Научная статья на тему 'Современные методики обучения стрельбе из боевого оружия в органах внутренних дел'

Современные методики обучения стрельбе из боевого оружия в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5895
600
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Торопов В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные методики обучения стрельбе из боевого оружия в органах внутренних дел»

УДК 623.555.2 В.А. Торопов*

Современные методики

обучения стрельбе из боевого оружия

в органах внутренних дел

Обострение криминогенной обстановки в России в 90-х гг. способствовало резкому увеличению числа случаев применения и использования табельного огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел. Хорошая оснащенность преступников современным оружием, средствами индивидуальной защиты и современными мощными автотранспортными средствами поставила перед образовательными учреждениями и практическими органами МВД России проблему повышения эффективности обучения прицельной стрельбе из различных видов боевого оружия, а также проблему разработки системы подготовки сотрудников ОВД к действиям с оружием в реальных условиях в процессе служебной деятельности.

Поэтому в 90-х гг. появилось большое количество публикаций, направ-ленных на совершенствование системы огневой подготовки.

Проблемам начального обучения стрельбе из боевого оружия посвящены работы Н.В.Ковшова, В.А. Торопова, А.А. Хвастунова, М.С. Хохлова, С.Г. Щеголева. При этом ряд авторов рассматривает пути совершенствования существующей методики, и лишь некоторые предлагают новые подходы к первоначальному обучению.

Так, система подготовительных упражнений, предложенная А.А. Хвастуновым, основана на преимущественном обучении спуску курка, т.к. этот элемент производства выстрела присутствует во всех видах стрельбы. По мнению автора, навык производства выстрела формируется за 8 занятий (16 часов). В течение этого периода обучаемые выполняют как подготовительные упражнения, так и упражнения боевой стрельбы. Определенное место в системе формирования начальных навыков у

А.А. Хвастунова занимают упражнения бесприцельной стрельбы с упора.

Н.В. Ковшов ведущим элементом производства выстрела считает прицеливание, особенное внимание уделяя постоянному контролю положения прицельных приспособлений в целом относительно района прицеливания и выравниванию мушки в прорези целика с фокусировкой взгляда на целике.

Закреплению и совершенствованию навыков, полученных на начальном этапе обучения, посвящены работы С.Г. Горбенкова, Н.В. Ковшова, А.А. Хвастунова, В.А. Торопова, Л. Семенова, Д.В. Меньшикова. При этом авторы выделяют в обучении следующие основные направления.

Обучение стрельбе с двух рук. Этот способ удержания оружия долгое время в нашей стране не применялся. Однако опыт скоростной стрельбы в реальных условиях показывает, что, стреляя с одной руки, мы значительно проигрываем во времени, т.к. на возвращение оружия в исходное положение после отдачи затрачивается большее время, чем при стрельбе с двух рук. Кроме того, хват двумя руками обеспечивает лучшую устойчивость системы «стрелок-оружие». О необходимости удержания пистолета (револьвера) двумя руками при скоростной стрельбе, стрельбе после передвижения или физической нагрузки отмечают авторы ряда работ.

Стрельба двумя выстрелами. О необходимости стрельбы таким способом говорит тот факт, что на практике преступники, пораженные одним выстрелом, не только продолжали отстреливаться, но и благополучно скрывались. Два выстрела в большей степени гарантируют положительный результат применения оружия, особенно в случае движения преступника. Кроме того, не всегда первый выстрел можно выполнить прицельно, особенно если стрельба производится самовзводом. В этом случае также необходимо уметь быстро выполнить второй прицельный выстрел. Об этом также говорится в ряде публикаций.

* Профессор кафедры физической подготовки и спорта Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор.

Ьв

гъ

съ

1

Я

*

£

I

<\>

съ

§

X

Я

сь

•§

1

?

съ

съ

Я

1

и»

Вестшк Санкт-Петербургского ун1верс1тета МВД Росси № 3 (35) 2007

Кадровое обеспечение ОВД

Стрельба на коротких дистанциях (от 3 до 10 метров). Как показывает анализ практики применения оружия в нашей стране и за рубежом, в 60% случаев огонь сотрудниками правоохранительных органов ведется на дистанциях до 10 метров. Стрельба на коротких дистанциях имеет свою специфику: цель находится настолько близко от стреляющего, что промахнуться, как ему кажется, в этой ситуации невозможно, но он промахивается. Это происходит потому, что чаще всего стрельба ведется неприцельно и в спешке. Необходимость специальной подготовки для стрельбы с коротких дистанций отмечает ряд авторов.

