Научная статья на тему 'Психологическая подготовка будущего учителя к управлению конфликтом в школьной образовательной среде'

Психологическая подготовка будущего учителя к управлению конфликтом в школьной образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / FUTURE TEACHER / CONFLICT COMPETENCE / CONFLICT MANAGEMENT / CONTEXTUAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергунина С. В., Фадеева О. В.

Актуальность статьи обусловлена важностью подготовки будущего педагога к психологически обоснованному и компетентному профессиональному общению. Цель статьи раскрыть содержание психологической подготовки студентов на этапе вузовского образования к управлению межличностными конфликтами в учебно-воспитательном процессе школы. Авторами представлены результаты эмпирического изучения готовности будущего педагога регулировать межличностные конфликты. Раскрыты содержание и особенности реализации элективного курса «Психология конфликта», в ходе изучения которого возможно целенаправленное формирование компетенций будущего учителя в вопросах предупреждения и урегулирования конфликтов как в собственной жизни, так и в профессиональной деятельности. Статья предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических вузов и педагогов общеобразовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергунина С. В., Фадеева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF A FUTURE TEACHER FOR CONFLICT MANAGEMENT IN A SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The relevance of the article is due to the importance of preparing the future teacher for a psychologically sound and competent professional communication. The purpose of the article is to disclose the content of psychological preparation of students at the stage of university education for managing interpersonal conflicts in the educational process of the school. The authors present the results of an empirical study of the willingness of a future teacher to regulate interpersonal conflicts. The content and features of the implementation of the elective course "Psychology of Conflict" are revealed, during the study of which it is possible to purposefully formulate the competencies of the future teacher in the prevention and resolution of conflicts both in their own lives and in professional activities. The article is intended for students, graduate students, teachers of pedagogical universities and teachers of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Психологическая подготовка будущего учителя к управлению конфликтом в школьной образовательной среде»

УДК 37.015.3(045)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОМ

В ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

С.В. Сергунина, О.В. Фадеева1

1 Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева по теме: «Разработка учебно-методического обеспечения учебной дисциплины по выбору «Психология конфликта» для бакалавров направления подготовки Педагогическое образование»

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена важностью подготовки будущего педагога к психологически обоснованному и компетентному профессиональному общению. Цель статьи - раскрыть содержание психологической подготовки студентов на этапе вузовского образования к управлению межличностными конфликтами в учебно-воспитательном процессе школы. Авторами представлены результаты эмпирического изучения готовности будущего педагога регулировать межличностные конфликты. Раскрыты содержание и особенности реализации элективного курса «Психология конфликта», в ходе изучения которого возможно целенаправленное формирование компетенций будущего учителя в вопросах предупреждения и урегулирования конфликтов как в собственной жизни, так и в профессиональной деятельности. Статья предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей педагогических вузов и педагогов общеобразовательных организаций.

Ключевые слова: психологическая подготовка, будущий учитель, конфликтологическая компетентность, управление конфликтом, контекстное обучение.

PSYCHOLOGICAL PREPARATION OF A FUTURE

TEACHER FOR CONFLICT MANAGEMENT

IN A SCHOOL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

S. Sergunina, O. Fadeeva

Abstract. The relevance of the article is due to the importance of preparing the future teacher for a psychologically sound and competent professional communication. The purpose of the article is to disclose the content of psychological preparation of students at the stage of university education for managing interpersonal conflicts in the educational process of the school. The authors present the results of an empirical study of the willingness of a future teacher to regulate interpersonal conflicts. The content and features of the implementation of the elective course "Psychology of Conflict" are revealed, during the study of which it is possible to purposefully formulate the competencies of the future teacher in the prevention and resolution of conflicts both in their own lives and in professional activities. The article is intended for students, graduate students, teachers of pedagogical universities and teachers of educational organizations.

Keywords: psychological preparation, future teacher, conflict competence, conflict management, contextual education.

Конфликт - реальность школьной образовательной среды. Вне зависимости от участников конфликта (ученик - ученик, учитель - ученик, учитель - родители), ответственность за его разрешение лежит на педагоге. Учитель должен уметь управлять конфликтами для предупреждения их деструктивного развития: роста эмоциональной напряженности, тревожности, агрессивности; снижения эффективности учебно-воспитательной

деятельности; ухудшения межличностных отношений и др. А для этого нужны конфликтологические знания, умения, навыки, которые могут быть освоены в ходе

психологической подготовки, в том числе, в процессе подготовки в вузе.

