РАЗДЕЛ 3
СМЫСЛ ЖИЗНИ, АКМЕ, ВОЗРАСТ, СЕМЬЯ, ПРОБЛЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ЛОГОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВНИЯ
УДК 159.9
В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О ЛИЧНОСТНОМ ФУНДАМЕНТЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Вайзер Галина Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ассоциированный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Моховая, д. 9, с. 4, e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье показана значимость работ В.Э. Чудновского по проблеме «Смысл жизни и возраст». Выделена интегрирующая функция смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Рассмотрено содержание понятия «личностный фундамент смысла жизни».
Ключевые слова: смысл жизни, личностный фундамент смысла жизни, нравственная составляющая, развитие способностей, адекватное отношение человека к собственной судьбе.
V.E. CHUDNOVSKY ABOUT PERSONAL FOUNDATION OF THE MEANING OF
LIFE
Vaizer Galina Aleksandrovna Ph.D., Senior Researcher, Associate Researcher, FBSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4, e-mail: [email protected]
Abstract
The article shows the significance of work of V.E. Chudnovsky on the problem "The meaning of life and age". The integrating functions of the meaning of life in psychological development, its role in combining individual age stages into a single line of life are defined. The content of the concept "personal foundation of the meaning of life" is considered.
Keywords: meaning of life, personal foundation of the meaning of life, moral component, development of capabilities, adequate attitude of person to his own fate.
Значительное число работ В.Э. Чудновского посвящено возрастному аспекту проблемы смысла жизни. И это не случайно. Ведь проблема поиска себя, нахождения смысла своей жизни актуальна для человека любого возраста. Но особое значение она приобрела в наше время, характеризующееся ломкой устоев общественного бытия. Исходные положения для анализа возрастного аспекта в русле смысложизненной проблематики сформулированы в общетеоретических исследованиях В.Э. Чудновского. Он утверждал: «Смысл жизни - не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [4, с. 16]. В его работах показано, что структурную основу смысла жизни составляет иерархия смыслов, соотношение «большого» (главного) и «малых» смыслов. Причем особенности структурной иерархии обусловливают не только формально-динамическую, но во многом и содержательную характеристику данного феномена. Он писал: «Становление и формирование смысла жизни
как психологического феномена определяется не только содержанием "главного" смысла, но и характером его соотношения с другими жизненными смыслами. С изменением структурной иерархии изменяется и содержание смысла жизни» [7, с. 8]. Фактически структура смысла жизни - динамическая иерархия, в которой время от времени происходят подвижки.
Вслед за В.Э. Чудновским мы рассматриваем смысл жизни как динамичную иерархическую систему, в которой наряду с множеством так называемых малых смыслов существует и большой, главный жизненный смысл, как бы своеобразное ядро, которое конкретизируется, воплощается в жизненных ситуациях, то обрастая оболочками, то оголяясь и освещая как факел путь в неведомое или, наоборот, помогая оценить прожитые годы. Смысл жизни можно рассматривать как своеобразный пульсар, внутренние взаимодействия в котором приводят к его сжатию и расширению, угасанию и возгоранию, сохранности ядра и перестройке оболочек [1]. В работах, выполненных под руководством В.Э. Чудновского, и в наших исследованиях были раскрыты особенности перестроек в содержании смысла жизни. Как образно отмечал В.Э.Чудновский, смысл жизни может сжиматься как шагреневая кожа до примитивного стремления выжить и подниматься до вершин подвига и самопожертвования. В его исследованиях были рассмотрены некоторые типы структурных иерархий, характеризующих различные соотношения смысловых компонентов и во многом определяющих особенности функционирования смысла жизни. К ним, в частности, относятся: «конгломерат» жизненных смыслов, «монолитная», «двухполюсная» и «гармоническая» структуры смысла жизни.
