Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД'

Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2503
611
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ / FIRING TRAINING / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / TECHNIQUES OF SHOOTING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Светлана Валентиновна, Таран Александр Николаевич

В статье представлен материал, содержащий сведения о теоретико-методологических основах огневой подготовки сотрудников ОВД РФ, совершенствовании методик обучения стрельбе. Авторы дают сравнительную характеристику стрелковой подготовке курсантов и стрелков-спортсменов, формулируют собственную методику обучения огневой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочеткова Светлана Валентиновна, Таран Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES FOR IMPROVEMENT OF WEAPONS TRAINING OF POLICE OFFICERS

The article deals with the theoretical and methodological bases of police officers’ weapons training in Russia, and improvement of techniques of the firing training. The authors give a comparative description of the firing training of students and athletes shooters, and formulate an original methodology of firing training.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы совершенствования огневой подготовки сотрудников ОВД»

УДК 796.07

Кочеткова Светлана Валентиновна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры теории и методики фехтования

и пулевой стрельбы

Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма

Таран Александр Николаевич

преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

Kochetkova Svetlana Valentinovna

PhD in Educational Science, Assistant Professor, Theory and Techniques of Fencing and Shooting Sports Department, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

Taran Alexander Nikolaevich

Lecturer of the Department for Activities in Special Circumstances of Internal Affairs Bodies, Krasnodar Juridical University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES FOR IMPROVEMENT OF WEAPONS TRAINING OF POLICE OFFICERS

Аннотация:

В статье представлен материал, содержащий сведения о теоретико-методологических основах огневой подготовки сотрудников ОВД РФ, совершенствовании методик обучения стрельбе. Авторы дают сравнительную характеристику стрелковой подготовке курсантов и стрелков-спортсменов, формулируют собственную методику обучения огневой подготовки.

Ключевые слова:

огневая подготовка, психологическая подготовка, методики обучения стрельбе.

Summary:

The article deals with the theoretical and methodological bases of police officers’ weapons training in Russia, and improvement of techniques of the firing training. The authors give a comparative description of the firing training of students and athletes - shooters, and formulate an original methodology of firing training.

Keywords:

firing training, psychological preparation, techniques of shooting training.

Высокого уровня подготовки специалистов ОВД можно добиться только на основе применения достижений передовых знаний в области науки и практики, направленных на совершенствование средств и методов обучения. Выход на качественно новый уровень работы возможен только при условии повышения профессиональной подготовки и ее составной части - огневой тренировки. Для сотрудников ОВД ее эффективность особенно важна при задержании преступных групп и вооруженных правонарушителей, которые для достижения своих целей прибегают к опасным правонарушениям, не останавливаясь ни перед какими злодеяниями, вплоть до убийства.

Многочисленные исследования причин потерь личного состава в ходе выполнения оперативно-служебных задач, проведенных на основе архивных уголовных дел, материалов служебных и прокурорских проверок, свидетельствуют о том, что провоцирующие беспечные действия представителей правоохранительных органов способствовали осуществлению против них преступных намерений со стороны лиц, совершающих противоправную деятельность [1; 2].

Особенностями, которые необходимо учитывать при подготовке сотрудников ОВД, являются:

- стрельба на опережение, без тщательного прицеливания, в ограниченное время;

- стрельба в условиях ограниченной видимости;

- стрельба в движении или на фоне сбивающих и отвлекающих факторов физической или психологической природы;

- стрельба на коротких, сверхкоротких дистанциях.

