Научная статья на тему 'ЖИЗНЬ И ПРАВО: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ЖИЗНЬ И ПРАВО: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизни / проблемы реализации / студенты высших учебных заведений

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сикачева Яна Васильевна

В статье приведен качественный анализ данных исследования понимания смысла жизни студенческой молодежью, получающей образование по разным направлениям: педагогическое, экономическое, юридическое, психологическое, финансовое. В работе рассматривается понятие «смысл жизни» с точки зрения правоведения и обсуждаются основные проблемы юридической категории «жизнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖИЗНЬ И ПРАВО: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

волонтер может обнаружить себя с качественно новым пониманием своей жизни и переосмысления собственных проблем.

Таким образом, нами сформулированы следующие исследовательские вопросы: 1)Существуют ли смыслы, которые волонтеры придают своему опыту волонтерской деятельности, связанные с экзистенциальной проблематикой? 2) Каковы эти смыслы?

В рамках нашего качественного эмпирического исследования мы планируем провести феноменологический анализ серии полуструктрированных интервью. Этот анализ будет направленн на выявление и описание связанных с экзистенциальной проблематикой смыслов, которые вкладывают волонтеры в переживание опыта волонтерской деятельности.. Выборка: 15 респондентов - волонтеров. Из них: 5 - мужчины и женщины в возрасте от 18 до 45 лет, регулярно (на протяжении более 1 года) оказывающих помощь онкобольным в хосписах города Москвы; 5 - мужчины и женщины в возрасте от 18 до 45 лет, волонтеров добровольческого движения «Даниловцы», ведущих переписку с заключенными; 5 - мужчины и женщины в возрасте от 18 до 45 лет, волонтеров, волонтерских групп благотворительных фондов города Москвы, регулярно (на протяжении более 1 года) оказывающих помощь пожилым одиноким людям. Ожидается, что выявление и описание смыслов, связанных с экзистенциальной проблематикой, которые волонтеры вкладывают в свой опыт волонтерской деятельности, может расширить общие подходы к исследованию мотивации к волонтерской деятельности и стать началом исследований в этой области в новом ключе. Также материалы исследования могут быть использованы в работах, посвященных, например, исследованию способов обращения людей с экзистенциальными данностями. Полученные выводы могут также пригодиться в работе психологов с целью понимания «психологической работы» волонтерской деятельности.

УДК 34.01, 159.9

ЖИЗНЬ И ПРАВО: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Сикачева Яна Васильевна - студентка 4 курса международно-юридического факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Москва

Аннотация. В статье приведен качественный анализ данных исследования понимания смысла жизни студенческой молодежью, получающей образование по разным направлениям: педагогическое, экономическое, юридическое, психологическое, финансовое. В работе рассматривается понятие «смысл жизни» с точки зрения правоведения и обсуждаются основные проблемы юридической категории «жизнь».

Ключевые слова: смысл жизни, проблемы реализации, студенты высших учебных заведений

LIFE AND LAW: MAIN PROBLEMS

Sikacheva Yana Vasilievna - 4th year student of the Faculty of International Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation", Moscow

Abstract

The article provides a qualitative analysis of research data onunderstanding the meaning of life of student youth receiving education in various areas: pedagogical, economic, legal, psychological, financial. The paper considers the concept of "meaning of life" from the point of view of jurisprudence and discusses the main problems of the legal category "life".

Keywords: meaning of life, implementation problems, students of higher educational institutions.

На сегодняшний день в современных странах мира жизнь человека рассматривается как одна из важнейших социальных ценностей, охраняемых государством. В Конституции Российской Федерации отмечается, что каждый имеет право на жизнь и политика Российского государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Словосочетание «смысл жизни» рассматривается в правоведении с точки зрения именно понимания «жизни» как объекта права, который нуждается в кодификации и защите на общесоциальных и юридических началах. Основой для юридического толкования термина может служить Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 1950 года. С точки зрения международного законодательства на основании ст. 2 Раздела I Конвенции выделяется «жизнь», как неотчуждаемое право на существование с защитой от насилия, лишения свободы, принуждения. «Право каждого лица на жизнь охраняется законом» [8].

