ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10059
ББК 88.8 © Д.В. Русецкая, 2018
Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В РАМКАХ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дарья Вячеславовна Русецкая, адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: dasha_rusik@mail.ru
Научный руководитель: профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. В силу специфики должностных обязанностей, сотрудники органов внутренних дел решают различные оперативно-служебные задачи, которые требует крайнего напряжения физических, духовных и моральных сил. Спектр решаемых задач сотрудниками широк и разнообразен. Поэтому все большее значение приобретают вопросы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников. Совокупность и грамотность постановки решения этих вопросов должны быть направлены на повышение уровня морально-психологической готовности сотрудников органов внутренних дел. Мы предлагаем один из методов психологической работы — психофизический тренинг. В статье представлена структура и раскрыты особенности психофизического тренинга. Экспериментальным путем доказано положительное влияние психофизического тренинга на сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: психофизический тренинг, морально-психологическая подготовка, служебная деятельность, психолог, сотрудники органов внутренних дел.
THE USE OF PSYCHOPHYSICAL TRAINING IN THE MORAL-PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
Darya V. Rusetskaya, adjunct faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: dasha_rusik@mail.ru
Research supervisor: professor of department of psychology of an educational and scientific complex of psychology of office activity of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', doctor of psychological sciences, professor I.B. Lebedev
Annotation. Due to the specificity of official duties, employees of the internal Affairs bodies perform various operational and service duties that require extreme stress of physical, spiritual and moral forces. The range of tasks performed by employees is wide and diverse. Therefore, the issues of moral and psychological support of operational and service activities of employees, and carrying out a complex of measures with them, are becoming increasingly important. The totality and literacy of these measures should be directed at increasing the level of moral and psychological readiness of employees of the internal Affairs bodies. We offer one of the methods of psychological work — psychophysical training. The structure and peculiarities of psychophysical training are presented. The positive influence of psychophysical training on the employees of the internal Affairs bodies was proved experimentally.
Keywords: psychophysical training, moral and psychological training, service activity, psychologist, employees of internal Affairs bodies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Русецкая Д.В. Использование психофизического тренинга в рамках морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):301—304.
Достижение высокой степени морально-психологической готовности личного состава к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежности и управляемости в любых условиях обстановки является одной из актуальных задач морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел1.
Результативность решения профессиональных задач возрастает, если сотрудник полиции психологически грамотно осуществляет профессионально-психологические действия.
1 Приказ МВД Российской Федерации от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
Выполняя различные оперативно-служебные задачи по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка, сотрудники полиции вынуждены действовать в сложной оперативной обстановке с применением физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств [1, с. 107-113; 2]. Поэтому в современных условиях все большую значимость приобретают вопросы, касающиеся морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и проведения с ними комплекса мероприятий [3].
Большую роль на формирование профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности сотрудников к эффективному выполнению поставленных оперативно-служебных задач оказывают психологи органов внутренних дел, которые психологически грамотно должны подбирать формы и методы работы с сотрудниками для максимально эффективного воздействия [4, с. 113-117]. Психолог может выступать в таких тренингах в качестве ведущего — тренера, а также оказывать помощь при проведении психологического консультирования. В проводимых исследованиях психологов отмечается, что там, где используются тренинги стрессоустойчивости, саморегуляции, уверенности в себе, отмечается устойчивая динамика роста уровня выраженности профессиональной психологической устойчивости во всей совокупности ее составляющих [5].
В Приказе МВД РФ от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» указано, что при проведении мероприятий психологической работы используются следующие методы: наблюдение, интервью, консультация, психологический анализ документов, психологический анализ результатов деятельности, опрос, обследование, тестирование, социометрия, эксперимент, психологический тренинг.
На наш взгляд, одним из эффективных методов психологической работы с сотрудниками является психофизический тренинг. Преимуществом этого метода, перед другими является то, что происходит гармонизация физического и психического состояния сотрудника, совершенствование процесса эмоционально-волевой регуляции, сотрудник учится контролировать психическое напряжение и давать адекватную оценку ситуации.
Психофизический тренинг объединяет в себе и стремится достичь сбалансированности между психической и физической составляющей человека, так как существование одного без другого невозможно. В рамках данного подхода также осуществляется «тренировка» психики, способствующая грамотному реагированию в экстремальных ситуациях.
Под психофизическим тренингом понимается [6] определенная совокупность дыхательных, физических и медитативных упражнений, направленных на развитие психологической устойчивости сотрудников, формирование их личностных и профессионально значимых качеств, снятие психологического напряжения от воздействия негативных факторов, а также повышение психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях [7, с. 67-72].
