Научная статья на тему 'Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий'

Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1421
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / COMMUNICATIVE ABILITIES / HIGH SCHOOL STUDENTS / COMMUNICATION SITUATIONS / COMMUNICATIVE INTERACTIONS / ECOPSYCHOLOGICAL TYPOLOGY OF SUBJECT-ENVIRONMENT INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лидская Элла Викторовна

В статье проведен теоретический анализ коммуникативных способностей старшеклассников в разных ситуациях общения (в учебе, в семье, в социальных сетях и т.п.). Отмечая субъект-субъектный характер общения, исследователи оставляют без внимания то обстоятельство, что коммуникативное развитие старшеклассников может характеризоваться не только субъект-субъектным, но и объект-субъектным, и субъект-объектным типами взаимодействия (авторитарный стиль общения, буллинг, кибер-буллинг и т. п.). Поэтому возникает необходимость применения экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий для более глубокого анализа типов коммуникативных взаимодействий, как условий развития коммуникативных способностей старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE ABILITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF SUBJECT-ENVIRONMENT INTERACTIONS

The article provides a theoretical analysis of the communicative abilities of high school students in different communication situations (in school, in the family, in social networks, etc.). Noting the subject-subject nature of communication, researchers disregard the fact that the communicative development of high school students can be characterized not only by the subject-subjective, but also object-subjective, and subject-object types of interaction (authoritarian style of communication, bullying, cyber-bullying, etc.). Therefore, there is a need to use the ecopsychological typology of subject-environment interactions for a deeper analysis of the types of communicative interactions, as conditions for the development of communicative abilities of high school students.

Текст научной работы на тему «Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий»

УДК 159.9

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТ-СРЕАОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

© Э. В. Лилская

Лидская

Элеонора Викторовна младший научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО» г. Москва

e-mail: elidskaya@gmail.com

В статье провелен теоретический анализ коммуникативных способностей старшеклассников в разных ситуациях общения (в учебе, в семье, в социальных сетях и т. п.). Отмечая субъект-субъектный характер общения, исслелователи оставляют без внимания то обстоятельство, что коммуникативное развитие старшеклассников может характеризоваться не только субъект-субъектным, но и объект-субъектным, и субъект-объектным типами взаимолействия (авторитарный стиль общения, буллинг, кибер-буллинг и т. п.). Поэтому возникает необхолимость применения экопсихологи-ческой типологии субъект-среловых взаимолействий лля более глубокого анализа типов коммуникативных взаимолействий, как условий развития коммуникативных способностей старшеклассников.

Ключевые слова: коммуникативные способности, старшеклассники, ситуации общения, коммуникативные взаимодействия, экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий.

Введение

Характерной чертой социализации старшеклассников является потребность в общении со сверстниками и взрослыми. Это время интенсивного формирования личности в общении и совместной деятельности с другими людьми. Поэтому развитие коммуникативных способностей является одной из важнейших особенностей старшего подросткового возраста. В ситуациях общения со сверстниками и взрослыми старшеклассник постоянно пытается проявить себя, при этом он получает от других оценку своих способностей, знаний, умений. В этом

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2019. No 1 (25)

смысле общение с другими позволяет старшеклассникам лучше узнавать не только других людей, но и самого себя [13; 20].

Несмотря на большое количество классических [3; 6; 13; 15; 19; 25 и др.] и более современных исследований, коммуникативное развитие старшеклассников по-прежнему находится в центре внимания многих психологов и педагогов [1; 2; 9; 12; 14; 17; 21; 24; 32 и др.]. Это объясняется тем, что за последние десятилетия произошли серьезные изменения в социальной среде, которые на сегодняшний день приобретают все более ускоренный темп. Например, массовое распространение информационно-коммуникативных средств (планшеты, айфоны, смартфоны и т. п.), которые активно используются молодежью в качестве технических средств общения, в том числе в учебной деятельности. Особое место при этом занимает общение в социальных сетях.

Для описания коммуникативного развития старшеклассников используются разные понятия и термины: коммуникативность [29], коммуникативные знания, умения и навыки [14], коммуникативная культура [21], коммуникативная компетентность [2; 14; 17; 31 и др.], коммуникативные способности [12; 24; 25] и т. п.

Так, под коммуникативными умениями Г. М. Андреева [3] понимает комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющей творчески использовать знания для понимания и преобразования действительности.

