Научная статья на тему 'Профессиональное выгорание преподавателей вузов в период пандемии COVID-19'

Профессиональное выгорание преподавателей вузов в период пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
558
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
пандемия COVID-19 / преподаватели / yчебный процесс / профессионально-нравственная деформация / синдром профессионального выгорания / причины профессионального выгорания / диагностика профессионального выгорания / профилактика профессионального выгорания.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Н.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П.

Предметом исследования в статье является понятие и сущность профессионального выгорания преподавателей школ, средних специальных и высших учебных заведений. Авторы рассматривают понятие и сущность профессионального выгорания, разводят понятия «профессиональное выгорание» и «профессионально-нравственная деформация», анализируют стадии профессионального выгорания. Выделены основные причины возникновения и широкого распространения синдрома профессионального выгорания в период пандемии COVID-19, рассмотрена симптоматика данного синдрома. Авторы кратко описывают методологию и результаты социологического исследования профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений г. Екатеринбурга в период пандемии COVID-19. Объектом проведенного исследования стали преподаватели ряда вузов г. Екатеринбурга, отобранные методом случайной выборки. Предмет исследования – причины распространения и формы проявления синдрома профессионального выгорания у преподавателей в период пандемии COVID-19. В проведении исследования были использованы количественные методы – smart-опрос, письменный опрос респондентов, а также качественный метод социологического исследования – экспертное интервью. В статье подчеркивается, что результаты проведенного исследования показали широкое распространение синдрома профессионального выгорания у преподавателей вузов. 58% респондентов отметили у себя симптоматику исследуемого синдрома. Особое внимание авторы cтатьи уделили мероприятиям по диагностике и профилактике синдрома профессионального выгорания у преподавателей школ, средних специальных и высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Н.А., Зарубина Е.В., Ручкин А.В., Симачкова Н.Н., Чупина И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное выгорание преподавателей вузов в период пандемии COVID-19»

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,

кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail.com

ЗАРУБИНА Елена Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного

аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru

РУЧКИН Алексей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета, e-mail: nikolina73@yandex.ru

ЧУПИНА Ирина Павловна,

доктор экономических наук, профессор кафедры управления и права Уральского государственного

аграрного университета, e-mail: irinacupina716@gmail.com

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Аннотация. Предметом исследования в статье является понятие и сущность профессионального выгорания преподавателей школ, средних специальных и высших учебных заведений. Авторы рассматривают понятие и сущность профессионального выгорания, разводят понятия «профессиональное выгорание» и «профессионально-нравственная деформация», анализируют стадии профессионального выгорания. Выделены основные причины возникновения и широкого распространения синдрома профессионального выгорания в период пандемии COVID-19, рассмотрена симптоматика данного синдрома. Авторы кратко описывают методологию и результаты социологического исследования профессионального выгорания преподавателей высших учебных заведений г. Екатеринбурга в период пандемии COVID-19. Объектом проведенного исследования стали преподаватели ряда вузов г. Екатеринбурга, отобранные методом случайной выборки. Предмет исследования - причины распространения и формы проявления синдрома профессионального выгорания у преподавателей в период пандемии COVID-19. В проведении исследования были использованы количественные методы - smart-опрос, письменный опрос респондентов, а также качественный метод социологического исследования - экспертное интервью. В статье подчеркивается, что результаты проведенного исследования показали широкое распространение синдрома профессионального выгорания у преподавателей вузов. 58% респондентов отметили у себя симптоматику исследуемого синдрома. Особое внимание авторы ^атьи уделили мероприятиям по диагностике и профилактике синдрома профессионального выгорания у преподавателей школ, средних специальных и высших учебных заведений.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, преподаватели, учебный процесс, профессионально-нравственная деформация, синдром профессионального выгорания, причины профессионального выгорания, диагностика профессионального выгорания, профилактика профессионального выгорания.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

