ПРЕДИСЛОВИЕ
Вниманию читателей предлагается сборник материалов Международного XXVI симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме», проведенного дистанционно 14 - 15 апреля 2021 года в условиях пандемии COVID-19. Прошло уже более четверти века с тех пор, когда В.Э. Чудновский и А.А. Бодалев организовали симпозиум, где обсуждались проблемы смысла жизни человека. Актуальность проведения последующих ежегодных симпозиумов определялась тем, что работа участников проходила на рубеже XX -XXI веков, второго и третьего тысячелетий, в период острых социальных катаклизмов. Ученые, политики, общественные деятели все более задумывались над вопросом о том, существует ли выход из той «исторической ловушки», в которую попало человечество: идти вверх по лестнице, ведущей вниз, отдавая плоды своего развития на «алтарь» самоуничтожения? Чтобы противостоять негативным внешним влияниям, человек должен научиться властвовать собой, осознанно работать над развитием своего Я, становиться полноценным субъектом общения и труда. Обращаясь к ученым, В.Э. Чудновский подчеркивал, что стратегическая задача гуманитарных наук - исследование человека как «основного действующего лица исторического процесса». «Гуманитарная наука должна помочь человеку и человечеству в поиске и обретении смысла своего существования, приоритетной составляющей которого должно стать чувство гражданина Земли». [Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 25].
В процессе подготовки к XXVI симпозиуму организаторы стремились более полно использовать все плюсы дистанционного проведения и, по возможности, нивелировать некоторые минусы. Была составлена интересная программа с включением докладов ученых из ближнего и дальнего зарубежья, а также сообщений представителей науки и практики из 20 регионов России. Животрепещущие вопросы сегодняшнего дня были освещены в докладе Баттиани А. (Вена, Австрия) «COVID-19: как может психология предоставить помощь и поддержку?». Большой профессиональный интерес и потребность в дискуссии вызвал проблемный доклад Дорцен Э. (Лондон, Великобритания) «Восставая из экзистенциального кризиса». Особенно привлекательным оказался так называемый Диалог с Кочюнасом Р. (Бирштонас, Литва) «Как быть экзистенциальным терапевтом». К сожалению, с содержанием этих выступлением нам не удастся ознакомить наших читателей, поскольку организаторам симпозиума не были представлены статьи для публикации. Однако будет еще отчет о симпозиуме на сайте нашего института.
Всего в работе симпозиума приняли участие 142 человека из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, ДНР, Литвы, Великобритании, Австрии, Пакистана. Были организованы три Пленарных заседания и четыре секции, в том числе - Молодежная. В подготовленном сборнике содержатся 4 раздела. В них читатель найдет и статьи, направленные на решение проблем, которые были поставлены организаторами ранее проведенных симпозиумов А.А. Бодалевым и В.Э. Чудновским, и статьи, отражающие относительно новые исследовательские направления. Отметим, что в ряде работ обсуждаются в рамках смысложизненно-акмеологической тематики актуальные вопросы, возникшие у человека в период пандемии COVID-19.
В первом разделе освещены общепсихологические, социально-психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни и акме. Начинается раздел с проблемной статьи А.А. Мелика-Пашаева, в которой раскрыто «смысложизненное» значение творчества и сочетание в нем свободы и долженствования. Утверждая, что проблемы творчества и
смысла жизни - центральные в психологической науке, автор рассматривает представление о человеке как об изначально творческом существе, творце по природе. В статье описана психологическая связь между свободой и творчеством. Анализируя специфику творчества в конкретных областях культуры, автор показал, что «существует и особый вид творчества, направленного внутрь, на преобразование самого себя в соответствии с тем, что является для человека смыслом жизни». Е.Е. Сапогова продолжила свои исследования в русле разрабатываемого ею экзистенциально-нарративного подхода. В статье введено понятие и аргументирована гипотеза об экзистенциальном статусе родительских образов в смысловом пространстве взрослого человека. Родитель рассмотрен как сверхзначимый Другой для становления смысловой системы «Я» и самодетерминации жизненного пути. Выявлены и описаны общие характеристики родительского образа в сознании взрослого человека: интегральность, эмоциональность, многомерность, универсализация, отсутствие оценочности, архетипичность.
В работе Е.В. Федосенко проведен глубокий анализ зарубежных и отечественных исследований, в которых обоснована актуальность изучения страха смерти как движущего фактора повседневного поведения человека в условиях пандемии СОУГО-19. В рамках социально-психологической теории управления терроризмом рассмотрена специфика возникновения тревоги перед возможной смертью от вируса и страха смерти. Представлены стратегии, которые помогут людям справиться с последствиями пандемии: самопринятие, личностный рост и развитие, цель и смысл жизни, психологическая гибкость и духовная, альтруистическая стратегия жизни. Рассмотрению эго-состояния личности и ее мировосприятия в периоды болезни и переживаний последствий, вызванных коронавирусной инфекцией, посвящена статья Т.И Пашуковой. Выделены признаки смысложизненного кризиса, включающие рефлексию реализации своего предназначения, смысла жизни и оценки стратегии жизненного пути личности. В статье Ф.М. Шанькова представлены ключевые результаты скрининга утраты и приобретения ресурсов, проведенного в условиях пандемии СОУГО-19 конце мая 2020 года. Наиболее ценным из 18 ресурсов оказались, помимо здоровья, хорошие отношения с близкими. Значимость качества близких отношений также подтвердилась еще в двух исследованиях: при контент-анализе ответа на открытый вопрос о духовных ресурсах и в данных пилотажных интервью. Автор считает, что «человек во время пандемии обнаружил себя в высшей степени уязвимым и зависимым, нуждающимся в Другом». Эмпирическое исследование с применением анкеты «Изучение понимания ситуации самоизоляции» проведено в период пандемии Е.А. Сорокоумовой и Е.И. Чердымовой. Анализ показал, что одним из факторов, сохраняющих психологическое благополучие личности, становится понимание предназначения ситуации самоизоляции в рамках активного взаимодействия с другими людьми, создающего общее смысловое поле, которое становится основой для порождения новых личностных смыслов.