Коммуникативные навыки, как считают И. С. Кон [13], А. В. Мудрик [20] и др. исследователи, имеют комплексный характер; они включают в себя потребность и желание общения с собеседником, способность слышать его и сопереживать ему, владение такими способами общения, которые позволяют совместно находить оптимальное решение возникающих вопросов и т. д.

В данном случае мы будем использовать главным образом термин «коммуникативные способности», так как коммуникативность, коммуникативные навыки и коммуникативные умения мы будем рассматривать как проявления коммуникативных способностей в разных ситуациях общения.

В общем виде под коммуникативными способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие эффективность взаимодействия и взаимопонимания между людьми в ситуациях общения или выполнения совместной деятельности. Как показывает Е. И. Пассов [25], коммуникативные способности включают в себя следующие составляющие: умение понимать других людей, потребность в самовыражении, умение влиять на партнеров по общению. При этом, как отмечает автор, фундаментальной основой каждой из указанных трех способностей является профессионализм, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требовательность к себе, сообразительность, организованность и другие личностные качества.

Основным для понимания и определения коммуникативных способностей является понятие общения. «Категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения "субъект - субъект(ы)". В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но процесс их взаимодействия, в ко-

тором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т. п.» [18, с. 249]. Многие исследователи вслед за Г. М. Андреевой [3] выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны общения. Е. П. Ильин [9] считает необходимым добавить еще и эмоциональную сторону общения.

Несмотря на разнообразие терминов и множество разных определений коммуникативных способностей, авторы сходятся во мнении, что развитие коммуникативных способностей старшеклассников необходимо им для того, чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми при решении бытовых, учебных, производственных и досуговых задач [10; 17 и др.].

Согласно литературным данным, исследователи обращают внимание на разные аспекты коммуникативного развития старшеклассников. При этом авторы опираются на разные теоретические позиции и понятия. Приведем для примера некоторые из них:

• коммуникативные способности в обучении иноязычному общению [25];

• типы общения в раннем юношеском возрасте в контексте проблемы воспитания [20];

• система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы, в основу которой положена модель коммуникативности старшеклассника, состоящая из следующих блоков: информационный, ре-гулятивно-проектировочный, блока внутренней активности и блока внутренних условий [29);

• коммуникативное развитие во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивостью личности [31];

• организационно-педагогические условия и средства формирования коммуникативной культуры старшеклассников в условиях общеобразовательной школы [21; 31];

• педагогические условия формирования толерантного общения в полиэтнической среде [1];

• педагогические основы управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников, включая субъектную позицию педагогов и обучающихся [2];

• влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков [12];

• взаимосвязь коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков [24].

Конечно, перечисленные задачи и предметы исследования коммуникативных способностей старшеклассников не исчерпывают всего разнообразия исследований по этой теме. Но даже из этого краткого тематического перечисления видно, что для данных исследований характерны, как минимум, три общие особенности.

Первая особенность заключается в том, что развитие коммуникативных способностей старшеклассников происходит в ситуациях общения. Это позволяет рассматривать развитие указанных способностей в системе коммуни-

кативных взаимодействий «старшеклассник — социальная среда (и ее субъекты)». Вторая общая особенность состоит в том, что в качестве предмета исследования выступают либо личностные качества старшеклассников, либо психолого-педагогические условия формирования коммуникативных способностей. Наконец, третья общая особенность заключается в том, что авторы отмечают субъект-субъектный характер общения. Как отмечает Б. Ф. Ломов [18, с. 248]: «общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат — это не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми».

Однако так бывает не всегда. В некоторых случаях тип коммуникативного взаимодействия в общении старшеклассников еще может быть и объект-субъектным, и субъект-объектным. Например, когда старшеклассник является жертвой буллинга, или же, напротив, он сам выступает инициатором буллинга по отношению к другим. В то же время принятие старшеклассником объектной или субъектной позиции может как способствовать, так и препятствовать развитию его коммуникативных способностей. Чтобы подробнее в этом разобраться, мы обратились к экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий.

Экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий

В экопсихологических исследованиях В. И. Пановым выделены шесть базовых типов субъект-средовых взаимодействий: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный и субъект-субъектный, включающий в себя субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный [22; 30].

