10. Чилингарян, К.П. Английский для специальных (асц) целей в современном обществе // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-1. - С. 145-150.
11. Шаимова, Г.А. ESP (английский для специфической цели) или профессионально-ориентированное обучение английскому языку // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 748-749.
12. Belcher, D.D. English for specific purposes: Teaching to perceived needs and imagined futures in worlds of work, study, and everyday life // TESOL quarterly. - 2006. - Vol. 40, no.1. - pp. 133-156.
13. Carver, D. Some propositions about ESP // The ESP Journal. - 1983. - № 2. - pp. 131-137.
14. Dudley-Evans, T., St. John M.J. Development in ESP. A multy-disciplinary approach / T. Dudley-Evans, M.J. St. John. -Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 301 p.
15. Hutchinson, T., Waters, A. English for Specific Purposes: A learner-centred approach / T. Hutchinson, A. Waters. - Cambridge: CUP, 1987. - 183 p.
16. Hirano, E. Research article introductions in English for specific purposes: A comparison between Brazilian Portuguese and English // English for specific purposes. - 2009. - Vol. 28, no 4. - pp. 240-250.
17. Jones, G. ESP textbooks: Do they really exist? // English for Specific Purposes, 1990, no. 9, pp. 89-93.
18. Widodo, H.P. & Pusporini, R. Materials design: English for specific purposes (ESP), Muenchen: 2010. - pp. 147-160.
Педагогика
УДК:378.09
кандидат педагогических наук Дубинин Дмитрий Юрьевич
Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье раскрываются аспекты боевой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, рассмотрен вопрос организации занятий по огневой подготовке, в том числе особенности стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, отработки практических умений и закрепления полученных в процессе обучения навыков.
Ключевые слова: огневая подготовка, обучение, оружие, уголовно-исполнительная система, стрельба.
An^tatton. The article reveals the aspects of combat training of employees of the penitentiary system, considers the organization of training in fire training, including the features of shooting from combat hand-held small arms, practicing practical skills and consolidating the skills obtained in the process of training.
Keywords: fire training, training, weapons, penal system, shooting.
Введение. Современная оперативная обстановка на территории Российской Федерации выдвигает все более жесткие требования к боевой подготовке сотрудников всех без исключения подразделений правоохранительных органов. Деятельность сотрудников органов уголовно-исполнительной системы относится к тем видам деятельности, которые сопряжены с повышенным риском и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремальности. Количество ситуаций в деятельности правоохранительных органов, которые определяют как экстремальные, многократно возросло в настоящее время не только в России, но и за ее пределами. Все это свидетельствует не только о значительном росте преступлений, структурном изменении преступности, но и указывает на существенные проблемы в обеспечении общественной безопасности и правопорядка в России в настоящее время.
Изложение основного материала статьи. Обострение криминогенной обстановки в России сопровождается увеличением количества случаев применения сотрудниками табельного огнестрельного оружия. Как свидетельствует статистика, каждые три из четырех случаев применения оружия сотрудниками обусловлены необходимостью пресечения или предотвращения преступлений, каждый шестой - связан , с отражением нападения на сотрудника. Однако, не всегда специалисты - выпускники образовательных учреждений ФСИН России готовы к осуществлению эффективной и целесообразной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе и деятельности, требующей применения табельного оружия. В связи с этим возрастают требования к подготовке специалистов в ведомственных вузах, институтах повышения квалификации, к формированию в процессе обучения морально-психологических, профессионально-личностных качеств сотрудников, занятых предупреждением, пресечением и расследованием наиболее дерзких и масштабных преступлений.