Полагая, что вопрос о смысле жизни является одним из самых важных и трудных вопросов, которые задаёт себе человечество уже тысячи лет, постоянный участник нашего симпозиума, Ветеран Великой Отечественной войны Е.Д. Яхнин вновь поделился с молодым поколением своим опытом и пониманием жизни. В статье он рассматривает понятие «смысл существования человека». Глубокий и многосторонний анализ показал, что в содержание этого понятия включаются усилия, направленные на укрепление и развитие социума, на достижение человеком состояния счастья. В статье А.К. Осницкого сопоставляются понятия личности и индивидуальности в культуре России и культуре стран Запада и США. Автор выступает против попыток поставить индивидуальность «выше» личности. Он отмечает, что, тенденция развития молодого западного поколения - индивидуализм, прикрывающийся индивидуальностью. По мнению автора, существующее в наши дни давление прозападной культуры разрушает основы российского воспитания. У молодежи формируется сознание «закрытое» от поиска «смыслов жизни» и понимания чувств и переживаний другого.
Отметим, что на симпозиум впервые была представлена работа, которая является частью более полной реконструкции теории личности А.Н. Леонтьева. В своей статье А.А.
Лебедева и Е.Ю. Воеводина утверждают, что в современной психологии «философско-методологические идеи А.Н. Леонтьева о личности получают возможность быть развитыми в диалоге с современными теориями до полноценной, эвристически полезной высокоуровневой теории». Анализируя конструкт «жизненная цель», авторы рассматривают его как генетический аналог конструкта «смысл жизни». В статье дано описание позиции жизненной цели в структуре личности и роли в развитии личности. Рассмотрены «задачи на личностный смысл» и выделен критерий отличия кризиса развития личности от личностно-мотивационной динамики иного рода.
В этом разделе читатель может ознакомиться также со статьями, где освещены работы в русле акмеологии. М.Г. Селюч. выделила акмеологические подходы к исследованию профессиональной востребованности личности (на примере преподавателя вуза). Проанализированы понятия «профессионализм профессиональной деятельности» и «профессионализм личности», а также связи между ними. Содержательно профессиональная востребованность рассмотрена в контексте расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и духовного обогащения, а процессуально - через превращение общечеловеческих ценностей в личностные. Л.Л. Скворцова показала, что с позиции акмеологического подхода личностная зрелость определяется как вершина развития личности. Сформулирован вопрос: при каких условиях имплицитные концепции личностной зрелости приобретают для человека важный смысл? Имплицитные концепции личностной зрелости автор рассматривал как совокупность неявных представлений о содержательных критериях, структуре и функциях личностной зрелости, на основе которых индивид формирует и описывает образ зрелой личности, интерпретирует собственное и чужое поведение. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что представления о зрелой личности, востребованной в социуме и максимально влияющей на продуктивность собственной жизнедеятельности, побуждают к саморазвитию и задают ориентиры для него.
Философские аспекты проблемы смысла жизни отражены в работе Е.Н. Кулешовой «Соотношения отношений Аристотеля в контексте смысла жизни». В статье сравниваются понятия «соотнесённое» и «соотношение», рассматриваются отношения Аристотеля в соотношениях в контексте смысла его жизни. Анализ показал, что «соотнесённое», по Аристотелю, есть то, что оно есть «в связи с другим» или находится «в каком-то ином отношении к другому», тогда как «соотношение» должно быть указано «подходящим образом», в виде логического доказательства, т.е. в контексте. Автор рассмотрел данные о жизнедеятельности Аристотеля в определённом контексте, в «законченной в смысловом отношении части текста», что позволило кратко обозначить несколько соотношений отношений, придававших его жизни смысл.
