Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РФ К ВЕДЕНИЮ БЛИЖНЕГО СТРЕЛКОВОГО БОЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РФ К ВЕДЕНИЮ БЛИЖНЕГО СТРЕЛКОВОГО БОЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ВЕДЕНИЮ БЛИЖНЕГО СТРЕЛКОВОГО БОЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СИСТЕМНАЯ ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федотов А. Ю., Копылов В. В., Семенов Ю. Н.

Статья посвящена проблемам борьбы с совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов РФ. В тексте исследуются проблемы связанные с психологическая готовность сотрудников полиции к ведению ближнего стрелкового боя. Авторы пришли к выводу, что методики, связанные с развитием психологической готовность сотрудников полиции к ведению ближнего стрелкового боя, должны внедряться в практическую деятельность образовательных учреждений осуществляющих профессиональную подготовку сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федотов А. Ю., Копылов В. В., Семенов Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL READINESS OF RUSSIAN POLICE EMPLOYEES FOR CLOSE FIRE COMBAT

The article is devoted to the problems of combating the improvement of professional training of law enforcement officers of the Russian Federation. The text explores the problems associated with the psychological readiness of police officers to conduct close combat. The authors came to the conclusion that methods related to the development of the psychological readiness of police officers for close combat should be introduced into the practical activities of educational institutions providing professional training for police officers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РФ К ВЕДЕНИЮ БЛИЖНЕГО СТРЕЛКОВОГО БОЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 377:351.74:159.9

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-324-330 NIION: 2003-0059-2/22-272 MOSURED: 77/27-003-2022-02-471

Андрей Юрьевич Федотов1, Виталий Викторович Копылов2, Юрий Николаевич Семенов3

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, fedot-andrey2008@yandex.ru

2,3 Тверской филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Тверь, Россия

2 kopylov_70@inbox.ru

3 www.ura19601@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам борьбы с совершенствования профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов РФ. В тексте исследуются проблемы связанные с психологическая готовность сотрудников полиции к ведению ближнего стрелкового боя. Авторы пришли к выводу, что методики, связанные с развитием психологической готовность сотрудников полиции к ведению ближнего стрелкового боя, должны внедряться в практическую деятельность образовательных учреждений осуществляющих профессиональную подготовку сотрудников полиции.

Ключевые слова: психологическая готовность к ведению ближнего стрелкового боя, профессионализм, психическая устойчивость, системная эмерджентность, профессиональная надежность

Для цитирования: Федотов А. Ю., Копылов В. В., Семенов Ю. Н. Психологическая готовность сотрудников полиции РФ к ведению ближнего стрелкового боя // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 324-330. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-324-330.

Original article

Andrey Yu. Fedotov1, Vitaliy V. Kopylov2, Yury N. Semenov3

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

fedot-andrey2008@yandex.ru

2,3 Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

named after V.Ya. Kikot', Tver, Russia

2 kopylov_70@inbox.ru

3 www.ura19601@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the problems of combating the improvement of professional training of law enforcement officers of the Russian Federation. The text explores the problems associated with the psychological readiness of police officers to conduct close combat. The authors came to the conclusion that methods related to the development of the psychological readiness of police officers for close combat should be introduced into the practical activities of educational institutions providing professional training for police officers.

Keywords: psychological readiness for close combat, professionalism, mental stability, systemic emergence, professional reliability

For citation: Fedotov A. Yu., Kopylov V. V., Semenov Yu. N. Psychological readiness of Russian police employees for close fire combat. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):324-330. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-324-330.

Психологическая готовность сотрудников полиции РФ к ведению ближнего стрелкового боя

Psychological readiness of Russian police employees for close fire combat

© Федотов А. Ю., Копылов В. В., Семенов Ю. Н., 2022

Психологическая готовность к ведению ближнего стрелкового боя (далее — БСБ) представляет собой динамическое целостное состояние личности, определяющее внутреннюю настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в обстоятельствах, сопряженных с внезапность и опасностью ближнего стрелкового боя. Она является важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности.

