Научная статья на тему 'Особенности техники и тактики применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта'

Особенности техники и тактики применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
1025
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ / ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ОГНЕВОЙ КОНТАКТ / ЭКСПЕРИМЕНТ / ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / ECHNIQUE OF USE WEAPONS / TACTICS OF USE OF WEAPONS / POLICE OFFICERS / FIRE CONTACT / EXPERIMENT / PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Байкин Р. Ф.

В статье рассмотрена проблема огневого контакта сотрудников полиции с преступниками. Отмечено, что целью стрелковой подготовки является обучение полицейских, оказывающихся в экстремальных ситуациях, умению выходить из них с наименьшими потерями. Особо отмечено, что в реальных ситуациях огневой контакт случается не на специальных стендах, а в общественном пространстве. Представлены результаты исследования, посвященного совершенствованию применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта, проводившегося на базе ОМВД по Заволжскому городскому району в г. Ярославле по экспериментальной программе переподготовки полицейских. Сделаны выводы, что выявление нюансов влияния личностных свойств на формирование навыка применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта позволяет более качественно планировать и успешно проводить занятия по стрелковой подготовке учебно-тренировочного характера, а также дает возможность оптимально дирижировать факторами реализации индивидуальных способностей сотрудников полиции в атипичных условиях работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Байкин Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of process and tactics of using weapon by police officers in conditions of fire contact

The article deals with the problem of fire contact between police officers and criminals. It is noted that the purpose of shooting training is to train police officers, working under extreme conditions, to deal with these situations with the least losses. It is noted that in real situations, fire contact does not take place on special stands, but in a public space. The results of a research on improving the use of weapons by police officers in the conditions of fire contact, conducted on the basis of OMVD in Zavolzhsky city district in Yaroslavl, based on an experimental program of police officers retraining, are presented. The following conclusion is drawn: identification of the nuances of the personal features influence on the training of the skill to use weapons by police officers in the conditions of fire contact allows more efficiently and successfully plan and conduct classes on shooting training of educational and training nature, and also makes it possible to optimally deal with factors of realization of police officers' individual abilities in atypical working conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности техники и тактики применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта»

УДК 355.54

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ В УСЛОВИЯХ ОГНЕВОГО КОНТАКТА

PECULIARITIES OF PROCESS AND TACTICS OF USING WEAPON BY POLICE OFFICERS IN CONDITIONS

OF FIRE CONTACT

Байкин Рашит Фаритович,

старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

[email protected]

Ключевые слова:

техника применения оружия, тактика применения оружия, сотрудники полиции, огневой контакт, эксперимент, личные качества.

В статье рассмотрена проблема огневого контакта сотрудников полиции с преступниками. Отмечено, что целью стрелковой подготовки является обучение полицейских, оказывающихся в экстремальных ситуациях, умению выходить из них с наименьшими потерями. Особо отмечено, что в реальных ситуациях огневой контакт случается не на специальных стендах, а в общественном пространстве. Представлены результаты исследования, посвященного совершенствованию применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта, проводившегося на базе ОМВД по Заволжскому городскому району в г. Ярославле по экспериментальной программе переподготовки полицейских. Сделаны выводы, что выявление нюансов влияния личностных свойств на формирование навыка применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта позволяет более качественно планировать и успешно проводить занятия по стрелковой подготовке учебно-тренировочного характера, а также дает возможность оптимально дирижировать факторами реализации индивидуальных способностей сотрудников полиции в атипичных условиях работы.

The article deals with the problem of fire contact between police officers and criminals. It is noted that the purpose of shooting training is to train police officers, working under extreme conditions, to deal with these situations with the least losses. It is noted that in real situations, fire contact does not take place on special stands, but in a public space. The results of a research on improving the use of weapons by police officers in the conditions of fire contact, conducted on the basis of OMVD in Zavolzhsky city district in Yaroslavl, based on an experimental program of police officers retraining, are presented. The following conclusion is drawn: identification of the nuances of the personal features influence on the training of the skill to use weapons by police officers in the conditions of fire contact allows more efficiently and successfully plan and conduct classes on shooting training of educational and training nature, and also makes it possible to optimally deal with factors of realization of police officers' individual abilities in atypical working conditions.

Мировой финансовый кризис, санкционная война, открытая против РФ врагами из Западной коалиции, обнищание населения и замена духовных приоритетов населения принципами потребительской цивилизации способствуют общему повышению криминогенной обстановки в стране. Соответственно, увеличивается число тех, кто готов противостоять сотрудникам полиции с оружием в руках, подчас огнестрельным.