Проводя анализ основных учебно-методических материалов и нормативных актов, регулирующих огневую подготовку специалистов ОВД в специализированных вузах, можно отметить тот факт, что условия и характер обучения стрельбе сотрудников правоохранительных органов и стрелков-спортсменов существенным образом различаются. По мнению большинства преподавателей, годовая норма положенности боеприпасов на курсанта, а также сотрудника ОВД и ОМОН недостаточна и сравнима с количеством боеприпасов, затрачиваемым на одном занятии в процессе обучения стрельбе стрелков-спортсменов. Также, количество времени, выделяемое

- 1S7 -

на огневую подготовку, не соответствует требованиям, предъявляемым экстремальным характером службы сотрудников ОВД. Так, курсанты в вузах МВД получают навыки огневой подготовленности в ходе примерно 94 практических занятий, что составляет 0,9 занятий в неделю, в то время как стрелки-спортсмены занимаются стрельбой не менее 2-4 занятий в неделю, время которых зачастую не ограничено.

Существенно отличается в огневой подготовке сотрудников полиции такой важнейший фактор, как наполняемость групп. На занятиях в специализированных учебных заведениях МВД, в группе, как правило, не менее 20-30 курсантов. На огневом рубеже с боевым оружием, в зависимости от упражнения, они находятся от 20 до 60 с на одном занятии. К этому добавляется 2 мин. на получение боеприпасов (4-6 патронов), подготовку, снаряжение магазина, доклады, осмотр мишеней. В рамках занятий по стрельбе стрелков-спортсменов, группы, как правило, не превышают 4-6 чел. Соответственно повышается время, отводимое на совершенствование индивидуальных навыков стрельбы.

Дифференциация по положению для ведения стрельбы является существенным фактором, обуславливающим специфику огневой подготовки сотрудников полиции. Если в рамках спортивной стрельбы позиция стрелка заранее определена, прогнозируема, то в процессе обучения специалистов ОВД необходимо сформировать навык ведения огня из различных положений, так как в ситуации огневого контакта с правонарушителем весьма трудно предсказать обстановку.

Условия стрельбы при возникновении экстремальных ситуаций, вынуждающих сотрудника полиции вести огонь на поражение, равно как и его собственное психическое состояние, будут сильно отличаться от спокойной обстановки стрелкового тира. По мнению Л.М. Вайнштейна, эти условия будут характеризоваться:

- внезапностью возникновения ситуации, требующей быстрого реагирования;

- необходимостью вести стрельбу в изготовке, значительно отличающейся от той, которая была выработана в процессе подготовки;

- недостаточной освещенностью, в условиях которой придется вести прицельную стрельбу;

- состоянием высокой эмоциональной напряженности, неизбежно возникающей в экстремальных ситуациях, особенно при огневом противодействии со стороны преступных элементов.

С точки зрения В. Крючина, без аккуратности не будет точного выстрела, а значит, не будет и хорошего результата. Чтобы сделать точный выстрел, необходимо последовательно осуществить следующие операции:

1. Навести прицельные приспособления на мишень.

2. Выбрать свободный ход спускового крючка, совмещая прицельные приспособления с центром мишени.

3. Стараясь удерживать ровную мушку, плавно дожать спусковой крючок.

Независимо от того, сколько времени отводится на выстрел - 5 или 0,5 с, этот алгоритм

действий должен быть соблюден. Только тогда появляется уверенность в том, что мишень будет поражена. Когда опытный стрелок поражает мишени, время между его выстрелами достигает 0,12-0,19 с. Стреляя даже с такой скоростью, он плавно и методично обрабатывает спусковой крючок, только делает это гораздо быстрее и результативнее [3].

Анализируя основные методики огневой подготовки, применяемые в процессе обучения сотрудников ОВД, и подготовки стрелков-спортсменов, можно сделать вывод о том, что в них недостаточное внимание уделяется работе органов зрения и психологической готовности в момент ведения огня. На наш взгляд, это является существенным недостатком, который необходимо устранить в ходе разработки актуальной концепции учебных мероприятий.

В боевой обстановке воспроизвести идеальную изготовку сложно, и она может оказаться крайне нецелесообразной. Положения для стрельбы во время тренировок должны постоянно меняться, чтобы исключить ее привязку стрельбы к одному месту. Уход с линии огня и стрельба должны вестись практически одновременно.

