Научная статья на тему 'ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА'

ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-профессиональное развитие / психологическое благополучие / интегральные характеристики личности / субъектность / профессиональные деформации / эмоциональное выгорание / совладающее поведение / тревожность / психологический климат / психологическая технология / personal and professional development / psychological well-being / integral personality characteristics / subjectivity / professional deformations / emotional burnout / coping behavior / anxiety / psychological climate / psychological technology

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Митина Лариса Максимовна, Митин Георгий Валерьевич

Исследование направлено на решение актуальной проблемы научно-эмпирического обоснования психологических концептов личностно-профессионального развития педагога, обеспечивающего психологическое благополучие учащегося в кризисный период. Сравнительный анализ двух этапов исследования (до кризиса и в период кризиса) показал, что учителей с высоким уровнем профессионального развития, обладающих качеством субъектности, примерно одинаково (22–24 %), и именно они способны создать психологически благоприятную образовательную среду. В то время как число учителей с низким уровнем личностно-профессионального развития увеличилось во время кризиса, что сказалось на повышении тревожности, неуверенности, страхов у их учеников. Предложено новое технологическое решение, направленное на изменение структурных составляющих личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Митина Лариса Максимовна, Митин Георгий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TEACHER AS A SUBJECT OF CREATING A PSYCHOLOGICALLY FAVORABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT DURING A GLOBAL CRISIS

The research is aimed at solving the urgent problem of scientific and empirical substantiation of psychological concepts of leaflet-professional development of a teacher who ensures the psychological well-being of a student in a crisis period. A comparative analysis of the two stages of the study (before the crisis and during the crisis) showed that teachers with a high level of professional development, having the quality of subjectivity, are about the same (22–24 %), and they are able to create a psychologically favorable educational environment. While the number of teachers with a low level of personal and professional development increased during the crisis, which affected the increase in anxiety, uncertainty, and fears among their students. A new technological solution aimed at changing the structural components of the teacher's personality is proposed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА»

РАЗДЕЛ 1

АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И РЕСУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА В ЭПОХУ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕН

ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД ГЛОБАЛЬНОГО КРИЗИСА

Митина Лариса Максимовна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mitinalm@mail.ru

Митин Георгий Валерьевич (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: mitingv76@gmail.com

Аннотация. Исследование направлено на решение актуальной проблемы научно-эмпирического обоснования психологических концептов личностно-профессионального развития педагога, обеспечивающего психологическое благополучие учащегося в кризисный период. Сравнительный анализ двух этапов исследования (до кризиса и в период кризиса) показал, что учителей с высоким уровнем профессионального развития, обладающих качеством субъектности, примерно одинаково (22-24 %), и именно они способны создать психологически благоприятную образовательную среду. В то время как число учителей с низким уровнем личностно-профессионального развития увеличилось во время кризиса, что сказалось на повышении тревожности, неуверенности, страхов у их учеников. Предложено новое технологическое решение, направленное на изменение структурных составляющих личности педагога.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие, психологическое благополучие, интегральные характеристики личности, субъектность, профессиональные деформации, эмоциональное выгорание, совладающее поведение, тревожность, психологический климат, психологическая технология.

A TEACHER AS A SUBJECT OF CREATING A PSYCHOLOGICALLY FAVORABLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT DURING A GLOBAL CRISIS Mitina Larisa Maksimovna (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Chief Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mitinalm@mail.ru

Mitin Georgii Valerievich (Moscow, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: mitingv76@gmail.com

Abstract. The research is aimed at solving the urgent problem of scientific and empirical substantiation of psychological concepts of leaflet-professional development of a teacher who ensures the psychological well-being of a student in a crisis period. A comparative analysis of the two stages of the study (before the crisis and during the crisis) showed that teachers with a high level of professional development, having the quality of subjectivity, are about the same (22-24 %), and they are able to create a psychologically favorable educational environment. While the number of teachers with a low level of personal and professional development increased during the crisis, which affected the increase in anxiety, uncertainty, and fears among their students. A new technological solution aimed at changing the structural components of the teacher's personality is proposed.

Keywords: personal and professional development, psychological well-being, integral personality characteristics, subjectivity, professional deformations, emotional burnout, coping behavior, anxiety, psychological climate, psychological technology.

