в [6]. В идеале желательно проводить сопоставление мотивационного и темпорального аспектов как реализации образовательного запроса со стороны обучающегося к вузу в сформи-рованности его личностных компетенций (soft-skills).
Список литературы
1. Барабанщиков В.А. Идея системности в психологии: пути развития // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №2. С. 5-13.
2. Вачков И.Б. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т.11. №2. С. 36-50.
3. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов (Автореф.... докт. дисс. М.:., 2002. - 39 с.).
4. Капцов А.В. Оценка целостности психологической системы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. №2 (24). С. 3-15.
5. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Взаимосвязь внутренних и внешних факторов со стадиями становления субъектности обучающихся // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. №1 (25). С. 53-73.
6. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2018. №2 (24). С. 107-117.
7. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология метакогнитивных процессов личности. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 352 с.
8. Становление субъектности учащегося и педагога: Экопсихологическая модель / под ред. В. И. Панова. М.: ПИ РАО; СПб.: Нестор-История, 2018. - 302 с.
УДК 159.9
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ
Лидская Э.В.
ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье показано, что применение экопсихологической типологии субъ-ект-средовых взаимодействий для анализа коммуникативных способностей старшеклассников позволяет более четко представить, какую позицию занимает старшеклассник как субъект общения: субъектную или объектную.
Ключевые слова: коммуникативные способности, старшеклассники, экопсихологи-ческая типология субъект-средовых взаимодействий, субъект общения, позиция, субъектная, объектная.
COMMUNICATIVE ABILITIES OF HIGH SCHOOL STUDENT AND SUBJECT-ENVIRONMENT INTERACTIONS IN SCHOOL ENVIRONMENT
Lidskaya E.V.
FGBNU «Psychological Institute of Russian Academy of Education», Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article shows that the use of the ecopsychological typology of subject-environment interactions for analyzing the communicative abilities of high school students makes it possible to more clearly imagine what position a high school student takes as a subject of communication: agency or object.
Keywords: communicative abilities, high school students, ecopsychological typology of subject-environment interactions, subject of communication, position, agency, object.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
Введение
Как известно, ведущим типом деятельности для старшеклассников является общение, которое выступает важнейшим средством их когнитивного и личностного развития. Именно через общение старшеклассники получают личностную, учебную и профессионально-ориентационную информацию, открывая для себя мир других людей и мир профессий. Поэтому развитие коммуникативных способностей выступает необходимым условием для развития субъектных качеств старшеклассников, необходимых для полноценного общения со сверстниками и старшими людьми в учебных, досуговых и профессионально ориентированных ситуациях.
Несмотря на большое количество исследований, посвященных изучению и развитию коммуникативных способностей в старшем школьном возрасте, данная тема продолжает оставаться актуальной и сегодня. Это объясняется тем, что в 21 веке произошли серьезные изменения в социальной и образовательной средах, в средствах и способах общения, в жизненных ценностях молодежи и др. При этом в разных литературных источниках для описания коммуникативного развития старшеклассников используются разные термины: коммуникативность, коммуникативные знания, умения и навыки, коммуникативная культура, коммуникативная компетентность, коммуникативные способности и т.п. В данном случае мы будем использовать термин «коммуникативные способности», учитывая, что различные коммуникативные умения и культуру можно рассматривать как проявления способности старшеклассника быть субъектом коммуникативных действий с разными людьми и в разных ситуациях общения.
Как показал ранее проведенный нами анализ литературных данных [4], изучение коммуникативных способностей старшеклассников проводилось разными авторами в самых разных ситуациях общения: в условиях общеобразовательной школы, при изучении иностранных языков, во взаимосвязи с проблемой стресса и стрессоустойчивости личности, в социальных сетях, в полиэтнической образовательной среде и др.
Обобщая разные определения, можно сказать, что под коммуникативными способностями понимают индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие эффективность взаимодействия и взаимопонимание между людьми в ситуациях общения или выполнения совместной деятельности.
Независимо от разных точек зрения на понимание и изучение коммуникативных способностей, необходимым условием их развития является формирование субъектных качеств, которые будут обеспечивать ему готовность:
• к субъект-субъектному общению в коммуникативных взаимодействиях с другими в разных средовых условиях (в семье, в школе, на досуге и т.д.);
• к тому, чтобы «слушать и слышать другого» и даже изменять свою точку зрения в ходе диалога, а не только «выступать самому»;
• к проявлению разной степени активности в коммуникативных взаимодействиях: от позиции «слушателя» (объектная позиция) до позиции активной самореализации и самовыражения (субъектная позиция).
