Научная статья на тему 'Представления учителей о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности'

Представления учителей о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
371
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВ'Я / ЗДОРОВИЙ СПОСіБ ЖИТТЯ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВ'Я / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГії / ПРОФЕСіЙНЕ ЗДОРОВ'Я / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / HEALTH PROTECTION / HEALTH PROTECTING TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соченко Юлия Анатольевна

Приведены результаты опроса учителей по проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности. Выявлен недостаточный уровень сформированности представлений учителей о сущности понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «здоровьесберегающие технологии». Показана актуальность формирования профессионального здоровья учителей, необходимость разработки системы профессиональной подготовки на основе теоретических и методологических концептов здоровьесберегающей деятельности. В исследовании принимали участие 95 учителей в городах Саки, Симферополе и Керчь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teachers' awareness of health issues and health protecting activities

The paper analyzes the results of the teachers' survey on health problems and health protecting activities. It shows the insufficient level of the teachers' awareness of the notions of health, healthy lifestyle, health protection, and health protecting technologies. It proves the importance of teachers' professional health formation, the necessity to develop a system of professional training on the basis of theoretical and methodological concepts of health protecting activities. In research took part 95 teaches of Saki, Simferopol and Kerch.

Текст научной работы на тему «Представления учителей о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности»

з

2012

0

Представления учителей о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности

Соченко Ю.А.

Таврический государственный университет имени В.И. Вернадского

Аннотации:

Приведены результаты опроса учителей по проблемам здоровья и здоровьесберегающей деятельности. Выявлен недостаточный уровень сфор-мированности представлений учителей о сущности понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «здоровьесберегающие технологии». Показана актуальность формирования профессионального здоровья учителей, необходимость разработки системы профессиональной подготовки на основе теоретических и методологических концептов здоровьесберегающей деятельности. В исследовании принимали участие 95 учителей в городах Саки, Симферополе и Керчь.

Ключевые слова:

здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, здоровьесберегающие технологии, профессиональное здоровье.

Соченко Ю.А. Уявлення вчителів щодо проблем здоров'я та здоров’язбережувальної діяльності. У

роботі наведені результати опиту вчителів з проблемздоров'яіздоров'язбережувальної діяльності. Виявлений недостатній рівень сформованості уявлень учителів щодо сутності понять «здоров'я», «здоровий спосіб життя», «культура здоров'я», «здоров'язбережувальні технології». З'ясована актуальність формування професійного здоров'я вчителів, необхідність розробки системи професійної підготовки на основі теоретичних і методологічних концептів здоров'язбережувальної й діяльності. В дослідженні брали участь 95 вчителів в містах Саки, Сімферополь, Керч.

здоров’я, здоровий спосіб життя, культура здоров’я, здоровьесберегающие технології, професійне здоров’я.

Sochenko Y.A. Teachers’ awareness of health issues and health protecting activities. The paper analyzes the results of the teachers' survey on health problems and health protecting activities. It shows the insufficient level of the teachers' awareness of the notions of health, healthy lifestyle, health protection, and health protecting technologies. It proves the importance of teachers' professional health formation, the necessity to develop a system of professional training on the basis of theoretical and methodological concepts of health protecting activities. In research took part 95 teaches of Saki, Simferopol and Kerch.

health, healthy lifestyle, health protection, health protecting technologies, professional health.

Введение.

В проекте Концепции гуманитарного развития Украины на период до 2020 г. значительное внимание уделено вопросам развития здравоохранения, внедрения стандартов здорового образа жизни [6]. Одной из задач данного направления гуманитарной политики обозначена подготовка и повышение уровня квалификации педагогических, медицинских и социальных работников применительно к организации мероприятий по формированию здорового образа жизни среди разных слоев населения (раздел 3.4).

Школьный учитель является одной из ключевых фигур, формирующих здоровьесберегающее мировоззрение подрастающего поколения. Педагог с его собственной системой взглядов на вопросы здоровья и здоровьесбережения выступает как проводник здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования и как ее потребитель в контексте сохранения профессионального здоровья и долголетия [1, 5, 7]. Однако в доступной литературе недостаточно данных о степени готовности педагогических работников к организации мероприятий по формированию здорового образа жизни среди разных слоев населения, о представлениях учителей о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности, хотя такие сведения могли бы существенно облегчить разработку гуманитарной политики в регионах, повысит эффективность подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности.

