Научная статья на тему 'Огневая подготовка нижних чинов в запасных частях Омского военного округа в годы Первой мировой войны'

Огневая подготовка нижних чинов в запасных частях Омского военного округа в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОМСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ (ОМВО) / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / СТРЕЛЬБА / НИЖНИЕ ЧИНЫ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / ВОЕННО-ОБУЧЕННЫЙ РЕЗЕРВ / WORLD WAR I / OMSK MILITARY DISTRICT / FIRING INSTRUCTION / SHOOTING / LOWER RANKS / RENEWALS / MILITARY-TRAINED RESERVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коняев Роман Валерьевич

The guarantor of state`s sovereignty is a strong army. The fighting capacity of armed forces is largely determined by the level of training of personnel. The article reconstructs the process of the firing instructions of lower ranks in renewal infantry brigades using the example of military units of Omsk Military District. The author analyses the main stages of the firing instruction of lower ranks. The article reconstructs the sequence of firing instruction of lower ranks from familiarisation with small arms to conducting firing exercise with live ammunition using the elements of battle indoctrination amounting to elements. Conclusions about the firing instructions of rank are made and data are drawn from the business documents of personnel depots of Omsk Military District.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Firing instruction of lower ranks in renewals of Omsk Military District during the World War I

The guarantor of state`s sovereignty is a strong army. The fighting capacity of armed forces is largely determined by the level of training of personnel. The article reconstructs the process of the firing instructions of lower ranks in renewal infantry brigades using the example of military units of Omsk Military District. The author analyses the main stages of the firing instruction of lower ranks. The article reconstructs the sequence of firing instruction of lower ranks from familiarisation with small arms to conducting firing exercise with live ammunition using the elements of battle indoctrination amounting to elements. Conclusions about the firing instructions of rank are made and data are drawn from the business documents of personnel depots of Omsk Military District.

Текст научной работы на тему «Огневая подготовка нижних чинов в запасных частях Омского военного округа в годы Первой мировой войны»

УДК 94(571.13)"1914/1918"

Коняев Роман Валерьевич

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

Ram-ne@mail.ru

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА НИЖНИХ ЧИНОВ В ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ ОМСКОГО ВОЕННОГО ОКРУГА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Гарантом суверенитета любого государства является сильная армия. Боеспособность вооруженных сил во многом определяется уровнем подготовки их личного состава. В статье реконструируется процесс огневой (стрелковой) подготовки нижних воинских чинов в сибирских запасных стрелковых бригадах, на примере воинских частей Омского военного округа. Автор анализирует основные этапы огневой подготовки нижних чинов. В работе на основе широкой источниковой базы реконстуирована последовательность огневой подготовки нижних воинских чинов -от ознакомления со стрелковым оружием до проведения учебных стрельб боевыми патронами с элементами тактической подготовки в составе подразделений. На основе делопроизводственных документов запасных воинских частей Омского военного округа автор делает вывод о качестве огневой подготовки рядового солдатского состава.

Ключевые слова: Первая мировая война, Омский военный округ (ОмВО), огневая подготовка, стрельба, нижние чины, запасные части, военно-обученный резерв.

К началу Первой мировой войны численность русской армии составляла 1 млн 423 тыс. чел. [5, с. 75]. В ходе мобилизационного развертывания к началу 1915 г. русская армия возросла до 5 млн чел. [6, с. 10]. К весне 1915 г. был израсходован весь подготовленный в мирное время военно-обученный резерв. Все более возрастающие потери русской армии, а также увеличение численности неприятельских войск потребовали от российского руководства и армейского командования решения проблем, связанных с пополнением действующей армии подготовленными резервами. Для решения этой задачи в военных округах России были развернуты запасные и учебные воинские формирования. На территории ОмВО в августе - сентябре 1914 г. были развернуты две запасные стрелковые бригады. 3-я Сибирская стрелковая запасная бригада была развернута в г. Омске, 4-я Сибирская стрелковая запасная бригада - в Но-вониколаевске. В 1916 г. в Томске была развернута 5-я Сибирская стрелковая запасная бригада [12, с. 413]. В годы Первой мировой войны сибирские запасные воинские формирования готовили воен-но-обученный резерв для действующей армии.