Сборник содержит также статьи, авторы которых в русле смысложизненной тематики рассмотрели вопросы формирования ценностных ориентаций, проанализировали понятия самосознание, самореализация, жизнестойкость, жизненная реализация, психологическое благополучие личности. Анализу самосознания и специфики психологических коррекционных воздействий посвящена статья А.М Акимовой и С.В. Персиянцевой. В качестве одной из важной составляющей самосознания авторы выделяют самооценку, которая рассматривается как отечественными, так и западными исследователями в качестве показателя зрелости личности наряду с такими понятиями как «образ Я», «Я-концепция», «самоотношение». В статье обоснована актуальность знания человека о себе и его представления о разных сторонах собственного Я. Описано значение метода фототерапии. Проанализированы результаты трансформации интегральной самооценки личности, происходящие вследствие реальных изменений образа физического Я. Статья О.В. Лобзы и В.О. Коротковой посвящена изучению самоактуализации личности молодых людей во взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями и профессиональной мотивацией. Выделены эмпирические уровни самоактуализации: свободно-индивидуалистический и зависимо-конформный. Представлен сравнительный анализ психологических особенностей молодых людей с разным уровнем выраженности
самоактуализации. В работе В.Л. Богдановой показано, что в современном понимании, самоактуализация отражает механизм формирования иерархической структуры ценностно-смыслового универсума личности. Основное внимание автор статьи уделил анализу модели самоакутализации П.М.Пискарева, построенной на основе парадигмального подхода. Н.А. Шмойлова представила результаты исследования взаимосвязи ценностного отношения к здоровью и психологического благополучия личности. Выявлена и проанализирована структура ценностного отношения к здоровью. Установлено, что у личности с высоким уровнем ценностного отношения к здоровью преобладает преимущественно положительный эмоциональный тонус, чувство единства со всеми сферами своей жизни, высокая удовлетворенность отношениями в семье, с друзьями, в группе и жизнью в целом. Вопрос об этапах продвижения человека к вершинному соматическому состоянию - жизненной реализации - поднимает Е.И. Гаврилова. В ее статье выделены семь этапов и определены соответствующие потребности: 1)базовые, 2) принятие себя, 3) любовь к себе, 4) уважение к себе, 5) безопасность, 6) служение другим, 7) профессиональная реализация. Анализ литературы по проблемам поиска и утраты смысла жизни содержится в статье А.Е. Мазановой. Осмысленность собственной жизни рассматривается автором как точка опоры при совершении жизненных выборов и преодолении кризисных ситуаций. В статье Н.А. Новиковой отражены современные представления о стрессе и путях его преодоления. Сопоставлены понятия «жизнестойкость», «жизнеспособность» и «жизнетворчество». А.А. Гаврилина показала, что на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций. Областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.
Раздел завершается включением статьи И.В. Калинина «Ещё раз к вопросу феномена внутренней пустоты и экзистенциального вакуума». Его статья, опубликованная в 2008 году в рамках XIII симпозиума, нашла и большой отклик и большие возражения у некоторых специалистов-практиков. Автор напомнил, что главным тезисом предыдущей работы было утверждение, что конструкты «внутренняя пустота» и «экзистенциальный вакуум» помимо того, что за ними стоит разная психологическая реальность, не всегда так уж и плохи, хотя традиционным считается обратное положение вещей. В статье, подготовленной к XXVI симпозиуму, в дискуссионной форме обсуждается феномен внутренней пустоты и экзистенциального вакуума, утверждается их нетождественность, а также подвергается сомнению правильность рассмотрения рассматриваемых феноменов с позиций «абсолютного зла».
Во втором разделе обсуждаются проблемы: «Смысл жизни, акме, современное образование и профессиональная деятельность». На предыдущих симпозиумах смысложизненному аспекту образования были посвящены многие работы, в которых раскрыта взаимосвязь процесса поиска и обретения смысла жизни и процесса образования. Значимым итогом работы симпозиума стало созданное группой его участников учебное пособие для студентов педвузов «Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога». В нем обоснован более широкий, по сравнению с традиционным, взгляд на роль учителя. Деятельность учителя не должна сводиться к обязанности передавать учащимся знания и добиваться их усвоения. Процесс образования должен подготавливать благоприятную «психологическую почву», на которой будет происходить поиск и обретение оптимального, индивидуального для каждого человека, смысла жизни.
В своих выступлениях на симпозиумах В.Э. Чудновский рассмотрел особенности смыслового пространства процесса образования в России на протяжении Х1Х-ХХ вв. и показал, что фактически отсутствует единая линия развития процесса образования. Развитие происходит зигзагообразно, взлеты чередуются с падениями. На каждом новом историческом этапе ставится задача создания новой школы; при этом стремление оградить ее
от недостатков прошлого зачастую приводит к утрате накопленного прежде позитивного опыта. Фактически наносится ущерб смыслу развития процесса образования. В.Э. Чудновский четко сформулировал: «Перечеркнуть прошлое - еще не значит вырваться в будущее». Подчеркивая значимость устойчивости процесса образования, он рассмотрел взаимодействие двух тенденций: динамической (инновационной) и инвариантной. Очень важно, что в качестве одного из основных инвариантов процесса образования рассматривается общечеловеческая нравственность - то «вертикальное» смысловое измерение, которое задает направление процессу становления личности. Причем конкретным выражением нравственной составляющей процесса образования, его смысловым инвариантом, должно быть воспитание совести. В.Э.Чудновский утверждал, что «существует внутренняя, органическая связь феномена совести с процессом поиска и обретения смысла жизни». Критически относясь к состоянию и реформированию современного образования, он справедливо считал, что: «уроки совести» должны стать органической частью непосредственной жизни школы, процесса преподавания любой учебной дисциплины.
Отметим, что в выступлениях участников симпозиума часто было выражено и критическое отношение к современному образованию, и стремление найти выход из кризисного положения, сложившегося вследствие реализации реформ. Результаты исследований показали, что проводимые преобразования обусловлены внешними по отношению к образованию причинами (главным образом финансовыми и стремлением его цифровизации), никак не связанными ни с заботой о повышении качества образования, ни с потребностями и интересами его основных субъектов. Следует отметить, что на двадцать пятом и двадцать шестом симпозиумах в центре внимания оказались проблемы, связанные с необходимостью организации психолого-педагогических исследований в условиях пандемии COVID-19.
