Научная статья на тему 'Вопросы огневой подготовки сотрудников наружных служб полиции'

Вопросы огневой подготовки сотрудников наружных служб полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / СТРЕЛЬБА ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ И ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / POLICE COMBAT ARMS SHOOTING TACTICAL-SPECIAL AND FIRE TRAINING / ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА / PRACTICAL SHOOTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Игорь Анатольевич, Иноценко Виктор Александрович

В статье исследованы факторы, влияющие на результативность применения табельного огнестрельного оружия, обеспечение готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей, на основании чего предложены принципы организации огневой подготовки с сотрудниками наружных служб в территориальных органах МВД России, с учетом передовых методик практической стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевченко Игорь Анатольевич, Иноценко Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUES OF FIRE TRAINING FOR OFFICERS OF THE EXTERNAL POLICE UNITS

The article examines the factors influencing the effectiveness of the use of firearms, ensuring the readiness of police officers to use firearms in the performance of their duties, on the basis of which principles of organization of fire training with employees of external services in the units of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed, taking into account the advanced techniques of practical shooting.

Текст научной работы на тему «Вопросы огневой подготовки сотрудников наружных служб полиции»

- интегрированные занятия ("Физическое и экологическое воспитание дошкольников: линии пересечения", "Синтез искусств в дошкольном образовании" и др.);

-фестивали творчества (межпоколенный региональный фестиваль военно-патриотической песни и поэзии и др.).

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что в процессе обучения каждый студент проходит определенные этапы наставнической деятельности, может одновременно являться и наставником и наставляемым (например, студенты третьего курса могут инициировать и провести совместное мероприятие или студенты старших курсов, находящиеся на практике в дошкольных образовательных организациях являются наставляемыми).

Показателем оценки эффективности наставничества выступает уровень творческой активности наставников и наставляемых в совместной деятельности по разработке проектов, нестандартных решений и т.д. Кроме того, наставник-студент приобретает:

- опыт управления и обучения студентов младших курсов, сверстников; принимает участие в ежегодном студенческом конкурсе "Моя профессия";

- признание сокурсников, повышает собственный статус;

- возможность получать повышенную стипендию разного уровня (вузовский, региональный, международный), включающую показатель социальной активности, проявление инициативы и самостоятельности в образовательном процессе;

- сертификаты, почетные грамоты, благодарности разного уровня, характеристики-рекомендации для работодателей и от работодателей;

- опыт наставничества в волонтерском движении;

- умение транслировать свой опыт наставничества в средствах массовой информации;

- квалификацию в "Школе молодого исследователя", организуемой на кафедре.

Выводы. За последние четыре года 98% наставляемых успешно адаптировались в вузовской среде, принимают активное участие в межкурсовом и межкафедральном взаимодействии, социализированы, профессионализированы, успешно проходят педагогическую практику в дошкольных образовательных организациях Великого Новгорода и области, ежегодно в среднем 20% выпускников бакалавриата поступают учиться в магистратуру по профилю "Образовательный менеджмент".

Таким образом, качество профессиональной подготовки будущего педагога дошкольного образования обеспечивается не только активизацией студентов в освоении основной образовательной программы бакалавриата "Дошкольное образование", но и в значительной степени интеграцией с образовательной средой системы студенческого наставничества, которая развивает творческую активность студентов в аудиторной и внеаудиторной работе, формирует потребность в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании практических навыков, закреплении и преобразовании их профессиональных компетенций.

Литература:

1. Багдасарян А.А. Педагогический опыт - механизмы и условия трансляции в системе развивающего взаимодействия «учитель - наставник - студент» // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. 2009. № 4. С. 148-153.

2. Вахитова Г.Х. Квазипрофессиональная деятельность в подготовке будущих специалистов предшкольного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. № 5 (170). С. 64-66.

3. Вершловский С.Г. Учитель-Метордист-Наставник стажера / С.Г.Вершловский, Т.И.Гриб, В.Ю.Кричевский и др. М.: Просвещение, 1988. 144 с.

4. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат. М.: Педагогика, 1970. 104 с.

5. Невьянцева Н.Н. Управление процессом адаптации студентов младших курсов: опыт, традиции и инновации // Журнал научных публикаций "Дискуссия". Рубрика: Педагогические науки". 2016. №1 (64).

6. Сухова О.В., Брезгина М.О. Трудовой потенциал выпускника-отличника вуза в рамках реализации государственной стратегии инновационного развития // Дискуссия. 2015. № 10 (62). С. 75-80.

Педагогика

УДК 355.5

преподаватель Шевченко Игорь Анатольевич

Ставропольский филиал

Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Ставрополь); старший преподаватель Иноценко Виктор Александрович

Ставропольский филиал

Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Ставрополь)

ВОПРОСЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ НАРУЖНЫХ СЛУЖБ ПОЛИЦИИ

Аннотация. В статье исследованы факторы, влияющие на результативность применения табельного огнестрельного оружия, обеспечение готовности сотрудников полиции к применению огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей, на основании чего предложены принципы организации огневой подготовки с сотрудниками наружных служб в территориальных органах МВД России, с учетом передовых методик практической стрельбы.

Ключевые слова: полиция, стрельба из боевого оружия, тактико-специальная и огневая подготовка, практическая стрельба.

Annotation. The article examines the factors influencing the effectiveness of the use of firearms, ensuring the readiness of police officers to use firearms in the performance of their duties, on the basis of which principles of organization of fire training with employees of external services in the units of the Ministry of Internal Affairs of Russia are proposed, taking into account the advanced techniques of practical shooting.

Keywords: police combat arms shooting tactical-special and fire training, practical shooting.

Введение. В последние годы новейшей истории государства, до предела обострились процессы террористического и криминального характера. События в соседней Украине, террористическая активность в Северо-Кавказском регионе, попытки разжигания межнациональной вражды в Крыму, не могут не сказываться на нормальной жизни граждан и общества в целом. Криминальные «разборки», террористические акты, имеющие как политическую, так и общеуголовную окраску, определяют необходимость органов власти, правоохранительных органов и других силовых структур функционировать в особых условиях. В решении задач по предупреждению, локализации и ликвидации последствий преступлений особая роль отводится силам и средствам органов внутренних дел. Именно они обеспечивают общественный порядок и общественную безопасность.

Изложение основного материала статьи. Одним из важнейших условий эффективного, правового выполнения оперативно-служебных и боевых задач сотрудниками органов внутренних дел МВД России в различных условиях (в повседневной службе, в особых условиях и т.д.) является их соответствующая подготовка и дальнейшее совершенствование полученных знаний, умений и навыков.

Огневая подготовка, согласно приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2015 года № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» - один из ведущих разделов профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Ее цель - приобретение сотрудниками знаний материальной частиоружия и боеприпасов, их тактико-технических характеристик, мер безопасности при обращении с ними, основ стрельбы, а так же формирование у сотрудников необходимых умений и навыков правомерного применения оружия, ведения огня в различной обстановке, быстрого обнаружения цели и определения исходных установок для стрельбы, умелых действий с оружием во время стрельбы.

Огневая подготовка, являясь составной частью профессиональной, служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел, призвана содействовать подготовке квалифицированных специалистов в части обеспечения готовности к вооруженной защите закона.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:

- формирование системы знаний правовых основ применения оружия и обеспечения личной безопасности сотрудника, материальной части и тактико-технических характеристик оружия и боеприпасов, мер безопасности при обращении с ними, задержек при стрельбе и способов их устранения, основ баллистики, правил стрельбы из различных видов оружия, а также метания ручных осколочных гранат, порядка и условий выполнения упражнений Курса стрельб, вопросов профилактики случаев гибели и ранений сотрудников, связанных с неумелым обращением с оружием и боеприпасами, правил хранения, сбережения оружия и боеприпасов, а также ухода за ними.