Очень важно, что развитие структурных иерархий определяется как возрастными возможностями человека в периоды его взросления, зрелости и старения, так и социально-экономическими условиями, способствующими «ломке» уже сложившихся жизненных смыслов и поиску новых. В работах В.Э. Чудновского раскрыта не только позитивная, но и негативная значимость этих структур. Так, «монолитная» (однонаправленная) структура смысла жизни ограничивает возможности достижений человеком вершин в своем личностном и профессиональном развитии (акме), способствует становлению комформной личности, податливой к внешним ситуационным воздействиям. Гармоническая структура складывается в период, когда уже накоплен значительный жизненный опыт, происходит поиск оптимального смысла жизни. Напротив, для первого этапа становления смысла жизни и для периода его «ломки» в связи с крутыми поворотами в судьбе человека характерна структура «конгломерат жизненных смыслов» [6, 7].
Выступая с докладами на симпозиумах «Психологические проблемы смысла жизни и акме», В.Э. Чудновский раскрыл значимость проблемы «смысл жизни и возраст», которой, по его мнению, в литературе уделялось недостаточное внимание. Он подчеркивал, что «по мнению В. Франкла, смысл жизни существует объективно, и человек должен его "открыть". При такой постановке проблемы ее возрастной аспект выпадет из поля зрения исследователя» [2, с. 60]. Анализируя эту проблему, В.Э. Чудновский показал, что процесс становления смысла жизни является «сквозным», «он как бы "прочерчивает" всю жизнь человека - от дошкольного детства и до глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными, индивидуальными особенностями и средовыми факторами» [7, с. 13].
Возрастные аспекты категории «смысл жизни» постоянно обсуждались в рамках симпозиума. В исследованиях, проведенных в разновозрастных группах, подтверждена мысль В.Э. Чудновского об интегрирующей функции смысла жизни в психологическом развитии: «он способствует преобразованию представления субъекта о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни» [2 ,с. 16].
В своих работах В.Э. Чудновский достаточно обобщенно рассмотрел три основных этапа жизни человека: 1) начало жизни, 2) зрелость, 3) старость. В соответствии с этими этапами выделены основные «вехи» жизненного пространства личности: «жизненный старт», «жизненный пик» и «финиш жизни» [5, с. 192]. Показано, что эти «вехи» вносят
определенный вклад в процессы обретения человеком смысла своей жизни. В его исследованиях постоянно подчеркивается, что жизненные резервы необходимы как в периоды «жизненного старта» и «жизненного пика», так и для поддержания сложившихся жизненных смыслов, их конкретизации, поиска новых на «финише жизни».
Особое внимание В.Э. Чудновский уделил анализу «жизненного старта», утверждая, что обретение смысла жизни есть результат длительной подготовки, которая потом окупится. Он писал: «Смысл жизни не возникает на "пустом месте". Он "созревает", "вызревает" как плод, "наливаясь соком" и доходя до нужной кондиции в результате долгой, нередко мучительной работы человеческой души» [8, с. 16 ]. Созревание смысла жизни подготавливается всем ходом предыдущего личностного развития. «Способности человека, склонность к труду, адекватное отношение к успехам и неудачам, общение с самим собой обладают как бы "двойным потенциалом": они значимы не только сами по себе, но и как составляющие того фундамента, на котором возникает психологический механизм смысла существования» [2, с. 14]. В работах В.Э. Чудновского выделен и рассмотрен подготовительный период развития этого психологического механизма - период становления «личностного фундамента» смысла жизни. Понятие «личностный фундамент» включает «определенную совокупность личностных свойств», взаимодействие которых создает основу, благоприятную «психологическую почву» для возникновения и развития смысла жизни. [7, с. 654]. Показано, что подготовительный период существенно обусловливает не только время и темп становления смысла жизни, но и в определенной мере - содержание и выбор жизненного пути формирующейся личности.
