Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТНОШЕНИИ С ТИПАМИ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТНОШЕНИИ С ТИПАМИ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
типы образовательной среды / коммуникативные способности / старшеклассники / школьная среда / родительская среда / среда для общения с друзьями / types of educational environment / communication skills / high school students / school environment / parental environment / environment for communication with friends

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лидская Элеонора Викторовна

Статья посвящена исследованию коммуникативных способностей старшеклассников во взаимосвязи с типами коммуникативной среды, включающей общение в школьной среде, с родителями и с друзьями. Полученные данные показали, что более высокий уровень коммуникативных способностей старшеклассников соответствует творческому и карьерному типам среды общения с друзьями, а также карьерному типу школьной среды и среды общения с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лидская Элеонора Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE RELATIONSHIP WITH THE TYPES OF COMMUNICATION ENVIRONMENT

The article is devoted to the study of the communicative abilities of high school students in relation to the types of communicative environment, including communication in the school environment, with parents and friends. The data obtained showed that a higher level of communication skills of high school students corresponds to the creative and career types of the environment for communicating with friends, as well as the career type of the school environment and the environment for communicating with parents.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТНОШЕНИИ С ТИПАМИ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ»

самоконтроль, активность и др., которые чрезвычайно важны для обучения в электронной среде, так как здесь лидерская функция учителя ослаблена по сравнению с традиционным уроком. В видеоуроках на Болгарском национальном телевидении объяснение учебного материала не является сложным, и отношение учителя к ученику не основано на мнении, построенном на наблюдении за учеником и его дисциплиной в классе. Уроки представлены в основном понятным и интересным способом, в большинстве случаев за их реализацией стоит целая команда специалистов по разным направлениям. Это также одна из основных особенностей в построении онлайн-уроков в отличие от традиционных, что поднимает новые вопросы для исследований в области дидактики.

Литература

1. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. — М.: РАО, 1999.

2. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010.

3. Тараканов А.В., Садова К.В., Крайнова Е.А. Технология дистанционного обучения. — Самара: СамГТУ, 2017.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СООТНОШЕНИИ С ТИПАМИ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ

Лидская Элеонора Викторовна (Москва, Россия), младший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: elidskaya@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена исследованию коммуникативных способностей старшеклассников во взаимосвязи с типами коммуникативной среды, включающей общение в школьной среде, с родителями и с друзьями. Полученные данные показали, что более высокий уровень коммуникативных способностей старшеклассников соответствует творческому и карьерному типам среды общения с друзьями, а также карьерному типу школьной среды и среды общения с родителями.

Ключевые слова: типы образовательной среды, коммуникативные способности, старшеклассники, школьная среда, родительская среда, среда для общения с друзьями.

COMMUNICATION SKILLS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE RELATIONSHIP WITH THE TYPES OF COMMUNICATION ENVIRONMENT

Lidskaya Eleonora Viktorovna (Moscow, Russia), Junior Researcher, Psychological Institute of Russian Academy of Education. E-mail: elidskaya@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the study of the communicative abilities of high school students in relation to the types of communicative environment, including communication in the school environment, with parents and friends. The data obtained showed that a higher level of communication skills of high school students corresponds to the creative and career types of the environment for communicating with friends, as well as the career type of the school environment and the environment for communicating with parents.

Keywords: types of educational environment, communication skills, high school students, school environment, parental environment, environment for communication with friends.

Введение

Анализ литературных данных по коммуникативным способностям старшеклассников, проведенный с позиции экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий, показал следующее (Лидская, 2019).

Независимо от разных точек зрения, коммуникативные способности старшеклассников рассматриваются как совокупность субъектных качеств, обеспечивающих готовность к диалогическим и субъект-субъектным формам общения в совместных действиях.

Наиболее эффективно развитие коммуникативных способностей старшеклассников происходит в ситуациях общения и совместных действиях, в которых они должны занимать активную (субъектную) коммуникативную позицию. Из этого следует предположение: если в образовательной среде используется преимущественно субъект-объектный тип субъект-средовых взаимодействий [4], то это будет препятствовать развитию коммуникативных способностей. Напротив, преимущественное использование субъект-порождающего и субъект-совместного типов взаимодействия будет способствовать развитию коммуникативных способностей. При этом исследователи уделяют недостаточное внимание тому, что проявление и развитие коммуникативных способностей старшеклассников характеризуется как субъект-субъектным, так и объект-субъектным и субъект-объектным типами взаимодействия. Речь идет о таких ситуациях общения, когда старшеклассник по своей инициативе или вынужденно занимает пассивно-подчиняющуюся (объектную) позицию, например, в ситуациях буллинга или при авторитарном стиле педагогического или семейного общения. В связи с этим возникла необходимость в изучении взаимосвязи субъект-средовых взаимодействий в образовательной среде, способствующих или препятствующих развитию коммуникативных способностей старшеклассников.

Исходя из вышеизложенного, нами было проведено эмпирическое исследование соотношения типов коммуникативной среды с уровнем развития коммуникативных способностей старшеклассников.

