Научная статья на тему 'Методические особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД'

Методические особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1191
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СТРЕЛЬБА / НЕПОДВИЖНАЯ ЦЕЛЬ / НЕОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ / SHOOTING / FIXED TARGET / UNLIMITED TIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонов Дмитрий Вячеславович

Автоматические пистолеты представляют собой личное оружие, предназначенное для нападения и защиты на коротких расстояниях. Пистолеты обладают большой гибкостью огня. Огнем из пистолета можно в течение 6 секунд поразить пять целей, расположенных по фронту на удалении 25 м от стреляющего. Однако какими бы высокими боевыми качествами ни обладал пистолет, быстрый, меткий выстрел и скорость переноса огня обеспечиваются только при отличном усвоении приемов стрельбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL FEATURES OF FIRE TRAINING CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Automatic pistols are personal weapons designed to attack and defense at short distances. Pistols are very flexible fire. Fire a gun can be hit five targets arranged in front at a distance of 25 m from the firing for 6 seconds. However, no matter how high fighting qualities had no gun, fast, accurate shot and the speed of fire transfer are provided only for excellent assimilation of shooting techniques.

Текст научной работы на тему «Методические особенности огневой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД

METHODICAL FEATURES OF FIRE TRAINING CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация. Автоматические пистолеты представляют собой личное оружие, предназначенное для нападения и защиты на коротких расстояниях. Пистолеты обладают большой гибкостью огня. Огнем из пистолета можно в течение 6 секунд поразить пять целей, расположенных по фронту на удалении 25 м от стреляющего. Однако какими бы высокими боевыми качествами ни обладал пистолет, быстрый, меткий выстрел и скорость переноса огня обеспечиваются только при отличном усвоении приемов стрельбы.

Summary. Automatic pistols are personal weapons designed to attack and defense at short distances. Pistols are very flexible fire. Fire a gun can be hit five targets arranged in front at a distance of 25 m from the firing for 6 seconds. However, no matter how high fighting qualities had no gun, fast, accurate shot and the speed of fire transfer are provided only for excellent assimilation of shooting techniques.

Ключевые слова. Стрельба, неподвижная цель, неограниченное время.

Keywords. Shooting, fixed target, unlimited time.

Стрельба по неподвижной цели в неограниченное время

Стрельба по неподвижной цели в неограниченное время имеет целью проверить степень усвоения основных приемов стрельбы из пистолета. При выполнении учебных упражнений в стрельбе стрелок имеет возможность тщательно проверить свои действия при стрельбе, в нужных случаях прервать прием и вновь восстановить прицеливание. Прежде чем приступить к стрельбе боевым патроном, нужно определить точку прицеливания на мишени. В учебных упражнениях со стрельбой точка прицеливания указывается стрелку руководителем, но в последующих стрельбах и в боевых условиях она выбирается стрелком самостоятельно.

Выбор точки прицеливания зависит от расстояния до цели и превышения траектории над линией прицеливания. В зависимости от способа приведения

Агафонов Дмитрий Вячеславович Председатель Совета Межрегиональной Федерации тактической стрельбы и практического фехтования,

Ставропольский край, Россия

Agafonov Dmitri/' Vyacheslavovich Chairman of the Federation Council of the Interregional tactical shooting and fencing practice, Stavropol region, Russia

пистолета к нормальному бою получаются различные превышения траектории над линией прицеливания, которые и следует учитывать при выборе точки прицеливания (рис. 1).

б

Рис. 1. Превышение траектории над линией прицеливания (в см): а - средняя точка попадания при приведении к нормальному бою совмещена с точкой прицеливания; б - средняя точка попадания при приведении к нормальному бою выше точки прицеливания на 12,5 см.

Поскольку угол прицеливания у пистолета величина постоянная (установка прицела не изменяется в зависимости от дальности стрельбы), то совмещение средней точки попадания достигается выбором точки прицеливания с учетом расстояния до цели и превышения траектории над линией прицеливания.

В практике приведения пистолета к нормальному бою стрельбой на 25 м существуют два способа: 1) расположение средней точки попадания на 12,5 см выше точки прицеливания и 2) совмещение средней точки попадания с точкой прицеливания.

Учебные стрельбы в большинстве случаев проводятся по спортивной мишени на 15 и 25 м, поэтому точка прицеливания в зависимости от способа приведения пистолетов к нормальному бою будет расположена, как показано на рис. 2.

