Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ развития процесса подготовки солдат русской армии к стрельбе из стрелкового оружия (XVI начало XX вв. )'

Историко-педагогический анализ развития процесса подготовки солдат русской армии к стрельбе из стрелкового оружия (XVI начало XX вв. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
912
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ / ПОДГОТОВКА СОЛДАТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ К СТРЕЛЬБЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ / HISTORY OF THE SMALL ARMS / TRAINING OF SOLDIERS / PEDAGOGICAL ASPECT OF TRAINING IN SHOOTING / FORMS AND METHODS OF TRAINING IN SHOOTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылов Вячеслав Петрович, Падурин Денис Федорович

Статья посвящена истории становления стрелкового дела в России в период с XVI до начала XX в. В ней раскрываются этапы развития огнестрельного оружия и совершенствование подготовки солдат русской армии к стрельбе, вызванное необходимостью применения стрелкового оружия для эффективного ведения боевых действий по защите рубежей Отечества. Описываются основные формы, методы и приемы обучения солдат, существовавшие в русской армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылов Вячеслав Петрович, Падурин Денис Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SHOOTING TRAINING OF THE SOLDIERS IN THE RUSSIAN ARMY IN THE 16TH - THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURIES: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

The article is devoted to the formation of small arms in Russia in 16th the beginning of the 20th centuries. The authors consider the phases of the development of the firearms and the improvement of the training of soldiers of the Russian army for the shooting because of the need to use small arms for the effective fighting to protect the borders of the Motherland. The main forms and methods of training of soldiers, existed in the Russian army are described.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ развития процесса подготовки солдат русской армии к стрельбе из стрелкового оружия (XVI начало XX вв. )»

Отечественный опыт

КОПЫЛОВ Вячеслав Петрович — к.и.н., доцент кафедры всемирной истории и историографии Курганского государственного университета (640669, Россия, г. Курган, ул. Гоголя, 25; зег^аШ197070@ mail.ru)

ПАДУРИН Денис Федорович — аспирант кафедры всемирной истории и историографии Курганского государственного университета (640669, Россия, г. Курган, ул. Гоголя, 25; [email protected])

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СОЛДАТ РУССКОЙ АРМИИ К СТРЕЛЬБЕ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ (XVI - начало XX в.)

Аннотация. Статья посвящена истории становления стрелкового дела в России в период с XVI до начала XX в. В ней раскрываются этапы развития огнестрельного оружия и совершенствование подготовки солдат русской армии к стрельбе, вызванное необходимостью применения стрелкового оружия для эффективного ведения боевых действий по защите рубежей Отечества. Описываются основные формы, методы и приемы обучения солдат, существовавшие в русской армии.

Ключевые слова: история стрелкового оружия, подготовка солдат, педагогический аспект подготовки к стрельбе, формы и методы обучения стрельбе

С момента появления стрелкового оружия законодательное закрепление порядка е го использования и применения как средства для решения различных государственных задач, в т.ч. и для достижения целей охраны и защиты государственных интересов на рубежах страны, обусловило необходимость постановки и организации процесса обучения стрельбе1.

Проведенный ретроспективный анализ источников XVI — XIX вв., описывающих и регламентирующих порядок организации и проведения стрелковой подготовки, показал, что исторически совершенствование системы обучения стрельбе из стрелкового оружия происходило путем выбора рационального использования форм, методов и приемов обучения и осуществлялось в условиях дефицита служебного времени и ограниченного количества боеприпасов на учебную практику. Целями обучения являлись: формирование прочных навыков и умений эффективного ведения огня по противнику в любой обстановке с наименьшими затратами времени и боеприпасов; формирование способности готовить оружие к стрельбе и обслуживать его после стрельбы. В рамках реализации основного принципа военного обучения: «учить тому, что необходимо на войне» данные цели достигались путем передачи военнослужащим знаний о материальной части оружия, формирования умений и навыков заряжения и производства прицельного выстрела. Целью обучения было именно формирование специфических навыков в обращении с оружием как предметом устрашения при выполнении повседневных обязанностей службы и как средством поражения живой силы противника в бою.

