Научная статья на тему 'Техническое обеспечение проведения занятий по тактико-огневой и специальной подготовке'

Техническое обеспечение проведения занятий по тактико-огневой и специальной подготовке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническое обеспечение проведения занятий по тактико-огневой и специальной подготовке»

Вестник Сибирского юридического института МВД России

УДК 355.525

Ирина Сергеевна Горжанова,

научный сотрудник научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» МВД России (г.Москва), старший лейтенант милиции

Анастасия Евгеньевна Старченкова,

научный сотрудник научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» МВД России (г.Москва),

стар ший ле йте нант милиции

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ ПО ТАКТИКО-ОГНЕВОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

В условиях нарастающей угрозы возможности совершения террористических актов, в обстановке, когда к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются требования по повышению уровня профессиональной подготовки, следует обратить особое внимание на проведение занятий по боевой подготовке с личным составом. Требования, предусмотренные приказом МВД России от 28 декабря 2006 г. №860 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» не могут охватить всех направлений деятельности подразделений внутренних дел по повышению профессионального уровня сотрудников милиции. Они лишь очерчивают круг наиболее важных и наиболее необходимых вопросов, связанных с процессом служебной подготовки. Не секрет, что в настоящее время боевая подготовка личного состава во многих подразделениях ОВД ведется без четкого плана и с минимальным использованием технических средств из-за их дороговизны или

отсутствия необходимого оборудования и территорий. Настоящая статья охватывает лишь минимум вопросов, связанных с возможностью использования технических средств для боевой подготовки сотрудников ОВД.

Согласно п.3 Наставления об организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации основными задачами профессиональной подготовки являются1:

- подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями современной правоохранительной деятельности;

- обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;

- совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и

Голоса молодых

Шаг ЙН

Дискуссионная трибуна

методов работы, основ научной организации труда;

- формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;

- обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;

- выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека;

- поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

- формирование высокой психологической устойчивости сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;

- совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники.

При подготовке сотрудников органов внутренних дел, сотрудников подразделений специального назначения важно отметить, что принятые на вооружение в настоящее время специальные средства разработаны для подготовки по нескольким направлениям.

Одним из таких направлений является выработка у личного состава первоначальных навыков стрельбы - правильное прицеливание, быстрый перенос огня с одной цели на другую, а также стрельба в усложненных условиях. Для выполнения этих учебных зада-

ний используются специальные электронные приборы, а также устройства, имитирующие пассивные мишенные установки. Причем такие мишени реагируют только на попадание, что способствует наиболее полной отработке упражнений на прицеливание.

Для отработки более сложных тактических задач существуют электронные интерактивные тренажеры, которые в зависимости от результатов стрельбы дают различное развитие сюжета. Эти тренажеры помогают не только нарабатывать прицеливание, но и развивать реакцию, быстроту наведения оружия, так как дают возможность работы в режиме «свой - чужой». При выполнении данного упражнения сотрудник ОВД развивает навыки физической подготовки, руководствуясь Законом РФ «О милиции», оценивает обстановку и принимает решение о правомерности применения огнестрельного оружия в заданной ситуации. В зависимости от заложенной программы на экране тренажера появляются не только потенциальный противник, но и жертва (заложник), случайно вовлеченные лица.

Одним из недостатков данного вида тренажеров является то, что в качестве оружия в них используются различные имитаторы стрельбы - лазерные, световые, пневматические, которые не дают полного представления о массе, звуке, отдаче и других свойствах боевого оружия.

В то же время эти качества являются немалым плюсом подобных тренажеров. Речь идет о «бесконечности» проведения тренировок, об отсутствии необходимости в боеприпасах, специализированных помещениях, о большой пропускной способности. Кроме того, имеется возможность установить на экране обстановку какого-либо конкретного помещения с помощью цифровых фото-и видеосъемок. Разумеется, это требует определенных навыков и знаний в области цифровой обработки изображения, однако вполне оправдывает себя при отработке конкретных задач, например при освобождении заложников.

Г | Вестник Сибирского юридического института МВД России

Для получения полного представления об условиях боевой стрельбы необходимо сочетание «подлинности» оружия и реакции мишеней на попадание. Наличие на вооружении электромеханических средств (специальных мишенных устройств, позволяющих перемещать щиты по двум и более направлениям и вести по ним стрельбу из боевого оружия) полностью соответствует этим требованиям. Положительно еще и то, что такие мишенные установки подходят как для открытых участков -полигонов, где стрельба происходит на длинных дистанциях 400-600 м, так и для закрытых - тиров, где стрельба - на дистанции 5-6 м. Кроме того, сейчас широко применяются специальные графические мишени, которые позволяют менять характер стрельбы путем изменения части рисунка цели или рисунка в целом. В настоящее время существует огромное количество мишеней (плоский лист бумаги), тиражирующихся серийно. На них изображены и террористы сами по себе, и террористы, удерживающие заложников, и сами заложники и т.п. Учитывая, что стрелки при частых тренировках могут привыкнуть к внешнему облику мишеней, ГУ НПО «СТиС» МВД России разработан специальный комплект мишенных листов, который позволяет на базе одних и тех же графических элементов создавать множество вариантов. Они разработаны в формате А3 и состоят из трех частей для грудной фигуры, что позволяет легко их заменить как до, так и во время упражнений с целью изменить тематику мишени или заменить простреленную часть на новую. Кроме того, этот формат позволяет быстро тиражировать такие мишени в различных структурных подразделениях органов внутренних дел с минимальными финансовыми затратами.