В современных нормативно-правовых документах, на которых базируется подготовка будущего учителя, определены компетенции, направленные на овладение «готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6)» [8]. Таким образом, современный учитель является организатором коммуникации, взаимодействия с участниками образовательного процесса; экспертом, способным решать проблемные

(конфликтные) ситуации. Поэтому закономерно, что важной составляющей профессиональной компетентности педагога является его конфликтологическая компетентность.

Многие исследователи отмечают важность формирования конфликтологической

компетентности педагога, овладение которой позволит предупреждать и эффективно разрешать конфликты между субъектами образовательного пространства (С.В. Баныкина [1], Н.И. Леонов [7], М.М. Кашапов [6] и др.). В то же время целенаправленная профессиональная подготовка педагогов общеобразовательной школы к работе с конфликтами имеет фрагментарный характер; «педагоги общеобразовательной школы не владеют в достаточной мере эффективными практическими способами управления конфликтом» [2, с.3].

Управление межличностными конфликтами в школе предполагает выбор педагогом оптимальной стратегии поведения в конфликте с учетом психологических особенностей субъектов образовательных отношений (ученик - ученик, ученик-учитель, учитель - учитель, учитель -администрация, учитель - родители) и сложившейся педагогической ситуации, а также создание социально-психологических условий для предотвращения их в будущем. Для эффективного управления конфликтами также необходимо наличие таких личностных качеств, как конфликтоустойчивость, коммуникативная толерантность, отсутствие агрессивности. Важность творческого отношения к управлению конфликтом обосновывают М.М. Кашапов, Ю.С. Филатова, А.С. Кашапов [6].

С целью изучения сформированности готовности будущих учителей управлять конфликтами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 30 студентов МГПИ имени М.Е. Евсевьева. В ходе исследования были использованы следующие методики: «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса, опросник Басса-Дарки, «Диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко, «Определение уровня конфликтоустойчивости» [9]. Рассмотрим полученные данные.

Анализ данных по методике К. Томаса «Стратегии поведения в конфликте», свидетельствует о том, что наиболее часто встречающимися стратегиями студентов являются компромисс (67%) и избегание (53%). Для реализации компромисса необходимо наличие умения учитывать интересы участвующих в конфликте сторон, идти на взаимные уступки. Стратегия избегания предполагает уход от решения проблемы,

игнорирование ее, перекладывание

ответственности за ее решение на другого человека, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы. По мнению 30% студентов, для них характерно сотрудничество, использование именно этой стратегии позволяет участникам взаимодействия добиться удовлетворения своих интересов. 23% студентов не пытаются отстаивать собственные интересы в конфликтной ситуации, выбирая стратегию уступчивости, обосновывая это «сохранением нервной системы». И 13% респондентов данной выборки отдают предпочтение стратегии противоборства; они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

В результате изучения личностных качеств студентов, провоцирующих конфликтное поведение, можно констатировать, что у части испытуемых они ярко выражены. Так, 20% испытуемых демонстрируют высокий индекс агрессивности (в частности, ярко выражены вербальная агрессия и раздражение) и 27% -высокий индекс враждебности (опросник Басса-Дарки). У многих студентов выражены: вербальная агрессия (37%), раздражение (32%).

Изучение коммуникативной толерантности студентов показывает, что у большинства (60%) преобладает нормальный уровень ее развития. Они проявляют терпимость к инаковости: другой позиции, мнению, образу жизни; не навязывают свое мнение, стремятся к сотрудничеству. Но также есть категория студентов (18%), которые демонстрируют низкий уровень толерантности. Это проявляется в нежелании понимать индивидуальность другого, категоричности, консервативности в оценке других людей, неумении сглаживать возникающие неприятные чувства. 22% будущих педагогов имеют высокий уровень развития коммуникативной

толерантности.

Данные изучения конфликтоустойчивости личности, а именно, основных стратегии поведения в межличностных спорах (уклонение от споров или участие в разрешении спорных моментов, как крайние проявления) показывают, что большинство студентов (73%) обладают низким уровнем конфликтоустойчивости, что свидетельствует о выраженной конфликтности. У 17% испытуемых средний уровень конфликтоустойчивости, это значит, что они ориентированы на компромисс, избегание конфликта. Только 10% обучающихся имеют высокий уровень конфликтоустойчивости, способности бесконфликтно решать

возникающие проблемы во взаимоотношениях с другими людьми.

Таким образом, у определенной части студентов направления подготовки

«Педагогическое образование» не сформированы или находятся на стадии становления профессиональных компетенций, связанных с умением выстраивать неконфликтные межличностные отношения, эффективно управлять межличностными конфликтами: предупреждать их возникновение, разрешать. Поэтому необходимо целенаправленно формировать эти навыки и умения у студентов.

