Педагогика
УДК 377.4
кандидат филологических наук, доцент Дёрина Наталья Владимировна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Якунина Елизавета Константиновна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Пикалова Елена Анатольевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
РОЛЬ ЯЗЫКОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы преподавания в области иностранного языка общего содержания и иностранного языка специального содержания. Цель статьи - дать сравнительный анализ преподавания общего английского и английского для специальных целей, представить аргументы в отношении подходов, предназначенных для организации и обеспечения высокой эффективности освоения английского языка для специальных целей. Исследование сосредоточено на сравнительных методах изучения различных учебных программ, чтобы изложить результаты успешного изучения иностранного языка разными группами студентов. Авторами обоснована необходимость использования базовой методики преподавания иностранного языка для специальных целей с более высокой эффективностью личностно-ориентированного подхода в качестве основы для обучения ESP (English for Special Purposes - английского для специальных целей). Результаты исследования доказали, что развитие программы обучения зависит от анализа потребностей учебной группы и реальных ситуаций использования языка в специальных целях. Методология ESP отличается от методов преподавания EGP, поскольку обучение на курсе ESP является более конкретным и ориентированным на специалиста.
Ключевые слова: английский для специальных целей, личностно-ориентированный подход, участники образовательного процесса, профильно-ориентированное обучение.
Annotation. This article discusses teaching methods in the field of a foreign language of general content and a foreign language of special content. The purpose of the article is to give a comparative analysis of the teaching of English for General Purposes and English for Special Purposes, to present arguments regarding approaches designed to organize and ensure high efficiency in mastering the English language for special purposes. The study focuses on comparative methods of studying various curricula in order to present the results of successful study of a foreign language by different groups of students. The authors substantiated the need to use the basic methodology of teaching a foreign language for special purposes with higher efficiency of a personality-oriented approach as the basis for teaching ESP. The results of the study proved that the development of the training program depends on the needs analysis of the study group and real situations of using the language for special purposes. The ESP methodology is different from the teaching methods of EGP, since ESP training is more specific and specialist-oriented.
Keywords: English for special purposes, personality-oriented approach, participants in the educational process, profile-oriented training.
Введение. Английский язык широко проникает во все сферы человеческой деятельности и считается общим языком общения в инженерно-технических дисциплинах, аэронавигации, морской навигации, коммерции, спорте, информационных технологиях. Современные технологии способствуют активному обмену научными и профессиональными достижениями во всех областях науки, техники и производства во всем мире. Значение английского языка для мирового сообщества велико и зависит не только от количества людей, использующих его в общении, но и от различных целей его применения в профессиональной сфере [9].
Потребность в английском языке для международного использования в науке, технике, образовании и бизнесе повлияла на растущий спрос на изучение английского языка для конкретных целей. Это направление в обучении получило свои характеристики языка для специальных целей, связанных с выполнением конкретных профессиональных задач, оно называется «Английский для специальных целей»(ESP), в последнее время оно быстро развивается и занимает особое место в преподавании английского языка [5]. Многие профессии являются международными, и требования к квалификации также стандартизированы на международном уровне и становятся общими в определенных областях: медицина, бизнес, наука, авиация, морская навигация, информационные технологии. Язык различных профессиональных сообществ отражает академическую и профессиональную практику различных моделей английского языка для конкретных целей, которая основана на профессиональных навыках, а также на опыте преподавания английского языка, который сочетает дисциплинарные знания в интегрированных областях многих дисциплин. Следовательно, существует необходимость в разработке общих подходов к преподаванию английского ESP, которые предоставят студентам возможность приобрести навыки ESP [11].
