Научная статья на тему 'Учет смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев в процессе организации реабилитационной работы'

Учет смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев в процессе организации реабилитационной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВНУТРЕННИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / КЛАССЫ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ АКТУАЛЬНЫМИ СМЫСЛОВЫМИ СОСТОЯНИЯМИ: БЕЗЫНИЦИАТИВНО-ОБРЕЧЕННЫЙ / ИНЕРТНОПЕССИМИСТИЧНЫЙ / СИТУАТИВНО-ОБЫДЕННЫЙ / ПОВЕРХНОСТНО-ПРИСПОСОБЛЯЕМЫЙ / ИЛЛЮЗОРНОНЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ / ДЕМОНСТРАТИВНО-АФФЕКТИВНЫЙ / РАЦИОНАЛЬНО-ПРИЗЕМЛЕННЫЙ / ОСМЫСЛЕННО-ПРОДУКТИВНЫЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова Н. Д.

Целенаправленное изучение смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев зрелого возраста дает возможность управлять процессом полноценного включения в жизнь на новом месте жительства. При нерегулируемом переезде формируются безынициативно-обреченный, ситуативно-обыденный, поверхностно-приспособляемый классы актуальных смысловых состояний в ситуации вынужденного переселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев в процессе организации реабилитационной работы»

УДК 159.99

УЧЕТ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Н.Д. Султанова - кандидат психологических наук, доцент Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

ACCOUNTING OF VITAL ORIENTATIONS OF FORCED MIGRANTS IN THE PROCESS OF REHABILITATION WORK

N.D. Sultanova - candidate of psychology science, associate professor The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: nds1959@yandex. ru

Ключевые слова: вынужденные переселенцы, смысложизненные ориентации, внутренние социально-экономические мигранты, зрелый возраст, классы испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями: безынициативно-обреченный, инертно-пессимистичный, ситуативно-обыденный, поверхностно-приспособляемый, иллюзорно-нереалистический, демонстративно-аффективный, рационально-приземленный; осмысленно-продуктивный.

Аннотация. Целенаправленное изучение смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев зрелого возраста дает возможность управлять процессом полноценного включения в жизнь на новом месте жительства. При нерегулируемом переезде формируются безынициативно-обреченный, ситуативно-обыденный, поверхностно-приспособляемый классы актуальных смысловых состояний в ситуации вынужденного переселения.

Key words: forced migrants, vital orientations, inner social economic migrants, mature age, classes of examinees with different actual meaningful conditions spiritless-doomed, inert-pessimistic, situated-ordinary, superficial-adaptable, illusive-non-realistic, demonstrative-highly emotional, rational-materially-minded, sensible-productive.

Summary. Purposeful study of vital orientations of forced migrants of mature age gives the opportunity to manage the process of valuable inclusion into life at a new place of residence. Spiritless-doomed, situated-ordinary, superficial-adaptable classes of actual meaningful conditions in the situation of forced migration are formed by irregular removal.

Проблема смысла жизни в последние десятилетия представляет значительный интерес для ученых многих направлений. В философии, психологии, аксиологии, культурологии убедительно показано, что смысловые образования как проявления мотивационной и ценностной сферы личности являются доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека. Данная тема нашла отражение в трудах отечественных психологов, в которых общепсихологическая теория, заложившая основу психологии смысла, опирается на деятельностно-смысловой подход к пониманию человека (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров, В.Э. Чудновский, В.А. Ядов и др.). В зарубежной психологии при изучении данной проблемы можно опираться на персоналистические теории Ж. Лакруа, П. Ландберга, П. Ри-

кера В. Штерна и гуманистическое направление, представленное работами А. Маслоу, К. Роджерсом, Д. Ройсом, А. Пауэллом, Ф. Фениксом. Экзистенциальные теории заложены в трудах Д. Бьюдженталь, С. Мадди, В. Франкла.

В вышеперчесленных трудах именно смысл оказывается той инстанцией, которая подчиняет все другие жизненные проявления личности и управляет ими. Появляясь в юношеском возрасте, смысл жизни как особое психологическое образование обусловливает сознательные представления личности о будущем, определяет источник активности и степень эффективности деятельности. Те или иные смысловые образования лежат в основе восстановления и сохранения человека как личности, индивида и индивидуальности.