В данной статье мы рассмотрим содержание психологической подготовки студентов-педагогов к управлению межличностными конфликтами в образовательной среде школы, реализуемой в образовательном процессе вуза. При этом мы опираемся на теорию контекстного обучения А.А. Вербицкого [5], в которой выделяются три базовые формы деятельности студентов: учебная деятельность академического типа (информационная лекция),

квазипрофессиональная деятельность (например, деловая игра), учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская

деятельность студентов, производственная практика) и множество промежуточных (проблемные лекции, семинары-дискуссии, практические занятия, спецкурсы, тренинги и др.). Преимущества контекстного обучения в том, что студент, с самого начала находясь в деятельностной позиции, получает практику использования учебной информации в функции средства регуляции собственной деятельности, что обеспечивает развитие профессиональных компетенций будущего специалиста.

Психологическая подготовка будущего учителя осуществляется в ходе изучения дисциплины «Психология», которая включает следующие модули «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология» и «Педагогическая психология». Закладываются базовые психологические знания, умение использовать их в практике профессиональной деятельности и

профессионального самосовершенствования. Но целенаправленное формирование компетенций в области профилактики и эффективного преодоления конфликтов в школьной образовательной среде возможно в ходе изучения дисциплины по выбору «Психология конфликта».

Цель курса - освоение студентом психологических закономерностей и механизмов возникновения, протекания, разрешения конфликта и использования

конфликтологических знаний в личностно-профессиональном развитии и предстоящей трудовой деятельности.

Структура курса представлена двумя основными модулями: 1) общая теория конфликта (педагогического, в том числе); 2) тренинг управления конфликтом в школе.

Содержательно первый модуль предполагает погружение в проблему психологии конфликта, т. е. на этом этапе осуществляется общетеоретическая подготовка студентов (актуализируются имеющиеся знания, умения и усваиваются новые): раскрывается сущность конфликта, причины возникновения, динамика, основы управления им. Особое внимание уделяется конфликтам в образовательной среде: общей характеристике, причинам

межличностных конфликтов, предупреждению и основам их конструктивного разрешения. Специализация знаний осуществляется с учетом специфики профиля подготовки.

Второй модуль ориентирован на формирование у студентов практических умений и навыков: эффективного общения (умение слушать, выражать свои чувства, сохранять спокойствие и др.); управления конфликтами в учебно-воспитательном процессе (овладение навыками посредничества); самопознания, самосовершенствования.

Одним из продуктивных методов обучения является метод кейс-стади, сочетающий в себе профессиональную деятельность с игровой. Студентам предлагается конкретная конфликтная педагогическая ситуация, необходимо ее прочитать, проанализировать и выполнить задание. Например: 1) Определить вид конфликта, выделить в нем его структурные компоненты, основные стадии. 2) Описать стратегии поведения каждой из сторон (участников) конфликта, оценить их с точки зрения эффективности. 3) Перечислить направления деятельности, которые могли бы исключить или свести к минимуму вероятность возникновения конфликта. 4) Сформулировать пути и способы конструктивного разрешения данного конфликта.

В процессе обсуждения группой выбираются оптимальные решения рассматриваемого конфликта с опорой на научные знания психологии, психологии конфликта. Данный кейс может использоваться как инструмент итоговой аттестации студента, т.к. выполнение задания предполагает знание материала всего курса.

Среди тренинговых технологии предпочтение отдается отработке поведения в смоделированных ситуациях. Примерные

педагогические ситуации для проигрывания: поговорите с учеником, который исправил отметку в дневнике; поставьте отметку и прокомментируйте ее; в течение урока ученик комментирует каждое ваше слово, ваши действия; побеседуйте с группой учащихся, которые не пришли на соревнования, а вы их ждали; поговорите с родителями ученика, который плохо успевает по вашему предмету, чтобы в семье не возник конфликт.

Желательно рассмотреть разные виды педагогических конфликтов: между учениками, между учителем и учеником, между учителями. В ходе выполнения заданий у студентов формируются следующие умения: 1) способность анализировать конфликтную ситуацию (предконфликтную), свое поведение в ней; 2) ориентация на конструктивное разрешение конфликта; 3) саморегуляция, ответственность за свои действия.

Для развития и последующей оценки уровня сформированности конфликтной компетентности студента можно использовать компетентностно-ориентированное интегрированное задание, сущность которого заключается в выполнении особого типа поручения, обеспечивающего «востребованность структурных элементов осваиваемой компетенции («знать», «уметь», «владеть») и их интеграцию с междисциплинарным профильным материалом» [3, с.15].