Как подчеркивает Е.Г. Светличный, каждый год при исполнении служебных обязанностей в России погибают сотни сотрудников. В нынешних условиях уже мало того, чтобы в рамках стрелковой подготовки сотрудник, в зависимости от номера запланированного упражнения, попал в мишень 3-4 раза дважды в месяц. Изучение тактики уличного боя, специфики задержания с использованием огнестрельного оружия и методам прицельной стрельбы является важнейшим фактором нормального выполнения полицейским своих функциональных обязанностей [9, с. 38].

Таким образом, целью стрелковой подготовки является обучение оказывающихся в экстремальных ситуациях полицейских выходить из них с наименьшими потерями по причине того, что у сотрудников нет, в отличие от обычных граждан, возможности избежать попадания в экстремальную ситуацию и возможности избежать связанного с ней риска.

Конечно, как указывает Н.В. Демченко, зачастую позволяют увести конфликт от критической ситуации, снизить в создавшейся обстановке напряжение и исключить необходимость применения силы грамотные с точки зрения тактики действия сотрудника [3, с. 193].

Keywords:

echnique of use weapons, tactics of use of weapons, police officers, fire contact, experiment, personal qualities.

Однако в некоторых случаях сотрудники полиции не имеют возможность избежать огневого контакта.

Именно в этом заключена актуальность статьи, посвященной особенностям техники и тактики применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта.

Сотрудники органов внутренних дел, как гласит Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», имеют право применения табельного огнестрельного оружия.

С.А. Кузнецов пишет, что только деятельностью сложносогласованной системы как физиологических, так и психологических механизмов обеспечивается формирование у сотрудника устойчивых навыков применения боевого оружия, стрельбы как из пистолета, так и из автоматического оружия. Знание и применение этих механизмов дает возможность эффективно использовать, в целом совершенствуя качество огневой выучки полицейских, формы и методы психологической подготовки сотрудников [5, с. 364].

В.Б. Косовский добавляет, что полицейский должен находиться в состоянии психологической готовности к применению табельного оружия в отношении правонарушителя на близкой, в том числе в присутствии посторонних лиц, дистанции [4, с. 179].

Полицейский должен находиться в уверенности относительно правомерности и возможности применить в такой ситуации огнестрельное оружие с результатом, положительным для себя, поэтому нужно уделять перманентное внимание не только огневой, но также и психологической и моральной подготовке полицейских и иных сотрудников правоохранительных органов, чтобы сформировать устойчивые, вне зависимости от создающихся условий, навыки применения оружия у сотрудников органов внутренних дел.

В рамках темы статьи будут предоставлены результаты исследования, посвященного совершенствованию применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта. Экспериментальная программа переподготовки полицейских происходила на базе ОМВД по Заволжскому городскому району в Ярославле по программе занятий пулевой стрельбой в рамках огневого контакта с преступником. Исследование позволяет вести речь о многофакторном влиянии на приобретение двигательных способностей и умений, воздействуя эффективно на всевозможные стороны и факторы двигательной подготовленности сотрудников. Причем комплекс навыков, обеспечивающий в сложных нестабильных условиях полную реализацию имеющегося потенциала к движению, понимается здесь как двигательный навык [8, с. 47].

Взяв за основу методу, предложенную Р.В. Скобликовым [10], при исследовании личности сотрудников полиции применялись следующие тесты:

1) опросник Леонгарда исследовал акцентуацию характера (то есть такие характеристики, как возбудимость, скрупулезность и самостоятельность);

2) опросник Смирнова исследовал темперамент;

3) опросник С.М. Гордона и Л.Т. Ямпольского - показатель фрустрациоустой-чивости.

Посредством состояния психики на результативность действия оказывают влияние как потребность в достижении результата, так и внутренняя оценка субъектом возможности достижения этого успеха в данной ситуации. Исходя из этого, стрессоры классифицируются (как факторы напряжения психики) следующим образом:

1. По неопределенности:

а) стрессоры внутренней неопределенности (внутренней неуверенности);

б) стрессоры внешней неопределенности (в оценке ситуации, неуверенности в верной деятельности).

2. По значимости:

а) стрессоры внутренней значимости (страх травмы, позора, неудачи);

б) стрессоры внешней значимости (степень удовлетворения мотивации достижения, особенности взаимоотношений).

Опросник В.Э. Мильмана исследует устойчивость к данным стрессорам и интегрирует показатели к вышеназванным стрессорам.

Предполагая, что изменение качеств личности при адаптации к требованиям определенной деятельности происходит в основном на границе нормы, в рамках исследования были проанализированы лимитрофные состояния личности (определялись по тесту В.Б. Войнова), определены показатели склонности к невротизации и психопатизации, по специальному опроснику определялся субъективный уровень благополучия.

