АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Кривошеева Галина Леонидовна
кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378: 37.04
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА
CREATIVE ACTIVITY AS A CONDITION OF THE PROFESSIONAL
LONGEVITY OF THE TEACHER
В статье рассматривается проблема взаимосвязи профессионального долголетия педагога и его творческой активности. Раскрывается сущность профессионального долголетия через призму творческой активности педагога и с учётом особенностей его профессиональной деятельности. Выделяются характеристики, которые должны быть присущи будущему педагогу, ориентированному на профессиональное долголетие. Подчёркивается, что в основе выделенных характеристик лежит творческая активность. Делается вывод о том, что профессиональное долголетие становится достижимым в процессе самостоятельной, творческой деятельности педагога.
Ключевые слова: профессиональное долголетие, здоровье, педагог, педагогическая деятельность, творчество, творческая активность.
The article deals with the problem of the relationship between the professional longevity of a teacher and his creative activity. The essence of professional longevity is revealed through the prism of creative activity of the teacher and taking into account the peculiarities of his professional activity. The characteristics that should be inherent in the student, the future teacher, focused on professional longevity, are singled out. It is emphasized that the basis for the selected characteristics is creative activity. It is concluded that professional longevity becomes achievable in the process of independent, creative activity of the teacher himself.
Key words: professional longevity, health, teacher, pedagogical activity, creativity, creative activity.
Проблема исследования профессионального долголетия педагога
является одной из важнейших в теории и практике современной системы
образования. Ее значимость обусловлена ролью педагога и его опосредованным
влиянием на все сферы жизни современного общества. Специфика труда
педагога состоит в том, что объектом и одновременно субъектом его
профессиональной деятельности является личность учащегося. Педагог
является непосредственным участником различных социальных ситуаций
межличностного характера, на которые должен быстро и конструктивно
6
реагировать. Это делает его деятельность особо напряженной, ответственной, требует значительных энергетических затрат. Напряженность труда педагога негативно сказывается на его здоровье, что подтверждается результатами многочисленных профосмотров, статистическими данными. Врачами выявлена прямая зависимость роста хронических заболеваний от стажа работы и возраста педагога.
Без творческого поиска решений возникающих трудностей в профессиональной деятельности педагог не сможет найти пути их преодоления. Именно поэтому наиболее существенную характеристику педагогического труда представляет педагогическое творчество.
Необходимость разрешения проблемы профессионального долголетия педагога, как результата его творческой активности, обуславливается противоречиями:
- между потребностью общества в педагогах ориентированных на профессиональное долголетие и неразработанностью педагогических условий, которые этому бы способствовали;
- между значительными потенциальными возможностями дисциплин психолого-педагогической и валеологической направленности в подготовке студентов к профессиональному долголетию и недостаточным их использованием в системе высшего профессионально-педагогического образования;
- между необходимостью оптимизации процесса формирования основ профессионального долголетия педагога, активизации развития его творческих начал в достижении этой цели и недостаточным рефлексивным осмыслением своих индивидуальных особенностей, способностей, собственного творческого потенциала;
- между актуальными приоритетами поддержания здоровья, здорового образа жизни педагога и недостаточной теоретической разработанностью, методическим обеспечением и подготовкой студентов педагогических специальностей в достижении поставленных целей.
Изучением проблемы творческой активности студента, становлением педагога, его творческого потенциала занимались В.И. Андреев, В.А. Беликов, С.Н. Бегидова, Е.В. Бондаревская, Т.Г. Брапи, В.А. Сластёнин, У.А. Леванова, М.Г. Мерзлякова, А.В. Мудрик, А.Я. Наин, В.В. Сериков, Н.Н. Тулькибаева, А.В. Усова и др. В психолого-педагогической литературе указывается, что приобретение опыта творческой самореализации во время студенческой жизни задает траекторию развития профессиональных и личностных проявлений специалиста, формирует уверенность в собственных силах, веру в успешность
будущей профессиональной деятельности и позитивное эмоциональное ее восприятие в целом.
В современных условиях реформирования отечественной системы образования всё большую актуальность приобретает проблема профессионального долголетия педагога.
Наибольшей разработки данная проблема нашла в трудах российского учёного Л.М. Митиной. В качестве приоритетной задачи она называет сохранение трудового потенциала народного образования страны -профессиональное долголетие [2, 6].