Исходя из этой типологии, мы видим, что в коммуникативных взаимодействиях с социальной средой старшеклассник может занимать как объектную, так и субъектную позиции. Например, объектную позицию он занимает, когда вынужден подчиняться воздействиям со стороны другого собеседника или социальной среды в целом. Так, если мы возьмем систему отношений «учащийся — педагог» (или «ребенок — авторитарный родитель»), то мы увидим, что общение может носить характер жесткого воздействия на другого субъекта общения. В подобной ситуации общения старшеклассник вынужденно принимает на себя объектную роль. Поэтому такой тип коммуникативного взаимодействия будет иметь объект-субъектный характер.

Но в других ситуациях общения старшеклассник может и должен занимать активную, субъектную позицию, позволяющую вступать в диалог или совместную деятельность с педагогом или другими людьми, а в некоторых случаях сопротивляясь и противодействуя таким воздействиям. В этом случае речь идет о субъект-субъектном взаимодействии, которое может выражаться, по меньшей мере, в трех типах субъект-средовых взаимодействий:

• субъект-обособленном — ситуация, когда собеседники не понимают и не принимают друг друга;

• субъект-совместном — ситуация, когда общение старшеклассников происходит в совместной деятельности. В качестве примера можно привести групповые проектные методы обучения в старшей школе;

• субъект-порождающем — ситуация, когда собеседники стараются найти «общий язык» и приемлемые формы общения, необходимые для совместных действий. В качестве примера можно привести такие активные методы обучения, которые построены на конструктивном диалоге учащихся с педагогом или учащихся между собой [22; 23].

В связи с этим встает вопрос: как применить экопсихологическую типологию субъект-средовых взаимодействий для анализа коммуникативных способностей старшеклассников? Для этого данные способности у старшеклассников будут рассмотрены нами в трех аспектах: в учебных ситуациях общения с педагогами и одноклассниками, в семейной среде, в виртуальной среде.

Коммуникативные способности старшеклассников в учебных ситуациях

В учебных ситуациях низкий уровень развития коммуникативных способностей старшеклассников выражается в их неумении общаться и взаимодействовать, что приводит к конфликтам друг с другом и педагогами.

Так, С. С. Акавова [1] отмечает, что особое значение в развитии коммуникативных способностей старшеклассников играет полиэтническая образовательная среда. Для формирования толерантного общения в такой среде, по мнению этого автора, необходимо развивать эмоционально-волевую готовность старшеклассника к равноправному диалогу и доброжелательному пониманию партнеров в любой деятельности. С позиции субъект-средовых взаимодействий такое развитие эмоционально-волевой готовности старшеклассника будет носить субъект-порождающий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий.

В связи с переходом российского образования на компетентностный подход в обучении коммуникативные способности старшеклассников стали рассматриваться как коммуникативная компетентность и ее формирование. Примером такого исследования является диссертационная работа В. Ю. Асадчих [2]. В рамках этой работы коммуникативная компетентность рассматривается как интегративное качество личности, включающее в себя лингвистический, психологический и социальный компоненты. Автор отмечает, что для формирования коммуникативной компетентности старшеклассников необходимы прежде всего взаимодействия обучающихся и педагога, которые должны реализовывать эффективные модели межличностного и межколлективного общения. Это, конечно же, потребует от педагога создания субъект-совместного и субъект-порождающего типов взаимодействия в межличностном общении обучающихся.

В отличие от предыдущего автора, С. Ю. Курилова [14] рассматривает коммуникативную компетентность старшеклассников в условиях проектной учебной деятельности, которая характеризуется творческой обстановкой и доброжелательным отношением друг к другу участников проекта, а также рефлексией коммуникативных позиций. Последнее означает готовность старшеклассника изменить себя, чтобы его приняли в совместное выполнение проекта. А это уже означает необходимость субъект-порождающего типа взаимодействия.

Созвучно этой позиции и исследование А. Л. Солдатченко [29]. В нем подчеркивается, что для успешного формирования коммуникативности

старшеклассников их необходимо погружать в коллективную деятельность, чтобы у них развивалась способность к рефлексии и конструированию своего «образа Я». Исходя из нашей терминологии, это означает, что педагог должен создавать такие ситуации общения, в основе которых лежат субъект-порождаю-щий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий.