Психофизический тренинг представляет собой не тренировку по йоге или рукопашному бою, а использование элементов этой тренировки для того, чтобы научиться управлять своим психическим состоянием в различных жизненных ситуациях, в том числе и в оперативно-служебной деятельности [8, с. 610-617].
Цель тренинга состоит в приобретении сотрудниками умения отключаться или абстрагироваться от негативных состояний, а также в наборе энергии, в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
В проведенном нами исследовании принимали участие 60 сотрудников патрульно-постовой службы органов внутренних дел. Перед проведением тренинга был произведен контрольный срез с использованием следующих методики: Тест Спилбергера-Ханина — для оценки уровня ситуативной и личностной тревожности; Опросник самочувствия, активности, настроения (САН) — для оперативной оценки общего самочувствия; Методика определения доминирующего состояния и настроения (ДС-6) — для диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств [9].
Для проведения формирующего эксперимента был разработан психофизический тренинг, который состоит из ряда циклов от 3-х до 4-х, в каждом цикле присутствуют три типа упражнений: йоговские упражнения (упражнения на дыхания в сочетании с упражнениями, направленными на увеличение гибкости человека, улучшение эластичности мышц, укрепление суставов и связок), физические упражнения (физические упражнения с последующим увеличением силы напряжения для вызова волевого
усилия для продолжения работы), медитативные упражнения [10, с. 230-235].
В данном тренинге основное внимание было уделено резервным возможностям организма. На развитие способностей организма работают: мышление, ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, эмоции, воля и др. Можно сказать, что они являются пусковыми механизмами в регуляции мобилизационных и восстановительных процессов [11].
Особое значение приобретают и такие виды информационного воздействия, как слово, образ, мысль, психологическая настройка, физическое движение и т.д.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что в ходе психофизического тренинга у сотрудников патрульно-постовой службы формируется морально-психологическое состояние, которое определяет его готовность и способность решать оперативно-служебные задачи в экстремальных условиях.
Сравнение результатов по Методике самочувствие, активность, настроение (САН) говорят о том, что у сотрудников, которые принимали участие в тренинге, самочувствие по всем трем шкалам благоприятное.
Так же сравнив показатели по методике Спил-бергера-Ханина, у 80% сотрудников уровень ситуативной тревожности умеренный; до проведения тренинга уровень тревожности был высокий у 60% сотрудников.
Кроме того, согласно данным Методики определения доминирующего состояния и настроения (ДС-6) у 75% испытуемых экспериментальной группы по шкале «Ак» (активное-пассивное отношение к жизненной ситуации) ярко выражена активная жизненная позиция, оптимистичное настроение, готовность к преодолению жизненных трудностей, вера в свои силы и возможности.
Данные по шкале «То» (тонус высокий-низкий) показывают, что у 84% сотрудников, участвующих в тренинге, имеется большой запас энергии и сил для преодоления жизненных препятствий, они готовы решать возникшие проблемы и трудности, сотрудники готовы к выполнению длительной работы.
Результаты по шкале «Сп» (спокойствие-тревога) говорят о том, что в экспериментальной группе у 80% сотрудников преобладает ровный положительный эмоциональный тон, спокойное протекание эмоциональных процессов. В ситуациях повышенной
эмоциональной напряженности они сохраняют самообладание, адекватность действий.
Оценки по шкале «Уд» (удовлетворенность — неудовлетворенность) у 70% экспериментальной группы сотрудников, говорят о том, что они удовлетворены жизнью в целом, своей самореализацией, сотрудники готовы брать на себя ответственность за принятые решения. Сотрудники готовы к преодолению препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели, высоко оценивают свою личную успешность.
По шкале «По» (положительный-отрицательный образ самого себя) у 88% сотрудников в экспериментальной группе результаты характеризуют их как личностей, которые принимают самого себя. Данные сотрудники адекватно оценивали свои психологические особенности и свое состояние.
Была доказана достоверность сдвигов в положительную сторону по шкалам «Ак», «То», «Сп», «Уд».
Это означает, что после проведения занятий в форме психофизического тренинга у сотрудников экспериментальной группы есть положительная динамика в формировании оптимального морально-психического состояния.
Можно предположить, что внедрение нового метода психологической работы позволит повысить эффективность выполнения оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел, деятельность которых носит экстремальный характер и протекает в особых условиях, сопряжена с риском для жизни и здоровья.