Теоретические предпосылки и методики

Коммуникативное развитие старшеклассников обычно происходит в общении и совместных учебных и иных действиях не только в школьной среде. Не меньшее значение для развития этих способностей имеют общение с родителями и общение с друзьями, в том числе и вне школы. Поэтому коммуникативная среда, в условиях которой происходит развитие коммуникативных способностей старшеклассников, включает в себя общение в школе, общение с родителями и общение с друзьями.

Чтобы определить, как соотносятся типы экопсихологических взаимодействий [4] с типами коммуникативной среды, мы использовали типологию образовательной среды, разработанную В.А. Ясвиным [6]. В ее основу положены сочетания векторов «пассивность — активность» и «свобода — зависимость», что позволило выделить четыре типа образовательной среды, применительно к нашему исследованию — коммуникативной среды:

• сочетание «свободы» и «активности» дают творческий тип, что в терминологии экопсихологических взаимодействий соответствует субъект-порождающему и субъект-совместному типам коммуникативного взаимодействия;

• сочетание векторов «активность» и «зависимость» дают карьерный тип коммуникативной среды. Отличительной особенностью этого типа среды является то, что создаются средовые условия для карьерного роста. В нашей терминологии этот тип среды соответствует субъект-объектному типу взаимодействия в системе «старшеклассник — коммуникативная среда»;

• сочетание векторов «зависимость» и «пассивность» характеризуют догматический тип коммуникативной среды, так как старшеклассники вынуждены подчиняться требованиям такой среды. В нашей терминологии это соответствует объект-субъектному типу коммуникативных взаимодействий;

• сочетание векторов «свобода» и «пассивность» характеризует безмятежный тип коммуникативной среды, поскольку в этих условиях старшеклассник свободен в проявлении или же непроявлении своей коммуникативной активности. В нашей терминологии такое сочетание соответствует объект-объектному типу взаимодействия.

Исходя из этого, мы предположили, что более высокий уровень развития коммуникативных способностей старшеклассников должен соответствовать коммуникативной среде творческого и карьерного типов. Напротив, коммуникативной среде догматического и безмятежного типов должен соответствовать низкий уровень развития этих способностей.

Для диагностики уровня коммуникативных способностей старшеклассников была выбрана методика «Изучение способности к самоуправлению в общении» [5, с. 164—166]. Это объясняется тем, что коммуникативные способности старшеклассников рассматриваются нами как способность занимать субъектную или же объектную позиции в коммуникативных взаимодействиях. Данная методика включает 25 высказываний, позволяющих выделить уровни в развитии коммуникативных способностей:

• низкий уровень характеризуется отсутствием гибкости в общении, что более соответствует объектной, чем субъектной коммуникативной позиции;

• средний уровень характеризуется ситуативным поведением в общении, что выражается в чередовании субъектной и объектной позиций;

• высокий уровень характеризуется умением занимать гибкую позицию в общении, меняя стиль общения в зависимости от ситуации, что явно требует субъектной позиции в общении.

Чтобы оценить типы коммуникативной среды, нами была использована экспресс-методика диагностики векторной модели образовательной среды вуза [1]. Эта методика разработана А.В. Капцовым и Е.И. Колесниковой (на основе векторной модели школьной среды В.А. Ясвина [6]) для образовательной среды вуза, родительской среды и среды общения с друзьями. Ее применение к семнадцатилетним старшеклассникам обусловлено тем, что по возрасту они достаточно близки к студенческой молодежи.

Исследование проводилось онлайн. В нем приняли участие старшеклассники общеобразовательной средней школы г. Владимира в количестве 62 человек в возрасте 17 лет (69 % — девушки, 31 % — юноши).

Для подтверждения неслучайности полученных эмпирических данных применялся коэффициент сопряженности Пирсона и Чупрова (Кобзарь, 2006, с. 646).

Результаты и их обсуждение

1. По данным методики «Изучение способности к самоуправлению в общении» высокий уровень коммуникативных способностей обнаружен только у 16 % старшеклассников, средний уровень — у 79 % и низкий уровень — у 5 % старшеклассников. Эти данные показывают, что проблема развития коммуникативных способностей продолжает оставаться актуальной и для современных старшеклассников.

2. В условиях школьной среды общения для коммуникативного развития старшеклассников наиболее значимым выступает карьерный тип коммуникативной среды (60 % старшеклассников), для которого характерным является субъект-объектный тип взаимодействия. По нашему мнению, это объясняется тем, что старшеклассники, как правило, уже определились с выбором будущей профессии и активно используют школьную среду для достижения своих целей в обучении.

К нашему удивлению совершенно незначимым оказался творческий тип (0 % ответов старшеклассников), для которого характерным является субъект-порождающий тип взаимодействия. Возможно это объясняется тем, что обучение старшеклассников

подчинено подготовке к ЕГЭ, что соответствует карьерному, а не творческому типу школьной среды.