В своем диссертационном исследовании О. Н. Овсейчик [21] показывает, что для формирования коммуникативной культуры старшеклассников в школе необходимо использовать такие активные методы, как дискуссии (групповые, анализ проблемных ситуаций и т. д.), игры (ролевые, сложно-ролевые, деловые), элементы социально-психологического тренинга, а также организацию коммуникативного факультатива «Я и другие». Эти методы дополняются ведением личного дневника, в котором старшеклассник самостоятельно анализирует успешность и неуспешность своих коммуникативных взаимодействий в школьных ситуациях.

Надо сказать, что это наиболее часто используемые формы по развитию коммуникативных способностей у старшеклассников. В качестве еще одного примера можно привести диссертацию А. С. Литвиновой [17], которая тоже делает акцент на использовании таких методов общения, как: ролевые игры (творческие, конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные), учебные дискуссии, методы театрализации, метод конференций, мини-семинары, тренинги общения, моделирование коммуникативных ситуаций и т. п. В переводе на «язык» субъект-средовых взаимодействий, это означает, что коммуникативное взаимодействие между старшеклассниками должно иметь форму диалога (субъект-субъектное взаимодействие), когда каждый из партнеров признает право другого иметь свою точку зрения (т. е. признает его субъектную позицию в данном общении) и готов к изменению своей точки зрения (т. е. к изменению своей субъектной позиции).

В итоге становится понятным, что необходимым условием для формирования коммуникативных способностей у старшеклассников является создание ситуаций общения, в основе которых лежат субъект-порождающий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий.

Коммуникативные способности старшеклассников в семейной среде

Одним из факторов, которые оказывают влияние на развитие коммуникативных способностей старшеклассников являются семейные отношения и, соответственно, общение с членами семьи.

Как показывает Н. А. Воробьева [8], на развитие коммуникативных способностей влияет структурно-функциональный состав семьи. Если между членами семьи существует взаимопонимание и традиция к совместному проведению досуга (чтение книг, просмотр фильмов и т. п.), то у ребенка (в данном случае, старшеклассника) появляется эмоциональная «включенность» в семейные отношения, что обеспечивает продуктивность общения, взаимный положительный настрой, доверие и сопереживание друг другу. Такие отношения характерны для к субъект-совместного и субъект-порождающего типов коммуникативного взаимодействия в семейной среде.

Эти данные соответствуют данным М. Н. Касторской [11], согласно которым большинство старшеклассников (89,9 %) говорят о семье как круге людей,

которые понимают и поддерживают друг друга в трудные минуты. Характеризуя семью, эти старшеклассники отмечают такие формы взаимодействия, как взаимная поддержка, любовь и забота, что соответствует субъект-совместному и субъект порождающему типам взаимодействия в общении. Но в то же время этот автор отмечает, что есть старшеклассники (11,1 %), для которых семья — это «кровные родственники», «просто семья», «ячейка общества», а не те люди, с которыми их объединяет совместное общение, поддержка и сопереживание друг другу. Это позволяет говорить о том, что коммуникативные взаимодействия старшеклассника со своей семьей имеют объект-объектный, формальный характер, что, естественно, не способствует развитию коммуникативных способностей.

К этому необходимо добавить, что на развитие коммуникативных способностей в семейной среде, конечно же, влияет стиль родительского общения. Примером может служить авторитарный стиль, который формирует у детей готовность к подчинению родительским требованиям и, следовательно, формирует склонность к принятию объектной позиции в коммуникативных взаимодействиях с другими (объект-субъектный тип взаимодействия).

Коммуникативные способности старшеклассников в ситуациях виртуального общения

Как отмечают многие исследователи, отличительной чертой современных старшеклассников является активное, порой даже сверхактивное использование интернета. Сегодня трудно представить старшеклассника, который значительную часть своего времени не проводил бы в социальных сетях. Более того, некоторые из них начинают предпочитать виртуальное общение реальному.

Так, проведя анализ языка общения старшеклассников под влиянием интернета, Д. А. Шагина и Е. Ю. Холявина [32] подчеркивают интерактивный характер виртуального общения. Такое коммуникативное взаимодействие мы относим к субъект-субъектному типу. При этом меняется и сам язык интернет-пользователей. Они предпочитают общаться упрощенным языком, пропуская члены предложения и пунктуационные знаки, и не соблюдая грамматические правила. Важно, что такой сленговый стиль виртуального общения начинает использоваться и в общеупотребительной лексике. В этом случае мы видим, что старшеклассник выступает в роли объекта, подчиняющегося воздействию со стороны виртуальной среды, а тип коммуникативного взаимодействия в этом случае становится объект-субъектным.