Отдельные составляющие профессионального долголетия педагога: психическое, физическое, профессиональное здоровье нашли отражение в исследованиях Алфимова В.Н., Анисимова О.А., Асмаковец Е.С., Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Горащук В.П., Кригер Е.Э., Митина Л.М., Семёнова Е.М., Ханох Т.Б., Шингаев С.М., Щитникова Л.И. и др.
Цель статьи: выявить и обосновать взаимосвязь творческой активности педагога с его профессиональным долголетием; доказать, что профессиональное долголетие педагога является результатом его самостоятельной, творческой деятельности.
В настоящее время в системе профессионального образования, сложилась практика подготовки педагогических кадров ориентированная, преимущественно, на теоретическую подготовку учителя определённой специальности. В этих условиях усиливается роль высших учебных заведений, призванных формировать основы всей дальнейшей профессиональной деятельности педагога способного достигать высокого уровня профессионализма при минимальных затратах психо-эмоциональных и энергетических ресурсов. Образованность личности сегодня предполагает развитые способности к самоисследованию, самоопределению, самосовершенствованию собственных сил для всесторонней самореализации и утверждении себя в профессиональной деятельности. Успешность профессиональной деятельности зависит от состояния здоровья педагога, духовного, психического, физического и социального благополучия и находит выражение в его профессиональном долголетии.
Л.М. Митина акцентирует внимание на том, что как профессиональная группа, «учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», а у трети учителей (более 30 процентов)
показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами» [3, 31].
В тоже время С.М. Шингаев после проведенного исследования в 20092010 годах на выборке 3312 педагогов образовательных учреждений города Санкт-Петербурга отмечает, что взаимосвязь трудового стажа и уровня профессионального здоровья работников образовательных учреждений не выявлена. «Бытующее мнение о том, что чем дольше педагог работает в ОУ, тем выше уровень его профессионального выгорания, не нашёл подтверждения. Это свидетельствует в пользу того, что большой педагогический стаж не является обязательным фактором в возникновении синдрома профессионального выгорания» [5, 126].
Представленные выводы научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ещё не полностью выявлены факторы и механизмы запускающие развитие патологических процессов в организме педагога, приводящих к ухудшению его здоровья и, в частности, развитию синдрома профессионального выгорания. Поиск и исследование факторов отрицательно влияющих на духовную, нравственную, психо-эмоциональную, физическую сферы личности педагога позволит оптимизировать и процесс его подготовки в высших учебных заведениях.
Рассмотрение сущности и взаимосвязи профессионального долголетия педагога с творческой активностью неразрывно связано с особенностями его профессиональной деятельности. Педагогическая профессия - это «род трудовой деятельности, целью и содержанием которой, является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования духовного мира» [4, 199].
Осуществляя профессиональную деятельность, педагог сталкивается со следующими факторами, которые могут оказывать отрицательное влияние на здоровье: значительная и продолжительная нагрузка на зрительный анализатор; высокая нервно-эмоциональная напряжённость; высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье учащихся, а не только за их учебные достижения и интеллектуальное развитие; ненормированный рабочий день, способствующий развитию переутомления; высокая нагрузка на голосовой аппарат; увеличение доли статической нагрузки по сравнению с динамической, происходящей на фоне общей гиподинамии, сниженной физической активности; выполнение большого объёма работы за ограниченное количество времени, что приводит к психо-эмоциональным перегрузкам. Перечисленные
факторы могут провоцировать развитие заболеваний сердечно-сосудистой, нервной систем, ЛОР-органов, опорно-двигательного аппарата и др.
Наибольшее внимание в научной литературе уделяется изучению синдрома профессионального выгорания (напр., Асмаковец Е.С., Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Орел В.Е., Маслач К., Форманюк Т.В. и др.). Исследования учёных доказывают, что синдром профессионального выгорания развивается вследствие воздействия на педагога различных стрессогенных факторов. Однако не у всех педагогов эти факторы вызывают отклонения в состоянии психического здоровья. Наличие самого фактора или их совокупность ещё не приводит к развитию болезни. Здесь на первое место выступают индивидуальные особенности психики человека, его способы реагирования на различные раздражения, воздействия, которые поступают из внутренней и внешней среды.
