ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 377:351.741
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-316-320 NIION: 2015-0066-5/21-128 MOSURED: 77/27-011-2021-05-327
Перспективы внедрения интегрированного обучения слушателей образовательных учреждений системы МВДРоссии навыкам ведения «ближнего боя»
Виталий Викторович Копылов1, Юрий Николаевич Семенов2, Алексей Александрович Субботин3
1 2 3 Тверской филиал Московского университета имени В.Я. Кикотя, Тверь, Россия
Аннотация. Исследуются проблемы профессиональной подготовки сотрудников полиции к ведению «ближнего боя». Одним из основных недостатков является то, что образовательный процесс, нормативы выполнения учебных упражнений в рамках учебных дисциплин - огневая подготовка и тактико-специальная подготовка - не соответствуют параметрам «ближнего стрелкового боя». Предлагается интегрировать учебные дисциплины: огневая подготовка, физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, психологическая подготовка (готовность к ведению ближнего стрелкового боя), и организовать образовательный процесс так, чтобы эти смежные дисциплины органически дополняли друг друга, способствовали скорейшему получению слушателями навыков и умений.
Ключевые слова: сотрудники полиции РФ, ближний стрелковый бой, потери личного состава полиции, профессиональное обучение сотрудников полиции, интегрированное обучение
Для цитирования: Копылов В. В., Семенов Ю. Н., Субботин А. А. Перспективы внедрения интегрированного обучения слушателей образовательных учреждений системы МВД России навыкам ведения «ближнего боя» // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 316-320. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-316-320.
Original article
Vitaliy V. Kopylov1, Yuriy N. Semenov2, Aleksey A. Subbotin3
1 2 3 Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Tver, Russian Federation
Abstract. The problems of professional training of police officers to conduct «close combat» are investigated. One of the main drawbacks is that the educational process, the standards for performing training exercises within the framework of academic disciplines - fire training and tactical and special training - do not correspond to the parameters of «close-range shooting». It is proposed to integrate the academic disciplines: fire training, physical training, tactical and special training, psychological training (readiness to conduct close-range small arms combat), and to organize the educational process so that these related disciplines organically complement each other, contribute to the early acquisition of skills and abilities by students.
Keywords: police officers of the Russian Federation, close-range shooting, loss of police personnel, professional training of police officers, integrated training
© Копылов В. В., Семенов Ю. Н., Субботин А. А., 2021
Prospects for implementing integrated training of listeners in educational institutions of the MIA ofR in the skills of conducting a «close fight»
ussia
PEDAGOGICAL SCIENCE
For citation: Kopylov V. V., Semenov Yu. N., Subbotin A. A. Prospects for implementing integrated training of listeners in educational institutions of the MIA of Russia in the skills of conducting a «close fight» // Bulletin of economic security. 2021;(5):316-20. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-316-320.
Борьба сотрудников правоохранительных органов с преступностью сопряжена с риском для жизни. Ежегодно при исполнении служебных обязанностей гибнут десятки российских полицейских, тысячи получают ранения.
За последние годы наметилась устойчивая тенденция к увеличению числа сотрудников полиции, погибших или получивших ранения (инвалидность) в период несения службы. В связи с чем возникает необходимость в том, чтобы повысить способность российских полицейских к успешному отражению преступных посягательств на жизнь и здоровье.
Одним из путей решения этой проблемы является корректировка образовательного процесса профессиональной подготовки полицейских.
В основе образовательной программы должен быть комплекс учебных дисциплин, знания, умения и навыки которых обеспечили бы сотрудникам полиции успешное выживание в открытом противодействии с правонарушителями. Учитывая, что наибольшие потери (ранения и гибель сотрудников полиции) происходят в результате ведения ближнего боя, т. е. при непосредственном контакте с преступниками, основой профессиональной подготовки сотрудников полиции должна стать концепция «ближнего боя», т. е. овладение сотрудниками полиции знаниями, навыками и умениями успешного ведения и (или) отражения нападений преступников в условиях «ближнего боя».
Само явление «ближний бой» можно определить как физическое соприкосновение противоборствующих сторон, осуществляемое с целью причинения смерти или вреда здоровью противника (или для его нейтрализации), осуществляемое на короткой дистанции и за короткий промежуток времени.
«Ближний бой», в зависимости от вооружения нападающих лиц, подразделяется на «рукопашный бой» и «ближний стрелковый бой».
Необходимо отметить, что в настоящее время в профессиональном обучении сотрудников полиции концепция «ближнего боя» не озвучивается, хотя фактически, частично уже внедрена, и некоторые ее аспекты успешно изучаются и осваиваются.
