УДК 351.741 М. В. Галда
Тренировка и отработка навыков обращения с оружием и производство выстрела вхолостую Training and honing the skills of handling weapons and production shot in vain
p
ГАЛДА Михаил Владимирович К
Доцент кафедры огневой подготовки Санкт-Петербургского университета МВД России, -
кандидат социологических наук Я
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 е
E-mail: mikhail.galda@mail.ru р
о\ ^
GALDA Mikhail Vladimirovich Г
Associate professor of department of special fire training of the Saint-Petersburg University К
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Sociological Sciences Г
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 у
E-mail: mikhail.galda@mail.ru К
s н
rt>
H p
(33
Д
s
о
В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел как одного о из приоритетных направлений в работе полицейского по подготовке к деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также выступающих основой подготовки в области обеспечения личной без- § опасности сотрудника полиции. Обращено внимание на качество проведения и организации занятий по огневой подготовке в системе профессионально-служебной подготовки в органах внутренних дел МВД России. Именно такие занятия являются базой профессионализма сотрудников полиции и обеспечивают его готовность к выполнению оперативно-служебных задач, защите и охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Подробно рассмотрены и систематизированы упражнения для подготовки сотрудников к выполнению упражнений учебных стрельб из боевого 2 оружия. Акцентируется внимание на порядке и правилах отработки таких упражнений. Затронут вопрос психологической подготовки полицейского и её влиянии на деятельность и работоспособность сотрудника во время проведения с ним занятий по огневой подготовке в системе профессионально-служебной подготовки.
Ключевые слова: огневая подготовка, подготовительные упражнения учебных стрельб, стрельба вхолостую, тренировка в стрельбе.
Law enforcement bodies' training is analysis in this article as one of the main priorities in police activity in a public safety sphere as well as this training is acting foundation for ensuring the personal safety of Law enforcement bodies. Attention is called to the realization and organization of fire training classes in a ministerial training system for MIA Russia's staff. This classes are the basis of professionality of the law enforcement bodies and this classes provide willingness to implement the operational performance objectives, protection and enforcement of public order. Exercises of shooting practice to prepare law enforcement bodies are considered and systematized in this article. Attention is focused on the order and rules of exercises of shooting practice. Address the issue of the law enforcement bodies' psychological training and its impact on professional and work activity of the staff member during the fire training classes.
Keywords: fire training, preparative exercises of shooting practice, blank firing, training in shooting.
Основой успешного выполнения упражнений учебных и контрольных стрельб из боевого оружия, меткой стрельбы, поражения целей на различных дистанциях и из различных положений являются знание условий и порядка выполнения упражнений учебных и контрольных стрельб, знание материальной части оружия и уверенное обращение с ним. Уверенное обращение с оружием играет значительную роль для успешного выполнения упражнений учебных и контрольных стрельб, выполнения служебных задач и обеспечения безопасности при стрельбе и применении оружия.
Для уверенного обращения с оружием необходимы регулярные тренировки, направленные на создание устойчивых навыков в выполнении упражнений стрельб и применения оружия. Для создания таких навыков существует ряд специальных упражнений, которые, в свою очередь, подразделяются на боевые и условно боевые. К боевым относятся выполнения упражнений стрельб с боевой стрельбой. Ко второй группе упражнений относятся тренировки в стрельбе на различных тренажерах, макетах и т.д., отработка выстрела вхолостую и имитация выполнения упражнений учебных стрельб с учебным оружием.
В этой статье мы рассмотрим вторую группу упражнений, в частности, стрельбу вхолостую как основной вид тренировки по огневой подготовке в системе профессионально-служебной подготовки в органах внутренних дел.
Некоторые сотрудники и, к сожалению, руководители стрельб недооценивают значение такого вида тренировки, как стрельба вхолостую, и не придают ему должного значения
при организации стрельб и подготовки к выполнению упражнений учебных и контрольных стрельб, а некоторые и вовсе пренебрегают таким видом тренировки, не понимая его значения и важности. Здесь уместно напомнить, что спортсмены стрелкового спорта уделяют этому виду тренировки от 40 до 80 % всего объёма времени, отводимого на тренировку с оружием. Стрелки-практики, также поддерживают мнение о важности стрельбы вхолостую как незаменимого способа тренировки и подготовки к боевой стрельбе.