Основная масса военнослужащих, проходивших подготовку в западно-сибирских воинских частях, обучалась по военно-учетной специальности стрелка. В условиях военного времени программа подготовки нижних чинов была сокращена и носила сугубо практический характер [8, с. 33]. Отличительной особенностью военной подготовки в русской армии была направленность на индивидуальное обучение военнослужащих. Требовалось готовить солдат, способных действовать на поле боя не только в составе подразделений, но и в первую очередь самостоятельно - в качестве одиночных бойцов [15, с. 15].

Важнейшей составляющей индивидуального обучения стрелка была огневая подготовка. В рамках огневой подготовки военнослужащие обучались стрельбе и обращению с оружием. Основная цель обучения стрельбе - подготовка тол-

кового, меткого и дисциплинированного стрелка, способного вести огонь не только в составе части под управлением начальника, но и при отсутствии такого управления [10, с. 61]. Обученный стрелок, прошедший курс подготовки в запасных частях, должен был уметь вести действительный ружейный огонь. Под действительностью огня понималось нанесение противнику возможно больших потерь в максимально короткие сроки [10, с. 15]. Для выполнения этой задачи стрелку было необходимо: 1) вести одиночный огонь со скоростью, соответствующей важности избранной цели; 2) прекращать огонь при исчезновении или уничтожении цели; 3) переводить огонь на другие, более важные цели в определенный промежуток времени; 4) уметь использовать все преимущества местности. В соответствии с Наставлением для действий пехоты в бою эти навыки входили в понятие дисциплины огня [11].

Обучение стрельбе в запасных частях подразделялось на два больших этапа: начальное обучение и учебная стрельба.

Начальное обучение подразделялось на приготовительные к стрельбе занятия и начальные упражнения в стрельбе [10, с. 63]. На приготовительных занятиях личному составу запасных частей предстояло ознакомиться с устройством и способами сбережения винтовки, с правилами стрельбы и свойствами ружейного выстрела [10, с. 64]. Нижние чины отрабатывали действия и приемы, необходимые для стрельбы. Для ознакомления солдат с устройством винтовки использовались различные учебные наглядные пособия и плакаты, а также учебные винтовки в полуразобранном состоянии. Они закреплялись на специальных станках, представлявших собой деревянную либо металлическую раму, прочно фиксирующую винтовку в одном конкретном положении. При этом офицер рассказывал про все основные составные части винтовки, объяснял и наглядно показывал их работу при стрельбе [10, с. 66]. На приготовительных занятиях солдаты обучались навыкам прице-

14

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

© Коняев Р.В., 2018

ливания из винтовки, закрепленной на станке перед зеркалом. При этом обучающий офицер, объясняя рядовым основные принципы прицеливания, пояснял, что необходимо учитывать расстояние до цели при правильной установке прицельного хомутика винтовки [10, с. 68-71]. Сразу после этого личный состав отрабатывал навык плавного спуска курка на учебной винтовке со станка [13, с. 5].

На данном этапе огневой подготовки обучающий офицер производил выстрел боевым патроном из боевой винтовки, прикрепленной к станку. Этот прием позволял офицерам наглядно показать, а рядовым - усвоить такие понятия, как выстрел, траектория полета пули, точка прицеливания, линия полета пули, кучность и точность стрельбы и т. д. [10, с. 1-4].