Развитие и совершенствование процесса подготовки военнослужащих к стрельбе из стрелкового оружия исторически происходило из-за необходимости применения огнестрельного оружия для эффективного ведения боевых действий, а также в результате развития стрелкового производства — изменений в конструкции, боевых и тактико-технических характеристиках изготавливаемого оружия. В ХУ1—ХУП вв. центром изготовления ручного огнестрельного оружия на Руси была Оружейная палата Московского Кремля. Она входила в состав Оружейного приказа, ведавшего всем производством оружия в стране. Начало Оружейному приказу было положено

1 В соответствии с ГОСТом 28653-90 под стрельбой здесь и далее понимается осуществление с определенной целью выстрела из стрелкового оружия в совокупности с подготовительными, сопровождающими и завершающими их процессами и приемами.

учреждением при царском дворе должности боярина-оружейного. Вначале он был хранителем личного царского оружия. С середины XVI в. его функции значительно расширились — оружничий стал главой всего оружейного дела страны. В его распоряжении находилась особая группа людей, называвшихся самопальными государственными стрелками.

Известный историк-оружиевед, заслуженный работник культуры М.Э. Портнов в своих публикациях подробно описывал историю развития стрелкового дела в России. Стрелков выбирали из людей разного звания, преимущественно молодых, ловких, грамотных, показывающих хорошие результаты стрельбы из пищалей (ружей с фитильным механизмом для воспламенения затравочного пороха на полке). Претендент на должность стрелка должен был с расстояния 25 сажен (около 54 м) произвести 5 выстрелов по черному кругу величиной около полудюйма (около 1,3 см). Затем старые самопальные отводили будущего стрелка в Оружейную палату, где показывали боярину мишень. Если результаты признавались хорошими и стрелок характеризовался положительно, то его призывали на службу. В указанный период среди многочисленных служителей придворных учреждений имелась группа, которая набиралась из людей простого звания и называлась птичьими стрелками, в обязанности которых входила охота на птиц для столового кушанья. Птичьи стрелки являлись одновременно резервом для пополнения рядов «государственных самопальных стрелков» [Портнов 1992].

По имеющимся данным, в период с XIV по XVI в. не был организован целенаправленный процесс обучения стрельбе. Впервые соответствующую духу времени и тактике боя методику обучения солдат ведению действенного ружейного огня, основанную на стрельбе по шеренгам и плутонгам в наступлении и обороне, в начале XVIII в. ввел Петр I, снабдивший армию совершенным по тем временам огнестрельным оружием.

Во второй половине XVIII в. возникает специальный вид стрельбы и обучение ей, так называемая «цельная стрельба» (ведение прицельного ружейного огня из рассыпного строя, при этом цель выбиралась стрелком самостоятельно). Активными деятелями области развития стрелкового дела были известные русские полководцы П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Г.А. Потемкин, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров и многие другие. Обучение стрельбе занимало значительное место в боевой подготовке. Так, с разработкой русским военачальником П.И. Паниным в 1764 г. инструкции по действиям в местах со сложной топографической обстановкой воинские части, обученные по данной методике, стали называться егерскими. Вслед за первым опытным батальоном был сформирован специальный егерский корпус, и уже к 1769 г. егерские подразделения появляются в составе всех пехотных полков русской армии [Портнов 1992: 25].

Эти формирования, в отличие от армейской пехоты, обучались по отдельным программам, отличным от принятых в то время общеевропейских уставных положений. Егеря проходили подготовку к действиям в рассыпном строю, учились воевать в одиночку. Остальные воинские части обучались по правилам линейной тактики, т.е. ведения стрельбы целым подразделением. Для поддержания навыков стрельбы, помимо специальной стрелковой подготовки, командирам было предоставлено право использовать егерей для «охотничьих команд» — в целях снабжения частей дичью [Портнов 1992].