Рис. 2. Положение точки прицеливания при стрельбе по спортивной мишени в зависимости от способа приведения пистолета к нормальному бою

Для точности и однообразия прицеливания желательно иметь резко видимую точку прицеливания, какой является нижний обрез черного круга спортивной мишени. Однако пока нет достаточного опыта в стрельбе, резко заметная точка прицеливания вызывает ряд затруднений при обучении. У начинающего стрелка колебания руки с пистолетом бывают довольно большими, и стрелок, стремясь добиться наилучшего совмещения ровной мушки с точкой прицеливания, делает ошибки в спуске курка. Поэтому при выполнении первых учебных упражнений лучше всего иметь точку прицеливания в центре черного круга, для чего необходимо привести пистолет к нормальному бою по центру цели. При расположении точки прицеливания в центре черного круга колебания оружия становятся менее заметными и обучаемые легче усваивают основные правила стрельбы. После того как стрелок приобретет достаточный опыт в стрельбе, возможен переход к более заметной точке прицеливания.

В боевых условиях пистолет будет применяться на дальностях, не превышающих 50 м. Ограниченное время для стрельбы, большие размеры цели, позволяющие пренебрегать некоторыми отклонениями средней точки попадания, дают возможность выбирать точку прицеливания в центре цели для ее поражения. Поэтому в боевых условиях наводка пистолета для поражения цели будет в большинстве случаев производиться по центру фигуры.

При стрельбе из пистолета по неподвижной цели в неограниченное время в учебных условиях стрелку рекомендуется выполнять следующие требования и практические советы:

1. До стрельбы тщательно проверить свое оружие. Обратить внимание на работу частей и механизмов пистолета и состояние прицельного приспособления. Если освещение сильное, закоптить мушку и целик. При пасмурном освещении целик следует закоптить, а сторону мушки, обращенную к стрелку, закрасить красным карандашом, если точка прицеливания в центре цели.

2. Получив патроны на исходном рубеже, проверить, нет ли неисправных патронов (помятые гильзы, ржавая оболочка пули, глубоко посажен капсюль и т. п.); о замеченных недостатках доложить командиру.

3. Выйдя по команде на огневой рубеж, выбрать ровное место для стрельбы, чтобы ступни ног располагались примерно на горизонтальной площадке.

4. Зарядив по команде пистолет, принять положение для стрельбы и проверить его правильность, особенно положение рукоятки пистолета в руке. После команды "Огонь" вытянуть руку с пистолетом в сторону цели и еще раз проверить, насколько правильно принято положение для стрельбы.

5. Убедившись в правильности занятого положения, приступить к стрельбе: направить пистолет в выбранную точку прицеливания, затем, затаив дыхание и уточнив прицеливание, плавно нажать на спуск пистолета.

6. Прицеливаясь, смотреть на прицельное приспособление пистолета и следить за правильным положением мушки в прорези целика; если четко видны прорезь и мушка, но плохо видны черные круги на белом фоне мишени, то действия правильны. Если же резко заметны линии на мишени и хуже видно прицельное приспособление пистолета, то могут возникнуть ошибки в прицеливании.

Пистолет будет совершать колебания у точки прицеливания, но не следует смущаться этим естественным явлением; необходимо сосредоточить свое внимание на ровной мушке и на движении указательного пальца при нажиме на спуск пистолета. Если процесс производства выстрела несколько затянулся и уже трудно удерживать дыхание, теряется резкость изображения прорези и мушки, появляется

желание ускорить выстрел, следует отдохнуть немного, согнув руку в локте, а затем вновь повторить прицеливание. Стрелять надо только тогда, когда есть уверенность, что нет ошибок в прицеливании, в положении пистолета и палец производит равномерное давление на спуск пистолета.

Во время выстрела следует запомнить положение ровной мушки относительно точки прицеливания. Опытный стрелок всегда запоминает направление пистолета при каждом выстреле. Это позволяет ему судить о точности боя пистолета и правильно анализировать результаты своей стрельбы.

7. После стрельбы проверить, разряжен ли пистолет, и произвести контрольный спуск.

8. Если при осмотре результатов стрельбы обнаружены ненормальные отклонения пуль, надо восстановить в памяти свои действия во время стрельбы и определить причину появления таких отклонений.

9. Записать результаты стрельбы, а также в какое время она производилась и при каких условиях.

Таковы примерно действия обучаемого при стрельбе по неподвижной цели в неограниченное время.

Стрельба по неподвижной цели в ограниченное время

Сознательное отношение обучаемых к выполнению тренировочных упражнений без стрельбы и со стрельбой способствует закреплению навыков в производстве выстрела. Обычно при выполнении тренировочных упражнений время на прицеливание и спуск курка постепенно сокращается. Нужно только следить, чтобы не было резкого скачка в ограничении времени на производство выстрела, в противном случае это может выработать привычку дергать за спуск пистолета. Чтобы иметь при стрельбе боевым патроном некоторый резерв времени, время на прицеливание и спуск курка в тренировочных упражнениях сокращается примерно на 20%.

