Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
309
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психологическая компетентность / мотивы выбора профессии / педагогическое общение / агрессивность / профессиональная успешность / рефлексивная деятельность педагога. / Psychological competence / motives for choosing a profession / pedagogical communication / aggressiveness / professional success / reflexive activity of a teacher

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова Марина Борисовна

В статье рассматриваются основные подходы к формированию психологической компетентности учителя. Психологическая компетентность признается ресурсом профессиональной успешности современного педагога. Экспериментально доказано, что на формирование психологической компетентности влияет личность учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A RESOURCE OF PROFESSIONAL SUCCESS

The article discusses the main approaches to the formation of psychological competence of a teacher. Psychological competence is recognized as a resource of professional success of a modern teacher. It has been experimentally proved that the formation of psychological competence is influenced by the personality of the teacher.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ»

 программирование А. Ситникова. Коммуникативный потенциал личности.

6 Методы саморазвития коммуникативной культуры Основы трансактного анализа. Секреты продуктивного общения. Создание здорового нравственно-психологического климата в коллективе. Этика взаимоотношений между сотрудниками. Конфликт - за и против. Природа конфликта. Методы разрешения конфликтов. Конфликт как метод развития критического мышления. Спор. Диспут. Дискуссия. 2 4

Всего 10 10

Таким образом, опираясь на научные данные, мы отметили традиционные и инновационные формы повышения квалификации и переподготовки как средство непрерывного педагогического образования, способствующее формированию творческой личности педагога.

Литература

1. Алиева Е.Р. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности. - М.: ИП РАН, 1991. - С. 7-17.

2. Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Издательство «Молодая гвардия», 1997. - С. 127-142.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 23 апреля.

4. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во Московского государственного университета, 2003.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Калашникова Марина Борисовна (Великий Новгород, Россия), доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. E-mail: кmb60@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к формированию психологической компетентности учителя. Психологическая компетентность признается ресурсом профессиональной успешности современного педагога. Экспериментально доказано, что на формирование психологической компетентности влияет личность учителя.

Ключевые слова. Психологическая компетентность, мотивы выбора профессии, педагогическое общение, агрессивность, профессиональная успешность, рефлексивная деятельность педагога.

PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A RESOURCE OF PROFESSIONAL SUCCESS Kalashnikova Marina Borisovna (Veliky Novgorod, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the Department of Psychology, Yaroslav - the - Wise Novgorod State University. E-mail: kmb60@mail.ru

Annotation. The article discusses the main approaches to the formation of psychological competence of a teacher. Psychological competence is recognized as a resource of professional

success of a modem teacher. It has been experimentally proved that the formation of psychological competence is influenced by the personality of the teacher.

Keywords. Psychological competence, motives for choosing a profession, pedagogical communication, aggressiveness, professional success, reflexive activity of a teacher

В 1926 году в работе «Педагогическая психология» Л.С. Выготский писал: «В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии» [1, с. 364]. Это утверждение остается весьма актуальным и в XXI веке.

Формирование, развитие и, при необходимости, коррекция личностных качеств ребенка невозможны без знания психологии возрастных периодов, индивидуальных различий, социальной ситуации и ведущей деятельности ребенка, то есть учителю для работы требуется психологическая компетентность.

В зарубежной литературе понятие компетентности (от лат. competentia -принадлежность по праву, соответствие) связывается с осведомленностью, знанием и пониманием сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способностью адекватно использовать, применять полученные знания и навыки. В нашей стране психологические исследования по проблеме компетентности начались в 70-80-е годы. Наиболее детально была изучена сущность социально-психологической и интеллектуальной компетентности. М.А. Холодная определяет, что компетентность - это «особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» [6, с. 128].

А.Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составную часть профессиональной подготовки учителя, которая включает:

- «совокупность знаний, умений и навыков по психологии, четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности учителя, умение видеть за поведением ребенка состояние его души, уровень развития его познавательных процессов, эмоциональной, волевой сфер, черт характера; способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с ребенком или группой детей и избирать рациональные способы общения;

- умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития» [3, с. 116].

В исследованиях Н.В. Кузьминой и Г.И. Метельского психологическая компетентность рассматривается как система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают будущему учителю не только общепсихологическую подготовленность, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями [5].

Значительный интерес представляет исследование Н.В. Андроновой. На основе анализа многочисленных источников автор формирует принципиальную позицию, заключающуюся в следующих утверждениях:

1. Психологическая компетентность необходима специалистам сферы «человек -человек».

2. Психологическая компетентность всегда опосредована содержанием деятельности специалиста.

