Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования готовности к применению физической силы и боевых приемов борьбы у курсантов образовательных организаций МВД России'

Психолого-педагогические аспекты формирования готовности к применению физической силы и боевых приемов борьбы у курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА / PHYSICAL STRENGTH / СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ / POLICE OFFICER / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ / CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Александров Марк Сергеевич, Ушаков Михаил Андреевич, Чуманов Юрий Викторович

Сотрудники полиции ввиду своей профессиональной компетенции могут применять физическую силу и боевые приемы борьбы, для пресечения правонарушений, задержания и доставления лиц совершивших преступления и иные противоправные деяния, а также в других случаях предусмотренных в федеральном законе «О полиции». В этой связи возникает потребность в качественной профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России будущих специалистов органов внутренних дел и формировании у них психологической и физической готовности применять физическую силу и боевые приемы борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Александров Марк Сергеевич, Ушаков Михаил Андреевич, Чуманов Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Pedagogical Aspects of Formation of Readiness to Use Physical Force and Fighting Techniques of Wrestling Among Cadets of Educational Institutions of the Mia of Russia

Police officers in view of their professional competence can use physical force and fighting techniques, to suppress offenses, arrest and deliver persons who have committed crimes and other illegal acts, as well as in other cases provided for in the Federal law «On police». In this regard, there is a need for high-quality training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia future specialists of the internal Affairs bodies and the formation of their psychological and physical readiness to use physical force and combat techniques of struggle.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования готовности к применению физической силы и боевых приемов борьбы у курсантов образовательных организаций МВД России»

УДК 37.013.32 ББК 74.48

@ M.C. АЛЕКСАНДРОВ, M.A. УШАКОВ, Ю.В. ЧУМАНОВ. 2019

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF READINESS TO USE PHYSICAL FORCE AND FIGHTING

TECHNIQUES OF WRESTLING AMONG CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

МАРК СЕРГЕЕВИЧ АЛЕКСАНДРОВ,

старший инспектор отделения организации службы комендантского отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: m.s.aleksandrov@bk.ru

МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ УШАКОВ,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Email: Russkiy.bokser@mail.ru

ЮРИЙ ВИКТОРОВИЧ ЧУМАНОВ,

преподаватель-методист факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук Email: yvc90@mail.ru

MARK SERGEEVICH ALEXANDROV,

the senior inspector of branch of the organization of commandantes service Department of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot Email: m.s.aleksandrov@bk.ru

MIKHAIL ANDREEVICH USHAKOV,

associate Professor of faculty of training of scientific and pedagogical staff of Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot Email: Russkiy.bokser@mail.ru

YURY VIKTOROVICH CHUMANOV,

lecturer-Methodist of faculty of training of scientific and pedagogical staff of Moscow University of the MIA of Russia named after V.J. Kikot, candidate of psychological Sciences

Email: yvc90@mail.ru

Научная специальность: 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Для цитирования: М.С. АЛЕКСАНДРОВ, М.А. УШАКОВ, Ю.В. ЧУМАНОВ. Психолого-педагогические аспекты формирования готовности к применению физической силы и боевых приемов борьбы у курсантов образовательных организаций МВД России. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2/2019. С. 84—87.

Аннотация. Сотрудники полиции ввиду своей профессиональной компетенции могут применять физическую силу и боевые приемы борьбы, для пресечения правонарушений, задержания и доставления лиц совершивших преступления и иные противоправные деяния, а также в других случаях предусмотренных в федеральном законе «О полиции». В этой связи возникает потребность в качественной профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России — будущих специалистов органов внутренних дел и формировании у них психологической и физической готовности применять физическую силу и боевые приемы борьбы.

Annotation. Police officers in view of their professional competence can use physical force and fighting techniques, to suppress offenses, arrest and deliver persons who have committed crimes and other illegal acts, as well as in other cases provided for in the Federal law «On police». In this regard, there is a need for high-quality training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia — future specialists of the internal Affairs bodies and the formation of their psychological and physical readiness to use physical force and combat techniques of struggle.

Ключевые слова: готовность, физическая сила, Key words: readiness, physical strength, police

сотрудник полиции, физическая подготовка, officer, physical training, cadets of educational

курсанты образовательных организаций МВД organizations of the Ministry of internal Affairs of

России Russia

На современном этапе развития российского общества наблюдаются существенные изменения в различных сферах жизни общества таких как: экономической, политической, социальной. Это происходит зачастую в сложных политических условиях, которые вызывают психоэмоциональное состояние, негативно влияющее на принятие решения сотрудниками полиции, о законности и целесообразности этих действий [1]. В таких ситуациях довольно сложно определить, представляет ли, и в какой степени, общественно опасное деяние со стороны правонарушителя угрозу для окружающих, а также какие последствия наступят в результате применения сотрудниками полиции своих служебно-про-фессиональных действий и навыков [2].

Исторический опыт свидетельствует о том, что высокий уровень физической подготовленности всегда является одним из важных показателей готовности сотрудников полиции к профессиональной деятельности, а одним из разделов физической подготовки является раздел боевых приемов борьбы.

Руководствуясь нормативными правовыми актами Российской Федерации регламентирующих служебную деятельность сотрудников МВД России, каждый сотрудник обязан знать правовые основы применения физической силы и боевых приемов борьбы в различных условиях сложившейся обстановки.

Если в условиях боевых действий применение любых приемов направленных на уничтожение живой силы противника правомерно во всех случаях, то при охране общественного порядка в мирное время правомерно только в случаях крайней необходимости, т.е. при соблюдении условий, определенных ст. 37—39 УК РФ, а также ст. 18—20 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. Согласно этим статьям, «физическая сила и бое-

вые приемы борьбы применяются как средства защиты от нападения, предупреждения и пресечения противоправных деяний, которые направлены на нарушение общественного порядка, угрожают личной безопасности граждан, а также являются средством принуждения к лицам в случаях, когда меры убеждения и сделанное предупреждение не привели к прекращению правонарушения» [3—4].