Профессиональное развитие педагога осуществляется в том мире, в то время и в том обществе, в котором он живет. Успех попыток педагога наметить стратегию собственного развития, реализовать свой потенциал зависит от многих факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относят общественное устройство, господствующую в обществе систему ценностей и настроений, насколько общество свободно в правовом и информационном аспектах, поощряется ли государственной политикой свободное творчество. Внешние факторы действуют не только на уровне общества в целом, но и на уровне социальных слоев, субъектов образовательной деятельности, социальной ситуации конкретного педагога. Главное в этих факторах: востребован ли обществом креативный потенциал педагога, оценивается ли он должным образом в сферах профессиональной деятельности, насколько он может рассчитывать на государственную и общественную поддержку в кризисный период.

Внутренние условия основываются на идее максимально возможной опоры на саморазвитие и самоорганизацию, предполагающие максимально эффективное использование педагогом всей совокупности своих сил, навыков, личностных качеств и иных ресурсов, способствующих позитивному развитию учащихся, сохранению их физического, психического здоровья и благополучия особенно в период кризисов.

В психодинамических и экзистенциальных теориях считается, что триггером развития и роста человека непременно является тот или иной глубокий кризис, переломленный момент, который может носить как форму психического расстройства (при неконструктивном его разрешении), так и форму вектора развития (при конструктивном разрешении, актуализации личностных ресурсов).

Результаты наших исследований показали, что деятельность педагога, направленная на профессиональное развитие, не предусматривает такого рода «экстремальных условий» и может осуществляться при их отсутствии. Вместе с тем эмпирические данные о личностно-профессиональном развитии педагогов, способных создать психологически благоприятную образовательную среду в период глобального кризиса, практически отсутствуют.

Сегодняшний глобальный кризис - пандемия Covid-19 и Omicron, карантин и изоляция, военные операции и санкции, финансовые и продовольственные трудности и ожидание экономического коллапса - серьезный вызов для психики любого человека, особенно для педагогов, ответственных не только за себя, но и судьбы подрастающего поколения. Неопределенность, нестабильность, невозможность прогноза будущего, мощное и хаотичное информационное воздействие, высокие риски жизненных и профессиональных крушений, разрушение привычного уклада жизни педагога затронули потребности разных уровней: от витальных до высших, усилив изменения, сопровождающие профессиональную деятельность педагога (астения, выгорание, пассивность, стагнация) - то, что относится к профессиональным деформациям личности.

К этому необходимо добавить экзистенциальный стресс педагога, связанный с утратой целей, ценностей, смыслов, жизненно-важных интересов, что вызывает страх, стресс, тревогу, психические и психосоматические расстройства [1; 6; 8 и др.].

Перед педагогом встают острые вопросы: Как не поддаться панике самому и вселить уверенность и надежду в своих подопечных? Как адекватно реагировать на происходящие изменения в новой реальности? Как понять, в каком направлении перенастроить и оптимизировать педагогический процесс, создавая благоприятную образовательную среду для учащихся в условиях глобального кризиса?

В последнее время возникает особая проблема - выход из дистанционного обучения, так как период вынужденного карантина привел к формированию у учащихся таких черт характера, как безответственность, неорганизованность, расхлябанность, недисциплинированность, и усиление таких психологических барьеров развития личности, как выученная беспомощность, прокрастинация, маргинализация сознания [5].

Подобное поведение учащихся усугубляет негативные изменения, сопровождающие профессиональную деятельность педагога - профессиональные деформации личности, отрицательно сказывающиеся как на качестве профессиональной деятельности и образовательной среды, так и на личностном и профессиональном развитии учащихся.

Анализ степени разработанности проблемы профессиональных деформаций личности показал, что, несмотря на то что она постоянно находится в поле зрения исследователей, является остро актуальной и в наши дни [2; 7 и др.].

Решение этой проблемы предполагает проведение теоретико-эмпирического исследования, которое бы в русле единого методологического подхода - системного личностно-развивающего - и единой концепции рассматривали личностно-профессиональное развитие педагога как субъекта, способного к созданию оптимальной образовательной среды для учащихся, и факторы, препятствующие этому процессу в условиях кризиса.

Согласно концепции профессионального развития личности [3], субъектность обусловлена высоким уровнем развития интегральных личностных характеристик: направленности, компетентности, гибкости.

В концепции обосновано, что педагог, работающий в модели развития, обладает высоким уровнем развития интегральных характеристик личности - качеством субъектности, что позволяет ему в ходе осуществления профессиональной деятельности обеспечить психологическое благополучие, развитие и творческую самореализацию учащихся. В адаптивной модели созданию условий психологического благополучия учащихся препятствует низкий уровень развития личностных характеристик, приспособление педагога к сложившимся условиям среды, жесткое ролевое поведение, проявление защитных психологических реакций. Вместе с тем, влияние уровня развития личностных характеристик педагогов (субъектность) на психологическое благополучие учащихся в сравнении до и во время глобального кризиса не было предметом специального экспериментального исследования.