По завершению начального обучения личный состав запасных частей переходил к начальным упражнениям в стрельбе. Они производились боеприпасами различных типов. Для начальных упражнений проводилась стрельба как обычными боевыми патронами, так и другими, менее мощными боеприпасами. Как правило, в качестве таковых использовали дробинки и патроны с уменьшенным зарядом [7, л. 242]. Стрельба подобными боеприпасами часто практиковалась в запасных частях Омского военного округа. Так, в 38-м Сибирском стрелковом запасном полку 2 июля 1916 г. на стрельбище была выведена 14-я стрелковая рота для стрельбы патронами с уменьшенным зарядом по 6 боеприпасов на каждого солдата [1, л. 2]. Это позволяло экономить порох и металлы для изготовления подобных патронов, а также уменьшало износ оружия. Обычный боевой патрон имел более массивную пулю и больший заряд пороха, что при выстреле, в свою очередь, оказывало сильное воздействие на ствол, затворную группу и другие составные элементы винтовки. Использование подобных патронов также позволяло экономить ресурс боевого и учебного оружия. Для стрельбы этими боеприпасами не требовалось выполнения всех мер техники безопасности. Так, стрельбу дробинками из учебных винтовок можно было организовать даже в казарме, а патронами с уменьшенным зарядом - на небольших полигонах без специальных мер безопасности [10, с. 98-99]. Это было выгодно и с той точки зрения, что в связи с погодными условиями и временем года не всегда имелась возможность организовать стрельбу боевыми патронами. Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на преимущества, данные боеприпасы не могли заменить в обучении настоящие боевые патроны, поэтому они использовались лишь на одном из этапов подготовки стрелков.

Для ведения действительного огня стрелку было необходимо знать наиболее точное расстояние до цели. Для этого использовались специальные измерительные приборы - дальномеры. Как правило, они имели в своей конструкции оп-

тические линзы. Их использовали специально обученные нижние чины, которые находились при взводном или ротном командирах. Однако в условиях реального боя не всегда имелась возможность применения этих приборов, поэтому дальномерщики обучались навыку измерения расстояния на глаз - глазомеру. В нужный момент дальномерщики были обязаны сообщать взводному или ротному командирам точное расстояние до цели, которое впоследствии сообщалась всем стрелкам подразделения [10, с. 105]. Это было необходимо для установки прицела на нужную высоту. Всю необходимую информацию о расстоянии до цели и правильном положении прицела своему подразделению сообщал командир. Однако стрелки обучались навыку ведения индивидуального огня на поле боя. Для этого каждого стрелка учили самостоятельно определять расстояние до цели на глаз. В соответствии с требованиями, каждый нижний чин стрелковой специальности должен был уметь определять расстояние до 800 шагов [10, с. 107]. В запасных частях ОмВО тренировке глазомера уделяли необходимое внимание. При этом командование зачастую не ограничивалось минимальными требованиями наставлений. Так, в полках по приказанию командира 5-й Сибирской стрелковой запасной бригады офицеров и нижних чинов каждую неделю тренировали глазомерному определению расстояния. При этом требовалось, что бы весь личный состав умел определять расстояние до цели, в пределах от 100 до 3000 шагов [1, л. 65].

Такой же подход использовали и при подготовке специальных наблюдателей, в задачи которых входило наблюдение за полем боя. Они были необходимы для выявления возможных целей, наблюдения за полетом пуль и др. Наблюдатели помогали офицерам пристреливать местность и отслеживать перемещение целей на поле боя [10, с. 26-28]. Зачастую функции наблюдателей могли выполнять те же дальномерщики. Но при этом каждый стрелок должен был уметь самостоятельно наблюдать за полем боя, отслеживать вражеские цели, корректировать свой огонь и следить за обстановкой. Как правило, обучение наблюдению за полем боя проходило вместе с тренировкой глазомера.

После прохождения курса начального обучения стрелкам предстояло пройти курс учебной стрельбы. Ее целью служила подготовка военнослужащих к ведению огня в условиях боевой обстановки [10, с. 113]. Она подразделялась на учебную одиночную стрельбу и учебную стрельбу частями. Одиночная стрельба была предназначена для обучения нижних чинов, а стрельба частями - для оттачивания навыков управления огнем стрелковых подразделений у взводных и ротных командиров.