Второй раздел сборника начинается со статьи Л.М. Митиной «Смысложизненные ориентации субъектов образования в условиях радикальных социокультурных и технологических перемен». Проведенный анализ показал, что в обществе отношение к предстоящим изменениям в образовании неоднозначное: одни выступают за сохранение и продолжение лучших отечественных традиций, другие - ориентируются на зарубежные достижения. Разрабатывается проект цифровой трансформации образования в России, включающий слом традиционной системы, развитие лишь «ключевых компетенций», технократизацию образования, что удовлетворило бы запросам бизнеса и новой экономики. Автор убежден, что перед российским образованием стоит вопрос: «сохранить здорового человека с нравственно-духовными ценностями или получить нездоровое поколение с потерянными духовно-нравственными и смысложизненными ориентирами». В статье анализируются препятствия (выученная беспомощность, прокрастинация, маргинализм) и ресурсы (актуализация смысложизненных ориентаций, повышение уровня самосознания) личностно-профессионального развития субъектов образования. Участникам симпозиума представлена авторская программа тренинг-семинара «Смысл жизни и самореализация в педагогической профессии», эффективность которой подтверждена в ходе ее апробации. И.В. Ульянова проанализировала существующие в современном обществе противоречия между реальным жизненным пространством человека и киберпространством, в которое он вовлекается в качестве активного субъекта и манипулируемого объекта. Она отметила, что еще в 80-е гг. прошлого века В.Э. Чудновский, выступая на симпозиумах, с тревогой говорил о деформации гуманистического воспитательного пространства в постиндустриальном обществе и подчеркивал ценность «нравственной устойчивости личности». В статье раскрывается потенциал педагогики смысложизненных ориентаций как актуального ресурса гуманитарно-гуманистического сопровождения личности несовершеннолетнего в условиях киберкультуры. Показано, что главная идея в решении проблемы «цифровой колонизации» и сохранения полноценной субъектности личности в образовательном процессе (и в жизни в целом) заключается в реализации принципов традиционности и дополнительности.
Значительное место в предлагаемом читателю сборнике занимают статьи, отражающие перспективные психолого-педагогические исследования в области среднего и высшего образования. Одно из важнейших направлений практико-ориентированных работ -выявление эффективных путей преподавания психологии в школе. В нашей стране накоплен большой опыт разработки экспериментальных курсов и создания учебников для школьников. Пожилые люди и сегодня с благодарностью вспоминают об учебнике Б.М. Теплова. Ведь изучение психологии способствовало развитию процессов самопознания, самопонимания, самосозидания, обеспечивающих формирование образа человека-труженика, человека-творца. На долгом жизненном пути опыт приобщения к психологии помогал и ощутить радость «в буднях великих строек», и сохранить позитивные смыслы жизни, несмотря на отчаянные попытки развернуть нашу страну на 180 градусов в дикий мир капитализма, в мир наживы, насилия и мошенничества. Перед учеными и практиками стоит вопрос: каким должна стать психология как учебная дисциплина в наше сложное время? Попытки ответить на него отражены в статье Л.А. Степновой, где представлена авторская программа и предложены подходы к созданию современных школьных учебников по психологии для учащихся 5 - 11 классов. Отметим, что для каждого года обучения создаваемый учебник имеет сквозную структуру. Основные разделы соответствуют пяти модулям развития самосознания, тематика - сложившейся в психологии структуре психологических знаний, содержание каждого раздела соответствует запросам и особенностям самопонимания возрастных групп школьников и включает: краткую теоретическую часть, описание проблемных зон, технологическую часть. Автор показал, что изучение одной и той же темы в разных модулях и на разных возрастных этапах позволяет ученику достаточно хорошо осмыслить и понять себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, изучение такой важной темы, как смысл жизни, поможет школьнику определить психологические факторы, влияющие на становление не только позитивных, но и негативных жизненных смыслов.
Статья М.В. Клементьевой посвящена изучению взросления молодого человека в период получения образования в Вузе, рассматриваемый в современных исследованиях как период «формирующейся взрослости». Как известно, длительное непрерывное вузовское образование (в России - это три ступени: бакалавриат, магистратура, аспирантура, которые совокупно включают 10-15 лет), удлиняет период «ученичества» вплоть до 30-33 лет, отодвигает вовлеченность студентов во взрослую профессиональную и социальную жизнь. В то же время человек теряет важнейшие социально-культурные ресурсы поддержки смыслов собственной жизни. Автор отмечает: в результате возникает противоречивое переживание «ожидания взрослости»: обладая возможностями быть взрослым человеком, молодой человек не живет полноценной взрослой жизнью, формируя в ответ совокупность иных смыслов уже «квазивзрослой» жизни. Исследование, проведенное по авторской методике, позволило рассмотреть смыслы событий взрослой жизни в биографической рефлексии современных студентов от 17 до 33 лет, обучающихся в ВУЗах. Выделены обобщенные концепты, служащие субъективными признаками взрослости: ответственность, независимость, причастность, релятивность.