Литература
1. Федотов А.Ю. Современные подходы к профессиональной и психологической подготовке сотрудников ОВД к действиям в особых условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014 № 1 (56).
2. Осокин Р.Б. Правоохранительные органы в системе безопасности России: лекция. Тамбов: Тамбовский филиал МосУ МВД России, 2006.
3. Кикоть В.Я. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник. М., 2009.
4. Федотов С.Н. Проблемы подготовки психологов органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56).
5. Василенко Е.В. Формирование профессионально-психологической устойчивости будущих со-
трудников ОВД к экстремальным ситуациям: Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2008.
6. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: учебно-методическое пособие. Ставрополь: СГПУ, 2008.
7. Коноплева И.Н., Калягин Ю.С. Саморегуляция психических состояний как элемент психологической готовности к деятельности в экстремальных условиях // Психология и право. 2011. № 4.
8. Милюкова Ю.Д., Чуманов Ю.В. Психофизический тренинг как способ повышения адаптационного потенциала личности курсантов образовательных организаций силовых ведомств Российской Федерации: Сб. мат. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию со дня образования психологической службы уголовно-исполнительной системы / Под общ. ред. Д.В. Сочивко. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017.
9. Гуревич К.М. Психологическая диагностика: Учеб. пособие. М.: Мир. 2005.
10. Корнева Ю.Ю., Лебедев И.Б., Милюкова Ю.Д. Личностно-средовые ресурсы и их роль в процессе адаптации сотрудников экспертно-кримина-листических подразделений МВД России к условиям служебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4.
11. Лихач А.В. Психофизиологическое программирование: алгоритмы здоровья: технологии быстрого выздоровления, активизация резервных возможностей организма, немедикаментозное лечение. М.: АСТ: Астрель, 2007.
References
1. FedotovA.Yu. Sovremennyye podkhody k profes-sional'noy i psikhologicheskoy podgotovke sotrudnikov OVD k deystviyam v osobykh usloviyakh // Psikhopeda-gogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2014 № 1 (56).
2. Osokin R.B. Pravookhranitel'nyye organy v sisteme bezopasnosti Rossii: lektsiya. Tambov: Tambov-skiy filial MosU MVD Rossii, 2006.
3. Kikot' V.Ya. Vospitatel'naya rabota s lichnym so-stavom v sisteme Ministerstva vnutrennikh del Rossiys-koy Federatsii: Uchebnik. M., 2009.
4. FedotovS.N. Problemy podgotovki psikhologov organov vnutrennikh del // Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh organakh. 2014. № 1(56).
5. Vasilenko E.V. Formirovaniye professional'no-psikhologicheskoy ustoychivosti budushchikh sotrudnikov OVD k ekstremal'nym situatsiyam: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk. Stavropol', 2008.
6. Slyusareva E.S., Kozlovskaya G.Yu. Metody psikhologicheskoy korrektsii: uchebno-metodicheskoye posobiye. Stavropol': SGPU, 2008.
7. Konopleva I.N., Kalyagin Yu.S. Samoregulyat-siya psikhicheskikh sostoyaniy kak element psikhologicheskoy gotovnosti k deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh // Psikhologiya i pravo. 2011. № 4.
8. Milyukova Yu.D, Chumanov Yu.V. Psikhofi-zicheskiy trening kak sposob povysheniya adaptatsion-nogo potentsiala lichnosti kursantov obrazovatel'nykh organizatsiy silovykh vedomstv Rossiyskoy Federatsii: Sb. mat. Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashchen-noy 25-letiyu so dnya obrazovaniya psikhologicheskoy sluzhby ugolovno-ispolnitel'noy sistemy / Pod obshch. red. D.V. Sochivko. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakaza-niy, 2017.
9. Gurevich K.M. Psikhologicheskaya diagnostika: Ucheb. posobiye. M.: Mir. 2005.
10. Korneva Yu.Yu., LebedevI.B., Milyukova Yu.D. Lichnostno-sredovyye resursy i ikh rol' v protsesse adap-tatsii sotrudnikov ekspertno-kriminalisticheskikh podraz-deleniy MVD Rossii k usloviyam sluzhebnoy deya-tel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017 № 4.
11. Likhach A. V. Psikhofiziologicheskoye program-mirovaniye: algoritmy zdorov'ya: tekhnologii bystrogo vyzdorovleniya, aktivizatsiya rezervnykh vozmozhno-stey organizma, nemedikamentoznoye lecheniye. M.: AST: Astrel', 2007.