Научная статья на тему 'Подготовка полицейских к применению огнестрельного оружия в условиях силового противодействия правонарушителей'

Подготовка полицейских к применению огнестрельного оружия в условиях силового противодействия правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / FIREARMS / ГРУБАЯ И ТОНКАЯ МОТОРИКА / GROSS AND FINE MOTOR SKILLS / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ СТРЕСС / THE TRAINING STRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведев Игорь Владимирович, Семёнов Вадим Владимирович, Андрианов Александр Сергеевич

В статье рассматриваются методические вопросы обучения полицейских в области огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведев Игорь Владимирович, Семёнов Вадим Владимирович, Андрианов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF POLICE OFFICERS FOR THE USE OF FIREARMS IN THE CONDITIONS OF FORCEFUL COUNTERACTION OF OFFENDERS

The article deals with methodological issues of police training in the field of fire training.

Текст научной работы на тему «Подготовка полицейских к применению огнестрельного оружия в условиях силового противодействия правонарушителей»

образование» («Русский язык», «Русский язык и литература») согласно рабочей программе обязательной дисциплины «Педагогическая риторика» и дисциплины по выбору «Теория речевых жанров». При изучении конспектов уроков в рамках обязательных методических дисциплин основное внимание уделяется методическуим вопросам, а не текстообразующим и жанрообразующим признакам конспекта. Все это говорит о недостаточной разработанности данного вопроса в программе подготовки бакалавров педагогических вузов.

Литература:

1. Вайсфельд И.В. У истоков теории сценария: Учебное пособие [Текст] / И.В. Вайсфельд. - М., 1965. - 21 с.

2. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство: Методич. пособие для редакторов и методистов НМЦ [Текст] / Г.Д. Литвинцева. - М.: Всерос. НМЦ народ. творчества и культурно-просветительской работы им. Крупской Н.К., 1989. - 108 с.

3. Маркина О.Г. Сценарий как жанровая разновидность первично-вторичных жанров [Текст] / О. Матехина // Актуальные проблемы социокультурного знания: сб. науч. тр. кафедры философии МПГУ. -Вып. XXI. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2003. - С. 122-129.

4. Фрумкин Г.М. Школа начинающего сценариста. Учебное пособие [Текст] / Г.М. Фрумкин. - М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1997. - 60 с.

Педагогика

УДК: 37.037

кандидат педагогических наук Медведев Игорь Владимирович

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); кандидат технических наук Семёнов Вадим Владимирович Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул); старший преподаватель Андрианов Александр Сергеевич

Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул)

ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В УСЛОВИЯХ СИЛОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются методические вопросы обучения полицейских в области огневой подготовки.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, грубая и тонкая моторика, тренировочный стресс.

Annotation. The article deals with methodological issues of police training in the field of fire training.

Keywords: firearms, gross and fine motor skills, the training stress.

Введение. Анализ ежегодной статистики применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов показывает определенную закономерность сокращения дистанции и изменение условий его применения [1]. Если еще десять лет назад огнестрельное оружие применялось в большинстве случаях в ситуациях связанных с преследованием правонарушителей, либо в плановых мероприятиях по задержанию вооруженных преступников, или преступников застигнутых на месте преступления, то в последнее время растет число чрезвычайных происшествий связанных с нападениями на сотрудников полиции, применению по отношению к ним физического воздействия и оружия различного типа. В некоторых случаях эти нападения внезапные и немотивированные. Дистанция, на которой происходит большинство указанных столкновений, сокращается до дистанции рукопашного боя, а условия, в которых оказываются сотрудники полиции в момент нападения, явно не в их пользу, или же они к ним попросту не готовы. Данные условия имеют ряд особенностей связанных с несением службы в населенных пунктах, для которых характерны ограниченность пространства, наличие большого числа естественных укрытий позволяющих правонарушителям в минимальное время появляться на линии огня и нападать практически с любого направления. Кроме того сотрудники полиции оказываются не готовы применять огнестрельное оружие в ситуациях непосредственного силового контакта с хорошо подготовленным и физически сильным противником, так как условия их подготовки связанные с огневой выучкой попросту не соответствуют данным ситуациям. Чтобы понять, о чем речь, необходимо обратиться к организации огневой подготовки в подразделениях полиции.