- обучение сотрудников обращению с огнестрельныморужием, состоящим на вооружении в органах внутренних дел, в том числе отработка на практических тренировках нормативов по огневой подготовке, изготовок к стрельбе с производством выстрелов «в холостую», изучение тактики применения различных видов оружия иприемов стрельбы из него.

- формирование устойчивых навыковточной стрельбы из различных видов оружия, состоящего на вооружении в ОВД,с учетом специфики выполняемых оперативно-служебных задач.

- обеспечение готовности сотрудников к действиям с оружием в различных ситуациях служебной деятельности и правомерному пресечению противоправных действий с помощью оружия.

Целью даннойстатьи является рассмотрение эффективных методик обучения сотрудников наружных служб применению огнестрельного оружия в условиях, приближённых к реальным ситуациям оперативно-служебной деятельности. Выработка решений, позволяющих создать соответствующие педагогические условия в территориальных органах внутренних дел для организации огневой подготовки.

Обучение сотрудников теоретическому разделу огневой подготовки осуществляется в рамках профессионального обучения, обучения по образовательным программам начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, дополнительного профессионального образования в центрах профессиональной подготовки и образовательных учреждениях системы МВД России,а при необходимости - на занятиях по профессиональной служебной и физической подготовке.

Перед началом учебного года, в целях повышения уровня знаний, совершенствования умений и навыков в области организации и проведения стрельб, действий с оружием по подаваемым командам, обязанностей лиц, организующих и проводящих стрельбы, мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, порядка оценки огневой подготовки, с сотрудниками, привлекаемыми в качестве руководителей (помощников руководителей) стрельб и отвечающими за организацию и проведение занятий по огневой подготовке в территориальных органах внутренних дел, целесообразно проводить учебно-методические сборы на базе отделов профессиональной подготовки УРЛС с привлечением сотрудников соответствующей квалификации, либо с привлечением профессорско-преподавательского состава учебных заведений системы МВД.

В начале каждого учебного года в рамках профессиональной служебной и физической подготовки с сотрудниками должны проводиться занятия по повторению (изучению) правовых основ применения оружия, правил стрельбы, материальной части и тактико-технических характеристик оружия и боеприпасов, мер безопасности при обращении с ними, задержек при стрельбе и способов их устранения с принятием зачетов. Сотрудник, не сдавший зачет, не должен допускаться до практических стрельб.

Нормативы по огневой подготовке отрабатываются в целях закрепления и проверки знаний сотрудниками материальной части оружия, мер безопасности, приемов стрельбы и умелого владения оружием. При проведении занятий по огневой подготовке необходимо ежемесячно осуществлять отработку нормативов по огневой подготовке.

Для повышения результативности применения оружия, необходимо, под руководством лица, владеющего методикой проведения занятий по огневой подготовке и обучения стрельбе из различных видов оружия, проводить практические занятия, на которых отрабатывать с сотрудниками, в том числе с использованием учебного оружия, изготовки к стрельбе, правильный хват оружия и способы прицеливания, выполнение стрельбы «вхолостую», отработку быстрого приведения оружия к бою и производства первого прицельного выстрела, устранения задержек при стрельбе. На практических занятиях так же рекомендуется применять пневматическое оружие, мультимедийные интерактивные аппаратно-программные комплексы,

позволяющие проводить занятия по огневой подготовке в соответствии с курсом стрельб, а также моделировать различные боевые ситуации. Современное оборудование позволяет проводить занятия комбинированным способом, т.е. как со стрельбой боевыми патронами, так и с лазерными насадками. В помещении тира вместо обычных мишеней устанавливается износостойкий мишенный экран, видеопроекционное оборудование формирует изображение мишеней или интерактивные видеосюжеты и проецирует их на экран. При попадании пули в экран бесконтактная система определения координат фиксирует место попадания и передает координаты в управляющую ЭВМ руководителя стрельб, которая производит расчет и привязку точки попадания к зонам поражения. Вся информация о процессе стрельбы выводится на мишенный экран, монитор руководителя, а при необходимости - на стрелковые места, оборудованные мониторами и ПЭВМ. На мониторе каждый стрелок видит свою мишень и результаты стрельбы.