Конечно, вышеперечисленные задачи и предметы исследования коммуникативных способностей старшеклассников не исчерпывают всего разнообразия исследований по этой теме. Но даже из этого краткого тематического перечисления видно, что для исследований подобного рода характерны следующие общие особенности:
• развитие коммуникативных способностей старшеклассников происходит в ситуациях общения, т.е. в системе коммуникативных взаимодействий «старшеклассник -социальная среда (и ее субъекты)»;
• необходимыми условиями для развития коммуникативных способностей старшеклассников являются возможность непосредственного или виртуального общения, построенного на доброжелательном отношении друг к другу, а также на участии в совместных действиях;
• в качестве предмета исследования выступают либо личностные качества старшеклассников, либо психолого-педагогические условия формирования коммуникативных способностей;
• авторы сходятся в том, что для общения характерно субъект-субъектное коммуникативное взаимодействие.
При этом обнаруживается, что коммуникативные способности старшеклассников не рассматривались в ракурсе коммуникативных взаимодействий, характерных для системы отношений «человек - социальная среда (ее субъекты)».
Поэтому целью данной статьи стал анализ коммуникативных взаимодействий старшеклассников с точки зрения экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий, включающей в себя шесть базовых типов: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный, субъект-обособленный, субъект-порождающий и субъект-совместный [7]. Чтобы убедиться в возможности применения этой типологии для анализа коммуникативных способностей старшеклассников, рассмотрим несколько диссертационных исследований, посвященных изучению коммуникативных взаимодействий в школьной среде.
Коммуникативные способности старшеклассников и субъект-средовые взаимодействия в школьной среде
В учебных ситуациях низкий уровень развития коммуникативных способностей старшеклассников выражается в их неумении общаться и взаимодействовать, что приводит к конфликтам друг с другом и педагогами.
Так, С.С. Акавова [1] отмечает, что особое значение в развитии коммуникативных способностей старшеклассников играет полиэтническая образовательная среда. Для формирования толерантного общения в такой среде, по мнению этого автора, необходимо развивать эмоционально-волевую готовность старшеклассника к равноправному диалогу и доброжелательному пониманию партнеров в любой деятельности. С позиции субъект-средовых взаимодействий такое развитие эмоционально-волевой готовности будет носить субъект-порождающий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий.
В связи с переходом российского образования на компетентностный подход коммуникативные способности старшеклассников стали рассматриваться как коммуникативная компетентность и ее формирование. Примером такого исследования является диссертационная работа В.Ю. Асадчих [2]. В рамках этой работы коммуникативная компетентность рассматривается как интегративное качество личности, включающее в себя лингвистический, психологический и социальный компоненты. При этом подчеркивается что для формирования коммуникативной компетентности старшеклассников необходимы прежде всего такие коммуникативные взаимодействия обучающихся и педагога, которые должны реализо-вывать эффективные модели межличностного и межколлективного общения. Это, конечно же, потребует от педагога создания субъект-совместного и субъект-порождающего типов взаимодействия в межличностном общении обучающихся.
В отличие от предыдущего автора, С.Ю. Курилова [3] рассматривает коммуникативную компетентность старшеклассников в условиях проектной учебной деятельности, которая характеризуется творческой обстановкой и доброжелательным отношением друг к другу участников проекта, а также рефлексией коммуникативных позиций. Последнее означает готовность старшеклассника изменить себя, чтобы его приняли в совместное выполнение проекта. А это уже означает необходимость субъект-порождающего типа взаимодействия.
Созвучно этой позиции и исследование А. Л. Солдатченко [8]. В нем подчеркивается, что для успешного формирования коммуникативности старшеклассников их необходимо погружать в коллективную деятельность с целью развития способности к рефлексии и конструированию своего «образа Я». Исходя из нашей терминологии, это означает, что педагог должен создавать такие ситуации общения, в основе которых лежат субъект-порождающий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий, обеспечивающих позитивное изменение субъектности каждого из участников общения.
РАЗДЕЛ 7. ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПСИХИКИ: СУБЪЕКТ-СРЕДОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СУБЪЕКТНОСТЬ
В своем диссертационном исследовании О. Н. Овсейчик [6] показывает, что для формирования коммуникативной культуры старшеклассников в школе необходимо использовать такие активные методы, как дискуссии (групповые, анализ проблемных ситуаций и т. д.), игры (ролевые, сложно-ролевые, деловые), элементы социально-психологического тренинга, а также организацию коммуникативного факультатива «Я и другие». Эти методы дополняются ведением личного дневника, в котором старшеклассник самостоятельно анализирует успешность и неуспешность своих коммуникативных взаимодействий в школьных ситуациях.
Надо сказать, что это наиболее часто используемые формы по развитию коммуникативных способностей у старшеклассников. В качестве еще одного примера можно привести диссертацию А. С. Литвиновой [5], которая тоже делает акцент на использовании таких методов общения, как: ролевые игры (творческие, конструктивно-ролевые, проблемно-ролевые, дискуссионные), учебные дискуссии, методы театрализации, метод конференций, мини-семинары, тренинги общения, моделирование коммуникативных ситуаций и т. п. В переводе на «язык» субъект-средовых взаимодействий, это означает, что коммуникативное взаимодействие между старшеклассниками должно иметь форму диалога (субъект-субъектное взаимодействие), когда каждый из партнеров признает право другого иметь свою точку зрения (т. е. признает его субъектную позицию в данном общении) и готов к изменению своей точки зрения (т. е. к изменению своей субъектной позиции).