Жизнь является высшей ценностью, а её смысл несёт в себе его основу. Существует множество концепций смысла жизни, но все они сводятся к одному - смысл жизни в возможности реализовать себя как личность, найти в себе гармонию. Изменяя себя, личность изменяет окружающий мир. Согласно Виктору Франклу «...борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека» [5].

Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила. Человек обладает свободой выбора из множественных вариантов жизни. Каждая ситуация предлагает пути наилучшего функционирования человека (в чём и заключается смысл жизни). Однако, если смысл жизни потерял свою составляющую и не обретен заново, то возникает апатия, скука, лень, пассивность, перепады настроения, может быть и равнодушие к себе и своей жизни.

Немецкий философ Макс Шелер писал, что духовное в человеке начинается с того, что он говорит «нет». Личность перестает повиноваться обстоятельствам, начинает чувствовать себя свободным, проявляет свою волю и ищет свое наилучшее функционирование в этом мире. Таким путём личность приближается к нахождению своего смысла в жизни [7].

При фрустрационном стремлении к смыслу жизни, при его утере, можно говорить о наличии экзистенциального вакуума.

В своей книге «Доктор и душа» Виктор Франкл утверждает, что есть предпосылки возникновения душевной пустоты: слабо выраженные побуждения; неустойчивая система ценностей, ожиданий и требований; зависимость от чужого мнения и не знание человеком самого себя [4]. Человек похоже утратил ясные представления о том, чего же он хочет. Либо человек хочет того же, что и другие, либо делает то, что другие хотят от него.

Можно дополнить список причин порождающих экзистенциальный вакуум: 1) неприятные изменения в жизни (потеря работы, близкого человека, болезнь); 2) фрустрация (в течение длительного времени не можешь удовлетворить значимую потребность); 3) разочарование (повлекшее за собой разрушение прежней системы ценностей); 4) одиночество; 5) отсутствие внутренней мотивации в учебной деятельности; 6) недовольство своей жизнью (не нравится работа или учеба, отсутствие увлечений, хобби).

Представители логотерапии предлагают методы и способы помощи человеку в нахождении смысла жизни.

Нами был проведен опрос среди студентов разных образовательных групп и университетов с целью изучения, что для них является жизнь, и какой смысл они видят в ней. В опросе участвовали московские студенты в возрасте от 18 до 21 года педагогического, экономического, юридического, психологического, финансового факультетов. Опрос проводился в начале февраля 2022 года.

Большое количество студентов 44,12 % в качестве смысла жизни отмечают желание получить хорошее образование и иметь возможность реализовать свои силы, развиваться «...реализация своих ресурсов...развивать сильнейшие качества», «Мой смысл жизни заключается в обучении и в возможности самовыражения, способности самореализации, развитии». На втором месте по выраженности студенты находят смысл жизни в семье, в желании прожить жизнь, испытывая радость, удовольствие, наслаждение, позитивные эмоции. Счастье семьи или создание счастливой семьи выделили 26,47% «построение крепкой, любящей и успешной семьи, где каждый самодостаточен и целостен вне этой семьи», «для меня смысл жизни в семье», «окружить себя преданными людьми и любящей семьей», «счастье на душе создает семья», «смысл жизни - это моя семья», «мой смысл жизни в собственном счастье и счастье моих родных». Одна студентка отметила, что её смысл жизни заключается в том, чтобы «как можно раньше сделать так, чтобы моя мама не работала». Желание «получать удовольствие от жизни, наслаждаться и ощущать себя счастливой на протяжении всей жизни», «мы живём, наслаждаемся, радуемся. В этом и прелесть жизни. Смысл жизни - жить ради удовольствия, которое я получаю от всяких мелочей, живу для близких и их любви, живу, чтобы ощущать себя настоящей, испытывающей позитивные эмоции», «смысл жизни в том, чтобы жить и получать удовольствие от того, что происходит. Делаешь всё, что хочется и что разрешено уголовным кодексом. Главное - радоваться жизни», так думают 23,53% опрошенных. Такой же процент студентов хотят быть «полезными» и видят смысл жизни в том, чтобы других делать счастливыми «.быть счастливой и делать счастливыми своих самых близких людей», «смысл жизни в том, чтобы жить ради того, чтобы быть причиной улыбки, радости и счастья других людей. Ради того, чтобы быть им полезной, помогать им, облегчать их жизненные трудности и приводить их к гармонии. Скажем так, мой смысл жизни заключён в том, чтобы любить и быть любимой, улыбаться и быть причиной улыбки, являться полезной и получать полезное, развиваться и получать развитие».