Формулировка цели статьи. Разработка стрелковых методик обучения в области, где приемы и правила классической огневой подготовки недостаточно эффективны.

Изложение основного материала статьи. Классическая огневая подготовка в органах внутренних дел ориентирована прежде всего на действительную дальность стрельбы и на малую зону поражения цели. На больших дистанциях от 20 метров и более величины отклонений средней точки попадания при неточностях в наводке соразмерны с габаритами мишени, в связи с этим годами в полиции существовала и совершенствовалась определенная модель наводки оружия, грубая наводка за счет положения стрелка в пространстве и тонкая, задействовавшая микродвижения рук с оружием и тонких ощущений спускового крючка. Для улучшения устойчивости системы стрелок-оружие рекомендуется жесткая фиксация в суставах, убирая все степени свободы. Вместе с тем, визуальный контроль с помощью прицельных приспособлений требует фокусирования зрительного аппарата на мушке. Действия, связанные с прицеливанием предполагают настройку зрения на четкое видение прицельных приспособлений и размытое видение цели. В этот момент сектор наблюдения уменьшается до 25 - 15 градусов и охватывает не более одной цели. И если скорость стрельбы при усиленных тренировках можно значительно улучшить, то устранить сужение сектора наблюдения практически невозможно. Кроме того, периодичность стрелковых тренировок у среднестатистического сотрудника полиции в лучшем случае составляет одну тренировку в неделю при минимуме расхода боеприпасов и ограниченного содержания занятия (ничего, кроме выполнения одного максимум двух контрольных упражнений) [3].

Справедливости ради стоит отметить, что современные тенденции развития огневой подготовки в органах внутренних дел все же учитывают вышеперечисленные факторы. Значительно сократилась

дистанция и время выполнения контрольных упражнений для сотрудников полиции, по сути, все контрольные упражнения последнего наставления по организации огневой подготовке в органах внутренних дел являются скоростными. Активно продвигается и развивается в образовательных организациях МВД практическая стрельба как самостоятельное направление в стрелковых дисциплинах [2]. Сейчас в некоторых работах посвященных огневой подготовке в органах внутренних дел направление практической стрельбы называют чуть ли не единственной альтернативой классической подготовке и некоторые ее элементы уже появляются в учебных программах профессионального обучения сотрудников. Действительно, упражнения практической стрельбы по своей специфике, техническим особенностям, разноплановости стрелковой обстановки и многим другим факторам несомненно более полезны для сотрудников полиции в контексте их практической деятельности. Однако по нашему мнению практическая стрельба, являясь одним из полюсов классической стрельбы развивающая навыки скоростной работы с оружием и расширяющая границы владения оружием все таки далека от реалий правоохранительной деятельности, поскольку и здесь отсутствует на наш взгляд ключевое звено всего тренировочного процесса - реальный противник.

Основным фактором, определяющим результативность стрельбы является сильное психологическое воздействие на применяющего огнестрельное оружие, необходимость быстро принять решение и близость противника находящегося на критической дистанции. В методической литературе посвященной практике применения оружия полицейскими различных стран можно часто встретить случаи, когда с дистанции 4-2 метров произведя по противнику около 20 выстрелов, тем не менее, не удавалось его задержать. В других случаях в сложных ситуациях ближнего боя сотрудники вообще забывали, что вооружены огнестрельным оружием. Большое количество подобных случаев обращает наше внимание на психофизиологию ближнего боя, то есть к тому, как ведет себя наше тело и психика в ситуациях связанных с угрозой жизни и здоровья [4].