Смыслами как единицами сознания можно опосредованно управлять через включение личности в поток значимых деятельностей (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь). Это означает, что в процессе реабилитационных мероприятий у специалистов есть реальная возможность управлять процессом восстановления, далеко выходящим за рамки только медицинского, социального, педагогического направления. Включение реабилитируемого в значимый для него и его будущей жизни поток психических деятельностей, управление сменой социальной позиции для позитивной перестройки личностных смыслов являются новым в организации восстановительных мероприятий. Таким образом, создание методологической и экспериментально-практической базы для включения человека в личностно значимую деятельность на территории реабилитации, несомненно, представляет актуальность и практическую значимость на современном этапе развития науки и практики.

Американские специалисты выявили, что медицинская реабилитация больных инфарктом приводит к экономической пользе: каждый вложенный доллар возвращается тридцатью пятью долларами. Оказывается, что обществу гораздо выгоднее вернуть квалифицированного специалиста в строй, чем вкладывать силы, деньги и время в то, чтобы восполнить его место рождением, воспитанием и обучением нового человека, его подготовкой к жизни. Если учесть, что реабилитация с опорой на восстановление и укрепление смысложизненной стратегии дает экономический и психологический эффект, то здесь проявляется польза для отдельной личности и для государства. Поэтому реабилитация смыслов - это прерогатива государственной политики. Зачем обществу неполноценные, психологически разбитые и физически больные люди?! Успех и процветание государства - это психологически, физически и социально здоровые граждане, с сильным устойчивым смыслом жизни. Этого можно добиться в том случае, если люди, например, вынужденные переселенцы, после переезда станут обладать устойчивой, здоровой мотивационно-смысловой и ценностной сферой, когда они увидят свою значимость и ценность в обществе и будут иметь возможность состояться в той или иной профессиональной деятельности. Поиск этой узкой, но особенно ценной и судьбоносной жилы оказывается возможным при участии различных специалистов в реабилитационных центрах, их уровня осведомленности о смысловых проявлениях личности в сложных жизненных ситуациях.

Отметим, что на практике люди, испытывающие потребность в реабилитационных мероприятиях, интуитивно ищут то ценное, личностно значимое, что было нарушено или потеряно ими в сложных жизненных обстоятельствах. Они прибегают к различным способам восстановления: обращаются к экстрасенсам, ищут людей со схожим диагнозом, сравнивают свое состояние с состоянием здоровых людей и т.д. Этот процесс поиска малых и больших смыслов может затянуться во времени, отодвинуть горизонты достижения успеха далеко за рамки короткой человеческой жизни. В наш мобильный век большего достигает тот, кто укладывается в отведенное судьбой (а также возрастом, биографией) время, если он быстро и продуктивно восстанавливается и возвращается в строй. Поэтому перед реабилитологами должна стоять задача изучения смыслообразования и смыслостроительства, разработки методов и способов оказания действенной помощи в процессе смыслообразования и смысло-конструирования в сложный для человека период. В этом большую роль, естественно, может играть реабилитолог, овладевший знаниями в области психологии смысла.

Важное место в рассмотрении смысла занимает вопрос о его развитии, изменении, например, у людей зрелого возраста в ситуации вынужденного переезда, нарушившего привычный сценарий жизни. Получить в данном случае ценную информацию мы можем только при обращении к концепции смысла А.Н. Леонтьева. Он пишет: «Согласно основному общему положению о генезисе и сущности психической жизни, психической деятельности, это есть деятельность, опосредствованная отражением воздействующих свойств действительности, объективно связанных с теми свойствами действительности, которые непосредственно определяют жизнь, существование.

Объективное отношение этих свойств, подчиняющее себе, определяющее деятельность субъекта и, вместе с тем, выступающее и возникающее в ней, и есть отношение смысла, есть смысл» [5, С. 232]. Согласно данному высказыванию психическая деятельность людей развивается под влиянием «воздействующих свойств действительности». Объективное отношение свойств действительности, в которых начинает «существование» вынужденный переселенец после переезда, определяет жизнь, и выступает основой формирования смысла. «Смысл, как и психика, развивается» [5, с. 233] не только в детском, но и в зрелом возрасте. «Значение не константно, как не константен смысл...» - по мнению того же автора [5, с. 183]. Следовательно, смысл меняется и развивается.

