Научная статья на тему 'Первоначальный этап развития электронных стрелковых тренажеров (конец XX - начало XXI века)'

Первоначальный этап развития электронных стрелковых тренажеров (конец XX - начало XXI века) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНАЖЕР / TRAINER / ЭЛЕКТРОННЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ / ELECTRONIC FIRING SIMULATOR / ЛАЗЕРНЫЕ СТРЕЛКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / LASER FIRING SIMULATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Александр Владимирович

В статье рассматриваются электронные стрелковые тренажеры, созданные на основе инновационных технологий. Определяются их основные направления развития. Делается вывод, что такие системы со временем приобретали все более высокую степень приближения условий тренировки к реальной обстановке. Автор приходит к заключению, что использование тренажеров, разработанных в конце XX начале XXI вв., в совокупности с реальными стрельбами дает значительные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The becoming of electronic firing simulators (late 20th - early 21st century)

The article is devoted to the electronic firing training systems based on the innovative technologies, and discusses the main trends of their future development. The author reports that with the course of time the above systems have been improved so much as to provide the utmost realistic training, and arrives at the conclusion that application of innovative solutions together with real shooting practices produces great results.

Текст научной работы на тему «Первоначальный этап развития электронных стрелковых тренажеров (конец XX - начало XXI века)»

3. При формировании навыков межкультурного профессионального общения следует развивать умения не только устной, но и письменной коммуникации с обязательным учетом коммуникативно-прагматического аспекта.

Литература

1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

2. Потапова Р.Г. Новые информационные технологии и лингвистика: Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.

3. Романова К.Е. Модель организации образовательного технологического процесса на основе использования потенциала электронных образовательных ресурсов / Е.К. Васин, К.Е. Романова // Школа будущего. 2013. №5. С. 176—182.

4. Северова Н.Ю. Обучение иноязычной письменной коммуникации в социальных сетях с учетом

лингвопрагматического аспекта. / Н.Ю. Северова. Вестник Московского государственного областного университета. 2015. № 1. С. 94—100.

References

1. PolatE.S. Modern pedagogical and information technologies in education: textbook. a manual for students of higher. proc. institutions / E.S. Polat, M.Y. Bukharkina. M.: Publishing center «Academy», 2007. 368 p.

2. Potapova R.G. New information technologies and linguistics: a manual. Ed. 2-E. M.: editorial URSS, 2004. 320 p.

3. Romanova K.E. Model of organization of educational process at the basis of the potential of electronic educational resources / E.K. Vasin, E.K. Romanova // the school of the future. 2013. No. 5. P. 176—182.

4. Severova N.Yu. Teaching foreign-language written communication in social networks taking into account pragmatic aspects. / N.Yu. Severova, Bulletin of Moscow state regional University. 2015. No. 1. P. 94—100.

УДК 355.55 ББК 68.49

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНАЖЕРОВ (КОНЕЦ XX — НАЧАЛО XXI ВЕКА)

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ДМИТРИЕВ,

кандидат военных наук,

заместитель начальника кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: dmitriev-740@mail.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются электронные стрелковые тренажеры, созданные на основе инновационных технологий. Определяются их основные направления развития. Делается вывод, что такие системы со временем приобретали все более высокую степень приближения условий тренировки к реальной обстановке. Автор приходит к заключению, что использование тренажеров, разработанных в конце XX — начале XXI вв., в совокупности с реальными стрельбами дает значительные результаты.

Ключевые слова: тренажер, электронные стрелковые тренажеры, лазерные стрелковые комплексы.

Annotation. The article is devoted to the electronic firing training systems based on the innovative technologies, and discusses the main trends of their future development. The author reports that with the course of time the above systems have been improved so much as to provide the utmost realistic training, and arrives at the conclusion that application of innovative solutions together with real shooting practices produces great results.

Keywords: trainer, electronic firing simulator, laser firing simulator.

Технические средства, которые бы качественно расширяли возможности передачи, приема и обработки учебной информации, всегда были востребованы, поэтому вопрос их применения в целях совершенствования учебного процесса остается неизменно актуальным.

К таким средствам относятся и стрелковые тренажеры, предназначенные для обучения стрельбе из боевого и служебного оружия и последующих тренировок, направленных на совершенствование полученных навыков, в организациях, в деятельности которых применяется оружие (подразделениях МВД, ФСБ, таможни и др.).

С их помощью решаются задачи достижения высокой степени приближения условий тренировки к реальным. Подобное приближение достигается путем введения и выполнения заданий, характерных для реальной обстановки. Отдельные элементы осваиваемой деятельности после их отработки в обычных условиях закрепляются в ситуациях, имитирующих различные экстремальные воздействия, что способствует выработке устойчивости к психологическим стресс-факторам [5, с. 70—73], таким как опасность, внезапность, неопределенность, новизна, увеличение темпа действий, дефицит времени. При этом моделируются и все составляющие выстрела: отдача оружия при выстреле, звук выстрела, попадание пули в мишень и т.д [3, с. 11—13], что помогает справиться с психотравмирующими факторами, вызывающими негативные психологические реакции, снижающие боеспособность, в том числе факторами слухового (звук выстрела, грохот) и осязательного ряда.

