УДК 159; ББК 88.2
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10011
© Кужевская Е.Б., Смык Е.И., Панурова Н.С. 2020
FORMATION OF MORAL-PSYCHOLOGICAL STABILITY OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS FULFILLING THEIR DUTIES UNDER SPECIAL CONDITIONS
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ УСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Elena Borisovna Kuzhevskaya,
PhD, Associate Professor of the Department of Foreign Languages Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot Е-mail: [email protected];
Елена Борисовна Кужевская,
кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Е-mail: [email protected];
Ekaterina Ivanovna Smyk,
PhD, Senior Teacher of the Department of
Law Enforcement Activities in Special Conditions of
the Educational and Scientific Complex of Special Training
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of
Russia named after V.Ya. Kikot
Е-mail: [email protected];
Екатерина Ивановна Смык,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Е-mail: [email protected];
Natalia Sergeevna Panurova,
Student in Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot E-mail: [email protected]
Наталья Сергеевна Панурова,
курсант факультета подготовки сотрудников полиции для подразделений по охране общественного порядка Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Для цитирования: Кужевская Е.Б., Смык Е.И., Панурова Н.С. Формирование морально-психологической устойчивости у сотрудников правоохранительных органов, выполняющих служебные обязанности в особых условиях. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2020. С. 52-54.
Abstract. Considereds the moral and psychological training of law enforcement officers in the system of general professional training. Suggested ways of developing psychological stability of police officers serving in special conditions.
Keywords: moral and psychological training, psychological stability, police officer, special conditions, professional training, trainings.
Аннотация. Рассматривается морально-психологическую подготовка сотрудников правоохранительных органов в системе общей профессиональной подготовки. Предлагаются пути развития психологической устойчивости сотрудников полиции, несущих службу в особых условиях.
Ключевые слова: морально-психологическая подготовка, психологическая устойчивость, сотрудник полиции, особые условия, профессиональная подготовка, тренинги.
Введение. Современный этап развития общества характеризуется подготовкой высококвалифицированных специалистов в любой сфере жизнедеятельности, в том числе и в правоохранительной сфере. Важным компонентом качественной подготовки сотрудников правоохранительных органов является способность будущих специалистов быстро адаптироваться в условиях
сложной социально-политической обстановки. Профессионализм сотрудников органов внутренних дел при осуществлении ими стоящих перед ними задач, во многом зависит от полученных в ходе профессиональной подготовки соответствующих знаний, умений и навыков, оперативности выполнения поставленных задач в рамках правового поля, а также от умения грамотно
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
действовать в сложившейся внештатной ситуации [5, С. 127-130].
Основной задачей профессиональной подготовки полицейских является всесторонняя подготовка [3, С. 458-463]. Иными словами, наряду с получением необходимых профессиональных знаний, развитием умений и формированием навыков применения полученных профессиональных знаний в практической деятельности, будущие специалисты органов правопорядка должны развивать необходимые физические качества [7, С. 231-239] и уметь применять огнестрельное оружие [6, С. 112-115], а также владеть навыками межкультурной коммуникации [4, С. 254-258] (сейчас это актуально при работе с мигрантами [2, С. 36-37]) и обладать высокими морально-психологическими качествами и психологической устойчивостью.
Морально-психологической подготовке полицейских отводится особое место в системе их общей профессиональной подготовки. Нередко сотрудникам правоохранительных органов приходится действовать в отличных от повседневной деятельности ситуациях - в особой (экстремальной) обстановке, причем осуществление профессиональных функций в таких условиях может происходить в течение длительного времени и в отрыве от пунктов постоянной дислокации, например, осуществлять розыск и задержание особо опасных преступников, пресекать массовые беспорядки, освобождать заложников и т. д.
Действуя в особых условиях, сотрудники правоохранительных органов должны быть готовы быстро принимать решения, действовать уверенно и тактически грамотно.
Цель настоящей научной статьи заключается в попытке выработать возможные направления совершенствования морально-психологической подготовки, а в частности психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов.
Результаты исследования. Для того чтобы проанализировать особенности морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих профессиональные функции в особых условиях, следует иметь в виду, что независимо от специфики и причин возникновения экстремальных ситуаций, такие ситуации всегда порождают угрозу жизни и здоровью сотрудника правоохранительного органа. Все это может вызывать у человека психоэмоциональное напряжение, порождать ошибочные и некорректные действия, испуг, неуверенность в решении поставленных задач, ухудшать физическое и психологическое здоровье, что, в общем-то,
недопустимо для сотрудника правоохранительных органов.
С учетом сказанного необходима теоретическая и практическая разработка вопросов повышения морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов.