Для общения на любом этапе профессиональной деятельности необходимо разработать определенный набор устных языковых навыков, поэтому подготовка специалистов по программе английского языка для специальных целей представляет большой интерес для профессионального сообщества. Обучение специальным языковым моделям связано с широким научным обменом и подготовкой активных конкурентоспособных специалистов. Разработка подходов к преподаванию курса ESP основана на сравнении его с курсом EGP. Если в ходе обучения по программе EGP учитель использует английский язык в инструментальных целях с подготовленными специальными учебными планами, программами и стандартами обучения, то при преподавании курса ESP учитель выступает в качестве соавтора, дизайнера, разработчика учебных программ, исследователя, союзника и оценщика знаний.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время технологии обучения английскому языку для специальных целей предполагают овладение навыками полноценного общения в рамках профессионального и международного сотрудничества во всех ключевых областях экономики и производства
[12]. Однако преподаватели и руководители курсов столкнулись с проблемой существования множества различных программ и пришли к выводу, что невозможно создать единую идеальную программу, связанную с подготовкой специалистов для профессионального английского языка для специальных целей. Любой курс отражает конкретные цели и задачи курса и базовый профессиональный глоссарий с наиболее подходящим словарным запасом и набором языковых инструментов и упражнений. Основная цель любого курса ESP может быть представлена двумя способами: знание основ грамматики и необходимого профессионального лексического минимума, при этом следует помнить, что любые профессиональные знания претерпевают изменения в течение нескольких лет, и, следовательно, систематические изменения в необходимых учебных материалах, отражающих современное состояние науки и техники в этой области [4]. Для успешного процесса обучения особое внимание следует уделить выбору подлинных учебных материалов, предпочтительно из надежных источников английского языка, и адаптации этих источников к конкретным потребностям обучаемых, связанным с этой целевой ситуацией.
Методисты выделяют следующие принципы:
- достоверность необходимого набора материалов и учебных ситуаций, близких к реальности;
- многозадачность, ориентированная на несколько областей: понимание предметного содержания, получение когнитивных навыков посредством анализа предметного содержания, развитие речевых и языковых навыков, создание атмосферы сотрудничества в режиме групповой работы;
- деятельность по обучению посредством участия студентов в подготовке проекта, в процессе и на этапе презентации; участие студентов в разработке оценок и самооценок; - один из ключевых факторов взаимодействия учителя и ученика;
- безопасность учебной среды путем создания благоприятной среды для всех участников образовательного процесса;
- учебная поддержка в форме необходимой образовательной языковой и речевой поддержки, которая приобретается в ходе совместных образовательных действий и служит основой для методических действий преподавателя [13].
На сегодняшний день большая часть исследований, опубликованных в литературе, касающихся особенностей ESP, естественно, сосредоточена на важности интеграции ESP и EGP в рамках корпоративного образовательного процесса и в образовательной лингвистической среде Высшей школы. Это подтверждают [10, 3], которые подчеркивают важность и необходимость учитывать потребности студентов и провести целенаправленный анализ ситуации с обучением, что, в свою очередь, позволит найти эффективный способ овладеть навыками иностранного языка для конкретных целей.
Однако ряд ведущих исследователей этого вопроса [11] утверждают, что профессионально-ориентированное обучение иностранному языку должно и может быть стимулом для формирования личности специалиста, который ведет активную жизнь в течение всего периода работы. Кроме того, на основе сравнительного методологического анализа подходов ESP и EGP исследователи обосновали необходимость смещения акцента обучения иностранному языку в сторону предметно-ориентированного интегрированного общего иностранного языка и иностранного специального языка, который способствует эффективному формированию иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции специалиста. Методология языка для специальных целей (LSP) в ее наиболее распространенной версии ESP была впервые представлена в 1987 году [15]. Лингводидактические концепции подхода, основанного на обучении ESP, были разработаны в работе [14, 17], где представлены следующие основные положения этого направления:
- ESP рассматривается учеными как подход в учебном процессе, а не как продукт, который подразумевает, что предметом исследования являются не лингвистические, а лингводидактические аспекты;
- анализ потребностей студентов является основой для составления программ, курсов по обучению профессионально-ориентированному языку (иностранный язык в профессиональной деятельности);
- ESP стремится генерировать грамматические навыки для конкретных ситуационных контекстов;
- ESP - подтип языка, ограниченный профессиональными производственными ситуациями;
- курс ESP может быть разработан для корпоративных целей в узкой специализированной области для конкретных дисциплин;
- программы ESP разработаны для студентов начального уровня образования, среднего и продвинутого уровня подготовки, а также для готовых специалистов в соответствии с требованиями корпоративного заказчика;
- ESP основан на общей методике преподавания иностранного языка и является отражением методологии, характерной для преподавания специализированных дисциплин [15];
- в процессе обучения ESP все методы и принципы соответствуют обучению кооперации, когда преподаватель и ученик взаимодействуют друг с другом.