Коммуникативное взаимодействие с виртуальным собеседником может иметь и субъект-совместный тип (ситуация совместной компьютерной игры), и субъект-порождающий (виртуальный «мозговой штурм»), и субъект-объектный (виртуальный собеседник выступает в качестве «жертвы» коммуникативного воздействия), и объект-субъектный (старшеклассник, наоборот, сам является «жертвой» виртуального насилия).

В качестве других особенностей виртуального общения исследователи называют дистантность и высокую интенсивность контактов, интерактивность и продуктивность коммуникации, расширение круга общения и информированности, сближение коммуникативных интересов виртуальных собеседников

и в то же время их возможную анонимность, возможность к самопрезентации и приобщения к референтной группе, причем соблюдение социокультурных и лингвистических норм общения не является обязательным [4; 5; 12 и др.]. Все это указывает на субъект-субъектный тип интерактивного взаимодействия в виртуальном общении.

Следующей особенностью виртуального общения у старшеклассников является возможность общения с воображаемым («нереальным») виртуальным собеседником. «Причина необычной для реального мира открытости людей в чате происходит от безопасности, которую дает вымышленное имя, невидимая внешность и никому не известная личная история ... Общаясь по Интернету, мы не только дополняем образ виртуального собеседника своим воображением и опытом. Мы дополняем его еще и своими психологическими проблемами и стереотипами» [26, с. 2—3]. Выражаясь нашими терминами, виртуальному собеседнику приписываются те качества, которые мы хотели бы видеть у него, что соответствует субъект-объектному типу взаимодействия.

Вместе с тем, виртуальное общение в социальных сетях может быть и источником психологической опасности для старшеклассника, т. к. он может оказаться не только в роли субъекта общения, но и в роли объекта агрессивного психологического воздействия. К сожалению, уже хорошо известны такие негативные стороны виртуального общения, как: интернет-зависимость, кибер-буллинг, призывы к насилию, провоцирование суицидальных наклонностей и т. п. [4; 7; 27; 28; 33 и др.]. Следовательно, виртуальное общение характеризуются не только субъект-субъектным, но объект-субъектным типами взаимодействия в социальных сетях.

Выводы

Развитие коммуникативных способностей старшеклассников рассматривается в разных ситуациях общения (в учебе, в семье, в социальных сетях и т. п.), что позволяет нам анализировать их в системе коммуникативных взаимодействий «старшеклассник — социальная среда (и ее субъекты)».

Наиболее часто используемыми методами развития коммуникативных способностей старшеклассников являются интерактивные формы обучения (диалоги, дискуссии, совместные, методы театрализации, метод конференций, мини-семинары, тренинги общения и т. п.).

В качестве предмета исследования выступают либо личностные качества старшеклассников, либо психолого-педагогические условия формирования коммуникативных способностей. При этом типы коммуникативных взаимодействий в системе «старшеклассник — социальная среда (и ее субъекты)», как условие коммуникативного развития старшеклассников, в предмет исследования не включались.

Отмечая субъект-субъектный характер общения, исследователи оставляют без внимания, что коммуникативное развитие старшеклассников характеризуется не только субъект-субъектным, но и объект-субъектным, и субъект-объектным типами взаимодействия. Это находит свое подтверждение в таких ситуациях общения, как: авторитарный стиль педагогического или семейного общения, буллинг и кибер-буллинг, и т. п. ситуации одностороннего

коммуникативного воздействия. При этом показано, что субъект-субъектный тип коммуникативных взаимодействий тоже может быть различным. Так, общение в совместных действиях (групповое проектное обучение, совместные компьютерные игры и т. п.) предполагает субъект-совместный тип взаимодействий, обеспечивающих достижение общей цели. Но бывает, что совместные действия начинаются с того, что его участники должны учиться общаться друг с другом, находить «общий язык». В этих случаях речь идет уже о субъект-по-рождающем типе коммуникативного взаимодействия.