Проблема профессионального развития личности в условиях цифровизации образования рассматривается в статье А.В. Гагарина и Н.В. Соловьёвой. Исходным в их исследовании является положение об амплификации смыслов учения как комплекса условий: а) для свободного развития личности в вариативной образовательной среде; б) для поиска и нахождения собственных смыслов (себя) в учении; в) для создания социальной ситуации сотворчества преподавателя и студента в цифровом (онлайн) взаимодействии. Авторы подчеркивают значимость формирования «новой» позиции студента, которая выражается в изменении отношения к учению. Главное не в успешной «сдаче экзамена», а в достижении определенных показателей личностного и профессионального роста в процессе учения. Учебный контент в цифровом взаимодействии студента и преподавателя («предметы» в традиционном обучении) начинает играть кардинально иную роль - средства развития, а не выработки определенных знаний и умений. Отмечается и изменение позиции
преподавателя. В противовес реализации готовой «схемы», формируется готовность непрерывно совершенствовать и изменять ее, фасилитировать цифровое взаимодействие со студентами в соответствии с их ситуационным состоянием и потребностью.
В работах участников симпозиума рассматриваются самые разные проблемы личностно-профессионального развития студентов, обсуждаются вопросы создания не только развивающей, но и безопасной среды в период получения вузовского образования. В статье О.В. Кариной анализируются теоретические подходы к пониманию смысложизненных ориентаций и профессиональной компетенции обучающихся. Систематизируются методы, технологии способствующие формированию профессионально важных качеств обучающихся гуманитарных профилей высшего образования. Е.В. Ахмадеева исходит из того, что для образовательных организаций одной из приоритетных задач является подготовка конкурентоспособных специалистов, обладающих навыками эффективного самопредъявления в различных ситуациях взаимодействия и нацеленных на положительную реализацию собственных возможностей в различных областях жизнедеятельности. В ее статье проанализированы понятия «самопредъявление» и «диалог», а также представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей самопредъявления студентов в диалоге. Проблеме создания безопасной среды в Вузах посвящена статья Л.Ц. Кагермазовой, И.В. Абакумовой, З.В. Масаевой. Обратившись к трудам В.Э. Чудновского, авторы рассмотрели проявления «частичной» нравственности в террористической деятельности. Показано, что системообразующим компонентом политики противодействия терроризму является формирование у будущих специалистов общечеловеческой нравственности.
Следует отметить, что в ходе исследований участники симпозиума не только разрабатывали собственные методические средства, но и использовали широко известный психологический арсенал, особенно разработанный Д.А. Леонтьевым «Тест смысложизненных ориентаций». Такое исследование проведено Н.Б. Карабущенко и А.В. Нерсесянц. В статье обосновывается значение изучения смысложизненных ориентаций будущих юристов в контексте понимания смысла жизни как важнейшей экзистенциальной ценности. Выявлено наличие динамики степени выраженности смысложизненных ориентаций по шкалам «Цель» и «Осмысленность жизни» у студентов разных курсов. Обозначена совокупность условий, влияющих на формирование личности студентов -юристов. Целью работы Н.А. Деевой стало изучение особенностей взаимосвязи между показателями готовности личности к изменениям и компонентами жизненной успешности. В исследовании приняли участие курсанты и слушатели Краснодарского университета МВД России в возрасте от 20 до 35 лет. Для изучения жизненной успешности личности как метаресурса была применена авторская методика «Жизненная успешность». На основе полученных данных обозначена ресурсная функция изучаемых феноменов
Опыт оптимизации образовательного процесса при подготовке кадров для МВД с учетом базовых положений научного направления «Педагогика смысложизненных ориентаций» представлен в статье Ю.А Брылевой, которая охарактеризовала три этапа в работе с курсантами и слушателями: адаптационный, квазипрофессиональный и -стажировочный. Автор отмечает, что в целях формирования у обучающихся гуманно ориентированной позиции личности широко используется метод анализа конкретных ситуаций (метод case-stady/ кейс-метод - проблема, случай). Он позволяет не только отработать внештатные ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности у молодого специалиста, но и «сформировать необходимые умения для самостоятельной деятельности, освоить социоэкзистенциальные роли: Я-полицейский, Я-социальный педагог, Я-инспектор ПДН, посредством чего и актуализируется смысложизненноориентационный характер данного метода».
Участники симпозиума в своих работах обсуждают также вопросы организации современного непрерывного образования. В статье Д.В. Литвина на основе системного подхода осуществляется анализ личностно-развивающей среды непрерывного образования в
органах внутренних дел. Развивающая образовательная среда выступает субъект-генерирующим феноменом. Личностно-средовое взаимодействие оределяется как отношение субъект-содержащей системы с ее внутренней и внешней средой. В статье Н.В. Сердюк рассмотрены смысложизненные ориентиры в подготовке полицейских руководителей, выделены основные направления педагогической герменевтики в управленческом образовании. Автор отмечает, что деятельность руководителей органов внутренних дел, связанная с защитой законных прав и интересов граждан, является глубоко гуманной по сути, обращенной к нравственным ценностям свободы и счастья человека в гармонии с окружающими. Донести эту идею до обучающихся руководителей органов внутренних дел и организовать на ее основе педагогическую деятельность в подразделении - актуальная задача, которую можно реализовать в образовательном процессе с опорой на принципы педагогической герменевтики.