Что касается управления дыханием, то на начальном этапе подготовки для достижения максимальной комфортности его можно задерживать во время выстрела. В дальнейшем стрелок сам, по мере необходимости и возможности, осуществляет выбор момента задержки дыхания в связи с тем, что зона поражения в боевой обстановке - силуэт человека, и стрельба ведется в динамике и на коротких дистанциях до 10-15 м. В стрессовой ситуации, во время огневого контакта, «подобрать» дыхание не представляется возможным - все происходит без участия сознания.

На начальном этапе огневой подготовки важное значение имеет выбор методики обучения работе со спусковым механизмом в процессе стрельбы. Основное внимание необходимо направить на обучение работе кистью во время выстрела с визуальным и тактильным контролем. Важно обеспечить усвоение навыков попадания обучаемых в грудную мишень на максимально

- 1SB -

возможной скорости. Команды в процессе подготовки должны быть простые, не более двух слов, максимально понятные для обучаемого. Необходим минимум специфической терминологии, так как наличие большого количества понятий и технических элементов в сознании обучаемого приводит к путанице действий и мыслей при работе с боевым патроном на огневом рубеже. Технические элементы в процессе подготовке к «сверхскоростной стрельбе» должны даваться на уровне подсознания обучаемого.

Так как стрельба ведется в различных условиях и состояниях, руки должны обеспечивать изоляцию оружия от движений тела (стрельба в движении, из автомобиля, лодки, уход с линии огня и другое). Для амортизации оружия необходимо добиваться ровной отдачи, которая является основным диагностическим средством для преподавателя при контроле за работой обучаемого с оружием на огневом рубеже.

Хватка оружия должна обеспечивать прицеливание на коротких дистанциях (до 10 м) и грубую наводку оружия в цель на расстоянии от 10 до 25 м. На начальном этапе можно применять ее двумя руками (вторая рука слегка придерживает снизу руку с оружием), после освоения стрельбы - переход к работе с одной руки. Требование к хвату - при извлечении пистолета из кобуры и выносе оружия в цель (в любом положении), оно должно быть направлено в район прицеливания. После выноса оружия в мишень мушка должна находиться в целике при отсутствии движений в кисти и подводки оружия как при расслабленной руке с оружием, так и при крепком хвате в любом положении для стрельбы.

Взгляд в процессе стрельбы необходимо фокусировать на целике, мушка должна быть слегка расплывчатой и находиться в прорези целика примерно на уровне с его краями, перевод взгляда на мишень должен быть полностью исключен.

При большой скорости работы со спуском практически не остается времени для переключения внимания и перевода взгляда на мишень, на точное выравнивание мушки в целике, на поиск «десятки». Следовательно, спуск курка должен быть плавным и быстрым, обеспечивающим ровное положение оружия и одинаковое напряжение в кисти во время «щелчка» и после него. На спуск должно отводиться не более 2 с.

Обучение (так же как и восстановление техники после длительного перерыва в стрельбе) начинается с работы в «холостую» (с открытыми и закрытыми глазами) до тех пор, пока оружие в руке не будет «вести себя ровно» (отсутствие дрожания, рывков, доводки оружия перед щелчком) и мушка с целиком будут на мишени на время «выноса» оружия со «щелчком» до 1 с. После этого производится один выстрел, затем опять - работа в «холостую», и так - до восстановления техники. Цикл повторяется до тех пор, пока не будет достигнуто уверенное попадание в мишень. Расстояние зависит от подготовленности. Для новичков оптимально - 10 м, для спортсменов -до 25 м. По мере роста результатов увеличивается количество патронов и дистанция. Стрельба ведется из различных положений. Количество выстрелов на одно упражнение варьируется от 1 до 16 патронов, в зависимости от поставленных задач. Необходим контроль преподавателя за поведением оружия обучаемого для изменения стрелковой нагрузки и корректировки ошибок не зависимо от уровня подготовки учащегося.