Предполагаемый переход в профессиональной подготовке сотрудников полиции к концепции «подготовки сотрудников к ближнему бою (далее — ББ)», ориентированность образовательного процесса и учебных упражнений именно на линейные, тактические и временные параметры ближнего стрелкового боя1 выявили проблему — отсутствие знаний, навыков и умений, связанных с психологической подготовкой, предполагающей достижение «психологической готовности сотрудника полиции к ведению БСБ». Сущность психологической подготовки заключается в том, чтобы обеспечить требуемый уровень эффективности, то есть оптимальное соотношение достигнутого результата и психофизических затрат, в условиях эмоциональной напряжённости2.

Влияние эмоциональной напряженности на результаты стрельбы курсантов существенны, установлено, что практически все курсанты переживают повышенный уровень тревоги, у 25 % перед стрельбой наступает состояние страха, у 9 % состояние ужаса, у 3 % состояние ступора3. Почти 40 % курсантов, осуществляющих учебные стрельбы, без каких-либо дополнительных раздражителей — не боеспособны.

В таком состоянии затормаживается мышление, отсутствует концентрация внимания и воля, снижается адекватность, человек не знает, что он хочет и что ему делать, ему трудно ответить даже на простые вопросы. Иногда трясутся руки, часто возникает беспомощность в выполнении даже несложных действий, человек застывает или начинает хаотично выполнять ненужные действия. У некоторых возникает паниче-

ская атака — внезапная, с резким появлением чувства страха смерти немотивированного беспокойства, неминуемой гибели, полной потери контроля над собой. Возникает одышка, учащается сердцебиение, эти симптомы достигают максимума буквально за пару минут. В таком состоянии, когда психика не успела или вообще не в состоянии адаптироваться, сотрудники при несении службы не смогут адекватно оценить обстановку и принять правильное решение. Обращаясь к словам известного русского физиолога И. П. Павлова: «Дело тут не только в силе взаимодействующих раздражителей, сколько в их новизне... Главная реакция пассивно-оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну»4.

Необходимо отметить, что в целом «психическое» здоровье сотрудников полиции не идеально5 и это тоже негативно сказывается на уровне психологической готовности сотрудников к ведению БСБ.

БСБ задает новые векторы развития профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Если раньше было достаточно того, что меткий выстрел — это психомоторный акт, соединяющий в себе высокоразвитое мышечное чувство, точный глазомер, высокоразвитое чувство пространственной симметрии, устойчивость зрительного и двигательного контроля, способность к точному и тонкому разделению движений пальца по таким параметрам, как направление, амплитуда и сила, хорошая зрительная память6, то в условиях ближнего стрелкового боя этого уже недостаточно. Лимит времени от осознания опасности и до производства первого выстрела составляет около 1,5 секунд, условия и обстоятельства ведения огня абсолютно непредсказуемые. В условиях очень ограниченного времени в незнакомой обстановке сотрудник полиции должен успеть среагировать и принять решение, при необходимости осуществить манёвр, извлечь оружие, изготовить его для стрельбы и произвести меткий выстрел. Все эти этапы представляют собой — двигательное (перцептивно-моторное предметное) действие, которое гораз-

1 Линейные параметры ближнего стрелкового боя составляют: 0 (в упор) -15 метров расстояние между комбатантами. К тактическим параметрам ближнего стрелкового боя отнесены такие параметры, как ведение интенсивного огня с перемещением комбатантов по горизонтальной и (или) вертикальной плоскости с одновременным использованием укрытий (предметов местности) и личной бронезащиты.

Временные параметры ближнего стрелкового боя — это время необходимое от визуализации и до открытия огня на поражение. Оно составляет 0,5-1,5 секунды.

2 Характеристика психических процессов стрелка // https://studbooks. net/605259/turizm/harakteristika_psihicheskih_pшtsessov_strelka (дата обращения 08.02.2022).

3 Вайнштейн Л. М. Психические состояния стрелка во время стрельбы и возможные пути преодоления вредных стрелковых рефлексов // http://www.shooting-ua.com/books/book_349.htm (дата обращения: 08.02.2022).

4 Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий // https://works.doklad.ru/view/Ab1qYs9qOlw.html (дата обращения 08.02.2022).

Очевидцы свидетельствуют, что при показе военнослужащим, не участвовавшим в боевых действиях, двух трупов расстрелянных в Афганистане душманов у многих обнаружились различного рода психические отклонения (из 64 военнослужащих у 17 наблюдалось расстройство, их трясло, чувствовалась подавленность, некоторых тошнило).

