Педагогика
УДК 623.5
кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ
ОРУЖИЕМ У КУРСАТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТА IPSC
Аннотация. В статье рассматривается положительный опыт приобретаемый стрелками в процессе подготовки и участия в соревнованиях по практической стрельбе. Обосновывается необходимость использования тактических элементов, применяемых в практической стрельбе для разработки качественной и кардинально новой методики огневой подготовки сотрудников полиции, которая отвечала бы требованиям, предъявляемым к уровню владения оружием в экстремальных ситуациях при столкновении с правонарушителем.
Также высказывается предположение, что такой подход к организации огневой подготовки позволит не только сформировать необходимые для полицейского стрелковые навыки и умения, но и научит тактически грамотно принимать решения и действовать в экстремальных условиях, способствует повышению психологической устойчивости и развитию морально-волевых качеств необходимых для профессиональной деятельности будущего полицейского.
Ключевые слова: оружие, тактика, практическая стрельба, курсант, слушатель, полицейский, психологическая устойчивость, точность, мощность, скорость.
Annоtation. The article discusses the positive experience gained by shooters in the process of preparing and participating in practical shooting competitions. It justifies the need to use tactical elements used in practical shooting to develop high-quality and radically new methods of fire training of police officers that would meet the requirements for the level of weapon possession in extreme situations when confronted with the offender.
It is also suggested that such an approach to the organization of fire training will not only create the necessary skills and skills for the police officer, teach tactically competent decisions and act in extreme conditions, help to increase psychological stability and develop moral qualities necessary for the future's professional activities. the policeman.
Keywords: weapons, tactics, practical shooting, cadet, listener, policeman, psychological stability, accuracy, power, speed.
Введение. Для качественного осуществления своей профессиональной деятельности полицейскому необходимо обладать рядом знаний, умений и навыков, а также волевых качеств.
Не последнее место занимают навыки владения огнестрельным оружием.
Сотрудник полиции при применении огнестрельного оружия должен действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется огнестрельное оружие, а также характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба [41. И, что не менее важно, самому не подвергнуться нападению и пресечь все возможные попытки преступника к завладению табельным оружием.
Огнестрельное оружие является источником повышенной опасности и при неумелом применении может привести к нанесению необоснованного вреда жизни и здоровью не только правонарушителю, но и посторонним лицам, ставшими случайными свидетелями пресечения правонарушения.
Поэтому огнестрельное оружие сотрудник полиции применяет только в крайних случаях.
Изложение основного материала статьи. Умения и навыки применения огнестрельного оружия прививаются с первых дней обучения полицейскому ремеслу, будь то дополнительное профессиональное образование или получение высшего юридического образования в рамках обучения в ведомственных учебных заведениях высшего образования системы МВД. Существует ряд основных дисциплин: «Основы огневой подготовки» и «Огневая подготовка», и факультативные: - «Совершенствование стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия и метания ручных осколочных гранат» и «Комплексный практикум» в рамках которых происходит такое обучение.
Для эффективного применения огнестрельного оружия необходимы не только навыки меткой стрельбы и знание тактико-технических характеристик применяемого огнестрельного оружия, но и хорошая физическая подготовленность и устойчивые морально-волевые качества.
Важным элементом грамотного применения огнестрельного оружия является тактическая подготовленность полицейского.
Тактическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел позволяет грамотно, уверенно, правомерно и эффективно применять табельное оружие в сложной, быстро меняющейся обстановке. Она предполагает наличие у сотрудников целого ряда специальных навыков, среди которых: умение выполнять стрельбу в движении по движущимся и внезапно появляющимся целям, мгновенно уходить с линии огня в сочетании с быстрым извлечением оружия и производством выстрела; умение выполнять быструю смену магазина из различных положений; навык устранения задержек при стрельбе. Тем не менее, несмотря на очевидную важность тактической подготовки в рамках огневой подготовки сотрудников ОВД, до сих пор обучение стрельбе в системе МВД России строится на основе упражнений, не отвечающих в полной мере требованиям тактической стрелковой грамотности [1].