Так, в «Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», в разделе VII «Боевые приемы борьбы» [3] достаточно подробно изучаются способы защиты от ударов руками и ножом, освобождения от захватов, защита при угрозе пистолетом, боевые приемы с использованием автомата. Эти вопросы рассматриваются также в «Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних
дел Российской Федерации» [2] в п. 160, где раздел «Специальная физическая подготовка» включает: освобождения от захватов и обхватов, пресечения действий с огнестрельным (холодным) оружием, взаимодействия при применении физической силы и т. п. Там подробно рассмотрены приёмы ведения рукопашного боя, которые позволяют выработать навыки и умения, достаточные для отражения нападения преступника или его нейтрализации.
С реализацией второй составляющей «ближнего боя» имеются сложности. Прежде всего, потому, что данному виду боя не в полной мере подходят приёмы и способы, которые эффективны для других видов боя, где есть время на оценку обстановки, принятия решения и т. п.
По нашему мнению, «ближний стрелковый бой» - это бой, который ведется между комбатантами в основном из легкого огнестрельного оружия на коротких дистанциях и за короткий промежуток времени. Он характеризуется совокупностью тактических приёмов и способов действий сотрудника полиции, необходимых для ликвидации (или нейтрализации) преступника и (или) отражения его нападения.
Характерными чертами «ближнего стрелкового боя» являются, прежде всего, его линейные, тактические и временные параметры.
Линейные параметры ближнего стрелкового боя составляют: 0 (в упор) - 10 метров расстояние между комбатантами.
К тактическим параметрам ближнего стрелкового боя отнесены такие параметры, как ведение интенсивного огня с перемещением комбатантов по горизонтальной и (или) вертикальной плоскости с одновременным использованием укрытий (предметов местности) и личной бронезащиты.
Временные параметры ближнего стрелкового боя - это время необходимое от визуализации и до открытия огня на поражение. Оно составляет 0,5-2 секунды.
Рассмотрим основные нормативы и упражнения по «Огневой подготовке», используемые в профессиональной подготовке слушателей для обучения скоростной стрельбе.
В «Порядке организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» в п. 194 для слушателей, проходящих профессиональную подготовку по должности служащего «Полицейский», предусмотрены упражнения с 2а по 9а, в которых имеются различные модификации скоростной стрельбы по неподвижной цели. Кроме этого, предусмотрены три норматива
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
по изготовке к стрельбе из пистолета «Макарова»: стоя - за время не более 4 сек., с колена - не более 6 сек. и лежа из-за укрытия - не более 9 сек. Эти временные показатели не подходят для успешного ведения ближнего стрелкового боя. Кроме этого, при выполнении учебных занятий (стрельб) должен быть использован другой принцип. В данном случае действенен принцип: «сперва движение, потом огонь по противнику».
Так же в п. 6 есть норматив - смена магазина: стоя осуществляется за время не более 6 сек., с колена - не более 7 сек., лежа - не более 9 сек.
Далее в «Наставлении по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [1] в разделе VII «Упражнения стрельб и гранатометания. Нормативы по огневой подготовке. Упражнения стрельб из пистолета» предусмотрено:
- п. 88.2.2. упражнение 2. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели (огневой рубеж -20 метров, время на выполнение упражнения не более 12 сек.);
- п. 88.2.3. упражнение 3. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданной зоной поражения (огневой рубеж - 10 метров, время на выполнение упражнения не более 12 сек.);
- п. 88.3.2. упражнение 5. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели с заданной зоной поражения со сменой позиции для стрельбы (огневой рубеж - 10 метров, время на выполнение упражнения не более 12 сек.);
- п. 88.3.4. упражнение 7. Скоростная стрельба с места по неподвижной цели со сменой позиции для стрельбы и сменой магазина (огневой рубеж -10 метров, время на выполнение упражнения не более 15 сек.);
- п. 88.3.5. упражнение 8. Скоростная стрельба по неподвижным целям после передвижения (огневой рубеж - 10 метров, время на выполнение упражнения не более 25 сек.);
- п. 88.3.6. упражнение 9. Скоростная стрельба с разворотом и переносом огня по фронту (огневой рубеж - 15 метров, время на выполнение упражнения не более 15 сек.);
- п. 88.3.7. упражнение 10. Скоростная выборочная стрельба из-за укрытия с выбором цели (огневой рубеж - 15 метров, время на выполнение упражнения не более 10 сек.),
- п. 95.1.1. Изготовка к стрельбе из пистолета «Макарова» из различных положений: стоя, с колена из-за укрытия без ограничений по времени.