В современных условиях сотруднику правоохранительных органов мало выполнять упражнения по огневой подготовке, предусмотренные курсом стрельб, ему необходимо уметь применять огнестрельное оружие в нестандартных ситуациях, возникающих при выполнении служебных задач, возложенных на полицию. На практических занятиях по огневой подготовке необходимо создавать игровые модели, максимально приближенные к реальной обстановке применения огнестрельного оружия.

Наиболее частым видом ситуаций применения огнестрельного оружия для правоохранительных органов является бой на коротких дистанциях, который приходится вести индивидуально или в составе малой группы. По сути своей, это огневой контакт с целью предупреждения противника в его противоправных действиях, а при необходимости его поражения. Такие ситуации возникают внезапно и протекают очень быстро. Специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов диктует особый подход в вопросах огневой подготовки.

При организации практических занятий по огневой подготовке, строить учебный процесс нужно с учетом того, что даже человек со слабыми навыками стрельбы по спортивным мишеням на дистанции 25 метров, но освоивший методику поражения целей на уровне динамического стереотипа, в реальной стрелковой ситуации всегда будет иметь значительное преимущество перед мастерами спортивной стрельбы. Общим правилом тактической подготовки и обучения приемам практической (боевой) стрельбы является обязательное сочетание отработки «техники» с психологической подготовкой стрелка. Реальную тактическую обстановку лучше характеризовать не словом «стрельба», а словом «перестрелка». Последняя же отличается внезапностью возникновения «огневого контакта», его быстротечностью и напряженностью. Состояние стрелка значительно отличается от того, к которому он привык в тире.

Все эти условия в полной мере соответствуют задачам, выполняемым сотрудниками наружных служб органов внутренних дел. В условиях улицы спортивные техники стрельбы неприемлемы. Реальную пользу приносит лишь базовая подготовка, доведенная до автоматизма. Простота, рациональность и эффективность действий становятся залогом успеха. А успех определяется быстрым поражением противника. Психологически важна способность и готовность, в момент опасности, немедленно перейти к решительным, агрессивным действиям. От степени полноты формирования устойчивого психологического статуса стрелка зависят эффективность его действий, возможность выполнения поставленной перед ним задачи и величина потерь. Планируя и осуществляя учебно-тренировочный процесс, необходимо помнить о комплексном подходе к обучению. Наряду с такими элементами подготовки, как тактика, техника, психофизиологические аспекты, не менее важными являются: специальная физическая подготовка, оперативная, правовая и медицинская подготовка, соответствие вооружения и экипировки (они, безусловно, должны быть качественными и надежными) характеру выполняемых задач. В реальной боевой ситуации даже небольшие пробелы в подготовке и отсутствие необходимого снаряжения могут стоить сотруднику жизни.

Практические стрельбы являются основной формой проведения занятий по огневой подготовке и направлены на поддержание и совершенствование навыков владения оружием сотрудниками. Говоря об особенностях процесса обучения практической стрельбе, нельзя не сказать о принципах, без соблюдения которых не приходится рассчитывать на положительный результат. Одним из основополагающих является принцип постепенности. На практике суть этого принципа заключается в следующем: движение, элемент или упражнение в целом закрепляются в виде умения, затем трансформируются в навык и в итоге должны существовать на уровне динамического стереотипа.

Термин «динамический стереотип» подразумевает развитие «мышечной памяти» («психомоторно-мышечных» комплексов, взаимно связывающих виды двигательной активности стрелка с адекватной психологической наполненностью) до уровня автоматизма в результате многократного повторения конкретного движения в течение длительного времени. Особенно актуально это для реализации на практике одной из отличительных черт практической стрельбы: «попадаю туда, куда смотрю» (принцип «взгляд — выстрел»), т.е. для доведения навыка стрельбы до абсолютного автоматизма, тогда как в классической стрельбе работает правило «попадаю туда, куда целюсь». И, естественно, сам процесс освоения конкретных упражнений учебных стрельб должен быть построен по принципу «от простого к сложному».