Важно разделить подходы в учебном процессе на две категории слушателей: а) студенты университетов и колледжей, обучающиеся по техническим специальностям и б) готовые специалисты, которые обучаются на курсах английского языка для специальных целей [2]. Обучение студентов ESP, как показал опыт, лучше всего начинать параллельно с изучением специализированных технических дисциплин, связанных с будущим направлением специальной профессиональной подготовки, с совместной координацией программ обучения технических дисциплин и тесное взаимодействие преподавателей этих дисциплин. В большинстве университетов курсы общего английского языка включаются в программу общих предметов с первого года обучения, а на второй год часто предлагается учиться по программе «Иностранный язык в профессиональной деятельности», когда студент не имеет представления о характере его будущей профессиональной специализации и изучает данную дисциплину "вслепую".
Цели курсов ESP могут быть описаны как: культурно-образовательные, личные, академические / профессиональные. Первые два ориентированы на самооценку студента, прогнозирование жизненного успеха, оптимизм или профессиональный пессимизм с точки зрения овладения ESP [16]. Мы можем направить их в сферу ESP для анализа потребностей студентов, которые изучают английский язык для профессиональной работы. Английский для академических и профессиональных целей преподается как отдельная дисциплина на более продвинутых этапах обучения и подготовки и используется для прослушивания и чтения лекций на иностранном языке, написания научных статей и докладов и общения на научных конференциях для магистрантов, аспирантов, учителя и подготовленные специалисты [7].
Специфическими особенностями курса ESP являются особенности преподавания профессионального языка, его целей и задач, уровень его дальнейшего применения, тема и содержание, определение языковых навыков в данной профессиональной области [9]. Планирование и разработка стратегии обучения различаются в зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и мотивации к обучению, а главное - от удовлетворения потребностей студента на данном этапе обучения, конкретной цели и ситуации [8].
В нашем случае «мы представляем программу параллельного обучения студентов иностранному языку для специальных целей и преподавания специальных дисциплин. Программа включает в себя изучение профессиональной лексики на основе профессионального лексического минимума, необходимых языковых и лексических единиц, стилей общения, знакомство с оформлением технической документации, чтение и перевод технической и научной литературы, подготовку докладов и выступлений на научных конференциях и подготовку и написание научных статей» [1]. Успешное овладение программой зависит от анализа потребностей обучающейся группы, реальных ситуаций использования языка в специальных целях, фактической пропорции многих компонентов профессионального курса, таких как: теоретические основы языка в области профессиональных знаний, адаптация подготовленных материалов, включая основные этапы технологии и производственных процессов, характер специалистов, в том числе тематическое и дидактическое сопровождение на занятиях в форме видео и аудио материалов, ряд программных приложений ESP, необходимых для эффективного обучения [17].
Целевые группы используют принципы ESP в изучении английского языка, которые используются в специализированных программах. Наиболее полно они реализуются в рамках президентской программы в МИДО (Магнитогорский институт дополнительного образования). Готовым специалистам предлагается программа изучения иностранного языка по курсу ESP.
Президентская программа включает в себя следующие этапы:
• Конкурсный отбор специалистов.
• Обучение в российском учебном заведении.
• Стажировка в ведущих российских или зарубежных организациях.
Принцип интеграции академических знаний и практического опыта работает на основе курса ESP в Магнитогорском институте дополнительного образования. Студенты этих курсов, будучи профессионалами в своей области, в корне отличаются от студентов университетов. Во время обучения студенты пытаются освоить основы своей профессии на иностранном языке, ориентируясь в основном на применение различных языковых явлений в гипотетических ситуациях. «Студенты программ дополнительного образования, в отличие от студентов, обучающихся по университетским программам, внедряют реальные практические ситуации на иностранном языке и концентрируются на улучшении практических навыков общения в этой профессиональной сфере на основе личных амбиций и собственного опыта» [2].