5 Около 30 % лиц, впервые принятых в полицию, имеют различные патологические симптомы. Растёт число сотрудников полиции, относящихся к «фактору риска», те лица, у которых выявлены склонности к: наркомании, алкоголизму, суицидальным наклонностям.

6 Психологическая подготовка спортсмена в стрелковом спорте // http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/ (дата обращения: 08.02.2022).

до сложнее ранее изучаемых и должно быть освоено максимально качественно: формирование знаний о действии, овладение действием в форме умения, после доведения его до автоматизма — выработка навыка. К прежним требованиям меткого выстрела добавились отличная мелкая моторика рук, скоординированная с адекватным локомоторным действием; оперативная когнитивно-эмоциональная адаптация к новым условиям (фактор новизны), быстрая первичная реакция.

Время реакции человека (далее — В.р.ч.), время от начала подачи сигнала до ответной реакции организма. Делится на 3 фазы: время прохождения нервных импульсов от периферии анализатора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в центральной нервной системе; время ответного действия организма. В.р.ч. зависит от модальности стимула, иначе говоря, от вида сигнала-раздражителя, интенсивности раздражителя, тренированности, настроенности на восприятие сигнала, возраста и пола, сложности реакции (простая или избирательная). В.р.ч. на дискретные независимые раздражители меняется в широких пределах. Для простой сенсомоторной реакции среднее В.р.ч. в самых благоприятных случаях не менее 0,15 сек (распознавание зрительных образов не менее 0,4 сек), а сложных сенсомоторных реакций, значительно больше, но в условиях ближнего боя не должны превышать 1,5 сек. В.р.ч. — один из важнейших факторов профессионального психологического отбора; имеет решающее значение при определении психофизиологических возможностей человека выполнять работу оператора, лётчика, космонавта, шофёра и т. д. [1].

Время отклика или время реакции — это время, которое проходит с момента восприятия информации до ответной реакции на неё. Другими словами, это способность обнаруживать, обрабатывать и давать ответную реакцию на стимул.

Психологическая подготовленность слушателя должна соответствовать специфике изучаемого действия. Сложность двигательной задачи определяется наряду с другими факторами количеством объектов действия в ситуации, нуждающихся в одновременном оперативном контроле, и быстротой переключения внимания с одного объекта на другой при выполнении действия. Выполняемые движения должны быть, безусловно, адекватны вызвавшим их задачам1.

Понимание этого приводит к необходимости развивать у слушателей такое качество или способность как ловкость, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной

ловкости зависит, насколько быстро и успешно сможет возникнуть у человека тот или иной спонтанный двигательный акт, а затем и навык, и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть2.

В настоящий момент учебные занятия по скоростной стрельбе, в зависимости от условий выполнения, по временному параметру составляют от 4 до 15 секунд. Для сравнения: у людей, увлеченных оборонной стрельбой (отнюдь не топовых стрелков), этот норматив составляет 1,2-1,3 секунды.

Проводя анализ отечественных и зарубежных методик психологической подготовки сотрудников к ведению стрелкового боя приходит понимание того, что ни одна из них полностью не может быть принята. Могут быть заимствованы только некоторые части или элементы. Что в дальнейшем потребует их систематизации и комплексирования под специфически полицейские условия деятельности. Методики психологической подготовки военнослужащих, сотрудников спецподразделений, спортивных стрелков не учитывают главной особенности деятельности сотрудника полиции, которая очень емко и на наш взгляд правильно сформулирована и звучит так: «Работа полицейского — это многочасовая скука, изредка прерывающаяся несколькими мгновениями неподдельного ужаса»3. То есть большую часть времени сотрудник полиции несет службу в относительно безопасных условиях и с законопослушными гражданами, но вот «несколько мгновений неподдельного ужаса», которые могут стать для него последними, собственно, выжить в эти мгновения мы и должны научить сотрудников полиции. Оперативность оценки обстоятельств и адекватность принятого решения, как основные критерии психологической готовности, выходят на первое место.