В период подготовки к стрельбе в ограниченное время сериями стрелку должно быть привито "чувство времени" - определенный темп стрельбы. Это достигается следующим упражнением. Обучаемому ставится задача произвести в одну минуту пять прицеливаний со спуском курка с боевого взвода. Выполнение упражнения начинается по команде. От начала команды засекается время и через каждые пять секунд громко объявляется, сколько секунд прошло. Если обучаемый не успевает уложиться в отведенное время, необходимо выяснить причины, замедляющие прицеливание со спуском курка с боевого взвода, и дополнительной тренировкой устранить их. Требовать обязательного выполнения условий упражнения по времени вначале не следует, чтобы не привить излишнюю торопливость и небрежность в прицеливании и спуске курка. Перед упражнениями необходимо заранее подготовить пистолет: вложить учебный патрон в патронник. Для первого "выстрела" при тренировке курок взводится предварительно, на последующих же выстрелах приходится взводить курок вручную. При этом лучше всего сгибать правую руку и взводить курок левой рукой, чтобы не вызывать смещения пистолета в правой руке.

Точность прицеливания и плавность спуска курка обучающий проверяет при помощи ортоскопа. Для того чтобы проверить, насколько обучаемый усвоил темп стрельбы, следует фиксировать по времени каждый спуск курка. Если интервалы между спусками курка примерно одинаковы и отвечают правильному

распределению времени на серию выстрелов, можно сделать вывод, что стрелок усвоил нужный темп стрельбы.

Стрельба из пистолета в ограниченное время является сложным видом стрельбы и требует тщательной подготовки стрелка. Он должен быть обучен быстрому выполнению приемов стрельбы и умению правильно распределять время между очередными выстрелами. Умение производить быстрый меткий выстрел может быть проверено стрельбой из малокалиберного пистолета. Ни в коем случае не следует допускать обучаемого к стрельбе боевым патроном, если он не имеет достаточной подготовки. Стрельба "на авось" должна быть исключена.

Первую стрельбу в ограниченное время, поскольку она имеет целью проверить подготовку стрелка, не следует проводить в сложных метеорологических условиях (дождь, ветер). В последующем рекомендуется стрелять в различных условиях погоды, так как это обогащает опыт стрелка. Необходимо отметить, что единичный результат не может являться основанием для определения степени подготовки стрелка. Лишь ряд результатов стрельбы позволяет в полной мере выяснить способность стрелка производить меткую стрельбу в ограниченное время. При стрельбе в ограниченное время скорость производства каждого выстрела достигается умелыми, уверенными действиями стрелка.

Ускорить выстрел - это не значит, что нужно дергать за спуск пистолета или допускать неточности в прицеливании. Основные правила меткой стрельбы (точное прицеливание и плавный спуск курка) остаются в силе и при выполнении упражнения в ограниченное время.

Проследим, каковы должны быть действия стрелка при стрельбе в ограниченное время (5 выстрелов за 50 секунд). Стрелок на исходном рубеже получает патроны и осматривает их. Выйдя по команде на огневой рубеж, выбирает наиболее удобное место для стрельбы. Зарядив по команде пистолет, он принимает положение для стрельбы. Перед тем как доложить о готовности к стрельбе, тщательно проверяет правильность занятого положения и положения рукоятки в руке. Стрельба начинается по команде "Огонь". До команды стрелок, повернув голову на цель, смотрит в точку прицеливания, не зажмуривая левого глаза и не затаивая дыхания. Только после команды для открытия огня стрелок, не напрягая руки, вытягивает ее в сторону цели. Если положение пистолета в руке было правильное и стрелок смотрел заранее в точку прицеливания, то движением руки пистолету быстро придается нужное направление. Точно установив мушку в прорези целика, стрелок выжимает свободный ход спуска и, затаив дыхание, плавно дожимает его, стремясь удерживать ровную мушку у точки прицеливания. После выстрела стрелок делает короткий вдох и выдох, одновременно восстанавливая наводку пистолета. Затем, вновь затаив дыхание, уточняет прицеливание и плавно нажимает на спуск пистолета. Внимание при каждом выстреле должно быть сосредоточено на удержании ровной мушки у точки прицеливания и плавном спуске курка.