Причина этой проблемы кроется в прохождении дисциплины «Огневая подготовка» с изучением стандартных, в основной своей массе уже устаревших упражнений. Мишени обычно используются спортивного характера, то есть имеют маленькую зону поражения, что в свою очередь требует длительного и точного прицеливания. К сожалению, в итоге, номинально «подготовленный» сотрудник, попадая в реальную
ситуацию, требующую использования или применения огнестрельного оружия, зачастую оказывается не в состоянии действовать эффективно, а значит, не справляется с задачей и подвергается смертельной опасности. Уже много раз специалистами по огневой подготовке подчёркивалась необходимость корректировки программы обучения сотрудников полиции стрельбе, в частности изменить принципы и цели этой программы [1].
Еще в середине прошлого века стало ясно, что для подготовки сотрудников правоохранительных органов необходима система, более приближенная к реальности.
Энтузиастами стрелкового спорта было предложено множество вариантов различных систем подготовки. Одну из них предложил в конце 50-х легендарный американский стрелок Джеф Купер. Со временем именно она приобретала все большую популярность, и в 1976 году на конференции по пистолетному спорту было принято решение создать Международную конфедерацию практической стрельбы IPSC (International Practical Shooting Confederation) [2]. Официальное спортивное становление практической стрельбы в нашей стране на общероссийском уровне началось с 5 февраля 2004 года, когда Федеральной регистрационной службой была зарегистрирована (свидетельство о государственной регистрации № 4424 от 17 мая 2005 г.) Общероссийская общественная организация «Федерация практической стрельбы России» (далее - ФПСР). Через два года, 4 июля 2006 г. Росспорт признал новый вид спорта «Практическая стрельба» (приказ № 411). Вскоре была определена его реестровая классификация по 41 спортивной дисциплине (приказ Росспорта от 27 декабря 2007 года № 914), включая личные и командные соревнования по «троеборью» (одновременно пистолет, ружьё, карабин), чего нет ни в одном виде стрелкового спорта. МВД России уже обратило внимание на принципиально полезные прикладные качества практической стрельбы. 6 декабря 2007 года приказом МВД России № 1161 принято решение о совершенствовании требований Министерства, предъявляемых к работникам юридических лиц с особыми уставными задачами и внедрения в учебный процесс их подготовки, а также проверки при допуске к огнестрельному оружию системных основ практической стрельбы по трём типам оружия «пистолет», «ружьё», «карабин». Специализация огневой подготовки указанных работников этой сферы преследует цель повысить уровень их профессиональной готовности к выполнению поставленных перед ними задач.
Девизом практической стрельбы являются три латинских слова Diligentia, Vis, Celeritas (Точность, мощность, скорость). Вся система построена на достижении стрелком оптимального баланса между этими тремя параметрами. Как и в настоящем бою, на соревнованиях по практической стрельбе нельзя победить, если стрелять быстро, но не точно, если стрелять прицельно точно, но при этом медленно [2]. В этом и заключается сложность соревнований по практической стрельбе, так как стрелку нужно совместить все эти, казалось бы, разные элементы стрельбы как точность, мощность, скорость. Эти навыки выглядят не только стрелковым зрелищем, но и применимы для практического использования сотрудниками ОВД.
Практическая стрельба интересна своей динамичностью и разнообразием тактических задач, учит нестандартному мышлению и принятию эффективных решений в скоротечном вооруженном противостоянии.
Наряду с девизом IPCS «Точность, мощность, скорость» основным принципом выступает -безопасность! Результат стрелка, выполнившего необходимые элементы упражнения и поразивший максимально результативно все мишени, будет аннулирован в случае нарушения мер безопасности.
В нашей стране недостаточно развита культура обращения с оружием. Речь идёт как о гражданском населении, так и о тех, кому ношение оружия положено по службе, то есть о сотрудниках правоохранительных органов. Это подтверждается неутешительными статистическими данными. Ежегодно регистрируется более 100 случаев неумелого и небрежного обращения с оружием на территории России. При этом гибнут и сотрудники полиции, и граждане, случайно оказавшиеся рядом. В практической стрельбе действуют очень строгие правила по соблюдению мер безопасности. Развивая этот вид спорта в системе МВД России, мы научим сотрудников полиции не только быстро и точно поражать цель, но и безопасно обращаться с оружием при выполнении поставленных задач».