Тренировка производства выстрела вхолостую служит для формирования следующих важных навыков:
- принятие различных положений для стрельбы (стоя, лёжа, с колена, а также с использованием укрытий, упоров и т.п. Также сюда необходимо отнести и способы передвижения, порядок и правила их осуществления);
- быстрое извлечение оружия и досылание патрона в патронник (этот тактический прием особенно важен и актуален в практической деятельности сотрудника полиции, ведь современный огневой контакт редко длится больше 7-8 секунд, а стороны за это время успевают произвести в среднем до четырёх выстрелов);
- удержание оружия (скорость стрельбы - это время, которое стрелок затрачивает после предыдущего выстрела для производства последующего выстрела. Чем меньше время между выстрелами, тем выше скорость стрельбы. Поэтому так важно сокращение времени на возвращение пистолета на прицельную линию после воздействия отдачи и подброса оружия, а это зависит в первую очередь от надёжного удержания оружия);
Педагогика
^ - совмещение прицельного приспособления с целью
2 (вынос оружия на ось «глаз - целик - мушка - точка при-^ целивания» и удержание ровной мушки во время протаем водства выстрела);
^ - обработка спускового крючка (основная задача -
^ добиться плавного, без рывков и ударов, нажатия на спу-^ сковой крючок, что, в свою очередь, будет способствовать ии удержанию ровной мушки во время производства выстрела у и успешному поражению цели); оР - производство выстрела (наработка алгоритма действий при стрельбе, формирование психологической ^ готовности к выстрелу, в частности, и ведения огня в целом). ;>| Наличие всех вышеперечисленных навыков обеспечат
се сотруднику полиции условия для успешного выполнения 5 упражнений стрельб из боевого оружия и позволят уверенно § выполнять поставленные служебные задачи в ситуациях с применением оружия, в т.ч. связанных с психофизическим риском. ^ Овладевание данными умениями и навыками дости-
8 гается прежде всего регулярностью занятий и выполнением специальных упражнений. Специфика упражнений состоит ° в том, что они выполняются с учебным оружием. В порядке ко исключения возможно выполнение упражнений с боевым ^ оружием без патронов. Упражнения выполняются в тирах ^р и на стрелковых полигонах, а их отдельные элементы, на-ю пример, такие, как отработка быстрого извлечения оружия, &1 может проводиться и вне специально оборудованных мест. 5 Кроме того, в качестве учебного при таких тренировках ^ можно использовать травматическое или пневматическое ^ личное оружие, макеты оружия. Говоря о регулярности, Я необходимо отметить, что служебно-профессиональная и подготовка является в первую очередь показателем личного « мастерства сотрудника, а следовательно, каждый сотрудник Я должен быть заинтересован в его повышении и поддержании о на должном уровне и использовать каждый удобный случай д для проведения таких тренировок как во время занятий в системе профессионально-служебной подготовки, так и вне таких занятий. Рекомендуется использовать попутную тренировку и личное время.
Подробнее остановимся на упражнениях производства выстрелов вхолостую. Целесообразно разбить такие упражнения на группы, исходя из критериев уровня подготовленности стрелков, а также целей и задач занятия. К первой группе упражнений будут относиться статические упражнения, направленные в основном на достижение следующих умений и навыков.
1. Удержание оружия. Удержание пистолета должно обеспечивать наименьшее воздействие силы отдачи и под-броса оружия на стрелка. Это достигается плотным, как правило, двуручным хватом пистолета. Говоря о плотности хвата, мы имеем в виду закрепощение оружия в кистях рук (кисти одной руки) в четырёх точках вертикальной и горизонтальной плоскостях. В вертикальной плоскости это упор мизинца, безымянного и среднего пальца в рукоятку пистолета, и перепонки между большим и указательным пальцами в задний упор рукоятки пистолета. В горизонтальной плоскости пистолет запирается суставом основания указательного пальца и суставом большого пальца. При двуручном хвате, свободная рука накладывается на руку удерживающую оружие, сверху плотно фиксируя две точки горизонтальной плоскости и одну точку вертикальной -упор мизинца, безымянного и среднего пальца в рукоятку пистолета. При этом хват оружия не должен быть чрезмерно сильным. Особенностью двуручного хвата будет то, что основную нагрузку по плотности и силе удержания пистолета несет как раз та рука, кисть которой лежит сверху. Дополнительная фиксация оружия обеспечивается разведением локтей в стороны и вверх.
2. Совмещение целика с мушкой, наведение их на точку прицеливания и удержание ровной мушки в процессе прицеливания и производства выстрела. Основной задачей стрелка является вынос оружия на ось «глаз - целик - мушка - точка прицеливания». Далее, не обращая внимания на незначительные отклонения от точки прицеливания и колебания оружия, следует удерживать положение ровной мушки в районе точки прицеливания.
