Научная статья на тему 'Подготовка унтер-офицеров в Омском военном округе в годы Первой мировой войны'

Подготовка унтер-офицеров в Омском военном округе в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНТЕР-ОФИЦЕРЫ / ОМСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / УЧЕБНЫЕ КОМАНДЫ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / NONCOMMISSIONED OFFICERS / OMSK MILITARY DISTRICT / RESERVE FORCES / TRAINING UNITS / THE FIRST WORLD WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коняев Роман Валерьевич

В статье рассматривается организация подготовки унтер-офицерских кадров для запасных частей и действующей армии в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. В ходе анализа делопроизводственных документов запасных воинских частей, а также учебно-методической литературы, издававшейся для подготовки унтер-офицеров и прапорщиков, автор выявляет основные источники комплектования российской армии унтер-офицерским составом. Значительное внимание уделено функционированию учебных команд при запасных частях Омского военного округа (ОмВО). Указанные источники дают возможность реконструировать процесс подготовки младших командиров в учебных командах запасных частей ОмВО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NONCOMMISSIONED OFFICERS’ TRAINING IN OMSK MILITARY DISTRICT DURING THE FIRST WORLD WAR

The article considers the organization of noncommissioned officers’ training for reserve forces and field forces in the period of the First World War of 1914-1918. Analyzing the documentation of military reserve forces as well as scientific and methodological literature intended to train noncommissioned officers and warrant officers the author identifies the basic sources of staffing the Russian army with noncommissioned officers. Special attention is paid to the functioning of the reserve training units of Omsk military district. The mentioned sources allow the author to reconstruct the process of junior officers’ training in the reserve training units of Omsk military district.

Текст научной работы на тему «Подготовка унтер-офицеров в Омском военном округе в годы Первой мировой войны»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.10

Коняев Роман Валерьевич

ПОДГОТОВКА УНТЕР-ОФИЦЕРОВ В ОМСКОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

ВОЙНЫ

В статье рассматривается организация подготовки унтер-офицерских кадров для запасных частей и действующей армии в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. В ходе анализа делопроизводственных документов запасных воинских частей, а также учебно-методической литературы, издававшейся для подготовки унтер-офицеров и прапорщиков, автор выявляет основные источники комплектования российской армии унтер-офицерским составом. Значительное внимание уделено функционированию учебных команд при запасных частях Омского военного округа (ОмВО). Указанные источники дают возможность реконструировать процесс подготовки младших командиров в учебных командах запасных частей ОмВО.

Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2018/6/10.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 6(92) C. 42-45. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/6/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

42

ISSN 2618-9690. № 6 (92) 2018

8. Косачев И. Д., Гладких П. Ф., Яковлев А. Е. Профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий - архиепископ Лука: врачевание и свя-щеннослужение (1877-1961): монография / отв. ред. А. Е. Яковлев. СПб.: ВМедА; Дмитрий Буланин, 2013. 622 с.

9. Лисичкин В. А. Лука, врач возлюбленный. М.: Издательский совет Русской православной церкви, 2009. 456 с.

10. Поповский М. А. Жизнь и житие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа и хирурга. СПб.: Сатисъ; Держава, 2002. 528 с.

11. Пузин Н. П. Мир и благословение // Слово. 1991. № 3. С. 47-49.

12. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) / сост. Е. И. Круглова. М.: Благовест, 2012. 352 с.

13. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 49 МЭП. Оп. 250053.

14. ЦАМО РФ. Ф. 1515 ЭГ. Оп. 16174.

15. Шевченко Ю. Л. Приветствует вас Святитель Лука, врач возлюбленный. СПб.: Наука, 2007. 623 с.