Может ли быть утрачен смысл жизни? - Да, может, но в данном случае человек стоит или перед суицидом (когда потеря смысла перекрывает возможность дальнейшей жизни), или потерей себя как личности, кардинальным изменением привычного образа действий и образа мыслей. Утрата целостности смысла проявляется, например, при проституции и наркомании. Под влиянием травмы, полученной человеком от переезда, происходит утрата «чего-то» из связи его психической деятельности с привычными свойствами той действительности, в которой он жил до этого. Но вместе с этим у него остается возможность обрести новые отношения с новой действительностью. Новые жизненные мотивы начинают выступать как жизненный смысл на новом качественном уровне. «Развитие жизни = развитие мотивации = развитие смысла», - указывает А.Н. Леонтьев [5, с. 235]. Жизнь людей развивается под влиянием мотивации, направленной, например, на адаптацию к новой среде, а это, естественно, развивает и смысл жизни. Таким образом, «смысл динамичен. Смысл, следовательно, есть «значение для меня значения» [5, с. 183]. Открытие новых значений - это важный шаг на пути в будущее. «Смысл раскроет себя в динамике деятельности,. здесь выделяются существенные образующие деятельности» [5, с. 184].

Представляет особый интерес тезис В.Э. Чудновского о наличии двух уровней смысла жизни: .«смысл жизни как индивидуальная программа жизни личности («внутренний смысл») и смысл жизни как групповая программа деятельности социальных организаций («внешний смысл»). Внешний смысл под влиянием прямого однонаправленного социального воздействия вторгается в когнитивное поле индивида, занимает там господствующее положение и становится «внутренним смыслом», унифицированным для многих людей» [8, с. 11-21]. Таким образом, смысл жизни личности (его уровень и качество) во многом опосредован внешним, социальным воздействием, целями и задачами общества.

Смысл жизни - это не просто одна определенная цель, которую человеку или социальному окружению можно навязать. Он не дается в готовом виде для всех случаев жизни, так как он многогранен и проявляет большое разнообразие в судьбах людей. Поэтому невозможно свести жизнь большинства к одной цели. Смысл обладает энергетическим потенциалом и становится индивидуальным генератором внутренней активности для каждого отдельного человека. При этом в нем проявляются ценность и значимость индивидуального и общечеловеческого. Именно в таком виде нам представляется управление тем общим, что должно исходить от социума в отношении вынужденных переселенцев. В конечном счете, в данном процессе начнет проявляться после переезда «смыслостроительство» (Д.А. Леонтьев), «смыслопорождение» (Ф.Е. Василюк).

Смысл жизни найти непросто. Известный психотерапевт В. Франкл считает, что за него человек должен бороться всю жизнь. Часто его можно обрести лишь через страдания. Далеко не всем понятно, почему для обретения смысла своего существования необходимы страдания, особая работа над собой, преодоление в себе одних, нежелательных, качеств, желаний, стремлений и развитие других. Нельзя ли пойти по пути наименьших психических затратат, присвоить готовые решения? Как показывает жизнь, тот или иной смысл жизни может быть лишь относительно универсальным. У сложной проблемы не может быть простого решения. Но вместе с этим в истории развития человечества выделяются наиболее универсальные смысложизненные стратегии и цели, которые дают возможность управлять его развитием людей на разных возрастных этапах. Хотя в целом это поле действия отдельного человека, в котором он начинает переживать повышенную субъектную значимость предметов, действий или событий, оказавшихся в поле его действия ведущими мотивами, но оно тесно связано с обществом, уровнем его развития. Этот процесс присвоения общечеловеческого, общекультурного направляет на развитие с использованием различных психических орудий, позволяющих найти устойчивый смысл жизни.

Поиск и самостоятельная переработка прежних жизненных смыслов - процесс трудный, вызывающий различные эмоциональные переживания. Когда нет соответствующих ориентиров и поддержки со стороны, личность замыкается в себе настолько, что сама себе кажется в тягость, и на этом фоне жизнь воспринимается как бесчисленная череда потерь и страданий. Но если человек увидел значимую цель, важное для его судьбы предназначение, то многие трудности, болезни и переживания не воспринимаются им как сверхсложные, непреодолимые.