«Психологическая готовность к ведению (БСБ)» должна изучаться в рамках учебной дисциплины в период прохождения сотрудниками полиции профессиональной подготовки. Она должна быть не только интегрирована с огневой подготовкой, физической подготовкой и тактико-специальной подготовкой, но также с мероприятиями психологической работы.

Результаты, продемонстрированные слушателями при выполнении учебного упражнения по скоростной стрельбе, должны быть исследованы в ходе проведения профильного тестирования, в результате которого должны быть выявлены причины неудовлетворительного выполнения стрельб и даны рекомендации, в отношении каждого слушателя должна осуществляться

1 Джумаев М. Х. Автореферат дис. канд. пед. наук. М. : НИИ ГЦОЛИФК, 1978.

2 Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. Библиотека Альдебаран : http://lib.aldebaran.ru (дата обращения: 08.02.2022).

3 Чем рискуют полицейские // https://www.vedomosti.ru/opinion/ articles/2019/04/18/799452-riskuyut-politseiskie (дата обращения: 08.02.2022).

профессиональная диагностика1, изучение и оценка индивидуально-психологических особенностей личности, мероприятия по адаптации психики к боевой обстановке, психологические консультации, развитие способности к произвольной психической саморегуляции, оценки и прогнозирования динамики становления и развития психологической готовности; анализ эффективности и коррекции системы формирования психологической готовности [2] и многое другое. Также это будет востребовано в подготовке сотрудников, перед убытием в служебную командировку в СевероКавказский регион.

«Психологическая готовность» является важнейшей составляющей профессиональной надежности сотрудника к действиям в боевой обстановке.

В контексте формирования психологической готовности к ББ хочется отметить перспективную научную разработку по направлению «Психологическое обеспечение профессиональной надежности специ-

1 Различные когнитивные функции, в том числе время реакции, можно эффективно и надёжно оценить с помощью комплексного нейропсихологического тестирования. Тесты, которые предлагает CogniFit («КогниФит») для оценки времени реакции, основаны на классических тестах: NEPSY, Тесте Переменных Внимания (TOVA), Тесте на Длительное Поддержание Функции (CPT), Тесте на Симуляцию Нарушений Памяти (TOMM) и Задаче Визуальной Организации Хупера (VOT).

алиста силовых структур в ближнем бою» разработанную авторским коллективом учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя.

Обоснован и внедрен комплексный метод формирования и оценки профессиональной надежности специалиста силовых структур в ближнем бою ББ [3]. Технология основана на непрерывном исследовании ситуаций ББ и выявлении системы психофизических качеств, детерминирующих эффективность действий в них (таблица 1). Формирование этих качеств осуществляется в процессе индивидуального психофизического тренинга [4], представляющего собой психологическую технологию профессионально-личностного развития специалиста силовых структур, которая основывается на поуровневой интеграции психофизических функций, реализуемых чувственной, биодинамической тканью и рефлексивным слоем сознания. Технология основывается на реализации данных системно ситуативного анализа деятельности (далее — ССАД) в процессе углубленной, осознанной профессионализации сенсомоторной сферы, базовых когнитивных, эмоциональных и волевых процессов, с их последующим комплексированием в виде системы профессионально значимых психофизических качеств личности.

Таблица 1

Содержание профессиональной надежности специалистов силовых структур в ближнем бою

' модель П-С модель ——___ эмерджентный профессионализм готовность устойчивость

Мотивационный (4 сп чк) 1. Рефлексивность побуждений. 1. Диспозиционная мотивация. 1.Ситуативная мотивация. 1. Устойчивый Я-образ (в контексте выполнения долга).

Профессионально- 1. Исполнительская универсальность (на основе профессиональной инвариантности А, В, С), 1. Профессиональные исполнительские умения (знания + навыки). 1. Сенсо-моторная реактивность. 2. Полнота исполнительского компонента образа ситуации. 1. Устойчивость Я-обра» (телесно-п ростра нстеенно-предметный). 2. Стрессовая резистентность исполнительских действий.

исполнительский IS сп чк)

Профессионально-аналитический (6 сп чк] 1. Аналитическая универсальность (многовариантность по 2. Прогностичность. 3. Рефлексивность. 1. Профессиональные интеллектуальные умения (знания + навыки). 1. Полнота аналитического компонента образа ситуации. 1. Стрессовая резистентность, познавательных процессов.

