Научная статья на тему 'ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выгорание / самооценка / уверенность в себе / педагоги начальной и средней школы / burnout / self-esteem / self-confidence / elementary and high school educators

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

В статье представлены данные эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. Исследование проводилось в период дистанционного обучения. В результате получены значимые различия в проявлениях выгорания у педагогов начальной и средней школы. Кроме того, были выявлены связи уровня выгорания с уровнем самооценки и особенностями уверенности педагогов. Сформулирован ряд рекомендаций по профилактике выгорания в период дистанционного обучения и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлова Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF EMOTIONAL BURNOUT IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL TEACHERS DURING COVID-19 PANDEMIC

The article presents data on emotional burnout among primary and secondary school teachers. The research was carried out during the period of distance learning. As a result, significant differences were obtained in the manifestations of burnout among primary and secondary school teachers. In addition, there were identified links between the level of burnout and the level of self-esteem and the characteristics of teachers’ confidence. A number of recommendations have been formulated for the prevention of burnout during distance learning and the introduction of digital technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

жизнестойкости. Практическая значимость результатов обеспечена научным обоснованием прогностической ценности показателя качества сна и характеристик жизнестойкости в определении и оптимизации качества совладания студентов со стрессом. Результаты исследования позволяют наметить ключевые направления психологической помощи студентам в условиях стресса: развитие смысловой саморегуляции, деятельностное насыщение настоящего и оптимизация временной перспективы в целом.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психические расстройства в период пандемии COVID-19 // Психологическая газета, 2020. URL: https://psy.su/feed/8819 (Дата обращения: 13.03.2021).

2. Ковров Г.В., Рассказова Е.И., Лебедев М.А., Палатов С.Ю. Инсомния и нарушение дневного функционирования // Медицинский Совет. 2013. (12). С. 55—59. URL: https://doi. org/10.21518/2079-701X-2013-12-55-59

3. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

4. Леонтьев Д.А., Е.Н. Осин, Е.Г. Луковицкая. Диагностика толерантности к неопределенности: шкалы Д. Маклейна. — М.: Смысл, 2016. — 60 с.

5. Решетников М.М. Неотрефлексированные вызовы современной эпохи. Психологическая газета, 2020. URL: https://psy.su/feed/8321 (Дата обращения: 13.03.2021).

6. Maddi S.R. Hardiness: An operacionalisation of existential courage // Journal of Humanistic Psychology. 2004. Vol. 44, No 3. P. 279-298. URL: doi.org/10.1177/0022167804266101

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19

Михайлова Ольга Борисовна (Москва, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов. E-mail: olga00241@ yandex.ru

Аннотация. В статье представлены данные эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы. Исследование проводилось в период дистанционного обучения. В результате получены значимые различия в проявлениях выгорания у педагогов начальной и средней школы. Кроме того, были выявлены связи уровня выгорания с уровнем самооценки и особенностями уверенности педагогов. Сформулирован ряд рекомендаций по профилактике выгорания в период дистанционного обучения и внедрения цифровых технологий в образовательный процесс.

Ключевые слова: выгорание, самооценка, уверенность в себе, педагоги начальной и средней школы.

MANIFESTATIONS OF EMOTIONAL BURNOUT IN PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL TEACHERS DURING COVID-19 PANDEMIC

Mikhailova Olga Borisovna (Moscow, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogics, Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: olga00241@yandex.ru

Abstract. The article presents data on emotional burnout among primary and secondary school teachers. The research was carried out during the period of distance learning. As a result, significant differences were obtained in the manifestations of burnout among primary and secondary school teachers. In addition, there were identified links between the level of burnout and the level of self-esteem and the characteristics of teachers' confidence. A number of recommendations have been formulated for the prevention of burnout during distance learning and the introduction of digital technologies in the educational process.

Keywords: burnout, self-esteem, self-confidence, elementary and high school educators.