Работа выполнена согласно плану НИР Таврического национального университета имени В.И. Вернадского «Применение здоровьесберегающих технологий в высшем профессиональном образовании».

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы состоит в анализе представлений учителей о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности.

© Соченко Ю.А., 2012

Для решения задач были использованы социологические методы исследования: разработана анкета, опрошены 95 учителей в городах Саки, Симферополе и Керчь, проведены статистическая обработка результатов анкетирования и интерпретация полученных данных.

Результаты исследований.

Исследования ученых указывают на крайне низкие показатели психического, физического и социального здоровья учителей, снижающиеся пропорционально увеличению стажа работы в школе (Н.П. Абсакалова, Г.А. Кураев, М.С. Гончаренко, В.П. Горащук, М.В. Гринева, С.Ю. Лебедченко, Т.И. Прокопенко и др.). По мнению С.Г. Серикова, существует корреляция между показателями здоровья учителя и его учеников, а здоровье учителя является важной составляющей системы здоровьесберегающей деятельности в условиях учебных заведений [11]. Е.С. Асмаковец [1] и Л.М. Митина [9] отмечают, что для учителей со стажем работы 15-20 лет характерны «педагогические кризисы», «педагогическое истощение». У трети учителей показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами, 60% учителей испытывают психологический дискомфорт во время работы, 85% находятся в постоянном стрессовом состоянии [3]. Даже молодые педагоги имеют большое количество хронических заболеваний, среди которых доминируют заболевания органов дыхания (71,2%), сердечнососудистой системы (63%), хронический ларингит (46%), вегето-сосудистая дистония (72,1%) [12, с. 65]. Многие специалисты видят причину данных заболеваний в особенностях профессиональной деятельности учителей [10, 13], недостаточной готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности [4].

Мы предположили, что одной из причин, обусловливающих низкие показатели психического, физиче-

І ПЕДАГОГІКА І

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

ского и социального здоровья учителей и слабую готовность учителей к сохранению профессионального здоровья и долголетия, является недостаточная сфор-мированность представлений о сущности здоровья и ассоциированных с ним понятий.

На первом этапе исследования выясняли, как учителя понимают сущность понятий, связанных со здоровьесберегающей деятельностью, в частности, предлагалось дать определение понятиям «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «здоровьесберегающие технологии».

Респондентам в анкете было предложено продолжить фразу: «Здоровье - это...», что позволило нам оценить, как учителя представляют сущность понятия «здоровье». Относительное большинство респондентов (31,4% высказываний) соотносят данное понятие с физическим благополучием, отсутствием болезней и физических недостатков, т.е. трактуют данное понятие достаточно близко к общепринятому и приведенному в Уставе Всемирной организации здравоохранения. Пятая часть респондентов ассоциируют термин с психическим благополучием, положительными эмоциями и хорошим настроением (20,66% высказываний). 11,57% высказываний педагогов характеризовали здоровье как одну из наиважнейших экзистенциальных категорий, 13,22% - как средство обретения остальных жизненных благ. В то же время некоторые педагоги соотносят здоровье с отсутствием вредных привычек и ведением здорового образа жизни (1,65% высказываний), некоторые - с утопическим характером этой категории (0,83%), а 3,66% респондентов затруднились дать ответ на этот вопрос.

Таким образом, только треть опрошенных учителей рассматривают понятие «здоровье» в единстве его физической, психической и социальной составляющей, две трети респондентов не имеют четких представлений о понятии, имеющем выраженный педагогический контекст.

При освещении вопросов, касающихся здоровья, в литературе часто приводится термин «здоровый образ жизни». Педагогам было предложено описать, как они понимают значение этого понятия. Выяснилось, что большинство респондентов ассоциируют здоровый образ жизни с отказом от вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики), что подтверждается 31,95% высказываний, далее следуют занятия физической культурой и спортом, нормированием физической нагрузки (14,79%) и рациональное питание (14,20%). Кроме того, часть респондентов подчеркнули, что неотъемлемыми компонентом здорового образа жизни являются режим дня и чередование труда и отдыха (8,28% высказываний). В 4,14% высказываний педагоги указали, что здоровый образ жизни - это активный образ жизни. В 3,66% анкет учителя не смогли дать ответ на вопрос. Достаточно широкий спектр вариантов ответов, их эклектичность и отсутствие системных представлений однозначно свидетельствуют о недостаточной сформированности у респондентов понятий о здоровье и здоровом образе жизни.