17,65% студентов видят смысл жизни в том, чтобы быть счастливыми, и четверть всех студентов видит смысл жизни в том, чтобы быть самостоятельными и финансово независимыми, добиться успеха в делах и карьерного роста, найти работу после обучения и быть востребованным на рынке труда.

Формулировать свои представления о смысле жизни не всем студентам было легко, так «Нет чёткого представления о смысле жизни» или «конкретно сложно сказать» заявляют 17,65% студентов. «В жизни нет никакого смысла», «Я не считаю, что в жизни вообще должен быть смысл» ответили 5,88% студентов.

У 2,94% студентов наблюдается наличие экзистенциального вакуума.

Выявлено, что ряд студентов путают смысл жизни и цель жизни, например, «В будущем я хочу проводить био-психологические эксперименты и писать об этом статьи» или «окончу учебу, найду работу». Смысл жизни состоит из целей жизни (так считают 9% опрошенных), которые актуальны в тот или иной период взросления человека. То, что смысл жизни меняется по мере развития человека отмечают 12% опрошенных.

Если рассмотреть отличительные особенности рассуждений о смысле жизни студентов различных направлений, то можно увидеть, что будущие экономисты стремятся достигнуть «высокого общественного положения и влияния», представители финансового направления указывают «смысл жизни в богатой семье (уточнение от автора: богатая - это значит много членов семьи), плюс множество друзей и всех их радовать, чтобы моя семья ни в чём не нуждалась». Так как выборка студентов-юристов была малочисленная, то можно ориентироваться только на несколько высказываний, которые сводятся к тому, что необходимо получать больше опыта (в первую очередь профессионального), причём опыта разнообразного, как хорошего, так и плохого «опыт есть опыт». У будущих преподавателей отношение к смыслу жизни носит философский характер «смысл жизни - это не жалеть в конце», «.оставить след после себя», «Мой смысл жизни в том, чтобы прожить жизнь так, чтобы, вспоминая как я жил не было стыдно, и ни о чём не сожалёл. Проще говоря, ни о

чём не сожалел. Если мог помочь, помог. И лучше сделать чуть больше и зря, чем меньше, а потом сожалеть», «удовлетворение духовных потребностей». Студенты психологического факультета в большей степени видят смысл жизни в том, чтобы помогать другим, при этом, они также желают быть счастливыми, самодостаточными, сильными и независимыми личностями наравне со своими коллегами иных направлений.

Есть и другие точки зрения выдающихся ученых в рамках понимания «смысла жизни». Эрих Фромм сформулировал это понимание так: «Человек осознает себя как активную творческую личность и понимает, что у жизни есть лишь один смысл - сама жизнь» [6].

Виртуальные роботы (Боты), которые функционируют на основе специальной программы, выполняющие действия через интерфейсы, то есть системы, которые состоят из разных алгоритмов, в том числе и нейросетей, на вопрос «Что есть смысл жизни?» дают разные ответы. Например: SirI «Это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования».Бот Replika (The Alcompanion) считает, что смысл жизни это: «Жизнь — это жить, дышать и любить».

Право на жизнь дано от рождения. Без его защиты и обеспечения государством невозможно соблюдать остальные права и свободы человека. Исследование права на жизнь, как правомочия в современном мире, сопряжено с наличием ряда актуальных проблем. Их решение осложняется отсутствием единообразного подхода к ним из-за сложности понимания «права на жизнь», пределов его ограничения и реализации некоторыми представителями населения. Право на жизнь - это одно из основных прав 1-ого поколения прав человека, защищаемое международным правом и конституциями большинства развитых стран мира.

К числу основных проблем реализации права на жизнь относятся: проблемы определения момента наделения человека правом на жизнь. Так, в работах И.В. Ушанкова рассматриваются проблемы реализации права «на жизнь», связанные с лекарственным обеспечением пациентов, страдающих редкими заболеваниями. Анализируются положения действующего законодательства и практики применения судами норм разрешения проблем лекарственного обеспечения лиц, страдающих серьезными заболеваниями [3].