Использование электронных стрелковых тренажеров позволяет реализовать на практике теоретические знанияа также совершенствовать умения и навыки, необходимые для выполнения служебных обязанностей и обеспечения личной безопасности [1, С. 386—390].

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, использование приспособлений и тренажеров, созданных на основе инновационных технологий, играет большую роль в обучении стрельбе.

В начале 1980-х гг. ученые совершили прорыв в сфере полупроводниковых приборов, в частности красных полупроводниковых лазеров, что нашло применение во многих отраслях промышленности, науки, медицины. Благодаря данной технологии были изобретены лазерные стрелковые тренажеры для проведения беспулевых стрельб из пистолета, автомата, пулемета, снайперской винтовки. Принцип действия этих тренажеров состоит в следующем. Миниатюрный лазерный излучатель помещается в ствол стрелкового оружия. При ударении курка срабатывает датчик. В светоотражающую мишень попадает лазерный луч, а в месте поражения «световой пулей» видна яркая вспышка красного цвета.

В 1991 г. ЗАО НПП «СКАТТ» совместно со сборной командой России по пулевой стрельбе был разработан оптико-электронный тренажер «СКАТТ». Изначально он предназначался исключительно для подготовки биатлонистов и высококлассных стрелков-снайперов, а впоследствии активно применялся в целях повышения уровня огневой подготовки сотрудников подразделений МВД, ФСБ и других правоохранительных органов.

Стрелковый тренажер «СКАТТ» предназначен для обучения стрельбе из различных типов оружия и позволяет имитировать стрельбу на дистанции от 5 до 1000 м. Этот тренажер позволяет фиксировать предысторию выстрела в виде траектории прицеливания с очень высокой точностью регистрации и перемещения точки прицеливания. Вся информация о прицеливании и координаты пробоины сохраняются в памяти компьютера для последующего анализа [2, с. 146—148]. В его комплектацию входят электронный базовый блок, блок питания, мишень с излучателями (для дистанций 5 и 10 м), фотопри-

емник с элементами крепления, программное обеспечение.

Тренировка на тренажере «СКАТТ» проводится без отдачи и звука выстрела. От тренировок вхолостую нет вреда. После 2—3 месяцев работы на тренажере достаточно 3—5 тренировок с реальной стрельбой, чтобы привыкнуть к отдаче оружия.

В 1995 г. научно-техническим центром «Лазерные технологии» был разработан стрелковый тренажер, в котором использовался гелиево-неоновый лазер. Оптическая головка размещалась в стволе пистолета Макарова, доставка излучения в нее осуществлялась с помощью одномодового волоконного световода, помещенного в бронированную оболочку. Прибор весил 4 кг и помещался в небольшой ящик.

Позднее появились инжекционные полупроводниковые лазерные диоды в видимом диапазоне спектра на основе гетероструктур арсенида гелия, которые произвели буквально техническую революцию в приборостроении. Воспользовавшись этим, разработчики пошли дальше и на основе новых лазерных диодов в 1997 г. создали лазерный тренажер «Рубин» ЛТ-122, который весил всего 400 г. А в 1998 г. — ЛТ-122 ПМ, электронный блок которого был выполнен в виде магазина к пистолету Макарова.

В 1997 г. предприятием «Лазерные приборы» совместно с Сибирским филиалом ГУНПО «Спецтехника и связь» МВД России был создан лазерный стрелковый комплекс «Рубин» и налажено его серийное производство [4]. Отличительной особенностью комплекса является отсутствие проводной связи между оружием и компьютером, что позволяет проводить тренировки в движении.

Отработка и совершенствование навыков стрельбы осуществляется с использованием табельного оружия, закрепленного за сотрудником, что дает возможность стреляющему оценивать особенности ударно-спускового механизма (протяженность и тяжесть спуска).

С марта 2001 г. К примеру, комплекс «Рубин» используется в специализированном полку ДПС ГИБДД для проведения беспулевых стрельб из пистолета Макарова по стандартным мишеням на расстоянии 25 м от огневого рубежа. Комплекс

позволяет проводить обучение сотрудников навыкам ведения прицельной стрельбы из пистолета Макарова с последующим визуальным контролем и компьютерной обработкой результатов стрельбы.

При проведении тренировок на комплексе «Рубин» сотрудниками ДПС ГИБДД достигнуты положительные результаты. За два года выполняемость упражнений контрольных стрельб выросла с 73% до 96%. Доля оценок «хорошо»и «отлично»достигла 45%.