OFFICIAL AND SOCIAL-MATERIAL STATUS OF PROFESSOR-SURGEON V. F. VOYNO-YASENETSKY (ARCHBISHOP LUKA) IN KRASNOYARSK (1941-1944)

Kozhevnikov Semyon Valerievich, Ph. D. in Economics Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev semenk2011@yandex. ru

The article for the first time provides a detailed analysis of professor V. F. Voyno-Yasenetsky's official, social and material status in the period of his work in the system of evacuation hospitals of Krasnoyarsk Territory (1941-1944). In particular, newly discovered archival documents allowed the author to identify the amount of the professor's payment. Relying on documentary evidences and publications the researcher describes changes in archbishop Luka's (Voyno-Yasenetsky) social and material status resulting from the change of church-state relations in 1942. The author discovers new details from the professor-archbishop's work and everyday life, mentions his merits.

Key words and phrases: V. F. Voyno-Yasenetsky; surgeon; surgeon-consultant; professor; evacuation hospital; medical department; archbishop; Krasnoyarsk Territory; Krasnoyarsk.

УДК 94(571.13)«1914/1918» Дата поступления рукописи: 13.05.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-6.10

В статье рассматривается организация подготовки унтер-офицерских кадров для запасных частей и действующей армии в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. В ходе анализа делопроизводственных документов запасных воинских частей, а также учебно-методической литературы, издававшейся для подготовки унтер-офицеров и прапорщиков, автор выявляет основные источники комплектования российской армии унтер-офицерским составом. Значительное внимание уделено функционированию учебных команд при запасных частях Омского военного округа (ОмВО). Указанные источники дают возможность реконструировать процесс подготовки младших командиров в учебных командах запасных частей ОмВО.

Ключевые слова и фразы: унтер-офицеры; Омский военный округ; запасные части; учебные команды; Первая мировая война.

Коняев Роман Валерьевич

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул [email protected]

ПОДГОТОВКА УНТЕР-ОФИЦЕРОВ В ОМСКОМ ВОЕННОМ ОКРУГЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

На сегодняшний день в мире сложилась напряженная геополитическая обстановка. Перед Российской Федерацией, ее руководством и вооруженными силами предстает ряд серьезных внутриполитических и внешнеполитических вызовов. Обострение отношений с военно-политическим блоком НАТО, а также с некоторыми странами бывшего Советского Союза увеличивает потенциальную возможность развертывания полномасштабного военного конфликта. Регулярные учения армий стран Запада у границ России, гражданская война на Украине, а также ограниченное участие русской армии в гражданской войне в Сирии создает еще большую угрозу втягивания РФ в крупный военный конфликт. Несмотря на ряд сдерживающих факторов, угроза Третьей мировой войны может являться одним из реальных следствий современной геополитики.

В этих условиях обращение к военному опыту России становится все более актуальным. В данном контексте подготовка военно-обученного резерва является одним из важнейших вопросов безопасности государства. Отечественные исследователи все чаще обращаются к вопросам военной подготовки различных категорий военнослужащих русской армии. Значительное внимание историков на сегодняшний день проявляется к вопросам военного обучения офицерского корпуса русской армии. Проблемы подготовки рядовых и унтер-офицерских кадров рассматриваются значительно реже. Стоит отметить, что процесс обучения унтер-офицерского состава в частях Омского военного округа (ОмВО) в годы Первой мировой войны еще не являлся

объектом подробного изучения в исторической науке. Единичные публикации ряда авторов по данной тематике на сегодняшний день не способны сформировать целостный историографический взгляд на заявленную проблему. Исходя из этого, целью данной статьи является реконструкция процесса подготовки унтер-офицерских кадров в учебных командах частей ОмВО в годы Первой мировой войны.

Унтер-офицеры в российской армии были ближайшими помощниками офицеров. Являясь связующим звеном между офицерами и рядовыми, унтер-офицеры подразделялись на две категории: младших и старших. Младшие унтер-офицеры зачастую производились из ефрейторского состава и могли командовать отделениями. В свою очередь, старшие унтер-офицеры могли вступать в должность фельдфебелей рот [4, д. 35, л. 2 об.], а также командовать взводами. Унтер-офицеры являлись очень важным элементом армейского подразделения. В процессе обучения рядового состава им отводилась большая роль. Находясь непосредственно среди солдат, они помогали им усвоить многие аспекты военной подготовки. Унтер-офицеры выходили из той же социальной среды, что и солдаты. За счет этого их влияние на рядовых в отдельных вопросах было больше, чем влияние офицеров. В основном офицеры выполняли направляющую работу, тогда как унтер-офицеры в большей степени реализовывали приказы своих командиров на практике [10, с. 475].