3. Психологическая компетентность является частью психологической культуры специалиста и элементом его профессионализма.

4. Психологическая компетентность - это своеобразный личностный инструментарий специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности.

5. В психологической компетентности педагога выделяются два блока: -интеллектуальный (когнитивный - психологические знания и психологическое мышление); -практический (действенные психологические умения и навыки) [3].

При очевидном разнообразии точек зрения на содержание психологической компетентности их объединяет: включение в структуру психологической компетентности знаний и умений; понимание психологической компетентности в качестве условия профессионализма педагога.

На наш взгляд психологическая компетентность учителя должна рассматриваться как неотъемлемая составляющая его профессиональной компетентности. При этом под психологической компетентностью мы понимаем интегративное многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуры, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному осуществлению профессионально -педагогической деятельности.

Психологическая компетентность проявляется в:

а) умении диагностировать и использовать диагностический материал, проектировать и направлять индивидуальное развитие ребенка;

б) способности оказывать психолого-педагогическую помощь ученику в сложные периоды его жизни;

в) владении навыками педагогического общения;

г) потребности в профессиональном и личностном саморазвитии.

Для изучения психологической компетентности учителей и ее представленности в структуре профессиональной успешности учителя совместно с комитетом образования Великого Новгорода было проведено исследование, в котором участвовали 60 учителей школ Великого Новгорода. Все имеют высшее образование и стаж педагогической деятельности более 5 лет. 30 человек имели опыт участия в различных профессиональных конкурсах («Лучший по профессии», «Лучший учитель области» «Учитель года» и т.д.) и имели высокую независимую оценку их профессиональных достижений (грамоты, поощрения, звания, гранты и т.д.). 30 педагогов не могли похвастаться подобными достижениями. Половой состав гомогенный - женщины.

При проведении были использованы следующие методики: определение уровня конфликтоустойчивости; определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко); методика экспресс-диагностики педагогической направленности (МЭДПНАУ); анкета диагностики уровня саморазвития и развития психологической компетентности М.Б.Калашниковой; анкета ценностных ориентаций Рокича; опросник способов совладания R. Lazarus и S. Folkman (адаптация Т.Л.Крюковой и Е.В. Куфтяк).

Согласно исследованию учителя достаточно высоко оценивают общий уровень своей психологической компетентности. Самой большой проблемой учителя считают недостаток психологических знаний. Так, только 8 % учителей отметили у себя высокий уровень наличных знаний по психологии, большинство - 57 % - считают, что их психологические знания находятся на низком уровне. Косвенная оценка (ответы учителей на тест, определяющий базовые знания по психологии согласно Государственным образовательным стандартам второго поколения) подтвердила эти данные: только 10 % учителей смогли правильно определить границы подросткового периода, ведущую деятельность и новообразования этого возраста.

Нам кажется, что это отражает те объективные реальности современного педагогического образования, которые связаны с недостатком учебных часов на дисциплины психологического цикла в Федеральных Государственных стандартах третьего поколения.

Учителя в целом высоко оценили свою способность оценивать и проектировать ситуацию в детском коллективе - только 11 % респондентов отметили у себя низкий уровень данной способности, у 64 % она находится на среднем уровне.

Насторожил другой факт - высокие оценки способности избирать рациональный способ общения с детьми. Так, 88 % учителей считают, что эта способность находится у них

на высоком или среднем уровне развития. С другой стороны, 58 % учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние. Естественно возникает вопрос - на основании чего они избирают рациональный способ общения с учениками или это общение нельзя назвать адекватным?

Именно это противоречие заставило нас подробнее исследовать такую составляющую психологической компетенции учителя как владении навыками педагогического общения. Педагогическое общение — это «система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств» [4, с. 12]. Педагогическое общение выступает как главный механизм достижения основных целей воспитания.

Диалогическое общение учителя с учеником требует от учителя не только психологических знаний, но и определенного уровня конфликтоустойчивости. При определении уровня данной личностной характеристики учителей в нашем исследовании получены следующие результаты: 40 % респондентов имеют низкий уровень конфликтоустойчивости, свидетельствующий о выраженной конфликтности; 42 % - средний уровень, свидетельствующий об ориентации личности на компромисс, стремлении избегать конфликта; и только у 8 % учителей выявился высокий уровень конфликтоустойчивости.

С эти показателями согласуются и данные диагностики самооценки тенденций агрессивного поведения учителей. На первый план самооценки форм агрессивного поведения у педагогов выходят раздражительность (ее отметили у себя 68 % респондентов), обидчивость (54 % респондентов), косвенная (45 %) и вербальная агрессия (35 %). Эти данные доказывают наличие проблемы агрессивного поведения педагогов и актуальности ее изучения.