Особый интерес представляют результаты исследо-

вания относительно раскрытия педагогами сущности термина «культура здоровья». Как оказалось, 21,82% опрашиваемых не могли дать ответа на этот вопрос. Анализируя высказывания остальных респондентов, можно отметить, что часть из них характеризуют культуру здоровья как приоритетное, внимательное отношение к вопросам здоровья, набор принципов, приемов и умений по его сохранению (23,16%), часть ассоциируют этот термин с нормами поведения и здоровым образом жизни (11,57%). Только в 11,58% высказываний спорт и физическая культура указываются как составная часть рассматриваемого понятия, а в 9,47% высказываний культура здоровья предполагает отказ от вредных привычек. Кроме этого, в своих ответах некоторые педагоги подчеркнули, что данный термин предполагает не просто наличие определенных знаний, но и передачу их другим, обучение окружающих (9,47% высказываний). В результате опроса выяснилось, что с понятием «культура здоровья» некоторые респонденты связывают личную гигиену и санитарные нормы (5,26%), организацию рационального питания (7,37%), общение со специалистами и профилактику болезней (6,32%).

В постиндустриальном обществе культура здоровья как социокультурное образование личности становится важным ресурсом развития человеческого капитала. Здоровьесберегающая деятельность учебного заведения однозначно должна быть направлена на формирование культуры здоровья учащихся как гарантии их конкурентоспособности в быстро меняющемся мире, как основы для самореализации и саморазвития. Структура ответов респондентов на вопрос о сущности понятия «культура здоровья» свидетельствует о несовершенстве существующей системы подготовки учителей к здоровьесберегающей деятельности.

Объяснить сущность термина «здоровьесберегающие технологии» затруднились 29,09% респондентов. 26,32% опрошенных определили данное понятие как способы, порядок и меры поддержания и сохранения здоровья, в учебном процессе в том числе. 8,77% учителей охарактеризовали данное понятие как обучение культуре здоровья и здоровому образу жизни. 5,26% респондентов полагают, что это деятельность управления образования по созданию безопасных условий в школе и охрана труда. 10,53% респондентов здоровьесберегающие технологии связывают с физкультурой и спортом; 7,02% - с психологическими тренингами и практикумами; 7,02% - с культурой питания; 7,02% -медицинскими аппаратами, фильтрами и техническими приспособлениями; 5,26% - профилактикой вредных привычек; 5,26% - улучшением экологии.

Полученные нами результаты подтверждаются данными российских ученых. К.Е. Безух, исследовавшая информированность учителей средних школ г. Ярославля о здоровьесберегающих технологиях, пишет, что понятие «здоровьесберегающие технологии» в большинстве случаев рассматривается однобоко (помогают укрепить / сохранить здоровье, не ухудшающие здоровье, ими должен владеть каждый и т.д.) [2, с. 81].

32012

и

На втором этапе исследования выясняли, как учителя субъективно оценивают свои знания о здоровье и здоровьесберегающей деятельности.

Только 7,27% опрошенных педагогов считают себя вполне компетентными в вопросах здоровьесбереже-ния. На компетентность в отдельных вопросах сохранения здоровья указали 67,28% респондентов. Более четверти опрошенных - 25,45% - не считают себя компетентными в вопросах о здоровье и здоровьесберегающей деятельности.

На наш взгляд, заслуживает внимания анализ ответов на вопрос об источниках информации о здоровье (рис. 1). Респонденты выделили как наиболее популярные источники получения информации о способах и средствах укрепления и поддержания здоровья радио и телевидение, друзей и знакомых, научно-популярные книги о здоровье, газеты и журналы. Следует отметить достаточно низкий уровень популярности получения информации о здоровьес-бережении от врачей и специалистов, системы профессионального образования, специальной научной и методической литературы, ресурсных центров и т.п. В определенной степени это может быть связано с отсутствием доступной учебной и методической литературы, посвященной проблемам здоровьесберегающей деятельности, но, возможно, такая структура ответов косвенно свидетельствует о неготовности части учителей к систематическому обучению в межкурсовой период, тем более, в проблемах, которые не связаны однозначно с преподаваемой дисциплиной.

Среди опрошенных педагогов высказали желание систематически получать информацию о способах и средствах сохранения здоровья 60,0%, 29,09% опрошенных скорее всего бы также проявили интерес к подобной информации. Такой высокий удельный вес респондентов, проявляющих интерес к данным проблемам, требует специального изучения и анализа.

