Научная статья на тему 'ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ'

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысложизненные ориентации / смысл жизни / гендер / направленность личности.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Персиянцева Светлана Владимировна, Митяева Яна Владимировна

Представленысмысложизненные ориентации мужчин и женщин в возрасте от 31 до 59 лет в современной ситуации развития России. Проведен сравнительный анализ данных исследования и результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ»

7. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.. Саратов : Вузовское образование, 2014. 390 с.

8. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта: феноменология и динамика. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. 386 с.

9. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд, перераб. и доп. / М.А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

10. Little B.R., Salmela-Aro K, Phillips S.D. Personal Project Pursuit: Goals, Action, and Human Flourishing. Lawrence Erlbaum Associates Publishers. 2007. 462 p.

УДК 159.9

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Персиянцева Светлана Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»; Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический" институт РАО»; Москва

Митяева Яна Владимировна - студентка 2 курса психологического факультета, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет», Москва

Аннотация

Представленысмысложизненные ориентации мужчин и женщин в возрасте от 31 до 59 лет в современной ситуации развития России. Проведен сравнительный анализ данных исследования и результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Ключевые слова: смысложизненные ориентации, смысл жизни, гендер, направленность личности.

GENDER FEATURES OF LIFE ORIENTATIONS

Persiyanseva Svetlana Vladimirovna - Phd, Associate Professor of the Departmentof General Psychology, Russian State University for the Humanities; The Federal State Budget Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education», Moscow

Mityaeva Yana Vladimirovna- 2nd year student of the Faculty of Psychology, Russian State University for the Humanities, Moscow

Abstract

The life-meaning orientations of men and women aged 31 to 59 in the current situation of Russia's development are presented. Comparative analysis of the data of our study and the results of the survey by the Russian Public Opinion Research Center (VTslOM) was carried out.

Keywords: life-meaning orientations, sense of life, gender, personality orientation.

В рамках личностного подхода понятие «смысложизненные ориентации» можно рассматривать как иерархическую систему, которая состоит из избирательных и содержательных связей. Система включает в себя бинарную оппозицию: объективная осмысленность жизни — субъективные представления о смысле жизни.

Одним из первых, кто предложил психологическую теорию смысла жизни был А.Адлер «у каждого человека есть концепция цели или идеал ..., имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имел бы никакого смысла» [1, с. 2]. Он описывает модель жизненного поведения, исходя из понимания смысла жизни как психологической структуры, подчеркивая наличие объективной направленности жизни человека.

В работе В. Франкла «Поиск смысла жизни и логотерапия» понятие «смысл жизни» трактуется как врожденная мотивационная тенденция, которая является движущей силой поведения и развития человека [6, с. 203-212].

Смысл жизни заключается в направленности самой жизни [3]. В.Э. Чудновский писал, что смысл жизни как психологический механизм направляет внутреннюю активность человека, способствует становлению его личности [7, с. 6]. Направленность жизни субъекта можно связать с «простым барометром, показывающем, что жизнь движется в желаемом направлении» [9, с.10]. Авторы в работе «Challenges, pitfalls, andaspirationsforpositivepsychology» отмечают, что жизнь следует воспринимать через благополучие, связанным с счастьем. «Счастье включает в себя смысл и цель в жизни, осознанное присутствие, достижение, сбалансированность и гибкость жизни, психологические потребности в принадлежности, компетентности и автономии, помимо прочего [9, с.11].

Находясь в условиях благополучия и позитивного развития, личность не будет испытывать ощущения экзистенциального вакуума. Стрессы, ситуация неопределенности, травмирующие обстоятельства приводят к порождению экзистенциального вакуума, то есть к потере смысла жизни.

В позитивной психологии исследуются темы достижения состояния счастья, оптимизма, духовности и позитивного смысла существования. Представители этого направления убеждены, что положительные эмоции помогают человеку воспринимать мир более открытым и позволяют находить оптимальные пути решения проблем. Положительные эмоции делают человека более дружественным, а с увеличением количества друзей человек получает больше шансов эволюционного выживания [5, 10]. Так же Мартин Селигман выделил черты характера личности, способствующие достижению счастья, позитивного смысла существования - любовь, благодарность, любознательность.

Реалистичность, указывает В.Э. Чудновский, является ключевым условием, при котором «смысл жизни как психологическое образование может выполнить свою основную функцию - дать человеку почувствовать удовлетворение жизнью, а в высших своих проявлениях достичь ощущения счастья» [8, с. 216].

Социальные ценности и цели также могут быть включены в смысложизненную сферу - брать ответственность за свою жизнь, осознавать свободу выбора, обладать чувством собственного достоинства, стремиться к гуманизму. Принятие личностью социальных ценностей зависит от их субъективной значимости, наличия в них личностного смысла [4, с.50-53].

Смысл жизни «имеет специфику возникновения, этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и независимость от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [7, с.8].