При скоростной стрельбе нельзя держать свободно рукоятку пистолета, не сжимая ее пальцами, так как при этом будет возникать большое смещение пистолета и потребуется время для восстановления его положения в руке. Однако сжатие не должно быть и сильным, чтобы не вызвать усиленного притока крови к работающим мышцам руки и не нарушить устойчивости пистолета. Умеренное сжатие рукоятки пистолета пальцами правой руки не изменяется до конца серии выстрелов. Как видно из этой схемы действий стрелка при стрельбе в ограниченное

время, движения осуществляются быстро с целью получения возможно большей экономии времени, необходимого для точности прицеливания и спуска курка.

Такие действия стрелка можно наблюдать лишь при нескольких выстрелах по одной цели. Эти упражнения не являются боевыми и относятся к учебным упражнениям. Цель этих упражнений научить стрелка меткой стрельбе в ограниченное время. Усвоившие такое упражнение уверенно ведут огонь по появляющимся целям, так как у них уже имеется опыт в быстром производстве меткого выстрела.

Стрельба с переносом огня по фронту и в глубину

После обучения стрельбе в ограниченное время по одной цели можно обучать ведению огня по нескольким целям, расположенным по фронту.

Необходимость быстро вести огонь, перенося его с одной цели на другую, возникает в условиях рукопашной схватки, при отражении внезапного нападения противника.

Для стрельбы с переносом огня нужно уметь производить выстрел в 2 сек., как этого требует Наставление. Время на производство выстрела нужно сокращать постепенно, подводя обучаемого к нужной скорости стрельбы. Хорошие результаты стрельбы с переносом огня по фронту не могут быть достигнуты только одной тренировкой без выстрела. Тренировкой без выстрела можно добиться быстроты переноса прицеливания с одной цели на другую, причем спуск курка производится только при прицеливании по первой цели, при переходе же к последующим целям курок будет спущен и времени на взвод его вручную не будет. Ввиду этого стрельба из пистолета конструкции Марголина является необходимой для усвоения техники стрельбы с переносом огня. Тренировку и стрельбу рекомендуется проводить на 25 м по появляющимся пяти ростовым фигурам, расположенным по фронту 8 м. Время появления цели, вначале устанавливается 10 с (2 с на выстрел); затем, по мере усвоения техники стрельбы, следует сократить время до 8 с и, наконец, до 6 с. В случае невозможности организовать стрельбу боевым патроном стрельба из пистолета конструкции Марголина может полностью возместить этот недостаток.

Как показывает опыт, удобнее всего обстреливать цель справа налево. Это объясняется следующим: при отдаче оружие отклоняется влево и вверх, что позволяет быстрее осуществить прицеливание по цели, расположенной левее предыдущей; кроме того, при этом можно видеть во время стрельбы очередные цели. При переносе огня в глубину в первую очередь поражается ближайшая цель, а затем дальние. Залог успеха выполнения упражнений в стрельбе с переносом огня по фронту и в глубину заключается в умении производить спуск курка с прицеливанием в течение 1-1,5 с, поэтому стрелок должен постоянно и многократно тренироваться в производстве выстрела в ограниченное время.

Стрельба из пистолета в сложных условиях

В боевых условиях не исключена возможность ведения огня из пистолета при движении на автомобиле (повозке) или на коне. При этом могут быть всевозможные положения стреляющего, которые трудно предусмотреть. Основываясь на опыте стрельбы из пистолета, можно лишь сделать вывод, что обычные приемы стрельбы из пистолета, употребляемые при неподвижном положении стрелка, в этих условиях непригодны. Обычный принцип прицеливания и тем более медленный спуск курка неприменимы, поскольку движение автомобиля, коня, повозки будет сбивать направление оружия в цель.

Исходя из конкретных условий стрельбы, необходимо определить характер наиболее целесообразного приема. Можно руку быстро вытянуть в сторону цели с одновременным нажатием на спуск, стараясь приурочить выстрел к моменту, когда пистолет будет направлен в цель; такой прием очень похож на обычный метод стрельбы навскидку. При таком "броске" (быстром направлении) руки в сторону цели можно гарантировать поражение цели лишь при стрельбе на очень малом расстоянии. Обучение стрельбе в таких условиях можно производить примерно в следующем порядке: вначале обучаются выполнению Приема стоя, затем сидя с постепенным сокращением времени на прицеливание и спуск курка. После того как руководитель убедится в усвоении приема, можно перейти к обучению исполнению приема при движении на автомобиле, коне. Тренировка проводится только по ростовым фигурам, которые следует расположить на удалении 5-10 м в стороне от пути движения обучаемого. Степень усвоения приема должна быть проверена во время стрельбы.