Планирование и проведение занятий по огневой подготовке необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей и способностей, а также уровня подготовки каждого стрелка. Практика показывает, что сотрудник, имеющий спортивную подготовку достаточно высокого уровня, координированный, с достаточной мотивацией, при прочих равных условиях и правильном построении учебно-тренировочного процесса быстрее достигнет определенного уровня практической стрельбы, нежели тот его коллега, физические качества которого оставляют желать лучшего.

Таким образом, можно сделать вывод: совершенствование таких физических качеств, как ловкость, координированность, быстрота, выносливость, сила и даже гибкость, является неотъемлемой частью обучения практической стрельбе. На продвинутых уровнях подготовки стрелка целесообразно активно применять индивидуализированные методы обучения каждого сотрудника, учитывая его психофизические, координативные, оперативно-профессиональные, биомеханические, возрастные и многие иные качества, что позволяет добиваться максимальных результатов, как в индивидуальном уровне боевой подготовки, так и в общем уровне подготовки подразделения.

Необходимо также помнить о важности психологического аспекта обучения. Ведь реальный огневой контакт порождает состояние жесточайшего стресса у стрелка, которое значительно отличается от

стандартных условий, к которым он привык. И, наряду со способностью адекватно действовать в условиях стресса и дефицита времени, наиболее важной является способность начать действовать вообще.

Навыки меткой стрельбы вырабатываются в результате правильно спланированного и организованного обучения, тренировок и постоянной практики. Для повышения уровня владения оружием необходимо проводить занятия по огневой подготовке не менее трех-четырех раз в неделю по 1,5-2,0 ч, используя по 80100 патронов на каждого стрелка. Для поддержания имеющихся навыков достаточно одной-двух тренировок в неделю по 50-60 выстрелов.

Необходимо помнить о том, что тренировки с боевой стрельбой должны составлять 15-20% от общего объема занятий. Остальное время используется для отработки отдельных элементов или упражнений без боевой стрельбы (методология «сухого плавания», позволяющая отработать и закрепить максимально возможные варианты подводящих, базовых, тактических и иных приемов боевой стрельбы и делающая последующую боевую практику максимально целесообразной). Занятия по имитации упражнений боевых стрельб являются обязательным условием роста и поддержания уровня мастерства, а перерывы в учебно-тренировочном процессе самым негативным образом сказываются на степени владения оружием.

Реализация принципа наглядности осуществляется в виде демонстрации конкретных упражнений учебных стрельб инструктором (применение принципа «делай, как я»). Показ сопровождается объяснением тактики и техники действий на каждом этапе выполнения упражнения. Освоение сложных упражнений достигается с помощью выполнения их по элементам, изучения основных опорных точек, отдельных нюансов.

Весьма серьезным подспорьем для улучшения качества учебного процесса является видеосъемка. С помощью видеокамеры принцип наглядности реализуется наиболее полно. Демонстрация техники и тактики выполнения упражнений учебных стрельб на теоретических занятиях, позволяет указать обучаемым на конкретные ошибки, разобрать их, сравнить с эталоном. Уровень развития современной видеотехники, например, покадровый просмотр, позволяет детально проанализировать технические особенности выполнения отдельных сложных элементов. Поэтому использование видеокамеры на тренировках по огневой подготовке является обязательной, неотъемлемой частью учебного процесса.

Методические приемы, используемые для совершенствования техники стрельбы, очень разнообразны, многочисленны и специфичны в зависимости от вида деятельности стрелка. Среди методических приемов, используемых при обучении технике практической стрельбы следует отметить:

1. Выполнение действий в состоянии значительного утомления. При утомлении у стрелков в первую очередь дискоординируется структура мышечных напряжений, увеличивается тремор, что значительно повышает амплитуду колебаний руки с оружием, нарушаются взаимосвязи в системе двигательных навыков. Примером реализации данного методического приема может служить выполнение стрельбы после физической нагрузки (бег, силовые упражнения, единоборства).

