Научная статья на тему 'Некоторые аспекты использования средств срочной информации обучения стрельбе из боевого оружия'

Некоторые аспекты использования средств срочной информации обучения стрельбе из боевого оружия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельников Александр Васильевич, Пугачев Алексей Валерьевич, Толубаев Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты использования средств срочной информации обучения стрельбе из боевого оружия»

А.В. Мельников, А.В. Пугачев, Ю.А. Толубаев

кандидат технических наук кандидат педагогических наук

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ СРОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ

Стрелковые тренажеры - современное средство подготовки сотрудников ОВД, позволяющее добиваться стабильно высоких результатов без ведения огня с использованием боеприпасов.

Использование стрелковых тренажеров в процессе огневой подготовки определяется тремя факторами: степенью совершенства тренажерного комплекса, надежностью его работы; уровнем освоения техники инструктором (преподавателем по огневой подготовке); наличием тщательно выверенной методики обучения меткой стрельбе с использованием тренажеров.

Обучение технике стрельбы осуществляется посредством восприятия и переработки информации, поступившей от преподавателя. При этом успешность обучения будет тем выше, чем яснее познаются детали целесообразного выполнения движения. В процессе обучения стрельбе из боевого оружия получение информации о действиях курсанта происходит в основном методом визуальных наблюдений преподавателя, оценки субъективных ощущений самого стрелка, сопоставления их с результатами стрельбы. При этом происходящая при стрельбе мышечная деятельность трудно поддается визуальному контролю. Преподаватель способен зафиксировать лишь некоторые, наиболее значимые ошибки. А такого рода отклонения как соответствие района прицеливания с центром мишени, согласованность действий по прицеливанию и нажатию на спусковой визуальной оценке не поддаются. Преподаватель лишь может догадываться о возможных ошибках, сопоставив свои наблюдения, рассказ стрелка о качестве выполненного выстрела и рисунка расположения пробоин на мишени. Его дополнительная информация в основном носит качественный характер: «резко — плавно», «плохая устойчивость — хорошая», «быстрее — медленнее» и т. д.

Заслуженный мастер спорта М. Умаров (1960) писал, что «Порой тренеру трудно, а иногда и невозможно уловить тончайшие изменения и отклонения в исполнении отдельных технических действий стрелка при производстве выстрела. Поэтому вооружение тренеров доступными методами объективного контроля, с помощью которых можно шлифовать приемы, безусловно, повысят темпы и качество подготовки высококвалифицированных стрелков».

Внедрение технических средств в учебный процесс сделает его более эффективным и управляемым.

Наиболее точная информация о технике выполнения выстрела сотрудником ОВД возможна лишь при использовании технических средств. Они позволяют эффективно согласовывать все звенья учебного процесса, начиная от восприятия информации, ее осмысления, формирования представлений и заканчивая формированием правильных навыков ведения огня. Эффективность такой информации повышается, если получивший ее сотрудник еще находится под впечатлением от произведенного выстрела, поскольку в это время созданы благоприятные условия для анализа выполненных действий, уточнения кинестетических ощущений и представлений о движении. Только в этом случае возможно своевременно зафиксировать и ошибочные действия курсанта.

По характеру применения технические средства бывают информационно-исследовательские и тренажерно-контролирующие. С их помощью можно проводить исследования и получать информацию непосредственно в ходе тренировочного процесса. Они универсальны и служат для сбора информации и контроля за группой показателей техники стрелка, а также за функциональным состоянием организма спортсмена.

За последнее десятилетие появилось множество различных тренажерных устройств для обучения технике стрельбы. Принцип работы большинства устройств основан на переработке световых сигналов, излучаемых макетом оружия, датчиком, закрепленным на оружии или мишенной установкой. После специальной обработки эти сигналы преобразуются в изображение на мониторе компьютера или специальном дисплее. Стрельба на тренажерах и виртуальных тирах ведется без использования патронов, вхолостую, что позволяет экономить дорогостоящие боеприпасы. Кроме того, использование тренажеров беспулевой стрельбы не требует использования специально оборудованных тиров. Занятия могут проходить в любом помещении с дистанцией до мишени 5-10 м.

Приведем основные рекомендации, связанные с методикой использования стрелковых тренажеров при проведении занятий по огневой подготовке.

Стрелковый тренажер не заменяет боевую стрельбу, а выступает вспомогательным инструментом для: получения первоначальных навыков правильного прицеливания и отработки плавного спуска курка; формирования у стрелка мы-

шечной памяти правильного выполнения выстрела; дальнейшего повышения мастерства; совершенствования навыков интуитивной стрельбы (стрельба навскидку, не целясь); отработки навыков стрельбы с оружием, оснащенным лазерным целеуказателем.