Из функциональных медицинских показателей перед выполнением упражнения по стрельбе фиксировались частота сокращений миокарда и кровяное давление, а также показатели функциональной асимметрии по конечностям и глазу.

Также на протяжении четырех недель проводилась тренировка техники и тактики применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта.

На сегодняшний день достаточное количество упражнений по обучению пистолетной стрельбе включены в действующий приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел РФ» (п. 92.1.1-3). Наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел РФ предусматривает в течение курса стрельб выполнение среди прочего большого количества упражнений, начиная с подготовительных (п. 88.1 приказа).

Например, как гласит условие упражнения № 92.1.1, полицейский должен из пистолета поразить три грудные фигуры (мишени № 6) или три специальные

поясные (мишени № 2б или мишени № 2в) для каждого из положений стрельбы: стоя, с колена, лежа с упора, используя правую, левую стороны стены и окно (расстояние - 20 м). Согласно № 92.1.2 производится скоростная стрельба после передвижения со сменой магазина по тем же мишеням с того же расстояния. Согласно № 92.1.3 производится скоростная стрельба после физической нагрузки по специальной поясной мишени № 2 с расстояния 25 м.

Вместе с тем минимальный огневой рубеж - 7 м, тогда как ранее он составлял 5 м. Необходимо больше упражнений на работу на коротких и сверхкоротких дистанциях, так как у сотрудника органов внутренних дел есть все шансы при правильно избранной тактике и наработанном навыке практического огневого контакта обезвредить вооруженного правонарушителя на такой дистанции, не причинив посторонним лицам вреда [2, с. 356].

П.В. Ляхов указывает, что необходимость использования оружия может появиться в разнообразных и быстро изменяющихся условиях, поэтому сотрудники должны владеть широким спектром двигательных навыков и спецумений. В большинстве зафиксированных случаев отмечено применение оружия в помещениях, строениях, в общественном пространстве, транспорте, в окружении посторонних людей. В подобных случаях важным фактором, кроме технически верного выполнения действия выстрела, является тактическая сторона действий, применяемых сотрудником. Перестрелка с преступником, как фиксирует практика, происходит, как правило, на малой, не превышающей 10-15 метров между сторонами огневого контакта, дистанции. При этом весомая доля столкновений с использованием оружия случается на сверхкоротких (3-5, реже 7-8 м) дистанциях [7, с. 127].

Если правонарушителю удается выстрелить в таких условиях, то он практически не может промахнуться. Поэтому, чтобы самому остаться живым и здоровым, сотруднику нужно вывести из боеспособного состояния правонарушителя, сумев раньше него достать оружие и сделать выстрел.

В подобной экстремальной ситуации на прицеливание нет необходимого времени. Полумрак, сумерки, другие факторы, ухудшающие видимость, зачастую препятствуют выполнению прицеливания соответствующим совмещением мушки и прорези прицела, то есть с применением обычной стрелковой техники [7, с. 128].

Основная часть столкновений с использованием огнестрельного оружия завершается после обмена несколькими выстрелами быстро, и одна из сторон при этом не имеет больше возможности вести огонь дальше. В реальных ситуациях огневой контакт случается не на специальных стендах, а в общественном пространстве: на улицах, межэтажных площадках зданий, в закрытых помещениях, подвалах и прочем. При этом ведение огня затруднено кирпичными стенами, автомобилями, людьми, лабиринтами подвалов и т.д. В то же время

не следует ставить в состояние опасности прохожих, находящихся поблизости от места огневого контакта.

В ходе столкновения преступник ведет ответный огонь. Из-за этого жизнь и здоровье сотрудника и посторонних лиц оказываются в реальной опасности. Человек, слыша рядом звуки выстрелов и свист пуль, рефлекторно нагибается, стараясь спастись от ранения или смерти, поэтому соблюдение отрабатывавшихся в условиях стрельбища или тира техник и правил стрельбы в этом случае нереально. В сравнении с навыками нахождения себе укрытия и навыками перемещения во время боестолкновения, отработка навыка прицельной стрельбы на дальние дистанции в процессе стрелковой подготовки - это не такая значимая задача. Человек вырабатывает навыки поиска и перемещения в укрытие быстрей, если приобретает их на своем опыте [6, с. 53].

В процессе стрелковой подготовки использование так называемой «дуэльной стрельбы» с одним или несколькими противниками оказывается достаточно эффективным, при этом заменителем огнестрельного оружия может стать оборудование для страйкбола или пейнтбола. В процессе стрельбы каждый из курсантов должен стараться не быть подстреленным противником. Поэтому им придется перемещаться мгновенно в укрытие. Благодаря этому длительность выхода из укрытия, полного или частичного, то есть продолжительность периода уязвимости, будет минимально возможной.

