Научная статья на тему 'Гуманистическая направленность жизни студентов как основа профессионального долголетия'

Гуманистическая направленность жизни студентов как основа профессионального долголетия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / HUMANISTIC ORIENTATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / PROFESSIONAL LONGEVITY / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА / HUMANISTIC PEDAGOGY / СТУДЕНТ / STUDENT / ПЕДАГОГ / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошеева Галина Леонидовна

В статье раскрываются и обосновываются потенциальные возможности педагогических дисциплин, в частности курса «Методика преподавания» в формировании гуманистической направленности будущих педагогов как основы их профессионального долголетия. Рассматриваются наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания, ориентированные на подготовку современного педагога-гуманиста. В центре внимания гуманистической педагогики стоит личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, к профессиональному долголетию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals and proves the potential of pedagogical disciplines, in particular the course "Teaching methodology" in shaping the humanistic orientation of future teachers as the basis of their professional longevity. The most effective forms, methods and means of teaching and upbringing, directed on the training of a modern humanist teacher, are considered. The focus of humanistic pedagogy is centered upon a person who aspires to maximum implementation of the possibilities, to professional longevity.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая направленность жизни студентов как основа профессионального долголетия»

Результаты исследования показали, что наиболее весомый факторный вес имеет морально-волевой компонент 0,81; следующий вес у эмоционально-регулятивного компонента - 0,67; далее - мотивационно-регулятивный 0,61; наименьший вес имеет деятельностно-поведенческий - 0,52. Полученные данные заставляют задуматься над путями повышения воспитательного влияния на духовно-нравственное поведение студентов через учебную деятельность. Исходя из выведенных компонентов теоретически обоснованы педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств студентов физкультурного вуза в период обучения.

Перспективы дальнейших исследований по данной проблеме - изучение педагогических условий в современных условиях формирования духовно-нравственных качеств личности студентов с учётом особенностей различных профессий в вузах Донбасса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Н. П. Педагопка : учебник / Н. П. Волкова. - К. : Академiя, 2003. — 576 с. (Альма-матер).

2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для высш. спец. физк. уч. зав. — 4-е изд. / Л. П. Матвеев. — П., М. : Омега. — Л., 2004. — 160 с.

3. Тюлюбаев А.Ю. Реализация социально-педагогического потенциала институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании студентов гуманитарного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / А. Ю. Тюлюбаев; Моск. гор. психол.-пед. ин-т. - Москва, 2011. - 24 с.

Кривошеева Галина Леонидовна

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378:37.013

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

HUMANISTIC ORIENTATION OF STUDENT'S LIFE AS THE BASIS OF

PROFESSIONAL LONGEVITY

В статье раскрываются и обосновываются потенциальные возможности педагогических дисциплин, в частности курса «Методика преподавания» в формировании гуманистической направленности будущих педагогов как основы их профессионального долголетия. Рассматриваются наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания, ориентированные на подготовку современного педагога-гуманиста. В центре внимания гуманистической педагогики стоит личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, к профессиональному долголетию.

Ключевые слова: гуманистическая направленность, профессиональное долголетие, гуманистическая педагогика, студент, педагог.

The article reveals and proves the potential of pedagogical disciplines, in particular the course "Teaching methodology" in shaping the humanistic orientation offuture teachers as the basis of their professional longevity. The most effective forms, methods and means of teaching and upbringing, directed on the training of a modern humanist teacher, are considered. The focus of humanistic pedagogy is centered upon a person who aspires to maximum implementation of the possibilities, to professional longevity.

Key words: humanistic orientation, professional longevity, humanistic pedagogy, student, teacher.

В современных условиях в нашей республике утверждаются принципы демократизации, свободы, гуманизма во всех сферах общественной жизни, особенно в образовании. Это является свидетельством того, что на изломе веков парадигмой цивилизационных изменений становится человеческое измерение. Жизнь требует переосмысления основных принципов организации учебы, совершенствования методов и приемов, которые способствовали бы превращению учебы в средство всестороннего гармоничного развития личности, формированию высоконравственных качеств наряду с профессиональными. Центральным заданием образования является создание условий для раскрытия способностей личности, удовлетворения ее потребностей в интеллектуальном, моральном и физическом развитии.

Постановка проблемы и анализ последних исследований. В разные исторические эпохи усилиями прогрессивных педагогов идеи гуманизма составляли основу построения педагогических систем, отстаивались как принципы развития личностно-ориентированной, гуманной педагопки (Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Дж. Локк, Г. Сковорода, Л. Толстой, К. Роджерс, А. Маслоу, П. Блонский, Я. Корчак, К. Ушинский, В. Сухомлинский и др.).