В развитие данной проблемы приведем аналогичные данные других исследователей. Г.М. Мешко выявила, что большинство опрошенных будущих педагогов - 92,3% - отмечают, что не умеют противостоять стрессам, преодолевать негативное влияние дистреса на собственную личность, не владеют информацией о способах формирования стойкости к стрессу, технологиями сохранения и укрепления своего здоровья [8, с.133]. По мнению автора, роботу по формированию стратегии сохранения профессионального здоровья будущего учителя лучше начинать еще на этапе профессионального отбора, включив в программу обследования абитуриентов тесты на проявление у них естественных предпосылок, которые предопределяют склонность к более выраженному эмоциональному компоненту, стабильности, контролю эмоционального ресурса и тому подобное [8, с.135].

Практически во всех работах последних лет, посвященных профессиональному здоровью учителя, авторы предлагают разработку различных моделей программ обучения. К.Е. Безух предполагает, что педагогам, не меньше чем самим школьникам, требуют-

ся специальные занятия (курсы, уроки, круглые столы, мастер-классы) по обучению простейшим способам сохранения здоровья и использованию в обучении компонентов ортобиотики [2, с. 82]. Г.М. Мешко предлагает в дополнение к программе курса „Вступление в педагогическую профессию” включить рассмотрение следующих вопросов: профессиональное здоровье учителя, пути его сохранения и укрепления; профессиональный стресс, его виды, саморегуляция педагога в условиях стресса, методы повышения устойчивости к стрессу; возникновение, профилактика и устранение профессиональной дезадаптации, синдрома эмоционального сгорания педагога; психоэмоциональные перегрузки, факторы, которые предопределяют их возникновение, пути снятия психоэмоционального напряжения; адаптация молодого учителя к педагогической деятельности; гармония личности педагога, пути его личностного и профессионального роста [2, с. 135]. В.М. Ефимова подчеркивает, что вопросы профессионального здоровья недостаточно очерчены в содержании профессиональной подготовки будущего учителя [4, с. 298]. По её мнению, в системе высшего педагогического образования профессиональное здоровье учителя не рассматривается как профессиональная ценность, как составляющая человеческого капитала, как инвестиция в профессиональное долголетие учителей.

Полученные нами результаты позволяют предположить, что формирование профессионального здоровья учителя, обучающие курсы и программы должны предваряться изучением теоретических и методологических вопросов здоровьесберегающей деятельности, развитием понятийного аппарата, что должно стать основой для дальнейшей образовательной и самообразовательной деятельности учителя на додипломном и последипломном этапах профессионализации.

Выводы.

Анализ данных опроса учителей школ нескольких городов крымского региона выявил недостаточный уровень сформированное™ представлений респондентов о проблемах здоровья и здоровьесберегающей деятельности, значительный интерес опрошенных к изучению вопросов профессионального здоровья. Выявлена значительная востребованность в формировании профессионального здоровья учителей на всех этапах подготовки и повышения квалификации. Проблема разработки системы формирования профессионального здоровья будущих учителей актуальна, но ее решение должно быть основано на теоретических и методологических концептах здоровьесберегающей деятельности, учитывать потребности педагогических работников в сохранении профессионального здоровья и долголетия.

Перспективы дальнейших исследований определены необходимостью анализа представлений учителей о профессиональном здоровье и долголетии, деятельности по их сохранению, укреплению и формированию.

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

%

□ 0 - не получаю

□ 1 □ 2

□ 3

□ 4

□ 5 - только этот источник

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос об источниках информации о здоровье

Литература:

1. Асмаковец Е.С. Взаимосвязь эмоциональной гибкости и синдрома «эмоционального выгорания» учителя // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: 2 между-нар. науч. интернет-конф. / ОмГТУ. - Омск, 2007. - с. 17-21.

2. Безух К.Е. Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учителей средней школы // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Материалы I заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции. Омск, июнь-сентябрь 2010. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. - С. 79-82.

3. Гончарова Н.В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Волгоград, 2005. - 181 с.

4. Єфімова В.М. Здоров'я вчителя у системі професійних цінностей // Педагогічні науки. - 2009. - Випуск LIV. - С. 294-299.