Таким образом, из этого краткого обзора видно, что методы развития коммуникативных способностей у старшеклассников направлены в основном на развитие способности к диалогическим формам общения и к субъект-субъектному взаимодействию в совместных действиях. С нашей точки зрения это означает, что необходимым условием для формирования коммуникативных способностей у старшеклассников является создание ситуаций общения, в основе которых лежат субъект-порождающий и субъект-совместный типы коммуникативных взаимодействий.
Однако взаимодействие в учебных ситуациях не всегда бывает субъект-субъектным. К сожалению, в последнее время весьма актуальной стала проблема школьного буллинга, которая получила распространение и на общение старшеклассников в социальных сетях. Если старшеклассник является жертвой буллинга, то он выступает в роли «объекта», принимающего коммуникативное воздействие от других. И, напротив, в ситуациях, когда он сам выступает инициатором буллинга по отношению к другим, то эти другие становятся «объектом» его коммуникативных воздействий, а он выступает их «субъектом». Объектную роль старшеклассник вынужден принимать также при авторитарных методах обучения и в условиях образовательной среды догматического типа. В подобных ситуациях старшеклассник вынужденно принимает на себя объектную роль. Но он может активно сопротивляться этому воздействию. Возникающее при этом субъект-субъектное взаимодействие может быть:
• субъект-обособленным -когда складывается ситуация деструктивного и даже взаимно агрессивного конфликта;
• субъект-порождающий -когда коммуникативное взаимодействие начинает происходить в форме конструктивного диалога, в процессе которого собеседники стараются найти «общий язык» и распределение ролей, необходимых для совместных действий;
• субъект-совместный -когда коммуникативное взаимодействие происходит в форме совместной деятельности. В качестве примера можно привести групповые проектные методы обучения, которые построены на конструктивном диалоге учащихся с педагогом или учащихся между собой.
Заключение
Таким образом, теоретический анализ коммуникативных способностей старшеклассников позволил сделать следующие выводы.
1. Независимо от разных точек зрения, коммуникативные способности старшеклассников рассматриваются как совокупность субъектных качеств, обеспечивающих
готовность к диалогическим, субъект-субъектным формам общения в совместных действиях с заданным распределением ролей.
2. Подчеркивая субъект-субъектный характер коммуникативных взаимодействий, исследователи уделяют недостаточное внимание тому, что в некоторых ситуациях общения старшеклассник вынужден подчиняться коммуникативному воздействию со стороны других людей, т.е. занимать объектную позицию (в учебе, в семье, в социальных сетях).
3. Исходя из этого, для анализа коммуникативных способностей старшеклассников нами была применена экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий. Это позволило показать, что проявление и развитие коммуникативных способностей старшеклассников характеризуется как субъект-субъектным, так и объект-субъектным типами взаимодействия. Последнее находит свое подтверждение в таких примерах объект-субъектных и субъект-объектных взаимодействий, как авторитарный стиль педагогического или семейного общения, буллинг и кибер-буллинг, и т.п. ситуации одностороннего коммуникативного воздействия. При этом показано, что субъект-субъектный тип коммуникативных взаимодействий тоже может быть различным. Так, общение в ситуациях совместных действий строится на определенном распределении ролей (коммуникативных позиций), что предполагает субъект-совместный тип межсубъектных взаимодействий, подчинённых достижению общей цели, как это происходит при проектных методах обучения. Но бывает, что совместные действия начинаются с того, что его участники должны осваивать свои роли и учиться общаться друг с другом. В подобных случаях речь идет о субъект-порождающем типе коммуникативного взаимодействия, благодаря которому происходит изменение субъектности каждого из участников общения.
Таким образом, как показал вышеприведённый анализ, применение экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий позволяет более четко представить коммуникативные позиции старшеклассника как субъекта общения и благодаря этому уточнить внутренние и внешние барьеры в развитии его коммуникативных способностей.
Список литературы
1. Акавова С.С. Формирование толерантного общения старшеклассников в полиэтнической среде : дис. ... канд. психол. наук. Махачкала, 2007. - 167 с. РГБ ОД, 61:07-13/1790. URL: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-tolerantnogo- obwenija-starsheklassnikov-v-polijetnicheskoj-srede.html (дата обращения: 11.05.2019).
2. Асадчих В.Ю. Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2009. - 218 с.
3. Курилова С.Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности : дис. ... канд. пед. н. Владикавказ, 2011. - 224 с.
4. Лидская Э.В. Коммуникативные способности старшеклассников в контексте субъект-средовых взаимодействий // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2019. № 1(25). С. 82-94.
5. Литвинова А.С. Формирование основ коммуникативной компетентности старшеклассников в образовательной среде современной школы : диссертация ... к.пед.н. М., 2013. - 168 с.
6. Овсейчик О.Н. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Москва, 2002. - 146 с.
7. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. №3. С. 13-27.
8. Солдатченко А.Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2001. - 186 с.