Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-профессиональное развитие педагога / смысложизненные ориентации / профессиональные деформации личности / эмоциональное выгорание / стрессоустойчивость / стратегии совладания / технологическое решение / пандемия / дистанционное обучение.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.М. Митина

Теоретико-экспериментальное исследование базируется на сравнительном анализе двух этапов исследования: I этап до пандемии, II этап период пандемии (настоящее время). Показано, что количество педагогов с высоким уровнем личностнопрофессионального развития, высокой осмысленностью жизни и отсутствием экзистенциального вакуума незначительно и примерно одинаково на двух этапах (20-25%). В то время как число педагогов с низким уровнем личностно-профессионального развития увеличилось на статистически значимом уровне в период пандемии. Предложено новое технологическое решение, направленное на изменение структурных составляющих личности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.М. Митина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

6. Кузнецов К. А., Щелин П. А. Национальная идентичность и устойчивая государственность // Comparativepolitics, 2014.--Том 5. — № 1 (14). — С. 31—36.

7. Маслова Е.С. Эрозия идентичности в постмодернизме // Гуманитарий Юга России. 2018. Том. 7. № 6. С. 105-111.

8. Попова Т.А. Творчество и смысл жизни в научно-образовательном проекте /Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.Х. Фам. - М.: Смысл, 2019. - 140 с.

9. Трофимов В. К. Менталитет русской нации: учебное пособие. - Ижевск, 2002. - 273 с.

10. Фурсов А.И. Какой мир строят мировые элиты. Три главных удара по человечеству (4.01.2022) [Электронный ресурс:https://zen.yandex.щ/media/govoritfursov/kakoi-mir-stroiat-mirovye-elity-tri-glavnyh-udara-po-chelovechestvu-andrei-

fursov61d0c25add6ab369877bbb09?&utm_campaign=dbr&] (дата обращения: 9.01.2022)

11. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.

12. Этнопсихологический словарь. М.: МПСИ, 1999. - 343 с.

УДК 159.9

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ И ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Л.М. Митина, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва

Аннотация

Теоретико-экспериментальное исследование базируется на сравнительном анализе двух этапов исследования: I этап - до пандемии, II этап - период пандемии (настоящее время). Показано, что количество педагогов с высоким уровнем личностно-профессионального развития, высокой осмысленностью жизни и отсутствием экзистенциального вакуума незначительно и примерно одинаково на двух этапах (20-25%). В то время как число педагогов с низким уровнем личностно-профессионального развития увеличилось на статистически значимом уровне в период пандемии. Предложено новое технологическое решение, направленное на изменение структурных составляющих личности педагога.

Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие педагога, смысложизненные ориентации, профессиональные деформации личности, эмоциональное выгорание, стрессоустойчивость, стратегии совладания, технологическое решение, пандемия, дистанционное обучение.

LIFE-MEANING PROBLEMS OF A TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY DURING A PANDEMIC AND DISTANCE LEARNING

L.M. Mitina, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Chief Researcher at Federal State Budget Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow

Abstract

The theoretical and experimental study is based on a comparative analysis of two stages of the study: stage I - before the pandemic, stage II - the pandemic period (present). It is shown that the number of teachers with a high level of personal and professional development, high

meaningfulness of life and the absence of an existential vacuum is insignificant and approximately the same at two stages (20-25%). While the number of teachers with a low level of personal and professional development increased at a statistically significant level during the pandemic. A new technological solution aimed at changing the structural components of the teacher's personality is proposed.

Keywords: personal and professional development of a teacher, life orientations, professional

Значимость проблемы смысла жизни особенно отчетливо выступило в период пандемии, которая явилась триггером ухудшения психического и физического здоровья и самочувствия населения России. Значительно вырос показатель обратившихся за психологической помощью в 2020 году и составил прирост 28%. Наиболее подверженными психосоматическим расстройствам в период пандемии оказались специалисты поддерживающих профессий: учителя, врачи, социальные работники и др. Педагоги входят в группу риска, поскольку деятельность данной категории специалистов сопряжена с постоянным разрушающим воздействием стрессогенных факторов на эмоциональную сферу [6; 4, 3]

Одной из негативных тенденций в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации является ощущение педагогом угрозы потери стабильности, жизненно важных интересов, целей, ценностей, смыслов, что вызывает страх, стресс, тревогу.

Результаты исследований ученых [8] показывают, что ключевым психологическим феноменом пандемии является тревога, объясняемая ситуацией неопределенности, нестабильности и невозможности прогноза будущего, а также общим стрессом в связи с риском заражения, негативных социальных последствий и изменением образа жизни. Выделены клинико-психологические характеристики ситуации пандемии, состоящие из трех компонентов [1]:

- Информационный стресс. Столь мощное и хаотичное информационное воздействие травматично для психики любого человека, особенно педагога. Психические реакции при таком воздействии могут варьироваться весьма широко — от субклинической тревоги и чувства вторжения в личное пространство до сложных дезадаптивных реакций.