Вызывает тревогу и тот факт, что лица, входящие в преступные формирования, в основном физически подготовлены и владеют техникой стрельбы на достаточно высоком уровне. При этом необходимо учитывать, что в экстремальных ситуациях, где существует реальная опасность поражения огнестрельным оружием и исход поединка решают доли секунды, сотрудники правоохранительных органов должны быть психологически готовы к оперативному принятию решения в сложившейся обстановке и уметь эффективно противостоять действиям преступника. Также, по мнению И.М. Павлова, сотрудник правоохранительных органов должен быть психологически готов применить огнестрельное оружие в отношении преступника на близкой дистанции, в том числе и в присутствии случайных лиц. Он , должен , быть уверенным в правомерности и возможности применения огнестрельного оружия в такой ситуации с положительным для себя результатом. Рассмотрев все вышеизложенное, можно отметить, что одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки сотрудников органов является огневая подготовка.
Проблемам совершенствования различных аспектов системы огневой подготовки сотрудников посвящены научные работы таких авторов, как Ю.В. Дмитриева, С.Г. Горбенков, А.С. Калинников, Ю.Ф. Подлипняк, В.А. Торопов, А.И. Ушаков, А.А. Хвастунов, А.И. Щипин, Е.В. Шестопалова, И.А. Калиниченко и др. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучена область огневой подготовки сотрудников, касающаяся стрельбы в реальных условиях и ситуациях служебно-боевой деятельности, что не позволяет в полной мере сформировать необходимые навыки, предъявляемые к профессиональной компетенции сотрудников.
Отечественные исследователи иногда приравнивают стрельбу, с учетом психофизиологических параметров, требующихся для ее ведения, к операторской деятельности, то есть к такой, которая полагает необходимым высокий уровень развития внимания, двигательной памяти, координации движений исполнителя. При этом отличительной особенностью стрельбы является то, что для выполнения выстрела необходимо произвести сравнительно небольшое количество движений с малой амплитудой. В то же время допущенная при этом даже незначительная погрешность может свести результативность практически к нулю.
Исходя из этого, основным фактором, влияющим как на процесс обучения, так и на результативность самой стрельбы, является состояние сенсорно-перцептивной чувствительности стрелка. Вернее, речь идет о приобретении специализированных ощущений, позволяющих практически неосознанно, автоматически распознавать количество необходимых и прилагаемых усилий, характер , микроколебаний тела и оружия, мельчайшие временные интервалы в целях последующего формирования образа-эталона, то есть образа идеального выстрела. Причем особенностью этого образа-эталона является то, что процесс его создания происходит на сознательном уровне: практически каждый параметр, будь то величина усилия, степень мышечной напряженности и т. д., вполне обдуман исполнителем, в то время как уже сложившийся образ переходит на подсознательный уровень и регулируется автоматически. Этим объясняются и высказывания тренеров-практиков о том, что переучивать гораздо сложнее, чем своевременно обучить. Иными словами, гораздо легче сформировать новый образ-эталон, чем изменить структуру уже созданного, закрепленного в подсознании.
В условиях современной деятельности исправительных учреждений, несмотря на проводимые режимные и оперативные мероприятия в местах лишения свободы происходят случаи массового неповиновения осужденных законным требованиям администрации, которые создают серьезную угрозу безопасности отдельных граждан, общества и государства в целом. Это вызвано возросшими масштабами криминальных проявлений, которые характеризуются усилением агрессивности и жестокости, активизацией противодействия сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Потребность повышения эффективности и качества обучения боевой подготовке важна, поскольку сотрудники должны получить достаточную правовую и огневую подготовку. От качества такой подготовки зависит уровень эффективности решения оперативно-служебных задач личным составом.
Огневая подготовка является составной частью боевой подготовки и представляет собой систему мероприятий, направленных на усвоение личным составом теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для уверенного владения оружием при выполнении оперативно-служебных задач. Для того чтобы умело владеть оружием, недостаточно усвоить только приёмы производства чёткого выстрела. Нужно иметь отчётливое представление о внутренней и внешней баллистике, хорошо знать материальную часть и боевые возможности оружия. Необходимо уметь устранять задержки и неисправности, а также содержать его в чистоте и порядке.