Каждый год ряды специалистов - инструкторов и аттестованных судей по практической стрельбе пополняют всё новые и новые сотрудники органов внутренних дел, проходящие судейские курсы в ФПСР. Эти люди активно внедряют принципы и многолетний опыт мировой практической стрельбы в огневую подготовку своих подразделений, организовывают и проводят различные соревнования на основе международных правил IPSC. Всё чаще на страницах печатных изданий стрелкового профиля появляются известия о соревнованиях по практической стрельбе, проведённых по инициативе структурных подразделений ФПСР среди сотрудников силовых структур (МВД, Росгвардии, ФСБ и др.), либо с их участием. Условия упражнений, представленных на этих и подобных соревнованиях, в полной мере отражают специфику служебно-боевой деятельности их участников. Уже несколько лет элементы практической стрельбы активно внедряются в программы соревнований по стрельбе из боевого оружия среди образовательных организаций МВД России. В последнее время на отдельных стрелковых соревнованиях всем участникам лично-командного первенства помимо традиционных зачётных упражнений стрельбы (ПБ 2, ПБ 3, А 3, А 4) было предложено и несколько тактических пистолетных упражнений, а также «дуэльные» стрельбы из пистолета и автомата. Тактические упражнения позволяют стрелку выбрать собственный алгоритм действий в рамках поставленной в упражнении задачи, самостоятельно определить последовательность поражения мишеней, положения для стрельбы, траекторию перемещения между огневыми рубежами, исходя из условий упражнения и субъективных предпочтений.
Дуэльная стрельба - это такое же упражнение, только в более напряженной атмосфере, так как двум стрелкам приходится соревноваться друг с другом. Чемпион в данном упражнении определяется при помощи олимпийской системы. Стрелки делятся на пары при помощи жребия. Команда к выполнению упражнения подается обоим стрелкам одновременно, и они открываю огонь каждый по своим мишеням. Стрелок, первым поразивший свои мишени, выигрывает «дуэль» и проходит в 1/48, 1/24, 1/12 (в зависимости от количества участников соревнований) и так далее, до финала. Проигравший - выбывает из состязания. Мишени должны быть такими, чтобы и судья и участник могли определить результат стрельбы в процессе выполнения упражнения, не подходя к рубежу мишеней. Зачастую, в таком упражнении используются мишени -«поппер», которые при попадании в них падают, сигнализируя о результативном выстреле. Стрелки находятся в равных условиях: одинаковые мишени, расстояние до мишеней, оружие, снаряжение. Расположение мишеней - «зеркальное». Для определения победителя может даваться до 3х попыток, либо же
две победы подряд одного из соперников. Перед каждой попыткой стрелки меняются местами. Места в первой попытке определяются жребием. Последняя мишень, которую должен поразить стрелок, называется контрольной. Отличительной особенностью контрольных мишеней является то, что они находятся рядом, расположены под углом друг к другу, таким образом, чтобы мишень, пораженная последней, накрывала мишень победителя (рис. 1). В промежутке между первым выстрелом и поражением контрольной мишени стрелок должен перезарядить оружие (сменить магазин).
Рисунок 1
Дуэльная стрельба - это не только определение технической подготовленности стрелка, но и проверка его на психологическую устойчивость. Участнику соревнований приходится стрелять по указанным мишеням, правильно оценивать результаты своего соперника, а так же, что самое важное, контролировать свои эмоции, а значит сохранять «холодную голову» при быстром и точном выполнении всех необходимых тактических и стрелковых элементов.
Указанные выше дополнительные тактические упражнения проводимых соревнований являлись необязательными, их результаты не влияли на командные места и учитывались отдельно, в личном зачёте. Несмотря на это, большинство стрелков с огромным интересом отнеслись к предложенной организаторами «тактической» программе и с удовольствием опробовали свои силы в новой для себя дисциплине стрельбы. На закрытии соревнований все они исключительно положительно отзывались о практической стрельбе, прозвучала масса пожеланий о её дальнейшем развитии на ведомственном уровне и внедрении тактических элементов в существующую программу огневой подготовки.