Стрельба из различных положений. На практике применение и использование оружия сотрудниками ОВД происходит в различных ситуациях. Естественно, что и положения для стрельбы будут самыми различными. Кроме того, при огневом контакте чрезвычайно важно по возможности уходить с линии огня после каждых 2-3 выстрелов. Необходимость обучения стрельбе из положений: с колена, лежа, сидя, из-за укрытия, из автомобиля, стрельбе с перемещениями, а также методика обучения этой стрельбе приводятся в публикациях многих авторов.

Скоростная стрельба. Как правило, в реальных условиях время огневого контакта составляет 23 секунды. За этот период стрелок успевает сделать всего 2-3 выстрела. Поэтому проблема обучения сотрудников органов внутренних дел скоростной стрельбе стоит очень остро. Данное направление регламентировано Курсом стрельб 2000 и 2003, однако в подразделениях ОВД обучению этому виду стрельбы уделяется недостаточно внимания в связи с отсутствием условий и нехваткой боеприпасов. Несмотря на это, методика обучения скоростной стрельбе хорошо разработана.

Инстинктивная стрельба. Предполагает производство выстрела «навскидку», без прицеливания, а в некоторых случаях, в связи с отсутствием времени, - от бедра. Методика обучения инстинктивной стрельбе была разработана еще в начале прошлого века и широко используется до сих пор в западных странах. Однако есть множество примеров малой эффективности такой стрельбы. Так, в 1991 г. полицейское управление Нью-Йорка сообщило о случае с освобождением заложника, когда 3 сотрудника полиции сделали по нарушителю в общей сложности 45 выстрелов, но только одна пуля, выпущенная с расстояния 2 м, попала в цель. В 1992 г. 6 сотрудников полиции сделали в общей сложности 28 выстрелов с расстояния 1,5 м, попав в нарушителя лишь дважды. В 1993 г. 5 сотрудников полиции 30 раз стреляли с расстояния 15 м, но нарушителю удалось скрыться. Поэтому сегодня наблюдается иная тенденция: наряду с быстрой и почти неуправляемой стрельбой сотрудников необходимо учить прицельной стрельбе. При этом большинство авторов сходятся во мнении, что точная стрельба должна вестись всегда, за исключением тех случаев, когда ее вести уже некогда, т.е. когда пистолет нельзя поднять до уровня глаз, когда приходится стрелять в сторону преступника с целью получения психологического эффекта, чтобы получить преимущество во времени и произвести точный выстрел на поражение.

Прицельная стрельба. Важность этого вида стрельбы обусловлена особенностями осуществления служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Стрельба, как правило, ведется в помещениях, на улицах, где находятся посторонние или возможно их появление. Недопустимость поражения третьих лиц требует от сотрудника ведения особо точного огня. Поэтому любой выстрел должен быть прицельным, и обучение такой стрельбе должно вестись на всех этапах подготовки, причем многие авторы говорят о необходимости прицеливания двумя глазами. Такой вид прицеливания обладает рядом преимуществ:

- значительно быстрее определяется местоположение целика и мушки;

- увеличивается сектор обзора;

- примерно на 20% улучшается острота зрения.

Практически все авторы сходятся во мнении, что при обучении прицельной стрельбе самым важным является привитие навыка четко и ясно видеть прицельные приспособления на всем протяжении производства выстрела.

Стрельба при недостаточной освещенности и ночью. На практике 80% случаев применения и использования оружия сотрудниками органов внутренних дел происходит в период с 20.00 до 02.00 часов, т.е. в условиях недостаточной видимости. В связи с этим обучению стрельбе в подобных условиях также необходимо уделять большое внимание, особенно сотрудникам ГИБДД, вневедомственной охраны, патрульно-постовой службы и др. В условиях недостаточной видимости стрельбу можно вести «на звук», «на вспышку», а также ориентируясь на оконные и дверные проемы. Актуальность обучения такому виду стрельбы подчеркивается рядом авторов.