D0l:10.24412/2076-1503-2021-7-300-306 NIION: 2018-0076-7/21-049 MOSURED: 77/27-023-2021-07-248

ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

ZARUBINA Elena Vasilyevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor

of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

RUCHKIN Alexey Vladimirovich,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalia Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Law of the Ural State Agrarian University

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy of the Ural State Agrarian University

PROFESSIONAL BURNOUT OF UNIVERSITY TEACHERS DURING

THE COVID-19 PANDEMIC

Annotation. The subject of the research in the article is the concept and essence of professional burnout of teachers of schools, specialized secondary and higher educational institutions. The authors consider the concept and essence of professional burnout, separate the concepts of "professional burnout" and "professional and moral deformation", analyze the stages of professional burnout. The main causes of the emergence and widespread spread of professional burnout syndrome during the COVID-19 pandemic are identified, the symptoms of this syndrome are considered. The authors briefly describe the methodology and results of a sociological study of professional burnout of teachers of higher educational institutions in Yekaterinburg during the COVID-19 pandemic. The object of the study was the teachers of a number of universities in Yekaterinburg, selected by random sampling. The subject of the study is the causes of the spread and forms of manifestation of the professional burnout syndrome among teachers during the COVID-19 pandemic. Quantitative methods were used in the study-a smart survey, a written survey of respondents, as well as a qualitative method of sociological research - an expert interview. The article emphasizes that the results of the study showed a wide spread of professional burnout syndrome among university teachers. More than 60% of respondents noted the symptoms of the studied syndrome. The authors of the article paid special attention to measures for the diagnosis and prevention of professional burnout syndrome among teachers of schools, specialized secondary and higher educational institutions.

Key words: COVID-19 pandemic, teachers, educational process, professional and moral deformation, professional burnout syndrome, causes of professional burnout, diagnosis of professional burnout, prevention of professional burnout.

Результаты профессиональной деятельности преподавателей зависят, в первую очередь, от преподавателей, от их профессиональных компетенций и личных качеств. Именно компетенции преподавателей всех уровней образования, как сплав профессиональных знаний, умений и навыков, играют ключе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

вую роль при достижении целей образовательного процесса. Профессиональные компетенции преподавателей общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и вузов, сами личности преподавателей сегодня подвержены различным проявлениям синдрома профессионального выгорания.

Простые эмпирические наблюдения показывают, что в период продолжающейся пандемии COVID-19 преподаватели гораздо чаще попадают во власть этого опасного синдрома. Поэтому в условиях продолжающейся пандемии COVID-19 одной из самых актуальных проблем в сфере образования является проблема сохранения и эффективного использования преподавателей, как в школе, так и в среднем специальном и высшем образовании [4, с. 94].

Для решения этой проблемы наиболее важным являются диагностика и профилактика профессионального выгорания [1, с. 68], от которого в период пандемии COVID-19 страдает большая часть педагогических работников. Сегодня далеко не каждый преподаватель способен справиться со стрессами и успешно адаптироваться к работе в сложных стрессовых условиях, порожденных пандемией: постоянные перегрузки, переход на дистанционные формы обучения, возросшая текучесть педагогических кадров, постоянная угроза заражения. Сильные и постоянные стрессы - неизменный спутник преподавателей сегодня ведут к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов преподавателя, к снижению производительности труда, к росту заболеваемости и текучести кадров в образовательных организациях.

Кратко проанализируем само понятие профессионального выгорания. Первооткрывателем в исследовании феномена профессионального выгорания стал американский психиатр Герберт Фрейденбергер, который употребил этот термин для анализа эмоционально-психического состояния своих коллег. Г. Фрейденберг отметил, что у врачей-психиатров, которые проработали более 10-15 лет, очень часто возникают эмоциональное истощение, синдром хронической усталости, бессонница и другие психосоматические расстройства.

Первую статью по профессиональному выгоранию выпустила в 1976 г. известный американский психолог Кристина Маслач, в которой профессиональное выгорание было определено как «дезадаптированность человека к рабочему месту из-за неадекватности межличностных отношений и чрезмерных рабочих нагрузок» [11, с. 9]. Отметим, что К. Маслач разработала МВ1-опро-сник, который сегодня является одним из наиболее известных и эффективных методов диагностики профессионального выгорания.