Возрастание степени применения огнестрельного оружия в ведении боевых действий и низкая результативность стрельбы способствовали разработке и внедрению в процесс обучения различных инноваций. Так, с восшествием на престол в 1801 г. императора Александра I стрелковая подготовка в армии получает статус самостоятельного раздела в процессе обучения войск. В 1802 г. издается первое пособие по стрелковой подготовке — «Об обучении нижних чинов стрелять в цель». В 1809 г. издается «Краткое наставление о солдатском ружье»1, в котором говорится о недостатках в ведении ружейного огня — «неосновательности привычки стрелять поспешно и цельно, ложных понятий о прицеливании». В 1811 г. появляется новый

1 Краткое наставление о солдатском ружье. СПб. 1809 г.

пехотный устав, в котором ярко выражается приоритет обучения стрельбе стоя, формирования навыков прицеливания на различных дистанциях стрельбы. В соответствии с положениями устава первоначальное обучение стрельбе осуществлялось индивидуально, затем — в составе строя по командам офицера.

Однако на все учебные стрельбы полагалось выдавать всего по 6 патронов в год (по 2 патрона на каждую дистанцию). Такое число боеприпасов для формирования устойчивых навыков стрельбы было явно недостаточно. Другое положение в обучении стрельбе существовало в егерских полках, где недостаток патронов и пороха не был проблемой, т.к. обученные егеря «не имели нужды в обучении, а только в некотором повторении» [Портнов 1992: 6]. В новом издании «Краткого наставления о солдатском ружье» 1820 г. впервые в практику огневой подготовки при обучении заряжанию и стрельбе вводились холостые (кожаные и волосяные) патроны.

В 1825 г. выходит издание, ставшее на долгие годы основным методическим пособием по стрелковому делу для русской армии1. Автором пособия был бывший инспектор Сестрорецкого оружейного завода генерал И.Г. Гогель. Он предложил разделить обучение стрельбе на этапы. Крайне важным И.Г. Гогель считал знание действия всех частей оружия, умение разбирать, собирать и устранять неисправности. Этим вопросам был посвящен первый период обучения. После окончания теоретического курса солдат должен был приступать к освоению правил изготовки и прицеливания, порядок освоения которых был четко расписан в пособии. Следующий этап обучения был посвящен подготовке боеприпасов к стрельбе, и далее следовала боевая стрельба. Стоит отметить, что успех в обучении солдат прицельной стрельбе в наставлении ставился в зависимость от того, насколько хорошо владели данным искусством обучающие их офицеры.

В 1831 г. в свет выходит новый пехотный устав. От офицеров устав требовал умения стрелять из солдатского ружья, «чтобы уметь правильно объяснить не только на словах, но и показать на деле» все правила стрельбы. Упражнениями должны были достигаться быстрота и ловкость в изготовке и заряжении оружия. Важным элементом того времени было использование в обучении приемам и правилам стрельбы учебного оружия, в качестве которого использовались старые образцы. Изменилось отношение к качеству обучения стрельбе, появилось строгое правило, по которому каждое ружье закреплялось за одним солдатом, а с 1841 г. за хорошую стрельбу солдат стали награждать призами [Портнов 1992: 26].

Научный интерес представляет вышедшее в 1855 г. наставление по стрелковой подготовке с дополнениями, внесенными в него с учетом опыта Крымской войны, в котором особое внимание строевых офицеров обращалось на выполнение обучаемыми так называемых подготовительных к стрельбе упражнений. Историко-педагогический анализ официальных документов, архивных материалов и других литературных источников показывает, что в данный период большое значение приобретает мотивационная составляющая педагогического процесса обучения стрельбе, внедряется прием соревновательности. Так, для поощрения уважительного отношения к стрельбе и придания ей большего значения в войсках в армии вводятся звания стрелков трех разрядов. С 1856 г. объявляются правила ежемесячных офицерских состязаний в прицельной стрельбе и награждения лучших из них специальными императорскими призами. С этого же года во всех полках создаются стрелковые роты, увеличивается число стрелковых батальонов. В последних начинают готовить инструкторов по стрельбе. На каждое новое нарезное ружье стали отпускать по 225 патронов ежегодно, из них 152 патрона предназначались для практической стрельбы и 73 — для смотров и повторной стрельбы.