Немного о практике

Стрельба всегда подразумевала использование прицельных приспособлений. Однако меньше полувека назад в полиции США появилась методика инстинктивной стрельбы, то есть стрельбы без использования прицельных приспособлений или с приблизительным прицеливанием. Беглый огонь в направлении противника из многозарядных крупнокалиберных пистолетов давал надежду, что, хотя бы одна из пуль попадет в цель. Множество курьезных и трагических случаев, когда полицейские с 2-10 метров ни разу не могли попасть в преступника, привело к пониманию того, что прицельная стрельба все равно необходима.

Сейчас сформировался компромиссный подход, согласно которому стрельба всегда должна вестись с использованием прицельных приспособлений, за исключением случаев, когда расстояние до противника слишком мало (не далее 11,5 метров) и пистолет нельзя поднять на уровень глаз. Поскольку скоростная стрельба заключается не в быстрой стрельбе как таковой, а в быстром открытии огня, современные методики основываются на быстром выхватывании оружия, производства одного-двух неприцельных выстрелов в сторону противника (чтобы вызвать его замешательство) и затем немедленный переход к прицельной стрельбе на поражение.

Выхватывание пистолета из открытой кобуры должно производиться по кратчайшей траектории. Рука как бы "вбивается" в рукоятку пистолета, указательный палец расположен вдоль ствола или на спусковой скобе, а большой палец отстегивает кнопку фиксирующего ремешка. В процессе извлечения пистолета из кобуры отключается флажковый предохранитель. Если патрон не дослан в патронник, то при движении пистолета от кобуры к линии прицеливания, пальцы левой руки охватывают затвор и продолжающееся вперед движение правой руки с пистолетом передергивает затвор. Затем при необходимости левая рука ложиться на пальцы правой снизу, осуществляя, двуручный хват.

При выхватывании пистолета стрелок смотрит только на цель, предупреждая ответные действия противника уходом с линии огня. В процессе поднятия пистолета принимается решение о выстреле, и только тогда указательный палец кладется на спуск и начинает выжимать его с таким расчетом, чтобы осталось минимальное дожатие для производства выстрела. Когда пистолет чуть-чуть не доведен до линии прицеливания, стрелок переводит взгляд с мишени на целик, фокусируя резкость на

нем, устанавливает "ровную мушку", доводит пистолет до линии прицеливания и дожимает спуск.

При стрельбе навскидку стрелок не пользуется прицельными приспособлениями. Обычно прицельные приспособления не могут быть использованы в случаях, когда при внезапном столкновении с противником нет времени на прицеливание; на сверхмалых дистанциях стрельбы в 1 -1,5 м (чтобы избежать обезоруживания противником), при стрельбе в темноте и других схожих ситуациях.

При стрельбе навскидку стрелок максимально использует эффект "мышечной памяти", который вырабатывается и поддерживается многолетними тренировками на тренажерах и с боевым оружием. Кроме того, данному методу стрельбы способствует такая особенность человека: если он смотрит на некий предмет и указывает на него пальцем, то указательный палец будет направлен точно на этот предмет. Пистолет при стрельбе может находиться в области пояса (т.н. стрельба "от бедра") или на уровне плеча.

В первом случае рука с оружием согнута в локте и предплечье направлено параллельно земле. Локоть прижимается к туловищу. Запястье фиксируется, а ствол пистолета становиться как бы продолжением предплечья. По результатам стрельбы производится доводка оружия в цель. Наводка оружия в горизонтальной плоскости производится только поворотом туловища вправо или влево, а в вертикальной плоскости — только наклоном туловища вперед или назад. Ни в коем случае нельзя проводить наводку, изгибая запястье или меняя сгиб в локте. Жесткая фиксация элементов согнутой руки и ее положения относительно тела — основа успеха. Во втором случае пистолет держится в вытянутой руке, но ниже уровня глаз. Здесь также рука закрепощается во всех суставах и относительно корпуса стрелка. Доводка пистолета производиться только поворотом или наклоном тела. Краем зрения можно проверять наводку по стволу оружия.

Нужно заметить, что после многолетнего опыта стрельбы навскидку часть этих правил (например, доводка оружия запястьем) может нарушаться, но на этапе обучения это недопустимо.

Существуют и другие способы стрельбы от бедра. Например, пистолет может удерживаться перед животом двумя руками. Плоскость тела стрелка перпендикулярна линии стрельбы. Одна нога выставляется немного вперед и ствол пистолета направляется параллельно ее ступне. Треугольник, созданный предплечьями и телом стрелка (если смотреть сверху), обеспечивает жесткость и повторяемость конструкции.

