О и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
106
В.А. СЕРГЕЕВ,
слушатель* 2 курса 2 факультета (Академия управления МВД России)
Современные технологии, применяемые в огневой подготовке
В статье дан краткий обзор стрелковых тренажеров и учебно-тренировочных комплексов, позволяющих выработать у сотрудников уверенные навыки владения табельным оружием в экстремальных условиях.
Огневая подготовка, современные учебно-тренировочные комплексы, пейнтболл, страйкболл.
Перестройка экономической и политической системы страны, произошедшая в 80-е гг., и последовавшие за ней негативные процессы серьезно подорвали государственную правоохранительную систему, спровоцировав беспрецедентный рост стихийной и организованной преступности.
В России сохраняется непростая криминогенная ситуация. Преступность препятствует осуществлению социальных реформ, что порождает у граждан чувство тревоги за свою жизнь, снижает доверие к органам власти и управления, к проводимой государственной политике.
Возросло количество выявленных фактов завладения огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами. Четко обозначилась взаимосвязь между ростом вооруженности криминальной среды и ростом преступлений, совершенных с использованием огнестрельного оружия. Правоохранительным органам все чаще оказывается ожесточенное сопротивление со стороны криминалитета. При исполнении служебных обязанностей только за 2010 г. погибло 366 сотрудников и 4905 получили ранения [6].
Среди сотрудников правоохранительных органов просматривается тенденция к росту фактов применения оружия в целях отражения нападения.
Подтверждением служат следующие данные: в 2009 г. зафиксировано 344 случаев применения оружия, из них 77 (22,3 %) связано с отражением вооруженного нападения на сотрудника полиции; в 2010 г. зафиксировано 295 случаев применения оружия, из них 82 (27,7 %) связано с отражением вооруженного нападения на сотрудника полиции [6].
Анализ этих данных показывает, что за период с 2009 по 2010 гг. количество случаев во-
* Начальник отделения служебно-боевой подготовки и спорта отдела профессиональной подготовки УРЛС УМВД России по Калужской обл.
оруженного нападения на сотрудников полиции возросло на 6 %. Это говорит о том, что в последнее время сотрудники все чаще подвергаются нападению, опасному для их жизни и здоровья. В свою очередь, это вынуждает сотрудников полиции все чаще применять оружие.
С учетом вышеизложенного основными задачами огневой подготовки на современном этапе являются формирование у сотрудников устойчивых навыков в обращении с огнестрельным оружием, состоящим на вооружении органов внутренних дел; обеспечение готовности сотрудников к действиям с оружием в различных ситуациях служебной деятельности и правомерному пресечению противоправных действий с помощью оружия.
Анализ практики применения сотрудниками правоохранительных органов оружия показывает, что в большинстве случаев сотрудники ведут огонь с дистанции до 5 м., в условиях ограниченного времени; на приведение оружия к ведению боя, поражение цели тратится до 5 патронов, что составляет 63 % боезапаса магазина ПМ.
Согласно анализу физических условий применения оружия сотрудникам приходится вести стрельбу, как правило, на опережение, без тщательного прицеливания (68 % от всех случаев), в ограниченное время (83 %) и в условиях ограниченной видимости (82 %). Стрельба чаще всего ведется в движении (30 %) и по движущейся цели (97 %), после физической нагрузки (48,3 %), при противодействии оружием и другими предметами со стороны правонарушителей (16,4 %), после смены магазина (9,6 %), не исключая устранения задержки в стрельбе. Приведенные цифры свидетельствуют о том, что сотрудникам полиции необходимо иметь навыки уверенного обращения и в совершенстве знать материальную часть табельного оружия [3].
Вместе с тем практика показывает, что сотрудники в такие моменты испытывают серьезные стрессовые нагрузки и не рискуют применять оружие с расстояния, с которого их учили стрелять. Исследование подтверждает, что стрельба из оружия сотрудниками правоохранительных органов для предотвращения правонарушений чаще всего велась с более коротких дистанций, нежели дистанция, рекомендуемая им в процессе обучения.
Стрельба с расстояний, не предусмотренных наставлением по огневой подготовке, моти-
вирована фактором наличия высокой степени ответственности лиц, за результативность, что обусловлено повышенной вероятностью поражения посторонних граждан. Отметим, что стрельба ведется, в основном, на улицах населенных пунктов (57,9 % случаев), в помещениях (15,8 %), на дорогах вне населенных пунктов (22,5 %), в лесопарковой зоне (4 %) [2].