Наиболее полным и точным является определение профессионального выгорания ВОЗ, которое приводится в 11 Международной классификации болезней: «Выгорание - это синдром, возникший в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось успешно

справиться. Он характеризуется тремя измерениями: 1) чувство истощения или истощения энергии; 2) увеличенная ментальная дистанцирован-ность от работы или чувство негативизма или цинизма в отношении работы; 3) чувство неэффективности и недостатка достижений. Выгорание относится конкретно к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться для описания опыта в других сферах жизни» [8]. Отметим, что в качестве существенных признаков профессионального выгорания в определении ВОЗ выделены три основных блока МВ1-опросника К. Маслач.

В нашей стране значительный вклад в изучение феномена профессионального выгорания у представителей самых разных профессий внесли С. Бабанов, В. Бойко, Н. Водопьянова, И. Ильин, Г. Макарова, Л. Митина, Е. Старченкова, В. Орел, Ю. Петрова Н. Самоукина, Т. Форманюк, Л. Юрьева, Наиболее полно синдром профессионального выгорания исследован в работе Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченко «Синдром выгорания. Диагностика и профилактика». Разработаны и достаточно широко используются для диагностики синдрома опросники В.В. Бойко и Е.П. Ильина.

Большинство исследователей сходятся в том, что понятие профессионального выгорания означает состояние физического, умственного и эмоционального истощения, проявляемое, прежде всего, в профессиях социальной сферы, которые связаны с тесным взаимодействием с людьми и оказанием им помощи [3, с. 17].

Обратим внимание на то, что в отечественной литературе наряду с термином «профессиональное выгорание» используются такие термины, как «эмоциональное выгорание», «эмоционально-психологическое выгорание», «психическое выгорание». Несмотря на то что данные термины чаще всего употребляются как синонимы, представляется предпочтительным использовать термин «профессиональное выгорание», поскольку причины возникновения и само содержание описываемого синдрома лежат в области профессиональной деятельности.

Однако понятие «профессиональное выгорание» не следует отождествлять с понятием «профессионально-нравственная деформация». Как подчеркивают исследователи, профессионально-нравственная деформация представляет собой снижение качества профессиональной деятельности специалиста в любой сфере профессиональной деятельности и ее результатов [7, с. 64], а профессиональное выгорание является поздней стадией процесса профессионально-нравственной деформации сотрудника, часто необратимой. Таким образом, по своему логическому объему понятие «профессионально-нравственная дефор-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

мация является более широким, а понятие «синдром профессионального выгорания» - его более узкой составной частью.

Почти все исследователи сходятся в том, что наиболее частой причиной и пусковым механизмом профессионального выгорания является длительный и сильный стресс. Отрицательно влияет на состояние специалистов монотонность выполняемых функций, ненормированный рабочий день, напряженный график, работа без перерыва и выходных, сжатые сроки выполнения работы, отсутствие вознаграждения за вклад, напряженные отношения с коллегами или руководством, отсутствие условий для работы и новых внедрений в технологический процесс. Серьезной причиной длительных стрессов являются конфликты на работе, длительные перегрузки, а также неблагоприятный морально-психологический климат в трудовых коллективах [5, с. 67].

Синдром профессионального выгорания представляет собой достаточно опасное состояние, которое может привести к необратимым последствиям и полностью разрушить здоровье, а значит, и профессиональную деятельность человека. Поэтому относиться к профессиональному выгоранию нужно предельно серьезно, не оставляя без внимания его первые звоночки. Не случайно ВОЗ 25 - 26 мая 2019 г. внесла синдром профессионального выгорания в 11 правку Международной классификации болезней. В МКБ-10 профессиональное выгорание относилось к рубрике «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения», но как собственно заболевание не рассматривалось [8]. МКБ вступит в силу с 1 января 2022 г.

По выводам специалистов, синдром профессионального выгорания имеет три стадии своего протекания.