- п. 95.1.6 Смена магазина пистолета «Макарова» из различных положений: стоя, с колена, лежа без ограничений по времени.
Можно констатировать, что в настоящий момент, в ходе профессиональной подготовки сотрудников
полиции уделяется большое внимание изучению приемов и правилам стрельбы из огнестрельного оружия, правилам и тактике личной безопасности и т. п., но это не в полной мере обеспечивает выработку навыка успешного ведения «ближнего стрелкового боя». Параметры, в рамках которых выполняются эти упражнения, не соответствуют параметрам «ближнего стрелкового боя» и, как следствие, умения и навыки ведения «ближнего стрелкового боя» у слушателей не формируются.
Именно параметры и создают специфику «ближнего стрелкового боя». Отсюда и особенная подготовка снаряжения и оружия; более быстрые действия по командам, в парах и в группе; другое взаимодействие с напарником и с группой при ведении боя; свои особенности по использованию личной бронезащиты и местности; особая система ведения огня и психологическая готовность к бою. Ведение огня должно выполняться стрельбой с прицеливанием по стволу оружия, а не через целик и мушку, без необходимости ведения огня в центр цели. Основная задача такой стрельбы - затруднить ведение ответного огня, поражение площади противника. Для этого сотрудник должен уметь вести огонь с места, с ходу, с остановки, с рассеиванием по фронту, по этажам, по отдельным целям или по нескольким (сосредоточенным, заградительным, многослойным, многоярусным). Высокое напряжение при ведении огня обусловлено большой интенсивностью стрельбы по противнику, в основном для подавления его. Эффективное противостояние противнику может быть обеспечено за счет повышения коэффициента боевых возможностей сотрудника.
«Ближний стрелковый бой» требует от сотрудника уверенного владения навыками ведения огня с одновременным маневром и максимальным использованием защитных свойств индивидуальной защиты и рельефа местности. Все это нужно рассматривать в комплексе, учитывая особенности данного вида боя.
Принципы «ближнего стрелкового боя» делятся на два направления: на подготовку и ведение боя.
Сотрудник, который может оказаться в ближнем стрелковом бою, должен быть подготовлен к нему - должен знать, как привести в боеготовность себя, свое оружие и снаряжение, уметь действовать по сигналам, уметь взаимодействовать с напарником и с командиром группы, обладать максимальной защищенностью, иметь все необходимое для медицинского обеспечения и боеприпасы, знать систему ведения огня на близкой дистанции; быть подготовленным для ведения боя как психологически, так и практически.
Вторым направлением является непосредственно ведение этого боя, где сотрудник должен уметь:
PEDAGOGICAL SCIENCE
быстрее противника привести себя и вооружение к ближнему стрелковому бою, одновременно вести огонь и совершать маневр, проявлять активность по нейтрализации преступника; поддерживать свою боеготовность во время боя; скрытно совершать маневры; действовать при получении ранения.
Из вышеизложенного следует, что в целях повышения качества профессиональной подготовки сотрудников в образовательный процесс необходимо включить изучение таких направлений как:
- Подготовка сотрудника к «ближнему стрелковому бою»:
1. Подготовка снаряжения и вооружения;
2. Действия по сигналам управления, оповещения, целеуказания, опознавания;
3. Взаимодействие с напарником и командиром;
4. Защищенность сотрудника в бою;
5. Обеспечение медицинским имуществом и боеприпасами;
6. Особая подготовка системы огня ближнего стрелкового боя;
7. Морально-психологическая готовность к ведению этого боя (быть уверенным в своих приёмах и способах ведения ближнего боя, которые необходимы для достижения целей боя).
- Ведение «ближнего стрелкового боя»:
1. Уметь быстро приводить оружие к бою;
2. Уметь совершать маневры (из различных положений) и одновременно вести огонь по противнику;
3. Уметь быстро перезаряжать оружие;
4. Уметь скрытно совершать маневры;
5. Уметь действовать при получении ранения (перезаряжать оружие одной рукой и вести огонь из автомата с одной рукой, изготавливаться лежа с одной рукой, переносить напарника).
Все вышеперечисленное, несомненно, повлечет за собой и внесение соответствующих изменений в документы, устанавливающие параметры проведения учебных упражнений по учебным дисциплинам «Огневая подготовка» и «Тактико-специальная подготовка». Сотрудник должен понимать свои боевые возможности, на каком уровне он находится, свои сильные и слабые стороны, а также как и чем их компенсировать.
Получение знаний, умений и навыков ведения «ближнего стрелкового боя» особенно актуальным будет для сотрудников, убывающих в командировку в Северо-Кавказский регион.