Психологический аспект огневой подготовки, по нашему мнению, заключается в том, что при «сверхскоростной работе» обучаемый очень быстро адаптируется к стрельбе, так как не успевает «испугаться», а страх, возникающий после выстрела, очень быстро проходит. Минимально задействованы мыслительные процессы, что приводит к улучшению тактильных и зрительных восприятий во время подготовки. Визуальный контроль оружия и анализ ощущений (работа кисти, указательного пальца на спусковом крючке), «попадания» подсознательно фиксируются не ровной мушкой в целике, а мышечно-тактильными ощущениями в кисти. Это обеспечивается при выполнении сверхскоростных упражнений.

Н.Ю. Митюрина и Н.В. Бобков отмечают, что в подготовке сотрудника к стрельбе на поражение хорошо зарекомендовали себя методики, включающие психологическую нагрузку. Они давно разработаны и применяются во многих зарубежных школах. Некоторые из них заключаются в выполнении упражнений в стрельбе по фотографиям и по объемным манекенам. К мишени на место головы приклеивается собственная фотография стрелка, которую он должен поразить с расстояния 5-7 м. Практика показывает, что сразу это могут сделать далеко не все, потому что надо «выстрелить в себя». Стрельба по объемным манекенам также вносит определенный психологический дискомфорт, который преодолевается с течением времени. После такой обработки большинство стрелков способно произвести выстрел на поражение. Формирование устойчивости центральной нервной системы в ситуации принятия решения (произвести выстрел) представляет собой процесс комплексного воздействия, заключающийся в развитии способностей, умений и навыков, знаний и убеждений. Правомерность принимаемых решений и их

последующая реализация будут определяться наличием прочных навыков обращения с оружием, согласно заложенным в подсознании алгоритмам действий [4].

Также немаловажным аспектом в процессе огневой подготовки является физическая готовность обучаемых. Уровень развития основных физических качеств сотрудников ОВД как результат общей физической подготовки является той базой, на основе которой формируется специальный навык в стрельбе. По мере повышения общего уровня физической подготовленности совершенствуются приспособительные реакции организма стрелков к внешним раздражителям, что является важным фактором, обеспечивающим надежность результатов в стрельбе [5; 6].

Содержанием специальной физической подготовки могут быть движения стрелка, связанные с обеспечением «наводки» оружия в цель, например, длительное его удержание в позе изготовки, ориентированной на мишень, упражнения по формированию специфического тонуса мышц. Сотрудники ОВД с повышенной возбудимостью проводят разминку спокойно, а с ярко выраженной апатией включают в разминку двигательные упражнения с ритмическими движениями и действиями, способствующими стабилизации выполнения отдельных элементов техники выстрела. Последнее в значительной степени относится к разминке перед выполнением скоростных упражнений в стрельбе из пистолета Макарова [7].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходима разработка качественной и кардинально новой методики огневой подготовки сотрудников полиции, которая отвечала бы требованиям, предъявляемым к уровню владения оружием в экстремальных ситуациях столкновения с правонарушителем. Методика обучения стрельбе должна быть проста для понимания и восприятия курсантами. В ее рамках необходимо оперирование конкретными и простыми понятиями. Техника, усваиваемая в процессе обучения, не должна сопровождаться лишней информационной нагрузкой. Важно обеспечить ее способность воспроизводиться в любой ситуации и в любом положении, необходимом для стрельбы.

Ссылки:

1. Папкин А.И., Зотов А.Т. Профилактика гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей. Домодедово, 1999.

2. Чернов А.И. Организация личной безопасности сотрудников ОВД. Домодедово, 2001.

3. Крючин В. Практическая стрельба. М., 2006.

4. Митюрина Н.Ю., Бобков Н.В. Формирование психологической готовности сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 19-22.

5. Вайцеховский С.М. Книга тренера: учеб. пособие. М., 1971. 312 с.

6. Гачечиладзе Я.В., Орлов В.А. Выносливость стрелка. Разноцветные мишени. М., 1986. С. 71-74.

7. Иткис А.М. Специальная подготовка стрелка-спортсмена: учеб. пособие. М., 1982. С. 17-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.