Научная статья на тему 'Особенности подбора средств и методов обучения огневой подготовке курсантов для службы в специальных подразделениях органов внутренних дел'

Особенности подбора средств и методов обучения огневой подготовке курсантов для службы в специальных подразделениях органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
751
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЫ (IPSC) / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫ / ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / INTERNATIONAL PRACTICAL SHOOTING CONFEDERATION (IPSC) / SPECIAL UNITS / TRAINING AIDS AND METHODS / SIMULATION EQUIPMENT FOR SHOOTING / TACTICAL AND TECHNICAL SKILLS OF FIRING QUALIFICATIONS / PSYCHOLOGICAL QUALITIES / CHARACTERISTICS OF PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давиденко Алла Ивановна, Бондарев Александр Владимирович

Путем внедрения в процесс обучения специальных тактических упражнений, созданных на основе упражнений Международной конфедерации практической стрельбы (IPSC), создаются все условия воспитания необходимых профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности будущих сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давиденко Алла Ивановна, Бондарев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific recruitment tools and methods of fire training cadets for service in special units of Departments of Internal Affairs

Implementing in the educational process of special tactical exercises, based on the International Practical Shooting Confederation (IPSC) exercises, providing all the conditions for training necessary professionally psychological qualities and characteristics of future members of special service units of Departments of Internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Особенности подбора средств и методов обучения огневой подготовке курсантов для службы в специальных подразделениях органов внутренних дел»

Давиденко Алла Ивановна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России (e-mail: GalichA7@yandex.ru)

Бондарев Александр Владимирович

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Краснодарского университета МВД России (e-mail: Sbond1966@mail.ru)

Особенности подбора средств и методов обучения огневой подготовке курсантов для службы в специальных подразделениях

органов внутренних дел

Путем внедрения в процесс обучения специальных тактических упражнений, созданных на основе упражнений Международной конфедерации практической стрельбы (IPSC), создаются все условия воспитания необходимых профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности будущих сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел.

Ключевые слова: специальные подразделения, Международная конфедерация практической стрельбы (IPSC), средства и методы обучения, имитационное оборудование для стрельбы, тактико-технические навыки огневой подготовленности, психофизические качества, свойства личности.

A.I. Davidenko, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: GalichA7@yandex.ru;

A.V. Bondarev, Senior Teacher of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: Sbond1966@mail.ru

Specific recruitment tools and methods of fire training cadets for service in special units of Departments of Internal Affairs

Implementing in the educational process of special tactical exercises, based on the International Practical Shooting Confederation (IPSC) exercises, providing all the conditions for training necessary professionally psychological qualities and characteristics of future members of special service units of Departments of Internal Affairs.

Key words: special units, International Practical Shooting Confederation (IPSC), training aids and methods, simulation equipment for shooting, tactical and technical skills of firing qualifications, psychological qualities, characteristics of person.

В Краснодарском университете МВД России с 2009 г. обучаются курсанты и слушатели по специальности «Правоохранительная деятельность» (специализация - деятельность специальных подразделений органов внутренних дел).

Одной из основных дисциплин для обучающихся является «Огневая подготовка», а продолжением данной дисциплины служит «Огневая и снайперская подготовка в специальных подразделениях органов внутренних дел».

Так как по этой специализации ранее в вузах системы МВД обучение не проводилось, назрела необходимость в разработке примерной и рабочих программ, определяющих структуру и содержание данных дисциплин.

В связи с этим возник вопрос о подборе средств и методов обучения, которые бы целенаправленно влияли на формирование профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности, а также на развитие и совершенствование необходимых

165

тактико-технических навыков огневой подготовленности.

Как известно, для выработки на занятиях стойких навыков владения оружием применяются основные средства: стрелковые тренажеры и учебное оружие, а также методы строго регламентированных упражнений согласно определенным нормативно-правовым актам. Это самые широко используемые средства и методы, в особенности для выработки первоначальных базовых умений и навыков обучающихся.

Дисциплины «Огневая подготовка» и «Огневая и снайперская подготовка в специальных подразделениях органов внутренних дел» своей главной целью ставят формирование готовности выпускника образовательного учреждения МВД России к умелому и эффективному применению и использованию боевого ручного стрелкового оружия при выполнении оперативно-служебных задач.

Средства и методы обучения необходимо было подобрать таким образом, чтоб они решали задачи, которые позволили бы достигнуть осуществления данной цели, но при этом сохранить специфику дисциплины, а также внедрить в процесс обучения инновационные методы и частные методики.

Дисциплина «Огневая подготовка» решает задачи по созданию прочной основы стрелковых навыков медленной и скоростной стрельбы из пистолета на фоне умелого, безопасного обращения с оружием. Здесь подбор стрелковых упражнений осуществлялся из Курса стрельб действующего Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.

Направленность упражнений определяет формирование базовой техники выполнения производства выстрела в ограниченное время после передвижения с коротких остановок, после физической нагрузки, с использованием различных изготовок, в заданную зону, после внезапного появления цели и после смены магазина. Подбор и сочетание упражнений в семестрах проводилось по принципам доступности, систематичности и последовательности с обязательным индивидуальным подходом к обучаемым.