Процесс поиска новых жизненных ориентиров и переживание потери ранее выработанных смыслов остро и болезненно протекает у людей, получивших увечья (например, во время военных действий в Афганистане, Чечне), оказавшихся безработными, лишившихся близких людей и т.д. Потерю смысла ощутили советские люди, всю жизнь строившие коммунизм. Особенно остро она проявляется у потерявших связь с Родиной, покинувших место жительства (эмигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев). «В свое время Бердяев был потрясен волной самоубийств, прокатившейся по рядам русской эмиграции. Но этот род смерти добывает себе жертвы и нынче из числа бывших советских граждан, оказавшихся волею судьбы за пределами этнической родины, без средств к существованию, не у дел и без веры в идеалы и справедливость» [7, с. 242]. Данный факт учит нас толерантности по отношению к мигрантам, их состоянию, формирует проявление позитивных человеческих качеств.

Трагизм утраты смысла жизни вызывается потерей или сменой социального статуса. Здесь можно выделить и половые особенности. Мужчины чаще, чем женщины, не выдерживают настроений членов семьи при резком снижении финансово-экономического уровня жизни и осознании невозможности помочь близким, которые проявляются в среде ВП.

Таким образом, можно выявить наиболее болезненные моменты, когда вероятность потери смысла жизни очень высока, и определить наиболее эффективные методы для проведения реабилитационных мероприятий.

В нормально функционирующем сознании человека находит свое отражение вся временная перспектива личности. Ее прошлые достижения, воспоминания о детстве, родителях, семейной атмосфере тепла и защищенности. Если не чувство гордости, то признание и уважение к своему прошлому, нежелание отказываться от него становится нормой для полноценного развития. Настоящее воспринимается ясно и полно, осознается необходимость самореализации и самораскрытия. Будущее представлено в сознании как мечты, планы, раздумья о достижениях как личности, индивида и индивидуальности, об обеспеченности себя и семьи, уверенности в нем и т.д. Разумеется, их единство обеспечивает обретение смысло-жизненных ориентаций людей в сложный для них период жизни.

В прочности смысла жизни лежат представления о цельности временной перспективы, впервые раскрытой К. Левиным. Временная перспектива определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого, настоящего и будущего. Она позволяет, по мнению К. Левина, преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек находится в ситуации выбора. «Встать над полем!» - как бы призывал он. Временная перспектива позволяет сохранить целостность личности, ее «Самость», позволяет укрепить ориентиры на нравственность, доброту, культуру. Это направление помогает соединить в единое целое разорванную нить, укрепить значимость каждой ее составляющей, восстановить потерянное равновесие. В этом случае жизнь снова способствует гармоничному личностному и психическому развитию.

Исследования многих психологов, и наши в частности, подтверждают потерю целостности временной перспективы у вынужденных переселенцев. Данное обстоятельство лежит в основе возникающих трудностей в смыслообразовании на новом месте жительства. Атрибуция восстановления смысла, цельности временной перспективы представляет одну из эффективных терапевтических стратегий в работе с данным контингентом.

В.Э. Чудновский утверждает, что смысл жизни как бы растет вместе с человеком, изменяется с изменением внешних условий, развивается и совершенствуется. В процессе реабилитации человек может пройти от одного уровня к следующему, каждый из которых может продемонстрировать изменение смысла жизни под влиянием специально организуемой реабилитационной работы. Рассмотрим уровни, выделяемые В.Э. Чудновским:

1) «ситуативный» смысл жизни, который ограничивает планирование жизни, профессиональный и личностный взлет на ближайшие годы, не затрагивает и не отражает личностные стремления человека, при этом на второй план может отступать семья, работа;

2) «приземленный» жизненный смысл, выражающий стремление к удовлетворению элементарных материальных, физиологических потребностей. Иногда под влиянием окружения у человека появляются новые духовные ценности. Например, проявляется направленность на семейное благополучие, материальную обеспеченность и т.д.;

3) «возвышенный» смысл жизни связан с достижением вершин в профессиональной деятельности, направлен на творческую самореализацию, желание найти и осуществить свой, единственный смысл жизни, посвятить себя делу, несмотря на перенесенную болезнь и травму. Возвышенный смысл жизни демонстрирует, что жизнь прошла не зря, есть будущее, к которому можно и нужно стремиться, есть реальная возможность состояться и не стать обузой для близких людей и при этом осознавать, для чего жить.