Таким образом, учащиеся, владеющие ESP, могут легко освоить общие предметы программы и более эффективно использовать ESP и EGP, а также легче интегрироваться в будущую производственную среду. Ученые-лингвисты склонны считать, что ESP - это скорее подход к процессу обучения, чем независимый языковой подвид, и рассматривается как особый продукт, в котором методология подчинена конкретным целям обучения [3].
Как оказалось, ESP более эффективен в повышении мотивации студентов, потому что он напрямую связан с их конкретной профессиональной карьерой и удовлетворяет их потребности, и, следовательно, студентам легче адаптироваться в своей профессиональной среде. [6] При преподавании курса EGP у студентов есть общая стандартная цель изучения английского языка, которая не всегда соответствует языковым потребностям студентов и снижает эффективность обучения. Существует проблема, в какой последовательности учить EGP и ESP. Вектор разграничения между курсом EGP и ESP приобретает особую важность, но требует дальнейшего анализа и обсуждения.
Выводы. В статье приводятся наиболее эффективные методы преподавания английского языка для специальных целей, как для студентов, так и для специалистов в рамках корпоративного обучения. Исследование выявило существенные противоречия в разных подходах к обучению ESP. Были рассмотрены роли и функции преподавателя на современном этапе обучения, необходимость соответствия целей и содержания учебного процесса потребностям обучаемых, ориентированных на развитие личности студента и его конкурентоспособность с целью его дальнейшего престижного трудоустройства. Определена мотивация должностных инструкций и перспективы высокого качества знаний на корпоративных курсах в профессиональной сфере на английском языке с целью дальнейшего карьерного роста.
Литература:
1. Асташова, Г.В., Дёрина, Н.В., Савинова, Т.А., Залавина, Т.Ю. Интеграционные процессы в обучении иностранному языку успешного специалиста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 2. - С. 9-20.
2. Асташова, Г.В., Дёрина, Н.В., Савинова, Т.А. Обучение пилотов профессиональному английскому языку при обучении иностранным языкам // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1. - С. 9-18.
3. Егорова, Л.А. Английский язык для специальных целей: лингвистические, прагматические и дидактические аспекты // Современная лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - Т. 1. - С. 6-20.
4. Москаленко, П.И. К вопросу о понятии «язык для специальных целей» и термине, его обозначающем // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 410-414.
5. Назаренко, А.Л. Проблемы оптимизации понимания и преподавания языка для специальных целей / А.Л. Назаренко. - М.: Изд-во МГУ, 2000. - 127 с.
6. Новожилова, С.Г. Английский язык для специальных целей как средство профессиональной коммуникации // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2005. - Т. 11. - № 11. - С. 142-144.
7. Петрашова, Т.Г. Язык для специальных целей в контексте содержания понятий «национальный язык» и «литературный язык» // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - 2008. - № 1-2. - С. 90-93.
8. Уханова, Е.В. Английский язык для специальных целей. исторический аспект // Филол. науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 4-1(34). - С. 206-209.
9. Хомутова, Т.Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 71. - С. 96-117.
10. Чилингарян, К.П. Английский для специальных (асц) целей в современном обществе // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 3-1. - С. 145-150.
11. Шаимова, Г.А. ESP (английский для специфической цели) или профессионально-ориентированное обучение английскому языку // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С. 748-749.
12. Belcher, D.D. English for specific purposes: Teaching to perceived needs and imagined futures in worlds of work, study, and everyday life // TESOL quarterly. - 2006. - Vol. 40, no.1. - pp. 133-156.
13. Carver, D. Some propositions about ESP // The ESP Journal. - 1983. - № 2. - pp. 131-137.
14. Dudley-Evans, T., St. John M.J. Development in ESP. A multy-disciplinary approach / T. Dudley-Evans, M.J. St. John. -Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - 301 p.
15. Hutchinson, T., Waters, A. English for Specific Purposes: A learner-centred approach / T. Hutchinson, A. Waters. - Cambridge: CUP, 1987. - 183 p.