Первый этап может длиться от трёх до пяти лет. Он сопровождается забывчивостью человека в мелочах, а иногда даже сбоём опорно-двигательной системы, но мало кто придаёт этому значение.

Второй этап отмечается более серьёзными симптомами. Человек начинает терять интерес не только к работе, но и к людям, которые связаны с его профессиональной деятельностью. Ему даётся тяжело общение с коллегами, и даже с членами семьи. На работе находиться человеку в тягость, неделя длится вечно, а каждый день путается с пятницей. Конец рабочей недели может сопровождаться головными болями, упадками сил, нарушением сна и т.д. Поэтому учащаются случаи болезни, частота раздражительности, а сама стадия может продлиться до 15 лет.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

На третьем, заключительном, этапе может произойти полное личностное выгорание. На данном этапе человек безразличен ко всему, работе, жизни, он может продлиться до 20 лет и сопровождаться упадком сил, потерей остроты мышления, а так же склонностью к одиночеству. Такой человек закрывается в себе, и вовсе ограничивает все свои контакты, слабые люди могут поддаться различным зависимостям [2, с. 103 - 105].

Объектом профессионального выгорания, в основном, становятся представители профессий, которые общаются с людьми, т.к. очень тяжело пропускать все их проблемы через себя: полицейские, врачи, преподаватели, консультанты, директора, бизнесмены, журналисты.

Синдром профессионального выгорания грозит:

- людям, которые недавно сменили работы, которые находятся в процессе адаптации, а также ожидающим аттестацию;

- трудоголикам, огородившим себя только работой, отказывающих себе в выходных, реализации себя в семье;

- работникам, достигшим 45 лет, именно в таком возрасте возникают сложности найти работу;

- людям, проживающим в мегаполисах и испытывающим постоянные навязанные контакты с незнакомыми людьми;

- люди, добившиеся свей цели, у которых часто появляются ощущение пустоты, отсутствие смысла жизни и перспектив.

Все представители названных профессий -это работники социальной сферы и им нужно не только уметь выходить из состояния выгорания, но, прежде всего, уберегать себя и не попадать в него вовсе.

Преподаватели школ, средних специальных и высших учебных заведений в период пандемии COVID-19 так же, как и медики, работают в «красной зоне», подвергаясь повышенному риску не только заражения коронавирусом, но и получения синдрома профессионального выгорания.

Сегодня появляются первые социологические исследования профессионального выгорания преподавателей в период пандемии. Так, профессиональное выгорание преподавателей стало предметом исследования программы по развитию педагогов «Я Учитель» и программы «Образовательная инициатива "Яндекса"» осенью 2020 г. Исследование проводилось с помощью тестирования «Профессиональное выгорание педагога», в нем приняло участие более 38 тыс. педагогов из разных регионов нашей страны [9].

Уровень выгорания в проведенном исследовании оценивался по четырём компонентам:

1. Эмоциональная усталость (чувство истощения, желание заниматься чем-то другим).

2. Неудовлетворенность условиями (нехватка комфортных условий или ресурсов для работы).

3. Формальное отношение к работе (выполнение ровно того объема задач, который дан руководителем).

4. Отстраненность от организации (безразличие или негативное отношение к месту работы).

Анализ результатов проведенного исследования показал достаточно широкую распространенность симптомов профессионального выгорания у преподавателей школ, средних специальных и высших учебных заведений в период пандемии COVID-19. В настоящее время 65% преподавателей в нашей стране испытывают симптомы профессионального выгорания. При этом у 38% респондентов отмечается острая фаза профессионального выгорания [9].

Авторы провели собственное исследование профессионального выгорания преподавателей вузов в период пандемии COVID-19. Объектом проведенного исследования стали преподаватели ряда вузов г. Екатеринбурга, отобранные методом случайной выборки. В исследовании приняли участие 103 преподавателя высших учебных заведений г. Екатеринбурга, из них 68% - женщины, 32% - мужчины. Предмет исследования - причины распространения и формы проявления синдрома профессионального выгорания у преподавателей в период пандемии COVID-19. В проведении исследования были использованы количественные методы - smart-опрос, письменный опрос респондентов, а также качественный метод социологического исследования - экспертное интервью.