Накануне Первой мировой войны, с 16 июля 1914 г., Омский военный округ (ОмВО) начал подготовительные к мобилизации мероприятия. А уже 18 июля командование округа получило телеграмму с приказом о начале мобилизации войск [3, с. 12-13]. Следует отметить, что мобилизация военно-обученного резерва округа не всегда проходила идеально. Так, например, воинские начальники по мобилизации не очень эффективно отнеслись к унтер-офицерскому составу частей. В маршевых ротах ими зачастую комплектовалось до 50% мест рядовых [2, с. 156]. Таким образом, в ОмВО унтер-офицерский запас довольно быстро исчерпался. В результате тяжелых боев 1914 - начала 1915 г. большая часть офицерского и унтер-офицерского состава, подготовленного до войны, погибла. Перед командованием российской армии встал вопрос организации подготовки унтер-офицеров для действующей армии в тыловых военных округах в условиях военного времени.

Источниками комплектования российской армии унтер-офицерами были:

1. Повышение в звании рядовых и ефрейторов за определенные заслуги. Подобная практика существовала как до войны, так и после ее начала. В мирное время рядовой мог вступить в чин унтер-офицера за особые заслуги и выдающиеся подвиги. В данном случае было важно, чтобы солдат пробыл в строю не менее 1 года и вступил в новую должность не позже, чем за 4 месяца до увольнения в запас [1, с. 337; 13, с. 47]. В военное время командованию запасных воинских частей, отправлявших маршевые роты в действующую армию, зачастую приходилось решать проблемы, связанные с укомплектованием пополнения всеми чинами. В случае если маршевые подразделения, готовые к отправке на фронт, имели некомплект унтер-офицеров, командиры частей по рекомендации ротных командиров производили ефрейторов в чин младших унтер-офицеров [4, д. 35, л. 13; 5, д. 7, л. 12 об.]. Подобной чести удостаивались солдаты, отличившиеся хорошим поведением, отсутствием дисциплинарных взысканий и твердым знанием воинских уставов и наставлений.

2. Выпускники войсковых учебных команд. Подобный способ комплектования унтер-офицерскими кадрами существовал как в мирное, так и в военное время [13, с. 39-41]. Учебные команды учреждались при каждом запасном батальоне (полку). Команда представляла собой отдельное воинское учебное подразделение, функционирующее при батальонном (полковом) штабе. Она имела собственное помещение и свое отдельное хозяйство. Во главе команды стоял особый офицер с правами ротного командира. К нему в помощь назначалось необходимое количество офицеров и унтер-офицеров. В процессе обучения младших командиров, кроме офицеров, участвовали также священники и врачи. Команда находилась под общим наблюдением штаб-офицера полка с правами батальонного командира [10, с. 475]. Количество офицеров в команде определялось числом обучаемых. Каждый курсовой офицер должен был брать себе на обучение не более 30 человек. Соответственно, начальники команды, офицеры, унтер-офицеры и другие чины, обслуживающие учебный процесс, представляли собой постоянный состав учебных команд. В свою очередь, обучающиеся являлись частью переменного состава команд [Там же, с. 476]. Численность чинов постоянного и переменного составов была не менее 100 человек. Срок обучения в учебной команде составлял в среднем 2,5 месяца [15, с. 55].

Учебные команды разделялись на взводы, число которых зависело от количества обучающихся. Взводы, как правило, переходили под командование офицеров. В таком случае унтер-офицеры становились их заместителями. Однако в случае нехватки офицеров во главе взводов могли поставить унтер-офицера. Ефрейторы принимались на должности командиров отделений [10, с. 477].