Формированию специальных навыков огневой подготовки, необходимых для стрельбы из необычных положений, из-за укрытий, из автомобиля, стрельбы с выбором посвящены работы И.А. Золотницкого, В.А. Торопова, А.А. Хвастунова и др.

В 90-х гг., впервые после В.С. Ознобишина, специалисты обратили внимание на особенности «милицейской стрельбы», т.е. стрельбы в реальных условиях, которая осуществляется в процессе служебной деятельности сотрудниками органов внутренних дел.

При разработке системы тактико-технической подготовки широко используется зарубежный опыт обучения полицейских, характеризуемый следующими основными направлениями.

Стрельба ведется только из личного оружия (пистолет или револьвер - по выбору обучаемого).

В процессе обучения производится большое количество выстрелов - от 700 до 1000 за 1-3 месяца обучения. Существуют методики обучения, предполагающие использование до 700 выстрелов за три дня.

На обучение точной и «медленной» стрельбе отводится незначительное время.

Основное внимание уделяется обучению стрельбе «навскидку» на дистанции 1-3 м.

Для всех учебных центров обязательно изучение навыков быстрого извлечения оружия и открытия огня.

Широко используются самые различные мишени: неполные, появляющиеся, движущиеся, разных размеров и форм, мишени на опознавание (преступник - заложник).

Как правило, стрельба ведется на коротких дистанциях: 3, 5, 7, 10 м, реже - 15-20 м, очень редко используются дистанции 30-45 м.

В процессе обучения имитируются условия, наиболее приближенные к реальным: например, в качестве укрытий используются крыша и капот автомобиля, парапеты, дверные и оконные проемы и т.п.

Широко применяются патроны с безопасными красящими пулями, а также различные стрелковые тренажеры и пейнтбольное оборудование.

Преимущественную роль в обучении полицейских за рубежом играет стрельба «навскидку», однако, как уже отмечалось выше, ряд зарубежных авторов уже с начала 90-х гг. отмечает необходимость обучения прицельной стрельбе.

В целях наиболее эффективного сочетания всех элементов тактико-тех-нической подготовки за рубежом созданы учебные центры, применяющие в процессе обучения специально разработанные программы. Эти программы представляют собой определенную последовательность упражнений, следующих друг за другом по принципу «от простого к сложному». Они обеспечивают отличные условия для повышения тактического мастерства стрелков и отработки навыков, возникающих при огневом единоборстве. Программами предусматривается максимальное использование тактического оборудования учебного центра.

Занятия по огневой подготовке с полицейскими в ряде ведущих стран проводят специально обученные инструкторы. В Великобритании руководство полицейских органов поставило перед собой задачу - в каждом подразделении иметь инструктора и его помощника, которые наряду с обучением личного состава должны привлекаться для выполнения специальных заданий, а также оказания помощи при расследовании случаев применения оружия. Во Франции таких инструкторов готовит специальная национальная школа. При обучении решаются следующие основные задачи:

- подготовка инструкторов и их помощников;

- разработка наиболее рациональных методов обучения полицейских использованию огнестрельного оружия;

- анализ случаев неправильного и неумелого применения оружия;

- организация испытаний для оценки способностей полицейского;

- изучение новых видов оружия;

- снабжение учебными пособиями и оборудованием полицейских подразделений для проведения занятий по огневой подготовке;

- оказание помощи полицейским подразделениям в организации системы обучения, соответствующей местным условиям и возможностям;

- приобретение оружия, боеприпасов и снабжение ими полицейских организаций;

- хранение изъятого и сданного оружия.

Кроме направлений, рассмотренных в данном материале, большую роль в подготовке сотрудников органов внутренних дел играет материальное обеспечение практических занятий по стрельбе, в частности, оснащение тиров и стрельбищ тренажерами и тренажерными комплексами.