Экспериментальным путем установлено, что безусловное попадание метательным предметом в цель возможно на дистанции не больше шести метров. На этой же дистанции наиболее полно проявляют себя такие свойства нашего зрения как аккомодация и дивергенция. В пределах этого расстояния происходит и большинство социальных контактов личности, что имеет отношение к нашим сторожевым инстинктам. Все что попадает в указанную зону приковывает внимание к этому объекту образуя с ним связь и рождая эмоцию. Взаимосвязь эмоций и движений очевидна. Сильная эмоция, как правило вызывает взрывную двигательную реакцию. Бой на ближней дистанции показательный пример взаимосвязи эмоции и движения. Эмоциональный фон в экстремальной обстановке определяет все поведенческие типы личности от полного ступора до гиперактивности. Изменения в химическом составе крови (большое количество адреналина) притупляет болевые ощущения, повышает тонус скелетной мускулатуры, что негативно влияет на прицельную стрельбу, и как показывает практика, влияет даже на органы зрения, когда стрелок не в состоянии видеть полную картину боя (тоннельное зрение). Таким образом, влияние сильных эмоций на человека позволяет ему повысить скорость и силу движений, не воспринимать боль, увеличить быстроту реакции в ущерб тонкой ювелирной работе мышц сходной с двигательной моделью стрелка (удержание ровной мушки в прорези прицела плавное нажатие на спусковой крючок). Другими словами, пороговое эмоциональное переживание стимулирует движения грубой моторики и затрудняет, или делает невозможной тонкую моторику.

В восточных боевых дисциплинах есть практика деления на формальные упражнения (ката) и вольный бой по определенным правилам (кумитэ), это характерно хотя и не столь выражено и во многих спортивных единоборствах (бокс, кикбоксинг и др). Боец, ювелирно выполняющий технические приемы в свободном исполнении или на снарядах, в контактном спарринге демонстрирует в лучшем случае 30% своих технических возможностей, в реальной схватке этот процент еще ниже. Говоря об огневой подготовке, мы не случайно ссылаемся на опыт единоборств (в дальнейшем обобщая, будем называть их рукопашный бой), так как на дистанции ближнего боя и вооруженных и невооруженных противников действуют одни и те же закономерности и именно рукопашный бой показывает наиболее полно поведенческие стереотипы и ощущения человека в экстремальных ситуациях. К тому же в случаях силового противоборства с правонарушителями рукопашная схватка вполне может привести к ситуациям необходимости применения огнестрельного оружия и наоборот. Проводя аналогии, можно сказать, что если сотрудник полиции, в рамках огневой подготовки готовясь к ситуациям реальной практической деятельности занимается исключительно наработкой тонкой моторики (что и происходит в действительности), он уподобляется спортсмену выполняющему сложные технические приемы рукопашного боя в режиме вольных упражнений без проверки их эффективности в реальном спарринге, то все его наработки так и останутся на уровне танца имеющего отдаленное отношение от реальной схватки.

Следует сказать, что по этому вопросу есть и другие мнения и среди стрелков и среди рукопашников (особенно представителей различных боевых направлений, где отсутствие спаррингов и соревнований продиктовано якобы повышенной травмоопасностью их технического арсенала). Представители этих направлений считают, что интенсивные тренировки с десятками тысяч повторений способны движения тонкой моторики перевести на уровень рефлексов, безусловно работающих в любых ситуациях. Однако практика (что и недостает этим школам) показывает, что доведенный до совершенства на тренировках технический прием может и не сработать в том эмоциональном состоянии, в котором находится человек в момент огневого контакта или рукопашной схватки, к тому же положение в подразделениях полиции в области огневой подготовки таково, что сотрудники не имеют возможности многочасовых тренировок с расходованием большого количества боеприпасов. Это положение неоднократно проверялось нами экспериментально, доказано многими специалистами и имеет вполне конкретное объяснение.

Во-первых, в условиях стандартного тренировочного процесса внимание стрелка фокусируется на выполнении собственных действий (правильность движений, контроль дыхания, ритм и т.д.). В ближнем бою внимание будет целиком приковано к противнику, а сильное психическое напряжение не позволит в достаточной мере контролировать движения тонкой моторики.