При тренировке стрелок, заняв любую из указанных стоек для стрельбы, должен производить выстрелы, корректируя наводку по результатам каждого попадания. При попадании в центр мишени, стрелок должен попытаться запомнить положение своих рук, ног, всего тела для этого удачного выстрела. Нужно быть готовым, что в следующий раз не удастся сразу повторить удачную стрельбу. Нужны сотни и тысячи выстрелов в неделю и, в результате стрелок должен все быстрее, за меньшее количество неудачных выстрелов, приводить себя в "запомненное" состояние. (При значительных перерывах в тренировках навыки будут быстро теряться). Сначала стрельба производится с минимальной дистанции (2 м) и, при достижении устойчивых положительных результатов, дистанция должна увеличиваться до 10 -12 м.

Простейшим тренажером может служить пистолет с лазерным целеуказателем, кратковременно включающимся только при нажатии на спуск. Другой вариант —

темная мишень (силуэт), установленная на некотором расстоянии от белого фона (стены). Между мишенью и фоном располагается лампа, освещающая фон. При попадании пули в мишень светящееся отверстие от пули будет хорошо заметно.

В завершение можно указать последовательность этапов обучения боевой стрельбе из пистолета:

- стрельба, стоя с правой руки в медленном темпе;

- стрельба, стоя с левой руки в медленном темпе;

- сокращение времени на прицеливание;

- стрельба, стоя с двух рук;

- стрельба с колена (с одной руки, с двух рук);

- стрельба, лежа (с одной руки, с двух рук);

- стрельба, стоя с поворотом на 180°;

- стрельба с уходом с линии огня;

- стрельба на бегу с коротких остановок;

- стрельба, стоя из двух пистолетов по очереди и одновременно (по одной цели и по разным);

- стрельба на вспышку и на звук;

- стрельба интуитивная (навскидку).

Анализ результатов стрельбы

Всякая стрельба боевым патроном является проверкой степени подготовки стрелка к данному упражнению. Большое значение для практической стрельбы имеет анализ результатов стрельбы в каждом отдельном случае. Было бы неправильно ограничиваться лишь оценкой выполнения упражнения по нормативам курса стрельб - отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо. Нужно анализировать результаты стрельбы каждого стрелка, выявлять его ошибки, указывать ему пути исправления и принимать меры к закреплению наилучших результатов в стрельбе.

Опыт подготовки стрелков из пистолета говорит о том, что в этом деле большую роль играет умело проведенный руководителем разбор результатов стрельбы. Для анализа результатов стрельбы совершенно недостаточно иметь только мишень стрелка, так как различные ошибки могут вызвать одинаковое расположение пробоин относительно центра цели. Например, отклонение средней точки попадания вверх при достаточно кучном расположении пробоин возможно и при крупной мушке, и при неправильном положении пистолета в руке стрелка. Рассеивание пуль больше допускаемой нормы вызывается ошибками в прицеливании или неустойчивым положением оружия в руке, дрожанием руки и т. п. Следовательно, чтобы выявить истинную ошибку стрелка, мало иметь только фиксированные результаты попаданий. Для более полного анализа результатов стрельбы руководитель должен иметь:

- данные о допускаемых стрелком ошибках при выполнении упражнений;

- результаты наблюдений за действиями стрелка при выполнении упражнения (действия стрелка при стрельбе, его положение и положение оружия);

- сведения о допущенных ошибках, замеченных самим стрелком;

- результаты попаданий (мишень).

При проведении практических стрельб часто приходится разбирать различные неудовлетворительные результаты стрельбы из пистолета. Рассмотрим наиболее характерные из них. При стрельбе из пистолета мы можем наблюдать:

- попадание в цель не всех пуль серии выстрелов или большое отклонение пуль при отдельных выстрелах;

- отклонение средней точки попадания от центра цели;

- рассеивание пуль больше допускаемых норм.

Причинами этих явлений могут быть: ошибки стрелка, неисправность оружия, неточный бой оружия и влияние внешних условий стрельбы.

Поскольку оружие в подразделении всегда содержится в исправном состоянии и приведено к нормальному бою, рассмотрим причины неудавшейся стрельбы только в зависимости от ошибок стрелка. Попадание в цель не всех пуль из серии выстрелов при стрельбе из пистолета объясняется ошибками в прицеливании, дерганьем за спуск пистолета при отдельных выстрелах и неоднообразным положением рукоятки пистолета в руке стрелка.

Ошибка в прицеливании (рис. 3) легко фиксируется самим стрелком.