17 декабря 2002 г. в Институте переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России состоялся Первый специализированный научно-практический семинар по огневой подготовке с использованием лазерных технологий. Участникам семинара была продемонстрирована методика и возможности применения стрелкового комплекса «Рубин» в рамках огневой подготовки. Заслушивались доклады, в которых приводились первые данные о применении тренажеров «Рубин» в некоторых подразделения ФСБ и МВД России и анализировалась динамика роста результатов стрельбы среди личного состава подразделений.

Спустя год в Институте переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России был проведен Первый межрегиональный форум «Лазерполитех-2003» — «Технологии и средства обеспечения огневой подготовки», сделаны выводы о необходимости внедрения лазерных технологий в процесс обучения, о целесообразности испытаний лазерных стрелковых тренажеров в системе сертификации специальной и военной техники МВД России, о практике применения лазерных стрелковых тренажеров в организации проведения занятий по огневой подготовке, даны рекомендации по комплексному применению современных тренажерных средств в огневой подготовке из стрелкового оружия. Постепенно подобные семинары и форумы вышли на международный уровень.

Все это характеризует осознанное и постепенное внедрение в процесс подготовки сотрудников силовых структур и ведомств таких систем, как лазерные и электронные стрелковые тренажеры и комплексы.

В 2001 г. благодаря использованию современных достижений в микроэлектронике

был разработан ЛТ-310, все элементы которого помещаются в миниатюрной насадке весом меньше 50 г.

Параллельно происходило совершенствование программно-аппаратных средств компьютерного телевизионного стрелкового комплекса. Первый ЛСК-100 появился в 1997 г., тогда по светоотражающей мишени вести огонь мог один стрелок. Пистолет был связан с компьютером электрическим кабелем. В 2001 г. был разработан аналогичный комплекс для четырех обучаемых, который позволял стрелять по светоотражающим и бумажным мишеням, проводить лазерные и боевые стрельбы. При этом результаты сохранялись в компьютере и отображались на экране монитора, а обучаемый свободно перемещался по всему периметру тира. А уже в 2003 г. изобрели комплект «Траектория прицеливания», в котором использовался тренажер с невидимым лазерным лучом. Одно из преимуществ таких тренажеров заключается в том, что они позволяют организовывать и проводить занятия по огневой подготовке в любом помещении или на улице, днем и ночью, используя самые различные методики.

Появление тренажеров верхнего уровня не отменяет тренажеры предыдущих уровней. Напротив, они включены в методический процесс и используются для последовательного обучения, а их применение в совокупности с реальными стрельбами дает значительные результаты.

Литература

1. Дмитриев А.В. Инновационные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий на тактических полигонах // Приоритеты современной российской уголовной политики: проблемы совершенствования уголовно-правового регулирования: Материалы Международного межведомственного научно-практического семинара / Под ред. Э.Ф. Побегайло, Ю.С. Жарикова. М.: Изд-во СГУ, 2014.

2. Дмитриев А.В. Инновационные технологии в системе огневой подготовки как необходимый фактор повышения профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних дел // Вест-

ник Московского университета МВД России. № 9. 2015.

3. Дмитриев А.В., Лавров В.Н. Электронные стрелковые системы: Учебно-методическое пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014.

4. Крючин В.А. Материалы сборника 1-го Межрегионального форума «Технологии и средства обеспечения огневой подготовки». М.: Лазерполи-тех, 2003.

5. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. Руза: Московский областной филиал Московского университета МВД России, 2014.

References

1. Dmitriev A.V. Innovatsionnye tekhnologii kak sredstvo povysheniya effektivnosti obrazovatel'nogo protsessa pri provedenii zanyatii na takticheskikh poligonakh // Prioritety sovremennoi rossiiskoi ugolovnoi politiki: problemy sovershenstvovaniya ugolovno-pravovogo regulirovaniya: Materialy Mezhdunarodnogo mezhvedomstvennogo nauchno-prakticheskogo seminara / Pod red. E.F. Po-begailo, Yu.S. Zharikova. M.: Izd-vo SGU, 2014.

2. Dmitriev A.V. Innovatsionnye tekhnologii v sisteme ognevoi podgotovki kak neobkhodimyi faktor povysheniya professional'nykh kompetentsii sotrud-nikov organov vnutrennikh del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. № 9. 2015.

3. Dmitriev A.V., Lavrov V.N. Elektronnye strel-kovye sistemy: Uchebno-metodicheskoe posobie. Ruza: Moskovskii oblastnoi filial Moskovskogo uni-versiteta MVD Rossii, 2014.

4. Kryuchin V.A. Materialy sbornika 1-go Mezhregional'nogo foruma «Tekhnologii i sredstva obespecheniya ognevoi podgotovki». M.: Lazerpoli-tekh, 2003.

5. Mar'in MI., Mal'tseva T.V., Petrov V.E., Saf-ronov A.D. Psikhologicheskaya podgotovka sotrud-nikov politsii k professional'noi deyatel'nosti: Ucheb-no-metodicheskoe posobie. Ruza: Moskovskii oblast-noi filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.