Анализ результатов проведенного исследования показывает, что 78% опрошенных преподавателей считают, что в период пандемии COVID-19 преподаватели вузов стали гораздо чаще испытывать синдром профессионального выгорания.

Среди причин роста профессионального выгорания преподавателей вузов в период пандемии COVID-19 респонденты выделили следующие (можно было указывать несколько причин):

1. Регулярные переработки, связанные с необходимостью замены заболевших коллег и дополнительными обязанностями по соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебных заведениях, которые в период пандемии были возложены на преподавателей многих учебных заведений, в т.ч. и вузов.

2. Переход на дистанционные формы проведения учебных занятий, которые требуют гораздо больше времени и усилий препода-

вателей по их организации, проведению, проверке домашних заданий. К тому же, дополнительным стрессогеном является недостаточная техническая оснащенность дистанционного образования в некоторых образовательных учреждениях, а также технические сбои в работе электронных образовательных платформ.

3. Преподаватели так же, как и врачи, постоянно работают в «красной зоне» из-за ежедневного контакта с большим количеством студентов, магистрантов, коллег. Дети, подростки и молодежь, как известно, часто являются бессимптомными носителями коронавируса.

4. Постоянный страх заболеть самим и заразить своих близких.

5. Отсутствие доплат за переработки и за работу в «красной зоне» у преподавателей.

Был сделан вывод о том, что комплексное воздействие указанных причин вызвало серьезный стресс у многих преподавателей, а длительный стресс, который преподаватели не могут преодолеть своими силами, явился пусковым механизмов процессов профессионального выгорания.

Проведенное исследование показало, что 58% респондентов обнаружили у себя по два и более следующих симптомов профессионального выгорания:

1. Раздражительность, агрессивность.

2. Синдром хронической усталости.

3. Замедление темпа работы, трудности с выполнением привычных профессиональных обязанностей.

4. Беспокойство, повышенная возбудимость.

5. Нарушение сна.

6. Обострение хронических заболеваний.

7. Депрессия.

8. Невозможность длительного сосредоточения, путаница в мыслях.

9. Апатия, безразличие к работе и общению с людьми.

Синдром профессионального выгорания может постепенно привести человека к полному истощению, не только эмоциональных ресурсов, но еще энергетических, духовно-нравственных и физических сил.

Поэтому преподаватели сегодня в обязательном порядке должны уделять время и внимание профилактике и преодолению даже самых незначительных симптомов профессионального выгорания.

Лечить профессиональное выгорание нужно комплексно, и прежде всего, разобраться с самим собой. Психологи рекомендуют сначала применить методы самоизлечения и профилактики про-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

фессионального выгорания, которые могут уменьшить его интенсивность:

1. Разумно чередовать режим труда и режим отдыха, какой бы ни была интенсивность профессиональной деятельности, придерживаться устойчивого распорядка дня.

2. При любой загруженности выделять время для общения с семьей, друзьями, природой, что позволяет отвлечься от работы, расслабиться и восстановить свои силы.

3. Заняться спортом, танцами, тем, что позволяет выплеснуть энергию и тем, что будет по душе. Если нет возможности заниматься спортом или танцами, то утренняя зарядка и прогулки на свежем воздухе обеспечат необходимую физическую активность. Физическая активность - обязательное средство профилактики и преодоления синдрома профессионального выгорания, она дает заряд бодрости и оптимизма.

4. Использовать приемы релаксации, медитации, самовнушения для того, чтобы снять стресс и обрести душевное равновесие.

5. Не забывать о мерах профилактики COVID-19, носить маски, часто мыть руки, держать дистанцию, проветривать помещения и, по возможности, не посещать массовые мероприятия. Сейчас, когда большинство сотрудников вузов поставили прививки от COVID-19 и некоторые уже прошли ревакцинацию, многие преподаватели расслабились и стали пренебрегать мерами личной профилактики.