Двадцатые годы XXI века войдут в историю как годы глобальных вызовов, которые переживало человечество, работая в условиях многозадачности и глобальной непредсказуемости. Радикальные изменения в профессиональной деятельности, вызванные пандемией СОУГО-19, испытывают на прочность физическое и профессиональное здоровье многих специалистов. Ежедневно миллионы людей подвергаются информационному стрессу, связанному со страхом за здоровье (свое и близких), неопределенностью и неуверенностью в собственном будущем. Многие столкнулись с профессиональной необходимостью стремительно осваивать новые технологии цифрового пространства.

Безусловно, педагогическая деятельность в период пандемии оказалась одним из самых мобильно изменяющихся видов профессиональной деятельности. В кратчайшие сроки учителям начальной и средней школы пришлось осваивать и активно применять новые дистанционные технологии, перестраивая формы и методы обучения под потребности цифрового пространства.

Учитывая сложность и уникальность сложившейся ситуации, цель нашего исследования была посвящена выявлению профессионального выгорания педагогов начальной и средней школы, работавших дистанционно в апреле-мае 2020 года. Синдром эмоционального выгорания сопряжен с деструкцией всех психологических областей и проявляется в психологическом и физическом истощении [5—7]. Однако важным было не только выявить уровень эмоционального выгорания специалистов, но рассмотреть возможные связи и различия в проявлениях данного состояния с характеристиками самооценки и уверенности педагогов.

Самооценка и уверенность в себе являются базовыми качествами личности профессионала, которые необходимы для самореализации в экстремальных ситуациях. Ракурс современных исследований направлен на причины возникновения и характеристики проявлений эмоционального выгорания, тогда как работ, посвященных взаимосвязи уровня эмоционального выгорания с характеристиками самооценки и уверенности в профессиональной деятельности крайне мало.

Самооценка представляет собой центральный компонент самосознания, включающий знание о своих качествах и их оценочное отношение, которое проявляется в поведении [4].

Уверенность — это комплексная личностная характеристика, отражающая позитивное генерализованное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, степень смелости и инициативности в социальных контактах [3; 8]. Представители системного подхода (А.И. Крупнов и др.) определяют уверенность как «интегральное, базовое, системное свойство личности, имеющее многомерное строение [1].

По мнению А.И. Крупнова и З.В. Бойко, уверенность — это базовое свойство, которое присуще личности на протяжении всего жизненного пути и начинает формироваться в раннем детстве. Основными структурными образованиями уверенности являются три подсистемы: инструментально-целевая, обеспечивающая единство целей, приемов и способов осуществления уверенности; мотивационно-продуктивная, объединяющая побудительные и результативные характеристики, и, наконец, реф-лексивно-аэргическая [1]. Самооценка и уверенность позволяют специалистам развить репертуар навыков, обеспечивающих самореализацию человека в стрессогенной социальной среде.

На основании проведенного теоретического анализа мы предположили, что проявления эмоционального выгорания имеют различия у учителей начальной и средней школы, обусловленные особенностями профессиональной деятельности. Кроме того, у педагогов начальной и средней школы существуют специфические связи между уровнем эмоционального выгорания и самооценкой и уверенностью в себе.

Исследование проводилось в апреле и мае 2020 года в нескольких средних школах Московской области. Выборка респондентов составила 120 педагогов со стажем работы 5—20 лет. Соответственно, в исследовании приняли участие 60 педагогов начальной школы (группа 1) и 60 педагогов средней школы (группа 2).

В качестве методик были использованы:

1) Методика диагностики эмоционального выгорания (МВ1) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой [2];

2) Методика самооценки личности О.И. Моткова (модификация методики Б.А. Сос-новского.);

3) Тест уверенности в себе (В.Г. Ромек) [8].

Полученные в ходе исследования данные подверглись статистической обработке с помощью программа «8ТАТ18Т1СА», V. 12.0. С целью установления статистической связи между переменными был использован критерий линейной ранговой корреляции Спир-мена, для оценки различий между группами применялся и-критерий Манна—Уитни.

