплинарный подход к педагогическому труду: от нестабильности к определенности и развитию // XVII Международная научно-практическая конференция «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию». Сборник статей / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Психологический институт РАО, 2021. -С. 3-9.

4. Суннатова Р.И. Личностный ресурс педагога как условие конструктивности коммуникации с обучающимися // XVII Международная научно-практическая конференция «Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию». Сборник статей / Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Психологический институт РАО, 2021. - С. 89-92.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМОУПРАВЛЕНИЮ В ОБЩЕНИИ

Лидская Элеонора Викторовна (Москва, Россия), младший научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: elidskaya@gmail.com

Мдивани Марина Отаровна (Москва. Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mdivanim@gmail.com

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной способности старшеклассников к самоуправлению в общении (n=207), проведенного в 2020 г. на школьниках г. Владимира (n=62) и в 2022 г. в г. Владимир (n=70) и г. Самара (n=75). Установлено, что высокий уровень развития способности к самоуправлению в общении («гибкий стиль общения») характеризует 12,6 % старшеклассников, средний уровень («ситуативный стиль общения») - 78,7 %, низкий уровень («ригидный стиль общения») - 8,7 %. Статистически значимые половозрастные различия между юношами и девушками 10-х и 11-х классов не обнаружены, что требует дополнительных исследований.

Ключевые слова: коммуникативные способности, старшеклассники, способность к самоуправлению в общении.

EMPIRICAL STUDY OF THE COMMUNICATION ABILITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS FOR SELF-GOVERNANCE IN COMMUNICATION Lidskaya Eleonora Viktorovna (Moscow, Russia), Junior Researcher, Laboratory of Developmental Ecopsychology and Psychodidactics, Psychological Institute of Russian Academy of Education. E-mail: elidskaya@gmail.com

Mdivani Marina Otarovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mdivanim@gmail.com

Abstract. The article presents the results of an empirical study of the communicative ability of high school students for self-management in communication (n=207), conducted in 2020 on schoolchildren in the city of Vladimir (n=62) and in 2022 in the city of Vladimir (n=70) and Samara (n=75). It has been established that a high level of development of the ability to self-govern in communication ("flexible style of communication") characterizes 12,6 % of high school students, an average level ("situational style of communication") - 78,7 %, a low level ("rigid style of communication") - 8,7 %. Statistically significant gender and age differences between boys and girls of 10th and 11th grades were not found, which requires additional research.

Keywords: communication skills, high school students, the ability to self-manage in communication.

Как известно, общение в жизни детей старшего школьного возраста играет важнейшую роль в их личностном и когнитивном развитии. Именно поэтому коммуникативные способности старшеклассников постоянно находятся в зоне внимания многих исследователей и практиков. Тем не менее, как показал анализ литературных данных, проведенный нами ранее, проблема коммуникативного развития старшеклассников остается по-прежнему актуальной [2]. Это объясняется разными причинами. Одна из них заключается в том, что при изучении коммуникативных способностей используются разные понятия, модели и теоретические позиции (коммуникативность, коммуникативные знания, умения и навыки, коммуникативная культура, коммуникативная компетентность и т.п.). Следующей причиной является то, что предметом эмпирического исследования выступают разные стороны и условия коммуникативного развития старшеклассников: общение в контексте воспитания, коммуникативное развитие во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью, формирование толерантного общения в полиэтнической среде, влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей и т.д.

Важной причиной интереса к коммуникативному развитию старшеклассников становится то, что сегодня в коммуникативных взаимодействиях на первый план все чаще выходят виртуальные формы общения (интернет, социальные сети, планшеты и иные гаджеты). Особое значение в таком общении приобретает способность к произвольной регуляции своих коммуникативных действий.

Поэтому одна из задач проведенного нами в 2020 г. исследования заключалась в оценке коммуникативной способности старшеклассников к самоуправлению в общении. Для этого была использована методика «Изучение способности к самоуправлению в общении» [1], которая позволяет выделить три уровня развития способности к самоуправлению в общении (низкий, средний и высокий) и, соответственно, три стиля общения.