Как правило, к учебным стрельбам допускались только те нижние чины, которые уже имели навык обращения с оружием, умели наблюдать за полем боя и определять расстояние до цели, а также стре-

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

15

лявшие боевыми патронами [10, с. 113]. В учебной одиночной стрельбе имелись две фазы подготовки: одиночная подготовительная и одиночная боевая стрельбы. Подготовительная стрельба тренировала у нижних чинов навык производства самостоятельного меткого и скорого огня по нужным целям. Всего по уставным нормативам было 22 упражнения для одиночной подготовительной стрельбы, предназначенных для подготовки строевых военнослужащих различных родов сухопутных войск. Все эти упражнения различались видами мишеней, по которым должен производиться огонь, положением стрелка при стрельбе (в основном стоя и лежа), условиями производства выстрела (по команде либо без нее), а также способами заряжания винтовки [10, с. 116-121]. На данном этапе обучения нижние чины отрабатывали навыки перевода огня с одной цели на другую, перебежки между укрытиями, а также стрельбы по неподвижным, появляющимся и движущимся целям [10, с. 128-129].

В процессе обучения весь личный состав запасных частей ОмВО обязательно проходил данный этап огневой подготовки. Так, 14 июля 1916 г. 12-я, 14-я и 16-я роты 38-го Сибирского стрелкового запасного полка были выведены на стрельбище за ст. «Томск II» для выполнения 1-го и 2-го упражнений одиночной подготовительной стрельбы [1, л. 60]. 17 мая 1915 г. командир 23-го Сибирского стрелкового запасного батальона отдал приказ командирам 1-й, 3-12-й, 15-й и 18-й рот пройти 7-е упражнение одиночной подготовительной стрельбы с нижними чинами, прибывшими в батальон в период с 17 по 28 апреля. Таким образом, военнослужащие прошли курс начального обучения огневой подготовки в срок менее месяца, после чего начали проходить курс одиночной подготовительной стрельбы [3, л. 17].

Одиночной боевой стрельбой завершалась одиночная подготовка рядового к производству меткого и скорого выстрела. Нижние чины получали навыки стрельбы в условиях самостоятельного действия при отсутствии управления со стороны начальника. На данном этапе подготовки военнослужащие отрабатывали навык применения к местности для увеличения действительности огня [10, с. 130]. Всего имелось 15 упражнений одиночной боевой стрельбы. Все они различались теми же условиями, что и упражнения одиночной подготовительной стрельбы. В целом они позволяли отрабатывать тактические действия рядовых на поле боя [10, с. 132-137]. Стоит также отметить, что командирам запасных частей было предоставлено право самостоятельного выбора упражнений для подготовки личного состава.

Стрельба боевыми патронами производилась на стрелковых полигонах, где имелась возможность выполнения всех мер техники безопасности. Перед проведением стрельб из состава военнослужащих выделялись специальные команды для оце-

пления полигона и установки мишеней [3, л. 17]. Зачастую после проведения стрельб выделенные из личного состава солдаты под командованием одного или нескольких офицеров подбирали отстрелянные гильзы и пули и складывали их в специальные цинковые ящики [1, л. 60].

От обучения стрельбе освобождались: день-щики, полковые писари и фельдшеры [10, с. 63]. Все остальные военнослужащие были обязаны проходить огневую подготовку. В запасных частях обучали стрельбе и нестроевых военнослужащих [4, л. 17]. Анализ делопроизводственных документов запасных частей ОмВО позволяет сделать вывод, что командование сибирских запасных стрелковых бригад не допускало отправки в действующую армию военнослужащих, не прошедших курс огневой подготовки. [4, л. 12, 50].

Следует отметить, что в условиях военного времени качество подготовки солдат могло в значительной степени варьироваться. Запасные части тыловых военных округов отправляли пополнения на фронт в зависимости от его потребности. Поражения и неудачи действущей армии всегда увеличивали необходимость пополнения ее резервами. В подобных условиях запасные части вынуждены были упрощать программы подготовки и сокращать сроки обучения маршевых пополнений. Так, в сентябре 1915 г. командующий войсками ОмВО генерал Н.А. Сухомлинов приказал начальнику 4-й Сибирской стрелковой запасной бригады отправлять в действующую армию в течение сентября - ноября по 100 маршевых рот общей численностью в 75 тыс. человек, а в каждый последующий месяц - по 15,5 тыс. (62 маршевые роты) [14, с. 190]. В связи с изменяющейся потребностью действующей армии в пополнениях сроки подготовки личного состава варьировались от трех недель до пяти месяцев [9, с. 290].