Рис. 3. Отклонение пули от центра цели: а - при крупной мушке; б - при мелкой мушке; в - при мушке, придержанной вправо; г - при мушке, придержанной влево

Причем большое отклонение пули возможно лишь при грубой ошибке в прицеливании. Основной причиной появления такой ошибки является недостаточная тренировка стрелка в прицеливании и спуске курка. Ошибку в прицеливании трудно выявить наблюдением за стрелком. Руководитель может определить ее лишь при помощи приборов и то не во время стрельбы. Чаще всего ошибки в прицеливании будут наблюдаться при стрельбе в ограниченное время. Недостаточно подготовленный стрелок, стремясь сократить время на производство выстрела, допускает ошибки в прицеливании, вследствие чего получается отклонение пуль. При выявлении такого рода ошибок необходима дополнительная работа обучаемого над упражнениями в прицеливании.

Наибольшим злом, резко снижающим результат стрельбы, является дерганье за спуск пистолета при выстреле. Очень часто во время упражнений в прицеливании и спуске курка обучаемый не делает ошибок, производит спуск курка плавно, не вызывая смещения наведенного пистолета. Но совсем иначе ведет себя стрелок при стрельбе боевым патроном. Желание использовать наиболее выгодный момент положения оружия, когда ровная мушка совпадает с точкой прицеливания, или стремление ускорить выстрел заставляет стрелка дергать за спуск пистолета. При этом пули, как правило, отклоняются влево вниз от центра цели (рис. 4).

Рис. 4. Отклонения пуль при дергании за спуск

Промахи при дергании за спуск - частое явление. Этот недостаток далеко не всегда замечает за собой сам стреляющий. Наиболее распространенный способ выявления дергания за спуск при выстреле - это подмешивание учебных патронов в магазин пистолета. Руководитель заряжает пистолет стрелка и незаметно вкладывает в магазин несколько учебных патронов. Если стрелок неправильно произведет спуск курка с боевого взвода, то произойдет резкое, хорошо заметное смещение пистолета, когда в патроннике находится учебный патрон. Можно показать ошибку стрелку и другим способом. Например, стрелок наводит пистолет, а спуск курка производит руководитель. Для этого руководитель накладывает указательный палец левой руки на спуск пистолета, а большой палец сверху на руку стрелка. После выстрела стрелок убеждается, что пуля попала в цель, и, следовательно, причиной его промаха является не ошибка в прицеливании, а неправильный спуск курка пистолета. Выявить дергание за спуск пистолета можно и простым наблюдением за стрелком во время стрельбы. Если стрелок дергает за спуск пистолета, то всегда будет заметно вздрагивание стрелка и резкое, необычное смещение пистолета при выстреле. Но насколько легко выявить этот недостаток, настолько трудно иногда бывает устранить его.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего нужно, чтобы стрелок сам убедился в наличии у него этой ошибки. Для устранения этого недостатка необходимы упражнения в прицеливании и спуске курка по центру чистого листа бумаги или другой мишени, где не имеется резко заметной точки прицеливания.

После серии таких упражнений можно рекомендовать стрельбу из пистолета при следующих условиях. Мишень для выполнения упражнения закрывается листом бумаги с таким расчетом, чтобы центр листа совпадал с точкой прицеливания. Затем производится четыре выстрела с прицеливанием каждый раз в центр листа. После стрельбы лист снимается, и оценка результата производится на спортивной мишени обычным способом. Стрельба по центру листа на дальность 25 м позволяет получить хорошую кучность и наглядно убеждает стрелка в том, что правильный спуск куртка и ровная мушка всегда обеспечивают удовлетворительный результат стрельбы. Отклонение средней точки попадания от центра цели может возникнуть вследствие влияния внешних условий стрельбы (боковой ветер, резкое одностороннее освещение). Однако при небольших дальностях стрельбы из пистолета это влияние невелико и не всегда будет являться причиной отклонения средней точки попадания. Несовмещение средней точки попадания с центром цели чаще всего происходит в результате неправильного определения точки прицеливания и неправильного положения пистолета в руке. Рассмотрев положение пистолета в руке, мы уже знаем, что "мелкая" посадка рукоятки пистолета в руке

вызывает увеличение угла вылета и отклонение пуль вверх. Поджатие ладони к правой щечке или касание указательным пальцем правой стороны рамки пистолета будет вызывать отклонение пуль в сторону (рис. 5).

Рис. 5. Отклонение пуль при неправильном держании рукоятки пистолета

Эти ошибки в держании пистолета могут быть легко замечены руководителем при внимательном наблюдении во время стрельбы за стрелком. Для устранения их потребуется сравнительно небольшая тренировка в приемах стрельбы.