Для отработки скоростных навыков стрельбы используются простейшие механические мишени, которые широко распространены в различных спортивных секциях по практической стрельбе

(IPSC). Стрельба ведется по падающим мишеням - так называемым «пеппер-попперам». Стрелок имеет задачу лишь поразить мишени, не выбирая при этом зоны поражения. При попадании пули в такую мишень она просто падает, отклоняясь назад, что наглядно дает понятие стрелку о попадании. Основным преимуществом таких видов мишеней является то, что стрелок находится в постоянном движении. А для развития навыков это является одним из важнейших условий, так как в большинстве практических ситуаций применение оружия на поражение в статичном состоянии практически невозможно.

Но даже при наличии навыка стрельбы в динамике существует еще одна проблема. В условиях ограниченного пространства, где расстояние между сотрудником правоохранительных органов и правонарушителем составляет менее 10 м, неизбежно возникает необходимость применения средств, обеспечивающих «дуэльное» взаимодействие. Стрелок при отработке действий в подобных условиях должен не просто видеть реакцию мишени, но и поступать соответственно сложившейся ситуации. В этом случае для обучения навыкам стрельбы в замкнутых пространствах, в условиях ограниченной видимости, при возможности нахождения в зоне обстрела посторонних лиц уместно обратиться к страйкбольному оборудованию. Страйкбольное оборудование технически наиболее близко подходит к боевому оружию (по массе, габаритам и т.д.). И здесь речь не идет о зарубежных моделях оружия. Сейчас на российском рынке очень широко представлены различные модели отечественного оружия -снайперские винтовки, автоматы, укороченные автоматы, которые с успехом могут быть использованы для проведения тактических занятий. Здесь при минимальной защите, например глаз, соперники могут вести встречный огонь друг по другу. Метаемыми элементами являются 6-мм пластиковые шарики, скорость и траектория которых доста-

Голоса молодых

Шаг ЙН

Дискуссионная трибуна

точно близки к скоростям и траекториям боевых патронов в реальных условиях на дистанциях, присущих дистанциям в городских условиях (не более 10 м).

Пейнтбольное оборудование является наиболее подходящим для отработки действий в составе групп, действий по прикрытию, оно позволяет оценить, какой из участвующих в учении сторон было нанесено поражение за счет разнообразия цветов пуль-шаров. Как и в случае со страйкбольным оборудованием, здесь также условия максимально приближены к действительности, но отличительной чертой в первом случае является наглядность поражений, нанесенных противнику. Если при отработке действий сразу выясняется, что в ходе штурма два или три человека получают попадания, становится очевидным, что необходимо менять тактический прием.

Наиболее перспективным, но, к сожалению, дорогостоящим является создание специальных маркирующих патронов и специальных образцов оружия к ним. Использование специального тренировочного оружия и патронов обеспечивает наиболее полное соответствие параметров выстрела (по ощущениям стрелка) стрельбе из аналогов, то есть процесс выстрела сопровождается и звуком, и вспышкой и происходит отдача. В комплекте специальных маркирующих боеприпасов сочетаются достоинства страйкбольного и пейн-тбольного оборудований.

Такое тренировочное оружие разрабатывается западными фирмами, а серийно выпускающихся отечественных образцов сейчас нет. Однако на вооружение органов внутренних дел для обеспечения подготовки специальных подразделений, в первую очередь, поставлены пистолеты <^1оск» с литерой «Т» - тренировочные, которые могут быть использованы для проведения тренировочных занятий.

Нетрудно заметить, что указанные возможности подготовки дают хороший результат при их сочетании и комбинировании. При подготовке начинающего

сотрудника наиболее рациональным будет способ «от простого к сложному», от элементарных навыков прицеливания и наведения с помощью электронных тренажеров и падающих металлических мишеней до выхода к упражнениям с боевой стрельбой, в том числе с имитацией дуэльных перестрелок. Хотя и здесь имеются ограничения в связи с материальными затратами, отсутствием у большинства подразделений тиров, а при наличии таковых всегда имеются ограничения по количеству боеприпасов и времени проведения занятий.

Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства являются служебными обязанностями всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. При осуществлении подготовки личного состава важны качество и своевременность специального профессионального обучения сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел, порядок организации дополнительного профессионального образования личного состава; качество и регулярность занятий по служебно-боевой подготовке, полноту отражения в содержании этих занятий приоритетных направлений борьбы с преступностью, особенности оперативной обстановки, специфики оперативно-служебной деятельности сотрудников; усвоение сотрудниками программного материала и умение применять полученные знания и навыки на практике; наличие и состояние учебно-материальной базы учебных центров, материально-техническое обеспечение занятий по служебно-боевой подготовке. При отсутствии такого сочетания средств и способов подготовка сотрудников крайне сложна и недостаточна.

1 Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 28 октября 2006 г. №860.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.