Укомплектование учебных команд производилось на основе приказов командующего ОмВО и командиров батальонов (полков). Так, 17 марта 1916 г. командующий войсками округа генерал-лейтенант Н. А. Сухомлинов издал приказ войскам округа под № 162, в котором было отдано распоряжение открыть учебные команды 6-го сбора с 15 апреля при запасных батальонах округа. От каждой роты для прохождения курса учебных команд было приказано выделить по 25 нижних чинов [11, с. 39]. После издания подобных приказов командиры частей составляли поименные списки нижних чинов, которым предстояло быть зачисленными в переменный состав учебных команд [5, д. 7, л. 9; 8, д. 1, л. 128]. Солдаты, прошедшие отбор для прохождения курса учебной команды, должны были быть обучены грамоте и иметь способность к несению добросовестной воинской службы [10, с. 475].

Курс учебных команд включал в себя следующие дисциплины: Закон Божий, чтение и письмо; устав внутренней службы, устав дисциплинарный, устав гарнизонной службы, устав полевой службы, наставление для обучения стрельбе, служба и довольствие солдат, сбережение здоровья, конвойная служба, топография,

44

^БЫ 2618-9690. № 6 (92) 2018

инженерное дело [7, д. 107, л. 137; 8, д. 1, л. 65]. Будущие унтер-офицеры усваивали те знания, которые они впоследствии применяли при обучении новобранцев в запасных частях, а также во время службы в боевых частях. Зачастую курс подготовки унтер-офицеров разделялся на два больших периода. В первом периоде курсанты занимались теоретическим и практическим усвоением полученных знаний. Этому отводилась большая часть времени, выделенная на подготовку младших командиров. Во втором периоде главное внимание уделялось развитию умения передавать знания молодым солдатам [10, с. 476]. Командиры и курсовые офицеры учебных команд по возможности делали упор на практическое усвоение знаний.

По окончанию курса учебной команды обучающиеся сдавали выпускные экзамены. Для приема экзаменов создавалась специальная комиссия. Так, в сентябре 1916 г. для проверки знаний и навыков обучающихся, проходивших курс учебной команды при Омской конвойной команде, была созвана комиссия под председательством Курганского уездного воинского начальника полковника Галицкого. Кроме него, в состав комиссии вошли начальники конвойных команд: Омской - подполковник Исаев - и Томской - капитан Вы-рвич [8, д. 1, л. 257]. Как правило, экзамен проходил в течение 3-х дней. В первый день нижние чины учебных команд показывали свои знания по уставу полевой службы, наставлению для действия пехоты в бою, наставлению для обучения стрелков из винтовок, карабинов и револьверов, денежному и вещевому довольствию и уставу дисциплинарному. Во второй день комиссия проверяла знания строевого пехотного устава, а также проводила смотр полевой и тактической подготовки. В третий день будущие унтер-офицеры показывали свои знания из устава внутренней службы, устава гарнизонной службы, сведений из топографии, наставления по самоокапыванию и сбережению здоровья. По результатам проверки комиссия пришла к выводу, что команда оказалась всесторонне хорошо подготовлена. Единственным замечанием комиссии было то, что учебная команда могла бы выглядеть «более молодцевато», и это могло быть решено путем привлечения на курсы более рослых солдат [Там же, л. 290 об.]. Однако начальник бригады, генерал-майор Длус-ский, высказал свое несогласие с комиссией в оценке подготовки курсантов. Так, он заметил, что при посещении им учебной команды во время испытания опрошенные им ученики не знали, кто является союзниками России в настоящей войне. Также он отметил, что организация приема экзамена была не очень удовлетворительной. Но, несмотря на протест начальника бригады, выпускники успешно окончили курс учебной команды и были направлены в свои части.