Во-вторых, тренировочные условия в стрелковом тире, или на стрельбище никогда не воспроизведут и по техническо-смысловому наполнению и по эмоциональному фону условия реальной схватки с возможным огневым контактом. Создавая на учебных занятиях ситуации ближнего боя с применением оружия, мы наблюдали суетливые, хаотичные попытки извлечения оружия из кобуры, когда этого не нужно было делать и наоборот запоздалое реагирование на опасность, «забывание» того, что человек вооружен огнестрельным

оружием. Способность быстро поражать цели на безопасной дистанции вовсе не является гарантией того, что сотрудник будет столь же эффективен на дистанции ближнего боя. Многочисленный опыт военных конфликтов однозначно подтверждает, что в психологическом аспекте ближний бой значительно труднее боя, когда противники удалены на определенное расстояние.

В-третьих, психологический барьер. Технические условия в помещениях тира, ограниченность направлений стрельбы, меры безопасности при обращении с оружием, ограниченность движений с оружием и многое другое продиктованное безопасностью при проведении стрельб и необходимое при проведении занятий, с другой стороны создает в сознании сотрудников определенный штамп, где тир представляется как единственное место в котором допускается работа с оружием. Все это в совокупности с отсутствием тактической и всякой другой работы с оружием, невысокая практика применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов в целом, боязнь сотрудников по объективным причинам применять и использовать огнестрельное оружие приводит к созданию серьезных трудностей психологического характера [3].

Рассматривая статистику применения оружия полицейскими различных стран мы послеживаем следующую закономерность, более 80% всех огневых контактов приходится на дистанцию ближнего боя, который в свою очередь предъявляет повышенные требования к психофизиологическим возможностям сотрудников и ориентирует специалистов на создание методики позволяющей эффективно применять оружие находясь в любом эмоциональном состоянии используя движения грубой моторики. Основные положения данной методики по нашему мнению должны исходить из алгоритмов рукопашного боя и быть с ними тесно увязаны в одну тренировочную концепцию. Приводим ключевые на наш взгляд положения данной концепции:

- основная часть тренировочного процесса проходит с учебным (лазерным) оружием с обязательным присутствием «реального противника» по принципу стандартной тренировки по рукопашному бою;

- зависимость способов стрельбы (применения оружия) от расстояния на котором находится противник;

- навык владения оружием приобретается не только, и не столько в спокойной обстановке тира, а в условиях жесткого парного, или группового тренинга призванного вызвать соответствующее эмоциональное наполнение тренировочного занятия;

- учебный процесс по огневой подготовке ориентирован в первую очередь на формирование правильного поведенческого навыка в различных ситуациях служебной деятельности включая и применение оружия когда это правомерно.

Учитывая данные положения, учебный процесс по огневой подготовке мы предлагаем разделить на три тренировочных блока сходных по смысловому содержанию.

Первый блок направлен на формирование навыка, поражать находящиеся на различной дистанции цели в кратчайшее время. Как мы уже говорили, стрельба - это сложное координационное действие и ее сложность находится в прямой зависимости от расстояния. Чем больше расстояние до цели, тем больше времени понадобиться стрелку для координации своих действий и получения гарантированного результата. На расстоянии от 15 метров возрастает роль зрительного аппарата. К примеру, расстояние 25 метров обязательно потребует использование прицельных приспособлений для точного выстрела (четкое видение мушки в целике). С уменьшением дистанции роль зрения уменьшается и уменьшается соответственно координационная составляющая производства выстрела, движения становятся проще, а значит и быстрее. От 6 до 10 метров, стрелку достаточно контролировать оружие периферическим зрением, а на расстоянии до 3 метров просто видеть, где находится мишень. Классическая прицельная стрельба занимает в этом блоке свое законное место, но в том объеме и на тех дистанциях насколько это необходимо. Там же где более простое координационное действие и в более короткое время позволяет достичь аналогичный результат, неразумно использовать классические способы стрельбы, поскольку фактор времени играет в профессиональной деятельности полиции важнейшую роль, а эмоциональная составляющая ближнего боя вообще вынуждает отказаться от сложнокоординационных действий. Следовательно, основная задача первого блока: овладеть базовыми техническими элементами стрельбы в зависимости от дистанции на которой находится противник и сопутствующие им подготовительные действия (изготовка, или ее отсутствие, способы извлечения оружия из кабуры, способы досылания патрона в патронник и т.д.).