Произвольное или вынужденное принятие старшеклассником субъектной или объектной ролевой позиции в разных ситуациях общения может как способствовать, так и препятствовать развитию его коммуникативных способностей. Вследствие чего, подтверждается необходимость применения экопсихоло-гической типологии субъект-средовых взаимодействий для более глубокого анализа типов коммуникативных взаимодействий старшеклассника в социально различных ситуациях общения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акавова С. С. Формирование толерантного общения старшеклассников в полиэтнической среде : дис. ... канд. психол. наук. Махачкала, 2007. 167 с. РГБ ОД, 61:07-13/1790. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-tolerantnogo-obwenija-starsheklassnikov-v-polijetnicheskoj-srede.html (дата обращения: 11.05.2019).

2. Асадчих В. Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009. 218 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Москва : Аспект Пресс, 2010. 363 с.

4. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е, Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. 2000. URL: http://www.relarn.ru/human/pers.html (дата обращения: 30.06.2019).

5. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. № 1. С. 55—67.

6. Бодалев А. А. Личность и общение. Москва : Педагогика, 1983. 243 с.

7. Волкова Е. Н, Волкова И. В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского университета. 2017. № 3. С. 1—11.

8. Воробьева Н. А. Структурно-функциональные характеристики семьи как фактор развития коммуникативных способностей старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2004. 187 с.

9. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. Санкт-Петербург : Питер, 2009. 576 с.

10. Каган М. С. Мир общения. Москва : Политиздат, 1988. 319 с.

11. Касторская М. Н. Повседневная жизнь современного старшеклассника // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7. URL: http://psychology.snauka.ru/ 2015/07/5578 (дата обращения: 07.02.2019).

12. Кирьякова Н. А. Влияние социальных сетей на развитие коммуникативных способностей подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 161—168.

13. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1989. 255 с.

14. Курилова С. Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности : дис. ... канд. пед. н. Владикавказ, 2011. 224 с.

15. Леонтьев А. А. Психология общения. Москва : Смысл, 2005. 365 с.

16. Лидская Э. В. Типы экопсихологических взаимодействий в профессиональном общении нотариусов // Человек — образование — профессия : V Международная научно-практическая конференция (Москва, 6-8 июля 2009 г.). Москва : ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 290—295.

17. Литвинова А. С. Формирование основ коммуникативной компетентности старшеклассников в образовательной среде современной школы : дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2013. 168 с.

18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва : Наука, 1984. 444 с.

19. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. Москва : Педагогика, 1984. 112 с.

20. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / под ред.

B. А. Сластенина. Москва : Издательский центр «Академия», 2000. 200 с.

21. Овсейчик О. Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. н. Москва, 2002. 146 с.

22. Панов В. И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 13—27.

23. Панов В. И. От экологической психологии к субъект-средовым взаимодействиям // Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики. Коллективная монография / под ред. М. О. Мдивани. Москва, 2017. С. 4—14. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/375/ekopodkhod.pdf (дата обращения: 10.03.2019).

24. Панкратова И. А. Особенности взаимосвязи коммуникативных способностей и мотивации достижения у подростков // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (дата обращения: 12.06.2019).

25. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Москва : Русский язык, 1989. 276 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Петрова Н. Русский Интернет как открытое фольклорное сообщество. Интернет-публикация. URL: http://www. visualtech.ru/vculture/folklor/ Folklor.html), 1998. (дата обращения: 03.05.2019).

27. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И., Нестик Т. А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. Москва : Смысл, 2017. 375 с.

28. Солдатова Г. У., Ярмина А. Н., Темежникова О. Б. Особенности идентичности и социально-психологической адаптации участников буллинга и кибербуллинга // Академический вестник. Научно-практический журнал Академии социального управления. 2017. Т. 3. № 25. С. 38—50.

29. Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. 186 c.

30. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики : коллективная монография / под ред. М. О. Мдивани. Москва, 2017. 160 с. URL: https://www.pirao.ru/upload/iblock/375/ekopodkhod.pdf (дата обращения: 03.05.2019).

31. Тихомирова Т. С. Коммуникативное развитие школьников в образовательном процессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 8.

C. 256—264.

32. Шагина Д. А., Холявина Е. Ю. Изменения в языке общения старшеклассников под влиянием интернета // Юный ученый. 2017. № 2. С. 93-97. URL: http:// yun.moluch.ru/archive/11/764/ (дата обращения: 05.06.2019).

33. Янг К. С. Диагноз интернет-зависимость // Мир Internet, 2000. № 2. С. 24—29.