С 8 по 10 июля 1916 г. в учебной команде 38-го Сибирского стрелкового запасного полка проходили экзамены нижних чинов на унтер-офицерский чин. В составе комиссии находился командующий полком - подполковник Доброхотов, подполковник Мозер, ряд ротных командиров, а также старший врач полка. По результатам экзаменов комиссия сделала следующие выводы. Сведения по строевому и полевому уставам нижними чинами были усвоены хорошо. Обязанности начальствующих лиц до взводного командира в цепи, сторожевом и походном охранении были усвоены хорошо. Общие сведения и сведения по стрелковому делу были усвоены отлично. Дисциплинарный устав был усвоен хорошо. Члены комиссии отметили, что слабее всех выпускники учебной команды усвоили устав гарнизонной службы и сведения из топографии. В строевом отношении будущие унтер-офицеры в целом имели отличную подготовку с незначительными недочетами. В заключение комиссия сделала вывод, что в строевом отношении и в вопросе усвоения главнейших сведений боевой подготовки команда была подготовлена отлично. В остальных отделах обучения выпускники были подготовлены либо хорошо, либо очень хорошо. По итогу обучения в учебной команде 264 военнослужащих успешно прошли экзамены.

Следует отметить, что, несмотря на успешное окончание курса учебной команды, выпускники могли получить звание унтер-офицера далеко не сразу. Этот вопрос зависел от наличия свободных штатных должностей унтер-офицеров в запасных частях и в маршевых ротах. После учебной команды курсанты определенное время находились в запасных частях. В этот период они, с одной стороны, сами набирались опыта и необходимых знаний, а с другой - помогали офицерам в подготовке рядовых. При необходимости, с появлением свободных должностей, они могли быть повышены в звании до унтер-офицера. Так, в июле 1916 г. в 38-м Сибирском стрелковом запасном полку ефрейтор Петр Клечинов, окончивший курс учебной команды, был произведен в звание младшего унтер-офицера «за хорошее поведение и твердое знание службы и усердие к таковой» [4, д. 12, л. 1]. Однако зачастую выпускники учебных команд могли направляться в действующую армию в составе маршевых рот, не имея унтер-офицерского звания. Но, как свидетельствуют документы, такая категория военнослужащих не относилась ни к рядовому, ни к унтер-офицерскому составу. В отчетах об осмотре маршевых рот, прибывших в действующую армию, они отмечались как «чины, окончившие учебную команду» [9, с. 41]. Такие военнослужащие имели все шансы получить унтер-офицерское звание уже в действующей армии, при распределении на соответствующие должности в боевые части.

3. Выпускники школ подготовки прапорщиков пехоты. В годы Первой мировой войны в ОмВО было организовано ускоренное обучение офицеров военного времени в специальных школах прапорщиков. Для этих целей в 1915 г. в г. Омске было развернуто два таких заведения [14, с. 147]. Все юнкера школ разделялись на 2 разряда. К 1-му разряду относились курсанты, наиболее успешно окончившие курсы школы. После выпуска военнослужащие этого разряда сразу получали звание прапорщика и направлялись на офицерские должности в запасные части. А юнкера 2-го разряда, окончившие курсы подготовки прапорщиков с оценкой «удовлетворительно», покидали стены учебного заведения в звании унтер-офицера. Их дальнейшее повышение в звании зависело от строевого начальства, свободных офицерских вакансий, а также поведения самого выпускника школы прапорщиков [12, д. 1, л. 39]. В условиях острой нехватки военно-обученного резерва, в особенности - младшего офицерского корпуса, можно предположить, что число выпускников школ,

не повышенных с унтер-офицера до прапорщика, было невелико. Однако, несмотря на это, школы подготовки прапорщиков все же являлись источником комплектования армии и унтер-офицерскими кадрами.

Следует также отметить, что подготовка унтер-офицерского состава в ОмВО была в значительной степени затруднена низким уровнем грамотности мужского населения Западной Сибири. Так, по данным за 1912 г., на 1 тыс. мужчин грамотных приходилось: в Тобольской губернии - 177 чел., Томской губернии - 165 чел., Акмолинской области - 150 чел., Семипалатинской области - 66 чел. [6, с. 518]. В этих условиях руководство запасных частей испытывало трудности при комплектовании учебных команд и подготовке унтер-офицерских кадров. Исходя из низкого уровня образования мужского населения округа, в запасных частях, учебных командах и школах подготовки прапорщиков ОмВО уделялось значительное внимание подбору кандидатов и развитию грамотности обучающихся.