Наиболее предпочитаемыми стилями межличностного взаимодействия у учителей, имеющих профессиональные достижения, являются коллегиальный стиль и стиль невмешательства в действия других людей. У неимеющих - невмешательства и авторитарный. При этом направленность на общение выражена больше у педагогов первой группы - в 74 % случаев.

Анализ ценностных ориентаций педагогов выявил следующие особенности. И у профессионально успешных педагогов и у профессионально неоцененных ведущей инструментальной ценностью является образованность. Это вполне естественно, т. к. педагог должен в полной степени обладать знаниями преподаваемого предмета. Обе категории испытуемых второе место поставили аккуратность, на третье - воспитанность: аккуратность составила 26,6 %, а воспитанность 20 %. Учитель - это образец, которому сознательно, а чаще неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что он делает, как себя ведет и общается. Далее, опытные учителя, выделяют терпимость, ставя ее на третье место, а молодые в пятерку значимых этот критерий не внесли. Работая большое количество лет в системе образования (зачастую в противоречивой атмосфере), терпение - это верный спутник и помощник успешной деятельности. В силу своей молодости и неопытности молодежь недооценивает данный критерий. Четвертое место занимает исполнительность и честность у всей выборки испытуемых. На последнем пятом месте стоит ответственность. Таким образом, видно, что принципиальных различий в выборе наиболее значимых ценностей у педагогов с разной степенью профессиональной успешности нет.

В результате проведенного нами исследования были выявлены следующие особенности копинг-стратегий педагогов. Преобладающей копинг-стратегией у малоуспешных педагогов является «поиск социальной поддержки». Педагоги мало используют следующие копинг-стратегии: «конфронтативный копинг», «принятие ответственности», «самоконтроль», «дистанцирование», «бегство-избегание». Большинство профессионально успешных педагогов используют эмоциональные продуктивные копинг-стратегии. Копинг-стратегии педагогов имеют динамический характер. С увеличением

возраста и стажа работы педагоги реже прибегают к такой копинг-стратегии как «поиск социальной поддержки», больше используют непродуктивные поведенческие стратегии.

Результатом данного этапа исследования стало вычисление индивидуального коэффициента психологической компетентности (ПК) и распределение всех педагогов по трем уровням ее сформированном^ Высокий уровень был выявлен у 15 % педагогов, средний - у 55 % и низкий у 30 % респондентов. Обращает на себя внимание тот факт, что высокий коэффициент ПК выявлен только у одного учителей с низким уровнем профессиональных достижений.

Таким образом, проведенное исследование убедительно свидетельствует о недостаточной сформированности психологической компетентности у учителей с низкой или недостаточной оценкой их профессиональной деятельности. Зная свои слабые и сильные стороны, особенности психологической компетентности, педагог может рационально выстраивать взаимодействие с учащимися, формировать комфортную образовательную среду и, в конечном счете, быть более успешным.

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

2. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 116-120.

3. Андронова Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя: автореф. дис. канд. психол. наук. -Казань, 2000. - 16 ^

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПб.: Питер,

2002.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ ПЕДАГОГА1

Кольчугина Наталья Ивановна (Иваново, Россия), старший преподаватель, Университет непрерывного образования и инноваций. E-mail: natal.kolchugina@yandex.ru

Шмелева Елена Александровна (Шуя, Россия), доктор психологических наук, доцент, заместитель директора по научной работе и дополнительному образованию, Ивановский государственный университет (Шуйский филиал). E-mail: noc_shmeleva@mail.ru Кисляков Павел Александрович (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, Факультет психологии, Российский государственный социальный университет. E-mail: Pack.81@mail.ru,

Иванова Елена Васильевна (Иваново, Россия), заслуженный учитель Российской Федерации, заведующий кафедрой, Университет непрерывного образования и инноваций. Email: 19ivanova87ev@gmail.com

Аннотация. В статье проанализированы причины актуальности феномена «профессиональное долголетие». Профессиональное долголетие педагога является основой профилактики эмоционального, профессионального выгорания, минимизации психологических рисков профессиональной деятельности. Наиболее остро возникает необходимость поиска личностных ресурсов, одним из которых может стать жизнестойкость педагога.

Ключевые слова: профессиональное долголетие педагога, профессиональное здоровье, профессиональное, эмоциональное выгорание, личностные ресурсы.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта «Жизнестойкость в психологической безопасности специалистов социономических профессий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.