Цели, которые стоят при обучении огневой подготовкой:
• выработка прочных навыков в обращении с оружием и его применение в различных ситуациях и условиях служебной деятельности;
• формирование необходимых морально-психологических качеств и личной ответственности за выполнение служебного долга.
Основными задачами при изучении дисциплины являются:
• ознакомить сотрудников с правовыми основами применения и использования боевого огнестрельного оружия, с видами стрелкового оружия, находящегося на вооружении в уголовно-исполнительной системе;
• ознакомить сотрудников с приёмами и правилами стрельбы из стрелкового оружия, мерами безопасности при проведении учебных стрельб, а также порядком обращения с оружием при несении службы;
• изучить основы стрельбы;
• изучить материальную часть стрелкового оружия;
• выработать психологическую устойчивость у обучаемых к ситуации стрельбы, умение своевременно и правильно применять оружие в сложной обстановке (в рамках комплексного зачета);
• научить меткому ведению огня из пистолета, автомата в различных условиях.
Таким образом, дисциплина предусматривает изучение материальной части оружия, мер , безопасности при обращении с ним, выработку прочных навыков владения оружием, меткой стрельбы по неподвижным целям из различных положений.
В связи с этим особое значение при выработке практических навыков стрельбы приобретает этап формирования образа идеального выстрела, который можно озаглавить как начальный.
Традиционно в практике обучения как спортивной, так и боевой стрельбе из пистолета основными вопросами начального этапа обучения являются:
- изучение материальной части оружия и мер , безопасности при обращении с ним;
- обучение принятию правильного положения для стрельбы;
- обучение правильному хвату оружия;
- изучение способов прицеливания;
- обучение и отработка правильного нажатия на спусковой крючок.
Формально все эти моменты необходимы для правильного осуществления выстрела как двигательного действия.
Однако они всё же не являются решающими, так как не обеспечивают реализацию главной задачи начального периода обучения - формирование у исполнителя двух основных типов образов:
1) «стрелок - оружие»,
2) «стрелок - оружие - мишень».
Организация занятий по огневой подготовке зависит от штатной организации обучаемых подразделений, темы и содержания учебных вопросов, учебной цели, подготовленности руководителей учебных групп и обучаемых, а также от наличия и состояния учебной материальной базы.
Занятия по огневой подготовке проводятся в специализированных учебных классах, тирах, на стрельбищах.
На классных занятиях изучаются: назначение, боевые свойства и устройство оружия, боеприпасов, правила обслуживания и сбережения оружия, основы и правила стрельбы.
В последующем знания, умения и навыки по этим вопросам обучаемые совершенствуют на стрелковых тренировках и стрельбах и в других формах обучения1.
На стрелковых тренировках и стрельбах вырабатываются, совершенствуются и доводятся до автоматизма навыки обучаемых в действиях при обращении с оружием. Систематическое, качественное проведение стрелковых тренировок и стрельб обеспечивает достижение высоких результатов огневой подготовки. При выполнении упражнений учебных стрельб обучаемые получают практику в действиях с оружием и одновременно проверяется уровень огневой выучки обучаемых.
При проведении работ в часы ухода за вооружением сотрудники углубляют знания по материальной части оружия, устранению неисправностей оружия. В часы самоподготовки обучаемые, как правило, закрепляют приобретённые знания по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы и могут совершенствовать навыки действий с оружием и в применении правил стрельбы. Как правило, в учреждениях огневая подготовка проводится в составе подразделений и служб или в составе учебных групп. Во всех случаях, когда это возможно, начальник учреждения стремится к тому, чтобы каждый начальник службы (подразделения) лично обучал своих подчиненных.
Практически на первом этапе наряду с формированием образа идеального выстрела происходит процесс создания образов-ошибок: исполнитель запоминает тот стандартный, первичный набор, операций, который не приводит к достижению цели. При этом автоматически запечатлеваются в памяти не только сами ошибки, но и, что главное, способы их устранения.