Психической саморегуляции (6 сп чк) 1.ИПССР (индивидуальный профессиональный стиль саморегуляции). 1. Владение техниками ППСР (знания + навыки). 1. Стеничность актуальных эмоций. 2. Контроль волевых процессов. 1. Осознанность Я-образа. 2. Пропорциональность осознаеаемого-неосознаваемого в ситуации.

Профессиональная надежность в ближнем бою понимается, как интегративное качество личности сотрудника своевременного достигать и необходимое время сохранять заданную эффективность профессиональных

действий в условиях осложняющего воздействия как типичных, так и вероятных стрессовых факторов.

Психологическая готовность, наряду с профессионализмом, психической устойчивостью и системной

эмерджентностью, рассматривается как одна из базовых компонент профессиональной надежности.

Значимость подсистемных элементов профессиональной надежности (готовности, профессионализма и устойчивости) в процессе реализации ситуации ББ как единицы профессиональной деятельности, различается на всех ее четырех этапах [3]:

1. Формирование чувственного образа значимых ситуативных изменений (восприятие перцептивных эталонов угрозы или необходимости атакующих действий) и первичная моментальная реакция на них.

2. Формирование образа дальнейшего действия в складывающейся ситуации, скоростная проработка известных вариаций решения подобных задач ББ и начало их воплощения в продолжении ББ.

3 а. Реализация действия ББ и его своевременная коррекция с учетом пространственно-временной динамики типичных, то есть ранее отработанных в процессе профессиональной подготовки и деятельности, ситуативных изменений.

3б. Реализация действия и его своевременная коррекция с учетом пространственно-временной динамики нестандартных, то есть ранее не встречавшихся в подготовке и практической профессиональной деятельности, ситуативных изменений.

4. Оценка достигнутого результата, степени его соответствия ситуативной задаче и адекватности реализованного образа действий. Дополнение кластера ассоциированных образов новыми компонентами. Эта

процедура происходит естественно и закономерно в процессе любой деятельности и является своеобразным промежуточным итогом психической деятельности в ситуации. Следовательно, накопление опыта непосредственно в ходе выполнения профессиональных задач не требует специальных усилий и не отвлекает произвольное внимание специалиста от последующих действий в динамике смены ситуаций. Однако, в процессе профессиональной подготовки, и прежде всего формирования готовности к ББ, требует специальных и организованных рефлексивных усилий.

Особенностью психологической готовности к ББ в системе профессиональной надежности является то, что она играет решающую роль лишь на 1 и 2 этапе ситуации ближнего боя (рис. 1). По сути, представляя собой комплексную психофизическую преднастроен-ность специалиста на возможное возникновение ситуации ББ, в основе которой лежит ее заблаговременно сформированный образ, она реализуется моментально, в виде инвариантной (универсальной) автоматизированной моторной реакции на заложенные в процессе обучения перцептивные эталоны и проявляется в:

• своевременном осознании начального момента и особенностей ситуации ББ;

• автоматических действиях по обеспечению собственной безопасности;

• подконтрольных действиях по поражению противника, в соответствии с заданным пределом.

Рис. 1. Роль системных компонент профессиональной надежности на различных

этапах ситуации ближнего боя

В целях обеспечения психологической готовности, что проявляется в минимальном времени действия на первых двух этапах развития ситуации (по данным различных исследований от 0,2 до 5 сек.) необходимо: • для 1-го этапа ситуации ББ — закладывать

минимальное количество перцептивных эталонов определения угрозы и простых моторных вариантов реакции на нее, что облегчает их психофизическую автоматизацию и в соответствии с законами Хика-Хаймана и Фиттса

наименьшее время реализации (< 1,5 сек.); • при переходе ко 2-му этапу ситуации ББ — закладывать достаточное количество образов вариантов развития событий в подобных ситуациях ББ, что обеспечивает как высокую пластичность развития действий, так и достаточную скорость в принятии решений и их коррекции (< 5 сек.). В процессе развития ситуации, после психофизического «вхождения» в нее специалиста и достижения им нормативной эффективности действий на первых двух этапах, «пальма первенства» в обеспечении успешного разрешения задач ББ переходит к профессионализму и психической устойчивости.