Ьв

ГЪ

СЪ

I

Я

*

Сан

нкт-Пе

р

бу

рг

<\>

ког

г

у

я

ерс

съ

Я

Д

Рос

съ

съ

Я

Я

и»

3

)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (35) 2007

Кадровое обеспечение ОВД

Вопрос о применении технических средств в целях совершенствования учебного процесса не нов, сегодня он также актуален. Обучение всегда было связано с применением технических средств, которые качественно расширяли возможности приема, передачи и обработки учебной информации. Современный стрелковый тренажер - это сложное многофункциональное электронное устройство, используемое совместно с персональным компьютером. Существует большое количество тренажеров, позволяющих обучать отдельному элементу выстрела: это тренажеры для обучения изготовке, удержанию оружия, прицеливанию, плавному нажатию на спусковой крючок и т.д. (Г.А. Арутюнян, 1967, Е.Я. Рощупкин и Н.Н. Разгоняева, 1983, и др.). В отличие от них, стрелковым тренажером будем считать устройство, позволяющее полностью имитировать весь процесс выстрела.

Экспериментальные работы, выполненные за последние годы И.П. Ратовым, В.Н. Саблиным,

В.Е. Меркуловым, М.Я. Жилиной, В.И. Бобром, Е.В. Комовой, А.Я. Корхом и др., довольно основательно осветили вопросы техники некоторых стрелковых упражнений и предложили включить ряд технических средств срочной информации в тренировочный процесс подготовки спортсменов.

Работа В.А. Ревенко осветила вопросы совершенствования методики обучения стрельбе из пистолета курсантов учебных заведений МВД РФ с использованием технических средств срочной информации.

Основной задачей, которую решают разработчики стрелковых тренажеров, следует считать достижение как можно более высокой степени приближения условий тренировки к реальным условиям. Моделируются все составляющие выстрела: отдача оружия при выстреле, звук выстрела, попадание пули в мишень и т.д.

Все многообразие современных моделей стрелковых тренажеров для подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др. можно разделить на две основные группы:

- стрелковые тренажеры вида «стрелок-мишень»;

- стрелковые тренажеры вида «стрелок-стрелок».

Стрелковые тренажеры «стрелок-мишень» предназначены для моделирования процесса стрельбы по мишени. В общем случае тренажер вида «стрелок-мишень» представляет собой боевое оружие (либо его макет), снабженное устройством имитации выстрела. Применение личного боевого оружия стрелка наиболее предпочтительно, т.к. оно обладает определенными характерными особенностями (характер спуска курка, особенности прицельных приспособлений и так далее).

Одним из наиболее эффективных стрелковых тренажеров этого вида, на наш взгляд, является тренажер «Skatt», разработанный в конце 80-х гг. в России для оптимизации тренировочного процесса спортсменов-стрелков. Применение этого тренажера на этапе начального обучения стрельбе из боевого оружия, а также при работе с отстающими позволяет курсантам в минимальные сроки овладеть прицельными навыками стрельбы.

Стрелковые тренажеры «стрелок-стрелок» существенным образом отличаются от тренажеров вида “стрелок-мишень”. Здесь стрелок имитирует огонь не по мишени, а по такому же стрелку. Оба стрелка соответствующим образом экипированы: на оружии установлены электронные излучатели, а снаряжение снабжено фотоприемниками и индикаторами поражения.

Оптимальным решением проблемы включения элементов тактики в процесс обучения является разработка оборудования, позволяющего осуществлять стрельбу по видеосюжетам, проецируемым на специальный экран. Подобное решение реализовано в одном из первых интерактивных тренажеров “Ultuma Weapon Training System” (Великобритания), а также в стрелковых тренировочных системах “Range-2000” (“Range 2000/lite”) и “Mest” (Израиль).

Существенным их недостатком является то, что оружие связано соединительным проводом с системным блоком персонального компьютера. Это сковывает действия стрелка, лишая его возможности проводить стрелковые тренировки с извлечением оружия из кобуры, из различных положений, с перебежками и так далее.

Данный недостаток в настоящее время устранен в стрелковых тренажерах, где оптикоэлектронный излучатель размещен в стволе оружия, а электронная схема, управляющая его работой и элементы питания - внутри его магазина. Оружие при этом не связано соединительным проводом с системным блоком компьютера, что дает стрелку полную свободу при его перемещении. Следует отметить, что подобную схему из оптико-электронных тренажеров имеет только тренажер “ОЭТ-МА” (Санкт-Петербург). Модели “Tac Star” и “Beam Hit” также имеют подобную схему. Однако лазерный излучатель, устанавливаемый в ствол оружия в этих тренажерах, увеличивает его габариты.