Дуэльная стрельба, как дополнительное состязание, практикуется при проведении соревнований по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия (пистолет) и в Крымском филиале Краснодарского университета МВД России среди курсантов и слушателей. В качестве «поражаемых» мишеней, то есть таких, попадание в которые будет однозначно фиксироваться судьёй с огневого рубежа, организаторы соревнований используют конструкцию с воздушными шарами (рисунок 2, 3).
Рисунок 2
Рисунок 3
Такой вид стрельбы не входит в обязательную программу обучения и является нестандартным для всех участников соревнований. Он помогает стрелку испытать весь спектр переживаний при стрельбе в условиях стресса, где необходимо выполнять все элементы упражнения очень быстро, одновременно борясь с нервным возбуждением, и позволяет получить практический опыт стрельбы в экстремальной ситуации, необходимый для дальнейшей службы.
Ежегодно при исполнении служебных обязанностей погибают сотни полицейских. Вот сухая статистика. В 2010 году МВД России потеряло 410 сотрудников, в 2011 и 2012 годах эти цифры превышали 300 человек ежегодно, а в следующих - хотя и снизились, но все равно оставались недопустимо высокими. Фактически ежедневно в России гибнет один полицейский, еще несколько получают травмы и ранения. В большинстве случаев это происходит при задержании преступников и при нападении на сотрудников во время проверки документов.
В интервью "Российской газете" начальник Главного управления собственной безопасности МВД России рассказал, что в последнее время полицейские становятся мишенью чаще, чем в девяностые годы: "За девять месяцев 2012 года произошло 9519 нападений, погибло свыше 50 сотрудников. Это сравнимо со штатной численностью отдела полиции, обслуживающего населенный пункт, в котором зарегистрировано приблизительно 50 тысяч жителей" [5].
Выводы. Из вышесказанного следует, что необходима разработка качественной и кардинально новой методики огневой подготовки сотрудников полиции, которая отвечала бы требованиям, предъявляемым к уровню владения оружием в экстремальных ситуациях при столкновении с правонарушителем, хорошим подспорьем для которой может стать использование тактических элементов, применяемых в практической стрельбе [3]. Так же необходима разработка новых упражнений на основе изучения и анализа случаев применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов, чтобы приблизить условия и порядок выполнения упражнений к реальным условиям, возникающим при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Такой подход к организации огневой подготовки способствует повышению психологической устойчивости и развитию морально-волевых качеств необходимых для профессиональной деятельности будущего полицейского.
Это позволит не только сформировать необходимые для полицейского стрелковые навыки и умения, научит тактически грамотно принимать решения и действовать в экстремальных условиях, способствует повышению психологической устойчивости и развитию морально-волевых качеств необходимых для профессиональной деятельности будущего полицейского.
Литература:
1. Горецкий И.И., Тюрин О.А. Проблемы огневой подготовки сотрудников ОВД // Научно-практический электронный журнал Аллея науки. - 2018. - Т. 4. - № 4 (20). - С. 866-869.
2. Демченко И.И. Стрельба как вид спорта // Сборник докладов II Студенческой научной конференции 21 февраля 2017 г. - Москва - Белгород. - 2017. - С. 10-16.
3. Кочеткова С.В., Таран А.Н. Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД // Теория и практика общественного развития. - Краснодар. - 2014. - № 3. -С. 137-140.
4. Светличный Е.Г., Карабаш Д.В. Отдельные вопросы профессиональной подготовки курсантов и слушателей по обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы» 23 июня 2017 г. - Симферополь. - 2017 г. Том 2. - С. 26-30.
5. Стой. Стрелять не буду. В полиции считают, что пора менять правила применения оружия - URL: https://rg.ru/2015/06/09/oruzhie.html.