Таким образом, в годы Первой мировой войны в ОмВО подготовка унтер-офицерских кадров осуществлялась в учебных командах запасных частей, а также школах прапорщиков. Укомплектование учебных подразделений производилось за счет наиболее грамотных нижних чинов. Значительная часть учебного времени отводилась практическому освоению военных дисциплин. В результате завершения курса обучения выпускникам присваивались звания унтер-офицеров, после чего они направлялись в свои запасные части.

Следует отметить, что проблема подготовки унтер-офицерских кадров для запасных частей и действующей армии в годы Первой мировой войны не исчерпывается приведенной статьей. В вопросе комплектования армии младшими командирами еще остаются слабо освещенными множество проблем. Дальнейшее изучение этой темы требует введения в научный оборот большого массива архивных документов, среди которых могут быть делопроизводственные документы воинских частей, воспоминания и мемуары участников войны, учебно-методическая литература, используемая для подготовки младших командиров, и многое другое.

Список источников

1. Виноградов К. Руководство для унтер-офицеров. Пособие для пехотных учебных команд / сост. капитан К. Виноградов. Изд-е 3-е. М.: Типография тов-ва Рябушинского, 1917. 391 с.

2. Горелов Ю. П. Сибиряки на защите Отечества в войнах начала ХХ века. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 388 с.

3. Горелов Ю. П., Гусева О. В., Еремин И. А., Ростов Н. Д. Западная Сибирь в мировых войнах ХХ века: монография: в 2-х кн. Барнаул: ОАО «Алтайский дом печати», 2014. Кн. 1. Западная Сибирь в Первой мировой войне. 238 с.

4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Д-132. Оп. 1.

5. ГАНО. Ф. Д-134. Оп. 1.

6. Грамотность мужского населения // Военно-статистический ежегодник армии. 1912 г. СПб., 1914.

7. Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 54. Оп. 1.

8. ИАОО. Ф. 333. Оп. 1.

9. Коняев Р. В. Комплектование маршевых подразделений в запасных частях Омского военного округа в годы Первой мировой войны // Гуманитарные проблемы военного дела. 2016. № 4 (9). С. 40-44.

10. Кругликов Т. Д. Руководство для подготовки к экзамену на чин прапорщика пехоты, кавалерии и артиллерии. М.: Типография Г. В. Васильева, 1915. 613 с.

11. Приказ войскам Омского военного округа г. Омск. 17 марта 1916 г. № 162 // Омский военный округ. Командующий войсками. Приказы войскам Омского военного округа. Омск, 1916.

12. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 15873. Оп. 1.

13. Тимофеев Ф. Д. Военно-учебные заведения России и РСФСР в 1914-1921 годах (состав, деятельность, преемственность): дисс. ... к.и.н. СПб., 2008. 458 с.

14. Шиловский М. В. Офицеры военного времени в запасных частях сибирских военных округов во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. // Гуманитарные проблемы военного дела. 2014. № 1. С. 147-151.

15. Шиловский М. В. Первая мировая война 1914-1918 гг. и Сибирь / отв. ред. В. П. Зиновьев. Новосибирск: Автограф, 2015. 330 с.

NONCOMMISSIONED OFFICERS' TRAINING IN OMSK MILITARY DISTRICT DURING THE FIRST WORLD WAR

Konyaev Roman Valer'evich

Altai State Pedagogical University, Barnaul [email protected]

The article considers the organization of noncommissioned officers' training for reserve forces and field forces in the period of the First World War of 1914-1918. Analyzing the documentation of military reserve forces as well as scientific and methodological literature intended to train noncommissioned officers and warrant officers the author identifies the basic sources of staffing the Russian army with noncommissioned officers. Special attention is paid to the functioning of the reserve training units of Omsk military district. The mentioned sources allow the author to reconstruct the process of junior officers' training in the reserve training units of Omsk military district.

Key words and phrases: noncommissioned officers; Omsk military district; reserve forces; training units; The First World War.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.