В утвержденной М.В. Мишустиным Программе фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы) [2] большое внимание уделяются исследованиям семьи, её благополучию и здоровью россиян, их удовлетворенностью жизнью. Приоритетные направления рассматриваются в сфере образования и профессионального роста, а в рамках юридических наук приоритетными направлениями являются:

- Трансформация парадигмы права в условиях цифровой экономики и глобальных изменений в системе международных отношений.

- Правовой статус искусственного интеллекта.

- Справедливость и право: теоретико-философское обоснование.

- Правовое регулирование разграничения юрисдикции государств.

- Саморегулирование как способ государственного управления в сфере физической культуры и спорта, профессионального спорта.

- В области экологического права: развитие правовых основ внедрения экологически чистых (наилучших доступных) технологий в энергетической сфере; рациональное природопользование как элемент обеспечения экологической и продовольственной безопасности; экологическая преступность в Российской Федерации: состояние, тенденции и перспективы преодоления.

- Комфортная юрисдикция для глобального технологического лидерства Российской Федерации.

- Арктический шельф и национальные интересы Российской Федерации.

- Трудовое право в постиндустриальном (информационном) обществе.

- Большие вызовы информационной безопасности: национальное и международное правовое обеспечение, правовые риски, перспективные правовые исследования.

- Публичное и частное правовое регулирование: механизмы взаимодействия и резервы результативности.

- Демократия в глобализирующемся мире.

- Персонализация ответственности при использовании беспилотных технологий в промышленности, транспорте, связи.

- Правовое регулирование геномных исследований, пределы вмешательства и ответственности; генетический паспорт личности.

- Создание правовых основ стимулирования развития добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности.

- Влияние интернета, цифровых технологий на формирование криминологического статуса общества, отдельных социальных групп и личности.

- Разработка альтернативных систем социального реагирования, направленных на профилактику и пресечение преступного поведения в обществе.

Данные направления были выделены с конкретной целью. Если студент по окончании получения образования выбирает профессиональную деятельность, которая интересна ему и полезна значима для общества, то это приводит к удовлетворенности жизнью. «Становление человека счастливым, спокойным и довольным в своей жизни» поможет «добиться карьерного успеха, признания и уважения» и потом «не жалеть в конце». Вот так многие из московской студенческой молодежи определяют для себя смысл жизни на сегодняшний день.

Литература

1. Конституция России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/constitution/

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/41288/

3. Ушанков И.В. Право «на жизнь» лиц, страдающих резким (орфанным) заболеванием // Образование и право. 2018. № 5. С. 241-246.

4. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. С. 242-279.

5. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. В кн.: Общая психология. Тексты. Введение / Под ред. С.А. Капустина, Ю.Б. Дормашева, В.В. Петухова. М.: УМК «Психология», Генезис, 2001. С. 203-212.

6. Фромм Э. Бегство от свободы// Свобода и демократия. Sweden: Philosophical arkiv, 2016. С. 191.

7. Шелер М. Ordoamoris // Трактаты о любви / РАН, Ин-т философии, Центр этич. исслед.; Сост. О.П. Зубец. М.: Институт философии РАН, 1994. С. 77-100.

8. European Court of Human Rights. Council of Europe (Европейская конвенция по правам человека). France, Strasbourg: cedex, 2021. P. 6.

ВОЗМОЖНА ЛИ ЛЮБОВЬ БЕЗ УВАЖЕНИЯ?

Смирнова Ольга, курсант 3 курса, Московский Университет МВД РФ имени В.Я.Кикотя, (Москва, Россия)

Научный руководитель - дпн, доцент И.В. Ульянова

Аннотация.

В данной статье рассматривается одна из важнейших тем современной действительности. На чем строится любовь? Без чего она просто существует, а не процветает? На все эти вопросы я попробовала ответить в своей статье. В этом мне помог не только личный опыт, но и труды великих деятелей, благодаря которым, получилось достойно осветить данную тему.

Ключевые слова: любовь, уважение, отношения, опыт, чувства, человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.