В настоящее время для тренировок сотрудников правоохранительных органов, разрабатываются тренажерные комплексы, основанные на использовании не приборов, а специальных боеприпасов.

К одному из таких комплексов можно отнести тренировочный комплекс “Сплат” (тренажер для работы с боеприпасами низкой энергии). Этот своеобразный передвижной мини-тир был разработан Риком Хаффманом, президентом фирмы “Прэктикал Дефенс Трейнинг Текнолоджи” (Укайя, Калифорния). “Сплат” - комплекс, в котором можно исключительно эффективно и безопасно отрабатывать вопросы применения оружия внутри здания в условиях, максимально приближенных к реальным.

“Сплат” представляет собой конструкцию, выполненную из клееной фанеры. Внутренние простенки выполнены передвижными, что позволяет с максимальной точностью смоделировать условия для отработки действий в той или иной реальной операции, а также варьировать сценарии учебных задач при прохождении общей подготовки. Внутри тренажера можно также расставить мебель. В качестве целей используются мишени, манекены или живые люди. Внутри тренажера может устанавливаться видеоаппаратура, необходимая для оценки эффективности действий и фиксирования ошибок. Возможности комплекса предусматривают создание условий ограниченной видимости и необходимого шумового сопровождения.

Тренажерный комплекс “Сплат” позволяет отрабатывать вопросы тактики, группового взаимодействия, приемы проникновения в помещение и нейтрализации как вооруженного, так и невооруженного противника - и все это в большом количестве вариантов. В качестве дополнения к огневой подготовке с использованием боевых патронов данная система значительно превосходит системы подготовки, основанные на использовании красящих или холостых боеприпасов.

Во время тренировок используется штатное личное оружие обучаемых, что позволяет исключить опасные ошибки, вызванные недостаточной сноровкой в обращении с незнакомым оружием.

Специально для подобных комплексов фирмой “ЭсЭнСи Индатриал Текнолоджиз Инк.” (Оттава, Канада) разработаны имитационные боеприпасы “Симьюнишн БХ”, которые позволяют сочетать реальные условия ведения огня с высокой эффективностью тренировочного процесса, значительно превосходя по упомянутым показателям как красящие, так и холостые боеприпасы. В настоящее время боеприпасы “Симьюнишн БХ” производятся для оружия калибров .38, .357 и 9 мм. Для применения этих боеприпасов в обычное штатное оружие вставляется специальное приспособление, затрудняющее попадание в патронник штатного боеприпаса и исключающее прохождение через ствол обычной пули, что очень важно для обеспечения безопасности в ходе тренировок.

Пуля “БХ” представляет собой пластиковую емкость, заполненную специальным красителем красного цвета на основе моющего средства (благодаря чему он очень легко смывается или отстирывается). При попадании в цель емкость разрушается, оставляя на пораженной цели хорошо заметное пятно, не нанося, однако, каких-либо повреждений, что позволяет проводить тренировки без использования мишеней или манекенов.

Таким образом, на основании обобщенных данных по обзору технических средств обучения, учебно-методической литературы, публикаций и научных исследований мы можем отметить, что при существующем положении дел в обучении сотрудников ОВД, курсантов образовательных учреждений МВД РФ успешному владению оружием, отработке тактического взаимодействия в различных ситуациях, приближенных к реальной обстановке служебной деятельности, возможно применять технические средства обучения, тренажеры и тренажерные комплексы.

Вместе с тем в связи с недостаточным уровнем материального обеспечения образовательных учреждений МВД России в учебном процессе, как правило, применяются иные средства, приближающие условия учебных стрельб к практической деятельности. В процесс обучения включаются специальные упражнения с использованием различных акустических приборов, имитирующих звуки выстрелов, сирены, шум мотора, толпы и т.п.; световых установок (проблесковые маячки, регуляторы освещенности и др.).

В дальнейшем необходимо экспериментально и научно обосновать эффективную методику обучения сотрудников ОВД стрельбе из табельного оружия для подготовки к действиям в реальных условиях.

Ьв

гъ

СЪ

II

я

*

£

Я

I

<\>

съ

§

Я

Я

сь

•§

съ

Я

?

съ

съ

Я

Я

и»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.