3. Выбор точки прицеливания. Точкой прицеливания при стрельбе из пистолета на дальности до 15 метров, как правило, является центр цели. В некоторых случаях в условиях упражнения оговаривается зона поражения цели. В этом случае точкой прицеливания будет являться центр зоны поражения. При стрельбе из пистолета на дальности
20-30 м для выбора точки прицеливания необходимо учитывать пристрелку пистолета. Существует два основных вида пристрелки пистолета: центрального боя на 25 м и центрального боя на 50 м. В первом случае точкой прицеливания продолжает оставаться центр цели на дальностях до 25 м включительно, а во втором точку прицеливания необходимо смещать на 12,5 см ниже центра цели. На расстояние свыше 25-30 м стрельба из пистолета, как правило, не ведётся.
4. Обработка спускового крючка. Давление на спусковой крючок осуществляется вдоль продольной оси пистолета - это является главным правилом при обработке спускового крючка для производства выстрела. Что касается вопроса о том, какой фалангой указательного пальца осуществлять давление, существует два основных подхода. В первом случае рекомендуется использовать первую фалангу указательного пальца (подушечку указательного пальца). Последователи такой техники обработки спускового крючка отстаивают свою методику аргументами, связанными с тем, что первые фаланги (подушечки) пальцев являются наиболее чувствительными и вместе с анатомическими особенностями кисти при нажимании на спусковой крючок эта техника не дает уводов оружия в сторону и показывает положительный результат. Во втором подходе за основу меткой стрельбы и исключение уводов оружия в сторону берётся надёжное удержание оружия, при котором не будет иметь значение, какой фалангой указательного пальца выжимать спусковой крючок, т.к. при плотном удержании оружия это непринципиально. Таким образом, последователи этой техники осуществляют обработку спускового крючка любым местом первой и второй фаланги указательного пальца, контролируя при этом плотное и неподвижное удержание оружие при обработке спускового крючка и производстве выстрела. Рекомендуется опробовать как первую, так и вторую методику обработки спускового крючка и на основе анатомических особенностей кисти, хвата оружия и личных качеств стрелка выбрать тот или иной способ обработки спускового крючка. Заметим, что при использовании как первого, так и второго способа обработки спускового крючка при недопущении ошибок при производстве выстрела результаты стрельбы незначительно отличаются друг от друга. Вопрос в выборе того или иного способа в большей степени зависит именно от комфортности и удобства самого стреляющего. На результат стрельбы (при исключении ошибок) выбор способа обработки спускового крючка не влияет.
5. Производство выстрела. Основной задачей стрелка при срыве курка с боевого взвода является ровное, насколько это возможно, и неподвижное в известной степени удержание оружия на прицельной линии. Это достигается исключением всех ошибок, приводящих к уводу оружия в сторону от точки прицеливания в момент выстрела. Основными из них являются дожим кисти и дерганье руки при обработке спускового крючка. Универсальным средством борьбы с такими ошибками являются регулярные тренировки и осознанная работа стрелка над каждым выстрелом с отработкой следующей задачи: в момент выстрела продолжить наблюдать ровную мушку, направленную в точку прицеливания.
Ко второй группе упражнений будут относиться упражнения, формирующие следующие умения и навыки.
1. Быстрое извлечение оружия и досылание патрона в патронник. Этот тактический приём сотрудник должен тренировать постоянно и доводить до совершенства. Трудно переоценить возможности данного приёма и смертельно опасно недооценивать его. От того, насколько быстро стороны обнажили оружие и кто произвел первый выстрел, как правило, зависит исход огневого контакта [2, с. 102-107]. В стрельбе из пистолета применяют различные способы досылания патрона в патронник после обнажения оружия. В любом варианте конечный результат должен сводиться к тому, чтобы затратить на подготовку к выстрелу как можно меньше времени. Для решения этой задачи необходимо выработать устойчивый мышечный навык мгновенного обнажения оружия и досылания патрона в патронник, а также исключить все лишние движения при выполнении этого действия. Именно в этом (исключение всех лишних действий при обнажении оружия и досылания патрона в патронник) и заключается суть быстрой готовности к открытию огня из любого положения.
2. Производство первого выстрела. Исходя из условий выполнения упражнений учебных и контрольных стрельб в соответствии с Наставлением по организации
огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, а также опираясь на эмпирические данные о продолжительности огневых контактов в условиях противодействия преступникам, следует хорошо понимать, что время на стрельбу, как правило, ограничено. При выполнении учебных и контрольных стрельб оно составляет от 10 до 20 секунд. В подавляющем большинстве огневых контактов это время не превышает 10 секунд. Кроме того, как показывает практика, в огневых контактах выходит победителем тот, кто первым открывает огонь. Отсюда и важность производства первого выстрела. Тем более актуально производить меткий первый выстрел.