Проблема данного исследования определяется наличием противоречия между потребностью в психолого-педагогических средствах личностно-профессионального развития педагога как субъекта создания благополучной образовательной среды для учащихся и недостаточной изученностью на теоретическом и эмпирическом уровнях факторов (профессиональных деформаций), препятствующих развитию субъектности педагога в кризисный период.

Теоретико-эмпирическое исследование является продолжением ранее проведенных нами исследований психологических особенностей профессиональных деформаций личности педагога [2; 6; 7].

Для решения поставленных в исследовании задач была разработана методическая программа, включающая: Самоактуализационный тест (Э. Шостром), методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика определения устойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус), тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика изучения оценки психологического климата в коллективе (Л.Н. Лутошкин), шкала тревоги Спилбергера-Ханина.

Исследование состояло из двух этапов - констатирующего (7 серий: 5 серий исследования учителей (п = 45), 2 серии - учеников (п = 62)), 8 и 9 серии второго этапа направлены на сравнительный анализ результатов исследования учителей и учащихся до кризиса (2018 г.) и в период кризиса (в настоящее время).

Таблица 1

Результаты констатирующего этапа исследования_

Серия Задачи Результаты

1 серия изучение уровня личностно-профессионального развития учителей 22,86 % педагогов относятся к модели профессионального развития, к модели адаптивного

функционирования - 77,14 % педагогов: 42 % - средний и 35,14 % - низкий уровень

2 серия выявление уровня эмоционального выгорания учителей 51,43 % педагогов -сформированный синдром эмоционального выгорания, 34,28 % - синдром находится в стадии формирования, у 14,29 % учителей синдром эмоционального выгорания не сформирован

3 серия изучение стрессоустойчивости педагогов у 45,71 % выявлена пороговая степень сопротивляемости стрессу, у 25,71 % - низкая степень сопротивляемости, 11.43 % отличаются достаточно высокой степенью сопротивляемости, 17,14 % испытуемых имеют высокую сопротивляемость

4 серия изучение стратегий совладания со стрессом учителей одной из ведущих стратегий совладающего поведения у 45,71 % педагогов выделяется поиск социальной поддержки, 32,43 % в стрессовых ситуациях используют такие стратегии, как дистанцирование и избегание, у 21,86 % выделена стратегия принятие ответственности

5 серия изучение показателей осмысленности жизни общие показатели осмысленности жизни значительно различаются (на статистически значимом уровне) в трех группах учителей: с высоким (22,86 %), средним, низким уровнем личностно-профессионального развития

6 серия исследование особенностей психологического климата коллектива учеников выявлена низкая степень благопр иятности психологического климата (7)

7 серия изучение личностной и ситуативной тревожности учащихся средний показатель ситуативной тревожности - 48,8, личностной тревожности - 44,6, что свидетельствует о выраженной тревожности

8 серия сравнение результатов учителей до кризиса и в его период учителей с высоким уровнем личностно-профессионального развития примерно одинаково (I этап - 24 %, II этап - 22,86 %), в то время как учителей со средним уровнем личностно-профессионального развития значительно меньше в период кризиса (I этап - 56 %, II этап -42 %) за счет увеличения количества учителей с низким уровнем личностно-профессионального развития (I этап - 20 %, II этап- 35,14 %)

9 серия сравнение результатов учащихся до кризиса и в его период выявлено снижение показателей благоприятности психологического климата (от нижней границы средней степени благоприятности (12) до низкого

уровня (7)), а также повышение показателей ситуативной (I этап -40,9, II этап - 48,8) и личностной тревожности (I этап - 41,7, II этап - 44,6)_

Использованная в исследовании методика «Отчет о значимом событии» [4] показала, что положительные события школьной жизни учащихся, характеризуемые переживанием позитивных эмоций, верой в себя и свои силы и возможности, способностью решать проблемы в период кризиса связаны, главным образом, с учителями, работающими в модели профессионального развития и обладающими качеством субъектности.

Результаты качественного и количественного психологических анализов позволили сделать вывод о том, что в условиях глобального кризиса лишь учителя развивающей модели способны сохранять вектор развития благодаря высоким показателям интегральных личностных характеристик (направленности, компетентности, гибкости), которые объединяются в профессионально значимые констелляции (конструктивное совладание, эмоциональное вовлечение, рефлексивное проектирование) и транслируются учащимся в форме позитивных моделей поведения, установок, отношений. Разработанная нами технология конструктивного изменения поведения педагога [3; 4] позволяет трансформировать противоречия и риски, характерные для кризисного периода, в ресурс личностно-профессионального развития учителя, обусловливающего создание психологически благоприятной образовательной среды.

