Выводы. Таким образом, из проведенного анализа по результатам исходного замера мы можем констатировать, что между исходным и контрольным замерами произошли существенные изменения в развитии нравственных качеств у курсантов вследствие внедрения в образовательный процесс педагогических условий, необходимых для успешного осуществления нравственного формирования личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белоус, В. А. Формирование высокой духовности курсантов военнофизкультурного вуза в условиях реформирования высшей военной школы / В. А. Белоус ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1998. - 193 с.
2. Фофанов, А.М. Формирование научного мировоззрения курсантов вуза : (нравственный аспект) : учеб. пособие / А.М. Фофанов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. - 57 с.
3. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных сил России : монография / В.Л. Пашута ; МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. -220 с.
4. Воспитательная работа : опыт, организация, методика. Вып. 1. - М. : ГУВР ВС РФ, 1998.
5. Марищук, В.Л. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 257 с.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ
А.В. Пастушков, М.Н. Савин
Вопрос о применении технических средств в целях совершенствования учебного процесса всегда актуален. Обучение всегда было связано с применением технических средств, которые качественно расширяли возможности приема, передачи и обработки учебной информации.
Современный стрелковый тренажер - это сложное многофункциональное электронное устройство, используемое совместно с персональным компьютером. Существует большое количество тренажеров, позволяющих обучать какой-либо отдельной составляющей выстрела: это тренажеры для обучения изготовке, удержанию оружия, прицеливанию, плавному нажатию на спусковой крючок и т.д. (Поципун А.А., 1987). В отличие от них, стрелковым тренажером в общем случае будем считать устройство, позволяющее полностью имитировать весь процесс выстрела.
Экспериментальные работы, выполненные И.Б. Смирновым (1992) и др., подробно осветили вопросы техники некоторых стрелковых упражнений, в них было предложено включить ряд технических средств срочной информации в тренировочный процесс подготовки спортсменов.
В.А. Ревенко (1990) раскрыл вопросы совершенствования методики обучения стрельбе из пистолета курсантов учебных заведений МВД РФ с использованием технических средств срочной информации.
Основной задачей, которую решают разработчики стрелковых тренажеров, следует считать достижение как можно более высокой степени приближения условий тренировки к реальным условиям. Моделируются все составляющие выстрела: отдача оружия при выстреле, звук выстрела, попадание пули в мишень и т. д.
Все многообразие современных моделей стрелковых тренажеров для подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и др. можно разделить на две основные группы:
стрелковые тренажеры вида «стрелок-мишень»; стрелковые тренажеры вида «стрелок-стрелок».
Стрелковые тренажеры «стрелок-мишень» предназначены для моделирования процесса стрельбы по мишени. В общем случае тренажер типа «стрелок-мишень» представляет собой боевое оружие (либо его макет), снабженное устройством имитации выстрела. Применение личного боевого оружия стрелка наиболее предпочтительно, так как оно обладает определенными характерными особенностями (характер спуска курка, особенности прицельных приспособлений и так далее).
Одним из наиболее эффективных стрелковых тренажеров этого вида, на наш взгляд, является тренажер «SKATT», разработанный в конце 80-х годов в России для оптимизации тренировочного процесса спортсменов-стрелков. Применение этого тренажера на этапе начального обучения стрельбе из боевого оружия, а также при работе с отстающими позволяет курсантам в минимальные сроки овладеть первичными навыками стрельбы.
Стрелковые тренажеры «стрелок-стрелок» существенным образом отличаются от тренажеров вида «стрелок-мишень». Здесь стрелок имитирует огонь не по мишени, а по такому же стрелку. Оба стрелка соответствующим образом экипированы: на оружии установлены излучатели, а снаряжение снабжено фотоприемниками и индикаторами поражения.
Оптимальным решением проблемы включения элементов тактики в процесс обучения является разработка оборудования, позволяющего осуществлять стрельбу по видеосюжетам, проецируемым на специальный экран. Подобное решение реализовано в одном из первых интерактивных тренажеров ULTIMA WEAPON TRAINING SYSTEM (Великобритания), а также в стрелковых тренировочных системах RANGE-2000 (RANGE 2000/LITE) и MEST (Израиль).
Существенным их недостатком является то, что оружие связано соединительным кабелем с системным блоком персонального компьютера. Это сковывает действия стрелка, лишая его возможности проводить стрелковые тренировки с извлечением оружия из кобуры, из различных положений, с перебежками и так далее.
Данный недостаток в настоящее время устранен в стрелковых тренажерах, где оптико-электронный излучатель размещен в стволе оружия, а электронная схема, управляющая его работой, и элементы питания - внутри его магазина. Оружие при этом не связано соединительным кабелем с системным блоком компьютера, что дает стрелку полную свободу при перемещении. Следует отметить, что подобную схему из оптико-электронных тренажеров имеет только тренажер ОЭТ-МА (Санкт-Петербург). Модели TAC STAR и BEAM HIT также имеют подобную схему. Однако лазерный излучатель, устанавливаемый в ствол оружия в этих тренажерах, увеличивает его габариты.