Проблеме гуманизации образования, определению ведущей роли педагога в ее решении посвящены работы Ю. Шайгородского, И. Беха, Г. Балла, В. Бутенко, Б. Семиченко, А. Сущенко, С. Литвиненко и др. В них подчеркивается, что формирование гуманистической направленности должно стать составной частью повышения уровня профессионализма, что может быть достигнуто путем постоянной стимуляции личностного развития, поскольку гуманистическая направленность является одним из главных компонентов личности и основой ее профессионального долголетия.

В педагогической и психологической науке определяются условия и факторы, стимулирующие процесс профессионального долголетия, творческого развития личности, педагогических средств развития творческих способностей учащейся молодежи, их творческой самореализации в течение жизни. Такой основой профессионального долголетия личности является ее гуманистическая направленность. Этим вопросом уделяли большое внимание такие ученые, как В. Алфимов, В. Андреев, Т. Барышникова, Л. Бондарев,

В. Гаращук, Л. Дроздикова, Л. Левченко, Л. Митина, Л. Попов, С. Сысоева, Г. Шевченко и др.

Цель исследования заключается в выявлении потенциальных возможностей курсов педагогической направленности в формировании гуманистической направленности будущихпедагогов. Как показывает анализ литературы, проблеме гуманизма, гуманизации образования уделяется много внимания, создана система идей и взглядов на человека как на высшую ценность.

В то же время, невозможно рассматривать эту проблему без учета тех негативных тенденций, присущих современному обществу. Среди них важнейшими являются снижение роли семьи как института социализации ребенка; рост подростковой и юношеской преступности; распространение среди молодежи таких явлений как наркомания, алкоголизм, ранние половые отношения, проституция; снижение авторитета родителей и педагогов, нивелирование общечеловеческих ценностей; появление бродяжничества и рост безнадзорности за детьми. Ученые считают, что в наше время у молодежи наблюдается дисбаланс между биологическим, физическим развитием и психическим, духовным, социальным. Опережающее развитие биологического свидетельствует о некоторой инфантелизации молодежи, ее социальной незрелости.

В связи с этим повышается роль всех учебных заведений, в том числе высших учебных заведений, и значение курса «Методика преподавания» в формировании будущего гуманного специалиста с высшим образованием сложно переоценить. Основным направлением в современной теории и практике обучения и воспитания является гуманистическая педагогика. В центре внимания гуманистической педагогики - «уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью воспитания ... » [2; 77].

Формирование гуманистической направленности личности как основы профессионального долголетия предполагает выработку чувства ответственности за свои действия, терпимости, толерантности, тактичности, чувства меры и в целом гуманности, где гуманность - это «совокупность нравственных знаний, убеждений, чувств и ответственного поведения, выражающих уважение к человеческому достоинству, определяют ее ценность;доброе, заботливое, чуткое, справедливое отношение к человеку; противодействие любым проявлениям зла, жестокости, равнодушия, антигуманных поступков; человечное отношение к окружающим реализуется в доброжелательных отношениях в процессе любой деятельности» [4; 99].

Гуманистической парадигме образования полностью соответствует цель учебного курса «Методика преподавания», разработанного для будущих бакалавров, а именно:

- формирование системы знаний и умений по методике преподавания в учебном заведении;

- включение студентов в целостную отрасль научных знаний -педагогику;

- ознакомление с психолого-педагогическими основами функционирования и развития образовательного процесса;

- формирование потребности в личностном саморазвитии в процессе изучения данного курса.

В рамках данного курса решаются задачи по овладению методикой преподавания в единстве с формированием гуманистической направленности личности студента как основы его профессионального долголетия. Выделяются следующие задачи курса «Методика преподавания»:

1) раскрыть особенности педагогического процесса в профильной и высшей школе;

2) оказать практическую помощь студентам в овладении знаниями, умениями, навыками по методике преподавания необходимыми для их специальности;

3) наметить пути дальнейшего профессионального, духовно-нравственного совершенствования студентов;

4) развить способность к поддержанию конструктивного взаимодействия в процессе межличностного и делового общения, анализировать и адекватно оценивать свою и чужую деятельность;

5) совершенствовать способность к обучению в новых областях знаний, в том числе непосредственно не связанных со сферой деятельности;

6) способствовать формированию умений и навыков использования усвоенных знаний в практической деятельности (написание и защита рефератов, изучение инновационных процессов, практическая деятельность);

7) развивать творческое мышление студентов, их познавательную активность, самостоятельность суждений, потребность и умения самостоятельно обагащать свои знания и овладевать навыками творческой деятельности.

В русле современной парадигмы образования, характерной особенностью которой является поворот к человеку, к формированию ее как активной, самодостаточной личности, как целостной системы, саморазвивающейся и совершенствуется, складываются и отношения субъектов учебной деятельности - преподавателя и студента. Это обуславливается тем, что преподаватели рассматриваются нами как организующий и направляющий фактор педагогического воздействия, и в то же время студенты являются активными участниками сотрудничества, сотворчества. В мире современных педагогических тенденций отношение «преподаватель-студент» представляются нам субъект-субъектным, что обеспечивает возможность их диалогического взаимодействия.