Эти уровни представляется возможным диагностировать. В переходе от низшего уровня к высшему видится предназначение реабилитационной работы.

Исследование смысложизненных ориентаций вынужденных перселенцев (далее - ВП)

Под смысложизненными ориентациями понимают разновидность направленности людей в определении своего положения, которые формируются при условии социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах и прочих проявлениях личности. По мнению Д.А. Леонтьева, жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может в той или иной степени осознаваться или не осознаваться. То, что придает жизни смысл, может лежать в будущем (цели), настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни) и прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Эти временные перспективы определяют качество смыслового пространства, актуальное смысловое состояние. Их единство направляет развитие личности в стабильных и изменившихся условиях жизни и управляет им.

С целью изучения особенностей личности в ситуации вынужденного переселения и определения специфики реабилитационных мероприятий нами были исследованы смысло-жизненные ориентации ВП с помощью опросника «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев). Тест содержит пять измерительных шкал:

1) «цели в жизни» — характеризует наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем;

2) «процесс жизни, интерес к нему и эмоциональная насыщенность жизни» — показывает, насколько испытуемый воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом;

3) «результативность жизни» — отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмыслена была прожитая ее часть;

4) «локус контроля Я» — говорит о том, обладает ли личность достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями;

5) «управляемость жизнью» — показывает, насколько человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения.

В исследовании приняли участие 179 вынужденных переселенцев, переехавших в РТ, г. Набережные Челны в период с 1993 по 1998 гг. из Средней Азии и Казахстана. Из них 73 человека мужского и 106 женского пола. При подборе испытуемых были учтены возраст, пол, образование, место и время переезда (от трех до шести лет после переезда). Отметим, что все испытуемые в момент вынужденного переезда относились к периоду зрелого возраста.

Тестирование позволило определить исходный уровень смысложизненных ориента-ций и актуальные смысловые состояния ВП при нерегулируемой адаптации.

Рассмотрим результаты исследования.

Для ВП характерен в основном низкий уровень смысложизненных ориентаций по шести субшкалам опросника. Предполагаем, что в данном случае проявляются трудности в смыслоопределении при вынужденном переселении. Большинство испытуемых с низкими результатами испытывают дисгармонию в развитии, которая может быть фазой дезорганизации сложившейся психологической системы личности или ее перестройки после переезда и формирования новой целостности, нового уровня функционирования, центром которого становится иное, нежели до переезда, психическое новообразование. Внимание реабилитологов должно быть обращено на нарушение целостности в психологической организации ВП, нередко выражающееся тяжелыми аффективными состояниями и дезорганизацией поведения (рис. 1). Наибольшего внимания в реабилитационной работе заслуживает низкий показатель по субшкале «Локус контроля Я», что связано с проявлением

экстернального локуса контроля. %

100

□ Низкий 0 Высокий

ОЖ

Субшкалы

Рис. 1. Уровни смысложизненных ориентаций ВП по субшкалам опросника

Полученные данные позволяют определить классы [8] испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями (табл. 1).

1

2

3

4

5

Таблица 1

Классы испытуемых ВП с различными актуальными смысловыми состояниями и их численность (% от выборки)

Класс испытуемых Осмысленность прошлого (результативность жизни) Осмысленность настоящего (удовлетворенность процессом) Осмысленность будущего (наличиецелей) Кол-во испытуемых (179 чел.) % от выборки

М (73 чел.) Ж (106 чел.) М Ж Общий

1 низкая низкая низкая 44 66 60 62 61

2 высокая низкая низкая 5 5 7 5 6

3 низкая высокая низкая 7 5 10 5 7

4 высокая высокая низкая 8 3 11 3 7

5 низкая низкая высокая 1 5 1 4,7 3

6 высокая низкая высокая 4 4 5,5 4 4

7 низкая высокая высокая 0 5 0 4,7 3

8 высокая высокая высокая 4 13 5,5 12 9

В таблице жирным шрифтом выделены высокие значения, которые в рангах могут быть представлены следующим образом: 1 ранговое место - первый класс, 2 - восьмой класс, 3 - третий и четвертый классы. Эти же данные отражены в круговой диаграмме 2.