Цель исследования - выявить особенности смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в возрасте от 31 до 59 лет (M = 44,19; SD = 8,79). В какой степени понимание смысла жизни носит позитивный характер и у кого (мужчин или женщин) в большей степени понятие «смысл жизни» по своему статусу является объяснительным конструктом.

В исследовании приняли участие 52 человека. Две гендерные выборки были идентичны по следующим социально-демографическим признакам: тендерному и возрастному - 24 мужчины(46%) в возрасте от 33до 59 лет (M = 46,35; SD = 8,37); 28 женщин (53,83%) в возрасте от 31 до 59 лет (M = 42,71; SD = 9,03). По уровню образования:

в мужской выборке 87,50% с высшим и 12,50% со средне-специальным образованием; в женской выборке 89,29% с высшим, 7,14% со средне-специальным образованием и 3,57% с общим образованием.

В качестве метода исследования использовалась свободная исследовательская беседа, направленная на сбор эмпирической информации по проблематике смысложизненных ориентаций.

Выявлено, что у женщин понимание смысложизненных ориентаций зависит от уровня образования. Полнота и развернутость ответов свойственна женщинам с высшим образованием. У женщин со средне-специальным и общим образованием смысложизненные ориентации направлены на безопасность и здоровье семьи («...чтобы были все живы, здоровы, чтобы у всех было всё необходимое, чтобы счастливы были»; «смысл жизни, конечно, в детях и внуках. Здоровы чтобы были, чтобы была еда, кров»).

Большинство женщин с высшим образованием (86%), рассказывая о своем понимании смысла жизни, затрагивают философские, духовные проблемы, определяют цели своего существования. 10 % из всей подгруппы женщин с высшим образованием видят (помимо прочего) смысл жизни в семье и 25% выборки в детях («Смотреть как растут свои и чужие детки - это классно»; «Смысл жизни - это любовь, единомышленники, познавательная жизнь, с поездками и изучением разных культур (не по маршруту "дом-офис"), дети, самореализация (экология - оздоровление окружающей среды в России и мире; искусство)»; «А мой персональный- мой ребенок. И смысл жизни сделать так, чтобы у нее всё было, чтобы всё было хорошо»).

Однако, были и противоположные высказывания о детях (18% респондентов). («Когда смысл жизни - ребенок - это повёрнутые люди на ребёнке. Они ни себе жизнь не устроят, ни ему жить не дадут, они немножко чокнутые»; «Но делать что-то смыслом жизни - особенно детей - я читаю, что это дно эволюции. Ты и сам не живёшь и ребенку не даёшь, не развиваешься»).

У данной подгруппы испытуемых смысложизненные ориентации направлены на настоящее и на будущее (цели - путешествовать, познавать мир, познавать себя). В настоящем они ориентированы на чувство полноты, счастья, благополучия, радости и насыщенности своей жизни. («Смысл - это жизнь. Ты живешь, дышишь, радуешься»; «.каждый день жить и работать в кайф!! Учиться и учить! Любить и ненавидеть! Купить те самые туфли, на которые я так долго копила)) да!! И в этом есть большой смысл эстетического Счастья»; «Смысл в счастье. Счастье — это движение по жизни в соответствии с собственным радаром»; «Быть счастливой. Смысл моей жизни - я сама. Сама себе вселенная. Мое мнение - в жизни каждого человека все приходит и уходит, и семья, и любовь, и дети, и деньги, и работа. Можно перечислять бесконечно. Единственное с чем мы останемся навсегда — это мы сами»).

Многие женщины отмечают, что для них важно, чтобы с ними рядом были близкие люди, при этом они не произносят слово «семья», а говорят «любимые», «друзья», «единомышленники», «понимающие тебя люди».И несколько женщин в 40 и <40 лет подчеркивают, что в процессе становления зрелости смысл жизни изменяется.(«Если бы меня раньше спросили - я бы сказала - выйти замуж, родить ребенка. На сегодняшний день у меня совершенно другой взгляд. Это проживать каждый день в здравии, в достатке, успешной, ни в чём не нуждаться, просто наслаждаться жизнью»).

Оценивая ответы мужчин, можно сделать вывод, что почти половина (42%) респондентов затрудняются с определением смысложизненных ориентаций. Независимо от образования, ответы мужчин сдержанные и немногословные. У большинства ответы направлены на обеспечение безопасности и комфорта для себя и своих близких. («Для меня это любая безопасность для своих близких, включая финансовую, моральную и т.д.». «Смысл жизни в самой жизни - любить, быть любимым, делать то, что нравится»). Интересно, что 29% всей данной выборки ответили на вопрос о смысложизненных ориентациях совершенно одинаково («.если бы меня спросили об этом год или два года

назад, я бы ответил иначе, но на сегодняшний момент смысл жизни - однозначно ребенок (дети)»).