6. Юшкевич А. Взять на вооружение // Оружие, боеприпасы, снаряжение 3/2008 с. 82-85 - URL: https://www.kalashnikov.ru/medialibrary /ec3/082_085 .pdf/.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
кандидат юридических наук Лейнова Ольга Сергеевна
Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург);
кандидат юридических наук Жамборов Анзор Анатольевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ФОРМИРОВАНИЕ У КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ТАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Аннотация. Общение сотрудника полиции с правонарушителем происходит на коротких дистанциях, в среднем 1 - 3 метра и в случае попытки правонарушителя оказать сопротивление путем нападения, оставляет первому доли секунды на оценку обстановки, принятие решения на выбор средства пресечения нападения и его применения. В случае принятия решения о применении огнестрельного оружия, перед полицейским стоит ряд задач, которые ему необходимо решить и от правильности решения, которых будет зависеть, как минимум, его жизнь и здоровье, как максимум жизнь и здоровье его коллег и случайных свидетелей. В статье предлагается один из алгоритмов действий полицейского в такой экстремальной ситуации.
Ключевые слова: огнестрельное оружие, экстремальная ситуация, полицейский, кобура, нападение, курсант, слушатель, мишень, алгоритм, конфликт.
Annоtation. Communication of the police officer with the offender takes place at short distances, on average 1-3 meters, and in the case of an attempt by the offender to render resistance through an attack, leaves the first part of a second to assess the situation, making a decision on the choice of the means of suppressing the attack and its application. In the case of making a decision on the use of firearms, a policeman faces a number of tasks that he needs to solve and the correct decision, which will depend, at a minimum, on his life and health, as a maximum of the life and health of his colleagues and casual witnesses. The article proposes one of the algorithms of police actions in such an extreme situation.
Keywords: firearm, extreme situation, police officer, holster, attack, cadet, listener, target, algorithm, conflict.
Введение. Сотруднику правоохранительных органов довольно часто приходится не только предупреждать и раскрывать преступления, но и пресекать их.
Полицейский - это человек, на плечи которого возложена непростая обязанность по поддержанию порядка в обществе, выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач по охране правопорядка, борьбе с преступностью в повседневных и чрезвычайных обстоятельствах (экстремальных условиях) [1]. С возникновением общества потребовалась его регламентация, установление свода правил общежития и сосуществования, для защиты которых государству потребовался ряд специально уполномоченных органов, наделенных определенным кругом властных полномочий и призванных следить за исполнением этих правил.
Не все члены общества согласны с установленными правилами, и могут оказывать сопротивление законным требованиям сотрудника полиции, направленным на предотвращение и пресечение противоправных деяний, что делает работу полицейского опасной обязанностью, а не привилегией [2].
Среди специальных органов, наделенных властными полномочиями и призванных обеспечивать соблюдение законности и правопорядка, особое место занимает - полиция.
Изложение основного материала статьи. Примечательным является то, что полицейский, беря на себя заботу о жизни, здоровье, безопасности и имуществе граждан, в том числе отвечает и за безопасность преступника.
То есть, сотрудник полиции может применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для причинения вреда здоровью правонарушителя (вплоть до летального исхода), лишь в том случае, если последний своими деяниями создает угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо действиями, могущими повлечь иные тяжкие последствия.
Это означает, что он имеет лишь ограниченный круг возможных мер воздействия (например, без крайней необходимости не может нанести правонарушителю телесное повреждение), что делает его работу более трудной.
Так как работа полицейского связана с поддержанием порядка и необходимостью применения мер физического воздействия, то и инструменты труда у него соответствующие. В стандартный набор экипировки полицейского патрульно-постовой службы входят следующие её элементы:
- «газовый баллончик»;
- палка резиновая;
- средства сковывания;
- табельное огнестрельное оружие.
У оперативного работника, и того меньше, зачастую, табельное огнестрельное оружие и наручники (средства сковывания).
Применение всех вышеперечисленных устройств строго регламентировано нормативными правовыми актами и не дает полицейскому права на ошибку. Ставит его между требованиями правомерности применения мер физического воздействия, специальных средств, огнестрельного оружия и вероятностью превышения пределов необходимой обороны или крайней необходимости. Эта грань, в зависимости от сложившейся ситуации, может быть очень тонкой и требует от сотрудника учета массы факторов, поэтому сотрудник полиции не всегда своевременно может применить соответствующий инструмент защиты или пресечения противоправных деяний.
Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба [5].