Вопросы реализации личностно-ориентированного подхода в системе физического воспитания студентов в специальных медицинских группах обсуждаются в статье Л.В. Сурковой. Проанализирован опыт организации дистанционного обучения студентов на занятиях по физической культуре в условиях пандемии СОУГО-19. Предварительный анализ результатов показал, что студенты специальных медицинских групп могут быть целевыми пользователями дистанционного курса, который позволяет обеспечить индивидуальный подход и большую доступность для студентов. Однако дистанционное обучение в области физической культуры не может полностью заменить классических аудиторных занятий на базе вузов
Решение актуальных проблем в современном среднем и высшем образовании способствует развитию творческого потенциала человека, что необходимо для успешной самореализации в профессии и продвижении к вершинам в профессиональной деятельности. Постоянный участник симпозиума В.М. Пухир доказывает, что профессиональная деятельность - одна из наиболее значимых ценностей человека, которая является важным компонентом структуры его смысложизненных ориентаций. Особое внимание автор уделяет вопросу о тождестве профессиональной трудовой деятельности и жизнедеятельности. В статье раскрыты различные варианты соотношения смысла профессии с целостной жизнедеятельностью личности и проанализированы принципы эссенциализма и их применения в ситуациях личного выбора. Сформулирован вывод о том, что в любой профессии человек решает проблему поиска и реализации смысла жизни.
В сборник включены статьи, посвященные вопросам личностно-професиональноого развития военнослужащих. Е.Ю Шогорева с позиций системного подхода изучала особенности самореализации офицеров. Исследование показало, что в значительной степени среди офицеров представлена высокая выраженность самореализации в военной службе. Практически две трети исследуемых, рассматривают собственное положение на военной службе как успешное, воспринимают военную деятельность, военную службу как способ самореализации, как самовоплощение себя в ней в настоящий момент. Представляет особый интерес тот факт, что более половины из них ощутили свое призвание, увидели возможность реализовать высокие жизненные смыслы и раскрыть свой творческий потенциал еще в период обучения в военном вузе. В статье Е.А. Платониной анализируется соотношение смысла жизни и удовлетворенности профессиональной деятельностью военнослужащих. Рассмотрены специфические праксические состояния военнослужащих в условиях военной службы, влияние психофункционального состояния на удовлетворенность трудом в экстремальных условиях. Рассмотрению теоретических основ успешной деятельности военного психолога посвящена статья И.В. Ситновой. Автор проводит анализ угроз, стратегий, психоаналитических перспектив и связанный с этим контроль профессионального уровня компетенций психолога методом интроспекции.
Завершается раздел статьями, в которых определены некоторые перспективные направления исследований в профессиональной деятельности и в сфере образования. Изучению условий возникновения и преодоления профессионального стресса в эпоху
цифровизаци посвятила свою работу Я.В. Боева. Выделены различные аспекты и феномены, составляющие экзистенциальный ресурс в профессиональном становлении специалиста. Статья К.Д. Катькало посвящена изучению психологических факторов и условий, которые могут влиять на процесс самореализации, образуя тем самым его внутреннюю детерминацию, что играет особую роль при прогнозировании профессионального развития личности. Автор полагает, что к перспективным направлениям психологических исследований ближайшего будущего можно отнести изучение возможностей осознания человеком собственных ресурсов, выявление его способностей при решении широкого спектра нестандартных задач. Статья Г.В. Резапкиной «"Три кита" воспитания» возвращает читателя к проблемам среднего образования и содержит анализ основных направлений эффективной воспитательной работы в современной школе.
Третий раздел сборника содержит статьи по широкой тематике «Смысл жизни, акме, возраст, семья, проблемы психотерапии, логотерапии и психологического консультирования». Одним из важных направлений в работе предыдущих симпозиумов было рассмотрение возрастного и интеграционного аспектов смысла жизни и акме. В ряде работ В.Э. Чудновского показано, что процесс формирования и преобразования жизненных смыслов является «сквозным», он как бы «прочерчивает» всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложное взаимодействие с возрастными особенностями и средовыми факторами жизни человека. В работах А.А. Бодалева прослежены изменения в представлениях об акме, зависящие от возраста человека. Изучая особенности восхождения великих и выдающихся людей на высший для них уровень развития, А.А Бодалев показал, что наиболее важным для них фактором, оказывающим решающее влияние на уровень их достижений, является сформировавшийся у них смысл жизни. В ряде докладов участников симпозиума были представлены результаты исследований, показывающих, что каждый возрастной период вносит своеобразный «вклад» в процесс поиска и становления смысла жизни. В дошкольном и младшем школьном возрасте особое значение приобретает формирование личностного фундамента смысла жизни. Проведен анализ становления смысла жизни в периоды подростничества и юношества. Рассмотрены пути оптимизации смысла жизни в среднем возрасте, поддержания смысла жизни пожилыми людьми. Особое внимание уделено проблемам воспитания детей в семье, которая является первым и главным институтом социализации общества.
Начинается третий раздел сборника с обобщающей работы Г.А. Вайзер. В статье раскрыта значимость работ В.Э. Чудновского по проблеме «Смысл жизни и возраст». Выделена интегрирующая функция смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Рассмотрено содержание понятия «личностный фундамент смысла жизни», введенного В.Э. Чудновским. Т.А. Попова проанализировала теоретические основы понятия «Экзистенциального Я» и описала авторский метод артлоготерапии, используемый в работе с участниками организованного в ПИ РАО научно-образовательного проекта для школьников и студентов. В статье также представлены результаты нового исследования по теме «Пространство "Privacy"», идею которого подарила Е. Е.Сапогова.