В 1858 г. русская армия получила более сложное по конструкции и стоимости оружие [Леонов, Ульянов 1998: 75-80]. Казнозарядное оружие и предназначенные для стрельбы из него патроны с металлическими гильзами обходились казне значительно дороже. Экономическая составляющая стала детерминирующим фактом появления и внедрения в процесс обучения стрельбе инновационных методов,

1 Подробное наставление об изготовлении, употреблении и сбережении огнестрельного и белого солдатского оружия. СПб. 1825 г.

способствующих формированию необходимых навыков стрельбы. Их суть заключается в том, что первоначально рекрут, пришедший в армию, осваивал приемы прикладки и прицеливания без выстрелов. Только после усвоения этих приемов он переходил к следующему специальному упражнению: солдат находился в соответствующей изготовке для стрельбы с оружием, перед дульным срезом ствола на подставке ставили горящую свечу, по команде оружие заряжалось стрелковым капсюлем, военнослужащий прицеливался и спускал курок. Разбитый ударом курка капсюль воспламенялся, и горящие газы из канала ствола гасили свечу. Свеча гасла только в том случае, если в момент нажатия на спусковой крючок винтовка сохраняла необходимое положение и четко была направлена в точку прицеливания. Для этого оружие следовало держать в неподвижном состоянии, т.к. сваливание даже на минимальный угол приводило лишь к колебанию пламени.

Данный метод стал активно использоваться в практике обучения стрельбе, поскольку способствовал существенному снижению затрат на обучение и формирование значимых навыков для производства прицельного выстрела. Описанный способ проведения подготовительных к стрельбе упражнений возник в стенах Офицерской стрелковой школы, которой передал свои методические и учебные функции Учебный батальон [Сандалов 1998]. В 1864 г. был утвержден основной уставный документ для всех стрелковых частей русской армии [Портнов 1992]. Документ представляет научный интерес в рамках рассмотрения системы огневой подготовки, закрепившейся на долгие годы и показавшей эффективность процесса подготовки солдат к стрельбе из стрелкового оружия.

Проведенное исследование исторических, литературных и научно-исследовательских источников показало, что реальный процесс преобразования системы огневой подготовки во второй половине XIX в. произошел именно со времени утверждения соответствующего наставления. Так, первый раздел проекта наставления начинался с указания о необходимости разделения процесса обучения стрельбе на два этапа: обучение людей, поступивших в стрелковые части из бессрочных отпусков или из рекрутов, и обучение стрелков более ранних призывов. Солдаты первой группы начинали стрельбу стоя с небольших расстояний — 100 шагов, а затем на трех дистанциях — до 400 шагов включительно. Те, кто выполнял установленные нормативы, переходили к следующему этапу и продолжали тренировки наравне с опытными солдатами. Раздел обучения стрельбе на 2-м этапе состоял из 4 подразделов: одиночной стрельбы; стрельбы рядами; стрельбы из рассыпного строя; стрельбы по подвижным и выскакивающим мишеням. Описание методики ведения стрельбы являлось очень важным новшеством. В проекте наставления содержались детальные указания для офицеров, руководящих стрельбами, о порядке их проведения, методические и технические указания по выполнению отдельных упражнений, порядок учета проведенных стрельб и фиксации результатов в специальных журналах. Всего на полный курс обучения отводилось 2,5 месяца при условии, что занятия должны проводиться 2 раза в неделю.