С помощью И-критерия Манна—Уитни выявлены значимые различия между показателями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы (таблица 1).

Таблица 1 — Результаты различий между показателями эмоционального выгорания у педагогов начальной и средней школы (п=120)

Параметр Сумма рангов в группе 1 Сумма рангов в группе 2 И-эмп. Уровень значимости

Уровень эмоционального выгорания 1704,5 3345,5 429,5 р<0,05

Эмоциональное истощение 1898,5 3152,2 622,5 р<0,05

Деперсонализация 1554 3496 279 р<0,05

Редукция личных достижений 2768,5 2281,5 1006,5 р<0,01

Сравнительный анализ показал, что уровень эмоционального выгорания выше у педагогов средней школы, чем у педагогов начальной школы (И=429,5; р<0,05). Показатели эмоционального выгорания (эмоциональное истощение и деперсонализация) оказались выше на уровне статистически значимых различий у педагогов средней школы. Однако, показатели по шкале редукции личных достижений оказались выше у педагогов начальной школы (И=279; р<0,05). Проявления эмоционального выгорания у педагогов начальной школы более выражены в мотивационных характеристиках деятельности.

Полученные данные могут быть объяснены особенностями выборки и особенностями профессиональной деятельности в экстремальной ситуации, которая наполнена большим количеством эмоциональных факторов, вызывающих психоэмоциональный стресс. Вероятно, педагоги средней школы оказались в более сложных организационных условиях проведения занятий и подготовки материалов в дистанционном формате, что не могло не сказаться на их эмоциональном состоянии.

С помощью И-критерия Манна—Уитни были выявлены значимые различия между показателями уровня самооценки у педагогов начальной и средней школы. Сравнительный анализ показал, что уровень самооценки у педагогов начальной школы выше, чем у педагогов средней школы (И=676; р<0,05).

Далее был проведен сравнительный анализ уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы (таблица 2).

По всем шкалам были получены достоверные различия в проявлениях уверенности в себе с преимуществом у учителей начальной школы. В связи с полученными различиями интересно было рассмотреть результаты взаимосвязи самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов начальной школы.

Таблица 2 — Результаты различий между показателями уверенности в себе у педагогов начальной и средней школы (п=120)

Параметр Сумма рангов в группе 1 Сумма рангов в группе 2 и-эмп. Уровень значимости

Уверенность в себе 3076 1975 699 р<0,05

Социальная смелость 3077,5 1972,5 697,5 р<0,05

Инициатива в социальных контактах 3088,5 1961,5 686,5 р<0,05

В результате применения корреляционного анализа Спирмена у учителей начальной школы была выявлена обратная зависимость между уровнем самооценки и уровнем эмоционального выгорания (ге= —0,58; р<0,05), а также уровнем самооценки и редукцией личных достижений (ге=0,61; р<0,05). Кроме того, определена обратная связь между уровнем самооценки и уровнем эмоционального выгорания (ге= —0,53; р<0,05). Полученные результаты свидетельствуют, что чем выше уровень самооценки, тем ниже уровень профессионального выгорания. По шкалам Теста уверенности в себе (В.Г. Ромек) и шкалам методики диагностики эмоционального выгорания (МВ1) К. Маслач и С. Джексон были так же получены значимые связи. Так, были выявлены обратные корреляции между шкалами «Социальная смелость» и «Эмоциональное истощение» (ге= —0,64; р<0,05). Обратная связь была обнаружена между шкалами «Инициатива в социальных контактах» и «Деперсонализация» (г8= —0,62; р<0,05).

Таким образом, в группе педагогов начальной школы установлены статистически значимые связи между уровнем самооценки, уверенностью в себе и проявлениями эмоционального выгорания. Педагоги с высоким уровнем самооценки менее подвержены эмоциональному выгоранию. Уверенность в себе позволяет специалистам противостоять проявлениям эмоционального истощения. Наличие инициативы и активности в социальных контактах позволяют избегать такой характеристики эмоционального выгорания, как деперсонализация.