Это негативно сказывалось на качестве огневой подготовки нижних чинов в целом. Об уровне огневой подготовки рядовых в запасных частях ОмВО свидетельствуют документы. Так, в июле 1916 г. командующий войсками ОмВО генерал Н.А. Сухомлинов посетил 27-й Сибирский стрелковый запасной полк. По результатам своей проверки он сделал вывод о том, что в 14-й роте «наводка со станка и проверка прицеливания в зеркало довольно правильная, с применением последних указаний...» [1, л. 78]. При осмотре 73-75-й и 76-й маршевых рот в действующей армии, прибывших в декабре 1916 г. из 38-го Сибирского стрелкового запасного полка, было уставлено, что личный состав имел срок подготовки в 3-4 месяца и успел пройти курс начального обучения с шестью стрельбами патронами с уменьшенным зарядом, а также тремя одиночными подготовительными стрельбами и одну одиночную боевую стрельбу [2, л. 48]. Прибывшая в ноябре 1916 г. из того же полка 77-я маршевая рота имела 3-месячный курс обучения, и ее личный со-

16

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

став прошел четыре одиночных подготовительных и четыре одиночных боевых стрельб [2, л. 78]. Прибывшая из того же 38-го Сибирского стрелкового запасного полка в действующую армию в декабре 1916 г. 72-я маршевая рота имела 9-недельный курс боевой подготовки и успела пройти три упражнения одиночной подготовительной стрельбы и два - одиночной боевой стрельбы [2, л. 86].

Таким образом, огневой подготовке нижних чинов в запасных частях ОмВО в годы Первой мировой войны придавалось исключительно большое значение. Ее прохождение было обязательно для всего личного состава, за исключением незначительного числа военнослужащих. Огневая подготовка характеризовалась последовательностью и дифференцированностью. В процессе огневой подготовки военнослужащие обучались определению расстояния до цели, ведению индивидуального огня и стрельбе в составе подразделения. По прибытии в действующую армию военнослужащие маршевых рот проверялись по всем предметам военного обучения.

Библиографический список

1. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). - Ф. Д-132. - Оп. 1. - Д. 12.

2. ГАНО. - Ф. Д-132. - Оп. 1. - Д. 35.

3. ГАНО. - Ф. Д-134. - Оп. 1. - Д. 7.

4. ГАНО. - Ф. Д-134. - Оп. 1. - Д. 2.

5. Головин Н.Н. Военные усилия России в мировой войне: в 2 т. - Париж, 1939. - Т. 1. - 213 с.

6. Западная Сибирь в мировых войнах ХХ века: монография: в 2 кн. / Ю.П. Горелов, О.В. Гусева, И. А. Еремин и др. - Барнаул: Алтайский Дом печати, 2014. - Кн. 1: Западная Сибирь в Первой мировой войне. - 238 с.

7. Исторический архив Омской области (ИАОО). - Ф. 333. - Оп. 1. - Д. 2.

8. Коняев Р.В. Подготовка нижних чинов для русской армии в Омском военном округе в годы Первой мировой войны // Мир Евразии. - 2016. -№ 3 (34). - С. 32-37.

9. Коняев Р.В. Сроки подготовки маршевых подразделений в запасных частях Омского военного округа в годы Первой мировой войны // Алтайский архивист. - 2016. - № 1 (24). - С. 289-291.

10. Наставление для стрельбы из винтовок, карабинов и револьверов. - Пг.: Изд-во тов-ва В.А. Березовский, 1916. - 384 с.