Сочетание негативных профессиональных факторов с индивидуальными особенностями организма и с недостаточной подготовленностью педагога по вопросам здоровьесбережения, отсутствием творческой активности по оптимизации своей деятельности повышает риск развития различных отклонений в состоянии здоровья и невозможности, в конечном итоге, достичь профессионального долголетия. В тоже время «главным приоритетом является профессиональное долголетие. Его можно достичь лишь путём гармонизации личности, понимаемой как процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира, повышение степени аутентичности, согласованности интегральных характеристик личности учителя» [2, 9]. В поддержании гуманного гармоничного взаимодействия в системе: педагогический коллектив-педагог-учащийся нельзя переоценить роль самого педагога.
В научной литературе достаточно полно исследованы проблемы педагогической деятельности, её сущность и структурные компоненты, факторы, оказывающие влияние на деятельность педагога; проблемы педагогического мастерства и педагогического творчества. В психологии творчество изучается, главным образом, в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включенность в этот процесс.
Выявляя сущность и специфику профессионального долголетия педагога, давая ему определение, мы основываемся на сущностных характеристиках педагогической деятельности. Понимание сущности этой деятельности даёт нам детальное рассмотрение её структуры, а именно, выделение компонентов труда педагога, тесно взаимосвязанных между собой, но в тоже время
самостоятельных. Компоненты педагогического труда выражаются в виде определённых функций, которые выполняет педагог. Овладение этими функциями предполагает выработку определённых профессионально личностных качеств, компетенций, готовности и стремления к применению профессионально значимых знаний умений и навыков.
В тоже время, овладение этими функциями не происходит автоматически, а требует преобразования системы знаний, имеющейся информации, которые лежат в их основе, в личностно значимые, соответствующие индивидуальным возможностям, склонностям студента. Способность воспринимать информацию как личностно значимую, работать с ней, преобразовывать, выявлять и использовать свои потенциальные возможности, находить новые пути совершенствования педагогической деятельности является показателем творческой активности будущих педагогов, без которой немыслимо достижение профессионального долголетия.
В.Н. Алфимов под профессиональным долголетием педагога понимает «показатель его профессиональной самоактуализации. Правильный выбор профессии педагога, эмоциональная включенность в педагогическую деятельность - одни из основных путей к этому долголетию» [1, 9].
Профессиональное долголетие - это интегративная характеристика личности. С нашей точки зрения, профессиональное долголетие представляет собой динамическую совокупность способностей организма человека эффективно взаимодействовать с внешней средой без ущерба для здоровья в процессе выполнения всех видов деятельности, в которые включена личность на протяжении неограниченного времени.
Профессиональное долголетие можно рассматривать как процесс и результат.
Процесс профессионального долголетия представляется в качестве превращения пролонгированной педагогической деятельности в источник саморазвития и самосовершенствования личности педагога в течение профессиональной деятельности; а профессиональное долголетие как результат - это выраженный в профессиональных достижениях и жизнепроявлениях личности уровень ее самореализации и самоактуализации.
Профессиональное долголетие будущего педагога - это сознательно организованный процесс, который разворачивается на основе профессиональных целей, планов, жизненной программы как системы важнейших смыслообразовательных целей личности. Сознательно организованная целенаправленная деятельность обеспечивает овладение будущим педагогом своей профессией, лежит в основе механизма
формирования индивидуального стиля профессионального долголетия. В этом смысле профессиональное долголетие будущего педагога выступает как результат и, одновременно, как показатель соразмерности способа самореализации личности профессиональным условиям ее жизнедеятельности.
Активное долголетие личности - это результат такой организации человеком своей собственной жизни, которая обеспечивает всесторонность ее развития, полноту жизненных проявлений в их максимальной продолжительности. Профессиональное долголетие будущего педагога можно понимать как комплекс способностей личности необходимых для достижения высокого уровня профессиональной деятельности и поддержания его в течение всего трудового пути.
Творческая активность педагога в отношении профессионального долголетия представляет собой определённое состояние его личностно и социально преобразующей деятельности, в которой находят выражение взаимоотношения педагога с образовательной средой, его отношение к самому себе, своему здоровью, неуклонное стремление передавать свои знания и опыт молодёжи; потребность в формировании и поддержании здорового образа жизни.
Глубокое понимание социальных изменений, происходящих в современном обществе, его потребностей побуждает педагога к обоснованному и осознанному выбору необходимых средств, форм, методов в достижении профессионального долголетия. Творческая активность является важнейшей предпосылкой профессионального долголетия и основным способом его самореализации в профессиональной деятельности. В свою очередь, профессиональное долголетие является результатом творческой активности педагога.