Работа по психологической подготовке будущего учителя к управлению конфликтом в школе не ограничивается изучением обозначенных выше дисциплин, она продолжается в ходе прохождения студентами предусмотренных учебным планом практик: летней, производственной, педагогической. Студенты получают задания на практике, выполнение которых оттачивает их конфликтологические умения и навыки. Например, студенты осуществляют

просветительскую и профилактическую работу со школьниками: мини-лекции по проблеме межличностных конфликтов, проводят игры и упражнения, направленные на развитие эмпатии, толерантности, бесконфликтного общения.

Реальная профессиональная деятельность -площадка для самооценки студентом готовности к управлению конфликтами, включающей оценку наличия необходимых знаний, умений, навыков и

способности их реализовать в конкретных условиях профессиональной деятельности. Показателем сформированности готовности будущего учителя к управлению конфликтом является возможность успешно урегулировать реальные конфликты, возникающие в профессиональной деятельности.

Проходя летнюю практику в лагере в качестве вожатого, студент часто сталкивается с конфликтными ситуациями. Задача вожатого -помочь ребятам осмыслить ситуацию, найти конструктивный выход из нее. Задание на практику: вести дневник конфликтов. Фиксировать (описывать) конфликтные ситуации, участниками или свидетелями которых они были: предвестники конфликта, его причины, разрешение; затем проанализировать ситуации, предложив варианты эффективного разрешения конфликта; его профилактика.

Итак, результаты проведенного нами исследования показывают, что многие студенты (будущие учителя) демонстрируют

недостаточный уровень сформированности готовности к управлению конфликтами, а именно: отдают предпочтение неконструктивным стратегиям поведения в предконфликтной и конфликтной ситуациях, имеют высокий индекс агрессивности и враждебности, низкий уровень толерантности и конфликтоустойчивости. Следует отметить, что полученные нами данные совпадают с результатами других исследований, авторы которых также отмечают у современных студентов педагогических вузов выраженность конфликтности в определенных ситуациях [4, с.14]; преобладание среднего (репродуктивного) уровня конфликтологической компетентности [2, с.35]. Неумение педагога управлять конфликтами негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса в школе, поэтому уже на этапе вузовского обучения будущий учитель должен овладеть практическими умениями эффективного управления конфликтами в предстоящей профессиональной деятельности и личной жизни. Для разрешения проблемы авторами предлагается использовать потенциал психологических дисциплин, в том числе дисциплины по выбору «Психология конфликта» и прохождение студентами практик как погружение в будущую профессиональную деятельность.

Литература:

1. Баныкина С.В. Управление конфликтами в И.Е. Емельянова // Конференциум АСОУ. - 2015. - №

школе как базовая составляющая профессиональной 1. - С. 2776-2782.

деятельности классного руководителя / С.В. Баныкина,

2. Бережная Г.С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.С. Бережная. - Калининград, 2009. - 48 с.

3. Варданян Ю.В. Компетентностно-ориентированные интегрированные задания в контексте развития профессионализма магистрантов / Ю.В. Варданян, С.В. Сергунина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 1 (21). - С. 13-18.

4. Варданян Ю.В. Стрессоустойчивость и психологическая безопасность как факторы развития социально-перцептивной компетенции студента / Ю.В. Варданян, Е.П. Масанова, Т.Г. Былкина // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 3 (23). - С. 12-16.

5. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе / А.А. Вербицкий // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 3946.

6. Кашапов М.М. Когнитивные компоненты творческого процесса в конфликте: монография / М.М. Кашапов, Ю.С. Филатова, А.С. Кашапов. - Ярославль, Индиго. - 2018. - 360 с.

7. Леонов Н.И. Формирование конфликтной компетентности субъектов образовательного процесса / Н.И. Леонов // Конфликтология. - 2014. - № 8. - С. 4446.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 декабря 2015 г., № 1426 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/440301

9. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

Сведения об авторах:

Сергунина Светлана Валентиновна (г. Саранск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, e-mail: s-sergunina@rambler.ru

Фадеева Ольга Валентиновна (г. Саранск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, e-mail: ofadeeva71@yandex.ru

Data about the authors:

S. Sergunina (Saransk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, assistant professor of psychology at the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevieva, e-mail: s-sergunina@rambler.ru

O. Fadeeva (Saransk, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor of psychology at the Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevieva, e-mail: ofadeeva71@yandex.ru

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.