К тренировке на тренажере можно приступать после того, как обучаемый получит первоначальные навыки по правильной стойке и удержанию оружия, а также в стрельбе из боевого оружия. Занятия с применением тренажера необходимо чередовать с боевой стрельбой.

В настоящее время научно-технический центр НТЦ «Лазерные приборы» (г. Новосибирск) выпускает несколько модификаций стрелковых тренажеров. В ВИ МВД РФ имеется ЛСК-М410.

Приведем краткие описания принципа его работы и возможности использования в тренировке стрелков.

Лазерный стрелковый тренажер «Рубин» предназначен для проведения беспулевых стрельб из пистолета Макарова (ПМ) по специальным (светоотражающим) или стандартным мишеням.

Принцип действия лазерных стрелковых тренажеров «Рубин» состоит в имитации выстрела импульсом оптического излучения с помощью миниатюрного лазерного излучателя, размещаемого в стволе стрелкового оружия. В магазине пистолета располагается блок управления лазером и элементы питания. Блок управления формирует излучение в момент спуска курка. Лазерный импульс попадает в мишень и стрелок видит яркую вспышку красного цвета в том месте, куда было наведено оружие при выстреле.

Стрелковый тренажер «Рубин» при установке на пистолет Макарова обеспечивает:

- приемлемую «сходимость» имитационной и боевой стрельбы для типов тренажеров, не имитирующих эффект реального выстрела;

- необходимую дальность имитационной стрельбы в достаточно широком диапазоне освещенности;

- возможность проведения эффективных тренировочных занятий по огневой подготовке на предварительной стадии обучения вне специально оборудованных помещений;

- удобство работы комплекса «оружие — тренажер» вследствие небольших массогабаритных характеристик, эргономичного размещения всех его элементов;

- стойкость к механическим воздействиям и повышенной влажности при эксплуатации в закрытых, отапливаемых помещениях;

- комплексирование и совместимость с компьютерными видеосистемами обучения стрельбе.

Для выявления основных направлений применения электронных тренажеров было проведено анкетирование сотрудников ОВД и преподавателей дисциплины «Огневая подготовка», ко-

торое показало, что в системе подготовки имеются существенные недостатки как в теоретическом, так и в практическом применении современных средств срочной информации, применяемых для оценки и совершенствования техники стрельбы.

В ходе анализа литературных источников и бесед с инструкторами огневой подготовки были установлены требования, которые предъявляются к современным тренажерным комплексам и техническим устройствам:

- адекватность графической регистрации техники стрельбы субъективным ощущениям стрелка при выполнении выстрела;

- доступная тренеру и стрелку форма графической записи для визуальной оценки;

- предъявление информации непосредственно после окончания выполнения серии или выстрела;

- получение информации с индивидуального оружия стрелков;

- использование стандартных регистрирующих приборов и датчиков;

- все применяемые приборы должны получить педагогическую оценку эффективности их использования в тренировочном процессе;

- использование в тренировочном процессе только тех технических средств, на которых проводились исследования с получением различных моделей и модельных характеристик, с целью сопоставимости текущей информации с модельными характеристиками;

- применение малогабаритной и мобильной аппаратуры для работы со стрелками на различных стрельбищах и тирах.

В настоящее время существует ряд стрелковых тренажеров, представляющих собой электронные комплексы, выдающие информацию о технике прицеливания, нажатия на спусковой крючок и ряд специфических показателей, таких как устойчивость оружия, величина, скорость и амплитуда колебания. Эти технические средства используются для изучения процесса управления движениями и практической педагогической работы с различными контингентами лиц, обучаемых спортивным движениям и совершенствующих свою спортивную технику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн Л. М. Основы стрелкового мастерства / Л.М. Вайнштейн. — М.: ДОСААФ, 1960.

2. Володина И. С. Анализ ошибок в технике

стрельбы из пневматической винтовки. /

И.С.Володина А.В. Пугачев // Научно-

практические аспекты совершенствования системы подготовки и управления процессом тренировки в стрелковом спорте: сборник научных материалов. — Воронеж, 2000. — С. 35—39.

3. Володина И. С. Оценка качества выполне-

ния отдельного выстрела с помощью компьютерной установки «Скатт» / И.С.Володина, А.В. Пугачев // Современные тенденции и проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в обществе: тезисы докладов научно-

практической конференции ВГИФК МГАФК. — Воронеж, 2000. — С. 12—14.

4. Пугачев А.В. Совершенствование техники стрельбы из пневматической винтовки на основе средств срочной информации: дис. ... канд. пед. наук / А.В. Пугачев. — Москва: РГАФК, 2002. — 166 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.