Каждому классу дано название, отражающее его особенности: первый класс испытуемых назван нами как безынициативно-обреченный, второй - инертно-пессимистичный, третий - ситуативно-обыденный (гедонист), четвертый - поверхностно-приспособляемый, пятый - иллюзорно-нереалистический (прожектер); шестой - демонстративно-аффективный; седьмой - рационально-приземленный; восьмой - осмысленно-продуктивный (рис. 2).

В целом наблюдается общая для мужчин и женщин ВП тенденция, в которой выделяются несколько групп с доминированием: 1) первого, 2) восьмого, 3) третьего и четвертого классов. Обращает на себя внимание наибольшее количество ВП, относящихся к первому, безынициативно-обреченному, классу (61% ВП). Вынужденный переезд оказывает существенное влияние на смысложизненные ориентации ВП, воздействует на личностные смыслы и временные перспективы. Большинство из них теряют прошлое, не чувствуют уверенности в будущем и испытывают трудности в регуляции жизненной программы в настоящем. Такого рода состояние оказывает влияние на цели переезда, их достижение, реализации намерений, снижение настроения, что, естественно, делает процесс адаптации более продолжительным и сложным. С испытуемыми данного класса необходимо проводить в первую очередь психопрофилактическую, психокоррекционную и реабилитационную работу.

9% испытуемых относятся к осмысленно-продуктивному классу, то есть только каждый десятый ВП имеет возможность пойти по пути реализации продуктивной, возвышенной смысложизненной программы, полноценного развития личности на новом месте жительства. В данную группу в основном вошли люди с устроенным бытом, успешной профессиональной карьерой, устойчивым семейным положением.

□ 1. безынициативно-обреченный

□ 2. инертно-пессимистичный

0 3. ситуативно-обыденный

(гедонист) □ 4. поверхностно-

п риспособляе мый

□ 5. иллюзорно-нереалистический

(прожектер) □ 6. демонстративно-

аффективный

□ 7. рационально-приземленный

В 8. осмысленно-продуктивный

Мужчины Женщины Общий "

Рис. 2. Кольцевая диаграмма классов ВП с различными актуальными смысловыми состояниями и их численность (% от выборки)

Рассмотрим третий и четвертый классы, занимающие третье ранговое место. Представители ситуативно-обыденного (третьего) класса живут сегодняшним днем, теряются в постановке целей будущего и проявляют неудовлетворенность своим прошлым. Они склонны к конформизму по отношению к авторитетам и пренебрежению мнением остальных, проявляют эмоциональную неустойчивость. При внешней, казалось бы, открытости проявляют замкнутость, избегают насыщенных контактов с людьми, то есть не склонны к субъект-субъектному общению.

У ВП, относящихся к четвертому (поверхностно-приспособляемому) классу, слабо представлено будущее. Эта группа людей живет настоящим и воспоминаниями о прошлой жизни, прошлых успехах и надеждах. Их жизненные цели имеют свои особенности: они направлены на адаптацию, но при этом ими не разрешаются, а отрицаются существующие проблемы, вытесняется тревога. В целом о данной группе можно сказать следующее: внешне демонстрируя успешность процесса адаптации, они испытывают потерянность и бесперспективность. Сравнивая настоящее, прошлое и будущее, они дают высокую оценку прошлой жизни, считают ее более насыщенным смыслом этапом. Большая значимость прошлого оказывает воздействие на ВП и, в какой-то мере, не дает им возможности для полноценного психического и личностного развития в настоящее время и в будущем.

Как видим, у большинства ВП при отсутствии реабилитационной работы и внедрения психологической программы [10] на первоначальном этапе адаптации проявляется безынициативно-обреченное смысловое состояние. Оно оказывает влияние на жизненную позицию ВП, формирование потребности состояться на новом месте жительства, осознание возможности добиться высот в профессиональной и других сферах жизни после переезда. В некоторой степени можно говорить о потере управления жизнью. Не всегда обладая достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями, они чувствуют некоторую обреченность. Как видим, в отношении большинства ВП необходима психопрофилактическая, психокоррекционная и реабилитационная работа.

Исследование обнаружило период повышенной чувствительности ВП к определенным внешним воздействиям в начальный период переезда. Реабилитационная работа, организуемая обществом на начальном этапе адаптации, предупредит безынициативно-

обреченную, ситуативно-обыденную и поверхностно-приспособляемую смысложизненные ориентации, даст ВП возможность полноценно раскрыть способности и таланты, реализовать осмысленно-продуктивный жизненный сценарий. Выдвижение на первый план важной социальной задачи формирования гармонично развитой личности ВП в России заключает в себе необходимость учета особенностей развития смысловой сферы личности в начальный период после переезда для обеспечения полноценного его развития после вынужденного переезда.