Сотрудники из числа профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, при проведении плановых учебных занятий должны сформировать физические качества, умения и навыки, которые необходимы для выполнения возложенных на сотрудников полиции задач, а также сформировать психологическую готовность курсантов и слушателей к применению физической силы и боевых приемов борьбы, в любых условиях оперативной обстановки.

В литературных источниках по физической культуре психологическая подготовка, как правило, рассматривается отдельным разделом тренировочного процесса, но необходимо помнить, что она решается методами педагогического воздействия [5]. Вот почему психологические и педагогические особенности в процессе занятий по физической подготовке необходимо рассматривать в комплексе.

По мнению М.А. Ефременко «обучение тактике на занятиях по применению боевых приемов борьбы курсантами необходимо осуществлять на основе формирования прочных теоретических знаний о сути понятий «техника», «тактика» и «стратегия», а также понимания их взаимосвязи. Чтобы успешно составлять план действий, нужны знания

и опыт, который курсанты образовательных организаций получают на занятиях по физической подготовке»[6].

В процессе проведения занятий по физической подготовке с курсантами образовательных организаций МВД России часто приходится наблюдать, как обучаемые уверенно занимаются на спортивных снарядах, тренажерах и как быстро пропадает эта уверенность, когда они находятся на контрольных занятиях или на соревнованиях [7]. Растерянность, скованность в действиях. Обучающиеся забывают не только то, чему их научили, но некоторые — даже свой домашний адрес. Это естественная реакция человека на действия, связанные с опасностью, риском. Зачеты, соревнования проводятся не часто, поэтому они ассоциируются у обучаемых с чувством боязни, ответственности, тревоги, которые порой доминируют в работе центральной нервной системы и затормаживают ее функциональную деятельность, вызывают состояние напряженности всех систем организма и психики человека.

Признаками этого состояния являются:

• повышение частоты пульса и дыхания;

• потливость ладоней;

• раскоординация движений;

• увеличение тремора рук;

• замедление или ускорение простой двигательной реакции и т. д.

Все эти изменения создают отрицательную доминанту, которая негативно влияет на технику выполнения упражнения, затормаживает проявление непрочно сформировавшихся двигательных навыков. При этом наблюдаются следующие ошибки в технике выполнения боевых приемов борьбы принимается неправильная изготовка к бою (прямые ноги, неустойчивое положение при выполнении приемов) следствием этих ошибок неправильные хваты, при падениях не соблюдается техника выполнения приемов самостраховки, что ведет к травматизму и пр.

В процессе формирования психологической готовности к применению физической силы и боевых приемов борьбы у курсантов

образовательных организаций МВД России необходимо воспитывать следующие качества:

• умение воздействовать на себя, «брать себя в руки»;

• отключаться от всего постороннего, отвлекающего внимание для выполнения

• упражнения (реплики, овации зрителей, вспышки фотоаппаратов и т.д.);

• концентрировать внимание, сосредоточиваться на главном перед выполнением упражнения и мысленно проконтролировать свои действия;

• в процессе выполнения упражнения не думать ни о чем, полностью отключить вторую сигнальную систему и в целом положиться на сформировавшийся двигательный стереотип;

• тренировать устойчивость центральной нервной системы к воздействию неблагоприятных факторов;

• воспитывать смелость и решительность, инициативу и находчивость, уверенность в своих силах;

• целенаправленно использовать правила аутогенной и идеомоторной тренировок.

Из вышесказанного следует, сделать вывод о том, что занятия по физической подготовке, должны сопровождаться с применением методики формирования психологической готовности у курсантов образовательных организаций МВД России — будущих специалистов органов внутренних дел, которая включает в себя педагогические и психологические особенности.

Педагогические особенности предусматривают:

• изучение мер безопасности;

• воспитание способности оценивать оперативную обстановку и предвидеть ее изменения в различных ситуациях;

• умение собраться и мобилизовать свои психофизические ресурсы в критических ситуациях.

Психологические особенности заключаются в том, чтобы:

• научить курсантов образовательных организаций МВД России преодолевать

волнение перед применением физической силы и боевых приемов борьбы;

• совершенствовать процесс адаптации к предстартовому состоянию;

• воспитывать и совершенствовать волевую функцию — выполнять упражнение на отлично;

• формировать психологическую готовность к действиям в опасных ситуациях методами педагогического воздействия.

Список литературы

1. Чуманов Ю.В. Психологические особенности принятия решения сотрудниками полиции при выполнении профессиональных задач в ситуациях неопределенности ориентиров поиска: автореф. дисс. ...канд. псих. наук: 19.00.03 / Чуманов Юрий Викторович. Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя. Москва, 2018. 27 с.

2. Бобровик А.П., Давыдов Л.В., Минко А.Н. Тактика поведения сотрудника полиции при общении с агрессивно настроенным правонарушителем // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 89—92.

3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N бЗ-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699

4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

5. Ушаков М.А., Корнюхин В.В., Егоров С.Н., Терентьев И.Б. Направления совершенствования учебной дисциплины «Служебно-прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях системы МВД России // В сборнике: Научные исследования в области педагогики и психологии Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2018. С. 49—51.

6. Ефременко М.А. Этапы обучения боевым приемам борьбы курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):219—21.

7. Торопов В.А., Ушенин А.И., Дудчик В.И., Хыбыртов Р.Б. Рукопашный бой в теории и практике служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. Изд-во СПб ун-та МВД России; ООО «Р-Копи», 2016. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.