Важным является и то, что на данном этапе решается еще одна серьезная задача: стрелок обучается способам и принципам самооценки, самоконтроля и, наконец, самообучения. Это позволяет ему в ходе дальнейшего совершенствования навыков стрельбы самостоятельно себя корректировать, а в боевой ситуации - оперативно, без посторонней помощи принимать решения и выбирать оптимальные действия.
Исходя из вышесказанного, находим неприемлемым обучение сложным типам стрелковых упражнений уже через 2-3 занятия с момента начала подготовки. К сожалению, это одна из наиболее типичных методических ошибок, которая допускается тренерами и инструкторами, чаще всего по независящим от них причинам: отсутствие времени, сокращение учебных программ и т.д. Однако отрицательные последствия такой практики требуют значительных усилий по их устранению.
В настоящее время в практической стрельбе в условиях соревнований применяется множество стрелковых упражнений, направленных на формирование навыков стрельбы, а также ведется поиск наиболее эффективных методик обучения стрельбе. В свою очередь, в спецподразделениях России также осуществляется поиск современных методик обучения (в том числе основанных на международном опыте) и разработка соответствующих дополнительных мер. личной безопасности сотрудников для последующего введения их в тематику профессиональной подготовки личного состава подразделений.
Инструкторы профессиональной служебной и физической подготовки используют специальные учебные упражнения, формирующие навыки безопасности при обращении с оружием, такие как: снятие пальца со спускового крючка в момент отсутствия цели; удержание и контроль ствола в безопасном направлении во время перемещения с заряженным оружием.
На основе собранного международного опыта применяется ряд упражнений для тренировки разных сторон . стрелкового мастерства:
быстрое извлечение пистолета,
перезарядка оружия,
безопасное перемещение с оружием в разных направлениях, стрельба в движении и т.д.
Однако в специальной научной литературе еще недостаточно отражены современные методики обучения, обеспечивающие организационно-методическую основу огневой подготовки личного состава этих подразделений, применительно к выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в условиях огневого контакта с преступником.
Во время практических занятий огневой рубеж обеспечен постоянным освещением, нет отвлекающих и раздражающих факторов, обучаемые пользуются наушниками. Применение оружия в реальной обстановке оперативно-служебной деятельности происходит в несколько иных условиях: при плохой освещенности, в полной темноте, при встречном свете, во время производства выстрела другим сотрудником или преступником. Противник в отличие от мишени перемещается, а понятие «упреждение» в процессе занятий не используется за ненадобностью. Программами подготовки не предусмотрено определение дистанции до цели, таким образом, глазомер . у сотрудника не развит, что не мешает поражать мишени на привычных расстояниях, но приводит к промахам на дистанциях, превышающих эффективную дальность стрельбы, когда выстрел заведомо не мог достичь цели.
В методике огневой подготовки необходимо уделять внимание тренировке по извлечению оружия, досыланию патрона и устранению задержек при стрельбе, не глядя на оружие. Данные упражнения будут способствовать повышению их скорости двигательных действий и дадут возможность вести наблюдение за противником во время огневого контакта. Такие тренировки целесообразно выполнять с закрытыми глазами и учебными патронами, в полной темноте с освещенной мишенью и боевыми патронами. Все необходимые действия с оружием до произведения выстрела должны выполняться плавно, без остановок оружия в промежуточных положениях, по кратчайшей траектории и максимально быстро. Таким образом, обучающиеся избавляются от лишних и непродуктивных движений, увеличивается скорость и точность движений.
Выводы. Разработка научно-обоснованной методики обучения стрельбе сотрудников практических подразделений органов внутренних дел является весьма актуальной, она будет способствовать формированию их профессиональных навыков, совершенствованию огневой подготовленности.
Для этого необходимо выполнить ряд задач:
- изучить состояние огневой подготовленности сотрудников практических подразделений органов внутренних дел;
- осуществить анализ фактов применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел при выполнении служебно-боевых задач;
1 Шестаков М.П. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке: Учебно-методическое пособие, Новокузнецк, 2010.