Таким образом, рассмотрение психологической готовности применительно к ближнему бою вне рамок профессиональной надежности нецелесообразно, так как сама по себе психологическая готовность не позволяет обеспечивать высокую эффективность профессиональных действий в течение всей ситуации ближнего боя и достигать ее конечного результата. По сути дела, сформированная психологическая готовность к ББ позволяет решить лишь первичную, хотя и важнейшую задачу, своевременного вхождения и выживания на первом его этапе.

Важность теоретического изучения психологической готовности сотрудников правоохранительных органов к ведению ББ (ближнего стрелкового боя) и всех взаимодействующих с ней компонентов очевидна. Методики, разработанные ходе этих исследований, должны внедряться в практическую деятельность образовательных учреждений осуществляющих профессиональную подготовку сотрудников полиции и это, позволит существенно улучшить у слушателей навыки ведения, отражения ближнего боя (ближнего стрелкового боя). Правильное движение — это движение, которое делает то, что нужно1.

Список источников

1 Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. Библиотека Альдебаран : http://lib.aldebaran.ru.

1. Большая советская энциклопедия. в 30-ти т. 3-е изд.. М. : Совет. энцикл., 1969-1986 // https://www.booksite.ru/fulltext/ (дата обращения: 08.02.2022).

2. Дубяга В. Ф. Формирование психологической готовности воина оперативных частей внутренних войск МВД России к деятельности по охране общественного порядка / автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.14. Москва, 1998. http://dlib.rsl.ru.

3. Федотов А. Ю. Психологическое обеспечение профессиональной надежности специалиста силовых структур. Диссертация. доктора психологических наук. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020.

4. Федотов А. Ю. Индивидуальный психофизический тренинг как средство повышения эффективности действий воинов-десантников в трудных ситуациях. Диссертация .. кандидата психологических наук. М. : ГАВС, 1995.

References

1. Great Soviet Encyclopedia in 30 volumes. 3rd ed. M. : Council. Encycl., 1969-1986 // https://www. booksite.ru/fulltext/ (accessed: 08.02.2022).

2. Dubyaga V. F. Formation of the psychological readiness of a soldier of the operational units of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for activities to protect public order / abstract of dis. ... candidate of psychological sciences : 19.00.14. Moscow, 1998. http://dlib.rsl.ru.

3. Fedotov A. Yu. Psychological support of professional reliability of a specialist in law enforcement agencies. Dissertation... Doctor of Psychology. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2020.

4. Fedotov A. Yu. Individual psychophysical training as a means of increasing the effectiveness of paratroopers in difficult situations. Dissertation .. candidate of psychological sciences. M. : GAVS, 1995.

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

A. Ю. Федотов — профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент;

B. В. Копылов — профессор кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Тверского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Ю. Н. Семенов — старший преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Тверского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

A. Yu. Fedotov — Professor of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of the

Psychology of Performance of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor;

V. V. Kopylov — Professor of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training of the Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

Yu. N. Semenov — Senior Lecturer of the Department of Tactical-special, Fire and Physical Training of the Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 25.03.2022; принята к публикации 15.04.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 25.03.2022; accepted for publication 15.04.2022.

J К

Ретракция

Ценности православной культуры как важнейшая основа мировоззренческого выбора*

В связи со значительной долей некорректных заимствований из статьи Розиной О. В. «Православные ценности и гуманистические идеалы как мировоззренческий выбор» научная статья Порватовой Л. В. «Ценности православной культуры как важнейшая основа мировоззренческого выбора», опубликованная в журнале Вестник Московского университета МВД России № 12 за 2015 года на страницах 198-200, была признана несостоятельной и отозвана. Отметка о ретракции статьи от 25.11.2021 г. отражена в Научной электронной библиотеке е-НЬгагу.

Ретрагированная статья: Порватова Л. В. Ценности православной культуры как важнейшая основа мировоззренческого выбора // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С.198-200.

Ссылка: https://www.elibгaгy.гu/item.asp?id=25518388.

Первоисточник: Розина О. В. Православные ценности и гуманистические идеалы как мировоззренческий выбор // XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Т.2. М.: ПСТГУ, 2007, с. 83-87.

Ссылка: https://www.elibгaгy.гu/item.asp?id=25360331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.