Ориентация педагога на профессиональное долголетие помогает ему в выработке таких форм, методов, стиля работы, которые помогают достигать поставленных целей с наименьшими затратами энергии. Творческое отношение педагога находит своё выражение во всей системе взаимодействующих компонентов педагогического процесса, одним из которых является он сам: цель деятельности, педагог, учащийся, содержание деятельности, средства и способы деятельности, результат деятельности. Творческая активность педагога проявляется в разнообразных видах деятельности, соответствующих каждому из перечисленных компонентов, наполняет ее смыслом, одухотворяет, делает творческой.
Какие же характеристики должны быть присущи студенту, будущему педагогу, ориентированному на профессиональное долголетие? Мы выделяем следующие:
1. Гуманистическая направленность личности будущего педагога, которая лежит в основе всех его действий, поступков, принятия конструктивных решений, позволяет сделать правильный выбор в условиях непредвиденно спонтанно возникающих ситуаций. Подготовить студентов к решению всех педагогических ситуаций, которые могут иметь место в его будущей профессиональной деятельности невозможно. Формирование у студентов гуманистической направленности и гуманистических идеалов являются определяющими, стержневыми в обеспечении эффективности их профессиональной творческой деятельности, решении нестандартных ситуаций, в профессиональном долголетии.
2. Неуклонное стремление передавать свои знания, применять творческие способности в профессиональной деятельности, делиться накопленным опытом без ущерба в состоянии здоровья и получать удовлетворение не только от результатов этой деятельности, но и от самого процесса межличностного взаимодействия.
3. Позитивное оптимистическое отношение к окружающей действительности, педагогической деятельности, субъектам педагогического взаимодействия, к самому себе. Это предполагает, с одной стороны, умение видеть, находить положительное значимое в повседневной работе, акцентировать на этом внимание, а, с другой, постоянно культивировать, поддерживать такое отношение у себя и у других субъектов учебно-воспитательного процесса. Создаётся психологически здоровая атмосфера в учебном заведении, что является одним из факторов, оказывающим влияние на профессиональное долголетие педагога.
4. Потребность в самосовершенствовании, профессиональном росте в течение всей своей педагогической деятельности, творческой активности в формировании индивидуальной программы профессионального долголетия. Реализация данной потребности становится возможной при высоком уровне самостоятельности и ответственности в принятии решений. Разработка индивидуальной программы профессионального долголетия побуждает педагога к поиску решений не только на основе имеющихся знаний, но и к целенаправленному творческому поиску новых. Самосовершенствование предполагает разноплановую деятельность педагога. Забота о духовном, нравственном, физическом, психическом здоровье, способах его укрепления также включается в эту деятельность.
Как видим, в основе выделенных нами характеристик лежит творческая активность студента, которая способствует наиболее полной их реализации.
Таким образом, профессиональное долголетие педагога и его творческая активность - это две неразрывно связанные между собой категории. Творческая активность педагога предопределяет успешность его профессиональной, гуманистической деятельности, включая деятельность по здоровьесбережению и здоровьесозиданию. Профессиональное долголетие, рассматриваемое нами через призму творческой активности педагога предстаёт как источник саморазвития и самосовершенствования. Профессиональное долголетие становится достижимым в процессе самостоятельной творческой деятельности самого педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алфiмов В.М. Професшне довгол^я педагопв загальноосв^шх шкiл / В.М. Алфiмов // Вiсник ЛНУ iменi Тараса Шевченка. - 2009. Ч. 2, № 23 (186). - С. 6-11.
2. Митина Л.М. Учитель XXI века: здоровье - эффективность - развитие // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Материалы I заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции. Омск, июнь-сентябрь 2010 / Отв. ред. Е.С. Асмаковец. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. - 160 с. - С. 5-11.
3. Митина Л.М. Концепция профессионального долголетия / Л.М. Митина // Директор школы. - 1998. - №5. - С. 31-36.
4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под. ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
5. Шингаев С.М. Профессиональное здоровье педагогов / С.М. Шингаев // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Материалы I заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции. Омск, июнь-сентябрь 2010 / Отв. ред. Е.С. Асмаковец. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. - С. 125-131.
Уманец Сергей Федорович
кандидат педагогических наук, докторант ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 371.39
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR PEDAGOGICAL PROGNOSTICS AS A TOOL OF PREDICTIVE MENTAL ACTIVITY