В.Э. Чудновский был убежден, что формирование у ребенка «личностного фундамента» смысла жизни - одна из задач семейного воспитания. В его исследовании рассматриваются и возможности психолого-педагогической поддержки этого процесса в период школьного обучения, а также воспитания детей в детском саду. [2, с. 61]. Очевидно, что эффективность этого процесса во многом зависит от готовности взрослого к его реализации на основе знания о составляющих «личностного фундамента» смысла жизни. В своих работах В.Э. Чудновскоий выделил и проанализировал три наиболее важные составляющие личностного фундамента смысла жизни: «нравственную составляющую, развитие способностей как фактор формирования личностного фундамента смысла жизни, воспитание у учащихся адекватного отношения к собственной судьбе» [8, с. 17].
Характеризуя нравственную составляющую личностного фундамента смысла жизни, В.Э Чудновский утверждает: многое в будущей жизни и судьбе взрослеющего человека зависит от того, в какой мере школьником в период обучения будут усвоены начала общечеловеческой нравственности [8]. В то же время, по его мнению, нравственность следует рассматривать не только как фактор индивидуальной жизни человека, но и как непременное условие позитивного устойчивого развития социума. Конкретным выражением нравственного компонента процесса образования, его смысловым инвариантом, должно быть воспитание совести. Он писал: «Существует внутренняя, органическая связь феномена совести с процессом поиска и обретения смысла жизни» [9, с. 18]. Совесть существенно обусловливает направленность этого процесса, образно говоря, его «коэффициент полезного действия» [7].
В выступлении на симпозиуме В.Э. Чудновский отмечал: «проблема совести в современном обществе чрезвычайно остра, и вместе с тем реальностью является девальвация этого понятия» [9, с. 18]. Он постоянно подчеркивал, что в условиях рыночной экономики создаются психологические предпосылки для формирования личности, главной жизненной ценностью которой является обладание, имущественное положение человека. Все это способствует проявлению феномена интеллектуализации совести. Фактически «ум начинает заслонять совесть» [7, 9]. Поэтому сегодня особенно важно, чтобы «уроки совести» стали «органической частью непосредственной жизни школы, процесса преподавания любой учебной дисциплины» » [2, с. 67].
Выделяя вторую составляющую личностного фундамента смысла жизни, В.Э. Чудновский постоянно подчеркивал, что «обучение должно быть подчинено процессу развития личности, и в частности - способностей» [8, с. 28]. Перед учителем стоит задача так организовать процесс обучения, чтобы усваиваемые знания приобретали «личностную значимость». Но надо рассматривать две группы школьников. У представителей первой группы способности «рано и ярко проявляются, они как бы "пролонгированы" в будущее, существенно определяя основную линию жизни человека, его призвание» [8, а 28 - 29]. Очень важно, что у этих школьников способности «становятся доминирующим фактором формирования личностного фундамента смысла жизни» [8, с. 29]. У школьников второй группы способности «придавлены» различными комплексами. При этом формируется синдром слабого ученика, заниженная самооценка, накапливается отрицательный эмоциональный опыт. Для представителей второй группы сам процесс овладения личностно-значимыми знаниями «становится смыслообразующим», помогая устранить те факторы, которые «блокируют проявление способностей» [8, с. 29]. Учет особенностей в проявлении способностей необходим для формирования у детей личностного фундамента смысла жизни.