Во втором блоке реализуется большая часть предложенных нами методических положений. Мы считаем, что устойчивый навык эффективного применения оружия в ближнем бою возможно сформировать только в условиях стресса, пусть и тренировочного. Некоторые специалисты предлагают условия учебных занятий в тире приблизить к реальным условиям применения оружия и эта точка зрения не нова. Однако наблюдая много раз за попытками воссоздать во время стрелковой работы какие либо имитации реальных условий профессиональной деятельности (включая и собственный опыт), мы сделали вывод: обычное моделирование условий реального ближнего боя смысла не имеет, так как смертельную опасность сымитировать невозможно и если у обучаемого боевой патрон в патроннике вся моделируемая «реальность» попросту исчезает. Где выход? В рукопашном бое есть по этому поводу интересные методические наработки. А.А. Кадочников считает, что если условия реального рукопашного боя, в том числе и с применением разного рода оружия принципиально невоспроизводимы, в этом случае суммарное воздействие стрессогенных факторов нужно заменить повышенной смысловой и двигательной сложностью тренировочных установок. Разноплановые, многомерные, неожиданные тренировочные задания призваны вводить обучаемого в состояние повышенной мозговой активности, вплотную подводя к стрессу. Адаптивные механизмы человека начинают активно включатся именно в этот момент. Эти методические принципы мы использовали на занятиях по огневой подготовке. Ниже мы приводим краткий обзор второго блока учебных занятий:

- занятия проводятся с учебным (лазерным) оружием, с обязательной экипировкой (кобура, протирка, пистолетный ремешок);

- все учебные задания выполняются в парах или группах, с обязательным наличием оппонента в роли реального противника;

- на занятиях отрабатываются самые разнообразные ситуации нападения, защитных действий, ситуации дуэли, использование различных видов холодного, метательного оружия, а так же предметов используемых в качестве оружия.

В этих условиях, любое техническое действие с оружием обучаемый вынужден делать в ситуациях противодействия и угрозы со стороны противника, или нескольких противников с разных направлений и

разных дистанций. Причем, как и в реальной жизни, противник не ограничен в средствах нападения и хотя и контролируемо, но причиняет вполне осязаемые болевые ощущения. Это условие необходимо для рождения эмоций, и с другой стороны хорошо показывает психологический тип обучаемых. Присутствие реального противника заставляет значительно шире взглянуть на казалось бы известные технические приемы стандартных стрелковых упражнений. Сразу становится понятным, что любая задержка при стрельбе, с которой можно легко справиться в обычной обстановке станет серьезной проблемой в ближнем бою и в большинстве случаях неустранима. Это можно сказать и об извлечении оружия из кобуры, способы извлечения, не позволяющие сразу охватить рукоятку пистолета, в ситуациях стресса не работают. Понимание многих нюансов подобной работы позволяет сотруднику в дальнейшем осознанно подходить к способу стрельбы, выбору экипировки, способу ношения и т.д. Ситуативный тренинг с оружием необходимо проводить в комплексе с боевыми приемами борьбы, что позволяет наглядно увидеть соотношение и взаимопроникновение двух составляющих ближнего боя. К примеру, 90% начинающих сотрудников в момент вооруженного нападения делают попытку выхватить оружие из кобуры и убеждаются, что в этот промежуток времени нападавший успевает нанести несколько ударов холодным оружием, или произвести до пяти выстрелов в упор. Парный и групповой тренинг позволяет, как и в реальной обстановке сместить фокус внимания на противника, предвидеть и опережать его действия, позволяет сформировать навыки управления оружием на уровне чувственного восприятия и тактильных ощущений (что на порядок быстрее) до минимума снизив значение зрительного контроля оружия.