Результаты исследования в 2022 году отличаются от полученных данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2014 году. Так, в 2014 году подавляющее большинство опрошенных россиян называли смыслом жизни создание хорошей семьи (94%), воспитание детей и обеспечение их будущего (95%)[2]. 90% считали крайне важным жить в согласии с совестью. Иметь интересную работу и материальное благополучие как важную цель в жизни назвали 85% выборки, а особую ценность здоровья отметили 95% всех опрошенных. 79% признали, что в жизни для них имеет большое значение профессиональное и общественное признание [2].

Данные нашего исследования и сравнительный анализ с исследованием 2014 года показал, что личностная направленность, осмысленность выбора и оценок, степень удовлетворенности жизнью зависит от социально-экономических и политических изменений в обществе.

Сравнительный анализ гендерных особенностей смысложизненных ориентаций выявил, что гендерные группы характеризуются разным уровнем осмысленности жизни. Ответы мужской выборки лаконичны и сдержаны. Около половины выборки не хотят задумываться и рассуждать на тему смысла жизни. Большинство респондентов видят смысл жизни в обеспечении безопасности и комфорта для себя и своих близких, в любви, в детях и интересной деятельности.

Женская выборка характеризуется высоким уровнем осмысленности жизни. Испытуемые формулируют ясные и четкие цели в жизни Ответы содержательны и развернуты. В ответах присутствуют духовные и философские рассуждения. У женщин в большей степени, чем у мужчин понимание смысла жизни носит позитивный характер. Их смысложизненные ориентации направлены на любовь, радость, счастье, благополучие и комфорт, на свое здоровье и своих близких. У женщин смысложизненные ориентации представлены в форме существующих в настоящее время жизненных ценностей. Они не видят смысл жизни в профессиональных делах или в профессиональном карьерном росте, для них приоритетным является получение радости от жизни. Причем радость может проявляться в самых незначительных вещах: («солнце на улице светит», «выпить любимый кофе», «чудесно пахнет весной», «смысл жизни - просто жить и находить источники радости и удовольствия каждый день»).

Выявлены общие закономерности в двух выборках. Так, ни у кого из респондентов смысложизненные ориентации не были направлены на прошлое. Никто не рассказывал об итогах прошлой жизни и не демонстрировал удовлетворенность этими итогами.

Смысл жизни заключается в самой жизни и осознанность смысложизненных ориентаций происходит посредством конкретных действий.

Литература

1. Адлер А. Наука жить. СПб.: Питер, 2021. С.2.

2. ВЦИОМ: большинство россиян видят смысл жизни в семье, детях и чистой совести. ТАСС от 10 февраля 2015 г. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/1756569

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. С. 249-250.

4. Персиянцева С.В. Гражданская идентичность и социальные ценности // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. Т.3. № 1. С. 50-53.

5. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006.

6. Франкл В. Поиск смысла жизни и логотерапия. В кн.: Общая психология. Тексты. Введение / Под ред. С.А. Капустина, Ю.Б. Дормашева, В.В. Петухова. М.: УМК «Психология», Генезис, 2001. С. 203-212.

7. Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования // Психологический журнал. 2015. Том 36. № 1. С. 5-19.

8. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во МСПИ, 2006.

9. Kashdan T., Steger M. Challenges, pitfalls, and aspirations for positive psychology // K. Sheldon, T. Kash dan, M. Steger (eds). Designing positive psycho logy: Taking stock and moving forward. Ox ford: Oxford University Press, 2011. P. 9-21.

10. Seligman M.E.P. Flourish. A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being. New York: A Division of Simon & Schuster, Inc., 2012.

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СТИЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ РУССКИХ И КИРГИЗОВ

Лобза Ольга Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ФГАОУ ВО «Московский Государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», Одинцовский филиал, Московская обл.,г. Одинцово, e-mailo.lobza@odin.mgimo.ru

Аннотация

В условиях политической нестабильности проблема изучения ценностных ориентаций и стилей поведения в конфликте у представителей различных этносов и народов становится особенно актуальной. Подчеркивается практическая значимость и миротворческая функция подобных исследований, результаты которых способствуют интернационализации жизни мирового сообщества во всех сферах и проявлениях. В ходе исследования были определены достоверно значимые различия в ценностных ориентациях, личностных особенностях и стилях поведения в конфликте у киргизских и русских студентов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, личностные особенности, стили поведения в конфликте.

COMPARATIVE ANALYSIS OF VALUE ORIENTATIONS AND STYLES OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT BETWEEN RUSSIANS AND KYRGYZ

Lobza Olga Valerievna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General and Social Psychology, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Odintsovo Branch, Moscow Region, Odintsovo

Abstract

In conditions of political instability, the problem of studying value orientations and behavioral styles in conflict among representatives of various ethnic groups and peoples becomes especially relevant. The practical significance and peacemaking function of such studies are emphasized, the results of which contribute to the internationalization of the life of the world community in all spheres and manifestations. The study identified significantly significant

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.