Научная статья на тему 'О возможностях использования страйкбола в учебном процессе'

О возможностях использования страйкбола в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАЙКБОЛ / ОБОРУДОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячева Н. Ю., Огрыза А. В.

В статье рассматриваются вопросы использования страйкболъного оборудования для практического обучения сотрудников органов внутренних дел, а также методические рекомендации по проведению занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячева Н. Ю., Огрыза А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О возможностях использования страйкбола в учебном процессе»

АДМИНИСТРА ТИВНОЕ ПРАВО -

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. О полиции : федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // СПС «КонсультантПлюс», 2012.

2. Лучин В. А. Административное право. М. : Экзамен, 2011. С. 289.

3. Ефремов А. Охрана прав несовершеннолетних // Законность. 2009. № 10. С. 24.

4. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : учебник / под ред. проф. В. Д. Малкова и доц. А. Ф. Токарева. М. : Академия управления МВД России, 2000. С. 12.

© Галикеева Л. А.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

УДК 378.1:355

Н. Ю. ГОРЯЧЕВА, старший преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

<ч а а

и

и Д

В

8'

а §

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

А. В. ОГРЫЗА, преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРАЙКБОЛА В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования страйкболь-ного оборудования для практического обучения сотрудников органов внутренних дел, а также методические рекомендации по проведению занятий.

Ключевые слова и словосочетания: страйкбол, оборудование, обучение сотрудников, методика обучения.

В процессе интенсивного реформирования системы подготовки специалистов в нашей стране и становления новой парадигмы образования все большее значение уделяется не только повышению эффективности теоретического обучения, но и внедрению в образовательный процесс технических средств обучения. С развитием современных технологий в настоящее время происходит активное оснащение учебных заведений МВД России новейшими инновационными средствами, целью

которого является моделирование в образовательном процессе реальных ситуаций служебной деятельности сотрудников, а как следствие - и повышение качества подготовки специалистов в целом. Обучение курсантов и слушателей профессии «сотрудник органов внутренних дел» означает не только формирование профессионально-

прикладных качеств, но и внедрение в существующую педагогическую систему огневой подготовки страйкбольного оборудования, позволяющего имитиро-

вать реальный огневой контакт с преступником, а также применение огнестрельного оружия, так как занятия по стрельбе, в каких бы условиях они ни проводились, не могут дать курсантам и слушателям полной картины того, к чему их готовят, к тому же многие моменты оперативного взаимодействия невозможно отрабатывать с боевыми патронами, а при холостой стрельбе теряется ощущение опасности и реальности ситуации. Помимо этого, в реальном огневом контакте с преступником на сотрудника органов внутренних дел действует ряд мощных психологических стрессовых факторов: отчетливое осознание возможности погибнуть или получить увечья, повышенная ответственность за принятие решений, которые к тому же надо принимать быстро, психологический барьер стрельбы по человеку. В результате перечисленное выше вводит сотрудника органов внутренних дел в возбужденное состояние, когда он не может четко выполнять действия, отработанные в тире или на полигоне, -если у него нет боевого опыта или привычки к работе в таком состоянии [2]. Являясь одним из эффективных средств совершенствования огневой и тактической подготовки сотрудников органов внутренних дел страйкбольное оборудование позволяет отрабатывать огневые контакты на ближних дистанциях. Это дает представление о целесообразности применения тех или иных тактических приемов ведения ближнего боя в конкретных ситуациях и возможности моделирования любых ситуаций, которые зависят от характера поставленных задач в условиях, когда на обучаемых действуют те же психологические раздражители, что и в реальной ситуации ближнего огневого контакта. Внедрение и использование страйкбольного оборудования в учебно-тренировочном процессе весьма полезны для индивидуальной подготовки обучаемых, крайне эффективны для отработки взаимодейст-

вия и тактических приемов ведения огневого контакта в составе группы и позволяют выполнять поставленные задачи наиболее эффективным способом [3].

При применении методики обучения стрельбе из страйкбольного оружия у обучаемого закладывается некий алгоритм оптимального решения проблемы. Дается набор умений и навыков для поворота экстремальной ситуации в свою пользу. К индивидуальным навыкам можно отнести правильную стойку, удержание оружия, перекладывание оружия с плеча на плечо, тактическое перезаряжение оружия, использование вспомогательного оружия, осмотр пространства (единое движение глаз и оружия), а также отработку обращения с оружием при форсированном проникновении на объект, отработку интуитивной стрельбы, тактических действий разного характера до освобождения заложников. Все зависит от поставленных задач. Страйкбол хорош как составная часть в комплексном обучении, и его ^ место - между тренировками с муляжа- ~ ми оружия и боевыми стрельбами. Дей- ^ ствия при перемещении: приставной ^ шаг, скрестный шаг, ускоренное пере- « мещение, перемещение по лестнице, а также действия при групповой тактике: ^ движение группы по коридорам без ^

дверей, скрытный вход, динамичный «

§

вход в простые помещения, в сложные ^

помещения, в квартиры, подходы к две- |

рям, проход лестниц, движение по зда- §

нию (комбинированные задачи). При а

этом методика обучения должна стро- |

иться следующим образом: подробное |

объяснение порядка действий каждого §

члена группы с разъяснением причин 1

тех или иных действий; поэтапный вход 2

в помещение каждого члена группы; | вход с нормальной скоростью. После

этого необходимо менять членов груп- 1

»Л

пы по очередности входа в помещение ^ (чтобы каждый обучаемый прочно за- ^ крепил навыки входа и первым номе- | ром, и вторым и т. д.). На этом этапе

можно операцию входа комбинировать с «задержанием и ликвидацией» условного преступника (освобождением заложников).