В 1986 г. на базе Академии управления МВД СССР кандидатом юридических наук В. Г. Малышевым и кандидатом психологических наук А.В. Ануфриевым проводился эксперимент, целью которого было установить, сильна ли разница результатов стрельбы в спокойном и стрессовом состоянии, возникшем в результате сложившихся экстремальных условий у одного стрелка [7].
Проведенный эксперимент показал следующие результаты.
Участники группы испытуемых, состоявшей из 29 человек (72 % от всех испытуемых), не были готовы к стрельбе из ПМ в экстремальных условиях, так как 69 % проявили недостаточную психологическую устойчивость, 3 % имели плохие навыки стрельбы.
Полагаем, что улучшение подготовки к действиям в экстремальных условиях должно базироваться в первую очередь на совершенствовании психологической подготовленности, и только затем нужно сосредоточиться на повышении качества формирования навыков стрельбы в особых условиях. Повышение уровня психологической подготовки к стрельбе в экстремальных условиях целесообразно осуществлять путем накопления у сотрудников опыта эмоционально-волевого поведения в ситуациях, приближенных к реальным.
Приближение учебной обстановки к реальной должно осуществляться посредством организации такого воздействия, при котором у сотрудников возникало бы психическое напряжение [7].
Чтобы привести в соответствие организацию огневой подготовки к реалиям наших дней, по мнению автора, необходимо введение в содержание курса огневой подготовки актуального в современных условиях правоохранительной деятельности раздела «Учебно-боевая практика». Существенную помощь в этом оказывают инновационные образовательные технологии и современные технические средства обучения. Применение новых подходов к системе обучения закреплено в ряде приказов МВД России.
В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу появилось большое количество различных тренажеров, альтернативных методик обучения стрельбе, которые можно разделить на несколько групп.
Первая группа. Тренажеры и методики обучения, использующие высокотехнологичное оборудование с компьютерными и «лучевыми» технологиями (лазер, инфракрасное излучение).
Типичным представителем этой группы является лазерный стрелковый тренажер. Высока эффективность тренажеров при обучении начинающих стрелков, которые не имеют достаточных навыков владения оружием. Используемые технологии позволяют выявить ошибки у обучаемых в начале тренировок, а также усовершенствовать навыки прицеливания, обработки спуска курка, действий после выстрела. Самым простым представителем этого класса является тренажер «ЛТ 310».
К более сложным с точки зрения применяемого оборудования и программного обеспечения тренажерам можно отнести лазерные стрелковые комплексы фирмы «Рубин-Тир», предназначенные для отработки навыков стрельбы по бумажным и светоотражающим мишеням в статическом положении и при перемещениях [4]. На этом тренажере одновременно стрельбу могут вести четверо обучаемых.
Еще одним представителем электронно-стрелковых тренажеров является оборудование фирмы «СКАТТ». Оно, в отличие от Рубина, использует инфракрасное излучение.
Принцип работы «СКАТТ» заключен в производстве высокоточного выстрела по мишени. Специальная компьютерная программа позволяет автоматически откалибровать датчик относительно оси прицеливания оружия, при этом отсутствует необходимость внесения каких-либо поправок в прицельные приспособления [1].
Следующим «лучевым» тренажером является тактико-огневой тренажер «Профи» фирмы «Армаком». Этот комплекс позволяет осуществлять проведение групповой (индивидуальной) тренировки по выполнению упражнений учебных и контрольных стрельб в режиме стрелковой полосы из различных видов стрелкового оружия (АК, РПК, ПКМ, СВД, РПГ-26, ПМ) без расхода боеприпасов в соответствии с требованиями Курса стрельб. Используя программное обеспечение этого тренажера, можно создавать любой вариант размещения мишенной обстановки и поведения мишеней (время появления, местоположение, направление и скорость движения, падение при попадании, время года и суток, направление и скорость ветра), что позволяет автоматизировать подведение итогов, задокументировать и заархивировать результаты упражнений стрельб и тактико-огневых задач.
Такие тренажеры востребованы для подразделений внутренних войск МВД России, а также при осуществлении подготовки личного состава к несению службы на Северном Кавказе.
Вторая группа. Тренажеры, оборудование которых основано на принципах пневматики и механики. Самым известным представителем данной категории является «пейнтбольное» оборудование, используемое при отработке навыков огневой подготовки.
107
О и О X
И
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
108
Применение таких тренажеров позволяет одновременно проводить занятия в составе группы и отрабатывать как навыки прицельной стрельбы, так и различные тактические приемы. Это делает возможным внедрение в программу обучения предложенного нами раздела огневой подготовки «Учебно-боевая практика».