16. Hirano, E. Research article introductions in English for specific purposes: A comparison between Brazilian Portuguese and English // English for specific purposes. - 2009. - Vol. 28, no 4. - pp. 240-250.
17. Jones, G. ESP textbooks: Do they really exist? // English for Specific Purposes, 1990, no. 9, pp. 89-93.
18. Widodo, H.P. & Pusporini, R. Materials design: English for specific purposes (ESP), Muenchen: 2010. - pp. 147-160.
Педагогика
УДК:378.09
кандидат педагогических наук Дубинин Дмитрий Юрьевич
Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье раскрываются аспекты боевой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, рассмотрен вопрос организации занятий по огневой подготовке, в том числе особенности стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, отработки практических умений и закрепления полученных в процессе обучения навыков.
Ключевые слова: огневая подготовка, обучение, оружие, уголовно-исполнительная система, стрельба.
An^tatton. The article reveals the aspects of combat training of employees of the penitentiary system, considers the organization of training in fire training, including the features of shooting from combat hand-held small arms, practicing practical skills and consolidating the skills obtained in the process of training.
Keywords: fire training, training, weapons, penal system, shooting.
Введение. Современная оперативная обстановка на территории Российской Федерации выдвигает все более жесткие требования к боевой подготовке сотрудников всех без исключения подразделений правоохранительных органов. Деятельность сотрудников органов уголовно-исполнительной системы относится к тем видам деятельности, которые сопряжены с повышенным риском и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремальности. Количество ситуаций в деятельности правоохранительных органов, которые определяют как экстремальные, многократно возросло в настоящее время не только в России, но и за ее пределами. Все это свидетельствует не только о значительном росте преступлений, структурном изменении преступности, но и указывает на существенные проблемы в обеспечении общественной безопасности и правопорядка в России в настоящее время.
Изложение основного материала статьи. Обострение криминогенной обстановки в России сопровождается увеличением количества случаев применения сотрудниками табельного огнестрельного оружия. Как свидетельствует статистика, каждые три из четырех случаев применения оружия сотрудниками обусловлены необходимостью пресечения или предотвращения преступлений, каждый шестой - связан , с отражением нападения на сотрудника. Однако, не всегда специалисты - выпускники образовательных учреждений ФСИН России готовы к осуществлению эффективной и целесообразной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе и деятельности, требующей применения табельного оружия. В связи с этим возрастают требования к подготовке специалистов в ведомственных вузах, институтах повышения квалификации, к формированию в процессе обучения морально-психологических, профессионально-личностных качеств сотрудников, занятых предупреждением, пресечением и расследованием наиболее дерзких и масштабных преступлений.
Вызывает тревогу и тот факт, что лица, входящие в преступные формирования, в основном физически подготовлены и владеют техникой стрельбы на достаточно высоком уровне. При этом необходимо учитывать, что в экстремальных ситуациях, где существует реальная опасность поражения огнестрельным оружием и исход поединка решают доли секунды, сотрудники правоохранительных органов должны быть психологически готовы к оперативному принятию решения в сложившейся обстановке и уметь эффективно противостоять действиям преступника. Также, по мнению И.М. Павлова, сотрудник правоохранительных органов должен быть психологически готов применить огнестрельное оружие в отношении преступника на близкой дистанции, в том числе и в присутствии случайных лиц. Он , должен , быть уверенным в правомерности и возможности применения огнестрельного оружия в такой ситуации с положительным для себя результатом. Рассмотрев все вышеизложенное, можно отметить, что одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки сотрудников органов является огневая подготовка.
Проблемам совершенствования различных аспектов системы огневой подготовки сотрудников посвящены научные работы таких авторов, как Ю.В. Дмитриева, С.Г. Горбенков, А.С. Калинников, Ю.Ф. Подлипняк, В.А. Торопов, А.И. Ушаков, А.А. Хвастунов, А.И. Щипин, Е.В. Шестопалова, И.А. Калиниченко и др. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно изучена область огневой подготовки сотрудников, касающаяся стрельбы в реальных условиях и ситуациях служебно-боевой деятельности, что не позволяет в полной мере сформировать необходимые навыки, предъявляемые к профессиональной компетенции сотрудников.