Воспитание в семье, дошкольных учреждениях, в школе вносит весомый вклад в судьбу человека. В.Э.Чудновский рассматривал адекватное отношение к собственной судьбе в качестве составляющей личностного фундамента смысла жизни. Понятие судьбы как своеобразной «индивидуальной траектории» жизни отражает взаимосвязь настоящего, прошедшего и будущего. В нем представлено сложное соотношение между стремлениями, действиями человека и объективно существующими обстоятельствами его жизни. Оценивая процесс образования, В.Э. Чудновский отмечает, что «современная школа, давая своим воспитанникам широкий круг знаний - от строения инфузории-туфельки до устройства вселенной и элементов высшей математики, мало помогает учащимся выработать адекватное отношение к собственной судьбе» [8, с. 29 - 30]. Целенаправленная работа в этом направлении должна включать сопоставление двух взглядов на проблему предопределенности. Это пессимистический взгляд о неизбежности, неотвратимости судьбы и оптимистический, подчеркивающий роль собственной активности человека. Организуя воспитательную работу с детьми, важно ответить на вопросы: в какой мере человек может «спорить» с судьбой, в какой мере целеустремленная деятельность может сделать его созидателем собственной жизни и хозяином своей судьбы. Особенно существенным для ребенка становится понимание «необратимости времени жизни», его рационального использования, осознание того, что «человек не должен прожить жизнь в виде "чернового наброска" - не будет времени переписать ее начисто» [7, с. 651]. Напротив, необходимо развивать способности «выстраивать» перспективу собственной жизни, обращаясь к будущему и реализуя свой творческий потенциал. Говоря о значимости полноценных знаний для становления адекватного отношения к собственной судьбе, В.Э. Чудновский подчеркивал, что «человек может стать хозяином своей судьбы, если он в своей жизни и деятельности учитывает законы природы, космоса, правила человеческого общежития, нормы морали» [8, с. 32].
Обсуждая проблему «Смысл жизни и возраст», В.Э. Чудновский отмечал, что в детстве создается благоприятная психологическая почва для «смыслостроительства» в подростковом, и юношеском возрасте, для формирования оптимального смысла жизни в период зрелости. Подчеркивая важность подготовительного периода, он писал: «Некоторые элементы смысла жизни закладываются еще в детстве и затем "прорастают" в период взрослости» [8, с. 17]. В работах В.Э. Чудновского и его последователей раскрыта значимость подготовительного периода для становления «главного» и «малых» смыслов жизни. Было показано, что особенности складывающихся в последующие годы смыслов жизни определяются основными жизненными проблемами, с которыми сталкивается человек. В исследованиях выделены следующие проблемы: «Я и общество» (широкие социальные смыслы), «Я и мои близкие» (групповые смыслы), «Я - для себя» (индивидуальные смыслы), «Я и мои внутренние переживания» (эмоциональные смыслы),
«Я и моя сфера познания» (познавательные смыслы) [1, 2]. Широкие социальные смыслы раскрываются, например, в понятиях: труд, стремление жить для людей, быть полезным для своего Отечества. Групповые смыслы конкретизируются в понятиях: семья, дети, общение с друзьями, родственниками. Индивидуальные смыслы отражаются в понятиях: жить для себя, здоровье, самосовершенствование, карьера, благополучие. Эмоциональные смыслы раскрываются в таких понятиях, как страдание, счастье, вера, радость, любовь, а познавательные - познание и понимание жизни и окружающего мира, получение образования. . [1]. Неосознаваемые или частично осознаваемые представления об этих проблемах возникают у ребенка уже в детстве, когда он «проживает» реальные жизненные ситуации или знакомится с ними при чтении художественной литературы. Таким образом, в подготовительный период складывается и база для определения самих особенностей формируемых у взрослеющего человека главного («большого») и «малых» смыслов жизни.