В упражнениях третьей группы упор делается на тренировку и формирование следующих умений и навыков.
1. Принятие различных положений для стрельбы (стоя, лёжа, с колена) с места и в движении.
2. Стрельба с использованием укрытий, упоров и т.п.
3. Порядок и способы передвижения, и правила их осуществления.
Умение стрелять из различных положений продиктовано не только требованиями Наставления по огневой подготовке в органах внутренних дел, но и реалиями огневых контактов. Использование укрытий, передвижение к ним, поиск и выбор наиболее выгодных положений для стрельбы и мест ведения огня являются необходимым условием выживания в современном столкновении с вооружённым преступником. Именно поэтому не следует пренебрегать такими видами тренировок и видеть в них комплексные занятия, формирующие и закрепляющие целый ряд важных и значимых качеств, от которых может зависеть успех выполнения поставленной задачи, а также жизнь и здоровье сотрудника и окружающих его граждан.
Несколько слов об упражнениях тренировки выстрела вхолостую. Необходимо заметить, что приведённая выше классификация упражнений тренировок выстрела вхолостую является достаточно условной, и с повышением профессионального мастерства сотрудников грани между такими упражнениями будут стираться. Однако для руководителя такого занятия чёткое понимание целей и задач проводимой тренировки, видение конечного результата формируемых (тренируемых) умений и навыков необходимо и является залогом успешно проведённого занятия. Для начинающих и неопытных стрелков целесообразно выполнять упражнения, относящиеся к первой группе. Классическим примером таких упражнений будут следующие:
а) стрельба с места по неподвижной цели;
б) стрельба с места по неподвижной цели с использованием учебного патрона;
в) стрельба с места по неподвижной цели с переносом огня по вертикали (по горизонтали).
Целями в таких упражнениях могут выступать как установленные на произвольном удалении мишени, так и просто участок стены (местности, в случае проведения занятия на открытых стрелковых полигонах), в направлении которой отрабатываются упражнения. Дальность до цели в данном случае непринципиальна и может колебаться от 4-5 до 10-15 м. Основная задача упражнений этой группы - это тренировки правильного хвата оружия, правильности прицеливания, понимания ровной мушки, центра цели и точки прицеливания, а также правильность обработки спускового крючка.
Более опытным сотрудникам целесообразно предлагать к выполнению вторую группу упражнений, к которым можно отнести следующие:
а) обнажение оружия и производство выстрела по неподвижной цели с места;
б) обнажение оружия и производство выстрела по неподвижной цели с места, со сменой положения для стрельбы;
в) обнажение оружия и производство выстрела по неподвижной цели с места, со сменой положения для стрельбы (или без таковой), с переносом огня по горизонтали (вертикали);
г) обнажение оружия на ходу и производство выстрела по неподвижной цели с места, со сменой положения для стрельбы (или без таковой) с переносом огня (или без такового).
Сотрудникам, уверенно обращающимся с оружием, имеющим первичные стрелковые навыки, необходимо осваивать третью группу упражнений. Примером таких упражнений могут являться:
а) стрельба из-за укрытий из различных положений;
б) стрельба с места и из-за укрытий из различных положений;
в) стрельба с места и после передвижения, из-за укрытий из различных положений со сменой магазина.
При организации таким образом процесса обучения и подготовки сотрудников органов внутренних дел с реализацией при этом принципа перехода от выполнения простых упражнений и действий с оружием к более сложным, создаётся надежная база для уверенного выполнения упражнений учебных и контрольных стрельб из боевого оружия, выполнения служебных задач и обеспечения мер безопасности.
(33 гъ
0
н
1
*
С р
I
*
н
СТ\
у
м
о «
о м
0 у
1
X
(33
Р
о о п
2
О
Список литературы
1. О полиции : Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ.
2. Галда, М. В. Методика подготовки сотрудников полиции к действиям по задержанию (захвату) преступников и обеспечению личной безопасности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - № 2 (66). -С. 102-107.
3. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385.
4. Бантюков, И. Б. и др. Огневая подготовка сотрудников ОВД РФ : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2014. - 85 с.
5. Жуковский, В., Ковалев, С., Петров, И. Пистолет в ближнем бою. - М.: ЗАО «ЛГ Информэйшн Групп» и ООО «Издательство АСТ», 2000. - 160 с.
© Галда М. В., 2017