REFERENCES

1. Akavova S. S. Formirovanie tolerantnogo obshcheniya starsheklassnikov v polietnicheskoi srede [Formation of tolerant communication of high school students in a multi-ethnic environment]: diss. ... kand. psikhol. n. Makhachkala, 2007. 167 p. Available at: http:// www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-tolerantnogo-obwenija-starsheklassnikov-v-polijetnicheskoj-srede.html (accessed: 11.05.2019). (in Russian).

2. Asadchikh V. Yu. Upravlenie protsessom formirovaniya kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov [Management of the process of formation of communicative competence of high school students]: dis. ... kand. ped. n. Kursk, 2009. 218 p. (in Russian).

3. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya [Social Psychology]. Moscow : Aspekt Press, 2010. 363 p. (in Russian).

4. Babaeva Yu. D., Voiskunskii A. E., Smyslova O. V. Internet: vozdeistvie na lichnost' [Internet: impact on personality]. 2000. Available at: http://www.relarn.ru/human/pers.html. (accessed: 30.06.2019) (in Russian).

5. Bergel'son M. B. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikatsiya [Bulletin of Moscow University. Series 19: Linguistics and Intercultural Communication]. 2002. No 1. Pp. 55—67 (in Russian).

6. Bodalev A. A. Lichnost' i obshchenie [Personality and Communication]. Moscow: Pedagogika, 1983. 243 p. (in Russian).

7. Volkova E. N., Volkova I. V. Vestnik Mininskogo universiteta [Herald of the University of Minin]. 2017. No. 3. Pp. 1—11 (in Russian).

8. Vorob'eva N. A. Strukturno-funktsional'nye kharakteristiki sem'i kak faktor razvitiya kommunikativnykh sposobnostei starsheklassnikov [Structural and functional characteristics of the family as a factor in the development of communicative abilities of high school students]: avtoref. dis. ... kand. psikhol. n. Kemerovo, 2004. 187 p. (in Russian).

9. Il'in E. P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnoshenii [Psychology of communication and interpersonal relationships]. Sankt-Peterburg : Piter, 2009. 576 p. (in Russian).

10. Kagan M. S. Mir obshcheniya [World of communication]. Moscow : Politizdat, 1988. 319 p. (in Russian).

11. Kastorskaya M. N. Povsednevnaya zhizn sovremennogo starsheklassnika [Everyday life of a modern high school student]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2015. No 7. Available at: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5578 (accessed: 07.02.2019) (in Russian).

12. Kir'yakova N. A. Kontsept [Concept]. 2017. V. 29. Pp. 161—168 (in Russian).

13. Kon I. S. Psikhologiya rannei yunosti [The Psychology of Early Youth] : Kn. dlya uchitelya. Moscow : Prosveshchenie, 1989. 255 p. (in Russian).

14. Kurilova S. Yu. Formirovanie kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov v uchebnoiproektnoi deyatel'nosti [The formation of communicative competence of high school students in educational design activities]. Dis. ... kand. ped. n. Vladikavkaz, 2011. 224 p. (in Russian).

15. Leont'ev A. A. Psikhologiya obshcheniya [Communication psychology]. Moscow : Smysl, 2005. 365 p. (in Russian).

16. Lidskaya E. V. V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Chelovek - obrazovanie - professiya" (Moscow, 6-8 iyulya 2009 g.) [V International Scientific and Practical Conference "Man - Education - Profession" (Moscow, July 6-8, 2009)]. Moscow : PI RAO, MGPPU, 2009. Pp. 290—295 (in Russian).

17. Litvinova A. S. Formirovanie osnov kommunikativnoi kompetentnosti starsheklassnikov v obrazovatelnoi srede sovremennoi shkoly [Formation of the basics of communicative competence of high school students in the educational environment of a modern school]: dis. ... kand. ped. n. Moscow, 2013. 168 p. (in Russian).

18. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow : Nauka, 1984. 444 p. (in Russian).

19. Mudrik A. V. Obshchenie kak faktor vospitaniya shkol'nikov [Communication as a factor in the education of schoolchildrens]. Moscow : Pedagogika, 1984. 112 p. (in Russian).

20. Mudrik A. V. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy]: Ucheb. dlya stud. ped. vuzov / Edited by V.A. Slastenina. Moskva: Izdatel'skii tsentr "Akademiya", 2000. 200 p. (in Russian).