- Социально-экономический стресс. Стресс, который переживают сегодня большинство педагогов, складывается, с одной стороны, из общей озабоченности экономическими последствиями пандемии и ожидания экономического коллапса, а с другой стороны — из реальных финансовых трудностей и потери финансовой, профессиональной стабильности у значительной части сотрудников образования.

- Депривационный стресс. Строгие карантинные меры, введенные в связи с пандемией коронавируса, являются беспрецедентными. Требование самоизоляции, дистанционные формы обучения серьезно деформировали привычный жизненный и профессиональный уклад педагогов, затронув потребности разных уровней: от витальных до высших, усилив изменения, сопровождающие профессиональную деятельность педагога (астения, выгорание, пассивность, стагнация) - то, что относится к профессиональным деформациям личности.

К этому, по нашему мнению, нужно добавить экзистенциальный стресс педагогов, связанный с утратой ценностей и смыслов собственной профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения, в эффективность которого не верит большинство педагогов и учащихся.

Дистанционное образование - это своего рода ответ на вызов времени. Оно выручило как экспресс-метод в кризисной ситуации, но эта новая форма обучения для субъектов образования (учащихся, родителей, педагогов и др.) вызвала у многих из них негативные эмоции, страхи, стрессы. Особенно от педагогов эта форма требует умения владеть собой, справляться с возникающими сложностями, осознанно выбирать стратегии действий, способствующих мобилизации личностных ресурсов.

В период вынужденного карантина и онлайн обучения детей и взрослых было получено достаточно доказательств того, что дистанционная форма может быть только дополнительной формой обучения (помогающей, уточняющей, объясняющей, напоминающей, обогащающей и т.п.). Такая форма обучения может быть использована не "вместо", а "вместе" с принятой (офлайн) формой обучения как совмещенная он-офлайн форма образования. В противном случае, усиливаются негативные изменения, сопровождающие профессиональную деятельность педагога (астения, выгорание, пассивность, стагнация) - то, что относится к профессиональным деформациям личности. Одной из главных проблем в системе образования считается возникновение и проявления в процессе осуществления профессиональной деятельности, профессиональных деформаций личности педагога, негативно сказывающихся как на качестве педагогической деятельности и жизнедеятельности в целом, так и на личностном и профессиональном развитии учащихся [7; 2].

Решение этой проблемы предполагает изучение психологических особенностей профессиональных деформаций личности педагога как ответ на вопрос о причинах появления и путях преодоления затруднений в профессиональном самоосуществлении и смыслообразовании личности.

Для решения поставленных в исследовании задач была разработана методическая программа, включающая: Самоактуализационный тест (Э. Шостром), методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, методика определения устойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге, опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус), тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева.

Исследование состоит из двух частей - констатирующей (п=45) и формирующей

(п=15).

Первая серия констатирующего исследования была направлена на изучение уровня личностно-профессионального развития учителей. Результаты методики показывают, что лишь 22,86% педагогов относятся к модели профессионального развития, т.е. имеют высокий уровень личностно-профессионального развития. Остальные педагоги относятся к модели адаптивного функционирования (77,14%): 42%-средний и 35,14%-низкий уровень.

Вторая серия была направлена на выявление уровня эмоционального выгорания: 51,43% педагогов- сформированный синдром эмоционального выгорания, 34,28% - синдром находится в стадии формирования, лишь у 14,29% учителей синдром эмоционального выгорания не сформирован.

В результате третьей серии исследования у большинства учителей (45,71%) выявлена пороговая степень сопротивляемости стрессу, у 25,71% наблюдается низкая степень сопротивляемости стрессу, 11.43% отличаются достаточно высокой степенью сопротивляемости стрессу, и лишь 17,14% испытуемых имеют высокую сопротивляемость стрессу.

Четвертая серия была направлена на изучение стратегий совладания со стрессом учителей. По результатам исследования, одной из ведущих стратегий совладающего поведения у 45,71% педагогов выделяется поиск социальной поддержки, предполагающий отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. Также 32,43% в стрессовых ситуациях используют такие стратегии, как дистанцирование и избегание. Лишь у 21,86% выделена такая стратегия, как принятие ответственности, которая означает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение.

По данным теста смысложизненных ориентаций (пятая серия) общие показатели осмысленности жизни значительно различаются (на статистически значимом уровне) в трех группах учителей: с высоким, среднем, низким уровнем личностно-профессионального развития.

По всем шкалам теста у группы учителей с высоким уровнем профессионального развития (22.86%) лучшие результаты, что свидетельствует о высокой осмысленности жизни и об отсутствии у них экзистенциального вакуума.

Сравнительный анализ двух этапов исследования: I этап - до пандемии [5] и II этап -период пандемии (настоящее время) показал, что учителей с высоким уровнем личностно-профессионального развития примерно одинаково (I этап-24 %, II этап-22,86%), в то время как учителей со средним уровнем личностно-профессионального развития значительно меньше в период пандемии (I этап-56%, II этап-42%) за счет увеличения количества учителей с низким уровнем личностно-профессионального развития (I этап-20%, II этап-35,14%). Таким образом можно констатировать снижение уровня личностно-профессионального развития и осмысленности жизни у большинства учителей в период пандемии.