Новая методика получила широкое распространение; ее актуальность, кроме того, была обусловлена значительным сокращением срока действительной службы солдат и, следовательно, сокращением времени на их обучение. Поступающее в войска новое оружие обладало большей дальнобойностью и точностью стрельбы, что сделало ружейный огонь одним из важных компонентов боевых действий. Усложнение конструкции оружия и боеприпасов значительно сказалось на их стоимости, вновь возник вопрос о сохранности и повышении ресурса оружия и экономии боеприпасов. Данное обстоятельство детерминировало новое педагогическое решение — использование в процессе обучения стрельбе технических средств, в частности изобретение генерал-майора Мосолова. Прибор позволял вести стрельбу из винтовки без боевых патронов, используя только капсюль и дробинку малого калибра (около 6 мм). После ряда испытаний и положительных отзывов в 1870 г. в первую часть нового «Наставления для обучения стрельбе в цель пехоты и драгун» вносятся изменения в правила обучения в подготовительных к стрельбе упражнениях — стрельба дробинками заменила метод «тушения свечей». Прибор получил широкое распространение и применялся как эффективное техническое средство и способ достижения дидакти-

ческих целей начального обучения стрельбе по формированию необходимых навыков производства выстрела. В дальнейшем в войсках ежегодно отпускались средства на приобретение приборов Мосолова, патронных капсюлей (в стрелковые роты — по 150, в линейные — по 100 штук на каждое ружье) и дроби из расчета 0,5 фунта на каждую тысячу капсюлей. Такой порядок подготовки стрелков из винтовки в армии Российской империи просуществовал вплоть до октября 1917 г.

Особую роль в огневой подготовке кадров играла Офицерская стрелковая школа, в которой занимались переподготовкой и повышением квалификации армейских чинов — от поручика до полковника. Несмотря на то что школа была расформирована Временным правительством в 1917 г., в 1918 г., во время Гражданской войны, вновь возникла необходимость в ее деятельности. 21 ноября 1918 г. приказом Реввоенсовета республики № 245 организуется Высшая стрелковая («Выстрел») школа РККА [Сандалов 1998]. Там командный состав изучал баллистику, новейшее огнестрельное оружие и боеприпасы, обращение с ними, участвовал в испытаниях и стрельбах на полигоне.

Таким образом, изучение документальных и исторических источников позволило установить, что содержание, организация огневой подготовки и методика ее обучению определялись общими дидактическими принципами. Учитывая специфику исторического периода, в огневой подготовке военнослужащего использовались и применялись различные активные методы обучения, основанные на решении комплексных междисциплинарных задач военно-прикладной направленности. Получили развитие основные виды учебных занятий и методы их проведения, которые применяются в современной военной школе.

Список литературы

Леонов О.Г., Ульянов И.Э. 1998. Регулярная пехота 1855 —1918: Боевая летопись, организация, обмундирование, вооружение, снаряжение. М.: АСТ-ЛТД. Доступ: http:// www.reenactor.ru/ARH/PDF/Ylianov_03pdf (проверено 18.09.2015).

Портнов М.Э. 1992. Пулевая стрельба в русской армии. — Техника и вооружение. № 5-12.

Сандалов Г.Г. 1998. У «Выстрела» богатая родословная. — Военно-исторический журнал. № 1. С. 88-93.

KOPYLOV Vjacheslav Petrovich, Cand.Sci.(Hist), Associate Professor of the Chair of the World History and Historiography, Kurgan State University (25, Gogolja St., Kurgan, Russia, [email protected])

PADURIN Denis Fjodorovich, postgraduate student of the Chair of the World History and Historiography, Kurgan State University (25, Gogolja St, Kurgan, Russia, 640669; [email protected])

THE DEVELOPMENT OF SHOOTING TRAINING OF SOLDIERS IN THE RUSSIAN ARMY IN THE 16th -THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES: HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS

Abstract. The article is devoted to the formation of small arms in Russia in 16th - the beginning of the 20th centuries. The authors consider the phases of the development of the firearms and the improvement of training soldiers of the Russian army for the shooting because of the need to use small arms for the effective fighting to protect the borders of the Motherland. The main forms and methods of soldier's training, existed in the Russian army are described.

Keywords: history of small arms, soldier's training, pedagogical aspect of training in shooting, forms and methods of training in shooting

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.