Использование принципа диалога является перспективным направлением деятельности преподавателя в формировании гуманистической

направленности будущих бакалавров. В научной литературе анализируется роль диалога как неотъемлемой черты, атрибута современного гуманизма в межличностных отношениях. Г. Балл выделяет такие диалогические универсалии:

- принципы уважения к партнеру;

- принципы принятия партнерства таким, какой он есть, и одновременно, ориентации на его высокие достижения (реальные и потенциальные), на перспективу, которая открывается перед ними;

- принцип уважения к себе;

- принцип конкордантности (согласия участников диалога относительно базовых знаний, норм, ценностей и целей, которыми они руководствуются)

- принцип толерантности, который конкретизируется как презумпции приемлемости [1, 11].

По мнению ученого, диалог в этом смысле будет противостоять, с одной стороны, авторитарному подходу, который ведет, как правило, к провозглашению однозначности истины и жестокой иерархии социальных ролей, а с другой - способствовать плюрализму мнений и формальному равенству индивидов.

Согласно цели курса разрабатывается его содержание, внедряются наиболее эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания, направленные на реализацию цели. Надо отметить, что во время преподавания курса «Методика преподавания» активно учитываются пути гуманизации образования: «формирование отношений сотрудничества между всеми участниками педагогического воздействия, воспитания у участников педагогического процесса нравственно-эмоциональной культуры взаимоотношений; формирование у учащихся эмоционально-ценностного опыта понимания человека; создание материально-технических условий для нормального функционирования педагогического процесса, что воспитывает гуманную личность: искреннюю, человечную, доброжелательную, милосердную, с развитым чувством собственного достоинства и уважения к достоинству другого человека» [2; 76].

Ведущей идеей курса является возвышение личности, осознание ее ценности, учет и принятие ее личностных целей, запросов, интересов и потребностей. Она пронизывает все содержательные модули и находит отражение через специфику той или иной темы.

Освоение программного материала курса «Методика преподавания» дает возможность студенту меняться и развиваться, реализовать свои возможности, совершенствоваться и самоутверждаться на основе сложившихся знаний, умений и навыков. Данный курс является личностно ориентированным в том смысле, что побуждает личность студента к профессиональному росту, гармонизации межличностных отношений, наиболее полного раскрытия и индивидуального способа выражения своих потенциальных возможностей, а также гуманистически направленным

благодаря своей глубокой философско-педагогической и психологической обоснованности. Сейчас педагогическая наука ищет личностно ориентированные модели организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе, способные утвердить качественно новые отношения между субъектами обучения.

Формирование у студентов, будущих бакалавров, позитивного отношения к окружающему миру, к самим себе, ценностных ориентиров, гуманистического мировоззрения происходит именно в высших учебных заведениях. Этому способствуют такие традиционные формы обучения, как лекции, семинары, практические занятия, а также подготовка студентами самостоятельных докладов, сообщений, рефератов. Для того, чтобы студенты не относились формально к овладению психолого-педагогическими знаниями, чтобы связывали этот процесс с собственным самообразованием, внутренним ростом, самосовершенствованием в учебный процесс вводятся такие формы, как тренинги, деловые игры, проблемные семинары, психолого-педагогические исследования, где в ходе коллективных дискуссий студенты получают и анализируют научную информацию.

Так, при изучении темы «Закономерности и принципы обучения» внимание студентов акцентируется на значении основополагающих положений, лежащих в основе деятельности будущого специалиста и задающих вектор его гуманистической направленности. Изучение принципов сознательности и активности, доступности, святи теории с практикой, принципов развивающего обучения дает возможность студентам глубоко осознать, что развитие учащегося, формирование и поддержание у него интереса к обучению, в большей степени зависит от педагога, от того обладает ли сам педагог гуманистической направленностью, ставит ли он своей задачей заботу о ребенке в целом, не только об успехах в обучении, но и о здоровье, самочувствии, настроении и т.д. Подчеркивается, что именно от него зависит поддержка благоприятных социально-психологических отношений в группе; выработка и поддержание групповых норм в поведении, общении, деятельности в целом; организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах; принятие ответственности за результаты групповой деятельности и др. Гуманистическая направленность педагога проявляется в демократическом стиле руководства, а именно: в ориентации на человека, в доброжелательности, вежливости, тактичности в общении, в уважении к мнению коллег, в стремлении поддерживать и поощрять инициативу, в формировании в коллективе духа взаимоуважения, взаимопомощи, взаимной поддержки. При таком взаимодействии цель каждого члена коллектива совпадает с общей целью, позволяет эффективно решать поставленные задачи и в целом.