По результатам проведенного исследования мы сделали вывод о том, что профилактика профессионального выгорания как технология управления персоналом во многих учебных заведениях сегодня попросту отсутствует. Думается, что несложная диагностика, разработка и внедрение мер профилактики профессионального выгорания в высших учебных заведениях могут существенно снизить остроту проблемы профессионального выгорания у многих преподавателей и сотрудников, особенно средней возрастной группы [10, с. 96].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для диагностики профессионального выгорания преподавателей и сотрудников вузов могут быть использованы личностные опросники или тесты; с ключевыми сотрудниками для уточнения полученной информации лучше провести занятие в фокус группе [6, с. 85].

В качестве рекомендаций были предложены мероприятия по профилактике профессионального выгорания преподавателей вузов, которые вытекают из полученных результатов проведенной диагностики и не являются дорогостоящими. В вузе целесообразно разработать программу

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

профилактики профессионального выгорания, в которую могут быть включены такие не сложные мероприятия, как:

1. Разумное чередование режима труда и режима отдыха без регулярных переработок и авралов.

2. Производственная гимнастика.

3. Организация и проведение спортивных праздников или соревнований.

4. Организация культурных мероприятий в трудовых коллективах: походы в театр, на концерты, выезд на природу для совместного отдыха и т.д.

5. Проведение занятий по основам профилактики профессионального выгорания, поскольку многие преподаватели не подозревают о его существовании и опасных последствиях.

6. Обучение приемам релаксации.

7. Консультация приглашенного и квалифицированного психолога.

Таким образом, даже небольшая, но систематическая профилактика и коррекция синдрома профессионального выгорания преподавателей позволит увеличить эффективность их нелегкого труда, снизить их заболеваемость, уменьшить текучесть кадров и оптимизировать социально-психологический климат в преподавательских коллективах. А от этого выиграют как сами преподаватели, так и учащиеся, а также вуз в целом.

Список литературы:

[1] Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь, 2011. - 272 с.

[2] Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор // Вестник НМХЦ им. Н.И. Пирогова. - 2014. - Т. 9. - № 2. - С. 100-111.

[3] Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 299 с.

[4] Гончарова И.В., Прончев Г.Б., Кричевер Е.И. Влияние медиаконтента на социальное поведение во время пандемии и режима самоизоляции // Влияние качества жизни на формирование ценностной структуры населения России: Все-росс. науч. конф. с междунар. участием: сб. материалов. - М.: МАКС Пресс, 2020. - С. 94-95.

[5] Журавлева Л.А., Кружкова Т.И., Носкова К.В. Виктимизационные риски социально-трудовых отношений // Достойный труд - основа стабильного общества: сб. ст. VIII Междунар. науч.-практ. конф. / отв. за выпуск: И.А. Кулькова, А.Ю. Коковихин, Е.Б. Дворядкина. - Екатеринбург: Уральский гос. экономический ун-т, 2016. - С. 66-71.

[6] Журавлева Л.А., Зарубина Е.В. Концептуальные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в аграрном университете // Социально-гуманитарное образование в современном мире: проблемы, поиски, решения: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Уральский гос. аграрный ун-т, 2019. - С. 80-87.

[7] Зарубина Е.В. Профессиональная этика и служебный этикет: учеб. пособие. - Екатеринбург: Уральский юридический ин-т МВД России, 2012. - 197 с.

[8] МБК-11 по статистике смертности и заболеваемости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icd.who.int/browse11/l-m/en?fbclid=I wAR2aDJRCWOrWJtiYzqbMTo5QTu9XYNVvbrv LMl_nV6TFd7Psj6G_5NnmJiE#/http://id.who.int/icd/ entity/129180281 (дата обращения: 12.06.2021).

[9] Профессиональное выгорание преподавателей. Результаты Всероссийского исследования «Я учитель» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/promo/education/articles/ issledovanie-professionalnogo-vygoraniya-uchitelej (дата обращения: 12.06.2021).