С этой целью целесообразно проводить дополнительную психологическую работу, различные тренинги, с максимальным приближением к реальной практической деятельности сотрудников ОВД. Для формирования психологической устойчивости целесообразно проводить комплексные учебные занятия и систематические тренировки в условиях максимально приближенных к реальным, включающие тактико-специальную, огневую, физическую подготовку. Так, например, учебные занятия следует проводить на специальных полигонах с отработкой вводных задач, подразумевающих комплексное применение различных свето-шумовых эффектов, мультимедийных тиров с моделированием различных экстремальных ситуаций, стрельбой после физической нагрузки (бег, рукопашный бой). Обучение должно проводиться способом от простого к сложному, с постепенным увеличением объема тренировок.
При этом следует отметить, что перед подобного рода комплексными тренировками необходимо широко применять принцип наглядности, иными словами, при обучении, например, боевым приемам борьбы сначала рекомендуется показать сам прием, затем «пошагово разобрать» его по элементам выполнения и рассказать последовательность действий, тем самым формируя совокупность зрительных и смысловых составляющих боевого приема борьбы [1, С. 767]. После практической отработки выполнения того или иного боевого приема борьбы и доведения действий обучающихся до автоматизма, применять его в комплексе с моделированием различных экстремальных ситуаций.
Систематические комплексные тренировки сотрудников правоохранительных органов позволят «довести» их действия до автоматизма, развить психологическую устойчивость в условиях, отличающихся от привычной повседневной деятельности, выработать индивидуальную тактику действий.
Подобные тренинги и тренировки, позволяют не только преодолеть психологический дискомфорт и негативные реакции, но и развивают самоконтроль, учат устанавливать волевой контроль над всеми психическими и физиологическими функциями, а также сформировать необходимое психофизиологическое состояние готовности действовать в сложных экстремальных условиях.
№ 1 /2020
53
Заключение. С целью повышения морально-психологической устойчивости сотрудников правоохранительных органов, следует создавать условия и моделировать ситуации, максимально приближенные к реальным, которые вносили бы свой вклад в формирование смелости и решительности, уверенности в своих силах и возможностях.
Высокая степень морально-психологической устойчивости создает гарантии для умелого и эффективного осуществления профессиональной деятельности в необходимых и оправданных ситуациях.
Библиографический список
1. Валиев, А. Н. Принципы обучения боевым приемам борьбы в процессе физической подготовки курсантов МВД России / А. Н. Валиев, О. И. Шварц // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
2. Дорошенко, О. М., Нижниченко Н.Б. Размышления о проблемах миграции и адаптации детей мигрантов / О. М. Дорошенко, Н. Б. Нижни-ченко // Миграционное право. - 2019. - № 1. - 40 с.
3. Зайцева, С. Е. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности специалиста / С. Е.Зайцева // в сб. : Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : Материалы VI Международной научно-практической конференции / науч. ред. В. И. Казаренков. - 2013.
4. Зайцева, С. Е. Коммуникативная подготовленность как один из важнейших факторов иноязычной профессиональной компетентности
будущих специалистов / С. Е. Зайцева // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2016. - № 1 (7).
5. Качурина, И. Б. О профессиональной готовности сотрудников полиции к деятельности в особых условиях / И. Б. Качурина // в сб.: Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД : сборник научных трудов сотрудников кафедры ; сборник научных статей 11-й Всероссийской конференции. - 2019. - С. 127-130.
6. Середа, С. В., Смык Е.И., Ефимова Т.М. Перспективы развития огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов / С. В. Середа, Е. И. Смык, Т. М. Ефимова // в сб.: Актуальные вопросы тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов : Сборник статей предназначен для научных работников, педагогических работников, курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России ; сборник статей по итогам научно-практической конференции / под ред. В. Н. Гонтаря. - 2020.
7. Соборнов, А. В., Смык Е.И., Фоменков О.Н. Начальная профессионально-адаптационная физическая подготовка курсантов первых курсов образовательных организаций системы МВД России / А. В.Соборнов, Е. И. Смык, О. Н. Фоменков // в сб. : Совершенствование подготовки сотрудников правоохранительных органов в условиях глобализации современных угроз ; сборник научных статей кафедры ДОВД в ОУ УНК СП Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя / под общ. ред. В. Н. Гонтаря. - 2019.
Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма : учебник / В. Д. Самойлов. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
В учебнике отражены основы учебной дисциплины "Педагогика и психология высшей школы". Учебник предназначен для содействия подготовке магистров к выполнению профессиональных обязанностей в качестве научных работников и педагогов в современной системе высшего профессионального образования, овладения систематизированными представлениями, знаниями, умениями и навыками, формирования общих и профессиональных компетентностей.
Ориентирован на усвоение обучаемыми профессиональной квалификации по курсу "Преподаватель высшей школы". Может быть полезен ассистентам и начинающим преподавателям высших учебных заведений, а также специалистам в области высшего профессионального образования и соискателям ученых степеней.