Методом преодоления искусственных препятствий на полигоне и дополнительных физических нагрузок формируются навыки изготовки к ведению огня и самого ведения огня. В первую очередь необходимо при обучении стрельбе в населенных пунктах, вблизи и внутри зданий изучить отдельные способы ведения огня на макетах строений и помещений, для чего подходит состоящий из нескольких макетов зданий учебный населеный пункт с оборудованными мебелью, бытовыми предметами и другим инвентарем внутренними помещениями. Необходимо помнить как о почти моментальном изменении боевой обстановки в населенном пункте, так и о необходимости выбора огневых позиций при подходе к строению ближе, по возможности, к нему, с использованием «мертвых» зон.

Нужно уделить должное внимание выработке у сотрудников быстрой реакции на неожиданное появление целей в процессе обучения сотрудников действиям в сложной с тактической точки зрения обстановке. Поэтому в тактическую обстановку вносятся факторы неожиданности: внезапное появление цели (правонарушителя), изменение ситуации и условий. Каждый курсант должен обладать кроме моментальной реакции аналитическими навыками и способностями, так как моментальным является появление и исчезновение целей; такие способности необходимы курсанту, чтобы в ходе ведения стрельбы уметь определять вероятное направление перемещения цели, определять укрытие,

прокладывать мысленно направление следования преступника и его появления из-за укрытия и в соответствии с полученными выводами находить тактически максимально выгодное для себя место для стрельбы.

Результаты проведенного исследования позволяют прийти к следующим выводам.

1. Характеристики личности сотрудников полиции включают показатели активности психики, эмоционально-психической возбудимости выше среднего. Устойчивость к фрустрации, устойчивость к всевозможным стрессорам и соревновательная устойчивость выражены средними величинами.

Склонность к невротизации и психопатизации оказалась ниже среднего. Из функциональных медицинских показателей немного понижено оказалось артериальное давление, а, соответственно, частота сердечных сокращений неизбежно немного повышалась, естественно, перед выполнением серии выстрелов. Выше среднего оказалось «правшевство» по конечностям и глазу в функциональной асимметрии.

2. Динамика совершенствования способности пулевой стрельбы на протяжении 4 недель показала:

- в первую неделю точность попадания - 71,4%;

- во вторую неделю - 75,2%;

- в третью неделю - 79,2%;

- в четвертую неделю - 85%.

3. Выявление нюансов влияния личностных свойств на формирование навыка применения оружия сотрудниками полиции в условиях огневого контакта позволяет более качественно планировать и успешно проводить занятия по стрелковой подготовке учебно-тренировочного характера, а также дает возможность оптимально дирижировать факторами реализации индивидуальных способностей сотрудников полиции в атипичных условиях работы.

Библиографический список

1. Байкин, Р.Ф. Техника и тактика применения табельного оружия сотрудниками полиции на коротких дистанциях / Р.Ф. Байкин // Аллея науки. - 2018. - № 3(19). -С. 355-359.

2. Демченко, Н.В. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия / Н.В. Демченко, П.А. Волков, О.В. Панфилова // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 2(40). - С. 191-199.

3. Косовский, В.Б. Огневая подготовка сотрудников органов внутренних дел на этапе совершенствования навыков стрельбы из пистолета / В.Б. Косовский // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 11. - С. 179-181.

4. Кузнецов, С.А. Приобретение сотрудником ОВД устойчивых умений и навыков стрельбы из боевого оружия / С.А. Кузнецов, А.Л. Казаченко, Д.И. Ураков // Аллея науки. - 2018. - № 8(24). - С. 362-365.

5. Кучин, С.Г. Отдельные направления совершенствования огневой выучки сотрудников силовых структур с использованием современных средств обучения / С.Г. Кучин, Д.Ф. Падурин // Проблемы современной науки. - 2015. - № 19. - С. 50-58.

6. Ляхов, П.В. Основы тактики применения оружия сотрудниками ОВД / П.В. Ляхов // Наука и практика. - 2015. - № 1(62). - С. 127-130.

7. Мачула, А.Ф. Формирование двигательных навыков и умений в пулевой стрельбе у курсантов / А.Ф. Мачула // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1(59). - С. 46-50.

8. Светличный, Е.Г. Эффективность использования интерактивных методов обучения для совершенствования навыков владения стрелковым оружием / Е.Г. Светличный // Педагогика и современность. - 2015. - № 2(16). - С. 36-43.

9. Скобликов, Р.В. Роль свойств личности в успешности формирования навыка стрельбы из пистолета / Р.В. Скоблинов, В.О. Устименко // Вестник МВД России. - 2014. - № 1(23). - С. 78-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.