Формирующий этап экспериментального исследования был посвящен интеграции технологии конструктивного изменения поведения педагога, включающей тренинг-семинар «Смысл жизни и самореализация в педагогической профессии». В ее основу положена технология профессионального развития личности [5] включающая в себя четыре стадии изменения поведения (подготовку, осознание, переоценку, действие), процессы изменения поведения (мотивационные (I стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия)), а также комплекс методов воздействия (традиционные и активные). Модификация данной технологии заключалась в изменении структурных составляющих личности педагога: интегральные характеристики (направленность, компетентность, гибкость) объединяются в профессионально значимые констелляции (конструктивное совладание, эмоциональное вовлечение, рефлексивное проектирование), которые изменяются с переходом на следующую стадию и между которыми устанавливаются новые взаимосвязи.

Технология позволяет трансформировать противоречия и риски характерные для периода пандемии, в ресурс личностно-профессионального развития учителя, обусловливающего осмысленность педагогической деятельности в условиях совмещенного он-офлайн обучения.

Литература

1.Алехин А.Н. Пандемия:клинико-психологический аспект/ А.Н. Алехин, Е.А. Дубинина//Артериальная гипертензия.-2020.-Т.26, №3-С.312-316- doi:10.18705/1607-419X-2020-26-3-312-316

2.Амбалова Светлана Алексеевна Синдром психического выгорания как следствие профессионального кризиса у педагогов // АНИ: педагогика и психология. 2020. №1 (30). Ц^: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-kak-sledstvie-professionalnogo-krizisa-u-pedagogov (дата обращения: 21.01.2022).

3.Корлякова Светлана Георгиевна, Францева Елена Николаевна Психологическое здоровье педагогов в условиях профессиональных рисков современной образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2. ЦКЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-pedagogov-v-usloviyah-professionalnyh-riskov-sovremennoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 21.01.2022).

4.Красникова Ольга Владимировна, Катунова Валерия Валерьевна, Божкова Елена Димитрова Анализ проблемы сохранения и развития психологического здоровья педагога в российских учебных организациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. №2. ЦКЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problemy-sohraneniya-i-razvitiya-psihologicheskogo-zdorovya-pedagoga-v-rossiyskih-uchebnyh-organizatsiyah (дата обращения: 21.01.2022).

5.Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя:стратегии, ресурсы, риски//Нестор-История. Москва Санкт-Петербург. 2018 , 455 С.

6.Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональное здоровье педагога//Юрайт. Москва. 2020, 379 С.

7.Симатова О. Б. Общепрофессиональные деформации педагогов с различным типом личности по отношению к социальной конкуренции // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. №202. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/obscheprofessionalnye-deformatsii-pedagogov-s-razlichnym-tipom-lichnosti-po-otnosheniyu-k-sotsialnoy-konkurentsii (дата обращения: 21.01.2022).

8.Тхостов А.Ш. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от короновируса или «порочный круг тревоги»?/А.Ш. Тхостов, Е.И. Рассказова // Консультативная психология и психотерапия.-2020.-Т.28, №2-С. 70-89.-doi: Ы^:/Моьощ/10.17759/срр.2020280204

УДК 37.035.6

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И МИССИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Казакевич Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, научный руководитель СОК «Детская одаренность» АНО «Колледж АИСТ», Москва

Аннотация.

Статья посвящена вопросу конструирования образовательной системы России в аспекте ее предназначения и высокой миссии в условиях резких цивилизационных штормов. Продемонстрирована основополагающая роль образовательной системы в гармоничном и всестороннем развитии Человека. Сделан акцент на очередные угрозы образовательной системе. Подчеркнуто единство образовательного процесса и его непрерывность.

Ключевые слова: смысл жизни человека и педагога, цивилизационный разлом 21 века, преемственность поколений, миссия образовательной системы, гуманизм, гармоничное развитие личности, непрерывное образование.

THE PURPOSE AND MISSION OF THE COUNTRY'S EDUCATIONAL SYSTEM

Kazakevich Tatyana Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Scientific Director "Children's Gifts" Society "College AIST", Moscow

Abstract.

The article is devoted to the issue of designing the educational system of Russia in the aspect of its purpose and high mission in the conditions of sharp civilizational storms. The fundamental role of the educational system in the harmonious and comprehensive human development is demonstrated. The emphasis is placed on the next threats to the educational system. The unity of the educational process and its continuity are emphasized.

Keywords: the meaning of the life of a person and a teacher, the civilizational rift of the 21st century, the continuity of generations, the mission of the educational system, humanism, harmonious personal development, continuing education.

В начале прошлого века на огромной территории планеты Земля в кратчайшие сроки была спроектирована и внедрена в жизнь уникальная образовательная суперсистема. Еще не был изобретен мобильный телефон и Интернет, до многих деревень надо было добираться три дня на оленях или на лошадях, многие детки были очень заняты непосильной трудовой деятельностью, в городах - беспризорничество, уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.