Третий блок занятий решает вопросы рационального, тактически грамотного поведения вооруженного сотрудника в различных ситуациях служебной деятельности [5].

Учиться не для того чтобы делать, а для того чтобы не допускать. Что это значит в приложении к учебным занятиям? Это, прежде всего объемность и смысловое наполнение тренинга (в отличие от линейного, ныне существующего, успешно воспитывающего разве что стрелков-спортсменов). В предлагаемых нами тренировочных заданиях отсутствует однозначность и единственно правильный вариант решения. Всегда есть несколько допустимых вариантов. Важен результат. К примеру, при попытке завладения табельным оружием, сотрудник полиции в зависимости от создавшейся обстановки (количество нападавших, антропометрические данные противника, наличие оружия и т.д.) может использовать приемы рукопашного боя, или применить огнестрельное оружие. В служебной деятельности сотрудников полиции, к слову сказать, очень мало однозначных ситуаций, все определяют, казалось бы, незначительные детали. Учиться видеть эти детали, своевременно реагировать на изменение обстановки, опережать, перехватывать инициативу - основная задача третьего блока занятий.

Сформированные на предыдущем этапе базовые технические навыки работы с огнестрельным оружием в комплексе с приемами рукопашного боя позволяют на занятиях третьего блока решать самые разнообразные задачи, связанные со служебной деятельностью. В этот период целесообразно использовать все имеющиеся в распоряжении технические средства обучения: полигоны, заброшенные здания, макеты транспортных средств и т.д. В образовательных организациях МВД для этой цели используются интерактивные тиры, в которых по различным сюжетам служебной деятельности можно отрабатывать технические и тактические приемы владения оружием. Однако такое дорогостоящее оборудование есть далеко не в каждом вузе МВД, не говоря уже о рядовых подразделениях полиции. К тому же, еще раз повторим это положение, только присутствие противника делает ситуацию реальной, осязаемой на всех уровнях восприятия в противовес виртуальной лишенной эмоций игровой среде.

Указанные тренировочные блоки формируются в единую учебную программу в порядке их описания, однако в дальнейшем мы рекомендуем чередовать занятия с боевым и учебным оружием для того чтобы не потерять ощущение выстрела.

Выводы. Проведенная аналитическая и практическая работа по применению огнестрельного оружия на дистанциях ближнего боя однозначно показывает необходимость выделения методики стрельбы на коротких и сверхкоротких дистанциях в отдельный раздел огневой подготовки и целенаправленная подготовка по ней сотрудников полиции в течение всего учебного процесса и на протяжении всего периода их профессиональной деятельности.

Литература:

1. Андрианов, А. С. К вопросу о системе первоначального обучения как средстве развития личностно-профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / А. С. Андрианов, И. В. Медведев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52 (7). -С. 21-26.

2. Андрианов, А. С. Особенности развития профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / А. С. Андрианов // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 50 (3). - С. 3-9.

3. Жуковский, В. А. Пистолет в ближнем бою [Текст] / В. А. Жуковский // Анатомия стрельбы. -Москва. - 2014.

4. Кадочников, А. А. Один на один с врагом [Текст] / А. А. Кадочников. Ростов-на-Дону - 2005. - 110 с.

5. Крайник, В. Л. Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации [Текст] / В. Л. Крайник, А. С. Андрианов // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6. - С. 144-146.

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, доцент Милькевич Оксана Анатольевна

Соликамский государственный педагогический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (г. Соликамск)

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ И ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ В

СИТУАЦИИ НОВЫХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. В статье представлены результаты анализа накопленного опыта подготовки педагогов и педагогов - психологов с точки зрения подготовки обучающихся вуза к реализации актуальной в настоящее время технологии сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях; сформулированы проблемы, снижающие результативность подготовки студентов к ее реализации в непосредственной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, формы и методы профессиональной подготовки, проблемы профессиональной подготовки.