В настоящее время специально для тренировок военнослужащих различных силовых ведомств разрабатываются специальные тренажерные комплексы, основанные на использовании не специальных приборов, а специальных боеприпасов.
К одному из таких комплексов можно отнести тренировочный комплекс СПЛАТ (тренажер для работы с боеприпасами низкой энергии). Этот своеобразный передвижной мини-тир был разработан Риком Хаффманом, президентом фирмы «Прэктикал Дефенс Трейнинг Текнолоджи” (Укайя, Калифорния). СПЛАТ - комплекс, в котором можно исключительно эффективно и безопасно отрабатывать вопросы применения оружия внутри здания в условиях, максимально приближенных к реальным.
СПЛАТ представляет собой конструкцию, выполненную из клееной фанеры. Внутренние простенки выполнены передвижными, что позволяет с максимальной точностью смоделировать условия для отработки действий в той или иной реальной операции, а также варьировать сценарии учебных задач при прохождении общей подготовки. Внутри тренажера можно также расставить мебель. В качестве целей используются мишени, манекены или живые люди. Внутри тренажера может устанавливаться видеоаппаратура, необходимая для оценки эффективности действий и фиксирования ошибок. Возможности комплекса предусматривают создание условий ограниченной видимости и необходимого шумового сопровождения.
Тренажерный комплекс СПЛАТ позволяет отрабатывать вопросы тактики, группового взаимодействия, приемы проникновения в помещение и нейтрализации как вооруженного, так и невооруженного противника - и все это в большом количестве вариантов. В качестве дополнения к огневой подготовке с использованием боевых патронов данная система значительно превосходит системы подготовки, основанные на использовании красящих или холостых боеприпасов.
Во время тренировок используется штатное личное оружие обучаемых, что позволяет исключить столь опасные ошибки, вызванные недостаточной сноровкой в обращении с незнакомым оружием.
Специально для подобных комплексов фирмой «ЭсЭнСи Индастриал Текнолоджиз Инк.» (Оттава, Канада) разработаны имитационные боеприпасы «Симьюнишн» БХ, которые позволяют сочетать реальные условия ведения огня с высокой эффективностью тренировочного процесса, значительно превосходя по упомянутым показателям как красящие, так и холостые боеприпасы. В настоящее время боеприпасы «Симьюнишн» БХ производятся для оружия калибров 38, 35,7 и 9 мм. Для применения этих боеприпасов в обычное штатное оружие вставляется специальное приспособление, затрудняющее попадание в патронник штатного боеприпаса и исключающее прохождение через ствол обычной пули, что очень важно для обеспечения безопасности в ходе тренировок.
Пуля БХ представляет собой пластиковую емкость, заполненную специальным красителем красного цвета на основе моющего средства (благодаря чему он очень легко смывается или отстирывается). При попадании в цель емкость разрушается, оставляя на пораженной цели хорошо заметное пятно, не нанося, однако, каких-либо повреждений, что позволяет проводить тренировки без использования мишеней или манекенов.
Вместе с тем, в связи с недостаточным уровнем материального обеспечения высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации в учебном процессе, как правило, применяются иные средства, приближающие условия учебных стрельб к практической деятельности. В процесс обучения включаются определенные физические упражнения, технические приспособления, специальные упражнения с использованием различных акустических приборов, имитирующих звуки выстрелов, сирены, шум мотора, толпы и т.п.; световых установок (проблесковые маячки, регуляторы освещенности и др.).
Таким образом, на основании обобщенных данных по обзору технических средств обучения, учебно-методической литературы, публикаций и научных исследований хотелось отметить, что при существующем положении дел в обучении курсантов высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации успешному владению оружием, отработке тактического взаимодействия в различных ситуациях, приближенных к реальной боевой обстановке, возможно применять технические средства обучения, тренажеры и тренажерные комплексы, а также специальные комплексы физических упражнений, способствующих повышению качества обучения курсантов стрельбе из оружия.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Поципун, А.А. Дис. ... канд. пед. наук на спецтему / А.А. Поципун. -Л., 1987. - 203 с.
2. Ревенко, В.А. Экспериментальное обоснование использования технических средств в процессе обучения огневой подготовке личного состава учебных заведений МВД СССР : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Ревенко. - Харьков, 1990. - 174 с.
3. Смирнов, И.Б. Специальные комплексные упражнения в системе физической подготовки мотострелков на различных этапах боевого обучения : дис. ... канд. пед. наук / И.Б. Смирнов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1992. - 241 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗОВ
И.В. Переверзева
В современных условиях профессиональное образование по физической культуре и спорту подвержено существенному реформированию, вызванному новой политической ситуацией в российском обществе. Одной из важнейших задач реформирования является формирование новой системы профессионального становления преподавательского состава высших учебных заведений, основанной на развитии у них педагогического мастерства.
Практика свидетельствует, что невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста в вузе без творческого, инициативного отношения к делу каждого преподавателя. Все вышесказанное в полной мере относится и к преподавателям физического воспитания вузов.
В современных условиях на кафедрах физической культуры вузов