21. Ovseichik O. N. Formirovanie kommunikativnoi kul'tury starsheklassnikov v pedagogicheskoi sisteme obshcheobrazovatelnoi shkoly [The formation of a communicative culture of high school students in the pedagogical system of a comprehensive school] : dis. ... kand. ped. n. Moskva, 2002. 146 p. (in Russian).

22. Panov V. I. Sotsial'nayapsikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society]. 2013. No 3. Pp. 13—27 (in Russian).

23. Panov V. I. Sub "ekt-sredovye vzaimodeistviya: ekopsikhologicheskii podkhod k razvitiyu psikhiki [Subject-environmental interactions: an ecopsychological approach to the development of the psyche]. Kollektivnaya monografiya / Edited by M.O. Mdivani. [Elektronnyi resurs]. Moscow, 2017. Pp. 4 — 14. Available at: https://www.pirao.ru/upload/iblock/375/ ekopodkhod.pdf (accessed: 10.03.2019) (in Russian).

24. Pankratova I. A. Internet-zhurnal "Mir nauki" [Internet magazine "World of Science"]. 2017. V. 5. No 5. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/58PSMN517.pdf (accessed: 12.06.2019) (in Russian).

25. Passov E. I. Osnovy kommunikativnoi metodiki obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [The basics of communicative teaching methods of foreign language communication]. Moscow : Russkii yazyk, 1989. 276 p. (in Russian).

26. Petrova N. Russkii Internet kak otkrytoe fol'klornoe soobshchestvo. Internet-publikatsiya [Russian Internet as an open folklore community. Online publishing]. Available at: http:// www.visualtech.ru/vculture/folklor/ Folklor.html), 1998. (accessed: 03.05.2019) (in Russian).

27. Soldatova G. U., Rasskazova E. I., Nestik T. A. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost' [The digital generation of Russia: competence and security]. Moscow : Smysl, 2017. 375 p. (in Russian).

28. Soldatova G. U., Yarmina A. N., Temezhnikova O. B. Akademicheskii vestnik. Nauchno-prakticheskii zhurnal Akademii sotsial'nogo upravleniya [Academic Bulletin. Scientific and practical journal of the Academy of Social Management]. 2017. V. 3. No 25. Pp. 38—50 (in Russian).

29. Soldatchenko A. L. Sistema formirovaniya kommunikativnosti starsheklassnikov obshcheobrazovatel'noi shkoly [The system for the formation of communicativeness of high school students] : dis. ... kand. ped. n. Magnitogorsk, 2001. 186 p. (in Russian).

30. Sub "ekt-sredovye vzaimodeistviya: ekopsikhologicheskii podkhod k razvitiyu psikhiki [Subject-environmental interactions: an ecopsychological approach to the development of the psyche] : kollektivnaya monografiya / Edited by M.O. Mdivani. Moscow, 2017. 160 p. Available at: https://www.pirao.ru/upload/iblock/375/ekopodkhod.pdf (accessed: 03.05.2019) (in Russian).

31. Tikhomirova T. S. Aktualnyeproblemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Actual problems of the humanities and natural sciences]. 2009. No 8. Pp. 256—264 (in Russian).

32. Shagina D. A., Kholyavina E. Yu. Yunyi uchenyi [Young scientist.]. 2017. No 2. Pp. 93-97. Available at: http://yun.moluch.ru/archive/11/764/ (accessed: 05.06.2019) (in Russian).

33. Yang K. S. Mir Internet [Internet World], 2000. No 2. Pp. 24—29 (in Russian).

COMMUNICATIVE ABILITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE CONTEXT OF SUBJECT-ENVIRONMENT INTERACTIONS

E. Lidskaya

The article provides a theoretical analysis of the communicative abilities of high school students in different communication situations (in school, in the family, in social networks, etc.). Noting the subject-subject nature of communication, researchers disregard the fact that the communicative development of high school students can be characterized not only by the subject-subjective, but also object-subjective, and subject-object types of interaction (authoritarian style of communication, bullying, cyber-bullying, etc.). Therefore, there is a need to use the ecopsychological typology of subject-environment interactions for a deeper analysis of the types of communicative interactions, as conditions for the development of communicative abilities of high school students.

Key words: communicative abilities, high school students, communication situations, communicative interactions, ecopsychological typology of subject-environment interactions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.