2. Выполнение действий в состоянии значительного эмоционального напряжения. Одной из наиболее существенных особенностей выполнения стрельб в реальных условиях огневого контакта является повышенное эмоциональное напряжения. Управление движениями рук с оружием и всего тела стрелка требует использования в подготовке следующих упражнений: усложнение мишенной обстановки (стрельба по незнакомым мишеням), использование светошумовых раздражителей, дуэльная стрельба. Особое место среди перечисленных упражнений занимает дуэльная стрельба. Она представляет собой мини-соревнование, в котором участвуют два соперника, и задача каждого из них состоит в том, чтобы произвести выстрел в мишень быстрее и точнее своего соперника, реализовать принцип «дикого Запада»: выстрели первым и не промахнись.

Несмотря на внешнюю простоту содержания поединка, он, как и любое другое соревнование, несет в себе значительные возможности как разнообразия условий их проведения, так и возможностей воздействия на соперника с целью максимального приближения обстановки к условиям реального поединка. Примером такого воздействия может быть сильный крик. В реальном поединке, который отличается максимально высоким уровнем воздействия на человека стресс-факторов, вызванных наличием реальной угрозы жизни и здоровью, внезапностью нападения, быстрой сменой обстановки и т.п., он приводит к значительным изменениям в деятельности всех систем организма человека. У некоторых людей это выражается в нарушении координации движений, проявляющихся в форме бессодержательных действий или в оцепенении, потере пространственной ориентации.

Соревновательный характер проведения поединков заставляет большинство стрелков показывать свои максимальные возможности. Это в свою очередь способствует, с одной стороны, развитию таких черт характера, как решительность, самообладание, а с другой, соответствует закреплению двигательных действий при ведении стрельбы на уровне двигательного навыка, что и является конечной целью обучения.

3. Выполнение действий в необычных условиях. Двигательный навык характеризуется определенным комплексом пространственных, временных и силовых характеристик, наиболее четко наблюдаемых в постоянных условиях тренировки. Изменение условий тренировки всегда влечет за собой изменение одной или нескольких из этих характеристик, что вызывает, в свою очередь, коррективы во всех остальных.

Примером реализации данного методического приема является выполнение стрелковых упражнений в различных условиях освещенности, различных погодных условиях (когда тренировки проводятся на стрельбище).

4. Формирование рабочей установки. Каждый навык имеет свой психологический компонент, в который входят цель действия, намерение осуществить действия, интерес, переживание от трудности выполнения действия, определенная организация внимания, связи сенсорных и моторных частей движения, степень волевого усилия. Поэтому в процессе тренировки должны совершаться компоненты высшего порядка в сфере психической деятельности стрелка, должна формироваться система психологических процессов, определяющих интеллектуальную и волевую направленность к действию. Использование данного приема в практике может выглядеть следующим образом: поражение нескольких целей, поражение этих целей в заранее установленной последовательности, поражение цели в заданный район мишени.

5. Формирование дополнительных ориентиров и срочной информации. Начало освоения каждой новой координационной структуры или какой-либо части структуры технического приема всегда связано с необходимостью локального поиска наиболее рациональных и эффективных параметров отдельных

движений. Чтобы стрелок мог проще и быстрее освоить новый заданный уровень амплитуды, темпа и ритма, активизировать процесс осознания совершаемых действий, в упражнения вводят дополнительные ориентиры, а также оперативно информируют стрелка о качестве выполнения всего действия (части действия) и о результате выстрела.