Как показывает практика, именно отсутствие теоретических и практических наработок в вопросах тактики и практики ведения «Ближнего стрелкового боя» в процессе подготовки сотрудников полиции к контртеррористическим действиям, является одной из причин значительных потерь среди личного состава.
Таким образом, внедрение концепции «Ближнего боя» в образовательный процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел - это необходимость, которая позволит повысить степень готовности сотрудников полиции к ведению «Ближнего боя» и «Ближнего стрелкового боя».
Кроме этого, в организацию учебного процесса, для создания более тесных межпредметных связей, обеспечивающих лучшее восприятие слушателями учебного материала, необходимо внести изменения, связанные с интеграцией ряда учебных дисциплин. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в преподавание таких учебных дисциплин как: огневая подготовка, физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, психологическая подготовка (готовность к ведению ближнего стрелкового боя), и организовать образовательный процесс так, чтобы эти смежные предметы органически дополняли друг друга, способствовали скорейшему получению и закреплению слушателями умений и навыков. В результате должен быть создан интегрированный учебный курс, который объединит несколько учебных дисциплин вокруг главной цели, и это позволит создать единую образовательно-познавательную среду.
Интеграция закрепит не только взаимосвязь, но и взаимопроникновение учебных дисциплин друг в друга [6]. Объединение материала в крупные блоки приведет к новой организационной структуре учебного процесса. Вместо занятия основной организационной единицей становится учебный день, учебная неделя, что создает возможность более глубокого погружения в тему [4].
В отечественной педагогике интеграция рассматривается как процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем [5].
Интегрированное обучение слушателей навыкам ведения «ближнего боя» приведет к качественному повышению уровня профессиональной подготовки, повысит уровень выживаемости сотрудников полиции при отражении нападения правонарушителей, что, в свою очередь, позволит эффективно бороться с преступностью.
Данная инновация в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов необходима, поскольку только неуклонное повышение качества профессиональной подготовки является залогом успешного выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел Российской Федерации.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Список источников
1. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России № 880 от 23.11.2017 г. (с изм. на 25 января 2021 года) // www. pravo.gov.ru, 28.02.2018, № 000120180228002.
2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 49.
3. Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации приказ МВД РФ № 450 от 01.07.2017 (с изм. на 27.07.2020 г.) // 18.08.2017, www.pravo. gov.ru.
4. Сухаревская, Е. Ю. Технология интегрированного урока : практ. пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Е. Ю. Сухаревская. Ростов н/Д : Учитель, 2003. 32 с.
5. Зверев, И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. М. : Педагогика, 1981.
6. https://val-ivanov.ucoz.net/publ/ mezhdisciplinarnye_svjazi_v_obrazovatelnom_ processe/1-1-0-9.
References
1. On approval of the Instruction on the organization of fire training in the internal affairs bodies of the Russian Federation : Order of the MIA of Russia No. 880 dated 11/23/2017. (as of January 25, 2021) // www.pravo.gov. ru, 02/28/2018, No. 000120180228002.
2. On approval of the Procedure for the Organization of Personnel Training for Positions in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation : Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 5, 2018 No. 275 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2011. № 49.
3. Instruction on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation Order of the MIA of Russia No. 450 dated 01.07.2017 (as amended on 27.07.2020) // 18.08.2017, www.pravo. gov.ru .
4. Sukharevskaya, E. Yu. Technology of integrated lesson : practice. manual for primary school teachers, students of pedagogical studies. institutions, students of IPK / E. Yu. Sukharevskaya. Rostov n/A : Teacher, 2003. 32 p.
5. Zverev, I. D. Interdisciplinary connections in a modern school / I. D. Zverev, V. N. Maksimova. M. : Pedagogy, 1981.
6. https://val-ivanov.ucoz.net/publ/ mezhdisciplinarnye_svjazi_v_obrazovatelnom_ processe/1-1-0-9.
Информация об авторах
В. В. Копылов - профессор кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Тверского филиала Московского университета имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;
Ю. Н. Семенов - старший преподаватель кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Тверского филиала Московского университета имени В.Я. Кикотя;
А. А. Субботин - заместитель начальника кафедры «Тактико-специальной, огневой и физической подготовки» Тверского филиала Московского университета имени В.Я. Кикотя.
Information about the authors
V. V. Kopylov - Professor of the Department of «Tactical-special, fire and physical training» of the Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;
Yu. N. Semenov - Senior Lecturer of the Department of «Tactical-special, fire and physical training» of the Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot';
A. A. Subbotin - Deputy Head of the Department of «Tactical-special, fire and physical training» of the Tver branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 20.10.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.
The article was submitted 20.10.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.