Литература

1. Анцыферова, Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1999. - № 1. - С. 6-19.

2. Братусь, Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000. - С. 130-139.

3. Ениколопов, С.Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах / С.Н. Ениколопов // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 3. - С. 50-55

4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Смысл; Академия, 2004. - С. 184.

5. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности : учебное пособие для вузов по специальности «Психология» / Д. А. Леонтьев. - 2-е изд. - М. : Смысл, 1997. - 63 с.

6. Леонтьев, Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности : автореф. дис. ... канд. псих. наук / Д. А. Леонтьев. - М., 1988. - 24 с.

7. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова // Вопросы психологии. - 1979. - № 4. - С. 28 - 38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пашукова, Т.И. Эгоцентризм и суицидальные установки при потере смысла жизни / Т.И. Пашукова // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни : материалы III-V симпозиумов / редкол. : В.Э. Чудновский и др. - М. : Ось-89, 2001. - 336 с.

9. Серый, А.В. Психологические механизмы / А.В. Серый // Психология. - М. : СМЫСЛ ЖИЗНИ. -2006. - С. 45.

10. Султанова, Н.Д. Разработка основных принципов и структуры программы социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев в Республике Татарстан / Н.Д. Султанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 4 (30). - С. 146-152.

11. Чудновский, В.Э. Пятилетие поиска // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни : материалы III-V симпозиумов / Психологический институт Российской Академии образования / редкол. : В.Э. Чудновский и др. - М. : Ось-89, 2001. - С.11-21.

Literature

1. Antsyferova, L.I. An individual's ability to overcome the strain of development / L.I. Antsyferova // Psychological Journal. - 1999. - No. 1. - P. 6-19.

2. Bratus', B.S. The semantic scope of personality / B.S. Bratus'// Personality psychology in the works of local psychologists / comp. L.V. Kulikov. - St. Petersburg. : Piter, 2000. - P. 130-139.

3. Enikolopov, S.N. Psychotherapy for post-traumatic stress disorders / S.N. Enikolopov // Russian Journal of Psychiatry. - 1998. - No. 3. - P. 50-55

4. Leont'ev, A.N. Activity. Consciousness. Personality. - M. : Smysl; Academy, 2004. - P. 184.

5. Leont'ev, D.A. Essay of personality psychology : a manual for universities with a specialty in "Psychology" / D.A. Leont'ev. - 2 ed. - M. : Smysl, 1997. - 63 p.

6. Leont'ev, D.A. The structural organization of the semantic sphere of personality: synopsis of a thesis. ... Cand.of Psychol. Sciences / D.A. Leont'ev. - M., 1988. - 24 p.

7. Some prospects for the study of semantic entities of personality / A.G. Asmolov, B.S. Bratus', B.V. Zei-garnik, V.A. Petrovsky, E.B. Subbotsky, A.U. Kharash, L.S. Tsvetkova // Questions of psychology. - 1979. - No. 4. - P. 28 - 38.

8. Pashukova, T.I. Egocentrism and suicidal installations in the loss of meaning of life / T.I. Pashukova // Psychological, philosophical and religious aspects of the meaning of life: III-V symposiums' materials / edit. board. : V.E. Chudnovsky and others. - M. : Os'-89, 2001. - 336 p.

9. Seryy, A.V. Psychological mechanisms / A.V. Seryy // Psychology. - M. : The Meaning of Life. - 2006. -

P. 45.

10. Sultanova, N.D. Development of basic principles and structure of the program of socio-psychological adaptation of internally displaced persons in the Republic of Tatarstan / N.D. Sultanova // Proceedings of the Samara Scientific Center of Russian Academy of Sciences. - 2009. - V. 11. - No. 4 (30). - P. 146-152.

11. Chudnovsky, V.E. Five-year search // Psychological, philosophical and religious aspects of the meaning of life: III-V symposiums' materials / Psychological Institute of the Russian Academy of Education / edit. board. : V.E. Chudnovsky and others - M. : Os'-89, 2001. - P. 11-21.

Статья поступила в редакцию 26.05.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.