Критика современного состояния воспитательной работы в семье и образовательных учреждениях содержится в статье Т.А. Казакевич «Толерантность и ее роль в воспитании современного поколения». Автор приводит убедительные примеры, когда игнорирование возрастных особенностей развития ребенка не только родителями и работниками образования, но и авторами художественных произведений приводит к становлению «ущербной» личности. Сформулированы существенные вопросы: «Какие социальные институты «напрямую» занимаются воспитательной работой подрастающего поколения? Можно ли отделить в современном (едином и неделимом) образовательном процессе обучение от воспитания?»
Проблеме формирования смысложизненных ориентаций в связи с вопросами раскрытия одаренности в области математики посвящена статья Е.С.Беловой. В целях
изучения «личностного фундамента» смысла жизни автор использовал автобиографический метод. Приводятся факты биографий выдающихся математиков, описываются особенности и условия их развития в детские и юношеские годы. Психологи и учителя широко использовали разработанную В.Э. Чудновским анкету «О смысле жизни». В течение ряда лет М.Б.Круглова использовала ее в целях изучения представлений о смысле жизни подростков. Так, анкетирование показало, что у учащихся восьмых классов начинают складываться представления о смысле жизни и смысле своей жизни. Они выделяют факторы, влияющие на становление представлений о смысле жизни, осознают разнообразие этих представлений и возможность их перестройки в процессе взросления и овладения опытом.
В статье И.И. Маниной рассматриваются условия, способствующие становлению у подростков позитивных смыслов жизни. Наблюдения и результаты практико-ориентированных исследований показывают, что «смыслостроительство» успешнее происходит в условиях обогащения жизненного опыта навыками межличностного общения. В статье изложена авторская Программа «Формирование коммуникативных навыков у подростков», которая была высоко оценена и рекомендована для классных руководителей и школьных психологов. Т.А. Ковалева обратилась к работам В.Э. Чудновского по проблемам современного образования. В статье представлены авторские программы духовно-нравственного содержания, играющие важную роль в развитии у школьников смысложизненных ориентаций.
Работа Н.В Петриковой посвящена изучению различий качества описаний представлений о будущем и образа профессионального Я в будущем у старшеклассников с различным уровнем притязаний. По результатам проведённого исследования автор делает вывод, что «для создания реалистичных по содержанию, объёмных по количеству тем представлений о будущем» и «чётких по качеству описаний образов профессионального Я в будущем» старшеклассникам необходим низкий уровень притязаний. Обоснованию актуальности изучения личностных проектов, формируемых у человека в период от 17 до 25 лет, посвящена статья Е.Ю. Рязанцевой. Эмпирическое исследование было проведено на основе авторской адаптации методики Б. Литтла «Анализ личностных проектов». Подтверждено предположение: личностные проекты могут выступать психологическим средством в раскрытии человека в различных сферах жизнедеятельности, а также в самостоятельном проектировании своего будущего согласно решению основных возрастных задач. Автор представил результаты сопоставительного анализа психологического содержания личностных проектов молодых русских и испанцев (17-25 лет).
В этом разделе сборника читатель может познакомиться и с проблемными статьями, посвященными анализу трансформационных процессов в современной семье. Статья Н.В. Калининой посвящена рассмотрению ценностно-смысловых дескрипторов готовности к приемному родительству. В ходе эмпирического исследования изучалась специфика родительских установок у приемных родителей с различной значимостью ценности счастливой семейной жизни. Показано, что родители, предпочитающие ценность счастливой семейной жизни, отличаются установками, позволяющими создавать атмосферу, благоприятно влияющую на развитие ребенка, его эмоциональный интеллект и формирование адекватного чувства ответственности за свои поступки.
Результаты эмпирического исследования ценности мудрости в контексте детско-родительских отношений представлены в работе Т.Б. Поздняковой Согласно полученным данным, существует прямая связь между значимостью мудрости для детей и родителей и различиями в специфике отношения к данной ценности. Работа М.А. Горелкиной посвящена изучению взаимосвязи семейной микрокультуры и становления ценностно-смысловых ориентиров ребенка. Анализ работ из различных психологических школ показал, что микрокультурная среда семьи закономерно влияет на становление и динамику личностных смыслов, формируемых у ребенка в процессе его взросления.
В работе А.В. Алешкиной рассматриваются особенности виктимного поведения женщины в период декретного отпуска. Акцентируется внимание на женщине из
благополучной семьи. Выявлены семейные и культурные истоки виктимности, врастание её в менталитет и культуру и предприняты попытки найти способы и инструменты прогнозирования и минимизации дальнейшей виктимизации. Статья М.А. Андрияничевой посвящена анализу теоретических исследований о материнской идентичности современных женщин. Выделены основные проблемы современных женщин в связи с принятием материнской идентичности, собственной материнской роли, а также понимания своего смысла жизни в реализации материнского потенциала.
Изучению актуальной проблемы психологической безопасности пожилого человека посвящена статья Т.Б. Бересток «Рефлексия пенсионеров прожитого как основа психологической безопасности личности». В выступлениях участников предыдущих симпозиумов было показано, что в условиях наложения социального кризиса на возрастной пожилые люди ощущают угасание позитивных смыслов жизни, стремятся к перегруппировке сил, выработке нового отношения к окружающему и к собственной личности. Отметим, что в статье автор подчеркивает значимость семьи в решении проблемы психологической безопасности личности.
Значительное число статей, включенных в сборник, посвящено проблемам психотерапии, логотерапии и психологического консультирования». Статья С.В. Штукаревой посвящена некоторым ключевым концептам логотерапии на примере пьесы Франкла «Синхронизация в Биркенвальде». Выдержки из пьесы выступают и как основные постулаты логотерапии, и как иллюстрации к концептам. Рассмотрены основные понятия: Время, Пространство, Смысл, Жертва, Сверх-Смысл, Судьба и Свобода, Идея, Димензиональная онтология, Смерть, Память об ушедших из жизни.