Студентам на практическое занятие по курсу предлагается написать сочинение-рассуждение на тему: «Гуманистическая направленность педагога и стили руководства». Дается перечень опорных вопросов, которые ориентируют студента в его размышлениях, нацеливают на определенные

выводы. Для помощи студентам предлагаются следующие вопросы: определить разницу между авторитарным и демократическим стилем руководства, какой из них является более перспективным и почему; перечислить черты «идеального» педагога, благодаря которым стиль руководства можно считать демократическим, гуманным; раскрыть взаимосвязь психологического климата в коллективе и стиля руководства; определить и обосновать взаимосвязь определенного стиля руководства с гуманистической направленностью педагога; проанализировать, какой стиль руководства в большей степени может провоцировать развитие конфликтных педагогических ситуаций вплоть до развития психических расстройств субъектов учебно-воспитательного процесса.

Такой подход полностью исключал формализм и поверхностное отношение к работе. Студенты размышляли над тем, какие качества необходимы педагогу в первую очередь, и какое место среди них занимают моральные и духовные. Разрабатывалась и обосновывалась профессиограмма будущего педагога гуманистической направленности. Профессиограмма, с одной стороны, утверждала определенные качества, а с другой, выступала целевым ориентиром для работы студентов над собой, для самовоспитания высоконравственных качеств, для самосовершенствования.

В формировании гуманистической направленности большую роль играют эмоциональные переживания студентов. Известно, что эффективность воспитательных воздействий незначительна, если они не вызывают у воспитанников соответствующих эмоций. В отличие от знаний «моральные ценности усваиваются путем эмоциональных переживаний, а не с помощью логического понимания и запоминания» [3; 15]. Именно в результате эмоционального переживания объективно существующие нравственные ценности становятся личностно значимыми. Для формирования гуманистической направленности студентов, для вызова у них эмоционального отклика на работу, которая проводится использовались педагогические и психологические проблемные задачи и ситуации. Они касались вопросов будущей профессии, учебной деятельности, личной жизни воспитанников. Студенты с большим интересом анализировали эти ситуации и задачи, искали грамотный и гуманный выход из сложившегося положения, отстаивали свою позицию в диспутах с товарищами.

Формированию эмоционального переживания способствуют интерактивные методы обучения. Так, в рамках курса «Методика преподавания» по теме «Структура и организация процесса обучения» на практических занятиях разрабатывалась и проводилась деловая игра «Я -Педагог» во время которой студенты выполняли роли педагога и учащихся. Заранее определялись педагог, оппоненты, психолог, логик, учащиеся, которые после проведения педагогом урока высказывали свое мнение, аргументировали его. Во время игры не только актуализировались и закреплялись основные понятия курса, но и формировалась уверенность

студентов в том, что благодаря доброжелательным, гуманным отношениям, высокому профессионализму можно достичь своей цели.

Выводы. Таким образом, учебный курс «Методика преподавания» имеет большие возможности в формировании гуманистической направленности будущих педагогов благодаря разностороннему раскрытию каждой темы, учете специализации обучения, применении интерактивных методов и форм работы. Ведь новые условия социального развития общества требуют от педагога поиска новых и творческого использования традиционных форм и методов формирования гуманистической направленности молодежи как основы ее профессионального долголетия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балл Г. Сучасний гумашзм i осв^а: Сощально-фшософсью та психолопчш аспекти / Г. Балл. - Рiвне: «Люта-М», 2003. - 128 с.

2. Гончаренко С. Украшський педагопчний словник / С. Гончаренко. - Кшв: Либщь, 1997. - 376 с.

3. Сметанський М. Суть виховання як складово'1 педагопчного процесу / М. Сметанський // Шлях освгги. - 2006. - № 4. - С. 14-17.

4. Столяренко О. Про виховання у д^ей цшшсного ставлення до людини / О. Столяренко // Педагопка толерантность - 2000. - № 1. - С. 95-100.

Остроумов Владимир Владимирович

Старший научный сотрудник Узбекский НИИ педагогических наук имени Кары Ниязи (УзНИИПН)

(г. Ташкент, Узбекистан)

УДК 373

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

MUSEUM PEDAGOGIC IN THE PROCESS OF PATRIOTIC

EDUCATION

В статье рассматривается музей как одно из важнейших средств дополнительного образования. Определена его роль в процессе патриотического воспитания учащихся начальной школы, а использование музейных средств как важный элемент в системе учебно-воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических ценностей.

Ключевые слова: музей, патриотическое воспитание учащихся в начальной школе, учебно-воспитательная работа.

In this article, the museum as one of the most important means of additional education is considered. Here the role of the museum in the process of patriotic education of primary school

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.