В заключение отметим: в связи с введением понятия «личностный фундамент» смысла жизни значимыми являются не только проблемы его «закладки» как психологической почвы для «взращивания» жизненных смыслов, но и проблемы его сохранности, устойчивости и позитивного развития в разные периоды жизни человека. «Под бурями судьбы жестокой» (А.С. Пушкин) в непрочном фундаменте могут возникнуть трещины, структурные нарушения, даже разрушение его сердцевины. А сердцевиной личностного фундамента смысла жизни является его нравственная составляющая. Именно она подвергается отчаянным атакам со стороны мечтателей о «золотом миллиарде», который владел бы миром. Такие атаки особенно опасны сегодня, в условиях пандемии СОУГО-19, содержащей угрозы жизни и здоровью человека. Вынужденные ограничения в трудовой деятельности и жизнедеятельности делают человека все более зависимым от средств массовой информации. И не только прямые информационные потоки о войнах, агрессии и насилиях в мирное время, грабежах и предательствах, культе наживы любым способом и бесполом существовании подрывают нравственные устои личности. Но еще страшнее, на наш взгляд, въедливые рекламы с самыми отвратительными эпизодами из навязываемых фильмов, включенные в патриотические радио- и телепередачи. Как капельки воды подтачивают камень, секундные рекламы размывают представления о героических поступках, расщепляют наше сознание на элементы для формирования вседозволенности, бессмысленности и безнравственности. Борьбу с этим информационным монстром трудно вести не только родителям, но и педагогу, особенно в условиях дистанционного обучения.
В своих выступлениях на симпозиумах В.Э. Чудновский, анализируя гниющие капиталистические реалии мироустройства, постоянно подчеркивал, что в условиях дифференциации общества создается негативная «психологическая почва», способствующая формированию ущербной личности, замкнутой на стремление к обогащению и узкокорыстных интересах. Но можно ли в современных условиях создать необходимое «противоядие против эгоизма, душевной черствости, жестокости», учитывая, что сам процесс образования «подчинен предоставлению образовательных услуг?» [6, с. 24]. В.Э. Чудновский был убежден, что «в системе образования и воспитания человека решается участь человеческой цивилизации: будут ли "посеяны" и прорастут ли семена "разумного, доброго, вечного"? Этому процессу должна помочь гуманитарная наука» [6, с. 24]. В своем «Обращении», ставшем своеобразным «Завещанием» для участников симпозиума, В.Э. Чудновский четко сформулировал: «Гуманитарная наука должна помочь человеку и человечеству в поиске и обретении смысла своего существования, приоритетной составляющей которого должно стать чувство гражданина Земли» [там же, с. 25].
«Заземляя» теоретические проблемы смысложизненной тематики, Вилен Эммануилович неоднократно обращался к вопросам изучения «личностного фундамента» смысла жизни. В период «закладки» этого фундамента, с одной стороны, важно выявлять факторы, влияющие на появление ядовитых ростков возможных негативных смыслов. С другой - в процессе общения с детьми необходимо искать и реализовывать эффективные способы психологической поддержки, которые будут способствовать созданию
«психологической почвы» для «взращивания» позитивных смыслов. Выступления на симпозиумах показали, что такая работа ведется и учеными, и специалистами-практиками. Но впереди еще предстоит развертывание целого цикла исследований, посвященных проблемам сохранности «личностного фундамента» смысла жизни, его устойчивости и позитивного развития в разные периоды жизни человека - от подросткового до пожилого возраста.
Литература
1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека // Психологический журнал, 1998, Т 19, №5. С. 3 - 14.
2. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. М.; Обнинск: ИГ - Социн, 2010. 72с.
3. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания). // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 - 27. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 15.02.2021).
4 Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от "внешнего" и "внутреннего" // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 2. С. 15 - 26.
5. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Издательство «Ось-89», 1997. 208 с.
6. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни //Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. /Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.Л. Карповой, В.Э. Чудновского. Часьть I. М.: Смысл, 2004. С. 7 - 23.
7. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.труды. М.: МСПИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. 768 с
8. Чудновский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008. 52 с.
9. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность. // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XX симпозиума /под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. М.: ФГНУ «Психологический институт РАО». 2015. С. 16 - 24. [Электронный ресурс] https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (дата обращения 15.02.2021).
УДК 159.9, 37.01
ПРОСТРАНСТВО «PRIVACY» В АСПЕКТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО Я ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, [email protected] 0000-0001-8772-8990
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические основы понятия Экзистенциального Я. Описана практика исследования различных аспектов экзистенциального Я с использованием авторского метода артлоготерапии. Апробированы в рамках научно-образовательного