- определить средства и методы, направленные на формирование навыков стрельбы сотрудников органов внутренних дел;
- разработать методику обучения стрельбе сотрудников органов внутренних дел;
- определить эффективность влияния разработанной методики на формирование навыков стрельбы сотрудников.
Предполагается, что разработанная и научно обоснованная методика обучения сотрудников органов внутренних дел позволит определить и практически внедрить в процесс обучения современные критерии оценки и системы контроля готовности сотрудников к стрельбе в реальных условиях оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, а также в дальнейшем использовать разработанную методику обучения стрельбе сотрудников в процессе огневой подготовки.
Литература:
1. Архипов, С.Н. Использование стрелкового тренажера СКАТТ на занятиях по огневой подготовке с сотрудниками спецподразделений // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2014.
2. Гребенюк, С.П. Приемы и правила стрельбы из 9-мм пистолета Макарова (ПМ) и 7,62-мм автомата Калашникова (АКМ), Рязань, 2004.
3. Жадан, В.Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. - 2013. - №8. - С. 290-294. - URL https://moluch.ru/archive/55/7464/ (дата обращения: 18.06.2019).
4. Об утверждении Курса стрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 26.02.2006 № 24.
5. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169.
6. Торопов, В.А. Огневая подготовка: Учебник / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. - 2000. - 368 с.
7. Шестаков, М.П. Методика организации и проведения занятий по огневой подготовке: Учебно-методическое пособие. - Новокузнецк, 2010.
Педагогика
УДК 371
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород); магистрант Медведская Ирина Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ ОЦЕНКИ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос диагностики уровня развития пересказа у старших дошкольников с ОНР. Предлагается авторская (Жулина Е.В., Медведская И.В.) комплексная диагностическая методика обследования пересказа с позиции основных критериев связной речи (логичность, связность, последовательность).
Ключевые слова: связная речь, ОНР, пересказ, диагностика, дошкольники.
An^tatton. This article discusses the issue of diagnosing the level of retelling by preschoolers with general speech underdevelopment. The authors describe (Zhulina EV, Medvedskaya IV) the comprehensive diagnostic technique for retelling from the standpoint of the main criteria for coherent speech (logic, connectedness, sequence).
Keywords: connected speech, general speech underdevelopment, retelling, diagnosis, preschoolers.
Введение. Дошкольное детство - важный этап в жизни ребенка, который определяет все его последующее развитие.
Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом речевого и психического развития ребенка [2]. К сожалению, не все дети могут качественно построить свое речевое высказывание. Поэтому необходимо своевременно выявить недостатки в речевом развитии и корректировать их.
По уровню развития устной речи в старшем дошкольном возрасте можно судить об общем развитии личности. Алгоритм развития речи представляет собой систематическую работу над ее содержанием, последовательное обучение детей строить предложения, осмысленный подход к подбору слов и их форм, работа над грамотным построением мысли.
Проблема формирования связной речи считается важной в работе с дошкольниками, имеющими проблемы в речевом развитии. Недоразвитие речи влечет за собой сужение знаний об окружающем мире, задержку в понимании необходимости общения, специфичность развития самой речи.
В настоящее время стал очевидным рост количества дошкольников с общим недоразвитием речи, которые испытывают затруднения при составлении пересказа. Общее недоразвитие речи (ОНР) встречается с высокой частотой - до 5-10% детского населения в возрасте до шести лет [8].
Вопросам своеобразия связной речи у детей с ОНР посвятили свои исследования целый ряд известных ученых и педагогов (Глухов В.П., Левина Р.Е., Чиркина Г.В., Жукова Н.С. и другие).
В теоретической и методической литературе существует несколько методик диагностики монологической и диалогической речи детей с общим недоразвитием речи (ОНР), одним из разделов которых является исследование способности к пересказу.
В современной логопедии существуют разнообразные методики обследования степени развития связной речи, пересказа в частности.