Результаты проведенных исследований являются доказательной базой необходимости разработки инновационного пути развития непрерывного педагогического образования на основе новых научных технологий и системных практик психологической подготовки будущих педагогов.

Литература

1. Алехин А.Н., Дубинина Е.А. Пандемия: клинико-психологический аспект // Артериальная гипертензия. 2020. Т. 26, № 3. С. 312-316. DOI: 10.18705/1607-419X-2020-26-3-312-316.

2. Амбалова С.А. Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 321-324. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0079.

3. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. - М.; СПб.: Нестор-История, 2018. - 456 с.

4. Митина Л.М. Профессионально-личностное развитие педагога: диагностика, технологии, программы: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2020. - 430 с.

5. Митина Л.М., Митин Г.В. Психологический анализ проблемы маргинализма, прокрастинации, выученной беспомощности как барьеров личностно-профессионального развития человека // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. С. 90-100. DOI: 10.17759/pse.2020250308.

6. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональное здоровье педагога: учебное пособие для вузов. 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2020. - 379 с.

7. Симатова О.Б. Общепрофессиональные деформации педагогов с различным типом личности по отношению к социальной конкуренции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2021. № 202. С. 117-128. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-117-128.

8. Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации пандемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 70-89. URL: https://doi.org/10.17759/срр.2020280204

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Александрова Елена Сергеевна (Москва, Россия), старший научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования. E-mail: sedova.el@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о глобальной экологическом кризисе, причиной которого стала повышенная антропогенная нагрузка на окружающую среду. Особое внимание уделено образованию в интересах Устойчивого развития как одной из ключевых возможностей преодоления данного кризиса. Отображены основные образовательные элементы подобного образования, а также роль, которая отводится педагогу для реализации образовательных задач. Проведено эмпирическое исследование о приоритетности цели Устойчивого развития «Качественное образование» среди россиян. Полученные результаты показали, что значимо выше «Качественное образование» оценивают женщины, люди с высшим образованием, а также люди старше 55 лет.

Ключевые слова: экологический кризис, Устойчивое развитие, образование в интересах Устойчивого развития, цели Устойчивого развития.

THE ROLE OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT TO OVERCOME THE ENVIRONMENTAL CRISIS Alexandrova Elena Sergeevna (Moscow, Russia), senior researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: sedova.el@gmail.com

Abstract. This article addresses the issue of a global environmental crisis that causes an increased anthropogenic load on the environment. Particular attention was paid to ending sustainable development as one of the options for ending the current crisis. The main educational elements of the purpose of education are displayed, as well as the role that the teacher assigns to the implementation of educational tasks. An empirical study was carried out on the priority of the goal of sustainable development "Quality Education" among Russians. Measurement results have been obtained that measure higher "Quality education" is assessed by women, people with higher education, as well as people over 55 years old.

Keywords: environmental crisis, sustainable development, education for sustainable development, sustainable development goals.

В настоящее время перед всем мировым сообществом все острее стоят проблемы экологических рисков, большинство из которых носят глобальный характер и могут затронуть каждого жителя планеты, независимо от места его обитания. Научное сообщество все чаще связывает увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду с активной человеческой деятельностью, которая приводит к загрязнению окружающей среды, вымиранию некоторых видов флоры и фауны, способствует вспышкам вирусных инфекций.

За последние годы общество столкнулось с масштабными климатическими и эпидемиологическими катастрофами. Сложившаяся ситуация требует все более серьезных мер на уровне государств и каждого жителя планеты, в частности.

Особую роль в выходе из сложившегося кризиса и господства антропогенного типа взаимодействия с окружающей средой играет образование в интересах Устойчивого развития, стержнем которого является принцип развития общества, который должен обеспечивать достижение социально-экономического роста, а также охраны окружающей среды таким образом, чтобы удовлетворение насущных потребностей ныне живущих людей не лишало бы этой возможности будущих поколений [2; 4; 5].

Подобное образование позволяет каждому учащемуся приобрести знания, навыки, взгляды и ценности, необходимые для формирования устойчивого будущего. Оно предполагает включение ключевых вопросов устойчивого развития в преподавание и обучение, например, изменение климата, снижение риска экологических катастроф, поддержание биоразнообразия, устойчивое потребление. Образование в интересах Устойчивого развития, способствует развитию таких компетенций, как критическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.