Таким образом, весь курс данной дисциплины подготавливает обучаемых к овладению новыми навыками и совершенствованию полученных на следующем этапе при прохождении курса дисциплины «Огневая и снайперская подготовка в специальных подразделениях органов внутренних дел».

Дисциплина «Огневая и снайперская подготовка в специальных подразделениях органов

внутренних дел» должна давать больше возможностей для воспитания профессионально важных качеств, свойств личности, а также необходимых жизненно важных стрелковых навыков.

В связи с этим были определены следующие задачи:

1) формирование теоретических знаний: о системе огневой подготовки сотрудников ОВД, о нормативно-правовой базе, регламентирующей огневую подготовку сотрудников спецподразделений ОВД, об основах организации и методики проведения практических занятий по огневой подготовке в специальных подразделениях ОВД, а также об учебно-методической документации при проведении стрельб;

2) выработка стойких знаний о материальной части табельного оружия, применяемого и используемого сотрудниками специальных подразделений ОВД, мерах безопасности при обращении с ним, а также приемах и правилах стрельбы из этого оружия;

3) формирование умений и совершенствование навыков умелого обращения с различными видами огнестрельного оружия, применяемого и используемого сотрудниками ОВД;

4) совершенствование навыков стрельбы из основных видов огнестрельного оружия, стоящего на вооружении в ОВД;

5) формирование у курсантов и слушателей теоретических знаний и практических умений, необходимых для выработки тактического мышления и действий при ведении скоростного огня (а также из имитационного оборудования), как индивидуально, так и в составе группы, в различных моделируемых ситуациях;

6) формирование умений по пользованию и правильному расположению экипировки, а также выполнению тактических упражнений учебных стрельб с использованием средств индивидуальной защиты;

7) обеспечение готовности курсантов и слушателей к действиям с оружием в различных ситуациях огневых контактов служебной деятельности и правомерному пресечению противоправных действий с помощью оружия;

8) воспитание необходимых морально-психологических качеств при действии с оружием в экстремальных ситуациях, в условиях умственного утомления и нервно-эмоционального напряжения, дефицита времени, психофизической устойчивости к различным усложненным условиям внешней среды и др.

Учебный процесс здесь реализуется в форме учебных занятий, при этом используется специально разработанный для данной специализации блочно-модульный комплекс.

166

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2014 • № 4 (26)

Блочно-модульный комплекс включает в себя 3 блока: «Огневая подготовка», «Снайперская подготовка» и «Тактико-техническая подготовка».

Содержание модулей в блоках направлено на получение знаний, выработку умений и совершенствование навыков по обращению с пистолетом Макарова, автоматом Калашникова, пистолетом-пулеметом, пулеметом Калашникова, снайперской винтовкой Драгунова, применению правил стрельбы, а также по работе с использованием имитационного стрелкового оборудования для выработки одиночных и групповых тактических действий с оружием и др.

Важным этапом стало определение специальных тактических упражнений, которые не предусмотрены в действующем Курсе стрельб, но необходимы для выработки профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел.

Разработка специальных стрелковых упражнений осуществлялась на основе международного и отечественного практического опыта работы специальных подразделений, необходимой стрелковой подготовленности сотрудников, а также спортивного и соревновательного опыта стрелков - спортсменов Международной конфедерации практической стрельбы (!РБС).

Все упражнения должны иметь тактическую направленность огневой подготовки, формировать новые и совершенствовать уже полученные необходимые стрелковые навыки:

производство сдвоенного выстрела из пистолета и автомата при скоростной стрельбе после передвижения, в заданную зону, со сменой магазина, из-за укрытия по появляющимся и малогабаритным целям, из различных изготовок;

ведение скоростного огня с использованием двух видов оружия (автомат и пистолет);

ведения огня из пистолета-пулемета; производство прицельных выстрелов из снайперской винтовки;

использование имитационного оборудования для стрельбы в заданной и меняющейся ситуации;

выработка способности оценивать угрозу жизни и здоровью сотрудника (группы) и выбирать правильный алгоритм действий.

Важным фактором в подготовке будущих сотрудников специальных подразделений ОВД является формирование профессионально-психологической готовности действовать в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. Поэтому использование специальных тактических упражнений, внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения, использование средств имитационного оборудования и мобильного полигона в настоящее время очень актуальны, т.к. побуждают обучающихся мыслить самостоятельно.

Тактические упражнения создают условия быстро меняющейся обстановки и увеличивают количество вариантов для решения различных ситуаций. Помимо этого они содержат элементы соревнования, которые приносят эмоциональное удовлетворение и необходимый психологический настрой.

Таким образом, внедрение в процесс обучения специальных тактических упражнений, созданных на основе упражнений Международной конфедерации практической стрельбы (1РЭС), а также применение их как при стрельбе из боевого оружия, так и при работе на имитационном оборудовании, для отработки тактических действий в составе группы создают все условия воспитания необходимых профессионально значимых психофизических качеств и свойств личности будущих сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел.

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.