В сборник включены статьи, посвященные эффективности логотерапии и психотерапии, анализу практики психологического консультирования. В статье Л.И. Воробьевой обсуждается возможность решения проблемы специфики психотерапевтической коммуникации на основе выявления отличий от других (в медицине, педагогике) и осуществляется поиск конструктивных понятийных средств. Е.Б. Фанталова в целях исследования феномена любви в условиях внутреннего конфликта и внутреннего вакуума использовала авторскую ценностно-ориентированную систему методик «Диагностика внутреннего конфликта». В статье дается феноменологическое описание внутренних конфликтов и внутренних вакуумов, возможных в условиях переживания любви, и отмечается, что их содержание, с учетом нюансов конкретного случая, может быть использовано в индивидуальном консультировании и психотерапии.
Статья Д.Х. Шарибжановой посвящена исследованию самоидентичности и осмысленности жизни женщины зрелого возраста посредством проведения формирующего и констатирующего экспериментов. На начальном и конечном этапах работы в констатирующих экспериментах использовался монографический метод исследования, который позволил создать психологические портреты личности участниц эксперимента. Формирующий этап был проведен на основе авторской программы «Знакомство с собой» с применением методов артлоготерапии. Перед учеными стояла задача: выработать у женщин устойчивые жизненные позиции и помочь определить «свое место» в жизни и в обществе. Анализ экспериментальных данных показал, что материалы исследования могут быть использованы при консультировании в целях формирования осмысленности и гармонизации жизни, а также для оказания психологической помощи в кризисных ситуациях женщинам зрелого возраста, обратившимся за помощью к психологу-консультанту. В статье В.С. Пановой анализируется содержание понятия «толерантность к неопределенности». Обосновывается необходимость проведения эмпирического исследования для изучения характера взаимосвязи толерантности к неопределенности со смысложизненными и ценностными ориентациями.
А.С. Кильдишова рассмотрела влияние арт-терапии на личностный рост человека. Анализ показал, что она включает в себя многие характеристики, функции и принципы как личностно-ориентированного подхода К. Роджерса, так и понимание личностного роста
через поиск и реализацию смыслов в работах В. Франкла. Автор подчеркнул, что роль арт-терапии в личностном развитии человека реализуется как через сам процесс, акт творчества, так и через опыт взаимодействия с продуктом своего творчества, тем самым раскрывая новые грани человеческого «Я». В арт-терапии содержится множество техник и упражнений, которые способны раскрыть человека или погрузить его в ту или иную грань внутреннего мира, помогая выйти оттуда с багажом новых переживаний, открытий, смыслов и решений о себе самом и окружающем мире. Третий раздел завершается включением статьи Б.В.Кириллова, посвященной анализу содержания понятия «профессиональный выбор». Автор рассматривает «решение задачи на смысл жизни» как значимый компонент процесса выбора профессии «психолог-консультант». «Помогающий смысл» выделяется как системообразующий в структуре жизненных смыслов будущего специалиста в области консультативной психологии.
Раздел 4. Смысловое пространство моей жизни. (Доклады молодежной секции симпозиума). Следует отметить, что за прошедшее десятилетие симпозиум значительно помолодел. Этому способствовала, в частности, организация молодежных секций не только в Москве, но и в ряде городов России, а также в Казахстане. Не менее значимо и то, что постоянные участники симпозиума, будучи преподавателями средних и высших учебных заведений, стали все чаще вовлекать молодежь в самостоятельную работу над исследовательскими проектами. Отметим интерес выступающих к вопросам становления, развития и даже потери смысла жизни в разных жизненных обстоятельствах .
В сборник этого года включены как проблемные, так и традиционные статьи участников симпозиума в форме эссе. В проблемных статьях авторы представили небольшие исследования с использованием психологического инструментария. Так, изучению особенностей смысложизненных ориентаций людей в условиях пандемии COVID-19 посвящена работа С.А. Эркеновой и А.А. Симакиной. В результате исследования были получены данные по показателям СЖО и шкале толерантности к неопределённости. Исследование показало, что респонденты, заразившиеся COVID -19, склонны считать, что их жизнь вышла из-под контроля, процесс жизни для них не так интересен, а показатель осмысленности ниже, чем у людей не переболевших. Люди, чьи родственники болели COVID-19, имеют меньший интерес к жизни и негативно относятся к неопределенностям, чем люди, чьи родственники не болели этой болезнью. Попытке найти ответ на животрепещущий вопрос «Возможна ли жизнь без смысла?» посвящено эссе О.М. Ложниковой. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы автор показал, что ощущение отсутствия смысла жизни затрудняет жизнь человека и может привести к попыткам суицида.
Отметим, что в данном разделе содержатся лучшие статьи школьников и студентов, включенные в сборник в соответствии с рекомендациями научных руководителей и кураторов Молодежной секции.
Уважаемые читатели! Отзывы о предлагаемом сборнике и ваши собственные размышления над проблемами смысла жизни и акме присылайте в адрес оргкомитета симпозиума: 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, Психологический институт РАО, в оргкомитет симпозиума «Смысл жизни и акме» или по электронной почте [email protected]
Редколлегия