Вторым типом стрелковых тренажеров в данной группе является «страйкбольное» оборудование.
Рассуждая о тренажерах, использующих принципы пневматики и механики, хочется обратить внимание на зарубежный опыт производства подобного оборудования. Так, Канадская фирма General Dynamics Ordnance and Tactical Systems Canada Inc. (GD-OTS Canada) в конце 80-х гг. XX в. под торговой маркой Simunition® изобрела особый тип боеприпасов: нетравматические патроны с пулями из красящего полимера. Само название — Simunition — состоит из двух слов «simu», от англ. simulation — моделирование, имитация, и «unition», от англ. ammunition — боеприпасы [8]. Данный тип боеприпасов позволяет вести огонь из штатного вооружения (пистолет, автомат, пулемет) без летальных последствий.
В 2010 г. на базе ЦНИИТОЧМАШ был разработан аналогичный комплект технических средств КТС-ПЯ (под пистолет системы Яры-гина), который предназначался для стрельбы учебно-практическими патронами с пулями, содержащими маркирующую рецептуру (УП-М), и учебно-практическими патронами, с пулями для стрельбы по бумажным мишеням (УП-Б) при температуре от +40 °С до —5 °С на дальностях до 8 м. В комплект входит сменный ствол калибра 7,62 мм и сменное прицельное приспособление.
Третья группа. Это комплексы тренажеров, использующие как элементы высокотехнологичного оборудования, так и оборудование, основанное на принципах пневматики и механики.
Список литературы
1. Беспроводной оптический сенсор — WS-M01. URL: http://www.scatt.ru/item/35/scatt-wireless-optical-sensor-model-ws-m01 / (дата обращения: 30.10.2012).
2. Данилова С.И. Оружие: правовое регулирование, характеристики, техника стрельбы: учеб.-практ. пособ. М., 2001.
3. Ковальчук А.Н., Овчинко O.A., Чудинова О.А. Анализ практики применения и использования оружия сотрудниками органов внутренних дел (на примере подразделений ГУВД Красноярского края) // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Красноярск, 2006. В 2-х ч. Ч. 2.
К этому виду оборудования относятся интерактивные тиры. Такие комплексы оборудованы сенсорным экраном, куда при помощи мультимедийного проектора проецируется изображение мишенной установки или специально отснятое видео, содержащие различные ситуации, требующие применение оружия. При стрельбе в таком тире «пуля» попадает в сенсорную панель, при помощи компьютера определяются координаты попадания, и результат выводится на сенсорный экран в виде изображения.
Виды вооружения, которое применяется для стрельбы в интерактивных тирах, можно выделить две категории: тир, в котором используется пейнтбольное, страйкбольное оборудование или обычная пневматика калибра 4,5 мм (интерактивный тир «ARCADA») [5]; интерактивный тир, в котором стрельба ведется из штатного боевого оружия стандартными боеприпасами (комплексы «АПК АНТАРИС-9П» производства ЗАО «НТЦ «Радар»).
Существует множество различных учебно-тренировочных комплексов и оборудования, основанных на разных принципах действия, способных обеспечить качественную организацию учебного процесса в области огневой подготовки. При этом использование такого оборудования не зависит от наличия или отсутствия необходимых боеприпасов или специальных помещений для занятий. Однако возможности его активного использования в учебном процессе, как правило, ограничены имеющейся нормативной правовой базой и низким финансированием подобных проектов. Учебно-тренировочные комплексы приобретаются не централизованно, зачастую только по инициативе тех, кто занимается проблемными вопросами огневой подготовки. При этом мы полагаем, что включение в программу обучения раздела огневой подготовки «Учебно-боевая практика», принесет пользу нашим сотрудникам. Чтобы им тяжело было только в учении, но не в бою.
4. Лазерные стрелковые комплексы «Рубин». URL: http://www.lasertools.ru/products/tir/ lsk.html (дата обращения: 30.10.2012).
5. Пневматический интерактивный тир ARCADA. URL: http://www.kdcompany.ru/ pneumo.shtml (дата обращения: 30.10.2012).
6. Состояние работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2010 год: сб. аналит. и инф. мат. М., 2011.
7. Труды Академии / под ред. А.М. Столяренко. М., 1986.
8. Simunition. URL: http://simunition.com/en (дата обращения: 30.10.2012).
E-mail: [email protected]