Анализ взаимосвязи самооценки, уверенности в себе и эмоционального выгорания у педагогов средней школы показал следующие результаты: 1) как и в случае с педагогами начальной школы была выявлена обратная связь в уровне самооценки и уровне эмоционального выгорания (ге= —0,51; р<0,05). Обратная связь была обнаружена между шкалой «Уверенность в себе» и шкалой «Эмоциональное истощение» (ге= —0,47; р<0,05). Выявленная обратная связь позволяет предположить, что педагоги средней школы, которые обладают выраженной способностью к принятию решений в сложных ситуациях и контролем собственных действий и их результатов меньше подвержены эмоциональному и физическому истощению.

Прямая связь шкал «Социальная смелость» и «Редукция личных достижений» (ге=0,69; р<0,05) свидетельствует, что у педагогов средней школы социальная активность поддерживает мотивацию профессиональной деятельности и тем самым позволяет снизить уровень эмоционального выгорания. Обратная связь между шкалами «Инициатива в социальных контактах» и «Деперсонализация» (ге= —0,55; р<0,05), как и в группе педагогов начальной школы, свидетельствует, что социальные контакты не позволяют развиваться эмоциональному выгоранию.

Таким образом, в группе педагогов средней школы, так же как и в группе педагогов начальной школы, были выявлены значимые связи между уровнем самооценки, характеристиками уверенности и проявлениями эмоционального выгорания в период дистанционной работы с учениками.

В качестве рекомендаций по преодолению эмоционального выгорания в период пандемии рекомендуем педагогам использовать следующие методы преодоления эмоционального выгорания:

1. Отношение к дистанционному образованию как особой форме эксперимента, в котором можно обрести новые профессиональные и социальные умения и навыки.

2. Погружение в инновационность образовательной среды. Разрабатывать новые оптимальные формы и методы обучения и осваивать навыки образовательного дизайна.

3. Поддержание высокой самооценки и уверенности в себе, в том числе за счет организации обратной связи с коллегами, учениками и их родителями.

4. Развитие самопознания и самоконтроля. Изучение природы своего организма и психики, а также обретение новых умений и навыков саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Литература

1. Бойко З.В., Крупнов А.И. Этнопсихологическая специфика структуры уверенности у различных групп студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 1. С. 19-24.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2019. - 336 с.

3. Гончаров С.З., Казанцева Е.В. Уверенность в себе как важное качество личности // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2004. № 5. С. 70-74.

4. Зеер Э.Ф., Конюхова Е.Т. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность // Образование и наука. 2019. № 4 (72). С. 145-148.

5. Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2015. № 7. С. 89-93.

6. Михайлова О.Б., Кущазли М.И. Особенности проявления и стратегии преодоления профессиональных деформаций у педагогов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 37-42.

7. Михайлова О.Б., Чижевский А.В. Особенности проявлений эмоционального выгорания у банковских служащих, работающих удаленно в период пандемии СОУГО-19 // Человеческий капитал. 2020. № 10 (142). С. 250-260.

8. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. 1996. Вып. 1. С. 132-138.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И СПОСОБОВ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТАМИ ВУЗА1

Некрасова Екатерина Владимировна (Тольятти, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология», Тольяттинский государственный университет. E-mail: Ekaterina-Nekrasova-0782@yandex.ru

Аннотация. В статье рассмотрены и описаны личностные особенности, способствующие выбору и более частому применению определенных способов выполнения учебных действий студентами. Представлены результаты исследования взаимосвязи способов выполнения учебных действий и личностных ценностей, академической мотивации, самосознания, смысложизненных ориентаций и эмоциональной креативности студентов разных курсов обучения.

Ключевые слова: учебные действия, ценности, смысложизненные ориентации, академическая мотивация, самосознание, эмоциональная креативность.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант 20-013-00238 А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.