Как считают авторы данной методики, для низкого уровня самоуправления в общении характерным является «ригидный стиль общения», когда отсутствует направленность на партнера по общению. С нашей точки зрения это означает, что человек в общении проявляет минимальную активность. Независимо от ситуации он, подобно роботу, воспроизводит одни и те же способы (модели) общения. Средний уровень развития способности к самоуправлению в общении, напротив, характеризуется склонностью к партнерству и вместе с тем потребностью быть в общении с самим собой. Это означает, что направленность на партнера в данном случае будет проявляться в зависимости от ситуации («ситуативный стиль общения»). Для высокого уровня способности к самоуправлению в общении характерны мобильность в общении, умение подстраиваться к поведению партнера, готовность к диалогу и способность изменять стиль общения в зависимости от ситуации. Это свидетельствует об активной коммуникативной позиции и способности к гибкому, произвольному владению разными способами общения в зависимости от партнера («гибкий стиль общения»).

В эмпирическом исследовании, проведенном по данной методике в 2020 г., приняли участие школьники 11-го класса общеобразовательной средней школы г. Владимира (n=62) в возрасте 17 лет (69 % - девушки, 31 % - юноши) [3].

По результатам данного исследования было установлено, что в развитии коммуникативных способностей старшеклассников к самоуправлению в общении преобладает средний уровень («ситуативный характер общения») - 79 % старшеклассников (49 из 62). Высокий уровень («гибкий характер общения») коммуникативных способностей показали лишь 16 % старшеклассников (10 из 62), а низкий уровень («ригидный характер общения») - 5 % старшеклассников (3 из 62).

Учитывая ограниченность выборки исследования (62 ученика 11-го класса, один город), перед нами встала необходимость проверить полученные данные о коммуникативном развитии старшеклассников на более широкой выборке. С этой целью в 2022 году с помощью той же методики было проведено еще одно исследование коммуникативных способностей старшеклассников к самоуправлению в общении на учащихся г. Владимира и г. Самары. В целом эта выборка составила 145 школьников 10-х и 11-х классов. В г. Владимир приняли участие 70 школьников 10-х и 11-х классов, (из них 23 юноши и 47 девушек). Выборка из г. Самара составила 75 школьников 10-х и 11-х классов (из них 32 юноши и 43 девушки).

Исследование проводилось офлайн, каждый испытуемый последовательно отвечал на вопросы, указанные в методике. Анализ данных проводился в программе SPSS Statistics 22.

При проведении данного исследования мы исходили из следующих предположений:

1) данные об уровне развития способности старшеклассников к самоуправлению в общении, полученные в 2022 г., не будут значительно отличаться от данных, полученных в 2020 г.;

2) способность к самоуправлению в общении у девушек будет выше, чем у юношей;

3) способность к самоуправлению в общении у старшеклассников 10-го и 11-го будет незначительно отличаться друг от друга.

В таблице представлены сравнительные данные о количестве старшеклассников, показавших низкий, средний или высокий уровни развития способности к самоуправлению в общении в исследованиях 2020 г. (11-й класс, г. Владимир, п= 62,) и в 2022 г. (10-е и 11-е классы, г. Владимир (п=70) и г. Самара (п=75), суммарно п=145).

Таблица

Результаты исследования способности старшеклассников к самоуправлению в общении, __ полученные в 2020 г. и 2022 г.___

1 2 3 4 5 6 7 8

Уровень Суммарно Суммарно Юноши Девушки 10 класс 11 класс Суммарная

самоуправления 11 класс (выборка (выборка (выборка (выборка (выборка выборка

в общении (выборка 2022 г.) 2022 г.) 2022 г.) 2022 г.) 2022 г.) 2020 г. и

2020 г.) 2022 г.