3. В условиях родительской среды общения для коммуникативного развития старшеклассников наиболее значимым оказался карьерный тип (соответственно, субъект-объектный тип взаимодействия), который отметили 45 % респондентов. Такой результат может объясняться тем, что многие родители часто настраивают своих детей на поступление в вузы и на профессиональную карьеру. Вместе с тем 42 % старшеклассников указали на безмятежный тип родительской среды (соответственно, объект-объектный тип взаимодействия). Такое повышение значимости безмятежного типа родительский среды, по нашему мнению, объясняется тем, что в этих условиях развитие коммуникативных способностей старшеклассников происходит скорее стихийно, чем под влиянием общения со своими родителями.

Наименее значимым в общении с родителями оказался творческий тип родительской среды (соответственно, субъект-порождающий тип взаимодействия), который отметили всего 3 % старшеклассников. Столь низкое значение творческого типа коммуникативной среды в общении с родителями объясняется, по-видимому, тем, что субъект-порождаю-щий тип коммуникативных взаимодействий редко встречается в общении между старшеклассниками и их родителями.

4. В условиях среды общения с друзьями для коммуникативного развития старшеклассников наиболее значимыми выступают карьерный (39 %) и творческий (35 %) типы среды. При этом, в отличие от общения в школе и родителями, наименее значимым оказался безмятежный тип коммуникативной среды (0 %). Столь низкая значимость безмятежного типа среды общения с друзьями объясняется, скорее всего, тем, что общение с друзьями изначально предполагает активную коммуникативную (то есть субъектную) позицию, что не соответствует объект-объектному характеру дружеского общения.

Заключение

Эмпирические данные, полученные при сопоставлении типов расширенной коммуникативной среды (школьной, родительской и среды общения с друзьями) с уровнями развития (низким, средним и высоким) коммуникативных способностей старшеклассников, показали, что:

• наиболее часто старшеклассники указывают на карьерный тип расширенной коммуникативной среды, наиболее редко — на догматический тип;

• в школьной и родительской средах более высокий уровень развития коммуникативных способностей старшеклассников соответствует карьерному и безмятежному типам, а в наименьшей — догматическому и творческому типам;

• в среде общения с друзьями более высокий уровень развития коммуникативных способностей старшеклассников соответствует карьерному и творческому типам, а в наименьшей — догматическому и безмятежному типам.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась лишь для коммуникативной среды общения с друзьями. Однако для школьной и родительской сред эта гипотеза подтвердилась только для карьерного (способствует коммуникативному развитию) и догматического типов коммуникативной среды (не способствует коммуникативному развитию). Можно предположить, что такой результат объясняется тем, что творческий тип коммуникативной среды почти не встречается в школьной и родительской средах, в то время как при безмятежном типе школьная и родительская среды не препятствуют стихийному развитию коммуникативных способностей у старшеклассников. Для проверки этого предположения необходимы дальнейшие исследования.

Литература

1. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Экспресс-методика диагностики векторной модели образовательной среды // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 2 (26). С. 158-170.

2. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика. Для инженеров и научных сотрудников. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2006. - 816 с.

3. Лидская Э.В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 1 (25). С. 82-94.

4. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13-27.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Изучение способности к самоуправлению в общении // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института психотерапии, 2002. - 362 с.

6. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПРОСНИКА

«ИНДЕКС СУБЪЕКТНОГО ЕДИНСТВА» ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОЛИСУБЪЕКТНОЙ ОБЩНОСТИ

Мдивани Марина Отаровна (Москва. Россия), кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mmdivani@me.com

Аннотация. В статье обсуждаются теоретические и эмпирические подходы к феномену полисубъектного взаимодействия. Показаны трудности, с которыми сталкиваются эмпирические исследования таких взаимодействий. Описан метод, основанный на типологии экопсихологических взаимодействий и получивший эмпирическое подтверждение. Разработанный опросник показал достаточную надежность, но имеет некоторые ограничения для использования его при прогнозе способности индивида вступать в полисубъектные взаимодействия.

Ключевые слова: субъект-субъектные взаимодействия, полисубъект, удовлетворенность от деятельности, симпатия к партнерам, прилив энергии, уверенность в успехе.

PROSPECTS FOR USING THE OF SUBJECT UNITY INDEX QUESTIONNAIRE FOR ASSESSING POLYSUBJECT COMMUNITY

Mdivani Marina Otarovna (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mmdivani@me.com

Abstract. The article discusses theoretical and empirical approaches to the phenomenon of polysubject interaction. The difficulties encountered in empirical studies of such interactions are shown. A method based on the typology of ecopsychological interactions and empirical confirmation is described. The developed questionnaire has shown sufficient reliability, but has some limitations for its use in predicting the ability of an individual to enter into polysubjective interactions.

Keywords: subject-subject interactions; polysubject; satisfaction with the activity; sympathy for partners; burst of energy; confidence in success.

Образование полисубъектной общности в процессе взаимодействия между людьми может возникнуть как спонтанно, так и целенаправленно. Более того, социальный опыт свидетельствует, что именно полисубъектное взаимодействие способствует эффективности деятельности и позволяет достигать высоких результатов. В корпоративной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.