11. Наставление для действий пехоты в бою 1914 г. Ст. 74 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bergenschild.ru/Reconstruction/archive/ pehota_v_boyu/pehota_v_boyu_03.htm (дата обращения: 09.09.2017 г.).

12. Новиков П.А. Омский военный округ в годы Первой мировой войны // Иркутский историко-экономический ежегодник. - Иркутск: БГУЭП, 2014. - С. 411-416.

13. Приказ по военному ведомству № 589 от 31 октября 1915 г. // Наставление для стрельбы из винтовок, карабинов и револьверов. - Пг.: Изд-во тов-ва В.А. Березовский, 1916. - С. 3-5.

14. Сибирский военный округ: Первые страницы истории (1865-1917) / В.А. Копылов, В.П. Ми-люхин, Ю.А. Фабрика. - Новосибирск, 1995. - 266 с.

15. УльяновИ.Э., Леонов О.Г. Регулярная пехота 1855-1918: Боевая летопись, организация, обмундирование, вооружение, снаряжение. - М.: АСТ -ЛТД, 1998. - 288 с. - (История российских войск).

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Novosibirskoj oblasti (GANO). - F. D-132. - Op. 1. - D. 12.

2. GANO. - F. D-132. - Op. 1. - D. 35.

3. GANO. - F. D-134. - Op. 1. - D. 7.

4. GANO. - F. D-134. - Op. 1. - D. 2.

5. Golovin N.N. Voennye usiliya Rossii v mirovoj vojne: v 2 t. - Parizh, 1939. - T. 1. - 213 s.

6. Zapadnaya Sibir' v mirovyh vojnah HKH veka: monografiya: v 2 kn. / YU.P. Gorelov, O.V Guseva, I.A. Eremin i dr. - Barnaul: Altajskij Dom pechati, 2014. - Kn. 1: Zapadnaya Sibir' v Pervoj mirovoj vojne. - 238 s.

7. Istoricheskij arhiv Omskoj oblasti (IAOO). -F. 333. - Op. 1. - D. 2.

8. Konyaev R.V. Podgotovka nizhnih chinov dlya russkoj armii v Omskom voennom okruge v gody Pervoj mirovoj vojny // Mir Evrazii. - 2016. -№ 3 (34). - S. 32-37.

9. Konyaev R.V. Sroki podgotovki marshevyh podrazdelenij v zapasnyh chastyah Omskogo voennogo okruga v gody Pervoj mirovoj vojny // Altajskij arhivist. - 2016. - № 1 (24). - S. 289-291.

10. Nastavlenie dlya strel'by iz vintovok, karabinov i revol'verov. - Pg.: Izd-vo tov-va VA. Berezovskij, 1916. - 384 s.

11. Nastavlenie dlya dejstvij pekhoty v boyu 1914 g. St. 74 [EHlektronnyj resurs]. - URL: http:// bergenschild.ru/Reconstruction/archive/pehota_v_ boyu/pehota_v_boyu_03.htm (data obrashcheniya: 9 sentyabrya 2017 g.).

12. Novikov P.A. Omskij voennyj okrug v gody Pervoj mirovoj vojny // Irkutskij istoriko-ehkonomicheskij ezhegodnik. - Irkutsk: BGUEHP, 2014. - S. 411-416.

13. Prikaz po voennomu vedomstvu № 589 ot 31 oktyabrya 1915 g. // Nastavlenie dlya strel'by iz vintovok, karabinov i revol'verov. - Pg.: Izd-vo tov-va V.A. Berezovskij, 1916. - S. 3-5.

14. Sibirskij voennyj okrug: Pervye stranicy istorii (1865-1917) / V.A. Kopylov, V.P. Milyuhin, YU.A. Fabrika. - Novosibirsk, 1995. - 266 s.

15. Ul'yanov I.EH., Leonov O.G. Regulyarnaya pekhota 1855-1918: Boevaya letopis', organizaciya, obmundirovanie, vooruzhenie, snaryazhenie. - M.: AST-LTD, 1998. - 288 s. - (Istoriya rossijskih vojsk).

Вестник КГУ № 4. 2018

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.