Низкий 3 15 7(12,7 %) 7 6 9 18

(5 %) (10,3 %) ( 8,9 %) (9,4 %) (11,1 %) (8,7 %)

Средний 49 114 42 72 52 62 163

79 %) (78,6 %) (76,4 %) (80 %) (81,3 %) (76,5 %) (78,7 %)

Высокий 10 16 6 10 6 10 26

(16 %) (11 %) (10,9 %) (11,1 %) (9,4 %) (12,3 % (12,6 %)

Всего 62 145 55 90 64 81 207

(100 %) (100 %) (100 %) (100 %) (100 %) (100 %) (100 %)

Как видно из таблицы, данные исследований, проведенных в разное время и в разных городах, примерно совпадают. Статистически значимых различий между ними не обнаружено. Это подтверждает нашу первую гипотезу и служит основанием для вывода о том, что действительно у современных старшеклассников преобладает средний уровень развития способности к самоуправлению в общении (78,7 %). Высокий уровень развития этой коммуникативной способности показали всего 12,6 %, то есть примерно каждый восьмой старшеклассник; низкий уровень - 8,7 %, то есть примерно каждый 11-й старшеклассник.

Вторая наша гипотеза подтверждения не получила, так как различия между девушками и юношами по уровню способности к самоуправлению в общении оказались статистически незначимыми.

Подтверждения не получила и третья гипотеза, так как различия между учащимися 10-х и 11-х классов по уровню способности к самоуправлению в общении оказались тоже статистически незначимыми.

Из этого следует, что для выявления половозрастных различий в развитии способности старшеклассников к самоуправлению в общении требуется провести дополнительное исследование с применением методик, специально направленных на оценку гендерных и возрастных различий.

Эмпирическое исследование коммуникативной способности старшеклассников к самоуправлению в общении, проведенному в 2020 г. и 2022 г., на двух различных выборках старшеклассников (г. Владимир и г. Самара) позволяет сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень развития способности к самоуправлению в общении («гибкий стиль общения») характеризует 12.6 % старшеклассников, средний уровень («ситуативный стиль общения») - 78,7 %, низкий уровень («ригидный стиль общения») - 8,7 %.

2. Половозрастные различия в способности старшеклассников к самоуправлению в общении не обнаружены, так как оказались статистически незначимыми. В связи с этим необходимо провести дополнительное исследование с применением методик, специально направленных на оценку гендерных и возрастных различий.

Литература

1. Изучение способности к самоуправлению в общении / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - С. 164-166.

2. Лидская Э.В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. №> 1(25). - С. 82-94.

3. Лидская Э.В. Взаимосвязь типов образовательной среды и коммуникативных способностей старшеклассников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2020. № 2(28). - С. 15-27.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ Малынина Татьяна Владимировна (Арзамас, Россия), преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: tatvanamalvnina@yandex.ru

Рябоконева Марина Геннадьевна (Арзамас, Россия), преподаватель, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал). E-mail: 79200053130@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается такая форма учебно-воспитательной работы как интеллектуальная игра, оценивается значимость ее использования на внеклассных мероприятиях, предлагается методика проведения интеллектуальной игры, посвященной Дню Победы. Исследование показало, что данная форма внеклассного мероприятия способствует формированию активной гражданской позиции, духовно-нравственных качеств и познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, патриотические ценности, интеллектуальная игра, мировоззренческая позиция, личностный подход.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS THROUGH INTELLECTUAL PLAY Malynina Tatiana Vladimirovna (Arzamas Russia), teacher, National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: tatyanamalynina@vandex.ru

Ryabokoneva Marina Gennadievna (Arzamas, Russia), teacher, National Research Nizhny Novgorod State University N.I. Lobachevsky (Arzamas branch). E-mail: 79200053130@yandex.ru

Abstract. The article considers such a form of educational work as an intellectual game; the importance of its use in extracurricular activities is assessed; a methodology for conducting an intellectual game dedicated to Victory Day is proposed. The study showed that this form of extracurricular activities contributes to the formation of an active civic position, spiritual and moral qualities and cognitive activity of students.

Keywords: patriotism, patriotic education, patriotic consciousness, patriotic values, intellectual game, ideological position, personal approach.

На современном этапе развития нашего общества мы наблюдаем, сниженный интерес молодежи к общественным явлениям, к своей истории, отторжение духовного наследия, который накапливался столетиями нашим народом. Мы видим, что социальное расслоение общества, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на мировосприятие большинства социальных и возрастных групп населения страны, снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Обострился национальный вопрос [1, с. 27-30]. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется падение престижа военной и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.