Остановимся на причинах некучного расположения пробоин. Большое рассеивание пуль объясняется не только ошибками в прицеливании, но главным образом отсутствием устойчивости руки при наводке пистолета во время стрельбы. Эти колебания руки устраняются систематической тренировкой в приемах стрельбы и развитием волевых качеств стрелка, привитием ему уверенности в своих действиях. В значительной степени помогают устранить дрожание руки и занятия различными видами спорта. В перечисленных выше примерах указаны основные, наиболее часто встречающиеся ошибки при стрельбе из пистолета. Конечно, эти примеры не исчерпывают все случаи, с которыми приходится сталкиваться в практике подготовки стрелков. Не указаны, например, такие ошибки, как сваливание пистолета, поджатие рукоятки средним, безымянным пальцами и мизинцем во время нажима на спуск пистолета, отвод руки одновременно с давлением на спуск и т. п. Сваливание оружия легко фиксируется самим стрелком. Большого сваливания пистолета при стрельбе не допускает даже малоопытный стрелок, а незначительное сваливание не может вызвать существенного отклонения пуль при стрельбе на 25 м и быть причиной невыполнения упражнения. Другие же ошибки встречаются редко и поэтому нет необходимости останавливаться на них.

Анализ причин, снижающих результат стрельбы из пистолета, позволяет сделать вывод, что появление тех или иных ошибок у стрелка не является обязательным явлением. Как правило, при хорошей подготовке стрелок не делает грубых ошибок, а незначительные ошибки легко устраняются при совершенствовании приемов стрельбы.

Анализ результатов стрельбы невозможен без знания причин отклонения пуль. Чтобы практический опыт обучаемого в стрельбе непрерывно обогащался, необходимо после каждого занятия со стрельбой проводить разбор. Проводится он примерно следующим методом. Руководитель внимательно следит за действиями стрелка на огневом рубеже и делает себе заметки для разбора. После стрельбы, еще до осмотра мишеней, руководитель выясняет, какие отклонения от общих правил стрельбы стрелок заметил самостоятельно. При осмотре результатов руководитель сопоставляет свои предварительные выводы с характером расположения пробоин и указывает стрелку на его ошибки и методы их исправления. После осмотра всех мишеней нужно оставить наиболее характерные мишени (как с отличным, так и с плохим результатом) для общего разбора стрельбы. На разборе отобранные мишени поочередно показываются стрелкам и каждый

результат обсуждается. Затем заслушиваются краткие доклады стрелков, чьи мишени демонстрируются на разборе. В конце руководитель делает заключение. Такой метод разбора приучает стрелка к самостоятельному анализу своих результатов, внимательному наблюдению за своими действиями.

Список литературы

1. Федеральный закон от 13 1996 года № 150 ФЗ «Об оружии» // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст.4973.

2. Методика огневой подготовки (стрелковое оружие). -М.: Воениздат, 1987.

3. Психолого-педагогические вопросы/ служебно-боевой подготовки курсантов (слушателей) образовательныз/х учреждений МВД и ФСИН России. Материалы»/ научно-практической конференции. 18-19 ноября 2006., Владимир, 2006.

4. Наставление по стрелковому делу «(Основы/ стрельбыы из стрелкового оружия».. Воениздат.: 1986г.

5. Садков А. Н. История развития стрелкового оружия / А. Н. Садков, М. В. Палехин, В. А. Репин. - Волгоград: ВА МВД России, 2009.

References

1. Federal act of 13 1996 No. 150 FZ "About the weapon" // Sz the Russian Federation. 1996. No. 51. St.4973.

2. Metodika ognevoy podgotovki (strelkovoe oruzhie) [Technique of fire training (small arms)]. Moscow, Voenizdat, 1987.

3. Psikhologo-pedagogicheskie voprosy sluzhebno-boevoy podgotovki kursantov (slushateley) obrazovatel'nykh uchrezhdeniy MVD i FSIN Rossii [Psycho-pedagogical issues of service and combat training of cadets (listeners) of educational institutions of the interior Ministry and the Federal penitentiary service of Russia]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. [Materials of scientific-practical conference]. On November 18-19, 2006, Vladimir, 2006.

4. Nastavlenie po strelkovomu delu «Osnovy strel'by iz strelkovogo oruzhiya»> [The manual on small business "the basics of shooting from small arms"]. Voenizdat, 1986.

5. Sadkov A. N, Alekhin M. V., Repin V. A. Istoriya razvitiya strelkovogo oruzhiya [History of small arms]. Volgograd, VA Ministry of interior of Russia, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.