Annotation. The article presents the results of the analysis of the accumulated experience of training teachers and teachers - psychologists from the point of view of preparing the students of the university for the implementation of the current technology of accompanying students in educational institutions; problems that reduce the effectiveness of the preparation of students for its implementation in direct professional activity are formulated.

Keywords: vocational training, forms and methods of vocational training, problems of vocational training.

Введение. Новые вызовы, предъявляемые к педагогам изменившейся социально-культурной ситуацией, объективно требуют новых решений в практике подготовки. Обострение детской жестокости, стремление школьников к публичности в совершении антиобщественных поступков предъявляют высокие требования к уровню психолого-педагогической и личностной готовности специалистов общеобразовательных учреждений к работе с такими детьми, предупреждению подобных проявлений в детской среде. При этом, к работе с нетипичными проявлениями в поведении детей, с различными формами нарушений социализации должны быть готовы не только школьные психологи и социальные педагоги, но и учителя-предметники, учителя начальных классов, педагоги-организаторы, педагоги учреждений дошкольного образования - все специалисты.

Изложение основного материала статьи. Проблема профессиональной подготовки педагогов представлена в трудах А.С.Бермус, Г.В.Белой, В.А.Козырева, А.П.Тряпицыной, Н.Н.Суртаевой и др. Однако недостаточно изученным и методически разработанным является вопрос о формировании у студентов вузов тех или иных групп компетенций, в частности - компетенций, направленных на обеспечение сопровождения обучающихся в образовательных учреждениях.

На базе Соликамского государственного педагогического института (филиал) Пермского государственного национального исследовательского университета осуществляется профессиональная подготовка по таким направлениям УГНС 44.00.00, как: Педагогическое образование (профили - Математика и экономика, Безопасность жизнедеятельности, Обществознание, Информатика, Начальное образование, Дошкольное образование, Дошкольное и начальное образование (два профиля), Психолого-педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование (профили - Логопедия, Образование лиц с задержкой психического развития) / уровень бакалавриата; Педагогическое образование (профиль - Среднее образование)/ уровень магистратуры.

Подготовка педагогов и педагогов-психологов в рамках реализации образовательных программ по обозначенным направлениям включает в себя предусмотренные учебным планом формы организации образовательного процесса, в том числе - аудиторные занятия (лекционные и практические), самостоятельную работу студентов, подготовку и защиту курсовых работ, прохождение различных видов практик.

Позитивным является опыт подготовки будущих педагогов-психологов по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (профиль Психология и социальная педагогика) к реализации компетенций, направленных на обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Формирование предусмотренных ФГОС ВО по данному направлению компетенций ОПК - 3 (готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса), ПК-14 (способность эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников) происходит поэтапно:

1 этап нацелен на формирование знаний об онтогенезе на разных этапах развития, происхождении периодов детства, о механизмах и движущих силах психического развития, основных этапах развития психики в онтогенезе, различных психологических учениях, о сущности технологии сопровождения; умения применять теоретические знания на практике.

Достижение данной цели обеспечивается ключевой дисциплиной «Психология детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста» посредством дискуссий, круглых столов, выступления с докладами и оппонирования, выполнения заданий СРС и индивидуальных заданий (обследование игровой деятельности детей различных возрастных групп - на выбор).

На этом же этапе в рамках факультатива «Технология социально-педагогического сопровождения развития детей» студенты получают знания о сущности технологии сопровождения, о специфике видов сопровождения (в т.ч. и психологического) посредством первичного ознакомления с опытом и накопленной практикой сопровождения (публикации в журналах, сборниках научных конференций), анализа представленных в литературе программ сопровождения, обсуждения в группе.

В рамках дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика с психолого-педагогическим практикумом» происходит ознакомление с возможными методами и методиками диагностики особенностей развития личности ребенка и особенностями их применения посредством лекционных и практических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.