Примеры реализации данного методического приема в практике: поражение одной или нескольких целей с видимым стреляющему результатом, падением мишени после выстрела, высвечиванием пробоины, звучанием сигнала поражения. Хороший результат дает выполнение стрельб с использованием поворотных и подъемных устройств или легко разрушаемых мишеней - надувных резиновых шаров, керамических или глиняных кругов.

В столкновении аргументов о праве на существование того или иного приема стрельбы, упражнения, лучшим доводом является результат, но результат ради результата не является самоцелью. Важно не забывать о том, что каждое упражнение должно иметь прикладное значение применительно к конкретной специфике, должно соответствовать задачам, поставленным перед стрелком, и носить реальный характер. Механическое же выполнение упражнений, цель которых не ясна стрелку, не позволяет достичь необходимого уровня мотивации и негативно влияет на учебно-тренировочный процесс в целом.

Выводы. Совершенствование в технике стрельбы не предполагает жесткого комплекса методов, принципов и методических приемов, которые не подлежат изменению, дополнению или уточнению, скорее наоборот, представляется как постоянно развивающийся и изменяющийся процесс, направляемый научными исследованиями, передовым опытом и современными требованиями практики.

Литература:

1. Police training for effective use of weapons in extreme situations / Shevchenko I. В сборнике: Актуальные проблемы науки и техники: достижения, инновации. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.Ю. Зевеке. 2017. С. 180-182.

2. Некоторые методические приемы подготовки стрелка к активным действиям в экстремальных ситуациях / Шевченко И.А., Мамонтов Д.Ю. // В сборнике: Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников / С.Е. Шиянов, А.П. Федоровский (отв. ред.) - Ставрополь: АНО ВО СКСИ, 2017. с. 92-96

3. Иноценко В.А. Проблема развития профессиональных качеств у курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в процессе совершенствования физических навыков / В сборнике: Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-педагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Тимошенко, С.Н. Кашина. - 2013. - С. 198-201.

4. Использование практики применения огнестрельного оружия сотрудниками спецподразделений и территориальных органов внутренних дел при преподавании дисциплин «Огневая подготовка» и «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке»Мамонтов Д.Ю., Шевченко И.А. В сборнике: Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научно-практических работников. 2017. С. 252-256.

5. Тимошенко Л.И., Кудрявцев Р.А. Обучение стрелков психологической готовности к производству выстрела // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-2. - С. 375-378

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Шикалова Татьяна Николаевна

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования» (г. Ижевск)

ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО В СИСТЕМЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация. В статье актуализируется проблема профессиональной компетентности педагога и предлагается авторская технология формирования конструктивной компетенции музыкального руководителя ДОО в системе курсов повышения квалификации.

Ключевые слова: музыкальный руководитель ДОО, профессиональная компетентность, конструктивная компетенция, повышение квалификации, технология.

Annotation. The article actualizes the problem of the teacher's professional competence and suggests the author's technology of forming the constructive competence of the musical instructor in the system of advanced training courses.

Keywords: musical instructor, professional competence, constructive competence, advanced training, technology.

Введение. Инновационные процессы, происходящие в современном обществе, требуют изменения содержания образования, создания новых технологий и способов организации образовательного процесса, в связи с чем проблема формирования компетентности педагога в теории и практике дополнительного профессионального образования приобретает всё большую актуальность. Большое внимание в научных исследованиях уделяется вопросам коммуникативной (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Клюева, Ю. А. Конев, А. К. Маркова, Г. С. Трофимова), организаторской (Э. Ф. Зеер, Г. В. Зыкова, B. C. Лазарев, А. К. Маркова, А. С. Попов, М. М. Поташник, В. А. Сластенин), проектировочной (О. И. Генисарецкий, В. Л. Глазычев, К. М. Кантор, В. И. Курбатов, В. М. Сафронова, Г. П. Щедровицкий) компетенциям. Менее всего освещается вопрос формирования конструктивной компетенции, несмотря на его значимость для профессиональной деятельности педагога. В современных педагогических исследованиях недостаточное внимание уделяется вопросам дополнительного профессионального образования музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО), миссия которых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.