5. Єфімова В.М. Особливості здоров’язбережувальної діяльності вчителя загальноосвітнього навчального закладу в сучасних умовах // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2010. - № 11. - С. 38-41.

6. Концепція гуманітарного розвитку України на період до 2020 РОКУ: Проект. - Київ, 2011. - 58 с.

7. Мешко Г.М., Мешко О.І. Професійне здоров’я педагога як умова ефективної виховної діяльності // Вісник Житомирського державного університету імені Івана Франка. - 2005. - № 24. - С. 93-96.

8. Мешко ГМ. Формування стратегії збереження професійного здоров’я педагогів на етапі фахової підготовки // Вісник Черкаського університету. - 2008. - Випуск 136. - С. 133-136.

9. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 2004. - 320 с.

10. Петухова А.Е., Захарьева С.В. Педагог - профессия повышенного риска // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Материалы I заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Омск, июнь-сентябрь 2010. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. - С. 108-110.

11. Сериков С.Г Обеспечение паритета образованности и здоровья учащихся в теории и практике образования: дис. . доктора пед. наук: 13.00.01 / 13.00.08. - Челябинск, 2002. - 385 с.

12. Татарникова Л.Г Педагогическая валеология: генезис. Тенденции развития. - СПб.: PETROC, 1995. - 348 с.

13. Тяпкина А.Д., Ковригина Т.Р. Основные факторы риска труда учителя // Здоровье педагога: проблемы и пути решения: Материалы I заочной всероссийской научно-практической интернет-конференции. Омск, июнь-сентябрь 2010. - Омск: БОУДПО «ИРООО», 2010. - С. 44-48.

IІнформація об авторе: Соченко Юлия Анатольевна

[email protected] Таврический национальный университет ул. Студенческая 13, г. Симферополь, 97000, Украина.

Поступила в редакцию 25.01.2012г.

References:

1. Asmakovec E.S. Professional’noe samosoznanie i ekonomicheskoe povedenie lichnosti [Professional consciousness and economic behavior of a person], Omsk, 2007, pp. 17-21.

2. Bezukh K.E. Zdorov’e pedagoga: problemy i puti resheniia [Health of a lecture: problems and ways of solution], Omsk, 2010, pp. 7982.

3. Goncharova N.V. Formirovanie kul’tury professional’nogo zdorov’ia budushchego uchitelia [Forming of culture of professional health of future teacher], Volgograd, 2005, 181 p.

4. Iefimova V.M. Pedagogichni nauki [Pedagogical science], 2009, vol. LIV, pp. 294-299.

5. Iefimova V.M. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni prob-lemifizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2010, vol.11, pp. 38-41.

6. Koncepciia gumanitarnogo rozvitku Ukrayini na period do 2020 ROKU: Proekt [Concept of humanitarian development of Ukraine till 2020: Project], Kiev, 2011, 58 p.

7. Meshko G.M., Meshko O.I. Visnik Zhitomirs’kogo derzhavnogo universitetu [Bulletin of Zhitomir state university], 2005, vol.24, pp. 93-96.

8. Meshko G.M. Visnik Cherkas'kogo universitetu [Bulletin of Cherkassy university], 2008, vol.136, pp. 133-136.

9. Mitina L.M. Psikhologiia truda i professional’nogo razvitiia uchitelia [Psychology of work and professional development of a techer], Moscow, Academy, 2004, 320 p.

10. Petukhova A.E., Zakhar’eva S.V. Zdorov’e pedagoga: problemy i puti resheniia [Health of a lecture: problems and ways of solution], Omsk, 2010, pp. 108-110.

11. Serikov S.G. Obespechenie pariteta obrazovannosti i zdorov’ia uchashchikhsia v teorii i praktike obrazovaniia [Providing of parity of formed and health students in a theory and practice of education], Dokt. Diss., Chelyabinsk, 2002, 385 p.

12. Tatarnikova L.G. Pedagogicheskaia valeologiia: genezis. Tendencii razvitiia [Pedagogical valeology: genesis. Tendencies of development], Saint Petersburg, 1995, 348 p.

13. Tiapkina A.D., Kovrigina T.R. Zdorov’e pedagoga: problemy i puti resheniia [Health of a lecture: problems and ways of solution], Omsk, 2010, pp. 44-48.

Information about the author: Sochenko Y.A.

[email protected] Tavricheskiy National University Student str. 13, Simferopol’, 97000, Ukraine.

Came to edition 25.01.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.