Только после четкой отработки всеми обучаемыми операции входа в помещение можно усложнять условия: мебель в квартире, ширма, дым, слезоточивый газ, светошумовые устройства, подход к зданию по улице или по пересеченной местности, неожиданная подброска гранат, отвлекающая стрельба (выработка отсутствия реакции обучаемых) и т. д. При передвижениях с перекрытием секторов целесообразно опрашивать обучаемых во время медленного поэтапного перемещения о том, какие сектора на данный момент являются наиболее опасными и какие сектора будут представлять опасность при следующем перемещении.

По статистике, значительная часть скоротечных огневых контактов, возникающих в оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохра-^ нительных органов, происходит на ^ расстоянии около 2 метров, 75-80 % -^ на расстоянии до 7 метров и поражение ^ одной из сторон происходит приблизительно за 2,8 секунды. При моделирова-^ нии соответствующих ситуаций выяс-Д нилось, что для совершения неожидан-^ ного нападения «злоумышленник», как | правило, подходит на 2-3 метра, чтобы ц> обеспечить себе гарантированное попа-а дание с первого выстрела. Было обна-^ ружено и то, что стрелок, устойчиво по-а падающий на такой дистанции в росто-^ вую мишень за 1 секунду (с извлечени-^ ем оружия из кобуры), на страйкболь-а ных тренировках начинает повторять •з этот результат с живым «противником» 2 только после 2-3 занятий, а необходи-^ мость предварительного блокирования о возможного злоумышленника обучаемым даже не приходится объяснять. У При помощи страйкбольного

а оборудования возможно отрабатывание Ц базовых упражнений для последующего ^ моделирования из них системы специ-

альных упражнений. Обучаемым, уже в какой-то мере имеющим базовые навыки, а иногда и значительный боевой опыт, эта технология помогает набрать или восстановить соответствующие навыки и умения. Высокая эффективность этой технологии обучения заключается в том, что возможны отработка групповой слаженности подразделений, выявление реальных лидеров, закрепление правильных решений через моторную память [4].

Существует несколько технологий обучения тактике и огневому мастерству, которые отличаются лишь стоимостью и обоснованностью применения. Есть так называемые технологии общего назначения (лазерные имитаторы, пейнтбол, световая стрельба и проч.) и специальные, при помощи которых тренируются только специальные правительственные подразделения (например, с использованием пластиковых и резиновых пуль, или «огневой обстрел»). И то, что необходимо для воина спецподразделения, вовсе не обязательно для частного охранника или сотрудника инкассации. Страйкбол поэтому видится как наиболее эффективное и вполне демократичное средство обучения как с финансовой, так с методической и психологической точек зрения.

Возникаект вопрос: существуют ли определенные особенности при применении описываемой технологии в решении учебных задач? Прежде всего, здесь все же присутствует элемент игры, и поэтому вначале необходимо дать курсантам «наиграться в войнушку» и уже после приступать к решению учебных задач. Положительный момент состоит в следующем: курсант может выполнять учебное задание бесконечное число раз, и он волей-неволей либо додумывается, либо просто натыкается на правильное решение. При этом преподаватель постоянно наблюдает за его поведением, определяя его ролевой статус и готовность к самоконтролю. В процессе обучения все курсанты играют

разную роль. Это помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, иногда прямо противоположных. Самая главная ценность для обучения заключается в том, что он дает возможность модели-

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

ровать стопроцентно безнадежные задачи и через их решение искать приемы работы в тех или иных условиях. Это не всегда возможно при других технологиях обучения.

А А А

ЛИТЕРАТУРА

1. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности : учебно-практическое пособие. М. : МЦ ГУК МВД РФ, 1997.

2. Хвастунов А. А. Обучение стрельбе из оружия в экстремальных условиях. М., 1995.

3. История развития страйкбола. Страйкбольное оборудование : учебно-методическое пособие / сост.: В. И. Степанюк, А. И. Дурнев, Н. А. Савчук и др. Орел : ОрЮИ МВД России, 2011.

4. http://strikeup.ru/.

© Горячева Н. Ю. © Огрыза А. В.

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА

УДК 378.1:80

В. И. ПРОНЯГИНА, старший преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Аннотация. В статье представлены теоретические и практические аспекты обучения студентов-юристов культуре речевого профессионального общения, показаны способы формирования лингвистической компетентности и пути развития творческого потенциала личности студента.

Ключевые слова и словосочетания: лингвистическая компетенция, речевая культура студента, юрислингвистика, нормативность, клише, языковая личность.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирован на подготовку специалиста, способного успешно реализоваться в будущей практической деятельности, поэтому в основу его положен компе-тентностный подход. Понятие компетенции трактуется как способность применять знания, умения и личност-

<ч а а

и

и Д

В

ные качества для успешной деятельности в определенной области.

Подготовка студентов к деятельности в различных структурах правоохранительной системы предполагает наряду с профессиональными знаниями и умениями формирование лингвистической компетенции учащихся. Под лингвистической компетенцией понимается совокупность знаний, умений, навыков,

«

а

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

0 «

и

1

£

а «

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.