[10] Чупина И.П. Инновационные процессы в высшем образовании как комплексная деятельность // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всеросс. науч.-практ. конф. / науч. ред.: Е.М. Дорожкин, В.А. Федоров. - 2013. - Екатеринбург: Российский гос. проф.-педагогический ун-т, - С. 95-97.

[11] Чердымова Е.И., Чернышева Е.Л., Мач-нев В.Л. Синдром эмоционального выгорания специалиста: Монография. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2019. - 124 с.

Spisok literatury:

[1] Beznosov S.P. Professional'naya defor-maciya lichnosti. - SPb.: Rech', 2011. - 272 s.

[2] Buhtiyarov I.V., Rubcov M.Yu. Profession-al'noe vygoranie, ego proyavleniya i kriterii ocenki. Analiticheskij obzor // Vestnik NMHC im. N.I. Piro-gova. - 2014. - T. 9. - № 2. - S. 100-111.

[3] Vodop'yanova N.E., Starchenko E.S. Sindrom vygoraniya. Diagnostika i profilaktika: praktich-eskoe posobie. - M.: Yurajt, 2020. - 299 s.

[4] Goncharova I.V., Pronchev G.B., Krichever E.I. Vliyanie mediakontenta na social'noe povedenie vo vremya pandemii i rezhima samoizolyacii // Vliyanie kachestva zhizni na formirovanie cennostnoj struktury naseleniya Rossii: Vseross. nauch. konf. s mezhdunar. uchastiem: sb. materialov. - M.: MAKS Press, 2020. - S. 94-95.

[5] Zhuravleva L.A., Kruzhkova T.I., Noskova K.V. Viktimizacionnye riski social'no-trudovyh otnosh-enij // Dostojnyj trud - osnova stabil'nogo obsh-chestva: sb. st. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. za vypusk: I.A. Kul'kova, A.Yu. Kokovihin, E.B. Dvoryadkina. - Ekaterinburg: Ural'skij gos. ekonom-icheskij un-t, 2016. - S. 66-71.

[6] Zhuravleva L.A., Zarubina E.V. Konceptu-al'nye podhody k organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v agrarnom universitete // Social'no-gu-manitarnoe obrazovanie v sovremennom mire: prob-lemy, poiski, resheniya: materialy Vseross. nauch.-prakt. konf. - Ekaterinburg: Ural'skij gos. agrarnyj un-t, 2019. - S. 80-87.

[7] Zarubina E.V. Professional'naya etika i slu-zhebnyj etiket: ucheb. posobie. - Ekaterinburg: Ural'skij yuridicheskij in-t MVD Rossii, 2012. - 197 s.

[8] MBK-11 po statistike smertnosti i zabolevae-mosti [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// icd.who.int/browse11/l-m/en?fbclid=IwAR2aD-JRCWOrWJtiYzqbMTo5QTu9XYNVvbrvLMl_nV6TF-d7Psj6G_5NnmJiE#/http://id.who.int/icd/ entity/129180281 (data obrashcheniya: 12.06.2021). [9] Professional'noe vygoranie prepodavatelej. Rezul'taty Vserossijskogo issledovaniya «Ya uchitel'» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://yan-dex.ru/promo/education/articles/issledovanie-profes-sionalnogo-vygoraniya-uchitelej (data obrashcheniya: 12.06.2021).

[10] Chupina I.P. Innovacionnye processy v vysshem obrazovanii kak kompleksnaya deyatel'nost' // Innovacionnye processy v obrazovanii: strategiya, teoriya i praktika razvitiya: materialy VI Vseross. nauch.-prakt. konf. / nauch. red.: E.M. Dorozhkin, V.A. Fedorov. - 2013. - Ekaterinburg: Rossijskij gos. prof.-pedagogicheskij un-t, - S. 95-97.

[11] Cherdymova E.I., Chernysheva E.L., Mach-nev V.L. Sindrom emocional'nogo vygoraniya spe-cialista: Monografiya. - Samara: Izd-vo Samarskogo un-ta, 2019. - 124 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.